Контроль и оценка знаний учащихся - файл n1.doc
Контроль и оценка знаний учащихсяскачать (90.2 kb.)
Доступные файлы (5):
n1.doc
Контроль знаний
Диагностика процесса и результатов обучения
Уровни усвоения учебной информации
Характеристики уровней усвоения знаний
Уровень | Название уровня | Характеристика уровня |
0 (нулевой) | «понимание» | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, но свидетельствует о его способности к восприятию новой учебной информации. |
 | «узнавание» | Обучающийся выполняет каждую операцию, опираясь на описание действия, подсказку (репродуктивное действие) |
 | «воспроизведение» | Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной. |
 | «применение» | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
V | «творчество» | Учащийся действует в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, такие действия считаются продуктивными и творческими. |
План:
Понятие диагностики знаний.
Контроль и учет успеваемости.
Функции контроля.
Виды контроля, формы и методы.
Диагностика или контроль знаний это обратная связь между субъектами процесса обучения, которая свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся, развитии умений и навыков и является каналом обратной связи.
Канал обратной связи позволяет педагогу диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, благодаря обратной связи учащиеся, студенты видят недостатки и достижения, получают советы по корректировке ЗУН.
На основе обратной связи педагог осуществляет ряд действий и операций:
проверку – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения;
контроль – сопоставление и сличение запланированного результата с требованиями стандарта;
учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения ЗУН и развития обучаемых;
оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся;
выставление отметки – определение балла или ранга по официальной или принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Диагностика знаний содержит требование всесторонней проверки результатов обучения:
а) в когнитивной сфере (уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения (Блум Б)) – учащийся знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал;
б) в психологической сфере проверяет развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, развитие мотивации – интерес, стремление к познанию, развитие способностей – познавательных, коммуникативных, творческих и так далее, в социальной сфере степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптация в коллективе и тому подобное.
6) обучаемость – способность к дальнейшему обучению ( все о чем говорилось ранее это обученность).
2
Задачи контроля и учета успеваемости
. Контроль и учет успеваемости.
Проверка готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний и умений.
Получение информации о характере познавательной деятельности учащихся – «обратная связь».
Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения.
Определение эффективности организации, методов и средств обучения.
Определение данных для объективной оценки успеваемости учащихся.


3. Функции контроля.
1) Образовательная функция – способность контроля знаний научить исправлять собственные ошибки, помощь в дальнейшем продвижении, инструктирование.
2) Стимулирующая функция – способность контроля к вселению уверенности в достижении новых целей, более высокого уровня обученности и развития.
3) Аналитико-контролирующая функция связана с педагогической рефлексией педагога, с самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. У ученика – способы преодоления трудностей, коррекция и самокоррекция учебно познавательной деятельности.
4) Воспитывающая и развивающая функции – формирование адекватной самооценки, устремленности, волевого саморегулирования и других черт характера.
5) Контролирующая функция обеспечивает фиксирования уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, стремление к более высоким уровням овладения знаниями и развития.
3. Виды контроля.
1) Входной контроль – цель – выявление опорных знаний поступающих в учебное заведение, а также в сформированных группах для определенной дисциплины.
2) Текущий контроль – цель выявление сформированных знаний после изучения небольшой темы, проводится на каждом учебном занятии.
3) Периодический контроль (рубежный контроль)– выявление сформированных знаний после изучения темы, блока уроков, за семестр, четверть и т.д.
4) Итоговый контроль – после изучения курса, в конце этапа обучения (конец года), по окончании обучения.
Формы контроля.
устный опрос;
письменный опрос;
фронтальный;
индивидуальный.
Методы и виды контроля, используемые преподавателем
Текущий контроль
Рубежный контроль
Итоговый контроль
при проведении учебных занятий Фронтальный
Самостоятельная работа
Устный с листа
Семинар
Технический диктант
Предметные тесты
Индивидуальные карточки
Контрольная работа
Доклад
Реферат
Зачет-брифинг
Практическая работа
Лабораторная работа
Обязательная контрольная работа
Административная контрольная работа
Курсовой проект, работа
экзамены
Творческие отчеты конференции
Дипломный проект Дипломная работа
Требования, предъявляемые к оценке знаний
Объективность – оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке.
Субъективность – гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся, стимулирующий эффект оценивания.
Систематичность – на каждом этапе обучения, в зависимости от возраста, младшим чаще, но вопросы более простые по форме и содержанию. (Амонашвили доказал, что в начальной школе вообще не стоит ставить оценки).
Открытость (гласность) – обоснованность оценки и выставленной отметки, с аргументацией.
Действенность – советы, указания как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.
Правила проведения контроля.
Положительный настрой обучаемых: «вы знаете», «вы помните», «вы умеете».
Соответствие источникам информации, формулировки должны быть понятны – использование терминов, понятий, определений (тезаурус).
Соответствие содержанию обучения – уровень обучения = уровню опроса (узнавание = на уровне узнавания, понимание = на уровне понимания и т.д.).
Идентичность целей обучения и целей контроля.
Временной показатель – соответствие количества времени на ответы.
Привычная обстановка.
Соответствие выбора формы (метода) контроля и формы (метода) обучения.
При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя.
Всегда объясняйте учащимся определения критериев оценки их знаний и умений.
10) При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности исправиться.
11) Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.
12) Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.
13) Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, и указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия.
Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» - положительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.
14) Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов.
Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка - это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала.
6. Основные правила устной проверки знаний учащихся
Предлагать вопросы учащимся в вопросительной форме, формулировать вопросы технически и литературно грамотно.
По содержанию вопросы должны быть достаточно сложными и трудными, но в то же время доступными для понимания учащимися на соответствующем этапе обучения.
Формулировка вопросов должна быть четкой, понятной, определенной по содержанию и требующей определенного ответа.
Не следует формулировать вопрос таким образом, чтобы требовался односложный ответ-угадывание типа «да - нет», «больше - меньше», «вверх -вниз» и т. п.
При опросе на оценку не задавать учащемуся несколько вопросов одновременно, так как это рассеивает его внимание и нередко вызывает растерянность.
Не следует прибегать к «каверзным» вопросам, т.е. вопросам, на которые вообще невозможно дать верный ответ.
Следует избегать постановки таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ.
Не удовлетворяйтесь ответами и объяснениями общего характера, добивайтесь от учащегося конкретных ответов.
Если учащийся затрудняется выразить свою мысль, помогите ему уточняющими, дополнительными, «наводящими», но не подсказывающими вопросами.
При «фронтальном» опросе, не ограничивайтесь выслушиванием только активных учащихся. Вовлекайте «молчаливых» неактивных учеников, добивайтесь активности всей группы.
При «фронтальном» опросе-беседе активно привлекайте учащихся к самооценке и комментированию ответов товарищей по группе; широко практикуйте различные формы самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений учащихся.
Тестовый контроль знаний
Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точности измерения качества знаний.
Основными инструментами тестового контроля являются тесты, включающие две основные части: задания (аналогичные по видам — типам карточек-заданий) и эталоны-образцы правильного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются результаты выполнения заданий, что обеспечивает диагностичность (точность, достоверность) контроля.
Показателем качества знаний является коэффициент усвоения
К: К = N/M, где
N — число правильно выполненных существенных операций эталона теста;
М — общее число существенных операций в эталоне, которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня.
Критической величиной
К, отделяющей удовлетворительные знания от неудовлетворительных, является 0,7.
Соотнесение коэффициента усвоения
К и положительной балльной оценки следующее: оценка 5 баллов —
К> 0,9; оценка 4 балла — ЛГ= 0,8...0,9; оценка 3 балла —
К = 0,7...0,8.
При показателе качества знаний
К < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя.
Контроль знаний учащихся по карточкам-заданиям
Показатели оценки ЗУН учащихся по предметам профессионально-технического цикла
| Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку |
Оценка, баллы | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний |
5 | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической (форме: полное, системное, соответствующее требованиям учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки*2, самостоятельно исправляемые учащимися | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов | Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера | Проявление познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике и технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
4 | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме: полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимися по указанию на них преподавателя | Выделение существенных признаков изученного с помощью анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений с отдельными несущественными ошибками; подтверждение изученного известными сведениями | Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью преподавателя творческого характера | Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой технике и технологии, эпизодическое желание выполнить сложное задание |
3 | Изложение знаний неполное, но не препятствующее усвоению последующего материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя | Затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов | Недостаточная самостоятельность при применении знаний; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя | Пассивность, слабый интерес к изучаемому предмету, новой технике и технологии; нет стремления выполнить более сложное задание |
2 | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя | Бессистемное выделение случайных признаков материала; неумение проводить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщения, выводы | Неумение применять знания в практической деятельности; учащийся не может ни ответить на наводящие вопросы преподавателя, ни выполнить самостоятельно задание | Отсутствие внимания на уроке, интереса к изучаемому предмету |
1 | Полное незнание и непонимание учебного материала — учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
| Не делается попытка применить знания в практической деятельности |
|
Опытные критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся средних профессионально-технических училищ. — М.: Изд. ВНМЦентра, 1986.
К несущественным относятся ошибки, которые не ведут к искажению содержания. К существенным относятся ошибки, ведущие к искажению содержания.
5.4. Контроль и учет успеваемости ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ
Проверка готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний и умений
Получение информации о характере познавательной деятельности учащихся — «обратная связь»
Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения
Определение эффективности организации, методов и средств обучения
Определение данных для объективной оценки успеваемости учащихся
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ И УЧЕТУ УСПЕВАЕМОСТИ
Своевременность и систематичность
Учет индивидуальных особенностей учащихся
Объективность и справедливость
Валидность (обоснованность) — соответствие выявленного уровня знаний и умений учащихся поставленным целям обучения
Всесторонность и дифференцированное» — охват всех сторон учебной деятельности учащихся
Диагностичность — точность измерения, достоверность и воспроизводимость результатов
5.5. Показатели оценки знаний и умений учащихся по предметам профессионально-технического цикла Оценка, баллы | Основные показатели оценки |
Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Косвенные показатели, влияющие на оценку |
5 | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической (|форме: полное, системное, соответствующее требованиям учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки*2, самостоятельно исправляемые учащимися | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выяснение причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов | Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера | Проявление познавательной активности, познакательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике и технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
4 | Изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме: полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые учащимися по указанию на них преподавателя | Выделение существенных признаков изученного с помощью анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений с отдельными несущественными ошибками; подтверждение изученного известными сведениями | Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью преподавателя творческого характера | Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, ПОВОЙ технике и технологии, эпизодическое желание выполнить сложное задание |
Оценка, баллы | Основные показатели оценки |
Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Косвенные показатели, влияющие на оценку |
3 | Изложение знаний неполное, но не препятствующее усвоению последующего материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя | Затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов | Недостаточная самостоятельность при применении знаний; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя | Пассивность, слабый интерес к изучаемому предмету, новой технике и технологии; нет стремления выполнить более сложное задание |
2 | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя | Бессистемное выделение случайных признаков материала; неумение проводить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщения, выводы | Неумение применять знания в практической деятельности; учащийся не может ни ответить на наводящие вопросы преподавателя, ни выполнить самостоятельно задание | Отсутствие внимания на уроке, интереса к изучаемому предмету |
1 | Полное незнание и непонимание учебного материала — учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
| Не делается попытка применить знания в практической деятельности |
|
5.6. Основные правила устной проверки знаний учащихся Предлагать вопросы учащимся в вопросительной форме, формулировать вопросы технически и литературно грамотно.
По содержанию вопросы должны быть достаточно сложными и трудными, но в то же время доступными для понимания учащимися на соответствующем этапе обучения.
Формулировка вопросов должна быть четкой, понятной, определенной по содержанию и требующей определенного ответа.
Не следует формулировать вопрос таким образом, чтобы требовался односложный ответ-угадывание типа «да—нет», «больше—меньше», «вверх—вниз» и т. п.
При опросе на оценку не задавать учащемуся несколько вопросов одновременно, так как это рассеивает его внимание и нередко вызывает растерянность.
Не следует прибегать к «каверзным» вопросам, т.е. вопросам, на которые вообще невозможно дать верный ответ.
Следует избегать постановки таких вопросов, в формулировке которых уже содержится ответ.
Не удовлетворяйтесь ответами и объяснениями общего характера, добивайтесь от учащегося конкретных ответов.
Если учащийся затрудняется выразить свою мысль, помогите ему уточняющими, дополнительными, «наводящими», но не подсказывающими вопросами.
При «фронтальном» опросе, не ограничивайтесь выслушиванием только активных учащихся, вовлекайте «молчаливых» неактивных учеников, добивайтесь активности всего класса (группы).
При «фронтальном» опросе-беседе активно привлекайте учащихся к самооценке и комментированию ответов товарищей по группе; широко практикуйте различные формы самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений учащихся.
5.7. Контроль знаний учащихся по карточкам-заданиямВИДЫ (ТИПЫ) КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ
На опознание — альтернативные
На различение — вопрос с несколькими ответами, один или несколько из которых правильные; вопрос и несколько ответов в произвольном порядке
На подстановку — текст или формула, чертеж, схема с пропусками слов, фраз, буки, чисел, линий, элементови т. п.
Конструктивные ~ предложение сформулировать правило, закономерность, написать формулу, составить схему, выполнить чертеж и т. п.
На соотнесение — несколько вопросов и несколько правильных ответов на них, расположенных в произвольном порядке
Типовые задачи — условия, данные, собственно задание
5.8. Тестовый контроль знаний Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точности измерения качества знаний.
Основными инструментами тестового контроля являются тесты, включающие две основные части: задания (аналогичные по видам — типам карточек-заданий) и эталоны-образцы правильного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются результаты выполнения заданий, что обеспечивает диагностичность (точность, достоверность) контроля.
Показателем качества знаний является коэффициент усвоения
К: К = N/M, где
N — число правильно выполненных существенных операций эталона теста;
М — общее число существенных операций в эталоне, которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня.
Критической величиной
К, отделяющей удовлетворительные знания от неудовлетворительных, является 0,7.
Соотнесение коэффициента усвоения
К и положительной балльной оценки следующее: оценка 5 баллов —
К> 0,9; оценка 4 балла — ЛГ= 0,8...0,9; оценка 3 балла —
К = 0,7...0,8.
При показателе качества знаний
К < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя.
Характеристика типичных тестов контроля качества усвоения знаний учащихся Уровень теста | Структура теста |
| Характер задания | Характер эталона выполнения задания |
1-й — выборочный (выполняется с «подсказкой») | На опознание (альтернативные) | Эталонная альтернатива |
| На различение | Код соотнесения вопроса и ответа (ответов); правильный порядок ответов |
| На соотнесение | Коды соотнесения вопросов и правильных ответов |
2-й — воспроизведение (выполняется самостоятельно) | На подстановку | Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т. п. и соответствующие коды правильных ответов |
Конструктивные | Правильные ответы на поставленные вопросы задания с выделением существенных, т. е. основных проверяемых операций |
Типовые задачи | Рациональная последовательность решения задачи с выделением существенных операций |
Примеры-образцы тестов на проверку качества усвоения знаний и их применения на практике Тест 1-го уровня Профессия — мастер сельскохозяйственного производства — фермер.
Задание. Определить причины неисправностей в кривошипно-шатунном механизме.
Неисправности | Причины |
1. Расход масла в двигателе выше нормы | А. Большой зазор между втулкой верхней головки шатуна и пальцем |
2. Поршневые кольца заклинились в канавках поршня | Б. Поршневые кольца, зеркало гильзы, поршень, поршневой палец |
3. Цилиндры двигателя заполняются неочищенным воздухом | В. Двигатель неоднократно перегревался и канавки забились горелым маслом |
4. Манометр показывает низкое давление масла | Г. Износились кольца и канавки поршня |
5. Во время работы двигателя слышен стук поршневого пальца | Д. Подработались вкладыши шатунных и поршневых подшипников |
Эталон правильных ответов; 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-А. Существенных операций 5
Тест 2-го уровня Профессия — токарь-универсал.
Задание. При наружном обтачивании цилиндрической поверхности вала длиной 500 мм обнаружено, что поверхность получилась конической. Определить возможные причины дефекта, пути его устранения и предупреждения. Результаты занести в таблицу.
Эталон: Причина дефекта | Путь устранения и предупреждения дефекта |
Смещение задней бабки | Проверить положение задней бабки и отрегулировать ее |
Попадание грязи и мелкой стружки в отверстие пиноли | Прочистить отверстие в пиноли. Протереть отверстие перед тем, как вставить в него центр |
Забоины на поверхности центра | Сменить центр |
Существенных операций — 6.
5.9. Особенности контроля знаний и умений учащихся с использованием компьютеров в автоматизированной обучающей системе. Функции и цели контроля в АОС
Оценка усвоения учащимися определенного минимума основного учебного материала.
Проверка способности учащегося к самостоятельному мышлению.
Определение умения перевести вопрос на формальный язык компьютера, выразить его в специальных терминах и символах.
Проверка умения правильной записи ответа и ввода его в систему.
Текущий контроль — осуществляется путем вопросов (заданий) и ответов на них.
Все вопросы разделяются на четыре группы:
а) вопросы на простое воспроизведение терминов;
б) «продуктивные» вопросы;
в) задания-упражнения;
г) задания на обобщение приобретенных заданий.
Типы возможных
ответов на вопросы и задания: альтернативные типа «да —нет», «правильно —неправильно»; выборочные из списка ответов; конструированный ответ; подстановка пропущенного термина или выражения и т.д.
Итоговый результат контроля — определяется на основе данных текущего контроля и контрольных работ, позволяет сделать выводы в виде ответов на следующие вопросы.
Достаточен ли уровень подготовки учащегося?
Какие пробелы имеют место в подготовке учащегося?
Что следует предпринять в дальнейшем?
Оценка знаний и умений учащихся проводится, как правило, по пятибалльной системе или приводится к ней.
5.10. Памятка преподавателю по проведению контроля и оценке знаний учащихся
При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно
всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя.
Всегда объясняйте учащимся определения критериев оценки
их знаний и умений.
При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности исправиться.
Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.
Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.
Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, и указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия.
Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — положительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.
Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов.
Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала.
10. Недопустимо безразличное отношение педагога к выставляемой учащемуся оценке, так как ничто так не ущемляет самолюбия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам в учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его действие, усиливает активность.