Гончаров В.А. Конспект лекций: Управление охраной труда - файл n1.doc

Гончаров В.А. Конспект лекций: Управление охраной труда
скачать (233 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc233kb.09.09.2012 00:57скачать

n1.doc

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»


В.А. Гончаров


УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Конспект лекции по дисциплине «Охрана труда»
Для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
Минск 2009

УДК 331.45

ББК 65.9 (2) 248 092
Рекомендовано к изданию кафедрой технологии важнейших отраслей промышленности БГЭУ (протокол № от ).

Гончаров В.А.

Управление охраной труда: конспект лекции по дисциплине «Охрана труда» для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения/ В.А. Гончаров.-Минск: БГЭУ, 2009.

Рассмотрены цели, задачи и основные принципы государственного управления охраной труда, полномочия республиканских и местных органов управления в области охраны труда.

Изложена сущность концепции приемлемого риска, положенной в основу основополагающих международных и национальных стандартов Республики Беларусь по управлению охраной труда.

Рассмотрен порядок разработки, внедрения, внутреннего аудита и сертификации системы управления охраной труда на предприятии, изложена методика определения показателей априорного риска структурного подразделения и предприятия в целом.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

1. Система государственного управления охраной труда

Вопросы улучшения условий и охраны труда были и остаются важнейшими направлениями социально-экономической политики государства, требуют поиска и эффективного решения, как на государственном уровне, так и на уровне отраслей, регионов, хозяйствующих субъектов.

В совершенствовании управления охраной труда можно выделить 3 этапа:

1-й этап - до 1983 г. в бывшем СССР не было установлено каких-либо регламентации к построению систем управления охраной труда (СУОТ). Каждое министерство и ведомство СССР совместно с соответствующим ЦК отраслевого профсоюза устанавливали СУОТ для соответствующей отрасли;

2-й этап - с 1983 года до 1 ноября 2005 года. После введения в 1980 г. ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением, промышленным предприятием. Основные положения» Госстандартом СССР и ВУЦПС в 1983 году были утверждены «Рекомендации. Система управления охраной труда. Общие положения». Рекомендации показали свою жизненность, логичность и длительное время служили ориентиром для разработки СУОТ. Однако в условиях перехода от директивно-плановой экономики к рыночным отношениям (либерализация экономики, совместные предприятия, интеграция Республики Беларусь в международное сообщество, создание совместных предприятий и т.д.) указанные Рекомендации уже не в полной мере отвечали происшедшим изменениям в сфере труда и в системе экономических отношений;

3-й этап - в РБ начался с 1 ноября 2005 года, когда были введены в действие национальные стандарты по управлению охраной труда - СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005».

Эти стандарты разработаны на базе британских спецификаций OHSAS 18001: 1999 и OHSAS 18002: 2000, принятых многими странами мира как документы для международной сертификации систем управления профессиональным здоровьем и безопасностью.

Практика экономически развитых стран показала, что внедрение в организации СУОТ, соответствующей мировым стандартам, дает возможность снизить внеплановые экономические потери, улучшить свой имидж, повысить конкурентоспосособность на рынке продукции, труда и услуг.

Государственная политика в области охраны труда сформулирована в Концепции государственного управления охраной труда, одобренной постановлением Совета Министров РБ от 11 января 2001 г. № 28.

Цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

-приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

-обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

-установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда;

-совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

В соответствии с Законом «Об охране труда» государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент РБ, Правительство РБ, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы.

Президент РБ определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией РБ и иными законодательными актами.

Правительство РБ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия республиканских органов государственного управления, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Республиканские органы государственного управления осуществляют:

-государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;

-разработку и принятие отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций, разработку отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

-государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных организациях;

-анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профзаболеваний в подчиненных им организациях;

-организацию обучения, повышения квалификации по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;

-организацию проведения НИР в области условий и охраны труда;

-пропаганду и распространение передового опыта в области условий и охраны труда;

-международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда.

Министерство труда и социальной защиты РБ помимо указанных полномочий осуществляет координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, специально уполномоченных органов государственного надзора и контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют: -государственное управление охраной труда на территориальном уровне; -разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

-государственный контроль за соблюдением требований по охране труда на подведомственной им территории;

-организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления;

-анализ причин производственного травматизма и профзаболеваний в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

-информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда.

В Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Приняты законодательные акты по промышленной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека.

В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принято около 100 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности, а всего в настоящее время действуют свыше 3600 нормативных правовых актов по охране труда.

Проводится работа по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на всех уровнях управления.

Министерство труда и социальной защиты ежегодно представляет правительству Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на производстве, вносит предложения по решению проблем и совершенствованию государственного управления охраны труда.

Важным этапом в совершенствовании управления охраной труда стало принятие Президентом республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №41, 1/5393) (далее - Директива). В соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдение требований охраны труда.

В то же время во многих организациях государственные требования охраны труда не соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и техническое перевооружение производства. В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, занято около 440 тыс. человек. Отмечается значительная дифференциация показателей производственного травматизма по группам организаций с сопоставимыми видами производственной деятельности и численностью работающих.

Развитие рыночных отношений, рост числа организаций частной формы собственности требуют усиления государственного и общественного контроля за обеспечением конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе предусматривается решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Основным направлениями для достижения цели и реализации задач государственного управления охраной труда является: разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников; обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда и др.

Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства.
2. Нормативное, информационное и ресурсное обеспечение

охраны труда

Исторически сложилось, что позитивные изменения в системе управления охраной труда вводились в соответствии с возникающими законодательными требованиями.

Согласно Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства №905 от 16.08.2005 г., совершенствование управления охраной труда осуществляется путем изучения и внедрения на предприятиях систем управления охраной труда (СУОТ) в соответствии с СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005.

Элементы СУОТ в соответствии с указанными стандартами представлены на рис 1.



Рис 1. Элементы эффективной системы управления охраной труда

СУОТ призвана обеспечивать: -улучшение условий труда персонала предприятия; -сокращение количества несчастных случаев и профзаболеваний; -снижение потерь рабочего времени; -соблюдение требований безопасности и охраны труда; -повышение качества и рост производительности труда.

Построение и функционирование СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001 основано на широко известном принципе Шухарта-Деминга «Планируй-Выполняй-Контролируй-Совершенствуй».

Документом, устанавливающим точку отсчета СУОТ, является приказ по созданию, в котором назначается представитель со стороны руководства рабочая группа, оговариваются сроки разработки и внедрения СУОТ обеспечение ресурсами и подготовкой рабочей группы.

В целях уточнения поэтапного описания разработки СУОТ осуществляет подготовка программы разработки документов (техническое задание), подробно указываются мероприятия, начиная от подготовки приказа о создании СУОТ и заканчивая проведением внутренних аудитов, корректируют действий, анализа со стороны руководства и сертификационного аудита.

В программе указываются локальные нормативные акты по обеспечению функционирования СУОТ.

На этапе «Выполнение» осуществляются:

-идентификация опасностей и оценка рисков организации, формирования реестра рисков;

-разработка проекта Положения о распределении ответственности обеспечение функционирования СУОТ;

-разработка проекта Политики, целей в области охраны труда и Программы управления охраной труда;

-разработка проекта руководства по СУОТ;

-подготовка внутренних аудиторов по СУОТ;

-утверждение и введение в действие Руководства по СУОТ.

Подтверждением функционирования внедрения СУОТ являются проведенные внутренние аудиты, а также регулярный мониторинг и измерение эффективности охраны труда. Мониторинг должен обеспечивать:

-обратную связь по результатам деятельности СУОТ;

-информацию об эффективности текущих мероприятий;

-основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Мониторинг должен включать:

-контроль выполнения планов и установленных критериев;

-систематическую проверку производственных систем и оборудования;

-наблюдение за состоянием здоровья работников путем недосвидетельствования;

-оценку соответствия мероприятий законодательству, коллективным соглашениям, обязательствам по охране труда;

-измерения, соответствующие потребностям организации.

Корректирующие действия выполняются по результатам аудита, анализа со стороны руководства, в случае выявления несоответствий. При этом выявление и устранение причин возникновения несоответствий является одним из важнейших путей к улучшению функционирования СУОТ.

Завершающим этапом, подтверждающим соответствие разработанной и внедренной СУОТ требованиям СТБ 18001, является сертификация. Порядок сертификации СУОТ определен техническим кодексом ТКП 5.1.12-2006, введенным в действие с 01.01.2007 г.

СУОТ, как и всякая система управления, нуждается в соответствующем информационном обеспечении.

К основным задачам информационного обеспечения относятся:

-выявление, регистрация, обработка, систематизация данных, характеризующих фактическое состояние охраны труда;

-определение отклонений фактического состояния охраны труда от требований;

-распределение информации между руководителями, подразделениями и функциональными службами;

-обеспечение органов управления нормативной информацией по охране труда;

-обеспечение руководителей и специалистов информацией о новейших достижениях и передовом опыте в области охраны труда.

Качество информации определяется тремя параметрами: полнотой, достоверностью, своевременностью.

Для решения задач охраны труда необходимо ведение и систематизация данных об:

-идентификации опасностей и оценке рисков;

-производственном травматизме, профессиональной, производственно-обусловленной и общей заболеваемости;

-авариях и инцидентах;

-результатах аттестации рабочих мест, паспортизации их санитарно-технического состояния, обследований санитарно-промышленной лабораторией;

-освидетельствовании, осмотрах, испытаниях грузоподъемных машин, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства и других объектов повышенной опасности;

-учете проведения инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;

-выполняемых мероприятиях по охране труда и контроле за их исполнением;

-результатов аудита и мониторингов;

-результатов анализа СУОТ со стороны высшего руководства.

Ресурсное обеспечение деятельности по охране труда включает:

-трудовые ресурсы;

-производственное оборудование, транспортные средства, склады;

-испытательное оборудование, контрольно-измерительные приборы;

-СИЗ;

-средства пропаганды охраны труда, знаки безопасности;

-информационные ресурсы и программное обеспечение ЭВМ;

-нормативную, техническую и рабочую документацию;

-финансовые ресурсы.

Наиболее важнейший ресурс организации - ее кадры.

Для обеспечения соответствия работников установленным требованиям охраны труда:

-определяется необходимая компетентность работников;

-осуществляется подбор работников по их квалификационным характеристикам;

-обеспечиваются условия работы, отвечающие соответствующим деловым отношениям;

-обеспечивается усвоение работниками предстоящих задач и целей;

-поощряются усилия работников, направленные на повышение уровня труда посредством должного признания и вознаграждения;

-проводятся мероприятия по повышению профессионального уровня работников.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в приоритетном порядке.

3. Идентификация опасностей и оценка производственных рынков
Принципиально важным представляющим элементом новизны является построение системы управления охраной труда на основе выявления рисков повреждения здоровья при выполнении работы, их оценки, группировки по отдельным признакам, изучение возможностей устранения или доведения до приемлемого уровня.

Было бы неверным утверждать, что повреждения здоровья при выполнении работы ранее не учитывались по предупреждению травматизма и профзаболеваний. Их наличие учитывалось всегда, однако как объективно существующая категория они в документах упоминались чрезвычайно редко.
Было бы неправильно также утверждать, что действующие системы управления охраной труда предусматривают 100-процентное устранение вредных и опасных производственных факторов, подтверждению чему служат учитываемые в них и установленные законодательством компенсации и льготы по условиям труда.

Сущность перестройки системой управления охраной труда составляет дополнение традиционного подхода к планированию мероприятий по предупреждению травматизма и профзаболеваний качественной, а по возможности и количественной оценкой рисков, рассматриваемой как интегральный показатель безопасности структурного подразделения, организации в целом и даже соответствующей отрасли экономики.

Само понятие "риск" входит в обиход научно-технической литературы с сентября 1990 г., когда в Кельне состоялся Первый Всемирный Конгресс по охране труда. Риск - это отношение тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период, т.е. это частота реализации опасностей.

Например, риск Rnp гибели человека на производстве в России за год (1992 г.), где ежегодно погибает около n=14 тыс. человек, а численность работающих составляет около N=138 млн. человек, составляет:



Некоторые зарубежные сведения, характеризующие индивидуальный риск (по данным, относящимся ко всему населению США):

Автомобильный транспорт 3х 10-4

Падения 9x10-5

Пожар и ожог 4х 10-5

Утопления 3x10-5

Отравления 2x 10-5

Огнестрельное оружие 1x10-5

Станочное оборудование 1x 10-5

Водный транспорт 9х 10-6

Воздушный транспорт 9x10-6

Электрический ток 6х 10-6

Железнодорожный транспорт 4x10-6

Молния 5x10-7

Общий риск 6х 10-4

Ядерная энергетика 2х 10-10

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности деятельности и пришел к концепции (допустимого) приемлемого риска, суть которой заключается в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты между требуемым уровнем безопасности и возможностями его достижения

Ресурсы любого общества ограничены и если мы вкладываем слишком много средств на снижение технического риска, то вынуждены урезать финансирование социальных программ - строить меньше квартир, стадионов, больниц, школ. Это хорошо видно на графике зависимости риска от затрат на технические системы безопасности (рис.2)


При увеличении затрат технический риск уменьшается, но растет риск социально-экономический. Кривая суммарного риска имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу.

В некоторых странах (Голландия и др.) приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10-6. В национальных правилах эта величина используется только для оценки пожарной безопасности и радиационной опасности.

Определяющими элементами процесса оценки рисков являются: оценка вероятности событий и оценка вероятности последствий (рис.3)



Рис. 3 Общая схема процесса количественной оценки риска
Оценка рисков рассчитывается по формуле:


где:

R - риск, балл;

Рi - вероятность возникновения опасности, балл;

Si- серьезность последствий воздействия опасности, балл;

n - количество видов несчастных случаев на производстве;

i - порядковый номер i-того варианта несчастного случая.

Вероятность воздействия опасности р определяется по таблице 1 (в случае отсутствия статистических данных) и по таблице 2 (в случае наличия количественных характеристик за определенный период времени).

Серьёзность последствий воздействия опасности определяется по таблице 3. Результаты оценки рисков переносят в карту идентификации опасностей и оценки рисков.


4. Организационно-функциональная структура управления охраной труда на предприятии
В практической деятельности, связанной с разработкой и совершенствованием СОУТ, весьма важным является выработка и провозглашение политики предприятия в области охраны труда, основанной на приоритете жизни и здоровье работников по отношению к результатам производственной деятельности, включающей:

Исходя из провозглашенной политики в области охраны труда и оценки производственных рисков, должны определяться цели, ставиться задачи и разрабатываться мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Примерное закрепление задач и функций управления охраной труда и отдельных мероприятий по охране труда за подразделениями предприятия представлено на рис. 4 и табл. 4.

Практическая деятельность по охране труда на предприятии нередко отождествляется с деятельностью службы охраны труда, что свидетельствует об узости понимания многими руководителями содержания указанной деятельности ведет к взаимной изоляции в работе службы охраны труда и структурных подразделений, не способствуют повышению имиджа службы охраны труда, которая во многих предприятиях занимает второстепенное место.
Таблица 1

Оценка вероятности возникновения опасности Р

Значение Р, балл

Вероятность

Описание

1

Минимальная

Вероятность возникновения является незначительной. Практически невозможно предположить, что подобный фактор может возникнуть.

2

Умеренная

Вероятность возникновения остается низкой. Подобного рода условия возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики.

3

Существенная

Вероятность возникновения находится на среднем уровне. Условия для этого могут реально и неожиданно возникнуть.

4

Значительная

Вероятность возникновения является высокой. Условия для этого возникают достаточно регулярно и /или в течение определённого интервала времени.

5

Очень высокая

Вероятность возникновения является очень высокой. Условия возникновения возникают на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени (обычно в условиях нормальной эксплуатации).

Таблица 2

Оценка вероятности возникновения опасности Р с использованием количественных характеристик

Значение Р, балл

Вероятность

Количество случаев на операцию

Количество случаев в год (годы) работы

1

Минимальная

Меньше 1 случая на каждые 10000 операций.

1 случай за 10 лет работы

2

Умеренная

Меньше 1 случая на каждые 1000 операций.

1 случай за каждый год работы

3

Существенная

Меньше 1 случая на каждые 100 операций.

1 случай за каждый месяц работы

4

Значительная

Меньше 10 случаев на каждые 100

операций.

1 случай каждую неделю работы

5

Очень высокая

Один случай на каждую операцию.

1 случай каждый рабочий день

Таблица 3

Оценка серьезности последствий воздействия опасности S

Значение S, балл

Последствия воз­действия опасности

Описание





работник

Материал, ценности, производственная среда

1

Минимальные

Незначительное воздействие, первая медицинская помощь, микротравмы.

Незначительное воздействие на оборудование или на ход работы.

2

Умеренные

Угроза жизни отсутствует, оформление формы Н-1, потеря трудоспособности сроком более 1 дня.

Для устранения повреждений необходима дополнительная помощь или приостанови работы.

3

Существенные

Присутствует потенциальный риск для здоровья, тяжелая травма.

Необходимы значительные материальные вложения для устранения последствий.

4

Значительные

Групповые несчастные случаи с тяжелыми последствиями; несчастный случай со смертельным исходом

Существенное воздействие на оборудование и ход работ.

5

Катастрофические

Несколько несчастных случаев со смертельным исходом.

Значительный ущерб для оборудования и окружающей среды.




ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Учет, анализ и оценка

Контроль

Стимулирова-ние

Организация,координа-ция и регулирование

Планирование

задачи управления

Обеспечение безопасности производственных процессов

Обеспечение безопасности производственного оборудования

Обеспечение безопасности зданий и сооружений


Нормализация санитарно-гигиенических условий труда

Обучение работающих правилам и нормам охраны труда, пропаганда вопросов охраны труда

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты

Обеспечение оптимальных условий труда и отдыха

Организация лечебно-профилактического обслуживания рабочих

Санитарно-бытовое обслуживание рабочих

Производственный отбор работающих по отдельным специальностям

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасности и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах предприятья в целом

функции управления


Рис 4. Функциональная схема СУОТ предприятия.

В этой связи под службой охраны труда представляется логичным понимать комплекс существующих в настоящее время функциональных подразделений, примерный перечень которых приведен в таблице 4.

Перечисленные службы в настоящее время осуществляют свою деятельность автономно. У каждой из них свои планы работ, графики проверок, каждые из них готовят свои мероприятия, приказы и т.д.

Совершенно очевидно, что указанные службы должны действовать как единый организм. Представляется, что службу охраны труда на предприятии должен возглавлять заместитель директора по охране труда. Придание ему соответствующего статуса и наделение полномочиями сделает реальной реализацию тех обязанностей, которые определены Типовым положением о службе охраны труда предприятия, утвержденного Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24.05.2002г. №82(взамен ранее действующего Типового положения об отделе (бюро) охраны труда).

ТАБЛИЦА 4
Примерный перечень структурных подразделений и служб, занимающихся реализацией задач по управлению охраной труда

Задачи управления охраной труда

Головные подразделения

Участки исполнения

Обучение работающих по безопасности труда

ОТО

ООТ, ОГМ,ОГЭ,РП

Пропаганда вопросов охраны труда

ООТ

РП

Обеспечение безопасности производственного оборудования



ОГК



ОТК

выпускаемого

эксплуатируемого

ОГМ, ОГЭ

РП, ООТ, ПК, СПЛ, ОГМетр

Обеспечение безопасности производственных процессов

ОГТ

РП, ООТ, ПК, ОГМ, ОГЭ, СПЛ, ОГМетр

Обеспечение безопасности состояния заданий и сооружений:



ОКС



ООТ, ОМТС

строящихся

эксплуатируемых

ОГМ

РП, ООТ, ИПБ, ОМТС

Нормализация санитарно-гигиенических условий труда

РП

ЛНОТиУ, ООТ, ПК, СПЛ, ОГТ, ОГЭ, МСЧ

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты

ОМТС

РП, ООТ, ПК

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха

ООТиЗ, ЛНОТиУ

РП, ООТ, ПК

Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих

МСЧ

РП, ПК, ООТ

Санитарно-бытовое обслуживание работающих

РП

ООТ, ОМТС, ОКС, ПК

Организация метрологического обеспечения

ОГМетр

ОМТС, СПЛ

Профессиональный отбор работающих отдельных специальностей

ОК

ЛНОТиУ, МСЧ



Примечание. ООТ- Отдел охраны труда; ЛНОТиУ- лаборатория научной организации труда и управления; МСЧ- медсанчасть; ПК- отдел главного механика; ОГТ- отдел главного технолога; ОМТС- отдел материально-технического снабжения; ОГК- отдел главного конструктора; ОКС- отдел капитального строительства; ОТО- отдел технического обучения; ОК- отдел кадров; ООТиЗ- отдел организации труда и заработной платы; СПЛ- санитарно-промышленная лаборатория; ОГЭ- отдел главного энергетика; ОГМетр- отдел главного метролога; ИПБ- отдел по пожарной безопасности; ОТК-отдел технического контроля.


В оперативном подчинении службы охраны труда должна находиться также служба главных специалистов предприятия (главный механик, энергетик, технолог, металлург, сварщик, архитектор и др.), стандартизации и метрологии, но только в части контроля за соблюдением требований безопасности и гигиены труда по закрепленным производствам и видам деятельности.
Литература:


  1. Об охране труда. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 256-3

  2. СТБ 18001-2005 "Системы управления охраной труда. Общие требования".

  3. СТБ 18002-2005 "Системы управления охраной труда. Руководство по
    применению СТБ 18001-2005".


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации