Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие
скачать (1877 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1877kb.10.09.2012 10:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
А. В. Иванов и др.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»

Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора А. В. Иванова

Москва

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

2010

УДК 37.013.42 ББК 74.00 И20

Авторский коллектив: С.В. Алиева — ст. преподаватель (п. 8.2), А.Б. Белинская — доктор фило­софских наук, профессор (п. 1.1, 5.1,5.2,5.5), М.В. Волъфман — кандидат педаго­гических наук, доцент (п. 7.1.), С.В. Жундрикова — кандидат педагогических наук, доцент (п. 5.4, 6.2, 6.3, 6.4, 7.2), А.В. Иванов — доктор педагогических наук, профессор (п. 1.1,1.3,1.4,1.5, 5.6, 6.3, 6.4, 7.4, гл. 2, 3, 8), М.И. Макаров — канди­дат педагогических наук, доцент (п. 1.5), Л.С. Подымова — доктор педагоги­ческих наук, профессор (п. 1.2, гл. 9), ЕМ. Таболова — кандидат педагогичес­ких наук, доцент (п. 5.3, 7.3), Ю.В. Челышева — кандидат педагогических наук, доцент (гл. 4), О.А. Щанкина — кандидат педагогических наук, доцент (п. 6.1).

Рецензенты:

И.А. Липский — доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания Института семьи и воспитания РАО; вице-президент Союза социальных педагогов и социальных работников России, член исполнительного комитета Всемирной ассоциации социальных педагогов.

В.А. Николаев — доктор педагогических наук, профессор кафедры социаль­ной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Иванов А. В.

Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. —- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 424 с. ISBN 978-5-394-01013-2

В учебном пособии раскрываются основные теоретико-методо­логические характеристики социальной педагогики как научной от­расли, существенно дополняющие содержание социализации, соци­ально-педагогической поддержки личности, рассматриваются аспек­ты социально-правовой защиты детства, инновационные процессы в социальной педагогике, особенности работы с разными категориями детей в разных типах образовательных учреждений и семье. Пред­ставлены методики, технологии работы с детьми в образовательных учреждениях, показаны особенности организации их деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специ­альности "Социальная педагогика", социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Может быть полезно практическим ра­ботникам системы социальной защиты.

ISBN 978-5-394-01013-2

© Коллектив авторов, 2010

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2010

Содержание

Предисловие.........................................................................................................................................6

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8

1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории.................8

1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке..................18

1.3. Основные концепции социальной педагогики.............................................26

1.4. Методология социально-педагогических исследований....................34

1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики..........47

Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61

2.1. Сущность социализации и ее особенности.....................................................62

2.2. Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации..................................70

2.3. Сущность и содержание социального воспитания..................................82

Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101

3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка...........101

3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки.......110

3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки.........120

3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка.................131

3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации................134

3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка..........144

3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения…...148

Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157

Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии

работы с ними в образовательных учреждениях.....................................167

5.1. Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных детей...............................167

5.2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями...........175

5.3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.....183

5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов.............196

5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением......206

5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами.........213

Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230

6.1. Сущность семьи как социального института..............................................230

6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений...............234

6.3. Социально-педагогическая работа с семьей...............................................243

6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи................250

Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263

7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении................263

7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях...........265

7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа.......276

7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования........280

Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292

8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении…....292

8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба............................................................................316

8.3. Педагогическая культура социального педагога....................................331

Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343

9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога.....343

9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога......352

9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания.........359

9.4. Инновационная культура социального педагога.....................................363

Терминологический словарь..........................................................................................372

Приложение....................................................................................................................................396

Литература.......................................................................................................................................416

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие "Социальная педагогика" подготовлено в соответствии с требованиями к общепрофессиональной подго­товке специалиста социальной педагогики. Данное учебное по­собие имеет девять глав. Логика построения материала учебни­ка основана на раскрытии теоретико-методологических основ социальной педагогики, технологий и методик, организации и управления социально-педагогической деятельностью, ее инно­вационными процессами с позиции социально-педагогической поддержки ребенка.

В учебном пособии раскрываются основные теоретико-ме­тодологические характеристики социальной педагогики как науч­ной отрасли, существенно дополняющие содержание социализа­ции, представлены концептуальные положения социально-педа­гогической поддержки ребенка, включающие сущность, содержа­ние, компоненты, технологию, методы; рассматриваются аспекты социально-правовой защиты детства, инновационные процессы в социальной педагогике, особенности работы с разными категория­ми детей в разных типах образовательных учреждений и семье. Представлены методики, технологии работы с детьми в образова­тельных учреждениях, показаны особенности организации их де­ятельности. В конце учебного пособия предлагаются терминоло­гический словарь, где содержатся основные понятия социальной педагогики, а также приложение, в котором представлен матери­ал, дополняющий содержание параграфов учебного пособия.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Соци­альная педагогика". Может быть полезно практическим работ­никам системы образования и социальной защиты.

Мы благодарны рецензентам Игорю Адамовичу Липскому и Валерию Александровичу Николаеву за положительный от­зыв на учебное пособие и высказанные замечания, которые были устранены в процессе подготовки к изданию. Мы благодарим редактора издательства за плодотворную работу.

С уважением, А.В. Иванов
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики

Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспита­ние, социализация, социальное развитие, социальный опыт, соци­альная адаптация, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, со­циально-педагогическое исследование, методы исследования, методо­логия социально-педагогического исследования, методологический подход, методологические принципы, концептуальная направленность исследования.

1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории

1.1.1. Социальная педагогика как наука. Социальная педа­гогика — сравнительно новая область научного знания. Нужно отметить, что она имеет исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития.

Первые научные предпосылки возникновения социальной педагогики возникли в Европе во второй половине XIX в., когда немецкий философ П. Наторп выдвинул идею интеграции вос­питательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Даже для Европы идея всеобщей пе-дагогизации общества была смелой и опережала развитие на­учного знания в области социальной педагогики, не говоря об отставании науки от практики в России. Процесс дробления и интеграции наук носит всемирно-исторический характер и не зависит напрямую от общественно-политического устройства стран. Это подтверждается и в частном случае на примере социальной педагогики, процесс оформления которой в раздел на­учной педагогики начался практически одновременно в Запад­ной Европе и в России в 10-20-е гг. XX в. [Никитина, 2003].

Актуальные потребности общественной практики в Запад­ной Европе, США и в России обусловили возникновение и раз­витие социальной педагогики как научного знания в системе гуманитарных наук, хотя процесс этот, обусловленный конкрет­но-историческими условиями, существенно отличался в России и других странах.

Развитие идей социальной педагогики необходимо рассмат­ривать в русле общефилософских идей человечества. Разнонап-равленность жизни человека на Земле предполагает освоение разных форм жизнедеятельности, разных ипостасей существо­вания. Чем больше человек освоит этих форм, тем больше опы­та он приобретет в своей жизни, тем насыщеннее будет выпол­нение им его жизненного предназначения. К таким формам жиз­недеятельности можно отнести следующие: личностно-соци-альная идентификация, образ жизни ученика, профессиональ­ное самоопределение и реализация в профессии, становление себя в роли любящего мужчины или женщины, отца или мате­ри, гражданина своей страны, гражданина мира, осознание себя Человеком Вселенной, духовная самоактуализация. Все это и есть жизненная сущность проживания человека на Земле. При этом инструментом реализации своей субъектности являются взаимоотношения и сотрудничество (сотворчество) с другими людьми. Человек осознает себя человеком, только находясь в контакте с другими людьми. Однако любая деятельность и от­ношения имеют смысл, если человек в процессе жизнедеятель­ности, продвигаясь по пути своего совершенствования в каж­дой из вышеперечисленных и иных ипостасей, совершает по­ступки, осуществляет деятельность во имя других, во имя об­щего блага, для созидания общего и тем самым своего бытия.

Ориентация людей на удовлетворение только своих жиз­ненных потребностей и их преумножение негативно влияет на духовное и социальное развитие человечества. Все больше тре­буется миру сил для воспроизводства культурного потенциала личности. Все сложнее выполнять работу, связанную с духов­ным и нравственным развитием человека.

Понятие социальной педагогики выражает принципиаль­ное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причина­ми, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческо­го уклада социальной жизни коренным образом зависит от со­ответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, ко­торые должны в этой жизни участвовать. Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни — вот, следовательно, тема этой науки. И ее мы рассматриваем не как две отделимые друг от друга задачи, но как одну единствен­ную. Ибо общность состоит лишь в соединении индивидуумов, а это соединение, в свою очередь, существует только в сознании отдельных членов. Поэтому последний закон для индивидуума и общности по необходимости один и тот же [Наторп, 1911: 75].

Человеческое общество и человеческая природа — вот крае­угольные камни, вот основа социальной педагогики. Построенная на этом фундаменте истинная социальная педагогика включает в себя все хорошее и разумное, что содержится в индивидуаль­ной педагогике, и только отбрасывает все неразумное, непрости­тельно антисоциальное, что индивидуальная педагогика внесла в область воспитания. На этом гранитном фундаменте только и возможно поставить цель воспитания [Зейдель, 1919].

Социальная педагогика направлена на экономическое и со­циокультурное преобразование, считает академик РАО Г.Н. Филонов. Преодоление кризисных ситуаций в целях при­ближения социума к личности, требует охвата всех областей со­циальной политики государства, социального управления обще­ственным развитием.

Социальная педагогика как наука разрабатывается совре­менными учеными: В.М. Басовой, В:Г. Бочаровой, СА. Беличе-вой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфовым, МА. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.Р. Мустае-вой, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, B.C. Торохтием, Г.Н. Шти-новой и др.

Рассмотрим различные определения социальной педаго­гики.

По мнению И.А. Липского, социальная педагогика рассмат­ривается как наука и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимо­действию (т. е. предмет социальной педагогики как практики). Это обусловлено тем, что наука по преимуществу отражает про­цессы практики. В этом случае ее предметом являются законо­мерности, противоречия, принципы и методы гармонизации этих взаимоотношений в социальной среде, и становится справедли­вой следующая формула ее определения: "Социальная педаго­гика — это педагогика отношений в социуме".

А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как от­расль педагогики, исследующую социальное воспитание в кон­тексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организа­циях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (пред­приятия, воинские части и др.).

С точки зрения В.А. Никитина, социальная педагогика пред­ставляет собой теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами про­цесса социализации или ресоциализации человека, результа­том которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависи­мости от соответствующего уровня и вида социальной адапта­ции, социального функционирования.

По мнению Л.В. Мардахаева, социальная педагогика — это педагогика, изучающая социальные проблемы человека на раз­личных этапах его возрастного развития, среду его жизнедея­тельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспита­ния и обучения конкретного человека с учетом его индивиду­альных возможностей, педагогические возможности среды жиз­недеятельности человека и их влияние на его социальное раз­витие, воспитание.

С точки зрения В.М. Басовой, социальная педагогика — это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптими­зации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальную педагогику М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова рас­сматривают как отрасль педагогического знания, исследующую явления и закономерности целесообразно организованного пе­дагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социаль­ное развитие, становление, формирование человека, независи­мо от того, протекает оно в условиях "нормы" либо "отклонения от нормы".

В.Д. Семенов называет социальную педагогику педагогикой среды, интегрирующей научные достижения смежных наук и реализующей их на практике общественного воспитания.

X. Мискес понимает под социальной педагогикой научную дисциплину, раскрывающую социальную функцию общей пе­дагогики и исследующую воспитательный процесс во всех воз­растных группах.

Е. Молленхауер раскрывает социальную педагогику как помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.

Наука — это сфера человеческой деятельности, направлен­ной на выработку и систематизацию новых, объективных зна­ний и представлений о действительности [Мудрик, 2007].

Цель социальной педагогики — обеспечение возможнос­тями и условиями социального становления и социального раз­вития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.

Под целью социальной педагогики как науки И.А. Липский предлагает понимать повышение научной обоснованности, ка­чества и эффективности социально-педагогической практики (и образовательного комплекса), что достигается реализацией ана­литической, описательной, объяснительной и интегрирующей ее функций, которые в своей совокупности объединены в груп­пу познавательных (исследовательских) функций.

По его рассуждениям, задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в три группы. Первая из них связана с исследованием практической деятельности: выявле­ние закономерностей развития социальной работы и социаль­но-педагогической практики, социально-педагогической дея­тельности субъектов и институтов социума; поиск противоре­чий и определение тенденций их разрешения в его разных ви­дах, сферах социальной среды и на различных уровнях их ана­лиза; разработка принципов, способов, методов и форм деятель­ности социального педагога и социального работника; изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента); анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.

Социальная педагогика как наука изучает социально-пе­дагогические явления в социуме и решает следующие задачи:

- изучение особенностей процесса социализации личнос­ти, т. е. изучение условий и результата;

- изучение структуры социально-педагогической деятель­ности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к со­циально-педагогической деятельности, профессиональное ма­стерство.

Каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае — в человеке.

Предметом социальной педагогики является изучение за­кономерностей социального развития личности в процессе со­циального обучения и социального воспитания. Исследование взаимосвязей индивидуального развития личности и социаль­ного развития, индивидуального и социального процессов. Че­ловек как представитель общества является носителем соци­альных отношений и его целей и задач. Но при этом у него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализо­вано только в социальном мире. Внести свой вклад в развитие этого мира — значит выполнить свою задачу на Земле.

Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном раз­витии.

Объектом изучения социальной педагогики, с точки зрения Л.Е. Никитиной, является молодежь и дети, нуждающиеся в по­мощи в процессе их социализации; И.А. Липский объектом изу­чения социальной педагогики считает взаимодействие человека и социальной среды, а академик РАО Г.Н. Филонов — процесс развития человека в социуме на основе совокупности его соци­альных взаимодействий, т. е. социальное развитие человека.

А.В. Мудрик определяет предмет социальной педагогики как социальное воспитание личности, исследование воспита­тельных сил общества и способов их актуализации, а И.А. Лип­ский, Л.Е. Никитина — закономерности процесса усвоения ин­дивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей. Вопрос о предмете и объекте социальной педагогики остается до сих пор в науке дискуссионным.

Методологическими основами социальной педагогики явля­ются философия воспитания, философская антропология, совре­менные данные человекознания. Теоретические основы — это ци­вилизованный и культурологический подходы к социально-педа­гогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы обра­зования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена.

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманисти­ческой [Мустаева, 2001].

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования соци­ально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке це­лей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Ведущим процессом социальной педагогики является соци­ально-педагогический процесс. Он включает несколько направ­лений.

Первое направление — это раскрытие знаний о законах, нормах, правилах, традициях общества.

Второе — руководство процессом культурного развития личности и группы, принятия ценностей общества, видения кра­соты мира, формирования жизненной устремленности и сози-дательности..

Третье — раскрытие перед человеком возможностей про­фессионального развития, выбора жизненного пути.

Четвертое — оказание помощи в решении проблем в про­цессе социализации, саморазвитии, в преодолении негативных качеств, чувств, черт характера.

Пятое — развитие социально активных качеств и чувств, укрепление воли с целью достижения целей и задач в процессе самореализации, создание условий для укрепления здоровья, развития социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, экологических, эстетичес­ких, экономических, физических, трудовых и т. д.).

Шестое — управление социально-педагогическим процес­сом, включающим технологии работы с конкретным человеком, группой, семьей, социумом, создание системы социально-педа­гогической поддержки и защиты на уровне школы, социума, го­рода, региона, государства.

Седьмое направление — построение связей и отношений между семьей, организациями, учреждениями, педагогами всех категорий, специалистами социальной педагогики с целью обес­печения социальной защиты, помощи и поддержки.

1.1.2, Основные категории социальной педагогики. Соци­альная педагогика как любая наука имеет свои научные катего­рии. В параграфе предлагаются наиболее существенные поня­тия, определяющие сущность социальной,педагогики.

Категории (от греч. kategoria — высказывание, признак) —• это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительнос­ти и познания.

Развитие личности (реализация внутренне присущих за­датков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат ее социализации — усвоения и воспроиз­водства культурных ценностей и социальных норм, а также са­моразвития и самореализации в том обществе, в котором она живет.

Социализация — процесс "вхождения" ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде зна­ний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).

Социальный опыт — единство умений, знаний, способов поведения, ценностных ориентации личности.

Поскольку социальное воспитание (и семейное, и конфес­сиональное) лишь составная часть процесса социализации, по­стольку социальная педагогика изучает его в контексте социали­зации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятель­ства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (регио­на, города, сёла, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, обще­ние с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Социальное воспитание — создание условий и стимулиро­вание развития человека, его социального становления с уче­том и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически ре­гулируемая и направленная на формирование социальной зре­лости и развитие личности посредством включения ее в различ­ные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.

Социальное обучение — целенаправленный процесс и ре­зультат1 передачи социальных знаний и формирования соци­альных умений и навыков у детей [Мустаева, 2001]. 1

Социальная среда — целостное психосоциальное простран­ство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.

Социально-педагогическая деятельность — это разновид­ность профессиональной деятельности, направленная на оказа­ние помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценно­стей, на создание условий для их самореализации в обществе [Мустаева, 2001].

Социальная помощь —- это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их соци­ального положения [Мустаева, 2001].

Социальная поддержка — это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потреб­ностей и оказание помощи в профессиональном самоопределе­нии [Мустаева, 2001].

Социально-педагогическая поддержка — это оказание по­мощи личности в процессе социализации и самореализации.

Социальная защита — это система гарантированных госу­дарством мер (экономических, правовых, организационных), обеспечивающих гражданам поддержку в сложных жизненных ситуациях [Мустаева, 2001].

Социальный педагог — специалист, который оказывает по­мощь детям и семье в решении проблем в процессе социализа­ции. Он работает с детьми, подростками, молодежью, родите­лями, т. е. людьми разного возраста независимо от их социаль­ного положения, происхождения, религиозных убеждений, эт­нической принадлежности. Объектом деятельности социально­го педагога может быть: ребенок (подросток, молодежь), семья, группа, организация.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание вос­питывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, се-мейно-соседском окружении, по месту жительства, на произ­водстве. Деятельность социального педагога позволяет своевре­менно диагностировать, выявлять и педагогически целесообраз­но влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомо­щи, формировать ценностные ориентации личности [Мустаева, 2001].

1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для пе­дагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рас­смотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисципли­ны. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматри­вает ту или иную сторону целостного педагогического процес­са, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагоги­ческой наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базис­ные — основные для социальной педагогики. К их числу приня­то относить философию, общую педагогику, социальную рабо­ту, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки личности в опре­деленных социокультурных условиях, конкретизировать поло­жения общей педагогики применительно к возможностям сре­ды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятель­ности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам пер­вой степени, наряду с общей педагогикой, философией образо­вания, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены спе­циальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортив­ная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредель­ные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Педагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Ивано­ва, фактически на протяжении веков педагогика рассматрива­ла то процессы индивидуального развития и возможности вхож­дения личности в социальное окружение, то ее процессы и яв­ления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время мож­но констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагоги­ка школы, педагогика профессионального образования, педаго­гика закрытых учреждений различного типа, а также семей­ная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педаго­гики. Социальная педагогика — это педагогическая наука, по­зволяющая рассматривать педагогические явления и процес­сы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целя­ми, которые направлены на формирование и развитие личнос­ти в социальном мире, гармонизацию отношений человека и об­щества.

Социальная педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математи­ки, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содер­жатся специфические частные закономерности развития уча­щихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспита­ния конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный ап­парат социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с социальной рабо­той. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в груп­пе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитан­ностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств разви­тия личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в зак­лючении за совершенные преступления. Другое ее название — педагогика пенитенциарных учреждений. Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбываю­щих наказание за совершенные преступления. В связи с этим

педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принци­пах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.

В последние годы активно развивается коррекционная пе­дагогика, которая изучает особенности развития детей с огра­ниченными возможностями, разрабатывает теоретические ос­новы, принципы, методы, формы и средства воспитания и обра­зования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Она обеспечивает научные основы работы специаль­ных образовательных школ и дошкольных учреждений, клас­сов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обу­чения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учрежде­ний. Одной из важных проблем коррекционной педагогики яв­ляется разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска. Теории воспитания и образования лиц без зре­ния, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития лично­сти (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.

Философия является методологической основой социаль­ной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-ме­тодологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического приме­нения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология позна­ния и преобразования — все это составляет исходные методо­логические основания, основы социально-педагогических тео­рий.

Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и про­странство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявле­нии и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала.

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике выросла из социологических теорий, поэтому при­нято считать, что социальная педагогика связана с социологи­ей. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

Например, при диагностике детей группы обычно исполь­зуются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной пе­дагогике, так же как и в других научно-педагогических дисцип­линах.

Другая базисная для социальной педагогики наука — пси­хология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов. Из психологии социальная педагогика чер­пает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отно­шений личности, особенностях межличностного общения, о со­циальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педа­гогике, оформляясь в определенные направления, обычно опи­рались на те или иные психологические воззрения.

Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных кон­фликтов, их общие закономерности; социальная педагогика — главным образом межличностные, внутриличностные и лично-стно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория про­низывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного раз­вития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существую­щие конфликты между личностью и социальной средой (социу­мом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значи­мый как для личности, так и ее окружения характер. Соци­альные педагоги имеют дело с остро конфликтными категория­ми населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безра­ботными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослабле­нию социальной напряженности. Учитывая, что социальная кон­фликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики соци­альной педагогики является социально актуальным и чрезвы­чайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В про­тивном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

В последние годы социальные педагоги стали широко ис­пользовать данные политологии. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области со­циальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, вопло­щенная в их социальных программах и практике и регулирую­щая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сфе­рой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вто­рична относительно экономики, которая была и остается опре­деляющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает по­литологии фундаментальные теоретические положения, позво­ляющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализа­ции социальных доктрин.

Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпы­ваются связи социальной педагогики с другими науками.

Как развитая часть педагогической науки социальная пе­дагогика практически воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, на­учно-эмпирические (педагогика социального развития личнос­ти, или социальное воспитание), интегративные (педагогика сре­ды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области соци­альной педагогики) области, научные направления, течения, школы.

По мнению И.А. Липского, общими ее
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


А. В. Иванов и др
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации