Контрольная работа - Этикет делового письма - файл n1.doc

Контрольная работа - Этикет делового письма
скачать (104.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.30.05.2012 00:03скачать

n1.doc



Реферат

по дисциплине: русский язык и культура речи

на тему: «Этикет делового письма»


Уфа-2007
Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………..3

Деловые письма……………………………………………………………………………..4

Этикет делового письма………………………………………………………………..…..8

Образцы деловой переписки……………………………………………………………...11

Письмо-напоминание……………………………………………………………….11

Письмо-просьба……………………………………………………………………..12

Информационное письмо…………………………………………………………..14

Письмо-приглашение……………………………………………………………….16

Благодарственное письмо…………………………………………………………..18

Сопроводительное письмо……………………………………………...............….20

Заключение……………………………………………………………………………...…21

Список использованной литературы……………………………………………………..22


Введение.
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает понимание между людьми, ведет к человеческим драмам.

В данной работе представляется в развёрнутом виде теоретический материал, который имеет очевидную практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения.

Актуальность темы: «Этикет делового письма» заключается в том, что культура письма существовала за много лет до того, как человек изобрёл телефон, телефакс, интернет и т.д. Люди долго учились правильно выражать свои эмоции и чувства в письменной речи, т.к. в устной всё намного проще. При личном общении человек может использовать такие средства как мимика, жесты, а в письме очень трудно донести до собеседника истинный смысл слов.

Цель данной работы – дать характеристику этикету деловых писем.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:


Деловые письма.

Официальная корреспонденция различных типов, которая направлена от имени одной организации, учреждения другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному должностному лицу и подписана одним должностным лицом, представляет собой деловую корреспонденцию.

Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях, как исходящая и входящая документация. Это важно, потому что деловые письма выступают в роли инструмента, регулирующего экономико-правовые и социальные отношения между корреспондентами (контрагентами, партнерами участниками социальных отношений).

Существует несколько видов классификации деловых писем в основе их лежат не различные подходы, а различные квалификационные признаки.

Коммерческие письма выделяются в деловой корреспонденции по тематическому признаку - они оформляют, регистрируют заключение и выполнение коммерческой сделки, т. е. предваряют составление кон­тракта (договора) и являются документами, регулирующими ход его выполнения.

Коммерческие письма имеют статус документа. При рассмотрении дела в арбитражном суде они могут являться основанием для предъяв­ления иска (письмо-рекламация, письмо-договор).

Остальные деловые письма, называемые иногда служебными ре­шают организационные вопросы, вопросы экономических и юриди­ческих отношений между корреспондентами и тоже относятся к документам.

Являясь официальными сообщениями, деловые письма не исклю­чают параллельного устного сообщения на ту же тему т е при уст ном сообщении о важном для деловых отношений событии часто ос­тается необходимость письменного извещения (о согласии принять условия сделки, например).

По функциональному признаку деловые письма делятся на требующие обязательного письма-ответа:

• инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация)

• письмо-просьба

• письмо-приглашение

и не требующие обязательного ответа:

• письмо-подтверждение

• письмо-извещение

• письмо-напоминание

• письмо-предупреждение

• письмо-декларация (заявление)

• письмо-распоряжение

• письмо-отказ

• сопроводительное письмо

• гарантийное письмо

• информационное письмо

По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и цир­кулярные. Циркулярные письма направляются из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций (организа­ций), а обычные — в один адрес.

По форме отправления можно выделить наряду с традиционным почтовым отправлением электронную почту, факсимильную связь, телетайпную и телеграфную связь. При этом электронная и факси­мильная связь используется для решения оперативных вопросов.

По структурным признакам деловые письма делятся на регламен­тированные и нерегламентированные. Регламентированные письма со­ставляются по определенному образцу (это касается не только стан­дартных аспектов содержания, но и формата бумаги, состава реквизитов и т. д.).

Регламентированное письмо решает типичные вопросы регуляр­ных экономико-правовых ситуаций и реализуется в виде стандартных текстов или текстов, составленных из стандартных синтаксических конструкций.

Регламентированные письма имеют четкую структуру, как правило, состоящую из двух частей: в первой, вводной части, излагаются причины, указываются цели и приводятся ссылки, на основании которых делаются заявления, осуществляются речевые действия, представляющие вторую, основную часть письма.

Поскольку регламентированные письма сплошь состоят из клишированных, стандартных фраз, задачей составителя письма является их адекватное, уместное использование.

«Выделение аспектов содержания и их формализация позволяют весь процесс составления стандартного письма свести к выбору син­таксических конструкций, закрепленных за каждым аспектом»,— пишет один из крупнейших документалистов Петр Васильевич Веселов.

Такие фразы-клише можно найти в справочной литературе, Од­нако процесс составления регламентированных писем нельзя все же считать только механическим соединением стандартных конструкций. Стандартные конструкции облегчают составление текста делового письма отправителем, не исключая достаточно высокого уровня сингенетической подготовки составителя и творческого поиска с его сто­роны.

Нерегламентированные письма представляют собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического или этикетного текста. Он, как правило, включает элементы повествования (историю вопроса), этикетную рамку и обязательный элемент делового пись­ма — речевое действие.

С помощью речевого действия автор письма реализует свои цели и намерения. Глаголы-перформативы (от слова to perform — действо­вать) являются в деловых письмах социально значимыми действиями. Эти глаголы определяют конструкцию ключевой фразы, нередко и письма в целом.

К таким речевым актам относятся:

1) этикетные ритуалы, благодарю, выражаю надежду, желаем ус­пехов, приносим извинения и т. п.;

2) сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уве­домляем и т. п.;

3) подтверждения: подтверждаем;

4) заявления: заявляем, объявляем;

5)требования, просьбы: приказываю, постановляю, настаиваем, про­шу, обращаемся к Вам с просьбой;

6) обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся;

7) напоминания: напоминаем;

8) предложения: предлагаем.

Как видно из примеров, эти глаголы-перформативы употребляются в основном в форме 1-го лица единственного и множественного числа, реже — в форме 3-го лица единственного числа.

В отличие от регламентированных деловых писем нерегламентиро­ванные деловые письма не имеют жесткой текстовой структуры, в них реже используются стандартные фразы.

Однако было бы неверно полагать, что язык нерегламентированных писем вовсе не содержит элементов стандартизации. Стан­дартные словосочетания (термины, номенклатурные знаки, устой­чивые обороты) используются и в нерегламентированных письмах. К ним относятся инструктивные письма, письма-объяснения, реко­мендации, письма-презентации, письма-объявления, предложение-представление и т. п.

Реклама является органичной и неотъемлемой частью коммерчес­ких отношений, поэтому она соседствует с деловыми предложения­ми, освещает этапы становления и деятельности фирмы, организа­ции, учреждения. Перечисленные выше виды рекламных деловых писем (письма-презентации, письма-объявления, предложения-пред­ставления) сочетают элементы делового сообщения и рекламы, явля­ясь сегодня массовыми видами деловой корреспонденции.

Особенностью языка этого вида корреспонденции является соче­тание черт делового и публицистического стилей: языковый стандарт, шаблон, с одной стороны, и экспрессия — с другой.

Вообще же язык нерегламентированных писем отличается от язы­ка регламентированных писем включением значительного пласта об­щелитературной лексики, большей вариативностью синтаксических конструкций высказывания, т. е. большей свободой в реализации за­мысла.

Общими чертами языка регламентированной и нерегламентированной деловой корреспонденции являются официальность общения, тенденция к стандартизации речевых средств. Стремление создать бла­гоприятный фон общения определяет универсальность использования этикетных средств.

Этикет делового письма.

В письменной речи, в отличие от устной, необходимость исполь­зования этикетных средств остается неизменной. В значительной сте­пени она определяется жанром послания (письма-приглашения, пись­ма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, о котором уже шла речь.

Этикетные формулы в значительной мере носят условный харак­тер. Так, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. И в русском этикете фразы типа: Буду рад вас видеть. Искренне Ваш — это не выражение экспрессии, а скорее дань ритуалу. Еще А. С. Пушкин заметил в «Путешествии из Москвы в Пе­тербург»: «Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами, и, кажется, никто из этого еще не заключал, чтобы мы просились в камердинеры».

Деловые письма-приглашения и поздравления включают много этикетных фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и проща­ния) в деловых письмах используются обращения: Уважаемый Нико­лай Иванович! Уважаемый г-н Бобылев! В конце письма перед подпи­сью помещают заключительную формулу вежливости: Искренне Ваш!; С уважением; С искренним почтением!; С наилучшими пожеланиями!; Заранее благодарны за ответ! и т. п.

За этими заключительными репликами вежливости следует само именование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самонаименование включается указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность.

Начальник Главного

управления образованием (Подпись) Е. Я. Коган
Директор Воскресенского

ПАТП (Подпись) В. В. Сиволобов
И. о. начальника Главного

управление образованием

Самарской области (Подпись) В. А. Прудникова
или Генеральный директор (Подпись) С. А. Прохоров
Главный бухгалтер (Подпись) М. И. Притула

Если письмо направляется от имени Ученого совета какого-либо научного заведения, самоименование представляет собой указание на ту роль, которую то или иное лицо выполняет в данном органе:
Председатель Ученого совета

института (Подпись) Я Я. Сергеев

Секретарь Ученого совета (Подпись) Л. Д. Сухов
Этикетные ритуалы, выраженные глаголами-перформативами, включены, как правило, в устойчивые выражения, как и остальные формулы речевого этикета:
Я (с удовольствием) приглашаю Вас принять участие в ...

Благодарю Вас за участие ...

Искренне благодарю Вас за ...

Сердечно благодарю Вас за ...

Прошу Вас направить в наш адрес ...

Заверяю Вас в том, что мы приложим все усилия ...

Желаем Вам успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотруд­ничество ...

С благодарностью подтверждаю получение от Вас ...
К этикетным ритуалам, используемым в деловых письмах, отно­сятся также различные виды похвалы:
Вы проявили сердечное внимание к детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей (прямая похвала).

Учитывая Ваш большой вклад в развитие технического прогресса в промышленности ... (косвенная похвала).

Поскольку Ваша фирма является ведущим поставщиком компью­терной техники ...

К этикетным ритуалам относят и выражение надежды, уверенно­сти, благодарности в конце письма:
Надеюсь на дальнейшие добрые и взаимовыгодные отношения ... Надеемся на скорейшее принятие решения ...

Надеемся, что результатом переговоров станет долговременное и плодотворное сотрудничество наших предприятий.

Желаем успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудниче­ство.

Надеемся, что наша просьба будет рассмотрена в ближайшее время.
Вежливая форма именования адресата в деловой переписке предпо­лагает использование местоимений «Вы», «Ваш» с прописной буквы.
Согласно Вашей просьбе высылаем Вам последние каталоги нашей продукции.

В конце этого месяца мы с удовольствием воспользуемся Вашими услугами.
Нельзя не учитывать эффективность этикетных формул, арсенал которых в русском речевом этикете очень велик. От тона письма во многом зависит успех дела. Еще Френсис Бэкон утверждал, что вести деловой диалог в доброжелательном тоне более важно, чем употреб­лять хорошие слова и располагать их в правильном порядке.

Универсальным принципом использования этикетных средств яв­ляется принцип вежливости, который выражается в рекомендациях, данных читателям в одном старом русском письмовнике и не утра­тивших актуальности по сей день: «Первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать положение лица, которо­му мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем». Это особенно важно сегодня, когда официальная переписка начинает носить более личный и дина­мичный характер.

Образцы деловой переписки.

Письмо-напоминание.

Письма-напоминания направляют тогда, когда не удается с по­мощью переговоров или личного контакта получить необходимый от­вет или добиться принятия нужного решения. Письмо-напоминание, как правило, состоит из двух логических элементов: 1) напоминания о необходимости ответа на запрос;

2) напоминания о выполнении принятых решений, договоренностей и указания мер, которые будут приняты в случае их невыполнения.

Помета «вторично», помещаемая на поле письма, указывает на то. что это напоминание.
Российская Федерация, Директору ТОО

Администрация Самарской области, «Самарская книга»

Главное управление образования Крону А. Л.

443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 106

645

04.10.1995.
Напоминаем, что в 1995 г. соглашение между Главным управлением образования Администрации Самарской области и Роскнигой подписано не было. Поэтому оплачивать торговую наценку в размере 25% Глав­ное управление образования не будет.
Начальник Главного

управления образования Е. Я.Коган

Письмо-просьба.

Количество ситуаций, вызывающих необходимость обращения с просьбой от имени юридического лица, не поддается учету. Побужде­ние к какому-либо действию адресата в форме просьбы — самый рас­пространенный вид речевого действия в деловом общении. В форме просьбы пишутся заявления, служебные записки, ходатайства.

Почти все многоаспектные письма содержат просьбу. Нередко одно деловое письмо содержит несколько просьб — однотипных речевых ак­тов. Композиция такого письма может выглядеть следующим обра­зом:
Прошу... Просим...

Одновременно прошу... Также просим...

А также прошу... А также просим...
Нередко просьбе предшествует мотивация:
Поскольку оптовые цены выросли на 5%, просим Вас...

В связи с переходом на новый график работы...

По причине отсрочки платежа...
Ходатайство содержит просьбу в оказании содействия при реше­нии сложных или спорных вопросов.
ТОО «Аякс»

г. Самара, ул. Товарная, 18/2

Промышленное отделение

8231 Сбербанка РФ
ТОО фирма «Аякс», расчетный счет № 508201/1634, в связи с тем, что основная деятельность предприятия, оптовая торговля, просит дать разрешение на использование торговой выручки на хозяйственно-операци­онные нужды, командировочные расходы и выдачу заработной платы.
Генеральный директор Петюхин И. С.

Главный бухгалтер Лущаева Г. Г.
Информационное письмо.

К информационным письмам относятся письма-извещения, письма-сообщения, письма-заявления. Информация в том или ином объеме обычно входит в любое почтовое отправление, однако только информирование адресата является целью данного вида корреспон­денции.

Объем информационного письма может варьироваться от раз­меров обычной справки, состоящей из одного предложения до сооб­щения, занимающего несколько страниц. К информационным пись­мам относят и рекламно-информационные письма.
Российская Федерация Генеральному директору

Администрация Самарской области акционерного общества

«Производственное объединение

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «САМВЕН»

ОБРАЗОВАНИЯ Буракову В. В.
443010 г.Самара, ул.Фрунзе, 106 вх. № 3 от 08.08.95

Телефон 32-11-07

Копия: Начальнику Комитета

562 по экономике и финансам

7 августа 1995 г. Горбунову А. В.
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Сообщаю, что на 1 августа 1995 года из 800 миллионов кредита (распоряжение главы администрации Самарской области № 722 от

30 12-94) Вами возвращено 321 541 662 (триста двадцать один мил­лион пятьсот сорок одна тысяча шестьсот шестьдесят два) рубля. Из них на 231 019 123 (двести тридцать один миллион девятнадцать ты­сяч сто двадцать три) рубля отгружено литературы Главному управле­нию образования:
1. Буквари по системе Занкова 15 500 экз. 217 000 000 руб.

2. Тезисы докладов 1000 экз. 1170 227руб.

3. Информац.-методический

сборник № 21 3000 экз. 1 197 990 руб.

4. - //- № 22 3000 экз. 1 936 103 руб.

5. _ //- № 23 2000 экз. 1 068 593 руб.

6. Адресные папки 60 экз. 819 180 руб.

7. Метод, пособие по экономике 5000 экз. 7 827 030руб.
Находится в работе:

1. Уроки самоопределения. 2000 экз. 5 762 745 руб. Метод, пособие.

2. Основы физкульт. среднего 10 000 экз. 41 878 620руб. школьника

3. Основы физкульт. старшего 10 000 экз. 42 881174 руб. школьника
На общую сумму 90 522 539 (девяносто миллионов пятьсот двад­цать две тысяча пятьсот тридцать девять) рублей.

Также сообщаю, что у Вас в производственном отделе находятся 2 рукописи, сданные 15 мая и 1 июня с.г., работы по которым до сих пор не начаты:

1. Самарская область.

2. Основы самоопределения.
Предлагаю Вам назначить дату, время и место встречи для согла­сования путей и сроков возврата оставшегося кредита в разме­ре 478 458 338 (четыреста семьдесят восемь миллионов четыреста пятьдесят восемь тысяч триста тридцать восемь) рублей.
И. о. начальника Главного управления

образования Администрации

Самарской области Прудникова В. А.

Письмо-приглашение.

Письма-приглашения относятся к одному из самых массовых ви­дов деловых почтовых отправлений. Необходимость в деловых контак­тах обусловливает адресацию приглашений одному, нескольким ли­цам от имени юридического лица или конкретного адресата (физического лица), представляющего ту или иную организацию. При необходимости приглашения большого количества людей использу­ются тексты-трафареты с пробелами для фамилии, имени и отчества. Система факсовой связи сегодня облегчает задачи распространения корреспонденции.
Госстандарт РФ Главному конструктору

Всесоюзный научно- завода «Прогресс»

исследовательский институт канд. техн. наук

по нормализации в машиностроении Аристову А В

ВНИИНМАШ
Адрес:...

Телефон... Телетайп...

расч. счет... в...
Приглашение
Глубокоуважаемый Александр Васильевич!

16 апреля 1997 г. в 12 часов в конференц-зале нашего института состоится обсуждение проекта новой линии теплопередачи.

Учитывая Ваш большой вклад в развитие технического прогресса в промышленности, направляю вам проект и прошу принять участие в его обсуждении.

Если Вы не сможете принять участие в обсуждении, прошу напра­вить Ваши замечания и предложения по адресу:__________________
Председатель

Ученого совета института П. Н. Сергеев

Секретарь Ученого совета А. Д. Сухов

Благодарственное письмо.

Благодарственные письма все активнее входят в практику делово­го общения. Широкое использование этого жанра в западноевропей­ском менеджменте определяется не только стандартом поведения ме­неджера, но и принципом оптимизации деловых отношений партнеров. Благодарят за предложение, за своевременный ответ, за участие в ме­роприятии, за качественно выполненную работу.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ

АЭРОПОРТ

САМАРА
Г-ну П. Кутю, 443025, РОССИЯ, САМАРА,

вице-президенту IAMTI АЭРОПОРТ,

ОТДЕЛ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ

ТЕЛ/ФАКС (8462) 227 545

ТЕЛЕКС 214 258 START SU

ТЕЛЕГРАФ 214 173 ПОРТ
от Чернавина В. Ф., НАШ НОМЕР______ ДАТА______

генерального директора ВАШ НОМЕР_______ДАТА______

Международного аэропорта

Самара
Уважаемый господин Кутю,

Благодарю Вас за участие в презентации Мастер- и Бизнес-планов Международного аэропорта Самара.

Это событие стало очередным этапом на пути реконструкции аэропорта. Мы уверены, что при поддержке Администрации области и \ заинтересованных лиц мы сможем обеспечить лидерство модернизации системы аэропортов России путем предоставления высококачествен­ного обслуживания на коммерческой основе при соблюдении экологичес­ких требований и в соответствии с международными стандартами.

Надеюсь, что наше дальнейшее сотрудничество будет взаимовыгодным.

С уважением, В. Ф. Чернавин
Сопроводительное письмо.

Сопроводительное письмо составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов, материальных ценностей, на­пример, об отсылке контрактов, спецификаций, каталогов, образцов товара, грузов. Сопроводительные письма выполняют важную функ­цию контроля за прохождением документов, грузов, выполняя вмес­те с тем функцию ярлыка.
Международный Генеральному директору

аэропорт Самара ОАО авиакомпания «Самара»

господину Козлову А. Ф.
Уважаемый Александр Федорович,

Направляем Вам оформленный с нашей стороны договор на исполь­зование подъездного пути № 216д/97.

Просим Вас в срок, предусмотренный законом, рассмотреть, подпи­сать, скрепить печатью и 1 экземпляр договора и протоколы разногла­сий к нему, если таковые возникнут, вернуть в наш адрес. В случае не­согласия с пунктами договора представитель Вашей организации может решить спорные вопросы в отделе коммерческих услуг ОАО «Междуна­родный аэропорт Самара».

Надеемся на добрые и взаимовыгодные отношения.

Приложение:______лист.

С уважением,
начальник отдела

коммерческих услуг Л. Н. Камышева
Тел. отдела коммерческих

услуг: 227-417; 30-90

Заключение.
Можно отметить, что современный этикет способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность. Также является гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом".

В заключение нужно заметить, что деловая переписка сегодня носит более личный и динамичный характер, чем десять — пятнад­цать лет назад. Поэтому владение этим жанром деловой письменно­сти входит в число приоритетных профессиональных навыков.

Письма служат важнейшим средством связи данной организации с внешним миром. Посредством их организации устанавливают и поддерживают контакты, выясняют отношения, обмениваются информацией, ведут предварительные переговоры, уточняют детали намечающейся сделки, предъявляют претензии и т.д.

Рекомендации по составлению деловых писем, конечно, не исчерпываются вышеизложенным. Умение четко изложить суть вопроса, положение дел, однознач­но сформулировать предложение, просьбу, требование, убедитель­но обосновать свои выводы не приходит само собой. Искусство со­ставлять деловые письма требует практики и знания арсенала речевых средств, накопленных за тысячелетие языком деловой письменности.

Кроме того, деловые письма, как и другие документы, должны составляться в соответствии с требованиями государственных стандартов, действие которых распространяется не только на органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации, но и на все организации независимо от их организационно-правовой формы и вида деятельности.

Список использованной литературы.

Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма.- М., 1981.
Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 298 с.

Картов В.В. «Система документооборота на предприятии», М., «Има-пресс», 2000

Максимов В.И. Русский язык и культура речи- 2-ое изд.- М.: Гардарики, 2004.- 413с.
Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. – 327 с.
Правила хорошего тона. М.: ТОО «Ариель», 1993. – 101 с.
Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198 с.
Фишер Р., Юри У. Этикет делового человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 237 с.
Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: «Анкил», 1994. – 213 с.
Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991. – 247 с.
Энджел Д. Ф. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 2000. – 456 с.




Реферат по дисциплине: русский язык и культура речи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации