Андриенко Е.В. Этика бизнеса и делового общения - файл n1.doc

приобрести
Андриенко Е.В. Этика бизнеса и делового общения
скачать (997 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc997kb.09.09.2012 01:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8





ВВЕДЕНИЕ
Этика деловых отношений – это процесс оценки бизнес-решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества. Она выделяет одну из важнейших сфер общественной жизни – экономическую.

Подготовка специалиста-экономиста, правоведа, да и любого профессионала в каждой отрасли включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и т.д.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности задач или функций.

Соблюдение этики делового общения является одним из основных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Выполнение норм и правил этики делового общения на фирме в современных условиях становится её «визитной карточкой» и определяет как эффективность взаимоотношений, так и производственный успех организации.

Курс «Этика бизнеса и делового общения» посвящен нравственным аспектам бизнеса, проблемам деловой коммуникации, практическим аспектам поведения и общения в современной деловой среде с учетом специфики экономических специальностей. Курс включает 17 лекций (34 часа), разделенных на 2 содержательных модуля согласно тематике.

Лекции по курсу «Этика бизнеса и делового общения» дают студентам возможность получить наиболее глубокие практические знания по этике, адекватно понять сущноть современных деловых отношений, а значит – сделать важный шаг в сторону достижения успеха на профессиональном поприще.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения, но оно может быть использовано как справочный материал для студентов других специальностей.

Е.В. Андриенко

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Название тем курса

Лекции

(часы)

Кон-суль-тации

Индиви-дуальные кон-сультации

Модульный контроль (часы)

Зачет

(часы)



Модуль 1. Общая характеристика и основные проблемы этики бизнеса и делового общения


Тема 1. Этика бизнеса в системе профессиональной этики: понятие, категории, нормы

2













Тема 2. Корпоративная этика

2













Тема 3. Этико-психологические основы делового общения

2













Тема 4. Этика руководителей

2













Тема 5. Средства деловой коммуникации и имидж

2













Тема 6. Деловая беседа

2













Тема 7. Собеседование как частная форма деловой беседы

2













Тема 8. Публичная речь

2













Тема 9. Совещание: виды и особенности проведения

2

3

4

9



Модуль 2. Этика конфликта. Деловое общение в национальном аспекте. Деловой этикет





Тема 10. Этика конфликтных ситуаций

2













Тема 11. Общение с конфликтной личностью и девиантное поведение

2













Тема 12. Комплимент и критика в деловом общении

2













Тема 13. Национальные особенности деловой этики стран Востока

2













Тема 14. Национальные особенности

деловой этики

стран Запада

2













Тема 15. Виды

деловых приемов

2













Тема 16. Документационное обеспечение делового общения

2













Тема 17. Правила делового этикета в сети «Интернет»

2

2,6

5,1

10




ВСЕГО: 74,2

34

5,6

9,1

19

5,1


МОДУЛЬ 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Лекция 1.

ЭТИКА БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, НОРМЫ
План

1.1. Общие проблемы и категории профессиональной этики.

1.2. Виды и специфика профессиональной этики.

    1. Нормы цивилизованных деловых отношений.


Ключевые слова: этика, мораль, профессиональный кодекс, деловые отношения.


    1. Общие проблемы и категории профессиональной этики.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей и от того, какими по своему нравственному содержанию являются отношения людей, в обеспечении данного процесса, во многом зависит благополучие общества и отдельного субъекта общественных отношений. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой деятельности: производственной, экономической, предпринимательской, управленческой, научной, художественной и др.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а также к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом.

Профессиональная этика изучает:

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек – человек», т.е. связанным с ответственностью за жизнь других людей, требующим высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги). Деятельность людей этого типа означает «вторжение» во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы общаемся с продавцом, то хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или образовательное заведение для своих детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых и внимательных воспитателей и учителей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицинской помощью, то имеем в виду не просто первоклассного в своей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способного к сотрудничеству человека.

Категории деловой этики. Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Гениальный художник и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины».

Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт предметом этики. Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ. Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий, Августин Блаженный, Б. Спиноза, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Швейцер. Этикой занимались все крупные русские мыслители. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский, св. Феофан Затворник, Вл.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский. Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов. К числу великих моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.

Мораль, с одной стороны, предполагает свободную личность, а, с другой – формирует свободную и ответственную личность. Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим. Более того, на все протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структуры его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

С содержательной стороны моральные ценности предстают ценностями добра и зла. Все моральные ценности являются ценностями добра и зла как таковых, а также различных их конкретных форм. Иными словами, мир моральных ценностей – это ценности добра и зла – как ценности справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д. И здесь сразу же возникают такие кардинальные вопросы для этики, как вопросы: «Что есть добро?» и «Что есть зло?», «Какова природа отрицательных моральных ценностей?». Это всё традиционные для этики вопросы, по которым, однако, этики всегда пытались и пытаются сказать нечто нетрадиционное.

Концепции зла можно подразделить на два вида: монистические и дуалистические. Дуалистические взгляды на зло представлены в религиозных и идеалистических учениях, как, например, в зороастризме, у манихейцев, Платона, Шеллинга, Бердяева и др. С данной точки зрения в мире признаются два начала – одно доброе, светлое, отождествляемое с идеальным Богом, а другое – злое, тёмное, меоническое, часто отождествляемое с материей. Общим недостатком этих концепций является пессимизм в отношении возможностей добра, конечной победы добра. Здесь, если даже отстаивается Божественная благодать, то ограничивается Божественное всемогущество.

В экономике базисные моральные ценности общества предстают как определенные системные общественные ценности, а именно как благо, хозяйственность, справедливость. Можно сказать, что существование экономики проходит под модусами блага, хозяйственности и справедливости. Конкретное же проявление системных ценностей экономики в свою очередь зависит от самих экономических структур. Но кроме структурно-нравственного аспекта экономики, соединенного со средствами производства, формами хозяйствования, экономическими отношениями, в ней можно выделить и личностно-этический аспект. Личностно-этический аспект экономики определяется этическими качествами самих людей, занятых производством, бизнесом, менеджментом.

Любая экономическая деятельность интенционально связана с определёнными нравственными ценностями, хотя и в разной степени. Всё это и определяет нравственную самоценность экономики и позволяет рассматривать хозяйственность как специфическую нравственную ценность, которая интенционально связана с экономической материальной хозяйственной деятельность.

Важнейшей системной нравственной ценностью экономики предстаёт справедливость. Справедливость – это ценность, характеризующая отношения распределения благ как должное, соответствующее рангу моральной ценности. В экономике справедливость связана с распределением экономических благ и, следовательно, с отношениями собственности, а также и с отношениями обмена.

Справедливость как ценность предстаёт в разных формах: и как абсолютная моральная ценность, и как относительная, историческая и общечеловеческая. Справедливость как ценность при этом следует отличать от справедливости как оценки. Оценки справедливости, в том числе теории справедливости, ещё более многообразны, чем собственно ценность справедливости.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.

    1. Виды и специфика профессиональной этики.

Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные из них.

Место нравственного кодекса в профессиональной деятельности: Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, вызванную спецификой личностных отношений и закрепленных в профессиональных кодексах.

Профессиональный кодекс (ПК) – это нормы поведения (правила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. Например, существует ПК врачей (клятва Гиппократа), основной принцип которого «не навреди!», ПК военнослужащих (присяга), предписывающий им защищать интересы своей страны и т.д.

ПК могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями (поощрения, наказания). ПК могут разрабатываться:

Специфика деловой этики. Деловая этика является особым проявлением профессиональной этики. Часто, как идентичные, употребляются понятия «экономическая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса», «этика рынка». Поэтому понятия «деловой человек» и «предприниматель», «бизнесмен» также могут использоваться как тождественные.

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функций; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных результатов труда. Рынок – это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Проблема соотношения экономики и нравственности является одной из древнейших. Еще Аристотель советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «деньги – это дьявол», а богатство и накопительство (по крайней мере, для простых людей) – подлежит моральному осуждению. Формирование новых капиталистических экономических отношений в Европе в ХVI в. неразрывно связаны с протестантизмом. Стремление к прибыли стало неотделимым аспектом служения Богу. Финансовый успех стал восприниматься как благословение. Капитализм и протестантизм обеспечили моральную основу процесса «делания денег».

Православные страны (к которым принадлежит и Украина), представляют в этом плане консервативную позицию. Становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для большинства очевиден только один результат реформ – глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Основные причины этой ситуации заключаются в следующем: 1) отсутствие привычки работать и получать средства для жизни за счет своих личных способностей; 2) православная доктрина, проповедующая не стяжательство, скромность, умение довольствоваться малым. Деньги при этом рассматриваются как антитеза нравственности.

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хороший бизнес. Соблюдение норм морали снижает степень предпринимательского риска. Девизом европейского бизнеса является высказывание: «Частная собственность должна быть честной». Честность и справедливость – наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отношений. Однако в каждом обществе в каждую конкретную эпоху эти принципы приобретают специфические очертания.

    1. Нормы цивилизованных деловых отношений.

Нормы цивилизованного предпринимательства (НЦП) – это признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и получивший общественное признание. НЦП включает в себя стандарты предпринимательской деятельности (СПД) и стереотипы делового человека (СДЧ). СПД представляют собой образцы поведения предпринимателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответствовать в морально-профессиональном аспекте. Специалисты по менеджменту отмечают, что цивилизованный предприниматель должен:

- быть убежденным в полезности своего труда для общества;

- уважать собственность и государство;

- уважать личность;

- уважать труд других людей;

- ценить образование, науку и технику;

- внимательно относиться к инновационным процессам;

- соблюдать требования технической и экологической безопасности.

Стереотипы делового человека (СДЧ) – это совокупность профессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности. СДЧ включают следующие моменты:

- доходный бизнес;

- удачную карьеру;

- позитивную репутацию в деловом мире;

- собственный имидж;

- высокий уровень образования;

- хорошую физическую форму и отсутствие вредных привычек;

- добропорядочность и ответственность в семейных и рабочих отношениях;

- моральную устойчивость;

- владение деловым этикетом.

Несоответствие данным параметрам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса. Сам по себе достаток не является аморальным фактором. Аморальны по своей сути способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манерности, превращении накопительства в самоцель.

Бизнес может иметь аморальный оттенок в связи с несколькими факторами: 1) отсутствие у предпринимателей привычки и традиции обслуживать; 2) нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли; 3) стремление к ограничению конкуренции, агрессия, нездоровое желание унизить других; 4) фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что проявляется в речи, поведении, стиле мышления.

Общие формы нарушения норм цивилизованного предпринимательства. Любая экономическая деятельность имеет определенную структуру, особый характер отношений. Предприниматель может выступать в качестве руководителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение моральных норм может иметь место в любом из этих звеньев.

Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в отношении:

Таким образом, деловая этика (этика бизнеса) – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами:

  1. Дайте определение этики бизнеса.

  2. Как соотносятся между собой общая этика. этика бизнеса и профессиональная этика?

  3. Какие виды профессиональной этики вы знаете?

  4. В чем заключается сущность профессионального морального кодекса?

  5. Назовите стереотипы делового человека и стандарты предпринимательской деятельности.

  6. К базисным моральным ценностям экономики относятся:

а) благо, истина, красота;

б) благо, красота, целесообразность;

с) благо, хозяйственность, справедливость.

7. Признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий

общечеловеческой морали – это:

а) стандарты предпринимательской деятельности;

б) стереотипы делового человека.

8. Финансовый успех воспринимается как божественное благословение в:

а) православной этике;

б) протестантской этике;

с) буддисткой этике.

9. Стремление к ограничению конкуренции является фактором формирования

морального облика делового человека:

а) да;

б) нет.

10. Бизнес получил моральную основу благодаря:

а) социализму;

б) коммунизму;

с) капитализму.
Лекция 2.

КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА
План

2.1. Понятие корпоративной этики.

2.2. Этический кодекс фирмы.

2.3. Этические принципы корпоративного поведения.
Ключевые слова: ответственность, традиции, культура поведения, секретность.
2.1. Понятие корпоративной этики.

Корпоративная этика – это культура поведения сотрудников компании, их убеждения, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.

Одной из первых этико-экономических концепций фирмы (корпорации) была концепция известного американского предпринимателя Г. Форда. Многие из его принципов сохраняют свое практическое значение и сейчас. К ним относятся следующие тезисы:

Проблема социальной ответственности фирмы. Одной из общих этических проблем функционирования различных экономических институтов является проблема взаимоотношений бизнеса и общества. Оппозиция бизнесу возникла еще в 60 – х гг. ХХ в. В развитых европейских странах проявился активный интерес к таким вопросам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды. В 70 – 80 – х гг. на первый план вышли вопросы использования атомной энергии, избавления от голода стран третьего мира, защиты природы. Возникла оппозиция бизнесу со стороны общественных структур. Был поставлен вопрос об ответственности предприятий за состояние общества, что стало историческим продолжением доктрины капиталистической благотворительности, сформулированной руководителями бизнеса в начале ХХ в. Согласно этой доктрине, прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств во благо общества. Например, предприниматель ХХ в. Э. Карнеги вложил 350 млн. долларов в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек.

Проблему социальной ответственности можно изложить следующим образом Любая коммерческая организация, рассчитывая на эффективность производства, нацелена на получение прибыли. Для этого она использует любые возможные средства. Имея в виду собственную выгоду, предприятие выполняет положительную роль и для общества, создавая рабочие места, производя востребованные товары и услуги. Однако существует мнение, что коммерческая организация – это нечто большее, чем экономическая целостность. Она является частью многослойной системы (потребители, акционеры, СМИ), от которой частично зависит ее коммерческий успех. Поэтому организации уравновешивают чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих. Согласно этой точке зрения, фирма несет ответственность за общество, в котором он функционирует, помимо обеспечения занятости, прибыли и соблюдения законности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества.

Таким образом, социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации (благотворительные аукционы, меценатство, ответственность за свою продукцию). Социальный опрос руководящих работников американских компаний показал, что они считают целесообразным оказания давления в направлении повышения социальной ответственности экономических институтов и расценивают его как имеющее большое значение в установлении взаимоотношений бизнеса и общества.

Европейские организации уже предпринимают многочисленные шаги в сфере добровольного участия в жизни общества. Например, фирма «Джонсон и Джонсон» сняла с производства капсулы «Тайленола», когда обнаружила там следы цианида. Руководитель фирмы Дж. Э. Берк тогда заявил: «Важно продемонстрировать, что мы предпринимаем все возможные шаги для защиты людей и что больше сделать мы просто не в силах».

Важно отметить, что влиять на социально ответственное поведение могут не только крупные организации. Малое предприятие, которое разрешило экскурсию школьникам для ознакомления с его работой является социально ответственным. Тем не менее, не подлежит никакому сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Но как бы то ни было, организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Эта точка зрения отражена в следующем высказывании Э. Дж. Харнеса, главы фирмы «Проктрер энд Гэмбл»: «Руководство компании обязано использовать весь свой талант, чтобы отдавать наивысшие приоритеты прибыли и развитию. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и различных заинтересованных слоев общества. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу».

3.2. Этический кодекс фирмы.

«Заботься о своем персонале, и клиентах, а рынок позаботится о тебе». Этому золотому правилу следуют управляющие коммерческих предприятий, составляющих гордсть американского бизнеса. Такая политика управления не менее эффективна, чем жесткий финансовый или административный контроль. Центральным звеном такой политики является этичность управления фирмой.

В странах с развитой деловой инфраструктурой организации предпринимают разные меры с целью повышения этичности поведения руководиелей и рядовых работников. К таким мерам относится разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.

Этические нормативы представляют собой систему общих ценностей и правил, которые разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы, определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. К запрещающим этическим нормативам обычно относятся взяточничество, вымогательство, мошенничество, использование информации, полученной в доверительной беседе, незаконные выплаты политическим организациям и т.д.

Комитеты по этике существуют для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, которого обычно называют адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выполнение функции «социальной совести» фирмы, то есть выработка суждения об уровне моральности действий орнаизации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Считается, что подобные отчеты могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности фирмы.

Обучение этичному поведению предполагает знакомство сотрудников всех рангов с этикой бизнеса и повышение их восприимчивости к этическим проблемам, которые могут перед ним возникнуть.

Согласно исследованию европейского Центра этики бизнеса, «корпорации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику». И не смотря на то, что пресса изобилует примерами неэтичного и противоправного поведения рабтников всех уровней организаций различных типов, в бизнесе есть и примеры этичных действий сотрудников.

2.3. Этические принципы корпоративного поведения.

Если современного отечественного бизнесмена начать уверять в том, что он должен уверять в том, что он должен по отношению к своему сотруднику, клиенту или конкуренту проявлять бескорыстие, добросердечность, то вас сочтут человеком «не от мира сего» и нелепым. Тем не менее, как писал Альфред Маршалл (английский экономист ХIХ в., представитель кембриджской школы политэкономии): «Даже самые, что ни на есть, чисто хозяйственные отношения в жизни предполагают честность и правдивость, а многие из этих отношений требуют если не благородства, то, по крайней мере, отсутствия подлости».

Поскольку отечественные традиции ведения бизнеса находятся в становлении, то вполне уместно обратиться к опыту американской и европейской корпоративной культуры.

На первом месте в управлении компанией – внутренний порядок. Этический кодекс фирмы может быть сформулирован следующим образом: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды. Фирма и работник должны быть благом друг для друга.

Взаимная забота фирмы (высшего руководства компании) и работников должна распределяться следующим образом: фирма проводит активную социальную политику, а сотрудники соблюдают правила поведения, традиции, установленные на данном предприятии.

Выстраивая социальную политику, руководство компании должно исходить из понимания того, что можно заставить подчиненных приходить на службу шесть раз в неделю и установить рабочий день длительностью в 10 – 12 часов, но никого нельзя вынудить «выкладываться» на своем рабочем месте: хорошая, ответственная работа – это добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу, чувствует себя совладельцем компании. Внимание к сотрудникам и доверие дают ощутимые результаты: эффективность производства, и, в конечном счете, высокий доход предприятия и сотрудников.

В 80 – х гг. ХХ в. в прессе проходила информация о том, что компания «Тандем компьютер» успешно конкурирует с ИБМ на ее традиционных рынках, поскольку добилась высочайшего уровня обслуживания. А все потому, что ее основатель Дж. Трейбит придерживается пяти истин: 1) все люди хороши; 2) рабочие, менеджеры и компания – единое целое; 3) каждый в корпорации должен понимать суть происходящих в ней событий; 4) все сотрудники фирмы должны получать выгоду от ее успеха; 5) задание менеджеров – создать атмосферу, в которой возможно все вышеперечисленное.

Э. Карнеги, подчеркивая значимость человеческого фактора в производстве, говорил: «Оставьте мне фабрики, но заберите моих людей и скоро полы в цехах зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей – и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних».

В корпорации с высокоразвитой культурой принято работать хорошо. Дело не в том, что там больше платят. В ней руководство дает рабочим почувствовать, что они – важнейшее достояние фирмы. Сотрудники платят за это своей преданностью, основанием которой является то, что фирма продвигает по службе собственных сотрудников, предпочитает повысить квалификацию или перепрофилировать в случае необходимости именно своих работников, а не заменить их новыми кадрами. Хорошие компании стараются создать своему персоналу благоприятные материальные условия (привлекают к участию в прибылях, увеличивают пенсионные фонды, оплачивают счета врачей и др.) Например, известная компания «Хьюлетт – Паккард» ввела в начале 90 – х гг. ХХ в. денежный план участия в прибылях, по которому компания распределяет среди персонала 12% прибылей до вычета налогов. За небольшой промежуток времени средняя зарплата на фирме повысилась на 7%. При желании работники могут тратить до 10% заработка на покупку акций компании (для сотрудников компании существует льгота: к каждым 3 долларам компания добавляет 1 доллар).

Однако на все подобные привилегии сотрудники вправе рассчитывать только в том случае, если они поддерживают имидж фирмы и не нарушают ее законов.

К основным, наиболее общим правилам поведения сотрудников относятся: строгое соблюдение трудового режима; профессиональное и ответственное исполнение своих прямых обязанностей; постоянное повышение своей квалификации; участие в общественных мероприятиях фирмы; защита интересов фирмы.

Одним из важнейших элементов корпоративной этики сегодня является защита информации. В конце ХХ – начале ХХI вв. информация стала стержнем экономики и главной ценностью корпорации. Известно, что четырехкратное увеличение объема информации ведет к удвоению объема производства. Мировая практика показывает, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в 60 случаях из 100. Фирмы, заинтересованные в своей конкурентоспособности, стараются обеспечить эффективную защиту своей информации и контроль ее использования. Одним из направлений такой деятельности является работа с кадрами: им вменяется в обязанность неразглашение коммерческой тайны и деловой информации.

Секретная информация переводится в разряд охраняемой. В некоторых странах она защищена законодательно (США, ФРГ, КНР), в других – контроль за соблюдением секретности основывается на «Кодексе поведения служащих» (Япония). В России и Украине система защиты информационной собственности еще не развита и осуществляется приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не в праве отнести к ней сведения о направлениях деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию фактов, способных нанести ущерб обществу.

Коммерческая тайна возникает тогда, когда некая информация представляет интерес для предпринимательства и является предметом, обеспечивающим высокую конкурентоспособность предприятий на промышленном рынке. Соответственно, коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы. Секретность в условиях рыночных отношений защищает производителя от недобросовестной конкуренции: скрытое использование торговой марки, обманная реклама, подкуп, шантаж.

Засекречивание в интересах бизнеса фирмы подлежит и деловая информация. В первую очередь выделяется информация, которая может привести к банкротству – это так называемые «ноу - хау» (англ. «знаю как»): документально оформленные технические знания, опыт фирмы, лежащие в основе ее деятельности. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, суммах кредитования. Огласка этих сведений приводит к потере предприятием на некоторое время финансовой стабильности. Не подлежит распространению информация, сопряженная с неблагоприятными последствиями, а именно: адреса и номера домашних телефонов сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о производственных конфликтах.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации