Шпаргалки - Региональные аспекты современных международных отношений - файл n2.doc

приобрести
Шпаргалки - Региональные аспекты современных международных отношений
скачать (62 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc27kb.12.01.2010 02:18скачать
n2.doc283kb.12.01.2010 02:01скачать

n2.doc

  1   2

  1. Основные этапы европейской интеграции

1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС( Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).

У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)

ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.

Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.

2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).

ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:

  1. постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;

  2. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

  3. ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;

  4. проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;

  5. унификация налоговых систем;

  6. установление правил конкуренции “на общем рынке”;

  7. сближение законодательств стран-участниц;

  8. разработка принципов согласования экономической политики и др.

В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.

1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.

Единая сельскохозяйственная политика( принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).

3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.

Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.

В 1981г. в ЕС –Греция.

4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия

5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.

В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.

Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.

В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 — шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным

4. «Берлинская республика»: особенности внешней политики современной ФРГ.

Г. Шрёдер пришел к власти в 1998г. Он дает понять, что период особого внимания закончен – Германия стала нормальной. Йошка Фишер – министр при Шредере (в Германии не может быть партийной политики). При Шредере изменяются отношения с США и НАТО, политика становится более независимой, меньше оглядки на США. В рамках НАТО вносились предложения о ядерном разоружении. С подачи Германии НАТО начинает обсуждать вопрос об отказе применения ядерного оружия первыми (применение только в том случае, если агрессор использует ядерное оружие первым). С 98-2003 Германия увеличивает в 10 раз ежегодную сумму на миротворчество. В 99 участвует в операции НАТО в Косово. В 2003 между Германией и США возникает напряженность из-за войны в Ираке (более 70% немцев высказывались против войны). Антиамериканистский настрой был заметен не только в общ-ве, но и в политике. Министр Юстиции Германии Дойблер-Гмелин сравнила Буша с Гитлером, после чего её отстранили от должности. США в ответ: Буш не поздравил Шредера с переизбранием, а Кандолиза объявила Йошку Фишера персоной нон-грата. Американцы не ожидали, что Германия встанет на сторону Франции по вопросу Ирака. В 2003 Шредер дает интервью журналу Шпигель и сожалеет в нем о преувеличенной критике США (в этом помог Т. Блэр «девочки не ссорьтесь»). Германии не нравится политика США в отношении ООН, они пренебрегают ООН, а так же не нравится позиции США по противоракетной обороне. В этой ситуации Германия больше солидарна с РФ, чем с США. Германия в ЕС. Германия всегда была европеистской державой. 2002 – Шредер сделал заявление, в котором он характеризует внешнюю политику Германии как «Политику в Европе, для Европы и исходящую из Европы». Просматривается монархическая тенденция. Германия подменяет свою политику, интересы и нужды на европейскую. У Германии выплаты из бюджета на нужды ЕС 25 млрд, особенно в С/Х (у Франции около 9млрд). В 2000 Фишер выступая в университете в Берлине снова предложил создать Европейскую Федерацию с избираемым президентом и правительством. Это вызвало резкую критику со стороны Франции. Между Германией и Францией в начале 21 века угас взаимный интерес. Чтобы развивать отношения в 2001 году Германия и Франция запускают Блэсхаймский процесс – каждые 1,5 месяца проводятся неформальные встречи между канцлером Германии и президентом Франции. Это оживило отношения. Про Шредере у Германии началась активизация Англо-Германских отношений. Шредера и Блэра сближает то, что они социалисты. 99 – совместный манифест Шредера и Блэра «Третий путь» - США и СССР (РФ) начинают конфронтацию, а Европа следует своим путем. Судецкие немцы после 2МВ были изгнаны из Чехии и насильственно переселены в Германию Но теперь они требуют компенсации от Чехии, а Чехия говорит, что это бред. О Меркель очень мало пишут. Она лидер ХДС (христианско-демократическая партия – правая). При ней серьёзных изменений во внешней политике не произошло. Отношения с США лучше, чем при Шредере, а отношения с РФ стали менее близкими, но не ухудшились. Меркель: «Реакция РФ на Грузию была ассиметричной». Но при этом когда обсуждался вопрос применения санкций к РФ, Меркель высказала свое твердое нет. Особое внимание Меркель уделяет экологической политике, за это её называют «экологическая леди» или «экологическая законодательница мод». Во времена председательствования Германии в ЕС в 2007 году Меркель предлагает долгосрочную программу по борьбе с парниковым эффектом. Меркель с Саркози выводит Европу из кризиса связанного с Европейской конституцией. Они сторонники Лиссабонского договора.


6. Особенности внешней политики Ж. Ширака и Н. Саркози.

Жак Ширак 1995 – 2007гг. У Ширака лояльное отношение к странам Восточной Европы. В 97 – Ширак наносит визиты в Польшу и Венгрию и дает понять, что не против их присоединения к ЕС. В 2002 – саммит НАТО в Праге, на нем принято окончательное решение о расширении ЕС 2004г. Позиция по интеграции не изменилась, противостоять федерализму, в этом они схожи с Великобританией, только Франция за политический союз, а Британию интересуют экономические выгоды. Франция выступает за усиление Совета ЕС и за возможное ограничение Еврокомиссии. 89 – создание экономического и валютного союза. Франция добилась чтобы санкции за превышение 3% инфляции не были безусловными, а каждый отдельный случай рассматривался индивидуально. Ширак выдвинул идею создания Европейской конституции, в 2000 он выступил с этим предложением. Создается конвент по созданию конституции, во главе Жескар Дестен, к 2004г она готова. Начинается процесс ратификации, на тот момент в ЕС 25 государств. 10 решили провести референдум (скорее всего конституция будет провалена). Во Франции референдум – конституция не принята.+ Нидерланды. После этого начинается кризис Евроконституции. Европа деморализована, возникает вопрос а нужен ли вообще ЕС. Начало 90-х – обсуждается вопрос, какая организация будет выступать гарантом безопасности (НАТО и ЗЭС – созд. В 54) – 2 президента. 87 – по инициативе Франции начинается реанимация ЗЭС, появляются новые институты, ЗЭС начинает учавствовать в операциях. 92 – принимается решение об участии Зэс в миротворческих операциях. Вопрос о том нужно ли объединять ЗЭС в Евросоюз. Франция за интеграцию Зэс в ЕС. Британия против. 98 – достигнут конценсус между Францией и Британией на саммите в Сен-Мало. Британия соглашается на предложения Франции. С 2001 – ЗЭС является частью ЕС, а функции ЗЭС передаются ОЕПБО (Общая европейская политика в области безопасности и политики).

Николя Саркози (с 2007 - …). Сразу же заявил о преемственности с политикой Ширака. Предпринял: 1) Выведение Европейского процесса из кризиса (Евр. Конституция) вместе с Меркель. После инаугурации отправ. в Германию (которая председательствовала в ЕС), чтобы найти альтернативное решение и обсудить новый документ. Саркози попытался соотнести наднациональность и Европу отечеств. Он предлагает продление срока председательствования ЕС, введение поста министра иностранных дел, направление в международные организации единого представителя от ЕС, ограничение принципа консенсуса (когда все голосования приходят к конценсусу) – супер квалифицированное большинство 70-80% вместо консенсуса. 2) Отношения с США – нормализация. Началась ещё когда Саркози был кандидатом. До этого в 2006 году Саркози едет в Америку и приносит извинения за резкую критику в отношении США (из-за Ирака). США первые поздравляют Саркози с победой на выборах. Саркози свой отпуск первый проводит в США. В Иране и в Афганистане Франция имеет военный контингент. США хотят, чтобы Франция его увеличила, но Франция не торопится этого делать. 3) Создание Средиземноморского союза (гос-ва Африки +гос-ва восточного Средиземноморья) Саркози против вступления Турции в ЕС. Именно для Турции, чтобы успокоить амбиции Турции на вступление в ЕС. Приглашенные страны восприняли это без энтузиазма, но в 2008 году тем не менее 43 гос-ва вступили и союз был создан. Была приглашена и Сирия, которая находится в определенной изоляции, она восприняла это как сигнал к потеплению. Саркози проявляет интерес к гос-вам 3его мира (Ср. и Бл. Восток и Африка). 4) Дело Болгарских медсестер, которые обвинялись в заражении Ливийских детей СПИДом. Саркози способствовал их освобождению, обещая Ливии льготы итд. Кушнер дает согласие на ввод миротворцев ООН в Судан. Усилиями Кушнера (МИД) созывается и проводится мн. конференция по Судану. 5) Отношения с Африкой. США хочет Африку в зону своего влияния и Францию начали оттеснять оттуда. Но Саркози хочет сделать все, чтобы туда вернуться. 6) апрель 2009 – Франция возвращается в военную структуру НАТО. Идея в том, что Саркози и Франция смогут так больше влиять на НАТО и США. Успешность Саркози в его гибкости. 7) Посредничество Франции во время конфликта в Осетии. План Медведева – Саркози очень компромиссный. Саркози на свой страх и риск пошел на перекор с ЕС, которые выступали за наказание, санкции. Но в последствии его решение оказалось универсальным – единственно верным.

  1. Европейская интеграция как фактор внутриполитического развития Великобритании


Зародыш экономич интегр Зап Евр - Организ евр эк сотр (ОЕЭС)( 1948) (уч плана Маршалла)- лишь координационн ф-ции и не могла вывести процессы эк возрожд Евр на наднац Ур-нь.Созд Совета Европы (1949) - его реш носили рекомендат хар-р, а вся его д-ть затруднена хол войной.

1 интегр объед- Евр.объед. уи ( 1951) (Первонач . в него вошли ФРГ, Фр, Ит, Бельгии, Нидер и Люк) .Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (1950 мин ин дел Фр)

В. отказ от плана Шумана. Гарольд Макмиллан –ПМ В. (1956-64г.). консерватор, акцент на на преимущество экономич интегр.

1957- создание Европ экономич сообщ-ва (Общй рынок)

4 мая 1960г. подпис Стокгольмская Декларация- В., Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария - Европ Ассоциац своб торговли (ЕАСТ).

1961г.- В. подаёт первую официальную заявку в ЕЭС

1967г.- В.- вторую заявку в ЕЭС
В 1960-е в В. форм 2 лагеря: еврооптимисты и скептики.

1961 год- созд анти рыночная лига(лига против общ рынка).

Эдвард Хит- ПМ В.(1970-74г). При нём В. подаёт 3-ю заявку (73г) в ЕЭС  член

1979г- консерваторы побеждают ПМ - М.Тетчер.

В Евр ожидают, что В. активизирует силы в европ интегр процессе. Но В. делает - на отнош с США. Сумела получить т.н. «британский чек» - скидка на взносы В. в бюджет, взамен она уч в аграрной политике ЕЭС.

1985г- подпис Единого Европ акта, в кот заложены основы поэтапного перехода к общ рынку к 1992. -изза недовольства членов Евр сообщ в 1980-е в связи с отсутствием де-факто своб торговли мд ними.

Конец 80-х–активн обсужд создания ВалютнтСоюза. Тэтчер - против введения ед валюты, её министры - «за».1988 г.- Тэтчер - речь в г. Брюгге.Суть: Неприятие идеи Европ. Федер., Нежелание участвовать в аграрн политике ЕЭС, Европа-это свободный союз свободных рыночных гос-в.

1997г.- к власти в В. приходит лейборист Т.Блэр. Он говорит о необходимости поворота к соц нуждам ЕС.Самой горячей дискуссией при Блэре была дискуссия о присоединении В. к зоне Евро.

На самом же деле вхождение В. в зону Евро было бы выгодно.

2007 год- ПМ - Г.Браун. Он фактически отдаёт внешн пол-ку мин ин дел Миллибанду. При нём происходит обострение внешней политики В.,В. ратифицирует Лиссабонский договор. Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

  1. Европейский и атлантический вектор во внешней политике Испании

Исп- вост страна. Испя не подпис дог на Венском конгрессе, не причислила себя к числу европ стран.1939 после гражд в., в Исп к власти приходит ген Франко уст диктатура и Исп становится изгоем. После сверж фашистской диктатуры дела Испании потихоньку нач налаживаться.

После окончВОВ Исп оказя в мн изоляции.Всем членам ООН было рекомендовано отозвать из Испании своих дипломатов (не осделали - Ватикан, Швец, Португ).Все понимали, что фашистск режим в Исп падёт и было решено не применять силовых методов против Испании.

Чтобы вывести Исп из изоляции нужна была поддержка сильного гос-ва - стало США.

1953г- США и Исп подпис пакет договоров (соглашения о взаимопомощи в целях обороны , соглаш об экономич взаимопомощи). США получ право открыть 4 военных базы в Исп.В сер 50-х Исп. Нач выход из изоляции. 1955 г- становится членом ООН

1956 г- Испания предоставляет своей части Марокко независимость. (жест благодарности Испании за принятие в ООН). 1970 г.- Мд США и Исп. Подпис дог о дружбе и сотр ( США предост Исп кредит на закупку оружия).

В 1960-х Исп нач выход из изоляции в Европ напр. Её эк-ка становится более открытой. Нач активизация притока туристов + активизируется антифранкистское настроение.

В 60-е в Испании становится популярной идея присоединения к Единой Европе.

В 1970-е – подписано соглашение о предоставлении преференциального режима в торговле между Испанией и Европейским рынком.

Договор о дружбе и сотрудничестве должен был быть продлён в 1975 году, но Испания не хотела этого делать так как США продолжали бы использование военных баз на территории Испании.

Однако Испания в очередной раз оказалась в Изоляции и договор пришлось продлить.

К 1974-ому году Испания добилась вывода морской базы из страны.

В Испании начался процесс демократизации:

1978 год- В Испании одобряется новая конституция. Согласно ей в стране восстанавливается монархия.

1982 год.- Испания присоединяется к НАТО. Это было желание присоединится к западному сообществу.

Испания преследовала собственные интересы, она не планировала участвовать в операциях НАТО.

1982 год- к власти в Исп. Приходят социалисты во главе с Гонсалесом.

1984 год. – был обнародован Декалог Гонсалеса. Это 10 принципов участия Испании в военно-политических союзах.

Кроме того в Испании был проведён референдум в 1986 году об участии Испании в НАТО. После него Исп. Осталась в НАТО.

В 1980-е г.- отношения Исп. И США приобретают характер относительно равных партнёров.

1988 год.- подписан испано-американский договор. Причём довольно выгодный для первой.

Суть его в том, что США покидают ещё одну военную базу и сокращают свой персонал на 1/3.

1988 г.- Испания присоединяется к Западно-Европейскому Союзу. Т.О. к этому времени Испания завершает военно-политическую интеграцию.

1998 год- после прихода к власти партии во главе с Аснаром, ориентировнной на Запад, Испания отказывается от особого статуса в НАТО.

Испания заняла такую позицию, где предлагала, чтобы НАТО и ЗЕС действовали вместе.

В Испании появляются зоны усиленной индустриализации (Валенсия, Мадрид, Барселона) Это открывает возможность для открытия зон автономных областей.

2004 год- к власти приходит правительство Сапотера.

Он выводит войска из Ирака. Благодаря ему вопрос о Европейской конституции сдвинулся с места( до этого Испания блокировала этот вопрос).

Испания явлется одной из тех стран, где вопрос незаконной миграции стоит очень жёстко. Поэтому Испания пытается перенести данную проблему на уровень ЕС

12. Предпосылки возникновения, этапы и современное состояние арабо-израильского конфликта

Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40 м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. Такое решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. Однако это решение изначально было отвергнуто и соседними арабскими государствами, и арабским населением самой Палестины. Арабы принципиально не признавали идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей

Первая война

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского – на Западном берегу реки Иордан (Резолюция № 181). Еврейское население приветствовало этот план, арабское – отвергло: территория еврейского государства оказалась намного больше.

14 мая 1948 года еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль.

В ночь на 15 мая египетские самолеты подвергли бомбардировке Тель Авив. Армии пяти арабских стран численностью в 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства. 31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии.

В первые месяцы 1949 года под эгидой ООН были проведены переговоры между всеми воюющими странами. В феврале 1949 года на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания

20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией. Соглашение о перемирии вступило в силу 17 июля в Иерусалиме, а во всей стране – 18 июля. В результате прибрежная полоса, Галилея и вся пустыня Негев отошли к Израилю; полоса Газы – к Египту. Территория Палестины к западу от реки Иордан, не занятая израильскими войсками, оказалась под контролем Трансиордании, которая, присоединив эту территорию к себе в апреле 1950 года, получила свое современное название — Иордания. Город Иерусалим поделили на две части: западная досталась Израилю, а восточная отошла Иордании. В восточной части оказался Старый город с Храмовой горой - святым местом трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. Палестинское арабское государство так и не было создано. Арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем; само существование Израиля рассматривалось ими как "агрессия". Это привело к эскалации конфликта
Вторая арабо-израильская война 1956 г. "Суэцкая кампания"

Напряженность в регионе резко возросла в октябре 1956 года в связи с вопросом о будущем Суэцкого канала, который был национализирован Египтом 26 июля того же года. Акционеры канала - Франция и Великобритания - приступили к подготовке военной операции "Мушкетер" - в качестве основной ударной силы должен был выступить Израиль.

29 октября 1956 года Израиль начал операцию против Египта на Синайском полуострове. На следующий день Англия и Франция начали бомбить Египет через неделю вошли в Порт-Саид. Кампания кончилась 5 ноября, когда израильские войска заняли Шарм аш Шейх. Под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров, а также Газа.

Но действия Англии, Франции и Израиля подверглись резкому осуждению со стороны обеих сверхдержав, СССР и США. Советский Союз пригрозил направить в зону Суэцкого канала своих добровольцев. К вечеру 6 ноября, после того как весь Синай оказался под контролем Израиля, вступило в силу соглашение о прекращении огня. К началу 1957 года англо-французские войска были выведены из зоны Суэцкого канала, а израильские - с Синайского полуострова. На Синае вдоль египетско-израильской границы и в порту Шарм-аш-Шейх были размещены силы ООН.

В 1964 году по инициативе египетского президента Гамаль Абдель Насера была создана "Организация освобождения Палестины" (ООП). В программном документе ООП, Национальной Хартии, говорилось, что разделение Палестины и создание там еврейского государства незаконно. Ставилась задача полного освобождения территории своей родины. ООП создавалась как прообраз палестинского государства, и ее структура включала подразделения, призванные заниматься политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными и военными вопросами.
Третья арабо израильская война ("шестидневная война")

Война, известная как "шестидневная", началась 5 июня 1967 года. Египет, Сирия и Иордания стянули свои войска к границам Израиля, изгнали миротворцев ООН и заблокировали вход израильским кораблям в Красное море и Суэцкий канал. По соотношению сил арабы превосходили израильтян в личном составе в 1,8 раза, в танках – в 1,7 раза, в артиллерии - в 2,6 раза, в боевых самолетах – в 1,4 раза. Израиль предпринял упреждающее наступление; за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большинство сирийских самолетов. Потеряв 679 человек, Израиль приобрел весь Синайский полуостров, Голанские высоты и взял под контроль Иудею и Самарию. Весь Иерусалим принадлежал Израилю.
Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение")

Была начата Египтом с целью возвращения Синайского полуострова, захваченного Израилем в ходе Шестидневной войны в 1967 года. Имели место артиллерийские перестрелки, рейды через Суэцкий канал, воздушные бои. Война велась с переменным успехом и после дипломатического вмешательства США была закончена. В 1970 году было подписано соглашения о прекращении огня без территориальных изменений у сторон конфликта.
Пятая война 1973 года ("война Судного дня")

6 октября, в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия – на Голанские высоты. Успешное наступление арабов в первые дни сменилось отступлением их к концу недели. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позиции.

После этого при посредничестве СССР и США 23 октября было достигнуто соглашение о прекращении огня как на синайском, так и на сирийском фронте. В ходе войны погибло более 8,5 тысячи арабов и более 2,8 тысячи израильтян.

В январе 1974 года израильские войска покинули западный берег Суэцкого канала и Эль-Кунейтру, сохранив, однако, контроль над Голанскими высотами. В марте 1979 года вступил в силу египетско-израильский мирный договор, заключенный при посредничестве президента США Джимми Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином. Израиль ушел с Синая, сохранив под своим контролем лишь сектор Газа.
Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием "Мир для Галилеи"

Израиль ставил задачей уничтожение террористов из ООП: базировавшиеся в Южном Ливане террористы ООП постоянно обстреливали Галилею. Поводом послужило убийство 3 июня палестинскими террористами израильского посла в Лондоне.

Наступление началось 5 июня, в 15-ю годовщину Шестидневной войны. Израильские войска нанесли поражение сирийской армии, палестинским формированиям и их ливанским союзникам, захватили города Тир и Сидон, а также вошли в столицу страны Бейрут. Во время этой войны погибли 600 израильских солдат, но поставленная Израилем цель - уничтожение ООП - не была достигнута. После захвата израильтянами Бейрута президентом Ливана был избран израильский ставленник ливанский христианин Башир Жмайель. Он обещал подписать после вступления в должность мирный договор с Израилем, но вскоре был убит просирийскими исламскими террористами. Его сторонники с разрешения израильского командования вошли в лагеря палестинских беженцев Сабра и Шатила - якобы для того, чтобы уничтожить террористов ООП, устроили там резню, убив около тысячи человек. Боевиков среди них было ничтожное количество.

В 1985 году Израиль вывел войска с большей части территории Ливана, кроме буферной зоны, которая оставалась под израильским контролем до 2000 года.

В 1993 году в Осло было достигнуто соглашение о взаимном признании ООП и Израиля как партнеров по переговорам. Руководство ООП официально объявило о своем отказе от терроризма. В том же году состоялась встреча лидера ООП Ясира Арафата с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином.

В 1994 году было заключено соглашение о первой фазе установления самоуправления на части палестинских территорий. В 1995 году в Осло подписано очередное соглашение о принципах самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан и о выводе израильских войск из нескольких палестинских городов.

В 1999 году на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа была создана Палестинская национальная автономия, над частью которой палестинцы получили полный контроль. На этой части был сформирован вооруженный корпус палестинской полиции и палестинская администрация.

С целью решения арабо-израильского вопроса в последние годы созывалось немало международных конференций: Мадридская конференция в 1991 году, конференция в Осло (1993), конференция в Кемп Дэвиде (2000), принятие "квартетом международных посредников" (США, ЕС, ООН, Россия) плана "Дорожная карта" в апреле 2003 года.

В 2006 году Лига арабских государств (ЛАГ) выдвинула свой план решения ближневосточного конфликта: признание арабскими государствами права Израиля на существование, отказ от насильственных акций с обеих сторон, признание палестинской стороной всех предыдущих соглашений, отвод израильских войск к границам 1967 года и возвращение палестинских беженцев. Однако урегулирование конфликта с мертвой точки не сдвинулось.

В 2005 году в результате плана премьер-министра Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию, Израиль вывел из Сектора Газа войска и уничтожил все еврейские поселения. Также были разрушены 4 поселения в северной части Самарии. В результате вооруженного переворота, власть внутри зоны была захвачена у ФАТХ радикальным палестинским движением ХАМАС.
Вторая Ливанская война (в арабском мире - "Июльская война") 2006 года

Вооруженное столкновение между государством Израиль, с одной стороны, и радикальной шиитской группировкой "Хезболла", фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, с другой стороны, в июле – августе 2006 года.

Конфликт был спровоцирован 12 июля ракетно-минометным обстрелом укрепленного пункта "Нурит" и приграничного населенного пункта Шломи на севере с одновременным нападением на пограничный патруль Армии обороны Израиля на израильско-ливанской границе боевиками "Хезболлы". В ходе наземной операции армии Израиля удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков "Хезболлы". Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населенных пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Боевики "Хезболлы" в течение месяца проводили беспрецедентный по масштабам массированный ракетный обстрел северных городов и поселений Израиля.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, когда в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН было объявлено прекращение огня.

1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешел к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.
С 2006 года ситуация в Палестинской национальной администрации осложняется внутрипалестинским противостоянием между движениями ФАТХ и ХАМАС.

В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа "враждебным государственным образованием" и приступил к его частичной экономической блокаде, периодически отключая подачу электроэнергии, прекращая снабжение энергоносителями и т.д.

В ноябре 2007 года в американском городе Аннаполис прошла встреча по ближневосточному урегулированию на которой, в частности, была достигнута предварительная договоренность о проведении в течение года конструктивных переговоров по вопросу создания независимого палестинского государства.
Вопрос 14

Курдская проблема в региональных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке
Курды - их 35 млн.чел- это самый крупный этнос, не имеющий собственной госуд-сти. Концентрируются на Ближнем Вост.

Попытки решить курдскую проблему предприним. ещё во временя Османск. империи.

1923г.- Лазанский мирный договор. По его условиям Курдистан был разделён между:

Наиболее остро проблема курдов стоит в Турции и Ираке.

Турецкие курды занимают восток страны.После того как в Турции произошла революция и была создана Турецкая республика, курды подверглись жёсткой репрессии. Курдов стали называть «горными турками». С тех пор официально курдов не было.

В 1960-х начинается новый период освобождения курдов в Турции.

1970г.- создаётся рабочая партия курдов.

С 1984г. до н.в. РПК ведёт войну с турецкими властями. Турецким властям удаётся смягчить обстановку к 2000 году, проведя множество операций против партизан РПК. однако в 2005—2006 годах партизаны вновь активизировались. Как и ранее, они действовали с баз на севере Ирака. В феврале 2008 года турецкая армия провела самую крупную операцию против этих баз за последнее десятилетие.

Некоторые эксперты считают, что проблема курдов имеет за собой экономические основания, т.к. Ю.-Восточная часть Турции явл. самой бедной в Турции.

2007 год- Эрдоган заявил, что будет всячески препятствовать созданию Курдского гос-ва в Ираке

Жесткая позиция Турции по проблеме Киркука( город в Ираке, где сущ.больш запасы нефти) абсолютно закономерна. Этот североиракский город является крупным нефтяным центром. Курды активно добиваются его формального включения в административные границы иракского Курдистана, против чего возражают все остальные политические силы Ирака. Если это намерение реализуется, образование независимого Курдского государства де-юре (де-факто оно давно существует) станет вопросом ближайшего времени.

Турция приложит все усилия, чтобы этого не допустить, поскольку возникновение Курдистана напрямую угрожает ее собственной территориальной целостности. В этом государстве проживает около двадцати миллионов курдов - чуть менее трети от общего числа населения. Неудивительно поэтому, что еще в ноябре прошлого года турецкий премьер предложил Ираку помощь в подготовке военных и полицейских, заметив, что Турция "готова оказывать любую поддержку народу Ирака - главное, чтобы она способствовала обеспечению территориального единства и целостности страны", которая имеет для Анкары "крайне важное значение". "Курдский вопрос" в Турции по-прежнему далек от разрешения, хотя здесь немало курдов, считающих, что у них нет никаких проблем, кроме тех, что инспирируются извне США и Евросоюзом

Курдская проблема в Ираке

Иракские курды подвергались насильственной ассимиляции

В 1958 г в Ираке происходит революция , в ходе которой Ирак становится республикой. После чего курды и Арабы формально получают равные права.

1968г.- в Ираке происходит очередной переворот и к власти приходит партия БААС возрождения (она до сих пор находится у власти в Сирии).

Эта партия Арабского социалистического возрождения.

1974г.- Иракские курды получают автономию. Появляется курдский автономный район.

1988г.- против курдов применяется химическое оружие.

1991 г.- после поражения иракских войск в ходе войны в Персидском заливе вспыхнуло новое восстание в Иракском Курдистане. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО, действуя по мандату ООН, вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является Масуд Барзани.

С 1992 года Свободный Курдистан получает статус автономии в Ираке.

В настоящее время Курдская проблема связана неразрывно с нефтью. Иракский курдистан один из богатейших районов, обладающих крупными разведанными запасами дешёвой, но качественной нефтью.

Этот район называется Киркук. Изначально он не входил в состав Курдского автономного района в Ираке, а принадлежал непосредственно Ираку.

Иракские курды настаивают на референдуме по вопросу включения Киркука в состав Курдской автономии.

Иракцы хотят вывода войск США из Ирака, а Курды наоборот.

Курды опасаются, что если войска США уйдут,то они снова будут подвержены агрессии со стороны Ирака.


  1. Проблема незаконного ядерного оружия

на Ближнем и Среднем Востоке

Договор о нераспространении ядерного оружия:

В соответствие с этим договором законным считается ядерное оружие приобретённое до 1967 года. Т.о. к законным владельцами явл. 5 гогсударств(постоянные члены Совбеза ООН)

Израиль, Индия и Пакистан не подписали договора, поэтому явл. Незаконными обладателями яд. Оружия.

Израиль- теневой владелец ядерного оружия.

Пороговые государства- это государства с сильно развитой ядерной программой, и которые являются потенциальными создателями ядерного оружия.

Законные ядерные державы не проводят ядерных испытаний с 1996 года.

Израиль

Израиль создавал ядерное оружие при поддержке Франции

Франция видела в Израиле противовес Алжиру и Египту.

При помощи Франции был построен крупнейший ядерный центр в Израиле в г.Димона.

На протяжении 1960-х годов США организовали несколько (8) инспекций на Димонский реактор.

Израильское правительство выработало политику неопределённости, официально закреплённую в 1965 году.

Суть этой политики была в том, что Израиль первым не введёт ядерное оружие на Ближний Восток.

По некоторым сведениям Израиль получил ядерное оружие в 1967 году.

После того как Израиль получил ядерное оружие он переходит к политике «непрозрачности». Опять же США закрывало глаза на деятельность Израиля.

1979 год- Американский развед спутник зафиксировал неизвестную вспышку в Южной Атлантике.

В начале 80-х годов Израиль переходит к доктрине Бегина., суть которой в том, что Израль недопустит любой попытки своих противников овладеть ядерным оружием.

В 1981 году- Израиль разрушил атомный реактор Лзирак в Ираке.

Вануну Мардыхай в своём интервью выдал все секреты о ядерном оружии Израиля.
Иран

Считалось, что Иран – государство с большими перспективами.

По соглашению с Ираном Siemens должна была строить реактор, но во время исламской революции эти проекты были остановлены.

1995 год – было подписано соглашение о завершении строительства АЭС в Бушере (строила Россия).

Основные проблемы возникли не вокруг АЭС в Иране, а вокруг завода по обогащению урана в городе Натонза.

В 2002 году- Американская разведка получила информацию о тои , что в Натанзии строится незаконно центрифужный комплекс, который не находится под гарантиями МАГАТЭ.

Но эти данные исходили от Иранского перебежчика, поэтому информация не подтвердилась.

После этого МАГАТЭ стало проявлять повышенное внимание к Ирану.

Сам директор МАГАТЭ посетил завод в Натанзии и было обнаружено некоторое количество обогащённого урана.

2006 год- обсуждался вопрос о передаче Иранского ядерного досье в Совбез ООН. Россия выступила категорически против этого.

Летом 2006 года – Иранское ядерное досье было передано в Совбез ООН. Это произошло после предъявления ультиматума Ирану, который был не выполнен.

Декабрь 2006 год- против Ирана вводятся экономические санкции.

Апрель 2009 года- президент Ирана Ахмадинижад заявил, что Иран овладел полным циклом производства ядерной энергии.

С 1974 года обсуждался вопрос о создании зоны, свободной от ядерного оружия на Дальнем Востоке (внёс этот вопрос на обсуждение Иран)


Вопрос 17

Турецко-израильское партнерство
У Турции имеется Арабский комплекс=Т. Достаточно европезированная страна и явл. Партнером Израиля, но она всегда в своих действиях должна учитывать интересы арабов.

Еще до появления гос-ва Израиль (эта тер-я входила в состав Осм Империи) много евреев из Германии отправлялись в Т., поэтому в Т. Сущ-ет еврейская диаспора, которая в том числе определяет лицо гос-ва.

В 1949 г. Т. Признала Израиль.

В течение холл войны Т была вынуждена вести сдержанную политику в отношении израиля( во время арабо-израильского конфликта).

В нач 90х начинается процесс ближневосточного урегулирования, у Т появл возможность для активизации отн с Израилем. Было заключ 2 договора:

1) в 1996 г Тур-Израильское соглашение о воен сотрудничестве, в соответствии с ним 2 гос-ва проводят совместн маневры, обмениваются инф, совместно охранают границы. Для Израиля Турция- главный покупатель вооружений.

2) 1998г Соглашение об экономическом сотрудничестве: взаимное снятие пошлин на промышлен товары ,Т получает возможность использовать Израильский порт Хайроу (транспортировка товаров в Сауд Аравию) + возможность продавать свои товары в США без квот и таможен пошлин, Изр заинтересован в Т как в поставщике металургич товаров и цекмента; для Израиля Тур- сязующее звено с республиками центр Азии + текстиль ( турки хотят продавать, Изр-покупать).

Эти 2 договора- основа Т-Изр отношений партнерства.

Регион отреагировал настороженно, как на попытку создать ось «тель-авив – анкара» против арабских стран, поэтому Т и Изр пришлось доказывать,что они сотр исключительно в мирных целях.

На момент создания партнерства Т-Изр имели общих противников – Сирию и Иран.
Вопрос 19

Ирано-иракская война и последующее развитие двусторонних отношений между Ираном и Ираком
Война – 22.09.80-20.08.88, один из крупнейш конфл с 45 г мд странами 3его мира + хим оружие

Багдадский санджак – входит в состав Ирака( после распада Османской) – богатая терр+ святыни грабницы Иманов, кот должен посетить кажд шиит. Перв попытка разгранич спорных терр-1639

Шатт-эль-Араб - Восточный берег - Ирану, западный — Ираку. Ирак претендовал на восточн. Берег в теч всего 20в. (два крупных порта — Абадан и Хорремшехр). Иран – что граница должна по серед.

1937 – дог – граница – по иранскому берегу

50е гг. – терр разногл усливаются из за разграничения континентального шельфа в персидском заливе (до этого там захвачены 3 острова) +разрыв дип. Отнош

13 июн 1975- Дог о границах и добрососед отнош мд Ираком и Ираном( Иран оставил несколько спорных районов Ираку, а Ирак передал Ирану 518 кмІ своей терр, пробл судоходства в пользу ирана).

В 80 г. формальн повод – наруш Ираном одного их пунктов дог. Агрессор-Ирак

17 сентября 1980 года Хусейн (светский, социалистический режим) формально денонсировал Алжирский дог 1975 и объяв вост берег Шатт-эль-Араб территорией Ирака. При поддержке Ирана в Ираке создан «Высш Совет Исламской Рев», а Ирак спонсир и вооружает антихомейнистскую «Организацию моджахедов иранского народа». Хусейн надеялся на молниеносную войну но Иран начал выйгрывать. 88г. – Иран – серьезное поражение.

Осн для урег конфл – резол Сов Беза, Ирак признается агрессором. Усл прекращ войны: отвод войск, репарации, кот. Агрессор долж выплатить, обмен захваченными терр.

Ирак после войны – в страшных долгах, т.к во время войны нефть за него добывали аравийские гос-ва. Гл кредитор – Кувейт. 90-91 – Ирано-Кувейтская война, Ирак потреб 2.4 млн долл. 91г – Буря в пустыне – «нефть в обмен на продовольствие» - для Ирака.

После 88г улучш отноше мд госвами. 2003 – «шок и трепет» (сверж Хусейна), Иран первым признает временный управляющий совет Ирака. 2004 – уст дип отнош.2006- инрано-иракский саммит – намет перспективы альянса Ирана и Ирака (говорят о созд оси Багдад-Тегеран), приним реш о невмешательстве в дела друг друга. С терр Ирака выводятся про-иранские террорист. Группировки и облегчается пограничн. Контроль (чтобы иранские поломники могли попадать к святыне) если американцы уйдут из Ирака, Иран станет самым сильным гос-вом региона.
20. Иран и Саудовская Аравия: проблемы отношений теократических государств

Иран-респ, СА-мон. Теократические гос-ва, претенд. На лидерство в арабск. Мире.

Проблемы: 1. Иран и СА- антизап и прозап гос-во – противореч (в вопр обеспеч безоп в персидск заливе (СА – никак без зап гос-в, Иран – в кач-ве гарата предлаг себя). 2. разногл в вопр продажи нефти – оба нефтеэкспортеры, а ОПЕК выступ с различн позиций – Иран- сторонник использ нефть как инструмент давления, СА – нельзя настраивать против себя покуп). 3. пробл паломничества СА – центра паломничества ( в 2х городах), использ как инструмент пропаганды исламской рев, иранцы нач в СА пропагандистскую д-ть. 87г – СА использ армию против паломников (= 400 иранцов, 275 СА)

88г. – разрыв дип. Отнош. СА сократило иранскую квоту на паломничество к святым местам. Это пик конфронт.

После 89г смерти Хаменеи ситуац меняется к лучшему. В СА в нач. 90х лояльно отнеслись к усил Ирана в орг исламск. Конференции.

91- восст дип отнош, нач череда визитов през-тов Ирана в СА. 90г – заним сходн позиц по вопр дальневост. Урег. Иран сохр до сих пор эту позиц – непримиримость в отнош к Израилю.

97г.- на саммите орг. Исл. конф. В Тегеране Иран и СА декламировали намерение перенести штаб-кварт в Иерусалим (она наход в СА). Они активно нач сотр в сфере эк-ки и сотр в рамках ОПЕК.

После того как к власти пришел Ахмадинежад и Сауд. Король Абдула провод регул встречи. отнош улучшились, но в последн. Годы отнош нач портиться из-за ближневосточн конфл. СА свою позиц постеп. Изменила и теперь все чаще берет роль посредника мд Израилем и арабийскими гос-вами. Израиль – единств высоко развитое гос-во в регионе. Арабийские гос-ва заинт в его оружии и технологиях.

Из за этого наблюдается обострение отнош между Ираном и СА.

2009 – обострение из за Бахрейна. У Ирана – историч претензии на весь Бахрейн (с него ведут начало те кланы кот есть сейчас) 2009 в Тегеране опять возникли претензии на Бахрейн. Но все таки страны теперь больше склонны к сотрудничеству, чем к конфронтации.
Вопрос 23

Эволюция индийско-российских отношений во второй половине XX в.

Индия –является наглядным примером успешной демократизации. На это повлиял её бывший статус британкой колонии.

Наиболее распространённой религией в Индии явл. Индуизм.

В своих отношениях с другими государствами она придерживалась США, СССР и Китая. Когда у власти в Индии оказывается Джавахарлал Неру(47-64гг.) политика Индии основывается на позитивном нейтралитете. Т.е. Индия избегает участия в Холодной войне, но при этом старается не осложнять отношения с государтвами.

Индия –развивающаяся страна.

Постепенно складывается ситуация, когда отношения между Инд. и США ухудшаются, а с СССР налаживаются.

Дипломатические отношения между Россией и Индией были установлены 13 апреля 1947 г.

1955год.- происходит обмен визитами СССР и Индии

1971год.- Индия и СССР подписывают договор о мире, дружбе и сотрудничестве. В нём говорилось:

Для СССР – это 1-й договор такого рода, подписанный с несоциалистическим государством.

После подписания договора начинается Индо- пакистанская война.

СССР поддерживает Индию, США-Пакистан. После войны был подписан ещё один договор.

Впоследствии отношения СССР и Индии несколько ухудшились в связи с введением российских войск в Афганистан.

В после холодовоенный период Индия утрачивает возможность играть на противоречиях государств. Дипломатия Индии становится более точечной.

1993 год – состоялся визит Ельцина в Индию, в ходе которого был подписан договор, заменяющий договор 1971 года.

Середина 1990-х годов – Отношения России и Индии улучшаются очень серьёзно, в то время как с Западом наоборот ухудшаются.

Постепенно восстанавливается институт консультаций.

Гос-ва осуществляют регулярное взаимодействие по разным вопросам.

2002 год- была создана совместная группа по борьбе с терроризмом.

Кроме того Индия и Россия входят в такие структуры как:

Первые встречи БРИК были проведены в 2002 году. И с того времени они становятся регулярными.

2005 год – впервые подобная встреча происходит во Владивостоке.

2009 год- В Екатеринбурге проходит первый официальный Саммит.


  1. Особенности внешней политики Индии в период «холодной войны».

Индия получ независ. 47г.

Кашмирская пробл: в Кашмире мусульмане, а гл. был индуистом (Махараджи), реш что он ввод свое гос-во в состав Индии, Пакистан не признал это реш – Кашмир оказался разделен – большая часть в Индии, меньш-в Пакистане, кот претенд на остальную часть и настаивает на референдуме а Индия противится, т.к она благод ему одна из сам крупн мусульм стран в мире.
Инд продемонстр пример успешной демократизации, сказался британский способ колонизации (постеп автоматизация Индии), привлес местн насел к элите.

Там индуизм (предполог низк Ур-нь конфликтности в общ-ве). Инд с первых лет оказ зажата в треуг – ССР-Китай-США. Перв. Прав-во Инд возглав Джавахарлал Неру (47-64) – премьер до смерти своей. В осн пол-ки – принцип позитивного нейтралитета. Индия избегает участия в холодн. Войне, не осложняя отнош ни с одной из великих держав.Это позвол избежать торможения в развитии

Мд Индией и США постеп накапл противореч по различн частным вопрам. Индии не нра то что Китай не пускают в ООН (его представляла Тайвань). Индия отказ подпис Сан-Францизский мирн дог с Яп из за нерешенности Курильск пробл. Инд осужд Фр (союзн США), кот ведет войну в Индокитае (45-54), где получ независ Вьетнам, Лаос, Камбодж.

Все больше отдал позиции Индии и США.

С ССР у Инд отнош натянутые, т.к.у ССР было мало инфо об Индии в 48 г.в Москве даже запрет показ инд фильмов.

Инд признает КНР уже в 50 г. и они сначала рассматр друг друга как партнеры.

Перв. 10летие существ Индии: друж. Отнош с ССР и Китаем и Отдаление отнош с США.

США дел ставку на Пакистаню 54 г.-соглаш о сотр США и Пакист, 54-55 – Пак вход в военн блоки, созд по эгидой США (Манильский пакт (сеата), Багдадский паск (сента)

55- обмен визитами мд Хрущевым и Неру. 27% экономич помощи СССР приходится на Индию.

На руб 50-60 Китац нач активизировать свою ВП и рассм себя как лидера развив стран – конкуренция с Инд. Мд Инд и Кит обостр террит противореч, их гр – в Гималаях. Инд претенд на часть кит терр и наоборот. С 59 – кит-инд столк на гр. Вопр Тибета(с 59). На руб 50-60 отнош инд и кит оч обостр. 62 г. – Гималайская война (инд-кит, предмет- терр, только усугуб эту пробл) В инд резко упала популярность кит и коммунизма, инд нач посматр на США( у вл большой поклонник Кеннеди – Неру(61-63)). Шаг навстречу ниндии – Кеннди предлаг инд эк сотр.  Инд-крупнейш получатель помощи США. Приход к власти Никсон, у него доктрина о 5 центрах сила: США, СССР, Зап евр, Яп, Кит.

71 – Инд и СССР подпис дог о мире, дружбе и сотр. (не уч в военн союзах против друг друга, если нападение – консуьтации) Для ССР – прев такой дог с несоциалистич гос-вом. 71 сразу нач индо-пакист. Война – СССР безогов поддерж Индию, а США – пакист (посыл туда свой флот). СССР в Сов. Безе 3 раза наклад вето на реш США. 72 – мд вражд сторонами подпис «Симлское соглашмд инд и пакист»(нормализ отнош мд инд и пакист и реш реш спорн вопры путем перег). По усл этого дог. Признана независ Бангладеша (он многонициональный) (снач-часть пакист). Потом отнош СССР и Инд некольку ухудш из за введ нашх войск в Афганистан (79) +это испортит отнош с рядом стран


  1. Основные направления индийской внешней политики на современном этапе


Индия утрач возможн играть на противореч участников. Дип индии станов более точечной (утрач свой глоб хар-р). Отнош с СССР – продолжн охлаждение. Политич и эк СССР покидает Индию. Индия лиш сильного союзника. 93 – Визит Ельцина в Индию подпис дог, заменивш дог 71. С сер 90х отнош мд СССР и Инд улучшаются бу=ыстро. Сер 90х Рос испыт разочарование в Западе, это толкает нас на Восток. Постеп воост институт полит консульт, нач регул взаимодействие по важнейшим мд вопрам, созд советы и раб группы. В 98 г. – мд Индией и Рос восстановление горячая линия. 2000 – соглаш о статегическом партнерстве. 2002 – совместн группа по борьбе с мд терроризмом. Индия и Рос сегодня вовлечены в знаменит структур: в БРИК, в треуг Москва-Дели-Пекин – идея принадлежит Рос в 98 Примаковым. Перв 3х сторон встречи – 2002г. проход на сессии ген. Ассамбл ООН. Потом встречи станов регулярными. 2005 – в перв встреча произошла на терр одной из стран треуг. Во Владивостоке. Моск и Пекин склонны придавать треуг антиамерик хар-ра. Индия тормозит процесс институционализации.

БРИК. Рос – инициатор институционализации БРИК (в мд организации). 2006 перв встреча мин ин дел БРИК. 2009 – в Екатеринбурге перв офиц саммит БРИК. Индия – наблюдатель в ШОС, членами кот явл Рос и Кит и претенд. На потонциальн членство.
Яд. Оруж Инд. Инд – незаконн яд держава, как и пакист. Инд яд берет нач с 64 г.. Причины к созд. Яд оруж.: конфр с пакист, нестабильн отнош с кит. 74 – инд провод мирнёяд взрыв. 68 – дог о нераспрост яд оруж инд не подпис. Инд сама часто инициирует мироприятия по нераспрост яд орудия. 96 – дог о ДВЗЯИ о всеобъемлющим запрете яд испыт., не вступ в силу, для этого 44 гос-ва должны его ратифицировать, индия отказ. 98 – Инд провод яд испыт – незаконн яд держава. Пакист с разницей в несколько дней тоже провел. Ни в одном док-те на написано что они не примен яд оруж друг против др. В последн. Вр. Активно разворач яд. Сотр Индии и США. 2005 г. – Инд и США – Соглаш о поставках яд топлива и технологий из США в Инд. 2006 – В США закон вступ в силу Генри Хайда о мирн сотр Сша и Инд в обл атомн энерг. 2008 – США и Инд – соглаш о сотр в обл атомн технолог.
Внешняя политика. После обретения независимости Индия вступила в Содружество и стала одним из членов-учредителей ООН.

С 1947 Индия была вовлечена в несколько региональных конфликтов. Раздел крупнейшей английской колонии и образование Пакистана сопровождались кровопролитными межобщинными столкновениями. Спор о будущем Кашмира, где большинство населения составляют мусульмане, спровоцировал боевые действия между Индией и Пакистаном в 1947 и 1965. В 1962 Индия после военного конфликта с Китаем лишилась пограничных территорий на северо-востоке и северо-западе, на которые претендовала КНР. В 1971, после того как Индия поддержала повстанцев в восточной части Пакистана (ныне – Бангладеш), вспыхнула третья индо-пакистанская война.

В 1990 Индия вынудила Непал оказать ей предпочтение в торговле и перестать развивать связи с Китаем. В 1987–1990 содержала 70-тысячный вооруженный корпус в Шри-Ланке для охраны порядка в районах, занятых сепаратистами. В 1991 правительство Чандра Секхара разрешило американским реактивным самолетам, наносившим бомбовые удары по Ираку, дозаправляться в Индии, пока ИНК (И) не добился запрещения этой практики.

В 1990-х годах продолжались вооруженные стычки в Кашмире, и все же два правительства Объединенного фронта предприняли серьезные шаги по поиску выхода из тупика. С этой целью премьер-министр Гаджрал провел серию переговоров с пакистанским коллегой Навазом Шарифом.

В 1998 кабинет министров во главе с БДП попытался организовать новые двусторонние встречи, однако эти попытки были пресечены в мае, когда Индия провела пять ядерных испытаний, за которыми последовали ответные пакистанские акции. Хотя фактически причиной атомных испытаний стала напряженность внутри страны и стремление БДП укрепить единство правительства, в результате ухудшились отношения не только с Пакистаном и Китаем, но и с США; большинство стран мира осудили действия Индии.

В 1990-х годах Индия стремилась расширить свои торговые связи, особенно с соседними странами в рамках Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК). См. также ПАКИСТАН; КАШМИР.



  1. Тайваньская проблема как фактор внешней политики КНР

Тайваньская проблема
Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистических отрядов Мао Цзэдуна отступило на Тайвань. С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши.

В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования "одного Китая" и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с "большим Китаем", требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.

КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.

При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле "одно государство - две системы", которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.

Российская Федерация признает официальную позицию КНР в тайваньском вопросе. Она установила и поддерживает неофициальные связи с Тайванем с 1992 г.

КНР – коммунистическое государство, а на Тайване – капитализм. ВНП на душу населения на острове в 10 раз выше, чем на материке. В марте 2000 г. ситуация на Тайване и вокруг него резко изменилась: президентом мятежного острова был избран лидер оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь. Более чем пятидесятилетнее безраздельное правление гоминьдановцев на острове закончилось, эта партия с момента своего основания в 1986 г. открыто выступала за учреждение суверенной Республики Тайвань.. После прихода к власти Чэнь Шуйбянь продолжает демонстрировать гибкость в отношении КНР. Он заявляет о своей готовности обсуждать принцип «одного Китая» с Пекином, о том, что объединение с материком возможно в качестве «альтернативного варианта» в форме конфедерации. Чэнь обещает не провозглашать независимость Тайваня, не отказываться от его названия Китайская Республика, не включать в конституцию тезис о межгосударственном характере отношений с материком, не проводить референдумов по вопросу объединения и независимости и т.п. В ответ тайваньский руководитель требует лишь одного – чтобы КНР воздерживалась от применения силы против острова. Новые тайваньские власти энергично поощряют различные контакты с материковым Китаем, призывают Пекин сесть за стол переговоров о прямой торговле. Избрание Чэнь Шуйбяня президентом поставило китайское руководство перед стратегическим выбором: либо продолжать курс на модернизацию страны, либо перенести центр тяжести на подготовку к войне с сепаратистами. Ни один китайский лидер и помыслить не может о том, чтобы стать деятелем, виновным в «потере Тайваня».


  1. Внешняя политика ФРГ в 1949-98 гг.


Признаки внеш пол-ки: 1. Германия прифронтовое гос-во (во время холл. Войны). До 1954г. Германия имела оккупационный статус, после 54 г. у неё появилась своя армия, кот. Находилась под командованием НАТО. 2. раскол германии ( эк. Выравнивание-однп регионы развиваются хорошо, др.-плохо). Объединилась в 1990г. Существовал приоритет внутр. Политики перед внешней. (ФРГ-процветала, в ГДР все было хуже) 34. Комплекс вины за нацистское наследие.

Политика ФРГ в годы холодной войны. Связана с личностью. К. Аденауэра (канцлер-союзник). Осн. Задача – вывод страны из изоляции. ФРГ участвовала в плане Маршалла, был приостановлен демонтаж промышленных предприятий. Благодаря западной политике Аденауэра, Герм интегрировалась в Зап. Европу. 1951г.-создан МИД. Начинается активный процесс вступления ФРГ в Морг-ии. В 1955 г.-ФРГ вступила в НАТО. Сейчас армия Германии составляет 500 тыс. чел. ФРГ, наряду с Фр. Является родоначальником европ. Интеграции.1951-создание ЕОУС. 1957г-ЕЭС, Евратом. 1963г.-Фр. И германия подписали Елисейский договор. Все руководители ФРГ после Адэнауэра делились на голлистов (делали акцент на сотрудничество с Фр.) и атлантистов (на США) 1966г.-Фр вышла из военной структуры НАТО. Это создала напряженность внутри зап. Мира. Атланисты поддерживали политику разрядки (после карибского кризиса) Вост пол-ка ФРГ начинает складываться в 60-ые гг. Канцлер Эрхард начал вести восточн. Пол-к. Осн. Сложность, кот заключалась в отношении ГДР с соц. Странами. Доктрина В. Хальштейна-1955г. ФРГ развивает отношения только с теми гос-вами, кот не имеют дип. Отнош. С ГДР. В 1963 г. ФРГ заключает торговые договоры с Польшей, Румынией, Венгрией. В 1966 прозвучала «мирная нота» Эрхарда. Он обратился к странам Вост. Европы взаимно отказаться от воен. Силы. Канцлер В. Брандт (1969-1974) В 1970-подписан договор между ФРГ и СССР о решении всех вопросов мирными ср-вами и о признании всех имеющихся границ. 1970г.-подписан договор между ФРГ и Польшей. 1971г.-4-сторонне соглашение по Зап. Берлину. ФРГ признает статус Зап. Берлина и снимает все претензии на него. 1972-подписан транспортный договор между ФРГ и ГДР (первое офиц. Соглашение) дек. 1972г.-был подписан договор об основах отношений между ФРГ и ГДР – конец доктрины Хальштейна. На ее место приходит доктрина Шееля или доктрина «сообщающихся сосудов» (в какой степени ГДР идет на встречу ФРГ, в такой и ФРГ идет на встречу ГДР). 1973 г.-подписан договор с Чехословакией. Уст. Дип. Отношения с Венгрией, болгарией, На рубеже 70-80-х гг. ФРГ становится ведущей экономикой Европы. 1973-ФРГ поддержала присоединение Великобритании к ЕЭС. В 70-е гг. ФРГ начинает рассматривать европ. Интеграции как выгодный экономич проект. Кроме того, обретает большую самостоят. Во внеш. Пол-ке. Канцлер Г Шмидт (1974-1982) 1979г.- Г. и Фр. Вместе создали европ валютную с-му. В нач. 80-х гг ФРГ выходит за пределы Западного мира. Браз-гл партнер ФРГ. В к. 60-х гг. ФРГ занимает первое место среди зап. Стран по оказанию помощи развивающимся странам. ФРГ привлекается к разрешению конфликтов в Африке и на Бл Востоке. Канцлер Г. Коль (1982-1998). Сбалансировал европ и атлантич вектор ВП. 1982-Коль и Миттеран договорились о проведении 2 раза в год совещания мин-ов обороны и МИДов. 1988-учрежден совет обороны и безоп-ти, экономич совет +финн совет. 1987-руководитель ГДР Хоннекер впервые нанес визит в ФРГ. Окт 1989-смещение Хоннекера. 9 нояб 1989-падение Берлинской стены. Программа «10 пунктов Коля» (постепенное объединение Германии) 1 июля 1990-между ГДР и ФРГ было подписано соглашение о создании валют-эк-го и соц. Совета. 3 окт.1990-окончат объединение Германии.

Внеш пол-ка ФРГ в 1990-98 гг. ФРГ начинает участвовать в миротворч операциях. Происходит глобализация ВП. 1992- миротворческая операция в Сомали. 94г.-конституц суд ФРГ выносит постановление, разрешающее участие армии в операциях за пределами зоны ответственности НАТО в рамках коллективной безоп-ти ООН. 90-ые гг.-время активной пол-ки ФРГ (позиции ФРГ и Фр. Столкнулись: -расширение ЕС на Восток; -фин сфера деят-ти ЕС; -культурные связи с ГДР (сущ проблема «изгнанных»-немцы, живщие за пределами Германии должны были быть возвращены на тер-ию Герм).В финн. Деят-ти ЕЭС Герм одержала победу. 1988-созд. Европ Центробанк во Франкфурте-на-Майне. Устав-по нем образцу. Валюта-изнач была экю, сейчас-евро. Стабилизационный пакт-штрафные санкции в отношении тех гос-в, кот превысят принятый ЕЭС порог инфляции (т.е. 3%)
5. Позиция Франции в вопросах региональной и глобальной безопасности

Де Голль-президент (1958-1968). В 60-ые гг. эк-ка Франции стала демонстрировать сымый быстрый за послевоен время рост. Голль провел единую реформу, уст. Устойчивый курс франка. Осн. Цель: преодоление решения Ялтинской конф, блоков, кода миром правят США, СССР и Брит. 1960-Фр становится ядерной державой. Яд оружие Франция создавала сама, без помощи др. стран, поэтому на это ушло много времени. Фр. Вела не очень честную ядерную игру, т.к. продавала ядерное оружие и технологии незаконно (пакистану, израилю). Атолл мируроа-полигон в Тихом океане, на замену Алжиру. Там было проведено 1ое ядерное испытание. К началу 70-х гг. у Фр. Уже была ядерная «Триада» (воздух, земля, вода) +Фр. Была против участия в ядерном разоружении. И только в 91 г. Фр. Вступила в договор о нераспространении яд. Оружия Последние ядерные испытания Фр. Провела в 1995 г. Этот год был «юбилейной датой» Хиросимы и Нагасаки. Междунар общественность отреагировала на это резко и негативно. Фр. Оказалась в некотором роде в изоляции. 1996-Фр подписала соглашение о зоне свободы от яд оружия в Ю части Тих океана. Больше она не проводила испытаний. От «Триады» Фр перешла к «Диаде» (воздух, вода). Яд. Оружие-это практически единственная сфера, по кот в стране сущ консенсус. Яд оружие необходимо, поскольку оно явл. Символом величия Фр, поэтому они не считают, что от него надо избавляться.

  1   2


Основные этапы европейской интеграции
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации