Шпоры по физической культуре - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по физической культуре
скачать (394.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc395kb.09.09.2012 03:06скачать

n1.doc


1.физическая культура-как часть общечеловеческой культуры.Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использо-вании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека. В самом содержании физической культуры можно с некоторой успеваемостью выделить две основные стороны: во-первых, все то ценное, что создает и использует общество к качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функциональн обеспечивающая сторона физической культуры); во-вторых, позитивные резуль-таты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры). Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоз-зренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формиру-ются при этом – зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:o географической среды; oт условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производи-тельных сил;o экономических и социальных факторов.
Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта; степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой; состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

2.методы физического воспитания. Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональ-ный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях. Методический приём - решает частные задачи, в конкретных условиях. Разновидность метода, их много больше чем методов.Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организа-ции занятий, для обучения конкретному двигательному действию.Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепеда-гогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).К специфическим методам физического воспитания относятся:1) методы строго регламен-тированного упражнения;2) игровой метод (использо-вание упражнений в игровой форме);3) соревнов-ательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.Общепедагогические методы включают в себя:1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.Требования к методам обучения:1Научная обоснованность (с точки зрения познания) 2.Соответствие поставленной задачи обучения. 3.Обеспечение воспитывающего характера обучения. 4.Соответствие методов всей системе принципов обучения.5.Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.6.Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.7.Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.8.Соответствие условиям занятий.9.Разнообразие методов.

22.значение мышеной релаксакции. Мышечная релаксация, или уменьшение напряжения мышц, снижает артериальное давление. В результате релаксации снижается импульсация с проприорецепто-ров (нервных окончаний) мышц и падает возбуждение нервных центров. Это нормализует соотношение работы сердца и тонуса сосудов. Соответственно снижаются и энергозатраты организма. Развить и усилить способн-ость к релаксации можно при так называемой аутоген-ной тренировке или других видах психотерапии, основанных на самовнушении различных ощущений: тепла, тяжести и т. д.В системе двигательной активности мышечная релаксация является непременным компоне-нтом, существенно влияющим на функцию кровооб-ращения. При полноценном использовании навыков релаксации можно добиться быстрого восстановления процессов организма после физических нагрузок. Возможно применить релаксацию в большинстве упражнений посредством быстрого переключения от напряжения мышц к их расслаблению. В процессе напряжения одних мышц необходимо обращать внимание на релаксацию других.


5.физическая культура и спорт…В ряде исследований установлено, что у студентов, включен­ных в систематич-еские занятия физической культурой и спор­том и проявля-ющих в них достаточно высокую активность, вырабатыва-ется определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижн уста­новок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере комму­никабельны, выражают готовность к сотрудничес-тву, радуются со­циальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюда­ется более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, реши-тельных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно вза­имодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них ча­ще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.Эти данные подчеркивают основательное положительное воз­действие систематических занятий физической культурой и спор­том на характерологические особенности личности студентов.


6.Физические качества и их развития.Определения: 1)Выносливость – это способность человека совершенствовать работу заданной интенсивности  в течении более длительного времени . Способность организма противостоять утомлению. Выносливость зависит от высокого уровня спортивно-технического подготовки. Способность нервных клеток длительного поддерживания определенный уровень возбуждения. 3) Высокая работоспособность органов кровообращения и дыхания.  4) Экономичность обменных процессов. 5)Наличие больших энергетических ресурсов в организме. 6)Способностью бороться с субъективными ощущениями и утомлениями с помощью волевых усилий. Физическое качество «Сила» - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных сопротивлений. Сила зависит от поперечных мышц, от степени возбуждения первичных процессов, от скорости химических изменений в мышцах, от волевых усилий, от состояния опорно-двигательного аппарата. Гибкость – это способность человека выполнять движения большой амплитуды, различают активную и пассивную гибкость. Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальных для данных условий отрезок времени. Быстрота зависит: от подвижности нервных процессов, волевых усилий, скорость химических реакций в мышцах, силы и эластичности мышц, совершенство спортивной технике. Быстрота проявляется в 3-х основных формах:1)быстроте ответного движения на какое-либо раздражение. 2)скорости одиночного движения3)чистоте движения в 1-цу времени Ловкость – это способность человека осваивать движения и успешно действовать в переменных условиях. Методы развития1)Равномерный метод – непрерывное действие с равномерной скоростью и умеренной интенсивности. 2)Переменный метод характеризуется непрерывным выполнением упражнения с меняющейся скоростью. 3)Повторный метод – характеризуется повторением одних и тех же упражнений с достаточным интервалом. 4)Интервальный метод – характеризуется многоразовым преодолением отрезков дистанции через определенные интервалы отдыха заранее планируется число отрезков, интенсивность и длина дистанции. 5)Комбинированный метод – комбинации всех предшествующих методов. 6)Соревновательный метод.

3.Компоненты физической культуры…Спорт — часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремиться расширить границы своих возможностей, это огромный мир эволюций, популярнейшее зрелище, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Физическое воспитание — педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:Ш оздоровительные Ш образовательные Ш воспитательные Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений.Физическое развитие — это процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.Физическое развитие — не только естественный, но и социально обусловленный процесс. Это естественный процесс, т.к. он развертывается на природной основе, передаваемый по наследству, и подчиняется естественным законам.Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса. Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и реактивную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).В качестве физической культуры используются:  -физические упражнения;-естественные силы природы (солнце, воздух, вода);-гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т.д.)


11.Физра в высшем уч.заведении.Физическая культура обязательная дисциплина гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные науки являются средством получения ценных мировоззре-нческих знаний, способствуют развитию интеллекта и эрудиции, формируют культуру личности.Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоро-вье и здоровом образе жизни, а также в овладении всеми арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро-вья, развитие и совершенствование его психофизич-еских способностей и качеств личности.В спортив-ное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской групп, показавших хорошую общую физическую и спорти-вную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видом спорта, организованном в вузе.ских способностей и качеств личности.
19.Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).

Существует и близкое понятие -- гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма. Тяжело переносится снижение двигательной активности человеком.

Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания - на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения.



15.организм…Организм человека – единая, сложная, саморег-улируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследствен), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенная и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздейст-виям внешней среды.Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базиру­ется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.

17.прдставления…Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатур). Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигатель­ную. Кости скелета принимают участие в обмене веществ и кроветворении. Суставы обеспечивают подвижность сочленяющимся костям скелета. Любая двигательная, в том числе и спортивная, деятельность совершается при помощи мышц, за счет их сокращения. Поэтому строение и функциональные возможности мускулатуры необходимо знать любому человеку, но в особенности тем, кто занимается физическими упражнениями и спортом.На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У женщин на мышцы приходится до 35% общей массы тела, а у мужчин до 50% соответственно. Специальной силовой тренировкой можно значительно увеличить мышечную массу. В организме человека различают несколько видов мышц: скелетные (поперечно-полосатые), гладкие и сердечную мышцы. Деятельность мышц регулируется центральной нервной системой. Скелетные мышцы удерживают тело человека в равновесии и осуществляют все движения. При сокращении мышцы укорачиваются и через свои эластичные элементы - сухожилия осуществляют движения частей скелета. Работой скелетных мышц можно управлять произвольно, однако, при интенсивной работе они очень быстро утомляются.Гладкие мышцы входят в состав внутренних органов человека. Гладкомышечные клетки укорачиваются в результате сокращения сокра­тительных элементов, но скорость их сокращения в сотни раз меньше, чем в скелетных мышцах. Благодаря этому, гладкие мышцы хорошо приспособлены к длительному стойкому сокращению без утомления и с незначительными энергозатратами.

27сердце… система крово-ния состоит из сердца, кровен. сосудов, лимфатич сосудов и органов вырабат-ывающие особые клетки - форменные элементы. Кровь - это разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом (плазмой) - 55% и взвешен-ных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоци-тов и тромбоцитов) - 45%.Кровь в организме человека движется по замкнутой системе, в которой выделяются две части - большой и малый круги роль двух насосов. Правая сторона сердца - продвигает кровь по малому кругу кровообращения, левая - по большому кругу кров-ообращения. У человека существуют три типа кровенос. сосудов: артерии, вены,капиляры.Артерии и вены отлич-аются друг от друга направ.движения крови в них. Арт- ерии несут кровь от сердца к тканям, а вены возвращают ее от тканей к сердцу. Капилляры - тончайшие сосуды, они тоньше человеческого волоса в 15 раз. Сердце - центральный орган системы кровообращения. Сердце представляет собой полый четырехкамерный мышечный орган, расположенный в грудной полости, разделенный вертикальной перегородкой на две половины - левую и правую, каждая из которых состоит из желудочка и предсердия. Сердце работает автоматически под контролем центральной нервной системы

30. самост.занятия.Женщины Конкретн. направления и организационные формы использования самостоятель. занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация – восстановл.), обще-подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоят. занятий физическими упражнениями и спортом опреде-ляются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самост. тренировочные занятия. Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необх-одимо учитывать при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. Ряд характерных для организма женщины особенностей имеется и в деятельности сердечносос-удистой, дыхательной, нервной и других систем.Все это выражается более продолжительным периодом восстан-овления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок. Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах - это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастик, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах.Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании методики тренировок. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, наприм, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощении-ем. Полезны упражнения, в положении сидя, и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.

Даже для хорошо физически подготовленных студентов рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза.

Это прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания.При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.Женщинам необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонения обратиться к врачу.Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивная тренировка и участие в спортивных соревнованиях в период беременности.

После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее, чем через 8-10 месяцев.

34.Управление самостоятельными занятиями

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельных занятий; определить индивидуал. особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий,применяемые средства тренировки. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.Цель предварительного учета зафиксир. данные исходного уровня подготовленности и трениров-анности занимающихся.Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количеств проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполне-нный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Итоговый учет осущесляется в конце периода занятий или конце годичного цикла тренировочных занятий. На основании этого сопоставления и анализа корректируют планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количествен. показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др.Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику.К управлению процессом самост-оятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях упражнениями. Возникает необходимость установить оптимальные, индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движ., величина усилия, продолжительность, число повторени). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).Самочувствие довольно точно отражает измен., происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями. Очень важно при самост. занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки. Планиро- вание самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспек. планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-5 лет. Упражнениями и спортом должно быть направлено на достижение единой цели, сохранить здоровье, поддерж-ивать высок уровень физической и умственной работоспособности.

40.Чрезмерная усталость. Тренировочные нагрузки, выполняемые при ЧСС 131-150 уд/мин. относят к «аэробной» (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.

Вторая - «смешанная», ЧСС 151-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Самочувствие довольно точно отражает изменения, происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями. Очень важно при самостоятельных занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки.

Чрезмерная нагрузка - процесс утомления нарастает постепенно и сопровождается усилением субъективных ощущений усталости: работоспособность снижается, появляется скованность мышц, дыхание становится частым и поверхностным, сердцебиение учащается, отмечается бледность на лице и желание прекратить работу. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.
36.Учеты. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.уИтоговый учет осуществляется в конце периода занятий или конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сопоставить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.


44.ЧСС. Волна колебаний, распространяемая по эластич-ным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту при сокращ-ении левого желудочка называется частотой сердечных сокращений ( ЧСС).ЧСС взрослого мужчины в покое составляет 65-75 уд/мин., у женщин на 8-10 ударов больше, чем у мужчин. У тренированных спортсменов ЧСС в покое может достигать 40-50 уд/мин. ЧСС/ПАНО.Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет - 134 удар/мин.; 30 лет - 129; 40 лет - 124; 50 лет - 118; 60 лет - 113 удар/мин.Зависимость максим ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (макс) = 220 - возраст (в годах).Порог анаэробного обмена (ПАНО) - уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности от возраста.У тренирован. людей - ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.У средне физически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 уд/мин., тогда как у лиц 50-59 лет - на уровне 112-124 уд/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС 165-170 удар/мин., при потреблении кислорода, составляющем 65-85% от максимального.Следует еще раз напомнить, что аэробные реакции - это основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробных процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма. Чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и системы крови.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические нагрузки с широким диапазоном интенсивности.


42. ЧСС/ПАНО.Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет - 134 удар/мин.; 30 лет - 129; 40 лет - 124; 50 лет - 118; 60 лет - 113 удар/мин.Зависимость максим ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (макс) = 220 - возраст (в годах).Порог анаэробного обмена (ПАНО) - уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности от возраста.У тренирован. людей - ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.У средне физически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 уд/мин., тогда как у лиц 50-59 лет - на уровне 112-124 уд/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС 165-170 удар/мин., при потреблении кислорода, составляющем 65-85% от максимального.Следует еще раз напомнить, что аэробные реакции - это основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробных процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма. Чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и системы крови.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические нагрузки с широким диапазоном интенсивности.
46. Гигиена Пища должна содержать необходимое количество основных веществ, в сбалансированном виде в соответствии с рекомендуемыми нормами. Рацион должен быть максимально разнообразным и включать наиболее биологически ценные продукты животного и растительного происхождения, отличающиеся разнообразием, хорошей усвояемостью, приятным вкусом, запахом и внешним видом, доброкачественность и безвредностью.В суточном режиме следует установить и строго придерживаться определенного времени для приема пищи.Питьевой режим. В случаях даже частично обеднения организма водой, могут возникать тяжелые расстройства в его деятельности. Однако избыточно потребление воды также приносит вред организму. Суточная потребность человека в воде - 2,5 л. у работников физического труда и у спортсменов она увеличивается до 3 л. и более.В жаркое время года, а также во время и после занятий физическими упражнениями, когда усиливается потоотделение, потребность организма в воде несколько увеличивается, иногда появляется жажда. Лучшим напитком, утоляющим жажду, является чай, особенно зеленый, который можно пить умеренно горячим или в остуженном виде.Гигиена тела способствует нормальной жизнедеятельности организма, улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. При систематических занятиях физическими упражнениями оно должно проводиться не реже одного раза в 4-5 дней, а также после каждой интенсивной физической тренировки, под душем, в ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно.О закаливании как о системе мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды: холода, тепла, солнечной радиации, колебаний величины атмосферного давления и других.основными гигиеническими принципами закаливания являются: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств, сочетание общих (воздействующих на весь организм) и местных процедур, самоконтроль. Гигиена мест занятий. При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение .Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.

Профилактика травматизма Причинами травматизма могут быть: нарушения в методике занятий; невыполнение методических принципов доступности, постепенности и учета индивидуальных особенностей, неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования, плохая подготовка мест занятий; незнание и несоблюдение мероприятий по самостраховке; перегрузка занимающимися площадок и залов по сравнению с нормами площади на одного занимающегося; недисциплинированность занимающихся и др.

8 психических качеств средствами физической культуры

Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражне-ниями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений; Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание. Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренир-овки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания.Большие возможнос-ти для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.Оперативное мышление. Эффект-ивными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах;и др. Эмоцион. устойчивос.В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем:1) приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам;2) выработки навыков, умений, привычек, саморегуляции эмоциональной напряженности.Волевые качества:система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных трудностям производства.Инициативность Нормир-ие этого волевого качества на занятиях физрой и спортом осуществляется главным образом за счет накопления опыта инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства:

1) выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе;2) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;3) соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи;Смелость и решительность -способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.Упражнения на смелость и решительность:Бег под крутую горку с преодолением препятствий.Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов.Ходьба и бег с закрытыми глазами.идр.СтойкостьНаиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятн метеорологических условиях, в большом объеме,требуют значительного нервного напряжения. При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственн наращивание усилий, тренировку в группе, соревновател метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств.Упражнения на стойко: Медленный длительный бег в сложных метеорологи-ческих условиях -- до 3 ч.Темповый кроссовый бег -- до 3 ч.Кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности.Плавание на дальность,и др.





31.Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значител. перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляе-мое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь. К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.

10.Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возмож­ностей организма разрешается выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики и разнообразных игр.

Общая физическая подготовка способствует расширению функциональных возможностей организма и является базовой для специальной физической подготовки и достижения высоких результатов в профессиональной или спортивной деятельности.

К задачам общей физической подготовки относятся:

- обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека;

- укрепление здоровья;

- создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности


12Специальная физическаЯ подготовка. Специальная физическая подготовка - это процесс, который обес­печивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретный видов спорта или конкретных профессий.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Высокий уровень специальной физической подготовки позволяет осваивать более сложные элементы техники в меньшие сроки обучения, исключая травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата

26. При физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий.

Учебные занятия проводятся в форме:

теоретических, методико-практических, контрольных занятий;элективных практических занятий (по выбору студентов);индивидуальных и индивидуально- групповых дополнительных занятий;самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах вузов по всем специальностям, включаются в расписание на всем периоде обучения.

Внеучебные занятия организуются в форме:

индивидуальных самостоятельных занятий;

занятий в спортивных клубах, секциях;

самостоятельных занятий спортом, туризмом;

специализированных форм занятий (массовые оздоровительные и спортивные мероприятия);

Взаимосвязь разнообразных форм обучения и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно- ценностного отношения к физической культуре.

6.5. Структура учебно-тренировочного занятия

Вводная часть занятия.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.подготовительная (разминка) 25 мин, основная 53 мин, заключительная часть 7 мин, всего 90 мин.при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка) 20-30 мин, основная 50-60 мин, заключительная часть 5-10 мин, всего- 90 мин.Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.(5мин)Подготовительная часть-Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств. Заключит. часть занятия направлена обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.



14.Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использовании всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.

Тактика - раздел теории, изучающий целесооб­разные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепри­нятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспе­чивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

4.Общие основы обучения движениям.Технической подготовкой называют обучение основам техники двигательных действий, выполняемых в соревнованиях и на учебно- тренировочных занятиях, а под техникой понимают наиболее целесообразный способ управления движениями. В обучении движениям условно выделяют три этапа: ознакомление с движении-ем; разучивание; совершенствование движения. На первом этапе стоит задача создания у обучающихся представлений, необходимых для правильного выполнения изучаемого движения. На втором - обеспечить формирование двигательного умения (под двигательным умением понимают такую степень владения техникой движения, когда необходима повышенная концентрация внимания на составные операции, при этом способы решения двигательной задачи отличаются нестабильностью). На третьем - формирование двигательного навыка (под двигательным навыком понимают такую степень владения техникой движения, при которой управление движениями происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью). При этом в процессе обучения применяют метод разучивания по частям и метод разучивания в целом. Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в необходимое целое. Расчленение - есть необходимая черта метода разучивания по частям.

Метод разучивания в целом предусматривает изучение двигательного действия в том виде, в каком оно должно быть как конечная задача обучения.При выборе метода обучения следует исходить из правила: "Целостно - если возможно, с расчленением - если необходимо".






19(2вариант) Гипокинезия - понижение, уменьшение, недостаточность - состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности.

Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели.

Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергических потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом и интенсивность обменных процессов(нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).

Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений. Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая "аварийными" последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность




49. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха. Связь движений с умственной деятельностью характеризуют следующие закономерности. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея, отмечено, что чем сложнее задача, которую приходиться решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремиться сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается.Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать:систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;ритмичную и системную организацию умственного труда;постоянное поддержание эмоции интереса;

совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.


7. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры. Поэтому роль физической культуры и спорта заметно возросли в эпоху научно-технического прогресса. В настоящее время автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности современного общества оборачиваются нежелательными последствиями общей детренированности организма. Совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, невозможно.

Профессиoнальная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.


23. Мышечная деятельность, активный двигательный режим, физические упражнения и спорт связаны со значительным расходом энергии. Энергозатраты необходимо учитывать при составлении пищевого рациона. Когда в пище присутствует большое количество белка, значительно удлиняется процесс ее переваривания. Но для организма важна не только общая калорийность пищи. Если человек достаточно долго потребляет только жиры или белки, или углеводы, в его организме возникают глубокие изменения в обмене веществ. При этом нарушаются пластические процессы в протоплазме клеток, наблюдается сдвиг азотистого равновесия, образуются и накапливаются токсические продукты.Для нормальной жизнедеятельности организм должен получать оптимальное количество полноценных белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, которые содержатся в различных пищевых продуктах. Наиболее ценными пищевыми продуктами являются молоко, масло, творог, яйца, мясо, рыба, зерновые, фрукты, овощи, сахар. Пищевой рацион составляется с учетом пола, возраста человека и характера его деятельности.


24. В результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2-3 раза, легочная вентиляция - в 20-30 раз. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных.


28 Двигательная активность – является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Двигательная активность, физические упражнения, основные навыки гигиены и здорового образа жизни являются эффективным средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и гармонического развития личности.


29. Кислородный запрос - количество кислорода, необходимое организму в 1 минуту для окислительных процессов в покое или для обеспечения работы различной интенсивности. В покое для обеспечения процессов жизнедеятельности организму требуется 250-300 мл кислорода. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха. Средние значения ЖЕЛ составляют у мужчин 3800-4200 мл, у женщин 3000-3500 мл. ЖЕЛ зависит от возраста, массы, роста, пола, состояния физической тренирован-ности человека и др. Суммарный (общий кислородный) запрос - количество кислорода, необходимое для выполнения всей предстоящей работы. Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предел-ьно напряженной для него работе. Способность организма к МПК имеет предел, который зависит от возраста, состояния сердечно-сосудистой системы, от активности протекания процессов обмена веществ и находится в прямой зависимости от степени физической тренированности. Когда в клетки тканей поступает меньше кислорода, чем нужно для полного обеспечения потребности в энергии, возникает кислородное голодание, или гипоксия.


37. Познавательная активность студенческой молодежи должна быть направлена на здоровьесберегающие компоненты, обеспечивающие формирование культуры здоровой жизнедеятельности. К ним мы относим: режимные моменты (режим труда и отдыха, режим дня, режим сна и питания); двигательная активность – организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями (целебная сила движений); личная гигиена и закаливание; культура питания; отрицание вредных привычек (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака); регуляция нервно-психического состояния организма со снятием нервно-эмоционального напряжения; межличностное общение с развитием коммуникативной культуры; культура сексуального поведения; традиционная и нетрадиционная медицина; экологическая культура.

Режим труда и отдыха как компонент здорового образа жизни определяется закономерностями биологических процессов в организме. Распорядок дня предполагает чередование труда и отдыха, восстановление сил человеческого организма. Режим дня как фактор нормативной основы должен соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям, т.е. быть индивидуальным.

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни. Каждый человек может и должен знать принцип рационального питания, нормальную массу своего тела, уметь поддерживать ее. .

Одним из обязательных компонентов здорового образа жизни является систематическое использование физических нагрузок, соответствующих по возрасту, состоянию здоровья. Знание правил и требований личной гигиены и закаливания обязательно для каждого культурного человека. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствует его утверждению. Эти привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье. Регуляция нервно-психического состояния организма связана с эмоциями в разнообразных жизненных ситуациях, явлениях, их оценке (желательность, полезность). Она помогает мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей.


43. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­ность

39. Режим труда и отдыха как компонент здорового образа жизни определяется закономерностями биологических процессов в организме. Все явления во вселенной происходят ритмично, влияя на жизнь животного и растительного мира. Суточные и сезонные колебания освещенности, температуры, влажности воздуха, атмосферного давления известны, с ними рождаются и существуют все живое.Распорядок дня предполагает чередование труда и отдыха, восстановление сил человеческого организма. Режим дня как фактор нормативной основы должен соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям, т.е. быть индивидуальным.Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Как правило, это отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, так как интенсивная деятельность мозга продолжается и после того, как человек кончил заниматься. Умственный труд перед сном затрудняет засыпание, приводит к ситуации сновидения, вялости и плохому самочувствию после пробуждения.Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни. Каждый человек может и должен знать принцип рационального питания, нормальную массу своего тела, уметь поддерживать ее. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов.Одним из обязательных компонентов здорового образа жизни является систематическое использование физических нагрузок, соответствующих по возрасту, состоянию здоровья. Сочетания разнообразных двигательных действий, выполняемых в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединены термином "двигательная активность".

Знание правил и требований личной гигиены и закаливания обязательно для каждого культурного человека. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, наркотических веществ, курение табака препятствует его утверждениюРегуляция нервно-психического состояния организма связана с эмоциями в разнообразных жизненных ситуациях, явлениях, их оценке (желательность, полезность). Она помогает мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к появлению в крови ацетилхолина, вызывающего сужение венечных артерий сердца. Чем больше значит для вас какое-либо событие, тем сильнее реакция на него и, следовательно, ниже порог ранимости по отношению к нему. Поэтому привычка трезво оценивать вещи полезна для здоровья человека.Эффективность межличностного общения определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, является ведущим видом взаимодействия людей друг с другом и одним из существующих факторов на здоровье человека. Она включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, ограниченно и непринужденно реализуемых им в деловом и эмоциональном общении. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения.Культура сексуального поведения как отрасль гуманитарных наук изучает определенные аспекты человеческой сексуальности. Это реальное поведение людей и характерные для них формы сексуальной активности. Их установки и ценностные ориентации в отношении секса. Культурный пласт, в котором осмысливается значение сексуальности и ее проявление. Сексуальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь (например, формы брака, семьи и др.).

Состояние страстной влюбленности связано с острой эмоциональной неустойчивостью, с колебаниями между чувствами признания, вызывающего блаженство эйфории и мучительной неуверенностью и ревностью. Сексуальные желания, возникающие при этом, их сила, эмоциональная тональность зависят от множества психофизиологических, межличностных и социокультурных факторов.

45. . Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

 Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник—четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.


50. Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняю-щих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональн-ому состоянию — настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспо-собность. При изучении эффективности использования в микро-паузах физических упражнений динамического и позното-нического характера установлено, что одноминутное динами-ческое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражн-ений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущес-твенно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчи-вать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей. Методические рекомендации по использо-ванию познотонических упражнений. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5—10 мин. Чем ниже исходное нервное и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекоменду-ется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.).


43. Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизмa обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.


18ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

• характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;

• характер основных профессиональных двигательных действий;

• особые внешние условия профессиональной деятельности задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

• развитие ведущих для данной профессии физических способностей;

• формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

• повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

• воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

• повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;

• содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).



20. Интенсивность нафузки может определяться по ЧСС.Исследованиями установлено, что для разного возраста минималь­ная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является:

для лиц 20 лет - 134 уд/мин;

30 лет- 129 уд/мин;40 лет- 124 уд/мин;50 лет- 118 уд/мин;60 лет- 113 уд/мин;65 лет - 108 уд/мин.

Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле:ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).Учитывая наличие максимальных и минимальных величин интен­сивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нафу-зок. Например, для лиц 17-20 лет оптимальной зоной будет диапазон ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нафузок от 177 до 200 уд/мин; для лиц 25 лет соответственно - 145-172 уд/мин и 172/195 уд/мин (таблица 5.1)Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происхо­дящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями.

Признаками чрезмерной нафузки являются: накапливание утомле­ния, появление бессонницы или повышение сонливости, боль в области сердца, одышка, гошнота.При проявлениях данных признаков необходимо снизить физиче­скую нафузку или временно прекратить занятия.

Зоны интенсивности нафузок по ЧСС.

Возраст, лет Зона оптимальных Зона больших

нагрузок ЧСС, уд /мин нагрузок
17-20 150-177 177-200

20-25 145-172 177-200

25-30 140-168 168-190

30-35 137-164 164-185

35-40 133-160 160-180

40-45 129-155 155-175

45-50 126-150 150-170

50-55 122-145 145-155

55-60 118-141 141-160




38. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если на­грузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вы­звать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает не­обходимость определить оптимальный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо опреде­лить исходный уровень функционального состояния организма перед на­чалом занятий, а затем в процессе занятий контролировать изменение по­казателей.Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно - со­судистой и дыхательной систем являются ортостатическая проба, проба Рюффье, проба Штанге (см. гл.8).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьше­ние их интенсивности, обеспечивается:- изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед с доставанием руками пола, не сгибая ног в коленях, легче делать из исходного положения ноги врозь и труднее делать из исходного поло- жения ноги вместе);изменением амплитуды движений (с увеличением амплитуды на­грузка на организм возрастает);ускорением или замедлением темпа (в циклических упражнениях,например, большую нагрузку дает быстрый темп, а в силовых - медленныйтемп);увеличением или уменьшением числа повторений упражнений(чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нафузка);включением в работу большего или меньшего числа мышечныхгрупп (чем больше мышц участвует в работе, тем значительнее физическая
нафузка);увеличением или сокращением пауз для отдыха (более продол­жительный отдых способствует более полному восстановлению организ­ма).По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разфузочно-го характера или упражнения на расслабление, восстановительный эффект увеличивается. При сокращении пауз для отдыха (когда организм не пол­ностью восстанавливается, нафузка на организм увеличивается).Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и фи­зиологических показателей. К физическим показателям нафузки относят­ся: интенсивность и объем, скорость и темп движений, продолжитель­ность, число повторений. К физиологическим параметрам относятся: уве­личение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема крови.

Интенсивность нафузки может определяться по ЧСС.


48. Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали трени­рующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самокон­троль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и склады­вается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных по­казателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспи­тательное значение, но и приучает более сознательно относиться к заняти­ям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регист­рироваться в специальном дневнике самоконтроля.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации