Николаева М.А. Теоретические основы товароведения - файл n1.docx

приобрести
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения
скачать (3876.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx3877kb.09.09.2012 03:59скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

М. А. Николаева

Теоретические

основы товароведения

Учебник для вузов

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию

в области товароведения и экспертизы товаров и Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» и «Коммерция»


Издательство НОРМА Москва, 2007




























УДК 346.544.6(075.8) ББК 30.609я73 Н63

Сведения об авторе

Мария Андреевна Николаева — доктор технических наук, профес-
сор, действительный член Международной академии информатизации,
член Российской народной академии, директор Отраслевого центра
повышения квалификации работников торговли. Более тридцати лет
преподает в высших учебных заведениях теоретические основы това-
роведения, товароведение плодоовощных и вкусовых товаров и т. д.
Имеет около четырехсот научных и методических публикаций.

Николаева М. А.

Н63 Теоретические основы товароведения : учеб. для ву-
зов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2007. — 448 с.

ISBN 978-5-89123-970-8 (в пер.)

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения,
объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рас-
сматриваются факторы, обеспечивающие формирование и со-
хранение товароведных характеристик. Особое внимание уделе-
но средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным
документам и маркировке, в том числе информационным зна-
кам.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммер-
ция» и «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слу-
шателей системы повышения квалификации работников тор-
говли и практических работников, чья деятельность связана с
товароведением и экспертизой товаров.

УДК 346.544.6(075.8)
ББК 30.609я73

© Николаева М. А., 2006 ISBN 978-5-89123-970-8 © ООО «Издательство НОРМА», 2006

Содержание

Предисловие їх

Введение 1

Цели, задачи, структура учебной дисциплины

«Теоретические основы товароведения» 1

Принципы товароведения 10

История и направления развития товароведения

как науки и учебной дисциплины 13

Подготовка специалистов-товароведов

в России и за рубежом 24

Состояние потребительского рынка 32

Вопросы для самопроверки 33

Глава 1. Объекты и субъекты товароведной деятельности 34

§ 1. Объекты товароведной деятельности 34

§ 2. Субъекты товароведной деятельности 41

Вопросы для самопроверки 48

Глава 2. Методы товароведения 49

§ 1. Классификация методов 49

§ 2. Теоретические методы j 52

§ 3. Эмпирические методы 58

§ 4. Практические методы 59

§ 5. Классификация как метод товароведения • 61

§ 6. Кодирование товаров 66

§ 7. Классификаторы 71

§ 8. Товароведная классификация товаров 77

Вопросы для самопроверки 84




Глава 3. Ассортимент товаров 85

§ 1. Основные понятия 85

§ 2. Классификация ассортимента товаров 86

§ 3. Свойства и показатели ассортимента 93

§ 4. Управление ассортиментом 106

Вопросы для самопроверки 115

Глава 4. Качество товаров 116

§ 1. Основные понятия 116

§ 2. Свойства и показатели качества X 117

§ 3. Номенклатура потребительских свойств

и показателей . 125

Вопросы для самопроверки 158

Глава 5. Оценка качества 159

§ 1. Понятие и этапы оценки качества 159

§ 2. Градации качества 160

§ 3. Несоответствия и дефекты товаров 167

Вопросы для самопроверки 177

Глава 6. Количественная характеристика товаров 178

§ 1. Основные понятия 178

§ 2. Контроль качества и количества товарных партий ....182

§ 3. Идентификация и прослеживаемость товаров .188

Вопросы для самопроверки ....193

Глава 7. Физические свойства товаров 194

§ 1. Общие физические свойства .195

§ 2. Специфические физические свойства

товарных партий 202

§ 3. Специфические физические свойства

единичных экземпляров товаров 203

Вопросы для самопроверки 224

Глава 8. Химические состав и свойства товаров 225

§ 1. Классификация химических веществ 225

§ 2. Вода 227

§ 3. Сухие неорганические вещества 229

§ 4. Сухие органические вещества 236

Вопросы для самопроверки 279

Глава 9. Обеспечение товароведных характеристик товаров ....280

§ 1. Технологический жизненный цикл товаров 280

§ 2. Формирующие факторы '. 300

Вопросы для самопроверки 308

Глава 10. Сохраняющие факторы 309

§ 1. Упаковка товаров 309

§ 2. Транспортирование товаров 317

§ 3. Хранение товаров 318

Вопросы для самопроверки 366

Глава 11. Товарные потери 367

§ 1. Виды потерь 367

§ 2. Количественные (нормируемые) потери 367

§ 3. Качественные (актируемые) потери 371

§ 4. Порядок списания количественных

и качественных потерь 373

§ 5. Меры по предупреждению и снижению потерь 375

Вопросы для самопроверки 379

Глава 12. Средства товарной информации 380

§ 1. Виды и формы товарной информации 380

§ 2. Требования к товарной информации 382

§ 3. Средства товарной информации 384




§ 4. Технические документы 426

Вопросы для самопроверки 433

Приложение. Выписка из «Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих». Товаровед 434

Литература 436

Предисловие

При написании настоящего учебника по дисциплине «Теоретические основы товароведения» исходным материалом послужил учебник «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», вышедший в 1997 г. В то время еще не был утвержден государственный образовательный стандарт. Поэтому для привлечения внимания к учебнику не только студентов, аспирантов, преподавателей, но и практических работников торговли наименование науки «товароведение» было вынесено в начало.

Реформы российского законодательства в сфере экономики, затронувшие в том числе область товароведения, обусловили выпуск в свет нового издания, название которого соответствует наименованию учебной дисциплины, регламентируемой ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» и ГОС СПО 0612 «Товароведение», а также ГОС ВПО 351300 «Коммерция» и ГОС СПО 0608 «Коммерция». Следует отметить, что дидактические единицы учебной дисциплины на уровнях ВПО и СПО во многом совпадают. Различия касаются лишь более углубленного изучения химических и физических свойств товаров на уровне ВПО.

Указанная общность не случайна и объясняется тем, что автор учебника является одновременно и составителем примерных учебных программ по дисциплине «Теоретические основы товароведения». Эта общность обусловлена дидактическим назначением дисциплины — необходимостью формирования фундаментальных знаний теории товароведения как базы для овладения знаниями о товароведных характеристиках конкретных товаров.

За годы, прошедшие с момента выхода учебника «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», в данной области появились работы других авторов. Обсуждения отдельных положений теоретических основ также проходили на заседаниях Учебно-методического объединения по товароведению РЭА им. Г. В. Плеханова и кафедр товароведения, на ко




торых высказывались мнения преподавателей по отдельным вопросам, рассматриваемым в учебнике. Результаты этих дискуссий, методические разработки по истории возникновения и развития подготовки товароведов и другим вопросам, а также многолетний опыт автора по чтению лекций студентам РЭА им. Г. В. Плеханова, на семинарах повышения квалификации легли в основу нового учебника по данной дисциплине с расширенным методическим и иллюстративным материалом. Кроме того, в нем уточнены и дополнены формулировки некоторых терминов в связи с принятием новых нормативных документов: Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОС ВПО и ГОС СПО, ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», ГОСТ Р 51303-99 «Торговля, ^ермины и определения», международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». В ряде случаев, когда определения в разных документах одних и тех же терминов и положений не совпадают или автор не согласен с ними, в учебнике приводятся разные формулировки этих терминов и положений.

Кроме того, учебник может быть полезен студентам образовательных учреждений, изучающих дисциплину «Теоретические основы товароведения» по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент».

Введение

Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»

Цели учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» — изучение теоретических положений, свойственных всем товарам независимо от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений применять отдельные методы товароведения и определять основополагающие характеристики товаров.

В связи с этим в данной учебной дисциплине рассматриваются лишь основные методы товароведения и обобщенные характеристики товаров. Специфичные свойства качества и ассортимента, факторов формирования и сохранения разбираются в частных разделах товароведения. Поэтому назначение дисциплины «Теоретические основы товароведения» — формирование у студентов фундаментальных товароведных знаний и умений, при наличии которых облегчается усвоение товароведных характеристик товаров однородных групп.

Для достижения указанных целей при изучении учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи:

Таким образом, указанные цели и задачи рассматриваемой учебной дисциплины во многом совпадают с целями и задачами товароведения и его частных разделов, но отличаются большей степенью обобщения и абстрагирования от частностей. Знания по этой дисциплине позволяют специалистам — товароведам, маркетологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, технологам — самостоятельно разобраться в товароведных


и

характеристиках товаров в широком понимании этого термина как средства удовлетворения потребностей потребителей. В таком контексте к товарам относятся не только материальная продукция, но и услуги, работы и т. п. В качестве примера использования теории товароведения применительно к ассортименту и качеству услуг можно привести учебник автора «Маркетинг товаров и услуг»1.

Структура дисциплины. При изложении теоретических знаний по рассматриваемой дисциплине проведена их систематизация и обобщение, представленное в форме структурно-логической схемы (рис. 1).

Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина имеет три основных блока:

За последние годы в структуре учебной дисциплины произошли изменения, которые были регламентированы ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». В частности, из нее исключены вопросы, связанные с товарной информацией, которые легли в основу новой учебной дисциплины «Информационное обеспечение товароведения» (в учреждениях СПО дисциплина называется «Товарная информация»). Актуальность новой товароведной дисциплины несомненна, поскольку товарная информация является важнейшим средством продвижения товаров, создания потребительских предпочтений и идентификации, а также методом обеспечения конкурентоспособности. В России и за рубежом создана обширная нормативно-правовая база, регламентирующая обязательные и на добровольной основе требования к информации.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение». В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие ос-

1 См.: Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. М.: Деловая литература, 2001.



новные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.

Следует отметить, что в разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гармонизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому- то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использо

ванные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, аналогичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражается только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по нашему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т. п.) по формированию его потребительских свойств.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения» [6].

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии,




имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жиз- неведении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 44.

D ИСДСНИС

В связи с вышеизложенным считаем возможным предложить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недостаточно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;




Товароведение относится к основополагающим учебным

дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных

введение

специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисциплина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данного товара потребительских свойств (назначение, надежность и т. п.); частная классификация и ассортимент; факторы, формирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства информации о товаре (маркировка).




Приведенная схема не регламентирует строго указанный перечень составных элементов и последовательность их изложения. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенностей характеристик конкретных товаров или их ассортиментных групп.

Объектами изучения в частных разделах товароведения могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства производства), сельскохозяйственная продукция, фармацевтические товары и лекарственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потребителя и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

Принципы товароведения

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же

время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреа- лизационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значе-




ниє прежде всего для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Товароведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

История и направления развития товароведения как науки и учебной дисциплины

Развитие науки товароведения. Методология науки рассматривает развитие теоретических знаний как определенную систему, для которой характерны объективные ступени абстракции и описание соответствующих явлений.

Первая ступень развития науки характеризуется накоплением фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, событий, констатацией свойств и называется феноменологической, или описательной. Вторая ступень — аналитико-синтетическая, предсказательная. На этой ступени теория позволяет дать элементарное объяснение природы, свойств объектов, закономерностей явлений, а также создается возможность для предсказания возможных исходов явлений и процессов. На третьей ступени — прогностической — происходит моделирование основных процессов с аналитическим представлением законов и принципов, прогнозированием сроков и конечного результата процессов и явлений. Четвертая ступень — аксиоматическая — характеризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким проникновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз.

Первой ступени развития науки товароведения предшествовало накопление большого практического опыта по производству и торговле товарами ремесленниками, крестьянами, купцами, которые на практике методами наблюдений, проб и ошибок постигали свойства товаров, передавая свои знания последующим поколениям.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров (меха, золото, серебро, бобы какао и др.), особо ценных и обладающих длительной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обмениваемых товаров.

Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью.




На описательном этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических наблюдений и описаний.

Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука. Поэтому информация о товарах появлялась в трудах, посвященных сельскому хозяйству.

Известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234— 149 гт. до н. э.), Варрона (116—27 гг. до н. э.), Колумеллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79 гг.). Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

Наиболее фундаментальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния в 37 книгах. В ней представлены описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов их выращивания, переработки и хранения. Особенно подробно дано описание винограда, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Впервые в этой работе рассматривается вопрос о применении в зависимости от климатических условий различных способов хранения.

В средние века на расширение и углубление товароведных знаний существенное влияние оказало развитие естественных наук (физики, химии, биологии). Наряду с работами описательного характера появляются труды, основанные на испытаниях и анализе их результатов. К первым следует отнести работу М. Себициуса (1630), в которой дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса [9].

В XVIII в. наметилась дифференциация многих наук, одним из результатов которой стало формирование научной терминологии, составляющей специфический язык каждой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимство

вание уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.

Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668—1738), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707—1778), Бюффона (1707—1788), Жюсье (1699—1777), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.

Таким образом, уже в XVIII в. товароведение как наука постепенно переходит на следующую ступень — аналитико-синте- тическую, хотя еще значительное количество работ в области товароведения носило описательный характер.

В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе и экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т. п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации.

Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И. Г. Людовицы «Основы полной торговой системы». В ней впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание у современников. Об этом свидетельствует и тот факт, что ее второе издание было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки с приобретением краткой истории о торговле» (части 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги Людовицы говорит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях.

В предисловии указанной книги автор сообщает, что он является первым, кто привел «купеческую науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся


чин, вызывающих изменения свойств товаров при переработке

|

йи хранении, а также для накопления и углубления знаний о
\|них.

|№ Одновременно появилось большое количество публикаций
^товароведного характера, причем многие — на страницах жур-
нала «Труды Вольного экономического общества», издававше-
гося с 1765 по 1915 г. В этом журнале были опубликованы ра-

I боты по изучению состава и свойств многих пищевых продук-
тов (молока, жира, мяса, зерна и др.).

Члены Вольного экономического общества проводили това-
роведные исследования, активно собирали материалы для вы-
явления, описания и применения природных богатств России.
Результаты аналитических исследований по товароведению пи-
щевых продуктов в форме научных докладов рассматривались в
80-х годах XIX в. на заседаниях Московского общества испыта-
телей природы. Например, профессор Московского универси-
тета Л. Н. Шишков докладывал «О химическом составе моло-
ка» (1880), А. П. Сабанеев «Об анализе коровьего молока»
(1881), «О липецких минеральных водах» (1885), «Об анализе
вин» (1889) и др.

Работа по накоплению и обсуждению товароведных знаний
велась и в других научных обществах России, причем их число
с годами непрерывно возрастало, что свидетельствовало о росте
популярности товароведения как науки и практической значи-
мости товароведных знаний. Так, наряду с ранее указанными
большую известность получили доклады ученых, сделанные
в Московском обществе естествознания, антропологии и эт-
нографии (В. В. Марковников «О теине и качестве чая», 1877),
Казанском обществе естествоиспытателей (В. И. Сорокин
«О содержании азотнокислых соединений в гречихе», 1873;
«Содержание глюкозы и сахара в плодах арбуза», 1889), Том-
ском обществе естествоиспытателей и врачей (П. В. Бутягин
«Анализ некоторых сортов томских водок и наливок», 1897),
Русском техническом обществе г. Петербурга (В. Е. Тищенко
«О сортах русского пивоваренного ячменя», «Анализ оленьего
сала», 1900), Физико-химическом обществе Харьковского уни-
верситета (В. Н. Джонсон «О различных сортах деревянного
масла, имеющегося в харьковской торговле», 1892, «Об измене-
нии состава коровьего масла под влиянием различных усло-
вий», 1894 и др.), Одесском отделении Русского технического
общества (А. А. Вериго «Исследование качеств одесского пива

к торговле, включая знания товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке.

Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также термины «товар» и «товароведение». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».

«Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку и подделывание, а также на знания, которы суть лучшие сорты и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно» [19]. Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (академий, училищ). Однако несмотря на выделение товароведения как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.

В XVIII—XIX вв. товароведение черпает сведения из смежных наук: химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период начинают интенсивно развиваться. Элементы товароведных исследований можно найти в трудах М. В. Ломоносова, работавшего в созданной им научно-исследовательской химической лаборатории при Российской академии наук.

Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф. В. Зуева, А. Т. Болотова, Н. Я. Озерецковского, И. Я. Бинд- гейма, Б. А. Энгельмана, М. Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров. В связи с этим необходимо упомянуть также работы Д. И. Менделеева по способам рафинации этилового спирта и оптимальному соотношению спирта и воды в водке, В. Левшина — по способам обработки и хранения раститель1- ных масел, Л. Пастера, установившего причины порчи пищевых продуктов вследствие ферментативных процессов, и др. В результате была создана основа для перехода от описания товаров к их испытаниям для выявления состава и свойств, при




и кваса», 1886, «О казенном вине, приемах его приготовления, надзоре за качеством и результаты его экспертизы на Парижской выставке в 1900»).

В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа А. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», в которой были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.

В 1856 г. И. Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.

Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография А. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Целью этого труда, как заявил автор в предисловии, было намерение дать «сжатое, но точное понятие о составе и свойствах сырых и обработанных товаров, химическое исследование их достоинств, открытие подмесей». Следует отметить, что многие из описанных им способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.

В том же 1859 г. вышла в свет книга А. М. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», в которой была рассмотрена товароведная характеристика пищевых продуктов.

Вслед за этими изданиями в 1860 г. появляются классические работы М. Я. Киттары (1825—1880), представленные циклом книг под единым названием «Публичный курс товароведения» (выпуски 1—4). М. Я. Киттары был автором первых российских учебников по товароведению, где были изложены научные основы товароведения. Публичные лекции профессора; М. Я. Киттары в области товароведения пользовались большим успехом в 1851—1852 гг. в Казани, а с 1859 г. — и в Москве.

Благодаря усилиям членов научных обществ России — профессоров и преподавателей учебных заведений, которые добровольно исследовали товары, реализуемые на местных рынках, — был организован общественный и государственный контроль качества важнейших видов продукции и началась борьба с их фальсификацией. Этим объясняется, что в первых учебниках по товароведению (А. Н. Ходнева, М. Я. Киттары и др.)

значительное место уделялось фальсификации товаров и способам ее обнаружения.

Научно-исследовательские работы по товароведению в XIX в. проводились на кафедрах технической химии российских университетов, а также в Московской практической академии, в которой с 1858 по 1880 г. работал М. Я. Киттары, а потом — П. П. Петров и Я. Я. Никитинский.

Обзор литературы по химической технологии, технической химии и товароведению, опубликованной в XIX в., показывает, что у истоков отечественного товароведения в основном были ученые-технологи профессора: В. Севергин, И. Двигубский, Ф. Денисов, А. Модель, П. Ильенков, А. Ходнев, М. Киттары, Я. Никитинский, П. Петров, Н. Бунте, Н. Любавин и др. Работы этих ученых заложили научное направление в товароведении с преобладанием химических и технологических вопросов, которое на долгие годы предопределило развитие товароведения как науки не только в XIX, но и в XX вв. Основоположниками научного товароведения в России по праву считаются профессора Московского коммерческого института Я. Я. Никитинский (1854-1924 гг.) и П. П. Петров (1850-1928 гг.).

Профессора Московского и Казанского университетов, инспектора Московской академии коммерческих наук М. Я. Киттары следует считать одним из основоположников учебной дисциплины товароведения. По его инициативе в Московской академии был введен самостоятельный учебный курс «Товароведение». Следует отметить, что за рубежом товароведение в то время еще изучалось вместе с технологией, а в учебнике М. Я. Киттары были не только поставлены теоретические вопросы товароведения, но и показаны конкретные варианты их решения. М. Я. Киттары был широко эрудированным ученым. Он разработал вопросы сушки пищевых продуктов, спиртового брожения, технологии кожи, текстильных изделий и других непродовольственных товаров.

Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными Московского коммерческого института: Ф. В. Церевитиновым, В. Р. Вильямсом, А. М. Бовчаром и др. В 1906—1908 гг. ими был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее учебник был переработан, значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник выдержал




несколько изданий и долгие годы служил основой подготовки многих поколений товароведов.

После учебника М. Я. Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках: естествознании, химии и физике. В предисловии авторы писали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания происхождения качества товаров.

Попытки создать учебники по товароведению имели место и в конце XIX — начале XX в. Так, в 1900 г. выходит учебник А. Альмадингена «Товароведение», однако по широте сведений о товарах он значительно уступает упомянутым ранее книгам.

Учебники по товароведению, авторами которых являлись Я. Я. Никитинский, П. П. Петров, Н. С. Нестеров, А. М. Бов- чар, В. Р. Вильяме, Ф. В. Церевитинов, выходили в период с 1906 по 1923 г., причем первые два издания вышли под названием «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии» (1906—1908, 1909). Все последующие издания учебника выходили под названием «Товароведение» (1913, 1914-1915, 1918, 1922, 1923 гг.).

В 1927 г. Я. Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф. В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.

В 1930-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.

В 1933 г. вышла книга М. С. Бродского и Г. Р. Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.

Традиции основоположников товароведения были продолжены Я. Я. Никитинским (младшим), С. А. Ермиловым, Н. И. Козиным, А. А. Колесником, Ф. С. Касаткиным, В. С. Грюнером, Г. С. Иниховым, В. Г. Сперанским, В. С. Смирновым, С. Н. Бруе-

вым, Г. Г. Скробанским, И. Ф. Крюком, А. И. Гриммом, А. Н. Ру- косуевым, О. Б. Церевитиновым, М. А. Габриэльянцем, JI. Н. JIo- вачевым и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов.

В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельский, А. И. Андрусевич, Н. С. Алексеев, Н. В. Булгаков, В. Г. Зайцев, Н. И. Егоркина, Г. И. Кутянин, И. И. Китайгородский, А. В. Новицкий, Г. Г. Поварнин, С. С. Поладов, Т. С. Остановский, М. Е. Сергеев, В. П. Склянников, Б. Ф. Церевитинов, Н. В. Чернов и др.

Под их руководством были проведены обширные научно- исследовательские работы в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения.

Учебники по товароведению многократно издавались с изменениями и дополнениями. Так, четырехтомный учебник «Товароведение пищевых продуктов» выдержал два издания (в 1938 г. и в 1949 г.). Последнее издание (1949) осуществлялось по постановлению Совета Министров СССР об увековечении памяти профессора Ф. В. Церевитинова.

Под редакцией профессора В. С. Смирнова в 1941 г. был издан, а затем дважды переиздан (в 1946 г. и в 1954 г.) учебник по товароведению пищевых продуктов для экономических факультетов.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов выходят отдельными книгами учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по три-четыре издания. Отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов.

Учебники по товароведению промышленных товаров вышли в свет в восьми книгах в 1957—1962 гг.

Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968, 1980 и 1987-1988, 2000 гг.), «Справочник то




вароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970, 1987—1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание — 1976—1978 гг. и 2-е издание — в 1985— j 1988 гг.). Кроме того, были изданы крупные научные моногра- фии: Церевитинов Ф. В. «Химия плодов и овощей» (1-е издание — 1933 г., 2-е — 1949 г.), Колесник А. А. «Факторы дли- ] тельного хранения плодов и овощей» (1957), Козин Н. И. «Химия и товароведение пищевых жиров» (1-е издание — 1939 г., 2-е — 1947 г., 3-е — 1958 г.), Рукосуев А. Н. «Основы товароведения хлебных продуктов» (1966), Сперанский В. Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др.

В начале 1990-х годов издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Не вышла в свет из-за финансовых трудностей уже готовая рукопись четвертого издания «Справочника товароведа продовольственных товаров», намеченная к выпуску в 1991—1992 гг. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора настоящего учебника начато издание серии научно-практических книг по товароведению под названием «Товарный справочник». Однако в данной серии было выпущено всего четыре книги.

Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. В 1967 г. в СССР была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».

Учебники по товароведению издавались во многих восточноевропейских странах, причем товароведение в этих странах развивалось в тесном сотрудничестве с советскими учеными- товароведами.

В Японии в период с 1976 по 1979 г. было издано пять учебников по теории товароведения: Иошатана Кацамаки «Возникновение товароведения» (1976), Иошнаки Ишии «Общая теория товароведения» (1977), Такао Икогаямы «Основы теории товароведения» (1978), Тамиоши Иошида «Товароведение» (1978), Мосахару и Копии Акияма «Введение в современное товароведение» (1979).

Начиная с 1962 г. и по 2000 г. несколько раз проводились международные конгрессы товароведов в ГДР, Польше, Болгарии, на которых обсуждались общие вопросы дальнейшего раз

вития товароведения. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в Польше.

В 80-х годах XX в. наряду с аналитическими научными исследованиями в товароведении появляются работы, основанные на моделировании процессов, выявлении принципов и закономерностей, прогнозировании сроков хранения и конечных результатов. К таким исследованиям можно отнести работы профессоров А. А. Колесника по разработке хранения плодов в регулируемой газовой среде с прогнозированием сроков хранения; В. С. Колодязной по регулированию процессов хранения и прогнозированию сохранности плодов и овощей; Б. А. Кар- ташкина и М. А. Николаевой, установивших законы, на которых основывается сохраняемость плодов и овощей. Кроме того, ими были обнаружены биоритмы при хранении плодоовощной продукции; Л. Г. Елисеевой по моделированию процессов создания и поддержания иммунных свойств плодоовощной продукции при хранении.

Работами Н. И. Козина и Л. Н. Ловачева выявлены определенные закономерности, определяющие изменения качества пищевых жиров при хранении, а также принципы разработки новых видов жиросодержащих продуктов. В работах М. А. Габ- риэльянца представлены подходы к прогнозированию удлиненных сроков хранения мясных товаров с использованием перспективных методов. Значительный вклад в развитие товароведения продовольственных товаров на этом этапе внесли работы Ю. Т. Жука, 3. В. Коробкиной, Т. Г. Родиной, В. В. Шевченко и др., а в развитие товароведения непродовольственных товаров — Ш. К. Гонцова, С. Н. Ильина, Ю. Т. Платова и др.

Проблема идентификации подлинности виноградных вин, прогнозирования их стабилизации при хранении поставлена и решена с помощью современных методов исследования в работах Д. С. Лычникова, М. А. Николаевой и М. А. Положишни- ковой. С этих работ в товароведении началось новое направление научных исследований — идентификация товаров как деятельность по установлению тождественности товаров их существенным признакам.

В последнее десятилетие в связи с приходом в товароведную науку ученых-технологов возникли новые направления научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического на




значения (В. М. Поздняковский, Т. Н. Иванова, JI. А. Маюрни- кова и др.).

Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит путем интеграции с другими фундаментальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой). Дальнейшее совершенствование этой интеграции позволит товароведению как науке подняться и на четвертую, аксиоматическую ступень, на которой станут возможными точные и долгосрочные прогнозы.

Подготовка специалистов-товароведов в России и за рубежом

Мощным стимулом развития научного направления товароведения послужило открытие в России и за рубежом коммерческих учебных заведений, в учебные планы которых постепенно вводился курс товароведения. Это было обусловлено тем, что интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих достаточными знаниями товаров.

Впервые в мировой истории преподавание товароведения растительных, животных и фармацевтических материалов было начато в Падуанском университете, где в 1549 г. была учреждена кафедра товароведения. Преподавание товароведения в Гет- тингенском университете началось в 1774 г., в Венском политехническом институте — в 1866 г., в Будапештской коммерческой академии труда — в 1877 г.

В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище, которое было открыто в Москве в 1772 г., а в 1799 г. переведено в Санкт-Петербург. В 1804 г. в Москве появилось новое коммерческое училище. В этих училищах товароведение вначале преподавалось как часть физики и химии. Лишь с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях товароведение начали изучать как самостоятельную учебную дисциплину.

Одним из первых торговых учебных заведений России, которое предусмотрело эту направленность, включив в учебные планы товароведение в качестве самостоятельной учебной дисциплины, была Московская практическая академия коммерческих наук, созданная в 1810 г.

К концу XIX — началу XX в. в России насчитывалось уже около 400 коммерческих учебных заведений. В Москве, Петербурге и Киеве были открыты торговые институты с экономическим и товароведным отделениями, имевшие товароведные лаборатории, оборудованные современными по тем временам приборами для испытаний и оценки качества потребительских товаров. В Московском коммерческом институте (позднее — Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (МИНХ), а сейчас — Российская экономическая академия), который в 2007 г. готовится отметить свой 100-летний юбилей, многие из этих лабораторий сохранились и поныне.

Московский коммерческий институт был открыт в 1907 г. на базе Высших коммерческих курсов, которые размещались в здании Московского коммерческого училища. В институте было создано два отделения: экономическое и коммерческо-тех- нологическое (товароведное).

На коммерческо-технологическом (товароведном) отделении были следующие циклы: основной — для подготовки товароведов широкого профиля; лабораторный и педагогический — для подготовки преподавателей товароведения и лаборантов; промышленный — для подготовки товароведов отделов сбыта и закупки на промышленных предприятиях; промышленный с фабричной инспекцией — для подготовки инспекторов на промышленных предприятиях, а также торгового агентства — для подготовки коммерческих агентов, предназначенных для ком- мерческо-промышленной деятельности и для международных торговых связей. Кроме того, отдельные циклы имели такие специализации, как лабораторная, педагогическая, промышленная и фабричная инспекция.

Циклы отличались перечнем специальных дисциплин. Например, лабораторно-педагогический цикл включал следующие педагогические дисциплины: историю педагогики, педагогическую технологию, коммерческое образование и педагогический семинарий по товароведению.

Таким образом, впервые в России была организована дифференцированная подготовка специалистов в разных сферах торговой и торгово-промышленной деятельности, включая и внешнеторговую. Происходит деление этих специалистов по двум направлениям: экономическому и товароведному. Впервые научно обоснована необходимость выделения товароведов в качестве самостоятельной подготовки специалистов. Так, в




Обзоре преподавания на 1910/11 учебный год, выпущенном Московским обществом распространения коммерческого образования и Коммерческим институтом [21], указывалось на «необходимость постановки изучения товароведения на особом отделении высшей коммерческой школы, резко отличающемся от экономического отделения и учебным планом, и всем своим строем».

До этого в России и за рубежом отсутствовала специальная подготовка товароведов, в том числе и преподавательских кадров. Представляет интерес и тот факт, что подготовка коммерсантов (коммерческих агентов) шла параллельно с подготовкой товароведов на отделении товароведения.

Подводя итоги дореволюционного этапа развития подготовки товароведных и торговых кадров, следует отметить существование четырех уровней коммерческого образования: ученичество; начальное (низшее), среднее и высшее профессиональное.

Послереволюционный период развития торгового образования характеризуется интенсивным созданием новых и реорганизацией уже имеющихся учебных заведений. Промышленно- экономическое и социально-экономическое образование находилось сначала в ведении Народного комиссариата торговли и промышленности, с 1919 г. — в секции профтехобразования Наркомпроса, а затем — Главпрофобра. Ряд коммерческих училищ в 1919 г. были преобразованы в промышленно-экономиче- ские техникумы в г. Москва, Нижний Новгород, Саратов, Рыбинск, Тверь. При этом происходит дальнейшая дифференциация подготовки специалистов: товароведы, экономисты, бухгалтеры, статистики. На Второй сессии Совпрофобра и Съезде губпрофобров, состоявшемся в октябре 1920 г., специально обсуждался вопрос о промышленно-экономическом образовании и было предложено создать сеть промышленно-эко- номических учебных заведений двух ступеней:

Наряду с переводом части коммерческих училищ в техникумы открываются и новые торговые училища, техникумы и вузы. Так, в начале 1920-х годов создаются торговые техникумы в Курске, Пятигорске, Екатеринбурге, Ленинграде и других горо-

дах, а в начале 1930-х годов ряд вузов — Ленинградский институт советской торговли, Заочный институт советской торговли (на базе Высшей коммерческой школы), Московский кооперативный институт и др., осуществлявшие подготовку товароведов продовольственных и непродовольственных товаров.

Следующий этап развития торгового образования приходится на 1947—1960 гг. и характеризуется наращиванием выпуска специалистов без значительного увеличения количества учебных заведений.

Этап 1961—1990 гг. отличается интенсивным строительством новых учебных корпусов и открытием новых средних и высших учебных заведений и их филиалов. Именно в этот период были открыты торговые техникумы во Владимире, в Смоленске и других городах. От Заочного института советской торговли отделяются Азербайджанский и Алма-Атинский институты народного хозяйства, Нижегородский и Орловский коммерческие институты, а от МИНХ им. Г. В. Плеханова — Дальневосточный институт советской торговли и Свердловский институт народного хозяйства.

Современный этап развития подготовки товароведов начался в 1991 г. и продолжается в настоящее время. Перемены данного периода были обусловлены теми изменениями, которые произошли в стране за это время. К числу наиболее значительных из них относятся: распад СССР на 15 независимых государств и как следствие разделение образовательного пространства страны; переход на рыночную экономику, демонополизация и приватизация предприятий.

В условиях рыночных отношений изменились и требования работодателей к качеству подготовки специалистов-товарове- дов, расширилась сфера их применения не только в торговле, но и в сбытовых службах производственных предприятий, в сфере обслуживания, органах сертификации и государственного контроля. Поэтому в настоящее время подготовку специалистов-товароведов проводят более 200 колледжей и техникумов и 80 вузов.

Зарубежный опыт подготовки товароведов. Обзор доступной отечественной и иностранной литературы показал, что подготовка специалистов для торговли осуществлялась во многих странах мира давно. Коммерческие школы и училища разных уровней открываются в Италии, Германии, Франции, Австрии и других странах еще в XVIII—XIX вв. В начале XX в. наиболее




известными коммерческими образовательными учреждениями,
в которых готовили специалистов по коммерции, были Берлин-
ская высшая школа коммерции, Академия социальных и ком-
мерческих наук во Франкфурте-на-Майне, Кельнская коммер-
ческая высшая школа, Королевский институт коммерческих
наук в Риме и др.

Опыт подготовки рабочих профессий и специалистов запад-
ноевропейских учебных заведений в области коммерции (тор-
говли) в значительной мере помог и России начать в конце
XVIII в. подготовку коммерсантов на первых порах с началь-
ным и средним, а затем и высшим профессиональным образо-
ванием.

Подготовка товароведов за рубежом началась значительно
позже, чем в России, несмотря на то, что приоритетная дисци-
плина «товароведение» была включена в учебные планы намно-
го раньше. Так, в предисловии к учебному плану отделения то-
вароведения Коммерческого института указывалось: «За грани-
цей мы не видим в высших коммерческих школах ясно и
определенно поставленной и категорически разрешенной зада-
чи — формировать научно-подготовленных товароведов, но по
отдельным школам замечаем тенденции развития тех областей
знаний, которые могли бы к этому в известной мере вести»
[21]. Так, в Кельнской высшей школе преподавались товарове-
дение, механическая и химическая технология, физика с элек-
тротехникой, химия; в Академии социальных и коммерческих
наук во Франкфурте-на-Майне — общее товароведение, хими-
ко-технологическое товароведение, физика, химия, бактерио-
логия; в Берлинской высшей школе — товароведение, техноло-
гия, промышленная гигиена; в Высшей коммерческой школе в

Ахене — товароведение, машиноведение, механическая техно- I
логия, механическое оборудование и устройство фабрик, хими-
ческая технология, промышленная гигиена. В Королевском ин- j
статуте коммерческих наук в Риме был организован четырехго- I
дичный факультет торговли и товароведения, причем его I
выпускники получали диплом доктора коммерческих наук и
товароведения. На факультете преподавались химия общая и
техническая, товароведение, химическая и механическая техно- I
логия.

Известный знаток высшей коммерческой школы того вре-
мени Макс Ант еще в 1907 г. предсказывал, что товароведе- I
ние — «область, которая должна получить дальнейшее разви-

тие. С течением времени к высшим коммерческим школам должны примкнуть специализированные собрания товаров, которые позволят ученым поднять преподавание на более высокую ступень» [21].

Таким образом, в области подготовки торговых кадров, в том числе и специалистов-товароведов, дореволюционная Россия значительно обогнала передовые зарубежные страны того времени.

В середине XX в. специалистов-товароведов со средним и высшим образованием начинают готовить в странах Восточной Европы (Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии), а также в Китае, т. е. в странах социалистического лагеря. Учебные заведения этих стран во многом заимствуют опыт советской средней и высшей профессиональной школы. В СССР проходили учебу студенты и аспиранты из стран — членов СЭВ, существовал обмен студентами в рамках научного и образовательного сотрудничества.

На современном периоде, несмотря на определенные трудности в обмене опытом и сотрудничестве между Россией и восточноевропейскими странами, накопленный опыт подготовки товароведов не утрачен. Продолжается подготовка товароведов

в учебных заведения СПО и ВПО стран СНГ.

? * *

Завершая рассмотрение исторического пути развития товароведения как науки и учебной дисциплины, следует отметить два основных направления: практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.

На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.

По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому в немалой степени способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из данных областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения.




В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.

Необходимость этого направления была вызвана недостаточностью информации о составе и свойствах различных товаров, а также нехваткой научных и педагогических кадров в области товароведения. Благодаря подготовке таких кадров товароведение получило мощный стимул для дальнейшего развития научного направления, которое стало преобладающим на товароведных кафедрах и в научно-исследовательских торговых институтах.

Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформировать содержание учебных планов, программ и учебников по товароведению в основном за счет исключения знаний из области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.

В ходе таких споров раздавались абсурдные утверждения о бесполезности товароведных знаний. При этом делались ссылки на опыт ряда зарубежных стран (США, Франции и др.), где в коммерческих учебных заведениях отсутствует учебная дисциплина под названием «товароведение». Действительно, в названных странах товароведение либо не выделено в особую учебную дисциплину и знания товара студенты получают в курсах технологии производства, либо эта дисциплина носит другое название. Например, в некоторых американских образовательных заведениях в учебных планах есть дисциплины: «Политика в области ассортимента», «Политика в области качества».

Одним из аргументов в таких спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому продавец в условиях рынка будет получать товары с гарантированным качеством и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход на рыночные отношения выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.

Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х годов привело

к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.

В результате было принято постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 799 «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров», а также введена ответственность за выпуск и реализацию фальсифицированной продукции (Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, поскольку они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности, рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей развития товароведения — прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.

Однако это не означает отказ от тех традиций российского товароведения, которые были предложены его основоположниками и многие из которых не утратили актуальности и в наши дни. Более того, в товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.

С изменением социально-экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относится, в частности, идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.

Современный этап развития науки характеризуется интеграцией различных отраслей научных знаний. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Од




ним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ. В них будут рассмотрены основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения. Решению этой проблемы и посвящен настоящий учебник.

Состояние потребительского рынка

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны рост отечественного производства и уменьшение доли импортных товаров в структуре ассортимента.

Вытеснение в 1990-х годах с рынка отечественных товаров импортными было вызвано двумя основными причинами. Во- первых, это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, высоких цен. Во-вторых, сказывалась былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По данным Госторгинспекции, от 30 до 80% партий импортных товаров бракуется.

Начиная с 2000 г. на спад отечественного производства преодолен, насыщенность рынка товарами постоянно растет за

счет не только импорта товаров, но и увеличения платежеспособного спроса и доходов населения.

В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло еще далеко не ко всем производителям, что оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний — в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации