Контрольная работа - файл n1.doc
Контрольная работаскачать (55 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика»
Вариант № 12. Выполнил:
студент 1-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
Иванова К.А.
Проверил:________________________
(инициалы, фамилия преподавателя) (уч. степень, уч. звание)
Оценка______________________________
Подпись_____________________________
Ростов-на-Дону
2009/10 г.
Задача №1. Проверьте корректность следующих рассуждений средствами логики высказываний.
Если я поеду автобусом, а автобус опоздает, то я пропущу назначенное свидание. Если я пропущу назначенное свидание и начну огорчаться, то мне не следует ехать домой. Если я не получу эту работу, то начну огорчаться и мне следует поехать домой. Следовательно, если я поеду автобусом, и автобус опоздает, то я получу эту работу.
Решение: Обозначим высказывания:
p - «Я поеду автобусом»
q - «Автобус опоздает»
r - «Я пропущу назначенное свидание»
s - «Я начну огорчаться»
p
1 - «Я еду домой»
q
1 - «Я получу эту работу»
Тогда табличное построение этого рассуждения таково:
(((p q) ?
r) Щ ((r
Щ s) ? p
1)) Щ ( q
1 ? (s Щ p
1))) ? ((p q) ?
q
1)
Рассуждение является правильным (корректным), если, построив таблицу истинности данной формулы мы убедимся, что при всех истинностных значениях входящих в нее высказываний, она принимает значение «истина».
Но поскольку в формулу входят шесть переменных, то таблица истинности данной формулы составит 2
6 = 64 строки.
Применим сокращенный метод проверки, рассуждая от противного, т.е. будем искать вариант, при котором эта формула примет значение «ложь»
(f) Для этого ее антецедент
((p q) ?
r) Щ ((r
Щ s) ? p
1) Щ ( q
? (s Щ p
1)) должен принять значение «истина» (t),
а консеквент
(p q) ?
q
1 должен принять значение «ложь». Последнее возможно только тогда, когда высказывания p и q истинны, а q
1 – ложно. (тогда p q – истинно).
Антецедент истинен, если каждый из составляющих его конъюнктов
(p q) ?
r); (r
Щ s) ? p
1); ( q
? (s Щ p
1) истинен. Для того, чтобы первый конъюнкт был истинным, необходимо, чтобы высказывание
r было истинным, так как p Щ q – истинно.
Поскольку q
1 – ложно, q
1 – истинно, из чего следует, что для истинности последнего конъюнкта
щq
? (s Щ p
1) необходима истинность s Щ p
1, то есть и
s и p
1 должны быть истинными.
При полученных значениях истинности второй конъюнкт
(r
Щ s) ? p
1 и и л Щ оказывается необходимо ложным, а, следовательно, все высказывание истинным.
Рассуждение показывает, что данная формула не может принимать значение «ложь» она тождественно истинна.
Следовательно, приведенное рассуждение логически корректно.
Задача №2. Получите заключение путем обращения. Глобальные проблемы не решаются силами одного государства.
Решение: Данное суждение категорическое.
По количеству – общее
по качеству – отрицательное
Объединено – общеотрицательное суждение (Е)
Схема:
Ни одно S не есть P, где
S (субъект) – глобальные проблемы
P (предикат) – решение силами одного государства.
Суждение Е обращается в суждение Е:
то есть в суждении
Ни одного P не есть S
«Ни одна проблема решаемая силами одного государства, не является глобальной».
Задача № 3. Получите заключение путем превращения. Шила в мешке не утаишь.
Решение: S-шило, Р-в мешке не утаишь
Некоторые S не суть Р Некоторые S суть не - Р Шила в мешке не утаишь. Шило не есть то, что утаишь в мешке.
Задача №4 Получите заключение путем противопоставления предикату. Хороший кузнец и блоху подкует.
Решение S – хороший кузнец
P – блоху подкует
Схема:
Все S есть P (A) – общеутвердительное суждение
Умозаключение противопоставления предикату выясняет отношение понятия, противоречащего предикату к субъекту
___S – P_ не P – S
Превратим исходное суждение:
Все S не есть не P (E)
Полученное общеотрицательное суждение обращаем:
Ни одно не P не есть S
«Ни один не умеющий подковать блоху человек не является хорошим кузнецом».
Задача 5 Проанализируйте простой категорический силлогизм. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ. В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ. Значит, NN не уклонялся от уплаты налогов.
Решение: Меньший термин (субъект заключения)
S – NN;
Больший термин (предикат заключения) P – уклонение от уплаты налогов;
Средний термин (M) – привлечение к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ.
Большая посылка (посылка, содержащая P) – «Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ».
Меньшая посылка (содержащая S) - «В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ
Схем :
P
+ — M
- S+ — M+ S
+ — P
+ Все семь общих правил силлогизма соблюдаются:
Ошибки учетверения терминов нет.
Средний термин распределен хотя бы в одной посылке.
Крайние термины распределения в посылках, следовательно, они могут быть в заключении распределены.
Двух отрицательных посылок нет.
Двух частных посылок нет.
Есть отрицательная посылка, и заключение отрицательное.
Есть единичная посылка, и заключение отрицательное.
Вывод следует
По фигуре:

P M

S M - II-я фигура
S P
Ее правила:
Большая посылка должна быть общим суждением.
Одна из посылок должна быть отрицательным суждением.
Правила соблюдаются.
Модус: АЕЕ (Camestres).
Задача 6 Проанализируйте энтимему. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. NN - обвиняемый.
Решение: Эти суждения содержат общий термин «обвиняемый». Это средний термин (M).Данная энтимема - с пропущенным заключением.
M


P
S


M
S – P
где S – NN; P – обязан доказывать свою невинность.
Таким образом, заключение:
NN не обязан доказывать свою невинность.
Восстановленный категорический силлогизм представляет рассуждение по первой фигуре. Правила первой фигуры:
Большая посылка – общее суждение.
Меньшая посылка – утвердительное суждение.
Правила соблюдены.
Вывод следует.
Модус: ЕАЕ (Celarent)
Задача 7. Можно ли получить данные обобщения с помощью простой индукции? Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
Решение. Да, можно. Количество студентов в некоторой группе невелико, и каждого из них можно проверить на успеваемость. Если каждый студент этой группы успевает, то обобщение делается с помощью
полной индукции.
Схема ее:
S
1 имеет признак P
S
2 имеет признак P
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . S
n имеет признак P
S
1, S
2 . . . S
n исчерпывают класс К.
Все предметы класса К имеют признак P.
В данном случае
А - не является неуспевающим
B - не является неуспевающим
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . N не является неуспевающим

A, B . . .N составляют нашу группу
Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
Задача 8 Дайте полную логическую характеристику понятий. Созвездие Южного Креста; автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Решение: Созвездие Южного Креста –
по объему – непустое, единичное;
по объему – конкретное;
по взаимоотношению элементов объема – собирательное;
по характеру признаков – безотносительное;
по наличию или отсутствию признака – положительное.
Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» -
по объему – непустое, единичное;
по объему – конкретное;
по взаимоотношению элементов объема – не собирательное;
по характеру признаков – относительное;
по наличию или отсутствию признака – положительное.
Задача 9 Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью диаграмм Эйлера. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие, винтовка Мосина, пистолет ТТ.
Решение: 1 – оружие;
2 – финский нож;
3 – пистолет;
4 – огнестрельное оружие;
5 – винтовка Мосина;
6 – пистолет ТТ.
1 Понятия 1 – 6 – сравнимые.
Между понятиями 1 – 2; 1 – 3; 1 – 4; 1 – 5; 1 – 6; отношение подчинения (родо-видовое отношение).
1 – род, 2 – 6 – виды.
Понятия 2 – 3; 2 – 4; 2 – 5; 2 – 6 – находятся в отношении соподчинения (понятию 4 «огнестрельное оружие» противоречит понятие «холодное оружие»).
Понятие 3 и 4 находятся в отношении подчинения (4 – подчиняющее, а 3 – подчиненное):
Понятие 3 и 5 – несовместимы, отношение соподчинения.
3 – 6 – подчинение (3 – подчиняющее понятие, а 6 – подчиненное).
4 – 5, 4 – 6 – отношение подчинения.
5 – 6 – отношение соподчинения.
Задача 10 Установите вид и правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено). Прямоугольник, стороны которого равны между собой, называется квадратом.
Решение: Определяемое понятие – квадрат.
Определяющая часть – прямоугольник, стороны которого равны между собой.
Определение реальное, явное, родо-видовое. Ближний род – «прямоугольник»; видовое отличие – «стороны которого равны между собой».
Определение правильное, правила определения не нарушены.
Задача 11. Проверьте правильность деления понятий (в неправильном делении укажите, какие правила нарушены). Наказание в виде лишения свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Решение: Делимое понятие – «наказание в виде лишения свободы на определенный срок».
Члены деления:
«Изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение».
«Изоляция осужденного от общества путем помещения его в исправительную колонию общего, строгого или особого режима».
«Изоляция осужденного путем помещения его в тюрьму».
Основание деления – способ изоляции осужденного.
Данное деление есть деление по видообразующему признаку.
В данном делении не нарушено правило соразмерности. Деление проведено по одному основанию. Его члены исключают друг друга, согласно третьему правилу.
На мой взгляд, нарушено правило последовательности: второй член деления сам разделен и его члены деления не должны ставиться в один ряд с 1, 2, 3.
Задача 12 Аргументация. Правильно ли приведенное доказательство (если нет, укажите ошибки): NN не занимался вымогательством, так как он является сотрудником правоохранительных органов.
Решение: Тезис доказательства –
«NN не занимался вымогательством».
Аргумент: NN является сотрудником правоохранительных органов.
Демонстрация – энтимема, представляющая собой в восстановленном виде следующий категорический силлогизм.
Ни один сотрудник
M правоохранительных органов не занимается вымогательством
P.
N
sN является сотрудником правоохранительных
M органов.
N
SN не занимался
P вымогательством.
M


P .
S


M 1 – я фигура. Ее правила соблюдены
S — P
Вывод следует, то есть в демонстрации ошибки нет.
Но нарушено правило, согласно которому аргументы должны быть истинными суждениями. Большая же (пропущенная) посылка ложна.
Таким образом, доказательство использует ложный аргумент, а потому неправильно.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ