Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие - файл n1.doc
приобрестиИванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособиескачать (1877 kb.)
Доступные файлы (1):
Смотрите также:- Никитин В.А. Социальная педагогика (Документ)
- Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
- Мудрик А.В. Социальная педагогика (Документ)
- Галагузова М.А. Социальная педагогика (Документ)
- Коваль Л.Г., Звєрєва І.Д., Хлєбік С.Р. Социальная педагогика/социальная работа (Документ)
- Презентация - социальная педагогика, предмет, цель, задачи, функции (Реферат)
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика (Документ)
- Haтopп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности (Документ)
- Титов Д.С. Социальная геронтология: учебное пособие (Документ)
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
- Гладышев А.Г., Иванов В.Н. (ред.) Основы социального управления. Учебное пособие (Документ)
- Безпалько О.В. Соціальна педагогіка: схеми, таблиці, коментарі (Документ)
n1.doc
А. В. Иванов и др. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора А. В. Иванова
Москва
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2010
УДК 37.013.42 ББК 74.00 И20 Авторский коллектив: С.В. Алиева — ст. преподаватель (п. 8.2),
А.Б. Белинская — доктор философских наук, профессор (п. 1.1, 5.1,5.2,5.5),
М.В. Волъфман — кандидат педагогических наук, доцент (п. 7.1.),
С.В. Жундрикова — кандидат педагогических наук, доцент (п. 5.4, 6.2, 6.3, 6.4, 7.2),
А.В. Иванов — доктор педагогических наук, профессор (п. 1.1,1.3,1.4,1.5, 5.6, 6.3, 6.4, 7.4, гл. 2, 3, 8),
М.И. Макаров — кандидат педагогических наук, доцент (п. 1.5),
Л.С. Подымова — доктор педагогических наук, профессор (п. 1.2, гл. 9),
ЕМ. Таболова — кандидат педагогических наук, доцент (п. 5.3, 7.3),
Ю.В. Челышева — кандидат педагогических наук, доцент (гл. 4),
О.А. Щанкина — кандидат педагогических наук, доцент (п. 6.1).
Рецензенты: И.А. Липский — доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания Института семьи и воспитания РАО; вице-президент Союза социальных педагогов и социальных работников России, член исполнительного комитета Всемирной ассоциации социальных педагогов.
В.А. Николаев — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.
Иванов А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. —- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 424 с. ISBN 978-5-394-01013-2
В учебном пособии раскрываются основные теоретико-методологические характеристики социальной педагогики как научной отрасли, существенно дополняющие содержание социализации, социально-педагогической поддержки личности, рассматриваются аспекты социально-правовой защиты детства, инновационные процессы в социальной педагогике, особенности работы с разными категориями детей в разных типах образовательных учреждений и семье. Представлены методики, технологии работы с детьми в образовательных учреждениях, показаны особенности организации их деятельности.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика", социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Может быть полезно практическим работникам системы социальной защиты.
ISBN 978-5-394-01013-2
© Коллектив авторов, 2010
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2010
Содержание Предисловие.........................................................................................................................................6
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики..........8
1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории.................8
1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке..................18
1.3. Основные концепции социальной педагогики.............................................26
1.4. Методология социально-педагогических исследований....................34
1.5. Цели, закономерности и принципы социальной педагогики..........47
Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности..............61
2.1. Сущность социализации и ее особенности.....................................................62
2.2. Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации..................................70
2.3. Сущность и содержание социального воспитания..................................82
Глава 3. Социально-педагогическая поддержка детей в образовательных учреждениях..........101
3.1. Сущность социально-педагогической поддержки ребенка...........101
3.2. Структурные компоненты социально-педагогической поддержки.......110
3.3. Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки.........120
3.4. Методы социально-педагогической поддержки ребенка.................131
3.5. Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации................134
3.6. Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенка..........144
3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения…...148
Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России.................157
Глава 5. Характеристика разных категорий детей и технологии
работы с ними в образовательных учреждениях.....................................167
5.1. Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных детей...............................167
5.2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями...........175
5.3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.....183
5.4. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов.............196
5.5. Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным и делинквентным поведением......206
5.6. Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами.........213
Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей...................................230
6.1. Сущность семьи как социального института..............................................230
6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений...............234
6.3. Социально-педагогическая работа с семьей...............................................243
6.4. Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи................250
Глава 7. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования разного типа.......263
7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении................263
7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях...........265
7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа.......276
7.4. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования........280
Глава 8. Организация и управление социально-педагогической деятельностью в образовательном учреждении......292
8.1. Функции и основные требования к деятельности социального педагога в образовательном учреждении…....292
8.2. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами в условиях образовательного учреждения и в социуме. Социальная служба............................................................................316
8.3. Педагогическая культура социального педагога....................................331
Глава 9. Социально-педагогическая поддержка инновационной деятельности социального педагога......343
9.1. Сущность инновационной деятельности социального педагога.....343
9.2. Особенности социально-педагогической поддержки инновационной деятельности социального педагога......352
9.3. Социальные проекты: сущность, структура и особенности их создания.........359
9.4. Инновационная культура социального педагога.....................................363
Терминологический словарь..........................................................................................372
Приложение....................................................................................................................................396
Литература.......................................................................................................................................416
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие "Социальная педагогика" подготовлено в соответствии с требованиями к общепрофессиональной подготовке специалиста социальной педагогики. Данное учебное пособие имеет девять глав. Логика построения материала учебника основана на раскрытии теоретико-методологических основ социальной педагогики, технологий и методик, организации и управления социально-педагогической деятельностью, ее инновационными процессами с позиции социально-педагогической поддержки ребенка.
В учебном пособии раскрываются основные теоретико-методологические характеристики социальной педагогики как научной отрасли, существенно дополняющие содержание социализации, представлены концептуальные положения социально-педагогической поддержки ребенка, включающие сущность, содержание, компоненты, технологию, методы; рассматриваются аспекты социально-правовой защиты детства, инновационные процессы в социальной педагогике, особенности работы с разными категориями детей в разных типах образовательных учреждений и семье. Представлены методики, технологии работы с детьми в образовательных учреждениях, показаны особенности организации их деятельности. В конце учебного пособия предлагаются терминологический словарь, где содержатся основные понятия социальной педагогики, а также приложение, в котором представлен материал, дополняющий содержание параграфов учебного пособия.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". Может быть полезно практическим работникам системы образования и социальной защиты.
Мы благодарны рецензентам Игорю Адамовичу Липскому и Валерию Александровичу Николаеву за положительный отзыв на учебное пособие и высказанные замечания, которые были устранены в процессе подготовки к изданию. Мы благодарим редактора издательства за плодотворную работу.
С уважением,
А.В. Иванов Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной педагогики Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание, социализация, социальное развитие, социальный опыт, социальная адаптация, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, социально-педагогическое исследование, методы исследования, методология социально-педагогического исследования, методологический подход, методологические принципы, концептуальная направленность исследования.
1.1. Социальная педагогика как наука и ее основные категории 1.1.1. Социальная педагогика как наука. Социальная педагогика — сравнительно новая область научного знания. Нужно отметить, что она имеет исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития.
Первые научные предпосылки возникновения социальной педагогики возникли в Европе во второй половине XIX в., когда немецкий философ П. Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Даже для Европы идея всеобщей пе-дагогизации общества была смелой и опережала развитие научного знания в области социальной педагогики, не говоря об отставании науки от практики в России. Процесс дробления и интеграции наук носит всемирно-исторический характер и не зависит напрямую от общественно-политического устройства стран. Это подтверждается и в частном случае на примере социальной педагогики, процесс оформления которой в раздел научной педагогики начался практически одновременно в Западной Европе и в России в 10-20-е гг. XX в. [Никитина, 2003].
Актуальные потребности общественной практики в Западной Европе, США и в России обусловили возникновение и развитие социальной педагогики как научного знания в системе гуманитарных наук, хотя процесс этот, обусловленный конкретно-историческими условиями, существенно отличался в России и других странах.
Развитие идей социальной педагогики необходимо рассматривать в русле общефилософских идей человечества. Разнонап-равленность жизни человека на Земле предполагает освоение разных форм жизнедеятельности, разных ипостасей существования. Чем больше человек освоит этих форм, тем больше опыта он приобретет в своей жизни, тем насыщеннее будет выполнение им его жизненного предназначения. К таким формам жизнедеятельности можно отнести следующие: личностно-соци-альная идентификация, образ жизни ученика, профессиональное самоопределение и реализация в профессии, становление себя в роли любящего мужчины или женщины, отца или матери, гражданина своей страны, гражданина мира, осознание себя Человеком Вселенной, духовная самоактуализация. Все это и есть жизненная сущность проживания человека на Земле. При этом инструментом реализации своей субъектности являются взаимоотношения и сотрудничество (сотворчество) с другими людьми. Человек осознает себя человеком, только находясь в контакте с другими людьми. Однако любая деятельность и отношения имеют смысл, если человек в процессе жизнедеятельности, продвигаясь по пути своего совершенствования в каждой из вышеперечисленных и иных ипостасей, совершает поступки, осуществляет деятельность во имя других, во имя общего блага, для созидания общего и тем самым своего бытия.
Ориентация людей на удовлетворение только своих жизненных потребностей и их преумножение негативно влияет на духовное и социальное развитие человечества. Все больше требуется миру сил для воспроизводства культурного потенциала личности. Все сложнее выполнять работу, связанную с духовным и нравственным развитием человека.
Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклада социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать.
Социальные условия
образования и
образовательные условия
социальной жизни — вот, следовательно, тема этой науки. И ее мы рассматриваем не как две отделимые друг от друга задачи, но как одну единственную. Ибо общность состоит лишь в соединении индивидуумов, а это соединение, в свою очередь, существует только в сознании отдельных членов. Поэтому последний закон для индивидуума и общности по необходимости один и тот же [Наторп, 1911: 75].
Человеческое общество и
человеческая природа — вот краеугольные камни, вот основа социальной педагогики. Построенная на этом фундаменте истинная социальная педагогика включает в себя все хорошее и разумное, что содержится в индивидуальной педагогике, и только отбрасывает все неразумное, непростительно антисоциальное, что индивидуальная педагогика внесла в область воспитания. На этом гранитном фундаменте только и возможно поставить цель воспитания [Зейдель, 1919].
Социальная педагогика направлена на экономическое и социокультурное преобразование, считает академик РАО Г.Н. Филонов. Преодоление кризисных ситуаций в целях приближения социума к личности, требует охвата всех областей социальной политики государства, социального управления общественным развитием.
Социальная педагогика как наука разрабатывается современными учеными: В.М. Басовой, В:Г. Бочаровой, СА. Беличе-вой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфовым, МА. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.Р. Мустае-вой, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, B.C. Торохтием, Г.Н. Шти-новой и др.
Рассмотрим различные определения социальной педагогики.
По мнению И.А. Липского, социальная педагогика рассматривается как наука и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию (т. е. предмет социальной педагогики как практики). Это обусловлено тем, что наука по преимуществу отражает процессы практики. В этом случае ее предметом являются закономерности, противоречия, принципы и методы гармонизации этих взаимоотношений в социальной среде, и становится справедливой следующая формула ее определения: "Социальная педагогика — это педагогика отношений в социуме".
А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
С точки зрения В.А. Никитина, социальная педагогика представляет собой теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.
По мнению Л.В. Мардахаева, социальная педагогика — это педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.
С точки зрения В.М. Басовой, социальная педагогика — это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.
Социальную педагогику М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова рассматривают как отрасль педагогического знания, исследующую явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает оно в условиях "нормы" либо "отклонения от нормы".
В.Д. Семенов называет социальную педагогику педагогикой среды, интегрирующей научные достижения смежных наук и реализующей их на практике общественного воспитания.
X. Мискес понимает под социальной педагогикой научную дисциплину, раскрывающую социальную функцию общей педагогики и исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.
Е. Молленхауер раскрывает социальную педагогику как помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.
Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности [Мудрик, 2007].
Цель социальной педагогики — обеспечение возможностями и условиями социального становления и социального развития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.
Под целью социальной педагогики как науки И.А. Липский предлагает понимать повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики (и образовательного комплекса), что достигается реализацией аналитической, описательной, объяснительной и интегрирующей ее функций, которые в своей совокупности объединены в группу познавательных (исследовательских) функций.
По его рассуждениям, задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в три группы. Первая из них связана с исследованием практической деятельности: выявление закономерностей развития социальной работы и социально-педагогической практики, социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума; поиск противоречий и определение тенденций их разрешения в его разных видах, сферах социальной среды и на различных уровнях их анализа; разработка принципов, способов, методов и форм деятельности социального педагога и социального работника; изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента); анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.
Социальная педагогика как наука изучает
социально-педагогические явления в социуме и решает следующие задачи:
- изучение особенностей процесса социализации личности, т. е. изучение условий и результата;
- изучение структуры социально-педагогической деятельности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к социально-педагогической деятельности, профессиональное мастерство.
Каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае — в человеке.
Предметом социальной педагогики является изучение закономерностей социального развития личности в процессе социального обучения и социального воспитания. Исследование взаимосвязей индивидуального развития личности и социального развития, индивидуального и социального процессов. Человек как представитель общества является носителем социальных отношений и его целей и задач. Но при этом у него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализовано только в социальном мире. Внести свой вклад в развитие этого мира — значит выполнить свою задачу на Земле.
Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.
Объектом изучения социальной педагогики, с точки зрения Л.Е. Никитиной, является молодежь и дети, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации; И.А. Липский объектом изучения социальной педагогики считает взаимодействие человека и социальной среды, а академик РАО Г.Н. Филонов — процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий, т. е. социальное развитие человека.
А.В. Мудрик определяет предмет социальной педагогики как социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, а И.А. Липский, Л.Е. Никитина — закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей. Вопрос о предмете и объекте социальной педагогики остается до сих пор в науке дискуссионным.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы — это цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена.
Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом
функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической [Мустаева, 2001].
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Ведущим процессом социальной педагогики является социально-педагогический процесс. Он включает несколько направлений.
Первое направление — это раскрытие знаний о законах, нормах, правилах, традициях общества.
Второе — руководство процессом культурного развития личности и группы, принятия ценностей общества, видения красоты мира, формирования жизненной устремленности и сози-дательности..
Третье — раскрытие перед человеком возможностей профессионального развития, выбора жизненного пути.
Четвертое — оказание помощи в решении проблем в процессе социализации, саморазвитии, в преодолении негативных качеств, чувств, черт характера.
Пятое — развитие социально активных качеств и чувств, укрепление воли с целью достижения целей и задач в процессе самореализации, создание условий для укрепления здоровья, развития социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, экологических, эстетических, экономических, физических, трудовых и т. д.).
Шестое — управление социально-педагогическим процессом, включающим технологии работы с конкретным человеком, группой, семьей, социумом, создание системы социально-педагогической поддержки и защиты на уровне школы, социума, города, региона, государства.
Седьмое направление — построение связей и отношений между семьей, организациями, учреждениями, педагогами всех категорий, специалистами социальной педагогики с целью обеспечения социальной защиты, помощи и поддержки.
1.1.2, Основные категории социальной педагогики. Социальная педагогика как любая наука имеет свои научные категории. В параграфе предлагаются наиболее существенные понятия, определяющие сущность социальной,педагогики.
Категории (от греч. kategoria — высказывание, признак) —• это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания.
Развитие личности (реализация внутренне присущих задатков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат ее социализации — усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором она живет.
Социализация — процесс "вхождения" ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).
Социальный опыт — единство умений, знаний, способов поведения, ценностных ориентации личности.
Поскольку социальное воспитание (и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, сёла, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
Социальное воспитание — создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.
Социальное обучение — целенаправленный процесс и результат
1 передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей [Мустаева, 2001].
1 Социальная среда — целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе [Мустаева, 2001].
Социальная помощь —- это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального положения [Мустаева, 2001].
Социальная поддержка — это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении [Мустаева, 2001].
Социально-педагогическая поддержка — это оказание помощи личности в процессе социализации и самореализации.
Социальная защита — это система гарантированных государством мер (экономических, правовых, организационных), обеспечивающих гражданам поддержку в сложных жизненных ситуациях [Мустаева, 2001].
Социальный педагог — специалист, который оказывает помощь детям и семье в решении проблем в процессе социализации. Он работает с детьми, подростками, молодежью, родителями, т. е. людьми разного возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок (подросток, молодежь), семья, группа, организация.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, се-мейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности [Мустаева, 2001].
1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.
Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.
Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.
Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.
Педагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика — это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.
Социальная педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.
В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.
Социальная педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.
Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — педагогика пенитенциарных учреждений. Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. В связи с этим
педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.
В последние годы активно развивается коррекционная педагогика, которая изучает особенности развития детей с ограниченными возможностями, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений. Одной из важных проблем коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска. Теории воспитания и образования лиц без зрения, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития личности (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.
Философия является методологической основой социальной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — все это составляет исходные методологические основания, основы социально-педагогических теорий.
Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявлении и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала.
Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике выросла из социологических теорий, поэтому принято считать, что социальная педагогика связана с социологией. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.
Например, при диагностике детей группы обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике, так же как и в других научно-педагогических дисциплинах.
Другая базисная для социальной педагогики наука — психология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов. Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения.
Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика — главным образом межличностные, внутриличностные и лично-стно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело с остро конфликтными категориями населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики социальной педагогики является социально актуальным и чрезвычайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.
В последние годы социальные педагоги стали широко использовать данные политологии. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.
Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпываются связи социальной педагогики с другими науками.
Как развитая часть педагогической науки социальная педагогика практически воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика социального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области социальной педагогики) области, научные направления, течения, школы.
По мнению И.А. Липского, общими ее
А. В. Иванов и др