Реферат - История возникновения и развития таможенного дела в РБ - файл n1.doc

Реферат - История возникновения и развития таможенного дела в РБ
скачать (115.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc116kb.09.09.2012 00:09скачать

n1.doc





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П. М. МАШЕРОВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

РЕФЕРАТ
По курсу: Таможенное право

Тема: «История возникновения и развития таможенного дела»

Выполнила:

Студентка 4 курса
ВИТЕБСК, 2009


ПЛАН:



  1. Мыто в Киевской Руси, Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой стр. 3 - 9

  2. В составе Российской империи стр. 10 - 13

  3. Создание советской таможенной системы стр. 14 - 18

  4. Таможенное дело в Республике Беларусь стр. 19 – 21

Список использованных источников и литературы


Мыто в Киевской Руси, Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой.
В VI в. н. э. у древних восточных славян происходит зарождение частной собственности, возникают элементы феодализма. Благодаря торговым связям с народами Прибалтики, Причерноморья, Приазовья славяне познавали существовавшие там правила торговли и товарообмена. Хотя основным источником пополнения княжеской казны были подати собственных народов и взимание дани не с коренных, торговле всегда сопутствовали определенные правила и порядки взимания торговой пошлины.

Посмотрим, как трактуют значение слово «мыто» энциклопедии трех народов. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона говорится, что мыто – это пошлина в древней Руси. Сперва это слово означало место, где останавливались возы и лодки, затем оно стало названием всех торговых и проезжих пошлин. «Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi» дает следующее понятие: слово «мыто» - денежный сбор, который брали в ВКЛ с местных купцов за ввоз из-за границы товаров или вывоз товаров за границу, а с иностранцев – за продажу товаров на местных рынках или за провоз их по территории государства. Польская энциклопедия говорит о том, что «мыто» - это оплата, которая в давние времена означала торговую пошлину, а позднее мытом стали называть всевозможные оплаты: при проезде в города во время ярмарок, от повозок, от скота и т.д.

Известный российский историк XIX в. К. Лодожинский отмечает, что слово «мыт» употребляется в договоре Олега с Византией уже в 911 году. Отсюда и сохранившиеся в славянских языках слова – «мытник» или «мытчик» - сборщик мыта, «мытница» или «митница» - место сбора мыта.

С древнейших времен и до начала XIX века не было детального отличия мыта от пошлины. Различалось мыто сухое – при провозе товаров по суше, и мыто водяное – при провозе по воде.

Вместе с ростом торговли рос авторитет купцов и сборщиков мыта. Покупатель на торгах мог доказать добросовестность приобретения вещи, выставив в качестве свидетелей либо двух свободных мужей, либо одного мытника, которые под присягой могли подтвердить факт покупки вещи на торгу.

В XI веке единство Киевской Руси начало разрушаться, в XII – начале XIII вв. государство распалось на отдельные земли и княжества. Феодалы в пределах своих владений создали систему мытных пошлин, которая была подчинена интересам их личного обогащения.

Пошлины делились на проезжие и торговые. Торговые составляли иногда некоторый процент от стоимости определенных партий товаров, часто брались в натуре в виде продаваемых товаров. В те времена не существовали таможенные тарифы для целого государства или отдельных княжеств. Каждая комора мытная пользовалась своими тарифами, часто отличающимися друг от друга, мыта взимались на основании привилегий правящего феодала.

Например, к проезжим относились:

- мыт – основная пошлина за провоз товара (1-3 денег с воза);

- посаженное – от величины воза в саженях;

- мостовое – за проезд по мосту;

- перевоз – за переправу через реку (две последних считались с пешего, с конного, с телеги с лошадью).

Торговые пошлины были следующими:

- замыт – с цены товара (с рубля стоимости – по 1 деньге);

- амбарное – за наем амбара под товар;

- полавочное – за охрану товара в амбаре ночью;

- подъемное – за подъем товара на весы;

- пятно – за клеймение лошадей при купле-продаже;

- побережное – за причаливание к берегу и другие.

Промыт – пеня за уклонение от мытного платежа, объезд коморы мытной и вообще за нарушение уставов. С промытом связывается понятие, которое в настоящее время называется контрабандой и нарушением таможенных правил. В случае поимки промыта, он делился пополам между господарем и мытниками.

Как уже было сказано, в период раннего средневековья мыта взималась, как правило, от транспортного средства (коня, повозки) и практически не от стоимости товара, независимо от направления его перевоза. В XIII в. начали появляться специфические мыта, устанавливающие различные оплаты от разных товаров, которые взимались первоначально в коморах мытных, находившихся, как правило, в крупных городах, лежавших на оживленных торговых путях. На территории нашего государства такие коморы могли появиться в конце IX – начале X веков, в первую очередь в Полоцке.

В период феодальной раздробленности главенство властвующих над мытами ослабло – появились различные мытные льготы как временные, так и полученные на вечные времена, предоставленные как целым городам, так и войтам, старостам, феодалам, а также ярмаркам с целью оживления торговли.

В конце XV – в первой половине XVI вв. в ВКЛ существовали мыта господарские (великокняжеские), княжеские, панские, боярские. Мыта принадлежали и духовным лицам.

Еще одна особенность комор мытных тех времен – это их классификация по предмету обложения пошлиной: дровяное, рыбное, соляное, коловоротное, гребельное, оргишовое (от караванов), поколодное (от колоды зерна), воскобойное, мостовое, ванчосное (дубовые и сосновые дощечки), «от волов шляхты» и др. Отдельный статус имели коморы соляные и коморы восковые. Возможно, это связано с местом их расположения – местом сбора воска и соли. На коморе не только взималось мыто, но и производилась покупка и продажа соли и воска.

В 1507 году наряду со «старым» мытом было введено дополнительное мыто «новое» для товаров, вывозимых за границу, которое вначале взималось только от волов и шкур. С 1509 года стали взимать и от коней, рыбы, меда и воска. Наряду со старым мытом стали собирать мыто по новым тарифам. Таким образом, теряли всякую силу льготы и «безмытные листы», правительство достигало повышения пошлин.

К 1547 году относится начало правительственной монополии на торговлю лесными материалами. Теперь никто не имел права провозить через границу лесные материалы под угрозой утраты провозимых товаров.

Попытки монополии на торговлю воском, солью и лесными материалами были данью правительства Ливонской войне, но они не дали ощутимых практических результатов и вскоре вовсе исчезли.

С 1561 года мытные ставки поднимаются, и появляется опять «новое» мыто. Этот налог вводился временно до окончания Ливонской войны. Он привлекал к платежам тех, кто не нес военной службы. Сам тариф вводился без всякого соотношения к старому и цене товаров. Новый тариф охватывал предметы как ввоза, так и вывоза: воск, кожи, скот, лен, хлеб, лес, сукна, пряности, вина. Железо, медь, предметы военного снаряжения были строго запрещены к вывозу за границу.

Весьма важной особенностью нового побора было то, что господарская устава предписывала взыскивать по новому тарифу с тех иностранных товаров, которые уже были ввезены в государство, оплачены старым тарифом и поступили на склады и в лавки купцов. С целью проверки наличия непроданных иностранных товаров была установлена сложная организация сбора пошлин. Все дело находилось в ведении подскарбия земского. В последующем, после того, как весь залежалый товар будет оплачен пошлиной, предполагалось взимать ее только на пограничных и головных коморах. Все «вольности» и «безмытные листы» объявлены были недействительными, за исключением утвердившегося тогда за шляхтой права на беспошлинный вывоз хлеба и леса из ее собственного имения.

За уклонение от данного универсала, не подчинение положениям, изложенным в нем, а также в случае попыток использования льгот и привилегий следовало суровое наказание – лишение всего движимого и недвижимого имущества.

Хотя тариф 1561 года был веден только на время войны, но так как война затягивалась, то он не только не был отменен, но еще и повышен в 1566 году. В последующем тариф регулярно на сеймах повышался.

В Конституции 1631 года было закреплено постановление «О мытах ВКЛ», которое в дальнейшем также подтверждалось.

Разновидности пошлин:

Донатива купеческая – вначале была налогом, собираемым в те годы, когда Речь Посполитая нуждалась в деньгах на ведение войн. Затем он был заменен на пошлину, взимаемую с купцов из ВКЛ.

Аукция – ее должны были платить все сословия – как духовные, так и светские, а Конституция 1678 года освобождала от уплаты этой пошлины города и местечки ВКЛ, в которых шляхта и ее подданные имели право свободной продажи товаров собственного производства. Пошлина могла сдаваться в аренду за сумму не менее 200 тысяч злотых подскарбию великому, либо тому, кто заплатит больше. Она устанавливалась на определенное количество лет для «текущих потребностей» Речи Посполитой.

Пошлина Речи Посполитой соляная новая – введена на нужды государства. Пошлиной облагались все, торгующие солью и сельдью.

Квитовая пошлина на Речь Посполитую – являлась только лишь оплатой за предъявление соляной квитанции, подтверждающей эту оплату на первой коморе.

Генеральная пошлина – налагалась на товары, являющиеся предметом международной торговли и составляла 3,3 % от стоимости товаров, уплачивалась всеми без исключения общественными группами страны. Вводилась она с целью уменьшения импорта и улучшения финансового состояния речи Посполитой, но встретив сопротивление, в первую очередь со стороны шляхты, не приняло характера устойчивого тарифа. Через 100 лет эта пошлина стала постоянной. Одновременно были упразднены различного рода региональные и партикулярные (частые) пошлины. Генеральная пошлина являлась существенным элементом, укрепившим скарб государства и устранившим привилегированное положение шляхты и духовенства.

Мыта собиралась в коморах мытных, которые естественным образом располагались на наиболее оживленных дорогах и на водных путях – реках, а также на границах государства и внутри страны. В количественном соотношении преимущество имели внутренние коморы.

В XV веке практиковалась система сдачи мыта в аренду Великими князьями Литовскими.

Порядок мытного оформления на коморах и прикормках выглядел следующим образом. Когда господарь сдавал мыто в аренду или в управление, то он писал грамоты наместникам, мещанам и шляхте с извещением о продаже мыта. В этих грамотах заключалось требование о том, чтобы врядники и частные лица оказывали содействие мытникам и не нарушали каких-либо их прав. Такие грамоты выдавались на руки мытникам, которые по прибытию на место, заносили их в городские книги. Сбор мыта на коморах и прикормках осуществлялся согласно установленных государем такс пошлин.

Когда купец со своим товаром приезжал в город, то он, прежде всего, обязан был предъявить свой товар мытникам, которые его осматривали и накладывали мытные печати. Приезжие купцы оставались либо в гостином доме, куда они обязаны были доставить свой товар, либо у частных лиц. Последним под угрозой штрафа запрещалось принимать у себя купцов, не прошедших мытное оформление.

Купцы уплачивали мыто наличными деньгами, но по соглашению с мытниками могли расплачиваться и иностранными товарами, которые они привозили. Существовали писари «старого» и «нового» мыта, которые обязаны были осматривать товар, так как существовали отдельные тарифы.

Были случаи, когда государь издавал грамоту, которая предписывала всем в ней перечисленным особам прекратить оскорбление мытников, под угрозой громадных штрафов, и защищала их безопасность и здоровье от посягательств.

Откупом пошлин в ВКЛ занимались евреи. Как один из парадоксов истории хотелось бы отметить следующий факт. Если в средние века евреи являлись по своей сути таможенниками, то уже в XIX веке они стали по другую сторону барьера – подавляющее большинство контрабандистов XIX века были евреи.

Следующей, после сдачи в аренду мыта, особенностью практики мытных сборов в ВКЛ являлось объединение комор мытных и прикормков в мытные округа. В центре каждого округа находились главные коморы. Они располагались в наиболее крупных городах и назывались часто «головными коморами». Отделения головных комор также назывались коморами. На самой границе или на «гостинцах» стояли прикормки. В различных местечках и селах находились посты – мытная стража. Задачей стражников было недопущение объезда купцами главных путей, установленных государством, пресечение «промыта», иначе говоря, борьба с контрабандой. На коморах и прикормках основными служащими были писари мытные, справцы и их слуги. Кроме того, имелись «весчие» (определяли вес), «бракары» (на коморах водных отбраковывали лес и лесоматериалы), «шафары» (сборщики податей).

29 августа 1696 года в жизни ВКЛ произошло важное событие. Постановлением всеобщей конфедерации Речи Посполитой было принято решение о применении в делопроизводстве вместо старобелорусского языка – польского. Естественно, изменилась и мытная терминология. «Мыто» стало «цлом», «комора мытная» - «цельней» и т. д.

В документах 1721 года, касающихся пропуска товаров через границу, имеется интересная запись: на дорожные расходы от Витебска до Риги пропускается две бочки водки.
В составе Российской империи.

Исторические судьбы Белорусского государства в последней трети XVIII в. складывались таким образом, что когда на западе действовали таможенные округа ВКЛ, то на востоке начали формироваться государственные институты Российской империи, в том числе таможенные органы. Первое упоминание о новых таможенных учреждениях относятся к 1772 г. границы Российской империи сдвинулись на запад, что потребовало создания таможен на новых рубежах.

Средние ставки пошлины, которой облагались товары, ввозимые через таможни, составляли от 16% до 28% с цены товара.

Руководящим таможенным органом на территории ВКЛ являлось казенное отделение Верховного правления, располагалось в Гродно, и главой таможенной службы бывших земель ВКЛ являлся Иван Фризель.

Откупщиков пошлин велено было считать состоящими на императорской службе и привести их к присяге. Звания и чины в таможне и таможенных заставах оставались такие же, как и были во времена Литовской скарбовой комиссии. Содержатели таможенных сборов подведомственны и подсудны были непосредственно Казенному отделению Литовского Верховного Правления.

Содержателям пошлин категорически запрещалось проявлять излишние требования и притеснять купцов, не допускать своекорыстных конфискаций. Уличенные в этом должны были не только оплатить все убытки, понесенные купцом, но и уплатить пеню, равную стоимости такой же суммы в пользу бедных.

Без разрешения начальства не должны были впускаться из-за границы: всякое оружие, военные припасы, яды. Всякая российская монета и российские банковские ассигнации не должны были ни впускаться, ни выпускаться за границу.

Указом 1795 года Екатерина II определила места, в которых должны быть установлены таможни и таможенные заставы. Этим же указом была учреждена пограничная таможенная цепь и стража.

В качестве ответной реакции на французскую революцию Екатерина II в 1793 году запрещает заход в российские порты французских судов, запрещает ввоз из Франции всяких товаров и вывоз во Францию любых российских товаров. Внешняя политика и в дальнейшем будет оказывать влияние на таможенную политику государства.

Манифестом от 8 сентября 1802 года все дела, касающиеся торговли и таможенной части, были переданы в ведение вновь образованного Министерства коммерции, созданного на базе государственной Коммерц-коллегии. Основное направление политики Министерства – поощрение отечественной промышленности и укрепления валюты.

В 1804 году тариф бал снижен до 20% от цены товара на ввоз (ранее он исчислялся в 100-130%) и 10 % на вывозимые из Росси товары.

В 1810 году заведование делами торговли было передано в ведение Министерства финансов, и с 1811 года функции управления таможнями возложены на таможенное отделение Департамента внешней торговли Министерства финансов.

В 1816 году введен новый тариф, который значительную часть товаров оставил под запретом. Часть ставок устанавливалась от стоимости товаров, другая часть – от их количества. Следующий тариф 1819 года был более свободным.

В течение всего XIX века на всем протяжении границы Российской империи велась активная борьба с контрабандой: «Таможенный Устав по Европейской торговле» 1819 года уточняет понятие контрабанды:

«§ 381. Провозимые товары мимо таможен за границу, или из-за границы, почитаются тайно привезенными.

§ 382. Товары кои из-за границы, привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны, почитаются утаенными от пошлины или тайно провозимыми».

Иначе говоря, все, что перемещалось через границу, помимо таможенного контроля считалось контрабандой, а также товары привезенные, но не своим наименованием. Товары, в свою очередь, делились на запрещенные к перемещению и облагаемые пошлинами. Если задерживался товар запрещенный, то он конфисковывался, с хозяина его взыскивалась пеня в размере двойной цены, за которую затем товары продадут. Товары, по тарифу не облагаемые пошлиной и не являющиеся запрещенными, возвращались владельцу, но с него удерживалось 10 % с цены этих товаров. И, наконец, товары, по тарифу подлежащие обложению пошлиной и не запрещенные, конфисковывались. Кроме того, с владельца этих товаров взималось 500 % пошлин.

Несмотря, как казалось бы, на довольно жесткие санкции за тайный провоз товаров, контрабанда была распространена повсеместно, а «контрабардиры» (так назывались те, кто промышлял контрабандой) не оставались без работы.

К составлению нового тарифа Министерство финансов приступило во второй половине 1822 года. Все товары, ввозимые в Россию, были разделены на 4 класса.

1) Товары первой необходимости, которые должны были пропускаться беспошлинно (сырье, необходимое для производства на фабриках, которого в России или нет вообще или есть, но недостаточное количество).

2) Товары, которые необходимы были для функционирования российской промышленности и которые со временем могли быть заменены отечественными, пропускаться должны были по очень умеренным ставкам.

3) Товары, являвшиеся предметами роскоши, товары не первой необходимости, а также те товары, организация производства которых в России поощрялась. Ставки пошлины на них были высокие.

4) И, наконец, товары, ввоз которых наносил бы вред развитию промышленности в России, были запрещены к ввозу вообще.

В 1841 году таможенный тариф подвергся коренному пересмотру, который заключался в дальнейшем повышении пошлин с целью увеличения таможенных доходов. При этом повышение касалось не всех товаров, а на некоторые, с целью оживления торговли, ставки пошлин были снижены. Значительно сократился список товаров, запрещенных к вывозу.

Новые тарифы 1850, 1857, 1868 годов имели много существенных улучшений в техническом плане.

Таможенный Устав 1857 года предъявил особые требования к служащим таможенных органов. Он потребовал от таможенных служащих культурного обращения с проезжающими людьми. Устав одновременно защищал таможенную службу государства от возможных оскорблений и неповиновений законным распоряжениям сотрудников таможни.

Война с Турцией ввела несколько новых законоположений о таможенных пошлинах. Был запрещен вывоз хлеба за границу из портов Черного и Азовского морей и др. в 1880 году Император утвердил общую 10% надбавку к таможенным пошлинам на все ввозимые товары, кроме соли.

Для привлечения капиталов в чугунолитейное производство в России были повышены указом 1884 года пошлины на ввозимый из-за границы чугун, одновременно были установлены таможенные пошлины на каменный, торфяной и древесный уголь, кокс и торф.

В дополнении к покровительственному (минимальному) тарифу в 1893 году вступил в силу закон о двойном таможенном тарифе, которым предусматривалось обложение товаров пошлинами, на 15-20% превышавшими обычные ставки для товаров из стран, отказавших предоставлять льготные условия продвижению российских товаров. Прежде всего тариф 1893 года был направлен против Германии, которая отказалась распространить на Россию режим наибольшего благоприятствования. Между Россией и Германией шла таможенная война, которая завершилась переговорами на Берлинской конференции. В 1894 году уполномоченными представителями обоих стран было подписано торговое соглашение. Договор вступил в силу сроком на 10 лет.

После того, как установленный срок договора истек, был принят последний значительный общий тариф в дореволюционной России 1903 года.

В 1910 году был принят еще один таможенный устав, который уточнил отдельные вопросы по борьбе с контрабандой, разбирательства и обжалования дел о контрабанде.

Создание советской таможенной системы.

Революционные события 1917 года вызвали расслоение в среде таможенных служащих России. Этому способствовало отчасти бедственное положение сотрудников таможен, эвакуированных из западных таможен и оставленных Временным правительством без помощи и работы.

В декабре 1917 года правительство России предпринимает первые попытки выработать специальные инструкции по вопросам внешней экономической политики молодого Совецкого государства, в частности по вопросам монополии внешней торговли.

Постановлением специального характера в деятельность таможенных учреждений, работавших до этого только дореволюционное законодательство и тарифы, были внесены принципы перестройки их системы на новых началах: не столько фискальные цели в интересах казны, сколько контроль со стороны государства за пропуском имущества через границы.

Иностранный отдел Комиссариата внутренних дел издал инструкции для пограничных пунктов страны «О правилах въезда и выезда из России» от 20 декабря 1917 года, которые ознаменовали начало новой политики в отношении иностранных граждан и лиц, выезжающих за границу из России. Выезд был возможен лишь по заграничным паспортам. Выезжающие подвергались тщательному личному досмотру. Также внимательно осматривались все вещи пересекающих государственную границу.

Декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров» от 29 декабря 1917 года установил разрешительно-запретительную систему на провоз товаров через границу в интересах внешней торговли. Деятельность таможенных органов переходила постепенно на приоритет контрольных функций. Разрешения на вывоз и ввоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности.

Поскольку для охраны интересов республики на границе был необходим заслон на пути правонарушителей, диверсантов, контрабандистов и т.д., 28 мая 1918 года была учреждена пограничная охрана государства. В задачи входила защита пограничных интересов РСФСР и защита личности и имущества граждан.

Строгая централизация таможенной политики обуславливалась условиями национализации промышленности и внешней торговли. В 1918 году Конституция РСФСР отнесла право заключения таможенных договоров к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, тем самым подтвердив на конституционном уровне прерогативу центральных органов государственной власти в таможенном деле, что и осуществилось при разработки таможенной политики страны.

Одни из важных вопросов, который в тот период решали таможенные органы республики, было сбережение сокровищ искусства.

Ни одно из ведомств, учреждений, организаций того времени, никакое предприятие или частное лицо не имели права осуществлять какие-либо мероприятия, вести переговоры или заключать какие-либо сделки, касающиеся ввоза или вывоза товаров иначе, как с предварительного разрешения соответствующих органов (народный комиссариат внешней торговли).

Подводя итоги начальному периоду становления таможенного законодательства (1917-1920 гг.), можно сказать, что в эти годы был заложен фундамент будущей таможенной системы, которая в руках государства стала важным фактором контроля за соблюдением государственных политических и экономических интересов на границе. В дальнейшем происходит усиливание законодательства о правонарушениях в таможенной сфере.

Товарный голод того времени, экономическая разруха, допущение в торговлю частного капитала и мелких предпринимателей создавали обстановку, при которой в товарообороте стала принимать участие значительная часть населения страны, постоянно нарушавшие не только нормы таможенного законодательства. В товарообороте стали участвовать значительные массы заграничных товаров, перемещавшиеся через границу контрабандой. Ходоки через границу вербовались торговцами из местного населения приграничных районов. За границей существовали лавки для снабжения контрабандистов товарами и приема от них российского сырья и т.д.

Уже в первом Уголовном кодексе РСФСР 1922 года различалась контрабанда простая и квалифицированная.

В 1924 году ЦИК утвердил Таможенный Устав Союза ССР. Он состоял из 6 разделов и 283 статей.

Непосредственное осуществление таможенных операций по досмотру перемещаемого через границу имущества, начислению пошлин, документированию и принятию мер в связи с таможенными нарушениями и контрабандой производили таможни первого, второго и третьего разрядов. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, второго – разряда – в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах, третьего разряда – на грунтовых дорогах.

Порядок приема на службу служащих Главного таможенного управления и его местных органов определялся КЗоТом.

В 1929 году были утверждены правила пропуска через государственную границу произведений печати, клише, матриц, фонографических записей, рукописей документов, чертежей и т.д.

В связи с экономическим кризисом на Западе и в США в конце 20-х – начале 30-х гг. возникли серьезные сложности с экспортом и импортом. Против СССР вводились сверхпротекционные таможенные пошлины, запреты и ограничения импорта, скрытые таможенные меры против импорта (усложнение санитарного контроля, представление свидетельств о происхождении товаров т др.). Канада, например, запретила ввоз угля, строевого леса, древесной смоля, асбеста, пушнины; США – ввоз леса; Франция требовала специальных разрешений на ввоз зерна, леса и т.д.

Материальное положение сотрудников таможни в 30-ые гг. оставляло желать лучшего: оклады были низкими, ниже чем у смежных служб, работавших параллельно на границе, не доставало обмундирования, продуктов питания.

22 июня 1941 года грянула Велика Отечественная война и сотрудники таможни, расположенной на западной границе Советского Союза, вместе с пограничниками первыми приняли на себя удар фашистских войск.

Во время ВОВ деятельность многих таможен была прекращена или прервана.

В 1943 году таможни стали беспошлинно пропускать поступающие из-за границы благотворительные грузы.

После ВОВ работа таможенных учреждений стала подсиняться интересам восстановления народного хозяйства страны, как самой важной из задач государства.

Практически до конца 50-х гг. на территории Беларуси действовала только одна полноценная таможня – Брестская, штат которой к 1960 году достиг 37 человек.

В начале 50-х гг. в таможни стали направляться выпускники высших учебных заведений, владеющих иностранными языками. Большую роль в подготовке кадров играли ежегодные курсы повышения квалификации.

В 1953 году важным процессуальным новшеством явилось введение таможенной декларации – специального бланка, который должны были заполнить при пересечении границы лица, подлежащие таможенному оформлению. Позднее эти правила совершенствовались.

В связи с принятием в 1958 году «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления» существенные изменения были внесены в понятие контрабанды. Законодатель отказался от термина «квалифицируемая контрабанда», различая контрабанду, наказуемую в уголовном порядке в отличие от административно-наказуемой.

С 1 января 1965 года были отменены таможенные пошлины на товары, ввозимые из развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, что свидетельствовало о дальнейшем совершенствовании таможенно-тарифной политики.

Указом Президиума Верховного Совета страны от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс.

В 70-е годы XX века с увеличением пассажирского потока через государственную границу Совецкого Союза увеличился и поток контрабанды в обоих направлениях.

В 1976 году в связи с Законом СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Министерства внешней торговли и культуры разработали ряд мероприятий по недопущению вывоза таких предметов за границу без законных на то оснований.

Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений стал принятый в 1982 году Закон о государственной границе СССР. Реформой таможенного дела в стране явилось также создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля.

Основными предметами контрабандного вывоза были: советская и иностранная валюта, различные изделия из золота и золотые монеты, иконы, церковная утварь, антиквариат, культурные ценности, одним словом, - достояние государства. А ввозились контрабандным путем, в основном, предметы ширпотреба: различная обувь, одежда, парики женские. Большой популярностью пользовались в те годы женские головные платки – цветные, атласные и шерстяные с люрексом. В больших количествах ввозились религиозные медальоны и крестики, различного рода религиозная литература.

После распада в 1990 году Союза ССР союзные республики, входившие в его состав, приняли соответствующие законы о государственном суверенитете.

Таможенное дело в Республике Беларусь.

Приобретение Республикой Беларусь статуса суверенного государства в результате распада СССР поставило перед страной многие новые задачи, решение которых способствовало бы переходу ее экономики от командно-административной системы хозяйствования к цивилизованным рыночным отношениям. Это потребовало создания новых, иногда принципиально иных правовых норм, включая внесение серьезных изменений в законодательство в области таможенной политики и таможенного дела.

Первый Таможенный кодекс Республики Беларусь вступил в силу с 1 июля 1993 года. Кодекс, как и вступивший в силу Таможенный тариф Республики Беларусь, были созданы в соответствии с международными требованиями и стандартами, а Республика Беларусь, после принятия 26 октября 1993 года Постановления № 732 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении Конвенции о создании Совета Таможеннго Сотрудничества», подписанного 15 декабря 1950 года в г. Брюсселе, стала полноправным членом СТС.

Таможенный кодекс впервые в истории существования Республики Беларусь ввел свои национальные таможенные льготы для международных организаций, представительств иностранных государств, определил характер преступлений и административных нарушений установленного порядка национального таможенного регулирования и решил вопросы таможенного дела в Беларуси.

Ярким примером развития таможенного дела служит подписание Соглашения о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которое состоялось в Минске 6 января 1995 года. В результате уже с 1 января 1995 экспорт товаров между Беларусью и Россией стал осуществляться без таможенных пошлин. Торговля же с третьими странами стала вестись на основе единого тарифа.

Признанием того факта, что таможенная служба Республики Беларусь состоялась как государственный институт, явилось учреждение профессионального праздника таможенников. 20 сентября 1996 года Президент Республики Беларусь был подписан указ № 372 «Об установлении праздника – Дня таможенника».

Постоянно меняющиеся условия внешнеэкономической деятельности способствовали принятию новой редакции «Таможенного тарифа Республики Беларусь», который был утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 72 от 10 февраля 1997 года второго по счету «Таможенного кодекса Республики Беларусь», который 20 декабря 1997 года был одобрен Советом Республики, 17 июля 1998года вступил в силу.

9 июля 1999 года Президентом Республики Беларусь был подписан, а с 3 августа 1999 года введен в действие Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым таможенная система стала полноценной правоохранительной структурой, что позволило поднять на более высокий уровень возможности борьбы с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного регулирования.

С развалом Совецкого Союза и образованием новых, независимых государств на постсоветском пространстве не только не ослабла, но и значительно усилилась деятельность различного рода организованных групп, занимавшихся контрабандным промыслом, а также контрабандистов-одиночек.

Наступил XXI век, начался новый этап в истории белорусской таможенной службы. За минувшие годы произошло много перемен: менялась структура и штатная численность Государственного таможенного комитета и таможен, появились новые отделы и управления, увеличилось число задач, возлагаемых на таможенные органы, росло профессиональное мастерство сотрудников, совершенствовалась система подбора, расстановки и подготовки кадров, создавалась нормативно-правовая база, проводилось техническое оснащение таможенных постов и пунктов таможенного оформления, расширились и укрепились международные связи и сотрудничество таможенных органов Республики Беларусь с другими странами.

С 2007 года на территории Республики Беларусь действует третий Таможенный кодекс Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Саяпин, В. Ю. Таможенная служба. В двух томах. Кн. 1. Мытно и мытники / В. Ю. Саяпин. – Гродно: Гродн. тип., 2005. – 400 с.

  2. Саяпин, В. Ю. Таможенная служба. В 2 кн. Кн. 2. Борьба с контрабандой / В. Ю. Саяпин. – Гродно: Гродн. тип., 2005. – 616 с., [32] л. ил.: ил.

  3. Соловьев, А. К. Из истории таможенного дела: материалы и документы (Учебное пособие). / Составитель Соловьев А. К. – Мн.: «ФРИП», 1998. - 157 с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации