Лечебная физкультура - файл n1.docx

приобрести
Лечебная физкультура
скачать (55.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx56kb.09.09.2012 01:38скачать

n1.docx

лечебная физкультура (лфк), лечебная гимнастика

Лечебная физкультура (ЛФК)
Лечебная физкультура (ЛФК) – это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных. При их назначении врач должен учитывать характер заболевания, его особенности, стадию и степень болезненного процесса в органах и системах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго определенные нагрузки применительно к ослабленным и больным. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, направленную на устранение нарушенных функций в определенных органах и системах.
Комплексы упражнений лечебной физкультурой направлены на увеличение подвижности суставов, растяжение мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически измененных тканях, поднять уровень компенсации. Физические упражнения помогут укрепить здоровье, сбросить вес и повысить тонус.
Применение лечебной физкультуры предупреждает дальнейшее прогрессирование болезни, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии больных.
Лечебную физкультуру назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по ЛФК. Не следует самостоятельно начинать занятия лечебной физкультурой, это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом.
Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебная и гигиеническая гимнастика, различные формы ходьбы, спортивные развлечения, подвижные игры.

Лечебная физкультура (лечебная гимнастика) — самостоятельная научная дисциплина. В медицине, ЛФК - это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии.

1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК должна быть адекватна функциональным возможностям больного. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных регуляторов метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием других биологически активных веществ. Под влиянием ЛФК повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

При постельном режиме больного отмечается хронический дефицит проприоцептивной афферентации, снижается трофическое влияние нервной системы. ЛФК способствует восстановлению моторно-висцеральных рефлекторных реакций, улучшая функциональное состояние сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения. Физические упражнения вызывают активизацию энергетических процессов, нормализацию (особенно в начальных стадиях) нарушенного липидного и углеводного обмена.

Адаптация к физическим упражнениям сопровождается более экономными реакциями организма на возрастающие физические нагрузки. Одновременно физические упражнения существенно стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.

Методические основы и формы лечебной физической культуры. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств ЛФК, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения. В основе ЛФК лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного.

Выбор средств ЛФК зависит от состояния больного, назначенного ему режима двигательной активности и условий лечебно-профилактического учреждения. В кабинете ЛФК стационаров и поликлиник используют преимущественно лечебную гимнастику, утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, упражнения на тренажерах, физические упражнения в воде и плавание в бассейне, трудотерапию и механотерапию. Другие формы ЛФК и спортивные игры находят широкое применение в санаториях и реабилитационных центрах у больных, находящихся на тренирующем режиме.

В лечебной гимнастике различают три основные группы физических упражнений: гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения (Ходьба, Бег оздоровительный, Лыжи, гребля, Плавание и др.), спортивные и другие подвижные игры. Гимнастические упражнения составляют основу процедур лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики ( Гимнастика, Зарядка). Спортивно-прикладные упражнения, как и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики.

Гимнастические упражнения в лечебной гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по степени усилия мышц, активности больного (активные выполняет сам больной; пассивные — инструктор ЛФК), по характеру целевой направленности упражнения (дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Для усиления тренирующего действия упражнений используют резиновые ленты, гантели, эспандеры или тренажеры общего действия (см. Тренажер (Тренажёры). Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют блоковые установки и другие приспособления, изменяют исходное положение при выполнении движений (лежа, сидя, стоя, стоя с опорой у гимнастической стенки или стула), проводят упражнения в воде. Большое значение придают дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим.

При заболеваниях сердечно- сосудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза вдоха) и повышают (фаза выдоха) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению дренирования бронхов. Лечебное действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного пресса. При переломах трубчатых костей и гипотрофии мышц различного происхождения в качестве специальных упражнений, направленных на восстановление силы мышц, часто применяют статические упражнения в изометрическом режиме работы мышц.

Гимнастические упражнения нередко проводят в музыкальном сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно усиливать тонизирующее влияние упражнений или оказывать успокаивающее действие на нервную систему.

Физические упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с температурой воды 25—27° применяют при лечении болезней системы кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34—36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной ригидности при спастических параличах и парезах.

Лечебную гимнастику проводят групповым или индивидуальным методами. Группы больных комплектуют по нозологическому принципу. Продолжительность занятия составляет 10—15 мин у больного, находящегося на постельном режиме, и 45—50 мин у выздоравливающих. Занятие состоит из вводной части (15—20% общей продолжительности), основной (65—75%) и заключительной (10—15%). Вводная часть включает наиболее простые упражнения, подготавливающие организм больного к физической нагрузке. В основной части занятия применяют упражнения, оказывающие тренирующее и лечебное действие, при этом поддерживается определенная интенсивность физической нагрузки, допустимая по состоянию здоровья, возрасту и физической подготовленности больного. В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается.

Из других форм ЛФК наиболее доступна дозированная ходьба, оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного расстояния и темпа. Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн. Спортивные игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста, обычно облегчая условия игры.

Лечебная физкультура в системе реабилитации больных характеризуется ранней и последовательно нарастающей активизацией двигательного режима, преемственностью на ее этапах, применением широкого диапазона средств физической тренировки (гимнастических и спортивно-прикладных упражнений, механотерапевтических аппаратов, трудотерапии, массажа и др.).

Дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК определяется нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием больного, его возрастом и полом. При назначении ЛФК проводят функциональные пробы с физической нагрузкой (пробу с приседанием, велоэргометрию), ортостатические и другие тесты, которые позволяют определить оптимальный ее уровень. В процессе ЛФК врач контролирует адекватность физической нагрузки состоянию больного по его самочувствию, частоте дыхания, сердечных сокращений, величине АД, а у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями проводится запись ЭКГ.

Показания и противопоказания. ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее и общеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно- сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушением чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде у нейрохирургических больных. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц, коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов в матке и придатках, опущении матки.

Общими противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественных новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных психических реакциях на процедуру.

Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях.

Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.

Характерными особенностями методики ЛФК у детей являются сочетание средств так называемого обще оздоровительного воздействия со специальными, проведение занятий с учетом возрастных показателей развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастных групп при тех или иных заболеваниях.

Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). После исчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков. Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.

ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средств общестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапии заболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для обеспечения улучшения и нормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используют приемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно в исходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениям для развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.

Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым состоянием больного ребенка, высокой температурой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.
Начало формы


Травмы опорно-двигательного аппарата у детей встречаются достаточно часто. Анатомо-физиологические особенности детского организма, чрезмерная подвижность, недостаточный жизненный опыт создают повышенную опасность возникновения травмы. В грудном и пред дошкольном возрасте ведущее место занимают бытовые травмы, в дошкольном и школьном — транспортные, спортивные и так называемые школьные травмы. Чаще всего у детей встречаются повреждения мягких тканей (ушибы, ранения, растяжения связок и т. п.), несколько реже — переломы (около 37% всех травм) и, наконец, вывихи (у детей до 5 лет они бывают в единичных случаях, а у детей старше 5 лет — в 3,7% случаев).

Клиническая картина травматических повреждений у детей весьма своеобразна. Повышенная реактивность вегетативной нервной системы, преобладание возбудительных процессов над тормозными, чувствительность к боли обусловливают развитие травматической болезни, особенно часто при травмах, сопровождающихся кровотечением, обезвоживанием и потерей белка. Весьма характерны осложнения травм в виде пареза кишечника, гипертермии, ателектаза и пневмонии.

Длинные трубчатые кости у детей гибки в связи с большим, чем у взрослых, содержанием органических веществ, а надкостница толще и эластичнее. Особенностью костей является и наличие в них хорошо развитых ростковых зон. В связи с этим для детей характерны переломы диафиза длинных трубчатых костей по типу «зеленой ветки» (надломы) и под надкостничные переломы; полные переломы чаще всего имеют два отломка, а много оскольчатые переломы встречаются редко. Хорошо развитая надкостница удерживает отломки при под надкостничных переломах, а относительно слабая мышечная тяга не вызывает смещения отломков (или оно незначительно) даже при полных переломах. Травмам в детском возрасте свойственно повреждение особого рода — остеоэпифизеолиз (отрыв эпифиза по линии ростковой зоны). Сравнительно часто встречаются внутрисуставные и околосуставные переломы, причем в большинстве случаев — верхних конечностей. Относительно редки переломы позвоночного столба. Как правило, они локализуются в грудном и верхнее поясничном отделах.

Сроки заживления мягких тканей и консолидации костей после переломов в связи с большей активностью регенеративных процессов у детей значительно короче, чем у взрослых.

Лечебные мероприятия при травмах у детей, а также хирургический подход определяются характером травмы и особенностями детского организма. Основными средствами в борьбе с шоком являются: обеспечение покоя, иммобилизация поврежденной конечности, применение обезболивающих и наркотических средств, переливание крови, введение кровозамещающих растворов.

При переломах длинных трубчатых костей для иммобилизации обычно используется гипсовая повязка, если нет смешения отломков или оно настолько незначительное, что может быть устранено одномоментным вытяжением. Гипсовую повязку применяют и при смещении отломков по ширине, так как клинические наблюдения показывают, что в ряде случаев нет необходимости добиваться идеального стояния отломков — нормальная консолидация и восстановление оси конечности происходит и при их частичном соприкасании.

Отрицательное влияние гипсовой повязки у детей менее выражено, чем у взрослых, в связи с тем, что сроки консолидации, а следовательно, и сроки иммобилизации у них короче. В то же время дети лучше переносят гипсовую повязку по сравнению с другими видами иммобилизации, так как она меньше нарушает общую двигательную активность ребенка. Исключением является перелом бедра, где гипсовая повязка в связи с трудностями моделирования и опасностью вторичного смещения отломков не применяется. В этом случае для иммобилизаций применяют вытяжение: у детей первых трех лет — лейкопластырное, направленное под прямым углом вверх (вертикальное вытяжение), у более старших — скелетное.

В ряде случаев восстановить ось конечности и добиться удовлетворительного стояния отломков закрытым путем не удается. Тогда прибегают к остеосинтезу. Особенно часто оперативное вмешательство требуется при лечении внутри- и околосуставных переломов. При переломах над мыщелков нередко применяют закрытый остеосинтез путем прикалывания отошедшего костного отломка специальной иглой непосредственно через кожу.

При травме у детей необходимо решать следующие общие задачи: бороться с проявлениями травматической болезни и гиподинамией, нормализовать течение нервных процессов и эмоциональную сферу ребенка, улучшать деятельность всех органов и систем, стимулировать обменные процессы, а также предупреждать отставание в физическом и психомоторном развитии и активизировать защитные силы ребенка.

При травмах у детей широко используется лечебная физическая культура. С помощью физических упражнений можно активизировать деятельность всех органов и систем, ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии, улучшить обменные процессы и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для ускорения консолидации, предупредить атрофию мышц и ограничение движений в суставах, выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения и восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации, нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие. Лечебная физическая культура является не только средством лечения травмы, но и важнейшим компонентом правильно организованного режима больного ребенка.

Средства лечебной физической культуры подбираются с учетом лечебных задач, а также возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого года жизни активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются упражнения пассивные и активные с помощью, а также рефлекторные, основанные на сохраняющихся безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего года жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального тонуса больных — игры.

В зависимости от характера перелома и этапов лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах у детей делится на три периода: иммобилизации, или обще тонизирующий, восстановления функции и тренировки функции.

I период охватывает все время иммобилизации. Клинически это время совпадает с формированием первичной мозоли. Лечебную физическую культуру назначают сразу, как только позволяет состояние больного ребенка. Ранние сроки назначения лечебной физической культуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, облегчить приспособление организма ребенка к иммобилизации, предупредить возникновение гиподинамии. Ведущими специальными задачами этого периода являются: улучшение трофики иммобилизованной конечности (для скорейшей консолидации перелома и предупреждения мышечной атрофии); предупреждение нарушений функции суставов (туго подвижности и контрактур); выработка необходимых временных компенсаций; предупреждение нарушений осанки.

Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью обще развивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных при иммобилизации, с охватом всех мышечных групп. В занятия включают статические и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию движений, на осанку, в расслаблении. Можно использовать упражнения с предметами. Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки, чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.

Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшения болевых ощущений, связанных с наложением вытяжения.

Для решения специальных задач в занятия лечебной физической культурой включаются: упражнений для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и трофики иммобилизованной конечности); упражнения в свободных от иммобилизации суставах поврежденной конечности (выполняемые вначале с помощью, а затем самостоятельно), идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности; статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности; при переломах костей нижних конечностей — упражнения в давлении по оси конечности на специальную подставку, спинку кровати или ящик, а также упражнения в опускании больной конечности ниже уровня кровати. У детей раннего возраста идеомоторные упражнения и статическое напряжение мышц не применяются.

К специальным средствам лечебной физической культуры относятся и упражнения, способствующие формированию временных компенсаций. Они весьма разнообразны, так как зависят от вида и характера травмы.

Перечисленные общие и специальные средства лечебной физической культуры применяются комплексно, обеспечивая соответствующий лечебный эффект, в форме специальных занятий лечебной физической культурой, утренней гимнастики (в травматологических отделениях), а также индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения.

Примерное занятие при переломе диафиза костей голени у ребенка 8 месяцев (I период)

1. Массаж рук (поглаживание). 2. Круговые движения руками. 3. Массаж здоровой ноги (поглаживание, растирание). 4. Скользящие шаги (для здоровой конечности). 5. Массаж живота. 6. Поворот со спины на живот в сторону здоровой ноги. 7. Массаж спины и ягодичных мышц. 8. Приподнимание головы и плеч за отведенные в стороны руки. 9. Стимуляция ползания при опоре на здоровую ногу. 10. Массаж спины (поглаживание). 11. «Парение» на животе. 12. Массаж живота. 13. Присаживание при поддержке за отведенные руки. 14. Повороты туловища в исходном положении сидя вправо и влево за игрушкой. 15. Лежа на спине поочередное поднимание рук вверх. 16. Сгибание и разгибание здоровой ноги в тазобедренном и коленном суставах. 17. Сгибание и разгибание иммобилизованной ноги в тазобедренном суставе (пассивное, а затем активное). 18. Поочередное сгибание и разгибание рук. 19. Массаж рук (поглаживание).

II период характеризуется окончательным формированием вторичной костной мозоли и (при соответствующем лечении) нормализацией функции пораженной конечности.

К специальным задачам II периода относятся: нормализация трофики травмированной конечности (окончательное формирование костной мозоли и ликвидация мышечной атрофии); восстановление движений в ее суставах и нормализация функции; ликвидация ненужных  временных компенсаций.

В этом периоде расширяется набор и увеличивается дозировка обще развивающих упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место занимают игры. Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.

Возрастает возможность применения специальных средств физической культуры. Конечность после снятия иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная костная мозоль недостаточно прочна и при неправильном лечении может быть повреждена. Наибольшее ограничение движений наблюдается при внутрисуставных и околосуставных переломах, а при диафизарных переломах — в суставах, расположенных ниже перелома. Характер ограничения движений зависит не только от травмы, но и от условий иммобилизации.

В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений, которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие поверхности, тележки и другие приспособления. Активные упражнения чередуются с расслаблением.

Когда больной выполняет активные упражнения в облегчающих условиях достаточно свободно, в занятия вводят упражнения с самопомощью, затем активные упражнения из обычных исходных положений, для увеличения амплитуды движения — маховые упражнения. Постепенно все большее место среди специальных упражнений отводится специфическим упражнениям с предметами для больной руки и упражнениям в ходьбе — для поврежденной нижней конечности.

В некоторых случаях приходится прибегать к пассивным упражнениям. Применяются они с большой осторожностью и только по назначению хирурга-травматолога при условии хорошей консолидации отломков.

При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем. Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная осевая нагрузка на травмированную конечность.

В III периоде ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной) работоспособности. Средства лечебной физической культуры обеспечивают восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту. Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки нового динамического стереотипа движения.

В период тренировки функции продолжают использовать обще развивающие упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся возможностям организма ребенка. Основу содержания занятий составляют прикладные упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с предметами. По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.

При внутрисуставных переломах увеличивается опасность ограничения функции сустава, поэтому роль лечебной физической культуры в комплексном лечении таких переломов особенно велика. Иммобилизация пораженной конечности при повреждении суставов осуществляется съемными лонгетами. Это позволяет в ранние сроки, на 3—5-й день , после травмы, на время занятий лечебной физической культурой освобождать сустав для движений. В связи с этим специальные упражнения из облегчающих исходных положений проводятся в первом периоде. Активные занятия лечебной физической культурой способствуют предупреждению нарушения функций сустава, а в ряде случаев — улучшению стояния отломков. Эпифизеолизы обычно не сопровождаются смещением отломков.

Иммобилизация при этих переломах у детей осуществляется гипсовой лонгетой. Сроки иммобилизации сравнительно невелики, соответственно укорачивается I период. В содержание занятий рано включаются активные упражнения из облегчающих исходных положений. Во II периоде нередко удается добиться восстановления и нормализации функции пораженной конечности. Лечение эпифизеолизов большей частью осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, что позволяет значительно разнообразить методику, применения обще развивающих упражнений и упражнений прикладного характера.

При компрессионных переломах позвоночного столба без повреждения спинного мозга лечебная физическая культура составляет основу функционального метода лечения. Принципы ее те же, что при лечении взрослых. Но при определении ее методики необходимо учитывать особенности детского возраста, специфику клиники компрессионных переломов у детей. Восстановительный период после травмы позвоночного столба у детей хотя и значительно короче, чем у взрослых, но по сравнению с другими переломами регенерация костной ткани тел позвонков происходит медленно. В среднем период восстановления занимает от 45 до 60 дней.

Эффективность лечебной физической культуры при травмах у детей определяется по клиническим признакам — восстановлению целостности кости и мягких тканей, уменьшению и ликвидации болевых ощущений, нормализации рентгенологических и клинике- лабораторных показателей. Важнейшим признаком эффективности лечебной физической культуры являются улучшение и нормализация функции пораженной конечности: восстановление движений в суставах пораженной конечности, опороспособности при переломах костей ног, тонких манипуляций при повреждениях кисти и т. д. Существенную роль в оценке эффективности лечебной физической культуры играют и общие показатели полноты реабилитации: восстановление двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом, улучшение и нормализация функций внутренних органов, восстановление физической работоспособности адаптации организма (неспецифическая сопротивляемость, врабатывание, реституция и т. д.).

Конец формы

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации