Цыркун И.И. Педагогическая инноватика - файл n1.doc

приобрести
Цыркун И.И. Педагогическая инноватика
скачать (2835 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2835kb.09.09.2012 01:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ПРЕДИСЛОВИЕ



Я кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим; но океан неизведанного лежит передо мной.

И. Ньютон
Сегодня право и обязанность учителя-предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести опытно-экспе­риментальную работу закреплены в официальных документах, касающихся системы образования. К сожалению, представленная учителю педагогическая свобода часто реализуется в конъюнктурных или демонстративных, «фестивальных» формах, что не всегда коррелирует с повышением эффективности образования и приводит к издержкам нововведений.

Возникшее у учителя-предметника противоречие между возмож­нос­тями создавать и применять новое в образовании и его реальной готовностью к этому виду работы и обусловило понимание автором необходимости орга­низации специальной подготовки студентов в педвузе к непосредственной инновационно-педагогической деятельности. Переход высших педа­гогических учебных заведений на многоступенчатую подготовку педагогических кадров (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра) явился дополнительным стимулом разработки этой проблемы.

Педагогическая инноватика является новой учебной дисциплиной, объединяющей единицы эмпирического материала, системы понятий, педагогические предписания и процедуры инновационно-педагогической деятельности, модели, репрезентирующие общие и частные ситуации повышения эффективности обучения и воспитания, инновационные проблемы и ценностные ориентиры инновационно-педагогической деятельности, инновационно-культурный фонд и стратегии решения инновационных проблем и др. Она находится в поле конкурирующих решений проблемы перевода практики образования из состояния функционирования в состояние развития.

Предлагаемое научно-методическое пособие написано в соответствии с программой курса «Педагогическая инноватика» и предназначено для магистров педагогического университета, по специальности – теория и методика обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи. Оно может быть использовано также учителями-предметниками, вставшими на путь педагогического творчества, аспирантами и научными работниками в сфере педагогики.

В качестве системообразующего фактора отбора и расположения информации при написании пособия выбрана идеология «нововведения». Традиционно рассматривая преобразования реальной практической деятельности учителя, концентрировали внимание лишь на отдельных фазах инновационного процесса (исследование – разработка – внедрение), жестко разделяли «тело» новшества и предполагаемую инертную среду, куда оно погружается, что вызывало отрыв педагогической науки от практики и всю совокупность издержек внедрения.

В центре внимания педагогического нововведения находятся нормативно одобренные педагогические предписания и среда нововведения, подлежащие преобразованию с целью повышения эффективности обучения. Существенными чертами педагогического нововведения является его проблемно-ориентированный контекст, граничный характер, сопряжение процессов создания новшества и проектирования его места и функций в системе целого, наличие естественной и искусственной составляющих. Оно обычно осуществляется в конкретной экземплифированной ситуации, поэтому является уникальным и локальным. Это отличает нововведение от беспристрастного научного подхода. Его связь с конкретными условиями и инноватором, присваивающим из внешнего мира методы и средства деятельности, обязательно предполагает рефлексию. Нововведение требует мощного знаниевого обеспечения, касающегося не только педагогического новшества, но и текущего состояния среды нововведения: учащихся, условий обучения и др.

Источниками пособия явились предложенная автором культурно-праксиологическая концепция специальной инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы, достижения ряда научных дисциплин: системного анализа, инноватики, педагогической инноватики, а также методологии педагогического исследования. При написании пособия использованы результаты научных исследований по педагогике и частным методикам (физики, математики), а также педагогического творчества учителей. Учтен 30-летний опыт практической и научно-педагогической работы автора в школе, гимназии и педагогическом университете.

Мы понимаем, что предпринятое впервые освещение в едином труде всего многообразного комплекса проблем, связанных с непосредственной инновационно-педагогической деятельностью учителя-предметника и подготовкой к ней студентов, является лишь началом дальнейших изысканий. Отзывы, предложения и критические замечания читателей несомненно будут стимулировать дальнейшую работу.

ГЛАВА 1
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ

1.1 ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОВОВВЕДЕНИЯХ


Нововведения являются одним из важнейших факторов развития современного мира. Способность продуцировать и воспринимать разного рода нововведения в наше динамичное время определяет судьбы отдельных субъектов, организаций, народов и обществ.

Нововведения как инструмент преобразований и форма управления развитием производства стали объектом самостоятельного изучения во всех промышленно развитых странах. Сложилась целая область науки – инноватика, которая решает проблемы формирования новшеств, их распространения, изучает причины сопротивления нововведениям и др. В центре интересов инноватики находится процесс изменения, т.е. перехода и перевода рассматриваемой системы из одного состояния в другое.

Термин «нововведение» в XIX в. первоначально связывался с изменениями, которые вызывались спонтанными взаимодействиями различных культур. В начале XX в. стал применяться в экономической науке, где нововведения явились важнейшими средствами преодоления «циклических кризисов». В 30-х годах среди американских менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы». Под этим понимается, что фирма может получить преимущества на рынках сбыта и максимизировать прибыль не столько за счет манипулирования ценами, сколько путем постоянного обновления продукции.

Первое инновационное наблюдение в бывшем СССР было проведено Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах XX века. Он обнаружил существование в развитии экономики циклов «длинных волн» с периодом повторения около 50 лет, которые совпадают с появлением базовых новшеств (парового двигателя, железной дороги, автомобиля, электрогенератора и др.).

Проблематика нововведений в рамках экономических исследований начала интенсивно разрабатываться, начиная с 60-х годов XX века. Инновационная политика становится элементом деятельности не только фирм, организаций, но и целых государств. В настоящее время проблематика нововведений уже вышла за рамки собственно экономических концепций и подходов. Она выступает как новое поле комплексных, междисциплинарных исследований, где интегрируются подходы и методы, разработанные социологами, экономистами, математиками, специалистами по организации и управлению, а также специалистами в тех конкретных областях, к которым относится предметное содержание исследуемого нововведения, в частности, – педагогике.

Среди ученых и учителей, работников органов образования существует глубокое убеждение в необходимости создания педагогической инноватики как самостоятельного учения. Идет интенсивное накопление эмпирического и теоретического материала, необходимого для становления теории этого учения. Так как педагогическая инноватика является производной от инноватики, то сначала более подробно остановимся на феномене нововведения, рассматриваемого с позиций именно инноватики как науки и других научных дисциплин.

Традиционное ступенчатое представление о процессе доведения результатов научной деятельности через разработки к производству уступает место качественно новому подходу, центральным ядром которого является понятие «нововведение». При этом инновационная деятельность рассматривается как целостный процесс. К недостаткам прежнего подхода, в первую очередь, относится фрагментарность анализа различных составляющих инновационного процесса, а также концентрация внимания на отдельных его фазах (исследование – разработка – внедрение и т.д.).

Инноватика является молодой наукой с еще недостаточно устоявшейся терминологией. В процессе исследования нами выявлено более60 специальных терминов, которыми пользовались различные авторы при описании объектной области инноватики. Выделим среди них минимальный рабочий тезаурус и остановимся на характеристике смысловой информации доминирующих терминов.

Основным понятием инноватики является нововведение, В инноватике оно рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей; одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на какой-нибудь промежуточной стадии. Основными характеристиками нововведения являются: его относительные преимущества (степень превосходства), совместимость (степень соответствия существующей системе ценностей), сложность (степень простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к нему), простота апробации (апробация в ограниченных масштабах), коммуникативность (возможность его распространения) и др.

Нововведение как процесс обладает внутренней логикой и направленностью. Он развертывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом логики отношений между участниками процесса, который и называется инновационным процессом. Выделяют две формы инновационного процесса:

а) простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество изготавливается лишь в той организации, где оно было освоено;

б) расширенное воспроизводство нововведения предполагает его распространение на множество организаций.

Инновационный процесс выходит за рамки традиционного цикла «наука – производство». Он предполагает организационно-экономическую интеграцию всех стадий цикла: наука – техника – производство – потребление.

Нововведение характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние последней на само нововведение. Динамика этих процессов во времени образует жизненный цикл нововведения. Полный жизненный цикл включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш. На рисунке 1 представлена зависимость относительной эффективности нововведения от его жизненного цикла на различных стадиях.


Рисунок 1 – Зависимость относительной эффективности нововведения от его жизненного цикла

Инновационный потенциал организации или субъекта – это их способность создавать нововведения, воспринимать уже известные нововведения и своевременно освобождаться от устаревшего. Реализация инновационного потенциала зависит от потенциала новшества (инновационного потенциала новшества), который обозначает совокупность изменений при полном удовлетворении потребности в данном новшестве в оптимальные сроки.

Среда нововведения – это учреждение, организация, к которой относится изучаемое нововведение, с учетом различных параметров: потребности в нововведении, наличия ресурсов, интересов и мотивов, ценностей и традиций, квалификации и трудовых навыков и др. Среда оказывает нововведению содействие или препятствие. Всякое взаимодействие нововведения со средой порождает инновационные противоречия между изменением и стабильностью, прошлым опытом и новыми способами деятельности, архаическими элементами сознания и новациями. Среда нововведения открывается для новшеств, если их освоение становится условием ее сохранения.

Диффузия нововведения представляет собой многократное тиражирование, повторение нововведения на других объектах.

Восприятие нововведения является сложным многостадийным мыслительным процессом принятия решения о его судьбе. Выделяют пять этапов восприятия нововведения: ознакомление реципиента (потребителя) с нововведением, появление интереса, оценка («примерка нововведения»), апробация и окончательное восприятие. Полный цикл всех пяти этапов называют периодом восприятия.

Реципиенты (потребители), новаторы, инноваторы.

Колоссальные средства, которые затрачиваются на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, если они не будут восприняты реципиентами (потребителями), пропадают невостребованными. Действительной силой в инновационной деятельности является человеческий фактор – ценнейшее достояние любой страны. В процессе обычной профессиональной деятельности создаются новые приемы и средства работы. В основе новаторства лежит практическая идея, найденная на основе эмпирических знаний, путем метода «проб и ошибок» или на уровне здравого смысла. По типу инновационной деятельности среди новаторов выделяют создателей и реализаторов. Более подробная характеристика субъектов нововведения будет рассмотрена ниже.

Инновационный фонд – одно из необходимых средств интенсификации нововведений. По мнению специалистов по инноватике, он мог бы включать изобретения, рационализаторские предложения, идеи передового опыта, т.е. являлся бы частью интеллектуальной собственности страны, как формы овеществления, объективации творческой деятельности.

Информационная, наглядная картина возможностей и темпов развития соответствующей области действительности реализуется путем пакетирования новшеств по актуальным инновационным потокам.

Динамика нововведения характеризуется следующими параметрами:

1. Динамикой взаимодействия нововведения со средой (уровнем новизны продукта, уровнем спроса на него, уровнем развития инновационного процесса и основными стадиями, которые проходит нововведение как целостная система во времени).

2. Внутренней логикой развертывания предметного содержания нововведения от идеи до конечного потребителя при простом и расширенном воспроизводстве.

3. Факторами, способствующими или препятствующими динамике.

Результаты нововведения определяются завершенностью нововведения и его эффективностью (текущей и долгосрочной).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации