Контроль и оценка знаний учащихся - файл n5.doc

Контроль и оценка знаний учащихся
скачать (90.2 kb.)
Доступные файлы (5):
n1.doc189kb.02.12.2008 17:00скачать
n2.doc128kb.02.12.2008 17:30скачать
n3.doc37kb.24.10.2008 13:39скачать
n4.doc28kb.12.03.2008 11:48скачать
n5.doc115kb.16.10.2007 10:19скачать

n5.doc

Тесты.

Тест – испытание, проба, измерение (англ., 120 лет) – это система заданий в специфичной форме, система создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.

Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точ­ности измерения качества знаний.

Основными инструментами тестового контроля являются тес­ты, включающие две основные части: задания (аналогичные по видам — типам карточек-заданий) и эталоны-образцы правиль­ного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются резуль­таты выполнения заданий, что обеспечивает диагностичность (точ­ность, достоверность) контроля.

Показателем качества знаний является коэффициент усвоения К:

К = N/M,

где N — число правильно выполненных существенных операций эталона теста; М — общее число существенных операций в этало­не, которые необходимо было выполнить по заданию теста соот­ветствующего уровня.

Критической величиной К, отделяющей удовлетворительные знания от неудовлетворительных, является 0,7.

Соотнесение коэффициента усвоения К и положительной балль­ной оценки следующее: оценка 5 баллов — К> 0,9; оценка 4 балла — ЛГ= 0,8...0,9; оценка 3 балла — К = 0,7...0,8.

При показателе качества знаний К < 0,7 положительную оцен­ку выставлять нельзя.


  1. Функции проверки знаний и умений учащихся.

  1. обучающая

  2. воспитывающая

  3. контролирующая

  4. изучающая

  5. содержательная

  6. дидактическая

  7. методическая

  8. практическая


Классификация тестов:

  1. время проведения тестирования – входной (опорные знания), текущий (обратная связь, максимально облегчить), промежуточный (усвоение знаний за четверть), итоговый (итоговая проверка знаний, максимальная сложность);

  2. предметная область применения: гомогенные – по одной учебной дисциплине, гетерогенные – по нескольким учебным дисциплинам (межпредметные связи);

  3. интерпретация результатов тестирования: а) критериально - ориентированные тесты – разные виды – генеральная совокупность заданий – выборка знаний – ответы учащихся – вероятный вывод о знаниях учащихся – минимально допустимый уровень компетентности учащихся (легкие задания); б) нормативно ориентированное тестирование: 1) предметная соотносительность90% - «5»; 80-89% - «4», 70-79% - «3», 2) социально соотносительная норма, сравнение результатов других членов группы, 3) индивидуально соотносительная норма сравнения результатов одного учащегося, 4) неформальные тесты – ребусы, кроссворды (готовит сам педагог или учащиеся).

Требования к тестовым заданиям.

  1. Соответствие источникам информации (объем и содержание, полученной информации и целям).

  2. Задание должно требовать решения первого вопроса (простота).

  3. Формулировка должна быть понятной (простота изложения).

  4. Подробность и лаконичность (краткость) вариантов ответов.

  5. Идентичность ответов по форме, тематике и объему представленных позиций.

  6. Грамматическое и логическое соответствие ответов и вопросов.



Дидактические свойства:

  1. информационная мощность тестовых заданий – количество учебных элементов, знание которых проверяет тестовое задание;

  2. сложность – это форма тестовых заданий, которая зависит от количества логических операций, информационная мощность – объективная трудность тестовых заданий.

Две группы тестов: 1 уровень – закрытые тесты, 2 уровень – открытые.

Закрытые тесты (имеются подсказки): 1. с одним правильным ответом;

  1. с несколькими правильными ответами;

  2. тестовые задания на соответствие;

  3. установление правильной последовательности;

  4. количественное сравнение;

  5. логическое сравнение.


Открытые тесты: 1. вставка или дополнение;

2. тестовые задания на свободное изложение.
При разработке тестов наиболее часто для разбивки теста применяется фасетный принцип – вопросы остаются, меняется вопрос.
Этапы разработки теста:

  1. определение целей тестирования;

  2. отбор содержания теста, содержания учебного материала;

  3. перечень вопросов, их составление (фасетный принцип по вариантам);

  4. преобразование перечня вопросов в тестовые задания;

  5. упорядочивание заданий по возрастанию степени сложности;

  6. апробация.

При разработке тестов применяется четыре вида измерительных шкал:

  1. номинальная – вспомогательная по модулю (часто встречающийся признак);

  2. ранговая (порядок) по принципу «лучше», «хуже», от середины в разные стороны:




  1. интервальная – равное деление относительно точки отсчета, среднеарифметическое (измерение средней температуры);

  2. пропорциональная – во сколько раз тяжелее от 0 (естественные науки).


1. Первый уровень. Инструкция: «выбери правильный вариант ответа», «выбери правильный и наиболее полный вариант ответа»

Закрытые задания имеют подсказки один или несколько правильных ответов:

А) альтернативный – «да», «нет» или со средней точкой, Т.З.= инструкция + задание + дистракторы + эталон;

Б) классификации – 3-5 вариантов, правильный один, текущий контроль, три варианта ответов, заключение >3;

В) кумулятивный (накапливающий свойства предмета) – несколько правильных ответов, но наиболее полный один;

Г) сочетание;

Д) соотнесение;

Е) различение;

Ж) установление последовательности.
2. Второй уровень. Инструкция: «дополни выражение, чтобы оно стало верным».

Задания открытого типа:

    1. Вставка, дополнение – ТЗ = инструкция + задание + эталон. Вставь пропущенную дату ….. Дополни ряд чисел ….

    2. Задания на подстановку – ограничения на ответ, дают свои ответы.

    3. Количественное сравнение – сравнить содержание колонок 1 и 2, > < или = .

    4. Свободные ответы.

    5. Типовые задачи.

    6. Завершение последовательности.

    7. Логическое сравнение.

Требования к тестам открытой формы:

  1. компактность;

  2. точность формулировок;

  3. наличие однозначности правильного ответа;

  4. обращение как привыкли.

Критерии качества измерений:

  1. объективность измерения;

  2. надежность;

  3. трудность;

  4. валидность.

Надежность теста: ретестовая и по внутренней согласованности.

Ретестовая надежность характеризует точность измерений, тест надежен, если дает одни и те же результаты для каждого испытуемого при повторном тестировании.

Существует три основных вида ретестовой надежности:

  1. метод повторного тестирования – повтор через 1-2 недели (затрачивается дополнительное время – негативное отношение к повтору).

  2. метод параллельного тестирования или метод двух параллельных форм теста. Учащиеся делятся на две подгруппы, первое тестирование 1 группа выполняет тест А, 2 группа выполняет тест Б, второе тестирование 1группа выполняет тест Б, 2 группа выполняет тест А.

  3. метод расщепления теста на две части. Тест делят на две половины и вычисляют коэффициэнт корреляции для четных и для нечетных вопросов. Тестирование проводят один раз. Если 0,20,7, то результаты являются удовлетворительными.

Надежность по внутренней согласованности это характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества теста, он должен измерять показатели, которые мы закладываем в целях испытания. Коэффициэнт корреляции вычисляется для каждого задания ri0,3 - задание согласовано.

Трудность – это % решения тестовых заданий. Цель тестирования – аттестация, поэтому трудность задания должна быть средняя: 0,2Тi0,8/

Если Тi < 0,2 –легкое задание, Тi > 0,8- задание трудное, справляется 20% учащихся. Такие задания нужно менять.

Валидность – это пригодность для чего-либо, соответствие.

Виды валидности:

    1. очевидная валидность – это валидность с точки зрения испытуемого, субъективное оценивание учащимися теста с целями тестирования (использование терминов, понятий из учебного материала);

    2. содержательная валидность – это определение соответствия содержания теста целям и задачам тестирования;

    3. критериальная валидность – определение валидности теста по внешнему критерию, т.е. результаты тестирования сравниваются с результатами полученными с помощью других форм контроля;

    4. конкурентная валидность – определяется, если есть тест доказательно измеряющий тоже самое качество. Новый тест более технологичен, более мощный (итоговый), имеет больше преимуществ;

    5. конструктная валидность – не определяется для дидактических тестов, используется в психологических и научных исследованиях.

Этапы апробации теста.

  1. Формирование выборки тестируемых (300-400человек)

  2. Проведение измерений по единой технологии (бланки, компьютер).

  3. Составление исходной матрицы результатов тестирования.

  4. Определение количественных и качественных характеристик теста (надежность теста).

  5. Определение границы угадывания теста.

  6. Нормирование теста.

  7. Улучшение качества теста.

  8. Формирование выборки тестируемых.



Инструкция по проведению тестирования.

Тест.

Вид контроля: (входной, текущий, итоговый).

По дисциплине:

По теме:

Цель тестирования (желательно указать диагностично – указать все знания, умения, которые могут показать тестируемые)

Клеше:

Тест состоит из тестовых заданий. В тесте использованы задания в тестовой форме. Однотипные задания сгруппированы в блоки, в начале каждого блока заданий имеется инструкция, указывающая на действие, которое должен выполнить испытуемый для выполнения задания.

Вид тестирования: бланковое. Испытуемый выполняет тест на отдельном бланке (листе). В бланк заносится ФИО, № группы, № варианта, №№ заданий или буквенные обозначения правильных ответов.

Время тестирования:

Тест рассчитан для учащихся ………….. специальности, изучающей предмет.

Конструирование базы тестовых заданий

База тестовых заданий с несколькими правильными вариантами ответов.

В базу заносятся № вопроса и формулировка.

Пример:

Функции проверки знаний и умений учащихся:

+ 1) обучающая - 1) изучающая

2) воспитывающая 2) содержательная

3) контролирующая 3) дидактическая

4) развивающая 4) методическая

5) практическая

Не имеет смысла включать все варианты правильных ответов в один тест, лучше варьировать. Если один правильный ответ, то можно менять его позицию.

База для тестовых заданий с одним правильным ответом по фасетному принципу: в базе меняется само задание, а варианты ответов остаются прежними.

Диагностика – это определение отклонений от нормы, выявление причин, действий на будущее.

Мониторинг – непрерывное отслеживание.

Педагогический мониторинг – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива. Т.о., проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемых.

Приоритетные проблемы педагогического мониторинга:

  1. изучение и оценка целей, содержания и самих учебных программ;

  2. разработки эффективного применения государственного стандарта;

  3. оценка качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств в их целостном единстве;

  4. оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;

  5. оценка эффективности современных педагогических технологий обучения и воспитания;

  6. создание диагностической (психологической, валеологической, социологической, педагогической) служб получения научной и объективной информации о качестве развития и саморазвития образовательной системы;

  7. комплексная оценка эффективности функционирования, развития и саморазвития, особенно инновационных образовательных систем (школ, вузов, лицеев, гимназий, колледжей и т.д.);

  8. комплексная экспертная оценка эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценка возможностей их творческого переноса в условия России.


Характеристика типичных тестов контроля качества усвоения

знаний учащихся

Уровень теста

Структура теста



Характер задания

Характер эталона выполнения задания

1-й — выборочный (выполняется с «подсказкой»)

На опознание (альтернативные)

Эталонная альтернатива



На различение

Код соотнесения вопроса и ответа (ответов); правильный порядок ответов



На соотнесение

Коды соотнесения вопросов и правильных ответов

2-й — воспро­изведение (выполняется самостоятельно)

На подстановку

Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т. п. и соответствующие коды правильных ответов

Конструктивные

Правильные ответы на поставленные вопросы задания с выделением существенных, т. е. основных проверяемых операций

Типовые задачи

Рациональная последовательность решения задачи с выделением существенных операций


Примеры-образцы тестов на проверку качества

усвоения знаний и их применения на практике

Тест 1-го уровня

Профессия — мастер сельскохозяйственного производства — фермер.

Задание. Определить причины неисправностей в кривошипно-шатунном механизме.


Неисправности

Причины

1. Расход масла в двигателе выше нормы

А. Большой зазор между втулкой верхней головки шатуна и пальцем

2. Поршневые кольца заклинились в канавках поршня

Б. Поршневые кольца, зеркало гильзы, поршень, поршневой палец

3. Цилиндры двигателя запол­няются неочищенным воздухом

В. Двигатель неоднократно перегревался и канавки забились горелым маслом

4. Манометр показывает низкое давление масла

Г. Износились кольца и канавки поршня

5. Во время работы двигателя слышен стук поршневого пальца

Д. Подработались вкладыши шатунных и поршневых подшипников

Эталон правильных ответов; 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-А. Существенных операций 5
Тест 2-го уровня

Профессия — токарь-универсал.

Задание. При наружном обтачивании цилиндрической повер­хности вала длиной 500 мм обнаружено, что поверхность полу­чилась конической. Определить возможные причины дефекта, пути его устранения и предупреждения. Результаты занести в таб­лицу.

Эталон:

Причина дефекта

Путь устранения и предупреждения дефекта

Смещение задней бабки

Проверить положение задней бабки и отрегулировать ее

Попадание грязи и мелкой стружки в отверстие пиноли

Прочистить отверстие в пиноли. Протереть отверстие перед тем, как вставить в него центр

Забоины на поверхности центра

Сменить центр

Существенных операций — 6.

Особенности контроля знаний и умений учащихся

с использованием компьютеров в автоматизированной

обучающей системе.
Функции и цели контроля в АОС

  1. Оценка усвоения учащимися определенного минимума основного учебного материала.

  2. Проверка способности учащегося к самостоятельному мыш­лению.

  3. Определение умения перевести вопрос на формальный язык компьютера, выразить его в специальных терминах и символах.

  4. Проверка умения правильной записи ответа и ввода его в систему.



Текущий контроль — осуществляется путем вопросов (заданий) и ответов на них.

Все вопросы разделяются на четыре группы:

а) вопросы на простое воспроизведение терминов;

б) «продуктивные» вопросы;

в) задания-упражнения;

г) задания на обобщение приобретенных заданий.

Типы возможных ответов на вопросы и задания: альтернатив­ные типа «да —нет», «правильно —неправильно»; выборочные из списка ответов; конструированный ответ; подстановка пропущен­ного термина или выражения и т.д.

Итоговый результат контроля — определяется на основе дан­ных текущего контроля и контрольных работ, позволяет сделать выводы в виде ответов на следующие вопросы.

  1. Достаточен ли уровень подготовки учащегося?

  2. Какие пробелы имеют место в подготовке учащегося?

  3. Что следует предпринять в дальнейшем?

Оценка знаний и умений учащихся проводится, как правило, по пятибалльной системе или приводится к ней.
Памятка преподавателю

по проведению контроля и оценке знаний учащихся

  1. При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно
    всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, спра­ведливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя.

  2. Всегда объясняйте учащимся определения критериев оценки
    их знаний и умений.

  3. При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности исправиться.

  4. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.

  5. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.

  6. Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, и указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия.

  7. Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — положительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.

  8. Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов.

  9. Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала.

  10. Недопустимо безразличное отношение педагога к выставляемой учащемуся оценке, так как ничто так не ущемляет самолюбия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам в учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его действие, усиливает активность.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации