Курсовая работа - Социальная адаптация детей младшего школь-ного возраста в социально-реабилитационных учреждениях - файл n1.doc

Курсовая работа - Социальная адаптация детей младшего школь-ного возраста в социально-реабилитационных учреждениях
скачать (232 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc232kb.10.09.2012 09:19скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальная адаптация детей младшего школьного возраста в социально-реабилитационных учреждениях


Выполнила: студентка 6 курса,

психолого-педагогического

факультета

Каненко Ю.Д.

научный руководитель

ст. преп. каф. ССПиП

Спирина М. Л.

Армавир, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование социально - педагогической

деятельности в реабилитационных учреждениях…………….……..5

1.1. Общее понятие о реабилитационных учреждениях и

основные направления их деятельности…………………………5

    1. Социальная депривация и психологические особенности

детей, находящихся в реабилитационных

учреждениях………………………………………………......10

1.3. Социально – педагогическая деятельность педагога в

реабилитационных учреждениях………………………….....13

Краткие выводы по первой главе…………………………..............23

ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня социальной

адаптации младших школьников в реабилитационном центре ….24

2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы……………24

    1. Рекомендации по улучшению процесса социальной адаптации детей младшего школьного возраста в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних …………………31

Краткие выводы по второй главе…………………….…………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......35

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………......37

ВВЕДЕНИЕ

В наше смутное, экономически неустойчивое время многие люди оказались за бортом жизни. И, как всегда, самыми незащищенными оказались дети. Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить в семье и воспитываться родителями, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, увеличением внебрачной рождаемости, числа разводов, смертности лиц среднего возраста, а также количества чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, случаев отказа родителей от детей и др.

Растет число неполных семей. По статистике, большинство неполных семей относится к малообеспеченным. Вне зарегистрированного брака рождается около 20% от общего числа детей. В результате распада брачного союза только в течение одного года остаются без одного из родителей более 600 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Детей, оставшихся без попечения родителей - 10%. Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличивается. Семья в своей массе по-прежнему не может воспитывать, так как занята борьбой за выживание, а культурный уровень в большинстве случаев довольно низкий.

Когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, заботу о них берет на себя государство либо попечители, опекуны.

На фоне растущих детских и подростковых проблем с семьей, преступности, алкоголизма, низкого морально - просвещенного статуса средств массовой информации, искажения моральных и нравственных идеалов реабилитационные учреждения являются необходимыми в современном обществе, так как помогают улучшать социализацию ребенка. Проблема социальной адаптации детей в реабилитационных учреждениях является актуальной, в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, детей – сирот, детей, семьи которых являются малообеспеченными или неблагополучными. Правильно организованная социально – педагогическая деятельность имеет большое коррекционное значение для социальной адаптации и социализации: дети преобритают умения и навыки правильного поведения, общения с лицами разного возраста; социальный педагог помогает им найти себя и определиться в выборе профессии.

В связи с этим определим понятийный аппарат исследования:

Объект исследования: процесс социальной адаптации детей младшего школьного возраста в реабилитационных учреждениях.

Предмет исследования: организация социально-педагогической деятельности в реабилитационных учреждениях.

Цель исследования: выявление особенностей адаптации детей младшего школьного возраста в реабилитационных учреждениях.

Проблема: работа социального педагога по организации процесса социальной адаптации детей в реабилитационных учреждениях.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. Определить особенности социальной адаптации детей в реабилитационных учреждениях.

  3. Организовать опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня социальной адаптации детей, находящихся в реабилитационном учреждении.

  4. Подобрать практические рекомендации по организации процесса социальной адаптации в реабилитационном центре для несовершеннолетних

При исследовании данной проблемы мы использовали следующие методы: беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент.

Исследованием социально-педагогической деятельности работы в учреждениях социальной реабилитации занимались такие ученые, как Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И., Макаренко А.С., Маслова А.Ф., Вайзман Н., Кузнецова И.В. и др.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование

социально - педагогической

деятельности по организации процесса адаптации детей в реабилитационных учреждениях.


1.1. Общее понятие о реабилитационных учреждениях и основные направления их деятельности.

В современной России сирот больше, чем в годы Великой Отечественной войны. Только по официальным данным их полмиллиона и ежегодно в стране около 40 тысяч детей оказываются сиротами. А сколько детей нуждается в медико-социальной помощи в связи с трудной ситуацией в семье – вообще трудно посчитать. Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей значительно глубже, чем мы себе представляем. Катастрофически растет число социальных сирот, то есть сирот при живых родителях. Одной школе эту проблему не решить. Все меньше семей, в том числе и родственников, усыновляют сирот и берут их под опеку. И в решении этой сложной социальной проблемы должны участвовать федеральные и муниципальные органы власти.

В последние годы в России стали появляться учреждения социальной помощи нового типа - приюты для детей и подростков. Сейчас их в стране более 400. Создаются они силами местных администрации и число их постоянно растет.

Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10.02 года «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации обеспечения выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.93 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где впервые используется понятие «приют» и создание их рассматривается как основа профилактики детской безнадзорности. Правительством РФ от 13.090.96 года №1092 был утверждено «Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Эти документы, посвященные юридическому оформлению приюта как специфического института профилактики детской безнадзорности, говорят о государственном признании важности создания таких учреждений в нашей стране. Необходимость их создания объясняется ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (17)

В Федеральном законе понятия о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей раскрываются следующим образом:

Тысячи подростков становятся жертвами преступных посягательств, каждый год растет число детей, погибающих от неестественных причин и кроме того, в России около 200 тысяч беспризорных детей, для которых улица стала домом.

В этих условиях приюты для детей и подростков являются не только местом, где, лишившиеся родительского попечения или бежавшие от жестокого обращения, дети могут получить кров и пищу, но и местом, где они получат квалифицированную помощь педагогов, медика, психолога (16)

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой относятся:

  1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  2. Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства;

  3. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказание им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

    1. Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

    2. Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

    3. Заблудившиеся или покинутые;

    4. Самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

    5. Не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

    6. Оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) социальной реабилитации.

Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

      • Личное обращение несовершеннолетнего;

      • Заявление родителей несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

      • Направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних;

      • Постановление лица производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

      • Акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования; отдела (управления) внутренних дел закрытого административного территориального образования; отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированные учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания. Эти учреждения в соответствии с уставами указанных учреждений или пожеланиями о них:

- принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям и законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних, коллективных сверстников по месту учебы, работы, жительства в семье;

- содержат в государственном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, в выше перечисленных категориях, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

- содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей (18)

Под социально-педагогической реабилитацией детей и подростков понимается их возвращение и включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений) способствующих полнейшему функционированию качеств социального субьекта.

Основными задачами профильных учреждений социально-педагогической реабилитации являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних. А также разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включенных в профессионально-трудовой, учебно-познавательной, социально-культурной, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты; подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействий с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях. Кроме этого обеспечение временного проживания безнадзорных детей и подростков (в возрасте до 18 лет) в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдения норм гигиены, а также оказания им необходимой социальной помощи; оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействии возвращению ребенка к родителям или лицам их заменяющим. К задачам также относятся: участие с совместно заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве; определение и осуществление совместного с заинтересованными ведомствами оптимальных форм воспитания детей (15)
Примерные положения в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством Российской Федерации (18). Примерное положение о специализированном учреждении представлено в приложении.


1.2. Социальная депривация и психологические особенности детей, находящихся в реабилитационных учреждениях.
В последние годы, когда речь идет о положении детей в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для социального развития ребенка. Социальная депривация ведет за собой дезадаптацию ребенка в обществе.

Не менее сложной социальной проблемой является отсутствие устойчивого социального интереса у современных детей. Ученые и практики отмечают их слабую мотивацию к социальному взаимодействию, низкий уровень готовности к социальной деятельности. Все это свидетельствует о необходимости восстановления полного и естественного развития у современных детей социальных качеств личности.

Еще сложнее говорить о восстановлении условий социального развития ребенка, если он насильственно вытесняется из социальных отношений, лишается привычных и устойчивых социальных связей, если его социальные отношения искажаются в силу объективных обстоятельств. Такие обстоятельства сегодня распространены чрезвычайно широко. Они затрагивают:

Необходимо отметить такой важный момент, как сопутствующие детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, проблемы в развитии. «Сиротство» - само по себе не диагноз для таких детей, но, как правило, оно всегда сопровождается определенными психологическими проблемами, которые определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части из них – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей (13). Все это ведет к глубоким нарушениям социальных связей детей и подростков в открытом социуме, понижается их социальный статус, растет социальная некомпетентность (10).

Жизнь ставит перед ними наиболее трудноразрешимые проблемы. Наиболее важные из них:

Следовательно, актуальным направлением в работе с детьми и подростками становится социальная реабилитация, то есть восстановление возможности социального развития, способности полнокровного социального функционирования, восстановления способности действовать активно, созидательно (10).

Наиболее важными аспектами реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений являются:

  1. ранняя социальная адаптация;

  2. развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторно-психологических возможностей;

  3. коррекция интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов;

  4. развитие личности ребенка через формирование навыков общения;

  5. интеграция в общество на правах полноценных членов (13).

У детей, находящихся в реабилитационных учреждениях, есть свои особенности. Для детей дошкольного возраста, доминирующей и подчас неудовлетворённой выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью: выполнением режима дня, правил поведения, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями временного проживания и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновениях интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка и среди сверстников, в развитии его собственного «Я». К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников прибавляются проблемы, связанные со здоровьем. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуаная недостаточность – задержка психического развития ребенка. Для таких детей характерны такие явления как токсикомания и зависимость от табакокурения (19).
1.3. Социально – педагогическая деятельность педагога в реабилитационных учреждениях.

Работая в любом учреждении, социальный педагог должен, прежде всего, знать свои должностные обязанности и тарифно-квалификационные характеристики (5). Отметим основное в деятельности социального педагога в любом социально-педагогическом и учебно-воспитательном учреждении:

  1. только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношении в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составив «карту личности» и «карту среды», социальный педагог сможет принимать какие-то решения. Знания о ребенке он получит из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения.

  2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмысливать его положение, ситуацию, в которой тот оказался, обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию и проявив участие, можно наметить пути выхода из кризиса.

  3. Социальному педагогу необходимы и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры и в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка – это уже давление, помехи общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, в соотношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

  4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том, чтобы убедить ребенка (подростка) что только сам он может изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

  5. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями, а главное – помощь ребенку приспособиться к новым жизненным условиям (2).

В сборнике нормативно-правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края по социальной педагогике семьи и детей указано, что при осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

По мнению ряда ученых (В.К. Волковой, В.И.Загвязинского, В.К.Зарецкого, А.А. Северного, В.И. Слободчикова) реабилитация может осуществляться лишь на основной глубинной интегрированности образовательных, воспитательных, социально и лечебно-оздоровительных программ, нацеленных на сочетании индивидуализации и социализации ребенка. Сложность разработки и реализации такой интегрированный медико-социально-педагогической реабилитации заключается в новизне доходов и его слабой теоретической базе. В современно-научной – методической литературе интеграцию зачастую представляют как одновременное, автономное течение процессов, имеющие своей цели, задачи, технологии и не имеющих друг другу потому, что синтезированы режимы их реализации (23).

При поступлении ребенка в реабилитационное учреждение социальный педагог проводит диагностику ребенка. Одно из важнейших задач комплексной реабилитации детей и подростков является своевременная диагностика их психического развития, здоровья, проблем педагогического характера социального положения. При этом показателями могут выступать появление в ряде важнейших личных структур и системе соотношений детей. К их числу относится уровень самооценки детей, отражающих характер самоотношения, степень удовлетворенности собой; социометрический статус в коллективе, характеризующий систему отношений ребенка, а также его возможности в плане самореализации; уровень познавательной мотивации, дающий представление о вовлеченности ребенка в учебную деятельность; уровень развития общих и социальных способностей, психических процессов (памяти, внимания, мышления), сформированности компонентов учебной деятельности, отражающих результаты педагогического воздействия на психическое развитие детей; общее эмоциональное состояние детей «внутренняя комфортность» (23).

Кроме диагностики социальный педагог оформляет «карту обследования несовершеннолетнего»; социальный паспорт семьи, составляет план индивидуальной работы семьи (при работе с семьей, если таковая имеется у ребенка). Бланки «карты обследования» и «социального паспорта семьи» представлены в приложении. После обследования, ребенка определяют в соответствующую возрастную группу.

У социального педагога в приюте обязательно возникает проблема работы с новичком (его социальная адаптация). Социальный педагог помогает ребенку «прижиться», освоиться в приюте. Для ребенка этот процесс непростой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей. Приют для ребенка - новый мир, новые отношения, и естественно, ребенок волнуется. Необходимо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия и тепла, атмосферу заботы о его судьбе. Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен(2). Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Различают школьную и социальную дезадаптацию. Школьная дезадаптация – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий. Под социальной дезадаптацией понимают состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками и др.(19).

Прибывающие в приюте подростки по семьям не скучают, но также в начале не могут усвоить порядок и требования приюта. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться от всех. Другие оказывают сопротивление требованиям коллектива приюта, третьи демонстративно игнорируют эти требования, четвертые настроены ко всем и ко всему агрессивно. Конечно, здесь главная особенность работы социального педагога – это умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше. Поэтому спокойное, доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку, может растопить лед первых дней его пребывания в приюте (2).

Конечно же, в процессе реабилитационной работы с детьми необходимо соблюдать условия, обеспечивающие эффективность оказываемой помощи, а именно:

Во всех случаях психолого-педагогической, социальной реабилитации огромное значение имеют условия развития личности ребенка. При помощи подходящих педагогических воздействий формулируются новые отношения, прививаются новые навыки, которые должны соответствовать состоянию, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, требованиям возвращения его к нормальной жизнедеятельности (23).

В своей работе социальный педагог использует разнообразные формы и методы работы с семьей и детьми. Это такие формы как: консультация, диагностика, урок, игра и др. Диапазон методов работы социального педагога разнообразен. Рассмотрим первостепенные методы работы социального педагога. Самым распространенным и естественным методом является наблюдение. Именно он дат больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми, но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя – тремя детьми, постараться узнать их. Работая с группой, делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Следующий метод – метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценка кризисного состояния ребенка. При изучении ребенка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния (2).

Кроме основных методов социальный педагог использует такие немаловажные методы как метод игры и метод актуализации резервных возможностей ребенка. Первый распространен среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, для подростков он имеет свои особенности. Этот метод позволяет исследовать особенности детей из неблагополучных семей наиболее ярко, чем скажем при беседе, так как, играя, ребенок не думает над тем как ему себя вести, а ведет себя, так как обычно поступает, говорит, делает в обычной ситуации, в жизни. Этот метод хорош тем, что дети обладают интересом к любой новой деятельности и их легко заинтересовать в ней, они умеют запрашивать помощь со стороны взрослых, всегда открыты для сотрудничества (16).

Кроме того, социальный педагог может завуалировать в игре любое задание, тренинг, упражнение, которое обычно проводится без игровых моментов, малоэффективно, так как дети с неохотой выполняют то или иное задание. Таким образом, игру можно определить как "вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной деятельности, одно из средств физического, психологического, умственного и нравственного воспитания детей" (16).

Кроме метода игры социальный педагог использует метод актуализации резервных возможностей ребенка. К таким методам в процессе социальной реабилитации в современной психолого-педагогической литературе, относится тренировка (упражнение) и замещение (компенсация). Тренировка дает оптимальные результаты тогда, когда касается не отдельной социальной функции, а личности ребенка в целом, когда эффект тренировки охватывает полностью психологические, физический и социальный аспекты организма, когда тренировка превращается в мощный фактор общего социально-психологического восстановления.

Организация эффективной социальной реабилитации возможна также благодаря компенсаторным механизмам, посредством которых нарушенное социальное проявление может быть заменено другим. В процессе реабилитации замещение может дать более быстрый и эффективный результат, чем тренирующие упражнения. Например, беспризорники восстанавливаются в правах ученика впервые же дни пребывания в реабилитационном центре, многие из них быстро и охотно овладевают новыми навыками самообслуживания. Методика замещения по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья также приводят к позитивным результатам только в том случае, если оно осуществляется в контексте интеграции. Эффективность компенсации (замещения) увеличивается при условии, если ребенок получает равные права и сориентирован на реализации собственных ресурсных возможностях.

Рассмотрим еще один метод актуализации внутренних ресурсов личности ребенка, имеющего нарушения социальных связей,- метод возвращения к той точке социального развития, когда он испытывал эмоциональное благополучие, успех и удовольствие от личностного социального роста в рамках нормального, а не аномального социального развития. (Э.Эриксон). Метод возвращения предполагает выявлять позитивные методы социального становления личности. Сложность метода - в определении разумной меры возвращения, предотвращения инфантилизма и ухода от неуспеха. Механизмы социального развития изначально присущи человеку, поэтому частичная реабилитация как общая, так и педагогическая может в известной степени произойти спонтанно. Однако для полной и стойкой реабилитации необходим длительный процесс организованных воздействий. Вопросы организации социально-педагогической реабилитации должны решаться не путем отдельных мероприятий, а на базе целостной организации жизни детей (9).

В практике социального педагога бывают и успехи и ошибки. Последние – и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они приходят из-за недобросовестности. Ошибки случаются, когда преувеличивается роль воспитателя, когда подавляется личность ребенка и тогда, когда воспитатель идет «за учеником». Это ведет к цинизму подростка. Но общая, точнее, характерная ошибка педагога – несдержанность и необоснованные запреты (2).

Кроме форм и методов работы, социальный педагог оказывает помощь в уст­ройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы уст­ройства таких детей разнообразны: это и патронатная семья, приемная семья, усыновление, а также передача детей-сирот в детские дома. Рассмотрим некото­рые формы устройства. Патронатная семья предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семей по определенному вре­мени. Суть дела в том, что ребенок помещается на определенный срок в обыч­ную семью. Это могут быть дети из детского дома или из неблагополучных се­мей, изъятые временно до выяснения ситуации. Семья, пожелавшая стать патро­натной, проходит обследование и предварительное обучение. Она должна быть открытой для постоянного контакта с психологом и социальным работником. Возможен контакт такой семьи с родной семьей ребенка для выстраивания со­вместных перспектив в его будущей жизни (21). Цель социально-педагогиче­ской деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи ос­таваться вместе в период роста и развития ребенка. Если появляется проблема в адаптации в новой для него семье, социальные педагоги должны включать в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком (19). Патронатные семьи получают развитие в России (21).

Усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет усыновившим права, которым обладают биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнения которых должен контролировать социальный педагог (19).

Достаточно новой, экономически и педагогически выгодной для детей и государства, является такая форма устройства детей, как приемная семья. Она получила законодательное оформление только в 1996 году в новом Семейном кодексе. У нас сегодня около 1200 приемных семей. Развитие семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с материальными сложностями сдерживают и стесненные жилищные условия большинства семей, эмоциональная усталость, бытовые трудности ее членов. В тех регионах, где опекунам и приемным семьям оказывается систематическая материальная поддержка, где население постоянно информируется через СМИ о благополучных семьях с усыновленными детьми, где опекуны и приемные семьи наряду с материальной получают психологическую и правовую поддержку,- проблема социального сиротства решается успешно (21). Социальный педагог здесь выполняет те же функции, что и в патронатной семье. Таким образом, организация социально-педагогической деятельности в реабилитационных учреждениях требует работы не одного, а нескольких социальных педагогов. Каждый из них должен заниматься своей частью работы: один – диагностикой и составлением индивидуальных программ коррекции, другой – реализацией этих программ, третий – формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, что и реализуется в реабилитационных учреждениях, но не во всех. Зачастую большинство реабилитационных учреждений не может позволить себе содержать такое количество социальных педагогов. Поэтому социальный педагог должен знать и быть информированным во всех деталях организации социально-педагогической деятельности.
Краткие выводы по первой главе.

В последние годы в России стали появляться учреждения социальной помощи нового типа - приюты для детей и подростков. Необходимость их создания объясняется ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой относятся: социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей, центры помощи детям, в которых осуществляется различного рода реабилитация. Под социально-педагогической реабилитацией детей и подростков понимается их возвращение и включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений) способствующих полнейшему функционированию качеств социального субьекта. Примерные положения в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством Российской Федерации. В последние годы, в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для социального развития ребенка. Поэтому реабилитационные учреждения играют важную роль в социализации таких детей.

У социального педагога в приюте обязательно возникает проблема работы с новичком (его социальная адаптация). Социальный педагог помогает ребенку «прижиться», освоиться в приюте. Для ребенка этот процесс непростой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Социальный педагог должен знать и быть информированным во всех деталях организации социально-педагогической деятельности.

ГЛАВА 2

Практическая часть работы по организации социально- педагогической деятельности в реабилитационном центре

2.1. Содержание исследования личностных качеств и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, находящихся в реабилитационных учреждениях.

При проведении исследования использовались методы эксперимента и наблюдения. Нами также использовались виды эксперимента: естественный кратковременный и констатирующий. Кроме этого использовался метод беседы с социальным педагогом и воспитателями.

Исследования проводились в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в течение октября 2010года, с детьми младшего школьного возраста. Социальный педагог – Мельник Маргарита Васильевна.

Для исследования личностных качеств и межличностных отношений у детей, находящихся в реабилитационном центре были использованы такие методики, как: анкета «Адаптация», «Чувства в школе», анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, анкета для определения психологического климата в классе (группе).

Методика 1.Анкета «Адаптация».

Данная анкета предложена Овчаровой Р.В. для диагностики социальной адаптации в школе (группе). Анкета включает 14 вопросов, которые ориентированы на учащихся младшего школьного возраста. По ответам учащихся определяется уровень социальной адаптации: чем больше отрицательных ответов или ответов, которые говорят непринятии ребенка, или выражены в нежелании решать свою проблему, тем ниже уровень адаптации. Таким образом, можно выделить высокий, средний и низкий уровни. Подсчитывать в процентном соотношении можно по формуле: У% = (количество учащихся с уровнем адаптации / количество испытуемых)*100%.

Методика 2. «Чувства в школе».

Опросник «Чувства в школе» был составлен С.В. Левченко. Опросник включает в себя 16 различных чувств. Он предлагает выбрать из перечисленных чувств только 8, которые наиболее часто испытывает ребенок. И соответственно обработка результатов будет исходя из выбранных чувств. В нашем случае, мы несколько изменили данную методику. Учащиеся в процессе выполнения отвечали на все представленные чувства ответами да - «+» или нет "-". К этой методике мы разработали ключ и определили по набранным баллам уровни социализации учащихся. По данной методике можно судить об уровне развитости эмоционально-волевой сферы. По количеству набранных баллов можно судить об уровнях:

13-16 – высокий уровень;

9-12 – средний уровень;

0-8 – низкий уровень.

Также можно рассчитать в процентном соотношении полученные данные по той же формуле, что и в предыдущей методике.

Методика 3.

Анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов.

Данная анкета разработана Лускановой Н.Г. для изучения уровня учебной мотивации (адаптации – дезадаптации) учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность.

2. 20-24 балла – нормальная школьная мотивация.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.

Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предлагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе, оценивается в 3 балла, нейтральный – в 1 балл, ответ позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Методика 4.

Анкета для изучения психологического климата в классе (группе).

Данная анкета разработана Касьбановой С.А. и предназначена для изучения психологического климата в классе (группе). Анкета включает 6 вопросов, каждый из которых в свою очередь включает в среднем по три ответа, один из которых должен выбрать учащийся. Психологический климат класса (группы) определяется из подсчета количества набранных положительных, нейтральных или отрицательных ответов.

Результаты исследования.

В исследовании принимало участие 14 человек 7-9 лет.

Методика 1.Анкета «Адаптация».

По результатам анкеты «Адаптация» получили следующие результаты:

  1. Чухломин Сергей – высокий уровень адаптации;

  2. Елфимов Саша – средний уровень адаптации;

  3. Ткачев Игорь – средний;

  4. Цыванюк Вика – низкий;

  5. Копылов Андрей – низкий;

  6. Макаренко Сергей – низкий;

  7. Дудкин Дмитрий – средний;

  8. Тарасова Надя – высокий;

  9. Тарасов Андрей – средний;

  10. Каныгина Инетта - высокий;

  11. Толстокулакова Кристина – средний, тяготеющий к низкому;

  12. Михайлов Сергей – средний;

  13. Цыжман Влад – средний;

  14. Иванов Вова – средний.

Процентное соотношение по результатам анкетирования таково:

Высокий уровень адаптации – 21%;

Средний уровень адаптации – 57%;

Низкий уровень адаптации – 22%.

Методика 2. «Чувства в школе».

По количеству набранных баллов получились следующие результаты:

№ п/п

ФИО

Кол-во

баллов

1.

Чухломин Сергей

14

2.

Елфимов Саша

8

3.

Ткачев Игорь

16

4.

Цыванюк Вика

11

5.

Копылов Андрей

10

6.

Макаренко Сергей

8

7.

Дудкин Дмитрий

15

8.

Тарасова Надя

6

9.

Тарасов Андрей

13

10.

Каныгина Инетта

15

11.

Толстокулакова Кристина

13

12.

Михайлов Сергей

12

13.

Цыжман Влад

12

14.

Иванов Вова

14


В процентном соотношении результаты таковы:

Высокий уровень – 50%;

Средний уровень – 29%;

Низкий - 21 %.

Методика 3. Анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов.

В результате проведения методики, мы получили следующие результаты:

ФИО

Уровень школьной мотивации

Баллы

1.Чухломин Сергей

Положительное

19

2.Елфимов Саша

Низкая шк. мотивация

12

3.Ткачев Игорь

Положительное

16

4.Цыванюк Вика

Положительное

18

5.Копылов Андрей

Негативное, дезадаптация

9

6.Макаренко Сергей

Нормальная

24

7.Дудкин Дмитрий

Нормальная

21

8.Тарасова Надя

Положительная

17

9.Тарасов Андрей

Нормальная

21

10.Каныгина Инетта

Высокая мотивация

25

11.Толстокулакова Кристина

Положительная

16

12.Михайлов Сергей

Нормальная

24

13.Цыжман Влад

Положительная

18

14.Иванов Вова

Низкая шк. мотивация

12


Из полученных данных видно, что у 6 учащихся положительная школьная мотивация, но школа больше привлекает этих детей своими внеучебными сторонами. Количество адаптированных, у которых мотивация нормальная и высокая, составило 5 человек. И с низкой мотивацией и негативной мотивацией – 3 ученика. Из полученных результатов видно, что большинство детей не имеют того уровня мотивации, который у них должен быть.

Методика 4.

Анкета для изучения психологического климата в классе (группе).

Результаты по анкетированию учащихся получились следующие:


Анкета


1. Я посещаю школу:

а) с радостью…………………………………………………..9

б) с удовольствием…………………………………………....0

в) посещаю по необходимости………………………………4

г) с неудовольствием (без охоты)……………………………1

д) с отвращением (иду как на каторгу)……………………...0

2. Если бы была возможность выбора, я хотел бы:

а) остаться в этой школе……………………………………12

б) перейти в другую школу……………………………….....1

в) вообще перестать учиться………………………………...1

3. Когда я нахожусь в школе:

а) мне очень интересно, время летит незаметно…………...8

б) мне скучно, время тянется очень долго……………….....0

в) я думаю о том, как бы скорее закончились уроки, и я бы смог заниматься своими делами………………………………6

4. Отношения с учителями у меня в основном:

а) хорошие…………………………………………………..12

б) плохие……………………………………………………..0

в) средние………………………………………………….....2

5. Отношения с одноклассниками у меня в основном:

а) хорошие………………………………………………….10

б) плохие……………………………………………………..1

в) средние………………………………………………….....3

6. Учиться мне:

а) трудно……………………………………………………..3

б) легко………………………………………………………9

в) что-то среднее………………………………………….....2


По полученным данным видно, что психологический климат в группе хороший.

Исходя из всех проведенных методик, определим общий уровень социальной адаптации и социализации учащихся:

№ п/п

ФИО

Социальная

адаптация

Социализация

1.

Чухломин Сергей

Высокий

Высокая

2.

Елфимов Саша

Низкий

Средняя

3.

Ткачев Игорь

Средний

Средняя

4.

Цыванюк Вика

Низкая

Низкая

5.

Копылов Андрей

Низкий

Низкая

6.

Макаренко Сергей

Низкий

Средняя

7.

Дудкин Дмитрий

Средний

Средняя

8.

Тарасова Надя

Высокая

Средняя

9.

Тарасов Андрей

Средний

Средняя

10.

Каныгина Инетта

Высокая

Высокая

11.

Толстокулакова Кристина

Средняя

Средняя

12.

Михайлов Сергей

Средний

Средняя

13.

Цыжман Влад

Средний

Средняя

14.

Иванов Вова

Низкий

Средняя


С высоким уровнем социальной адаптации – 21%;

Со средним уровнем– 43%;

С низким уровнем– 36%.

С высоким уровнем социализации – 14%;

Со средним – 72%;

С низким - 14%.
2.2. Рекомендации по улучшению процесса социальной адаптации детей младшего школьного возраста в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних

Анализ ответов детей на предложенные методики дает основание говорить о том, что в целом социально-педагогическая деятельность по реабилитации большинства детей реализуется хорошо по социализации (86%), а вот по социальной адаптации немного хуже – с низким уровнем социальной адаптации оказалось 36%. Социальному педагогу, психологу, воспитателям следует обратить на это свое внимание. Многие учащиеся в анкетах высказывали свое желание о потребности в игре. Это следует особо учесть социальному педагогу и воспитателю, раз дети говорят о потребности, значит им этого не хватает. Зачастую социальный педагог, психолог и воспитатель забывают о том, что детям младшего школьного возраста еще свойственна игра, особенно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; они считают нужным и необходимым в первую очередь уделять внимание учебной деятельности, социализации и адаптации в ней ребенка. Но ведь можно реабилитацию таких детей сделать интереснее для самих детей, включив в индивидуальные программы по коррекции необходимые для развития ребенка игры даже ориентированные на учебную деятельность. Такие игры развивают у учащихся эмоционально-волевую сферу, что является необходимым в учебном процессе: произвольность поведения, силу воли, внимательность и т.д., а также помогают уменьшить агрессию, тревожность, застенчивость, снять напряжение, что помогает социальной адаптации и социализации. Дети же, играя, могут и не подозревать об этом. Кроме всего сказанного социальному педагогу необходимо, по возможности, уделять больше времени индивидуальным и групповым занятиям с детьми. Приведем некоторые задания и игры, которые могут оказаться полезными в работе, как социального педагога, так и воспитателя, который каждый день проводит с детьми. Например, игра «Танец шляпы» помогает детям с нарушением агрессии, снятию тревожности. Для игры потребуется аудиокассета с музыкой и шляпа. Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается. Игра «Внимательные руки» хорошо развивает реакцию действия, тренирует произвольное внимание, слуховое восприятие. Суть игры заключается в следующем: взрослый читает слова, а дети должны поднять правую руку, если в слове есть буква «И», и левую – если есть буква «Й», если таких букв нет - руки лежат на коленях. Примеры слов: брат, сестричка, монитор, йод, каймак, офис, работа, сайра, животное, тигр, петух, игра, ларек, собака, стена, шкаф, войлок, калитка, клякса, канарейка, картина, улей, пастила, мармелад, койка, балалайка, лейка, садик, цветок, история, стул, музей, курица, дискотека, маленький, открытка, часики, радио, майка, умница. Игра «Обзывалки» направлена на развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций (агрессии). Для игры потребуется мячик. Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга обидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мяч: «А ты Лешка – картошка», «А ты Иришка – редиска», «А ты Вовка – морковка» и т.д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки обижаться нельзя, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка - картинка», «А ты Антошка – солнышко» и т.д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться. Комментарий: перед началом игры можно провести беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Задние «Радость и грусть» направлено на развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Необходимые приспособления – рисунки. Описание задания: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть - в зависимости от цветовой гаммы. Основная задача взрослого – помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой – грустным (22).


Краткие выводы по второй главе
Исследования проводились в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в течение декабря 2010 года, с детьми младшего школьного возраста. Для исследования личностных качеств и межличностных отношений у детей, находящихся в реабилитационном центре были использованы такие методики, как: анкета «Адаптация», «Чувства в школе», анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, анкета для определения психологического климата в классе (группе). В целом по всем проведенным методикам результаты оказались следующие: с высоким уровнем социальной адаптации – 21%; со средним уровнем– 43%; с низким уровнем– 36% ; с высоким уровнем социализации – 14%; со средним – 72%; с низким - 14%. Социальному педагогу, психологу, воспитателям следует обратить на свое внимание на детей с низким уровнем адаптации и социализации, возможно изменение программ по индивидуальной коррекции и реабилитации того или иного ребенка. Многие учащиеся в анкетах высказывали свое желание о потребности в игре. Это следует особо учесть социальному педагогу и воспитателю, раз дети говорят о потребности в игре, значит им этого не хватает. Необходимо подобрать и систематически использовать в своей работе социальному педагогу, психологу и воспитателю такие игры, которые бы решали детские проблемы с социальной адаптацией и социализацией детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сегодняшний день значительно глубже, чем мы себе представляем. Катастрофически растет число социальных сирот, то есть сирот при живых родителях. Одной школе эту проблему не решить. Все меньше семей, в том числе и родственников, усыновляют сирот и берут их под опеку. И в решении этой сложной социальной проблемы должны участвовать федеральные и муниципальные органы власти. В последние годы в России стали появляться учреждения социальной помощи нового типа – реабилитационные центры и приюты для детей и подростков, в которых реализуется различного рода реабилитация. Когда речь идет о положении детей в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для социального развития ребенка, его адаптации в обществе. Поэтому реабилитационные учреждения играют важную роль в социализации таких детей.

Проведенное исследование по выявлению уровня социальной адаптации в реабилитационном центре, позволило сделать вывод о том, что зачастую социальный педагог, психолог и воспитатель забывают о том, что детям младшего школьного возраста еще свойственна игра, особенно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; они считают нужным и необходимым в первую очередь уделять внимание учебной деятельности, социализации и адаптации в ней ребенка. Но ведь можно реабилитацию таких детей сделать интереснее для самих детей, включив в индивидуальные программы по коррекции необходимые для развития ребенка игры даже ориентированные на учебную деятельность. Такие игры развивают у учащихся эмоционально-волевую сферу, что является необходимым в учебном процессе: произвольность поведения, силу воли, внимательность и т.д., а также помогают уменьшить агрессию, тревожность, застенчивость, снять напряжение, что помогает социальной адаптации и социализации. Дети же, играя, могут и не подозревать об этом. Все-таки есть небольшие недостатки в работе социального педагога, но их легко можно исправить.

Литература


  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – С.131,308.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.-с.60-73, 356-363.

  3. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми.//Социальная педагогика. – 2004. - №3. –с. 91 -96.

  4. Воспитание детей в неполной семье (перевод с чешского). Общая редакция и послесловия кандидата юридических наук Ершовой Н.М. –М.: «Прогресс», 1980. –С.136 -143.

  5. Должностные обязанности и тарифно–квалификационные характеристики социального педагога.//Социальная педагогика. -2005. -№1. –С.105 -106.

  6. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением. //Воспитание школьников. – 2006. -№1. –С. 23 – 25.

  7. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей.//Воспитание школьников. – 200. -№7. –С.22.

  8. Калиниченко В. А. Дети без родителей. Специфика социальной работы с опекунскими семьями.//Воспитание и дополнительное образование. – 2006. -№1. – С. 28 -31.

  9. Лаврентьева З. И.Социальное развитие личности ребенка в процессе реабилитации//Философия образования -2004. -№1 (9). – С.103.

  10. Лаврентьева З. Актуализация резервных возможностей личности в процессе социальной реабилитации. //Социальная педагогика -2005. -№1. – С.53 -57.

  11. Лечебная педагогика в средней школе. С.А. Касьбанова. Методическое пособие. – Краснодар, 1992.- С. 26-27.

  12. Матвеева С. А.Возможности патронатного воспитания для социально–психологической адаптации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.// Вестник УРАО. – 2004. -№4. –С. 125

  13. Неретина Т.Г.К вопросу о социальном сиротстве. //Начальная школа. -2001. -№9. – С. 61.

  14. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление. //Государство и право. -2001 -№6 – С. 57.

  15. Очарова Р.В.Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001. -С.207 -275.

  16. Панкова Н.В. Особенности игровой деятельности у социально неблагополучных детей младшего школьного возраста.//Психология и школа. -2003. -№2. – С.92 -96.

  17. Пименова О.Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте.//Воспитание школьников -2003. -№4. – С. 29 -33

  18. Сборник нормативно-правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края по социальной поддержке семьи и детей. Краснодар, 2002. – С.135 -147, 98 -101.

  19. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. //Под. общ. ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С.192 -212.

  20. Федеральный закон Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Социальная педагогика. -2005. - №1. – С.9

  21. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. //Народное образование. -2001. -№7. - С.23.

  22. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.- Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  23. Шудегова О. И. Проблема социально – педагогической реабилитации детей «Группы риска»: //Вестник УРАО. -2006 -№1. – С. 86 -99.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации