Мишаткина Т.В. Этика - файл n1.doc

приобрести
Мишаткина Т.В. Этика
скачать (606.5 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc379kb.13.02.2008 00:26скачать
n2.doc448kb.12.02.2008 23:50скачать
n3.doc813kb.12.02.2008 12:20скачать
n4.doc1470kb.12.02.2008 23:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4
УДК 17 (075.8)

ББК 87.7я73

Э90

Серия основана в 2001 году

Авторы:

Т.В. Мишаткина: 1.1-1.3; 2.4-2.6; глава 3; 4.1-4.4; глава 5; глава 6;

7.1-7.5; глава 8; глава 9; 10.1, 10.2; 11.1-11.5; 12.1-12.5; глава 13;

14.1, 14.3; 15.1-15.3; 16.1-16.3; 17.1-17.5; раздел IV (введение).

З.В. Бражникова: 1.1; 4.1; 7.1 ;11.3-11.5; 12.1-12.3; 16.1.1; 17.4.

Н.И. Муишнский: 2.1-2.7. В.М. Клокоцкий: глава 8.

В.А. Семенюк: 14.2. Я.С. Яскевич: 14.3.4; 16.2.

Э.А. Фонотова: 14.1, 14.2. Е.В. Беляева: 10.1.

Рецензенты:

кафедра философии Гомельского государственного университета

им. Ф. Скорины (завкафедрой - доктор философских наук,

профессор В.Н. Калмыков);

доктор философских наук, профессор, главный советник

Администрации Президента Республики Беларусь СП. Винокурова;

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и естественных

дисциплин Академии аграрных наук Республики Беларусь ЮЛ. Гусев.

Этика: Учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Э90 Н.И. Мушинский и др.; Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яске­вич. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2002. — 509 с. — (Серия «Социально-гуманитарное образование»).

ISBN 985-6516-96-Х. ..

В широком историко-культурологическом контексте изложены теорети­ческие и практические- основы гуманитарной этики. Специальный раздел пособия посвящен проблемам прикладной этики, в частности экологической и биомедицинской, культуре межличностного общения. Рассматриваются нравственные аспекты дружбы и любви, особенности молодежной субкуль­туры, вопросы общения в условиях виртуальной реальности, некоторые нормы этикета.

Пособие носит проблемный характер. Снабжено вопросами и задания­ми, стимулирующими познавательную активность.

Для преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов вузов, техни^ кумов и учащихся колледжей.

УДК 17(075.8) ББК 87.7я73

© Коллектив авторов, 2002
ISBN 985-6516-96-Х © Оформление. ООО «Новое знание», 2002



Уважаемый читатель!

Перед Вами учебное пособие для изучения нового для Вас кур­са — ЭТИКИ. Этика — особая философская наука. Она не только дает некоторую сумму знаний в области морали, но и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет мо­ральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует фор­мированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в раз­личных ситуациях жизни. Этике нельзя научить, если человек сам не стремится к этому. Этике можно только научиться, самому ос­ваивая и усваивая накопленную на протяжении тысячелетий муд­рость, размышляя, принимая или отвергая ее. Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие призвано оказать Вам помощь в изуче­нии этой Мудрости.

Учебное пособие «Этика» ставит своей целью раскрыть сущность и роль морали на различных этапах развития культуры; познако­мить с опытом осмысления нравственных проблем межличностных отношений; продемонстрировать и предложить сознательному вы­бору читателя основные нормы поведения в различных сферах жиз­недеятельности.

Надеемся, что данное пособие не только удовлетворит информа­тивно-познавательный интерес студентов и учащихся, но и будет способствовать повышению их духовности и общей культуры. Во­просы и задания, помещенные в конце каждого раздела, придают пособию практическую направленность, стимулируя как индивиду­альное осмысление актуальных моральных проблем, так и дискус­сии в студенческой среде. Словарь терминов поможет сделать текст более понятным и вместе с тем обогатит Ваш лексический запас. А рекомендуемая литература не только понадобится Вам при подго­товке докладов и рефератов, но, возможно, вызовет желание приоб­щиться к первоисточникам философско-этической культуры.

Пособие состоит из четырех разделов. Первые три раздела по­священы теоретическим проблемам «большой этики», обзору этиче­ских учений, описанию истории и анализу теории морали (ее сущ­ности, системе и функциям), а также высших моральных ценностей, выступающих как основа стратегии «правильной жизни» человека. В четвертом разделе рассматриваются некоторые аспекты приклад­ной этики: необходимые и актуальные в современных условиях




кета.

нравственные проблемы общения с окружающей средой, составляю­щие предмет экологической и биомедицинской этики; а также мо­ральные проблемы межличностного общения, в котором проявляют­ся тонкости и «хитросплетения» этики. Таким образом, Вашему вниманию предлагаются как теоретические вопросы коммуникации с ее современными - открытыми проблемами, так и практические вопросы внутренней и внешней культуры общения и этиг-
) ВВЕДЕНИЕ, или ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЭТИКА? Не для школы, а для жизни мы учимся.

Сенека

«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому фило­софу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитар­ному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.

В современной системе духовных ориентации отчетливо прояв­ляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренче­ских установок, двух принципов — технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с пре­имущественным интересом к человеку как к цели — вспомните афо-1ризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человече­ским измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого — человеческое счастье. Это гуманистический подход, который по­зволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, со­страдания, совести, смысла жизни — все это составляет предмет изу­чения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистической ос­новой формирования личности.

Необходимость гуманистического подхода обусловлена не только его глобальностью и общезначимостью для достойной жизни челове­чества, но-и конкретно-социальными потребностями общества. Демо­кратизация и гуманизация общественных отношений вместо господ­ствовавших ранее классовых ценностей выдвигают на первый план интересы и права личности и — вместе с тем — требуют их серьез­ного осмысления в контексте гражданских прав, свобод и обществен­ных интересов. Потребность в подготовке молодого поколения к жизни и социальному творчеству делает необходимыми такие качества лич-

f

6

Введение

ности, как гражданственность, патриотизм, чувство долга, справедли­вости, чести, достоинства. Все это понятия этического ряда, и они не могут быть сформированы без сознательного выбора, предполагаю­щего их знание и понимание человеком. Так этика становится важ­нейшим фактором гражданского образования личности.

Следует также отметить культурологический аспект этики. В широком смысле этика приобщает человека к истории формиро­вания нравов как к элементу мировой культуры, расширяя тем са­мым его кругозор и повышая его общекультурный уровень. В уз­ком смысле этика есть теоретическая основа культуры общения, а последняя сегодня близка к кризису. Во всех сферах — от интим­ной до социальной — демонстрируется незнание элементарных пра­вил общежития и взаимного уважения. Растет агрессивность, жесто­кость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого: Но вместе с тем возрастает потребность в доброте, милосер­дии, взаимопонимании, любви, все более значимыми становятся ду­шевность и духовность личности. Поэтому раскрытие «тайн» об­щения является сегодня не только нашей всеобщей потребностью, но и общественной необходимостью. Изучение этики призвано спо­собствовать устранению пробелов и упущений в культуре общения и формированию коммуникативных качеств личности.

Таким образом, этика выступает одним из необходимых факто­ров становления современного интеллигента — человека, которого характеризует не только высокая профессиональная подготовка, но и общая культура, гражданственная ориентация, приверженность вы­соким гуманистическим принципам. Ведь интеллигентность — по­нятие духовно-нравственное, ее нельзя отождествлять лишь с обра-зованностью или определенным социальным положением. Поэтому диплом о высшем образовании — отнюдь не гарант интеллигентно­сти. Он свидетельствует прежде всего о наличии специальных зна­ний. Интеллигентность же, в отличие от «образованщины» (А. Сол­женицын), предполагает еще и знания гуманитарные, широту мировоззрения, высокие нравственные идеалы и принципы, что и обес­печивает тонкость и развитость души, обостренность чувств, четкую гражданскую позицию, способность и готовность «взвалить на себя всю боль мира» или, по крайней мере, собственного народа.

Этика помогает нам в этом, заставляя искать ответы на вечные вопросы: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что есть Счастье? Это вопросы о нравственном долге человека, о соотноше-


7

нии целей и средств его выполнения, о свободе и ответственности перед собой, перед людьми, перед своим временем. Эти проблемы встают перед каждым человеком. Но особенно остро они волнуют в молодые годы, когда обо всем хочется иметь собственное мнение и когда от решения этих вопросов во многом зависит, как сложится жизнь, каким состоится человек - для себя и для других Этика не навязывает готовых ответов на эти сложные вопросы, но она дает ту необходимую основу, тот ориентир, который поможет Вам само­стоятельно решать эти задачи. Нужно ли это людям, готовящим себя к вполне определенной практической деятельности? Думается Да. Ведь каждый из нас, помимо того, что он является или скоро

станет профессионалом-специалистом, прежде всего - человек среди
людей. v M





Раздел I

Предмет этики и история этических учений

Глава 1.

Что такое этика

Каждому человеку судьбу создают его нравы.

Корнелий Непот

У современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наибо­лее совершенной форме.

1.1. Предмет, специфика и задачи этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), объектом которых является человек. Специ­фический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, — это общение, понимаемое не как один из атрибутов чело­веческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Нередко, обсуждая проблему общения, вспоминают слова известно­го французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюперй о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь челове­ческого общения». Это действительно так. Но этика рассматривает общение не только как «роскошь», но и как насущную необходи­мость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческо­го существования и жизнедеятельности.

Вся человеческая жизнь есть система отношений. Каждый чело­век должен «вписаться» в систему отношений, должен найти верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Не случайно этику именуют

12 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

«философией практической жизни», изучающей «человека общест­венного» , «человека общающегося», исследующей жизненную прак­тику, повседневное поведение людей. И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведе­ние правильным или неправильным. Поведение людей — это сово­купность их действий, поступков и отношений (к себе, другим лю­дям, обществу в целом). Общество всегда в той или иной мере осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти сво­его рода «баланс» общественного и личного блага. Для этого суще­ствуют так называемые «социальные регуляторы» поведения (тра­диции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Об­щество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оцен­ки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую при­роду и относится к этической сфере. Этическая оценка — это не про­сто произвольное одобрение или осуждение поступка. Дж.Э. Мур, ос­новоположник новейшей английской этики, справедливо подчеркивал: прежде чем определить, какое поведение людей является правиль­ным — моральным — и неправильным — аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» — эти фундаментальные ос­нования, критерии этического суждения. Этическая же оценка са­мих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обо­значения особого раздела философии, представляющего собой уче­ние о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этос» (нрав, обы­чай, привычка, характер). Отсюда «этикос» - имеющий отношение к нравам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нрав­ственности. Со временем этика из раздела философии преврати­лась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно — фи­лософию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, по-ладыни mores — «нравы»). Таким образом, этика это особое

Глава 1. Что такое этика 13

гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нрав­ственность), а центральной проблемой — Добро и Зло.

Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, кри­терии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нрав­ственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Вместе с тем специфика этики заключается не только в ее предмете.

Этика имеет особые методы исследования своего предмета — такие, на­пример, как изучение общественного мнения или историческая реконст­рукция нравов не только (и не столько) по документам, сколько по худо­жественным произведениям. Для этики характерен и свой особый язык, своя терминология, с помощью которых она описывает нравственные яв­ления, формулирует свои принципы, этические концепции и теории.

Своеобразие этики состоит и в том, что, с одной стороны, она осмыс­ливает, обобщает и систематизирует, то есть отражает в виде этиче­ских доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Иными словами, она не только отражает реальную мораль, по и задает ценностную основу человече­ской деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель. Поэтому этику изуча­ют не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль­ность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).

Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумного выбора самого человека. Поэтому всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет этику как «рефлексию над моральными основаниями че­ловеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самое себя». Если мораль есть непосредственное созна­ние смысла жизни в процессе самой жизни, то этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня». Почему моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии?

■■

14 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

Глава 1. Что такое этика 15


Причина состоит в том, что оно очень часто попадает в конфликтную ситуацию — кризис ценностей, когда мораль теряет свою очевид­ность, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое происходит, например, когда сталкиваются различные культуры или культурные эпохи, или когда новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, лю­ди вынуждены заново отвечать на вопрос, что такое мораль, обосновы­вать ее необходимость и давать новое ее понимание.

Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с дру­гими гуманитарными науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости.

Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже го­ворилось, этика — философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время — например, в уче­ниях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие прин­ципы отношений человека и мира, то этика — нравственные прин­ципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в по­следнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает за­дачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

  1. описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, прин­ципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культу­рой общества;

  2. объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

  3. учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».


Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Можно ли научить человека морали, вооружив его этими знаниями? Становится ли он автоматически моральным, как только узнает, «что такое хорошо и что такое плохо»? Достаточно ли этого? И кто решает, чему учить, что на самом деле «хорошо» и что — «плохо»? Нам.представляется, что разгад­ка здесь в том, что можно и нужно учить морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться. Почему?

Подсказка к решению проблемы содержится, на наш взгляд, в уче­нии выдающегося философа XX века Эриха Фромма о двух сто­ронах этики — гуманистической и авторитарной.

1.2. Этика гуманистическая и авторитарная

Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Однако история этики и практика морали показывают, что это не совсем так.

И истории человечества есть периоды, когда этика и мораль дей­ствительно ориентированы на человека, считают его высшей ценно­стью и целью. Это и есть гуманистическая этика. В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрожде­ния, в наше время элементы гуманистической этики присущи демо­кратическим гражданским обществам. И есть периоды и ситуации, когда высшей ценностью и целью этики и морали объявляется не человек, а нечто иное, внешнее по отношению к нему (например, идея коммунизма или мирового господства), а сам человек рассмат­ривается лишь как средство достижения этой цели. Это характер­но для всех тоталитарных режимов и обществ как в прошлом (вос­точные деспотии, европейский абсолютизм, германский фашизм, советская тоталитарная система), так и в настоящем. Этика, господ­ствующая в подобных обществах, навязываемая ими, как правило, будет носить авторитарный характер. В чем же состоит различие между этикой гуманистической и этикой авторитарной?

В какой-то мере основы гуманистической этики были провозгла­шены Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Принципиальная позиция гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает

16 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой, а условие достижения такой цели — быть человеком для себя» (Э. Фромм). Это одно из самых слож­ных положений гуманистической этики, считающей, что основы «доб­родетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «по­рок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому, считает Э. Фромм, «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно челове­ческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики». Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

В этом гуманистическая этика противоположна этике автори­тарной. Если в гуманистической этике человек сам и творец, и ис­полнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и со­блюдает — то в авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.

При этом следует отметить, что и гуманистическая этика не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональ­ный и иррациональный авторитеты. Первый основан на знании, компе­тентности. Он не только допускает, по и требует внимательного анализа и критики со стороны тех, кто его признает; его признание зависит от его действенности. Источником второго служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. Рациональный авторитет основывается на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знания, опытом, умениями (учитель —ученик). Иррациональный авторитет по своей природе строится па неравенстве и подчинении, кото­рые предполагают приоритет ценностей авторитета, признание его права на одобрение или осуждение с позиций его собственного интереса.

Авторитарная этика базируется па иррациональном авторитете, опирающемся на страх, зависимость и насильственное (физическое или моральное) принуждение. Гуманистическая этика совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим знание широ­кого веера авторитетных этических доктрин и свободный созна­тельный выбор на их основе собственной линии поведения.

Глава 1. Что такое этика 17

Гуманистическая этика антропоцентрична, но не в том смысле, что человек — центр Вселенной, а в том, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существо­вания. Для нее на самом деле человек — «мера всех вещей». С гу­манистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем чело­веческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, чело­век обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Но любовь к ближнему — не сверхчеловеческий фено­мен: это нечто врожденное, считает гуманистическая этика. «Лю­бовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он род­нится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).

Вместе с тем следует иметь в виду, что авторитарная и гумани­стическая — это не две разные этики, а две стороны, две возможно­сти, два «лица» одного феномена. Поэтому, во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в ка­честве регулятивов. Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации.

Показательны в этом отношении христианство и марксизм. Неся в себе безусловно гуманистическое содержание и идеалы любви, предоставляя человеку право выбора — верить или не верить в Бога и эти идеалы, христианская религия в ее институциональном выражении зачастую дей­ствовала авторитарными методами, апеллируя к Богу как к внешнему авторитету, опираясь на страх и наказание. В марксизме благие гумани­стические порывы также реализуются средствами насилия, утверждая не­обходимость ориентации не на интересы личности, а на интересы социу­ма. Сочетает в себе элементы авторитарной и гуманистической этики и знаменитый категорический императив Канта: ведь его требование отно­ситься к другому как к цели, а не средству —. императив, повеление, оно не оставляет выбора для морального субъекта. Авторитарный характер этих этических концептов не перечеркивает их культурно-исторического значения, однако мы должны отдавать себе отчет в их сущности.

В-третьих, в поведении одного и того же человека могут прояв­ляться одновременно или последовательно и гуманистические, и ав­торитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут зачастую внедряться в жизнь авторитарным путем (например,

18 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

Глава 1. Что такое этика 19


требования родителей и педагогов по отношению к детям, порождаю­щие пресловутую проблему «отцов и детей»).

Наконец, возможны ситуации, при которых наиболее эффектив­ным и действенным выступает авторитарный способ морального ре­гулирования. Это, например, экстремальные ситуации, чрезвычай­ные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказы­ваются гуманнее свободного выбора граждан (требование эвакуации населения из зоны стихийного бедствия). Поэтому трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики. В каждом кон­кретном случае следует подходить к проблеме этической оценки конкретно.

Разумеется, нельзя не проникнуться симпатией к гуманистиче­ской этике, остаться в стороне от декларируемых ею благородных идеалов. Но, к сожалению, как наше общество нельзя еще назвать демократическим, так и наша этика не является пока гуманистиче­ской. В условиях нынешнего социального времени и пространства гуманистическая этика выступает пока еще как теоретическая мо­дель, рассчитанная на перспективу демократизации и гуманизации общества, которое неизбежно должно научиться, наконец, реализо-вывать принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Мы же пока лишь нащупываем пути перехода от привычной нам «ста­рой», авторитарной, к «новой», гуманистической этике. Современное состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — мо­жет быть охарактеризовано как состояние морального смятения.^ С одной стороны, подвергнуты критике и распались традиционные пред­ставления и принципы марксистско-ленинской этики, носившей ярко вы­раженный авторитарный характер, проявляющийся в жестких ригори­стических требованиях следования коммунистическому идеалу. С другой стороны, все более популярной становится релятивистская этика постмо­дернизма, в наиболее радикальном своем варианте предлагающая ценно­стные суждения и моральные нормы считать исключительно делом вкуса и произвольных предпочтений индивида. Есть ли выход из этого поло­жения, чреватого кризисом человечности в обществе?

Нам представляется, что выход — в овладении основами гумани­стической этики, опыт изложения которых представлен в этом по­собии. Не все в нем получилось так, как хотелось бы, и, возможно, что-то в этой книге будет вызывать у вас несогласие, что-то — ка­заться излишне категоричным. Мы не будем навязывать вам своих

установок и мнений. Гуманистическая этика, в отличие от автори­тарной, — этика, открытая для критики, дополнения, развития. По­этому и успех попытки перехода к гуманистической этике возмо­жен только в том случае, если вы, наши читатели, вместе с нами будете сравнивать, размышлять, спорить, выбирать и принимать ре­шение: что есть человек для себя и каким ему быть.

Конечно, решению этой задачи можно посвятить всю свою жизнь, можно попытаться дать ответ на нее сразу, основываясь лишь на своем жизненном опыте, а можно привлечь для этого всю накоплен­ную человечеством «информацию к размышлению». В последнем случае, наиболее эффективном, нам понадобится обращение к этике как к науке, имеющей свою упорядоченную структуру.

1.3. Структура этики

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисци­плиной, этика структурируется но-разному. Руководствуясь основны­ми принципами гуманистической этики и пониманием ее роли как «практической философии», мы считаем, что правомерно выделить в ней ряд основных блоков:

  1. история этики и морали, описывающая процесс развития эти­ческих учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древ­ности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцар­ская мораль, буржуазная мораль и др.);

  2. теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

  3. нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций дол­женствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать об­щую стратегию «правильной жизни»;

  4. прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному по-

20 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

ведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизне­деятельности. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:

Изучение курса этики предполагает знакомство с этими струк­турными элементами, их усвоение, оценку и личный выбор — при­нятие или отторжение тех или иных положений, выработанных эти­кой в процессе ее исторического развития.

Вопросы и задания

  1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? Вы­полнима ли такая задача этики, как «учить морали*? Можно ли научить морали?

  2. «Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под эти­ческие нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?

  3. Что значит, на Ваш взгляд, относиться к другому человеку «как к сред­ству» и что — «как к цели»?

  4. «Если этика — учение о моральных нормах общества, то не означает ли это, что следование этическим нормам ведет к унификации человеческой личности, — размышляет студент Ю.К. — И тогда не является ли она средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные — долой»? Что Вы думаете по этому поводу?

  5. «Не считаете ли Вы, что этика — порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штам­пами?» Такой вопрос задал студент М.М. преподавателю. Что бы Вы отве­тили ему?

Глава 2.

История этических учений

История — учительница жизни. . Цицерон

. ■'

Проблемы, о которых шла речь, составляют предмет этики на протяжении тысячелетий. Разумеется, невозможно достаточно под­робно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий история эти­ческих учений может раскрыться при знакомстве с первоисточни­ками — произведениями великих мыслителей прошлого и совре­менности. Задача же этого раздела — быть своеобразным путево­дителем, акцептирующим внимание на основных вехах в развитии этики.

■ ■■■.•',■■-■

2.1. Этические учения Древнего Востока

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI—II тыс. до н.э. на основе ирригационно­го земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в про­изводительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных ус­тоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов — все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека — от рождения до смерти — подчиня­лась социальным нормам и предписаниям, а следование им явля­лось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство со­причастности с другими и личную безопасность.

22 Раздел I. Предмет этики и история этических учений

- На Востоке мудрость идет «от жизни», а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориен­тацией на образ жизни, на общественно-производственную и обы­денную деятельность людей. Развитие этической мысли этого ре­гиона шло в особых социокультурных условиях, среди которых вы­деляются следующие:

Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

2.1.1. Этико-философские системы Древней Индии

Окончательно они оформились в середине I тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическо­му канону они разделяются на две группы.

Веды — собрание древнейших религиозныхи натурфилософских тек­стов (гимны, молитвы и т.п.), а также комментариев к ним (Брахманы, Араньяки, Упанишады); сюда же примыкают эпические поэмы «Рамая­на» и «Махабхарата». Одна из частей последней, «Бхагавадгита», обла­дает особенно глубоким этико-философским содержанием.

Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (дар-шаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неорто­доксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локая-та чарвака.

Брахманизм (Брахма — верховное божество Древней Индии, имя которого означает «благочестивая жизнь», «благоговение») пред­ставляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с ма­териальным началом, в результате чего образуется все сущее. Бли­же всего к Брахме находятся боги и полубоги — асуры, за ними

Глава 2. История этических рений 23

следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивиду­альная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положитель­ной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравст­венным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональ­ное совершенствование, что дает надежду на более высокое рожде­ние в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высо­коморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.

Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Ин­дии в VF в. до н.э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, жив­ший в 563 — 483 до н.э.), всякое пребывание в несовершенной телес­ной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный правед­ник стремится к нирване — высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слия­нием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины»: 1) жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2) источник страдания — же­лания;^) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний; 4) средство избавления от жела­ний — прохождение «восьмеричного пути спасения». Суть послед­него состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение И отрешенность от внешнего мира. Восьме­ричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) пра­вильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правиль­ные усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец — архат, безучастный ко всему, полностью по­груженный в медитацию, а также благочестивый монах — бодхи-сатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди дру­гих людей.


U Раздел I. Предмет этики и история этических учении

Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип «ахимсыь — непричинения вреда живо­му. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике раз­вивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаж­дениям, однако не приобрело широкой популярности.

Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине I тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя чело­века от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориен­тиры, они периодически приобретают актуальность и в более позд­ние эпохи, в частности, в наше время.

2.1.2. Этико-философские учения Древнего Китая

Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие тради­ционные — ортодоксальные направления, опирающиеся на пятикни­жие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние неорто­доксальные школы (даосизм, легизм), возникшие в VI—III вв. до н.э.

Основоположник конфуцианства философ Кун Фу-цзы, или Кон­фуций (551 —479 до н.э.), и его последователи обобщили духовное наследие более ранних эпох, придали ему законченный вид и сдела­ли основой системы образования, необходимой для занятия любой государственной должности. Основной источник этики конфуциан­ства — книга «Беседы и суждения» (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о долж­ном поведении людей, основанном на трех понятиях — «человеко­любии», «золотой середине» и «взаимности». Все вместе они опре­деляют «правильный путь», следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность (шу) получила название «золотого правила» нравственности. Конфуций определил ее так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Человеколюбие (жэнь) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. «Золотая середина* (чжун юн) — удел муд­рых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нрав­ственным идеалом является «благородный муж», всесторонне эру­дированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно собственным по­ложительным примером.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации