Головач А.И. Бизнес-план - файл n1.doc
приобрестиГоловач А.И. Бизнес-планскачать (319 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Министерство образования и науки Украины
Херсонский Национальный Технический Университет
Керченский факультет
Конспект лекций
по дисциплине «Бизнес – план»
для студентов дневной формы обучения специальностей:
«Финансы предприятий».
Курс Семестр
Лекций 36 часов
Семинарских занятий 36 часов
Самостоятельных занятий 36 часов
Всего 108 часов
Форма контроля знаний зачет
Составил: ……………………………………………….
г. Керчь 2006 г.
Лекция 1.
Структура бизнес-плана.
Бизнес-план – комплексный финансово-организационный документ, составляемый при проектировании инвестиционных проектов с недостатком финансирования.
Технико-экономическое обоснование – комплексный финансово-организационный документ, составляемый при проектировании инвестиционных проектов, основанных на собственном финансовом обеспечении (отличается от бизнес-плана отсутствием VIII и XI разделов).
Структура бизнес-плана.
Номер раздела | Наименование | Очередность написания |
I | Резюме. | 37 |
II | Характеристика продукта. 1.Технические характеристики. 2.Особенности и сравнение с аналогами. 3.Сведения о сертификации и патентах. 4.Цена. 5.Прибыль. |
11 12 13 14 15 |
III | Оценка рынка сбыта. 1.Кто покупатели. 2.Условия продаж. 3.Маркетинговая предпочтительность. |
7 8 6 |
IV | Конкуренция. 1.Конкуренты. 2.Продукция конкурентов. |
9 10 |
V | Стратегия маркетинга. 1.Реклама. 2.Схема распространения. 3.Сервис. |
16 4 17 |
VI | План производства. 1.Где производство. 2.Поставщики. 3.Наличие лимитов. 4.Оборудование. 5.Издержки. 6.Контроль качества. 7.Экология. |
18 19 20 21 22 23 24 |
VII | Организационный план. 1.Требуемые кадры. 2.Обеспечение кадрами. 3.Обязанности служб. 4.Оплата труда. |
25 26 3 27 |
VIII | Юридический план. 1.Статус организации. 2.Подчиненность. 3.Степень самостоятельности. |
34 35 36 |
IX | Оценка риска. 1.Виды риска. 2.Формы страхования. |
5 32 |
X | Финансовый план. 1.Объем реализации. 2.Баланс доходов и расходов. 3.Баланс активов и пассивов. 4.Динамика доходов. 5.Финансовый прогноз. |
28 29 30 31 1 |
XI | Стратегия финансирования. 1.Источники финансирования. 2.График возврата средств. |
2 33 |
В структуре бизнес-плана вовсе не обязательно должны присутствовать все 37 пунктов.
Пункт 3 пишется по 2-м вариантам:
по действующему предприятию расписываются обязанности действительно существующих служб;
по проектируемому предприятию составляется сетевой график.
В учебном бизнес-плане обязательно должны быть в наличии:
раздел XI;
раздел X;
пункт 3 с сетевым графиком;
пункт 22 с графиком безубыточности.
Лекция 2.
1.Финансовый прогноз.
Статьи доходов и расходов | 1 месяц | ……. | Итого за год |
Пл. | Ф. | Пл. | Ф. |
Доходы . 1.Начальный капитал. 2.Наличные от продаж. 3.Дебиторская задолженность. |
|
|
|
|
|
Итого доходы (А). |
|
|
|
|
|
Платежи. 1.Кредиторская задолженность. 2.Заработная плата. 3.Аренда земли и помещений. 4.Страхование. 5.Ремонт. 6.Коммунальные платежи. 7.Канцелярские расходы. 8.Транспортные расходы. 9.Услуги специалистов и экспертов. 10.Приобретение основных средств. 11.Выплаты процентов за кредит. 12.НДС. |
|
|
|
|
|
Итого платежи (Б) |
|
|
|
|
|
Чистый доход (А-Б) |
|
|
|
|
|
Сумма на расчетном счету на начало периода; на конец периода. |
|
|
|
|
|
Не облагаемые НДС затраты. 1.Аренда.
2.Заработная плата.
3.Страховка.
4.Коммунальные платежи.
5.Почтовые расходы.
6.Лицензионные расходы.
7.Банковские сборы.
8.Государственные транспортные перевозки.
Анализ условий безубыточности.
1.Сложить сумму всех расходов и платежей, не зависящих от объема производимой продукции.
2.Рассчитать стоимость производства одной единицы продукции.
3.Установить цену изделия, приемлемую для рынка.
4.Разница между ценой единицы продукции и расходами на нее составляет валовую прибыль на единицу продукции.
5.Рассчитать количество товара, которое придется продать, чтобы только покрыть все расходы (точка безубыточности).
R,C






TR E TC VC FC Q Q
minАналитически Q
min можно определить при помощи формулы:
Q
min = FC / (P – AVC).










R,C TC TR VC FC Q Q
min Q
opt Q
max Лекция 3.
2.Источники финансирования.
1.Торговый кредит. Такой кредит покупатель получает непосредственно у продавца.
А)
Открытый кредит – приобретение товаров с отсрочкой их оплаты;
Б)
Простой вексель – письменное обязательство выплатить определенную сумму в определенный срок.
2.Ссуда. Заемные денежные средства, приобретенные на условиях срочности, платности, возвратности.
А)
Обеспеченная ссуда – гарантией выплаты заемных средств служат высоколиквидные ценности (залог);
Б)
Ипотечный кредит – под залог земли или недвижимости;
В)
Необеспеченная ссуда – под залог отличной репутации;
Г)
Кредитная линия – растянутая во времени сумма заемных средств.
3.
Лизинг. Договор долгосрочной аренды основных средств.
А)
Возвратный лизинг (lease-back) – объект лизинга продается лизингодателю с условием последующего его взятия в аренду;
Б)
Товарный лизинг (
by-back) – аренда оплачивается не деньгами, а производимыми на арендуемом оборудовании товарами;
В)
Селенг – взятие в аренду денежных средств;
Г)
Широкий («мокрый») лизинг – арендодатель вместе с оборудованием предоставляет комплекс попутных услуг.
4.
Облигации. Выпуск долговых обязательств.
5.
Акции. Выпуск долевых ценных бумаг.
3.Обязанности служб.
ПМНО (Программный метод наблюдения и оценки) – метод сетевого планирования.1.Составить список всех действий и событий.
2.Составить цепную диаграмму взаимодействия между действиями и событиями.
3.Оценить время, необходимое для выполнения каждого действия.
4.Определить общее время выполнения всего проекта и выбрать порядок действий (определить критический путь).
5.Использовать диаграмму для управления и контроля за состоянием проекта.
1.Перечень действий и событий.
2.Составление цепной диаграммы.
№ | Описание действий | Событие | Предыдущее событие |
|
| А. Начало |
|
1 | Найти место для офиса. | В. Подписан договор аренды помещения. | А |
2 | Найти работников. | С. Наняты 3 человека. | А |
3 | Закупить мебель | D. Офис обставлен. | В |
4 | Разработать материалы для работы. | Е. Материалы разработаны. | В |
5 | Провести инструктаж работников. | F. Инструктаж проведен. | С,Е |
6 | Начать работу. | G. Принят первый посетитель. | D,F |
3.Подсчет времени выполнения действий.
Т = ( О + 4*В + П ) / 6 ;
Где: О – оптимистическая оценка;
В – вероятностная оценка;
П – пессимистическая оценка.
Действие | О | В | П | Т |
1 | 1 | 2 | 3 | 2 |
2 | 1 | 1,75 | 4 | 2 |
3 | 0,5 | 1 | 1,5 | 1 |
4 | 2 | 2,5 | 6 | 3 |
5 | 2,5 | 3,5 | 7,5 | 4 |
6 | 0,5 | 1 | 1,5 | 1 |
4.Определение критического пути.


3 (1 день)




1 (2 дня)


4 (3 дня) 6 (1 день)











2 (2 дня) 5 (4 дня) 5 (4 дня) 6 (1 день)
Существует 3 варианта путей по диаграмме:
А – В – Е – F – G = 10 дней.
A – B – D – G = 4 дня.
A – C – F – G = 7 дней.
Путь А – В – E – F – G -
критический путь (самое узкое место).
Лекция 4.
4.Схема распространения.
Стратегии продвижения товара на рынок.
«Выталкивание» - рассчитана на дистрибьюторов (посредников).
«Вытягивание» - рассчитана на конечных покупателей.
«Позиционирование» - завоевание благожелательного имиджа в глазах покупателей.
4 составных элемента системы Promotion.
1.Личная продажа – непосредственное персональное взаимодействие.
2.Реклама – продвижение товара без непосредственного персонального взаимодействия.
3.Общественные связи – спонсорство, сотрудничество со СМИ и т.п.
4.Стимулирование сбыта – купоны, скидки, конкурсы, лотереи, выставки, ярмарки и т.п.
1.Личная продажа.
а) Изучение рынка;
б) Подготовка (сбор информации, беседы, общественное влияние и т.д.);
в) Завоевание расположения клиентов;
г) Проведение презентаций;
д) Преодоление возражений;
е) Завершение продажи;
ж) Послепродажные контакты.
2.Реклама.
а)
Товарная реклама – описание свойств и преимуществ товара или услуги;
б)
Институциональная реклама – направлена на повышение престижа компании;
в)
Пропагандистская реклама – привлекающая общественные проблемы для решения своих целей;
г)
Конкурентная реклама – подчеркивает преимущества перед конкурентами;
д)
Сравнительная реклама – сопоставляет разные модификации одного и того же товара;
е)
Призыв из уст знаменитости;
ж)
Сексуальная реклама.
4.
Стимулирование сбыта.
Стимулирование спроса (купоны, премии, скидки, «сэйлы», игры, лотереи).
Стимулирование предложения (торговые скидки оптовым продавцам, предварительные закупки, торговые выставки и ярмарки).
5.Виды рисков и защита от них.Риск экономический – угроза получения убытков:
чистый риск (предполагает только вероятность получения убытков, например, риск при продаже скоропортящегося товара);
спекулятивный риск (предполагает вероятность как убытков, так и прибылей, например, спекуляция валютой).
Контроль за риском:
уклонение от риска;
предотвращение убытков (упаковка);
минимизация потерь (безотходные технологии);
передача контроля за риском (страхование).
Страхуемые и не страхуемые риски.
-
Страхуемые риски | Не страхуемые риски |
Имущественные. А) Прямая потеря собственности; Б) Косвенная потеря собственности (снижение цены). | Рыночные. А) Сезонные или циклические снижения цен; Б) Безразличие потребителей; В) Изменения моды; Г) Конкуренция. |
Личные. А) Преждевременная старость; Б) Нетрудоспособность; В) Старость. | 2. Политические. А) Войны; Б) Смена правительства; В) Ограничения свободной торговли; Г) Ограничения свободного обмена валюты; Д) Чрезмерные налоги. |
Юридические. А) Пользование автомобилем; Б) Пребывание в частной собственности; В) Производство товаров (лекарства); Г) Профессиональные ошибки (программист). | 3. Производственные. А) Неэкономичная работа оборудования; Б) Нехватка сырья; В) Технические проблемы; Г) Забастовки. |
Личные. А) Безработица; Б) Бедность вследствие развода или недостатка образования; В) Потеря здоровья на военной службе.
|
Лекция 5.
6.Маркетинговая предпочтительность.
Проблемные элементы маркетинга.
Product.
Физические и химические свойства.
Товарный знак.
Упаковка.
Услуги.
Гарантии.
Послепродажное обслуживание.
Price.
Ценообразование.
Скидки.
Place.
Каналы распределения.
Процесс распределения.
Promotion.
Реклама.
Личная продажа.
Формирование общественного мнения.
Стимулирование сбыта.
7.Сегментирование рынка. – Разделение потребителей на подгруппы.
-
Категория | Переменные |
1. Демографическая. | Возраст, пол, покупательская способность, профессия, образование, национальность. |
2. Географическая. | Страна обитания, город, квартал, регион. |
3. Поведенческая. | Объем потребления, тип потребления, приверженность к торговой марке, ожидаемая выгода. |
4. Психографическая. | Социальный класс, личностные характеристики, образ жизни. |
8.Условия продаж (сетевой маркетинг).Multi Level Marketing (многоуровневый маркетинг).
20 % американских миллионеров занимаются сетевым маркетингом.
В сетевом маркетинге выживают только 2 % фирм.
Принципы сетевого маркетинга:
для распространения товаров и услуг фирма использует самих потребителей;
в отличие от конечных покупателей они получают право на скидки;
фирма начисляет распространителям премии за приглашение новых соискателей и за объемы продаж;
запрещено менять конечные цены;
запрещены непрямые продажи;
сотрудники действуют на свой страх и риск и не имеют прав штатных работников фирмы.
Преимущества сетевого маркетинга:
уменьшение накладных расходов на организацию продаж (рекламу, складские и транспортные расходы);
возможность резкого увеличения объема продаж за короткий срок.
Доход распространителя:
дистрибьюторская скидка (разница между ценой покупки и ценой продажи);
премии за выполнение плана товарооборота и привлечение новых распространителей.
Схема работы:
распространители делятся на уровни;
в договоре указывается, что распространители не являются представителями или сотрудниками фирмы;
фирма не несет ответственность за любые действия дистрибьютора, за его расходы и не гарантирует рост его доходов;
оговаривается сумма первоначальных инвестиций дистрибьютора;
перевод дистрибьютора на следующую ступень оговаривается определенными условиями;
каждая следующая ступень дает дополнительный процент скидки;
система имеет пирамидальный вид.
Представители:
- Herbalaife США Пищевые добавки
- Go best Польша Бытовая химия
- Neways CША Косметика
- Vita Max Россия Косметика
- Procter and Gamble США Химическая продукция
- Zeptor Швейцария Посуда
- Kodak США Фототовары
Лекция 6.
9.Конкуренты.
А) Перечень наименований;
Б) Ассортимент товарооборота;
В) Объемы продаж;
Г) Краткий SWOT – анализ.
10.Продукция конкурентов.
А) Технические характеристики;
Б) Преимущества;
В) Недостатки.
11.Техническая характеристика товара.
Товар – предмет труда, предназначенный для обмена или продажи.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара определяется его полезностью.
Полезность – степень удовлетворения какой-либо потребности:
полезность свойства;
полезность места;
полезность времени;
полезность приобретения.
-
Соль, сахар, хлеб | Коммунальное обслуживание, общепит | Услуги, идеи |
Вещественные | Невещественные |
Да | 1.Имеет ли товар зрительный образ. | Обычно нет |
Да | 2.Можно ли продемонстрировать или взять назад. | Обычно нет |
Да | 3.Можно ли произвести товар заранее. | Обычно нет |
Обычно да | 4.Поддается ли стандартизации | Обычно нет |
Обычно да | 5.Можно ли отделить товар от производителя. | Обычно нет |
Товары повседневного спроса – легкодоступные, дешевые и широко рекламируемые.
Товары длительного пользования – при их покупке тратится много времени для сравнения цен, качества, стиля.
Товары специального ассортимента – ради их приобретения покупатель готов затрачивать дополнительные усилия («Chanel», «Porsche», «Parker», «Zippo»).
Товарный знак – любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы.
Торговая марка – товарный знак, зарегистрированный в законном порядке и дающий владельцу исключительное право на его использование.
Лицензирование (франчайзинг) – предоставление компании права на использование имени или товарного знака для продажи своей продукции.
Упаковка:
предохраняет товар от повреждения и порчи;
подчеркивает преимущества товара;
облегчает размещение и реализацию;
увеличивает удобство покупки;
улучшает доступ к информации о товаре.
Жизненный цикл товара.













Q TR ТП t
Внедрение рост зрелость спад
Номенклатура – полный перечень товаров, продаваемых компанией.
Ассортимент – группа товаров, имеющих родовое сходство.
Обновление ассортимента – разработка новых изделий.
Расширение ассортимента – выпуск новых разновидностей основного товара.
Пополнение ассортимента – добавление более дорогих или более дешевых товаров для привлечения новых групп покупателей.
Лекция 7.
12.Особенности и сравнение с аналогами.
А) Особенности физических и химических свойств;
Б) Особенности технологии производства;
В) Особенности сырьевой базы и комплектующих изделий;
Г) Особенности транспортировки и доставки;
Д) Особенности потребления.
13.Сведения о сертификации и патентах.
А) Лицензии на производство;
Б) Лицензии на продажу;
В) Сертификаты соответствия;
Г) Сертификаты качества;
Д) Патенты;
Е) Авторские права.
14.Ценообразование.
Цели ценообразования:
получить запланированную прибыль;
увеличить объем продаж;
завоевать большую долю рынка;
ослабить конкурентов;
создать товару определенный имидж;
выполнить социальные задачи.
Скользящая цена – высокая цена, устанавливаемая в момент внедрения товара с последующим ее снижением.
Цена проникновения (демпинговая цена) – низкая цена, устанавливаемая в момент внедрения на рынок, с целью быстрого достижения необходимого объема продаж.
Ценовая дискриминация – предоставление скидок определенным группам покупателей, для увеличения общего объема продаж.
Ценовая эластичность – способность изменения количества продаваемого товара в зависимости от изменения его цены.
Наценка – надбавка к сумме издержек при установлении цены для получения прибыли.
Товарооборот – число оборотов объема товарных запасов за год.
Стратегия «некруглых цен» - установление цены чуть ниже следующей круглой цифры ( 9,99 $ ).
Торговая скидка – предоставляется оптовым продавцам.
15.Прибыль.
А) Расчет прибыли на весь объем продаж;
Б) Расчет прибыли по ассортиментным группам товаров;
В) Расчет прибыли по важнейшим товарным единицам.
16.Реклама.
Издержки на тысячу – издержки, необходимые для доведения численности рекламной аудитории до 1 тыс. чел.
Охват – численность рекламной аудитории, достигнутая за определенный период времени.
Частота – среднее количество рекламных сообщений в определенный период времени (отношение общего числа сообщений к совокупной аудитории в единицу времени).
Структура рекламы в США:
газеты 25,1 %;
телевидение 22,1 %;
«желтые страницы» 6,9 %;
прямые почтовые отправления 18,2 %;
радио 6,8 %;
журналы 5,3 %;
деловые издания 2,2 %;
уличная реклама 1 %;
прочие («Интернет», пакеты, «живой рупор», «сэндвич», спонсорство и т.д.) 12,4 %.
Премия – бесплатное или очень дешевое приложение к основному товару.
Специализированная реклама – на календарях, авторучках, брелках для ключей, расческах (работает значительное время и все время - на глазах).
17.Сервис.
А) Перечень бесплатных сервисных услуг;
Б) Перечень платных сервисных услуг;
В) Перечень послепродажных сервисных услуг.
18.Где производить.
Близость к потребителям (парикмахерская и рыбколхоз).
Близость к сырьевой базе (рыбколхоз и парикмахерская).
Наличие транспортных коммуникаций (шахта и консалтинговая фирма).
Наличие информационных каналов (птицеферма и интернет-кафе).
Наличие трудовых ресурсов.
Экологические ограничения.
19.Поставщики.
Имя и имидж (гарантия качества и дополнительная реклама).
Транспортные и торговые издержки.
Психологические предпочтения потребителей (чеченская нефть, российский газ, израильская пшеница для ливанцев).
Цены и качество.
Лекция 8.
20.Наличие лимитов.
По потребителям.
По возможностям сырьевой базы.
По пропускной способности коммуникаций.
По юридическим и экологическим ограничениям.
По финансовым возможностям.
21.Оборудование.
Наименование и основные технические и технологические характеристики.
Причины выбора именно этого оборудования.
Каналы поставки.
Цены.
22. Издержки.
Постоянные издержки (fixed costs).
Переменные издержки (variable costs).
Валовые (общие) издержки (total costs).
Точка безубыточности и зона финансовой безопасности.
Пути сокращения издержек.
Контроль качества.
Наличие ГОСТов и сертификатов.
Способы контроля:
Визуальный контроль (поточная линия);
Автоматизированный контроль (фотоэлементы);
Экспертный контроль.
Обоснование выбора способа контроля.
Экология.
Наличие законов, подзаконных актов и постановлений местных органов власти (прибрежные зоны, курортные зоны, черта города, заповедная зона и т.п.).
Проблемы, связанные с экологией (вредные выбросы, необходимость наличия очистных сооружений, необходимость уплаты штрафов и т.п.).
Способы решения экологических проблем.
Стоимость решения проблем.
Требуемые кадры.
Производственный сектор.
Организационный сектор.
Маркетинговый сектор.
Рекламный сектор.
26.Обеспечение кадрами.
Необходимо расписать пути и способы набора требуемых кадров.
27.Оплата труда.
Элементы индивидуального дохода.
Доход от выполнения трудовых обязанностей:
доход по основному месту работы;
доход от работы по совместительству;
денежное довольствие военнослужащих.
Доход от продажи результатов труда:
доход от подсобного хозяйства;
фермерский доход;
авторское вознаграждение.
Доход с капитала:
дивиденды по акциям;
арендная плата;
прибыль на капитал;
проценты по вкладам.
Заемный доход:
кредиты банков;
кредиты предприятий (межхозяйственный кредит, кредиторская задолженность);
суммы в долг от частных лиц.
Рисковый доход:
выигрыши по облигациям;
выигрыши в лотерею;
выигрыши в игровые автоматы;
выплаты в спортивных соревнованиях;
страховые выплаты.
Донорский доход:
плата за сдачу крови;
плата за участие в экспериментах.
Передаваемый доход:
наследство;
алименты;
дарение;
вознаграждение наследников автора.
Тарифное соглашение.
Сфера действия.
Условия приема на работу и испытательного срока.
Режим работы и рабочее место.
Условия увольнения.
Социальная защита при выслуге лет.
Условия и режим выплаты заработной платы.
Надбавки к тарифам и окладам.
Оплата времени болезни.
Оплата вынужденных простоев.
Оплата командировочных расходов.
Ответственность за некачественный труд.
Урегулирование спорных вопросов.
Системы оплаты труда.
Сдельные:
прямая сдельная система;
сдельно-премиальная система;
сдельно-прогрессивная система;
сдельная система с гарантированным минимумом;
косвенно-сдельная система;
комиссионная система;
подрядная система.
Повременные:
прямая повременная система;
повременно-премиальная система;
повременная система с контролируемой выработкой;
оплата труда через трудодни.
Гибкие:
остаточная система;
контрактная система;
тарифно-аттестационная система;
оплата труда через уровни квалификации.
Лекция 9.
28.Объем реализации.
Необходимо расписать структуру потоков денежных средств по периодам и ассортименту выпускаемой продукции.
| Периоды (по месяцам года) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Год |
Затраты: А B С D Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выручка: А B С D E |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29.Баланс доходов и расходов.
Баланс в тыс. грн. | Кварталы года | Год |
I | II | III | IV |
Основные средства: - балансовая стоимость - амортизация - остаточная стоимость (А) |
2200,0 160,5 2039,5 |
2039,5 160,5 1879,0 |
1879,0 160,5 1718,5 |
1718,5 160,5 1558,0 |
2200,0 642,0 1558,0 |
Текущие активы: - сырье и материалы - незавершенное производство - готовая продукция |
|
|
|
|
36,0 16,0 37,0 |
Расчеты и средства: - дебиторы-потребители - денежные средства |
|
|
|
|
53,0 10,0 |
Всего текущие активы (В) |
|
|
|
| 152,0 |
Всего активов (А + В) |
|
|
|
| 1710,0 |
Текущие обязательства: - краткосрочные кредиты - кредиторы-поставщики |
|
|
|
|
102,0 31,0 |
Всего текущие обязательства(С) |
|
|
|
| 133,0 |
Чистые текущие активы (В-С) |
|
|
|
| 19,0 |
Чистые активы (А + В – С) |
|
|
|
| 1577,0 |
Капитал (D) |
|
|
|
| 1577,0 |
Долгосрочные займы (Е) |
|
|
|
| 1000,0 |
Используемый капитал (D+Е) |
|
|
|
| 2577,0 |
30.Баланс активов и пассивов.
Составляется только для действующего предприятия.
31.Структура доходов и прибыли.
Показатели | I кв. | II кв. | IIIкв. | IV кв. | Год |
1. Валовой доход (А) |
|
|
|
| 675,0 |
2. Валовые издержки (В) |
|
|
|
| 303,0 |
3. Валовая прибыль (А – В) |
|
|
|
| 372,0 |
4. Амортизация (F) |
|
|
|
| 80,0 |
5. Валовая прибыль с учетом амортизации |
|
|
|
|
292,0 |
6.Накладные расходы (С): производственные административные маркетинговые непроизводственные |
|
|
|
| 210,0 60,0 40,0 20,0 90,0 |
7. Всего себестоимость (B + F + C) |
|
|
|
| 593,0 |
8. Чистая прибыль до уплаты налогов (А – В – С) |
|
|
|
|
162,0 |
9. Проценты по краткосрочному кредиту |
|
|
|
|
10,0 |
10. Проценты по долгосрочному кредиту |
|
|
|
|
20,0 |
11. Налог на прибыль (30%) |
|
|
|
| 48,6 |
12. Чистая прибыль |
|
|
|
| 83,4 |
Лекция 10.
32.Программа уменьшения рисков и страхования.
Необходимо расписать в соответствии с прогнозируемыми рисками.
33.График возврата инвестиционных средств.
Краткосрочный кредит – предоставляется на срок до одного года для приобретения сырья и вспомогательных материалов. Процентная ставка по такому кредиту обычно ниже, чем по долгосрочному кредиту.
Долгосрочный кредит – предоставляется для обновления основных производственных фондов на срок более 1 года.
В нашем примере: к.с.к – 10000 $, сроком на 1 месяц, под 30% годовых,
Д.с.к. – 100000 $, сроком на 2 года, под 80 % годовых.
Дата | Получение кредита | Возврат кредита |
К.с.к. | Д.с.к. | К.с.к. | Д.с.к. |
Долг | % | Долг | % |
1.01.2004 | 10000 | 30000 | - | - | - | - |
1.02.2004 | - | - | 10000 | 250 | - | - |
1.07.2004 | - | 30000 | - | - | - | - |
Итого за I год | 10000 | 60000 | 10000 | 250 | - | - |
1.01.2005 | - | 25000 | - | - | - | - |
1.04.2005 | - | 15000 | - | - | - | - |
Итого за II год | - | 40000 | - | - | - | - |
1.01.2006 | - | - | - | - | 100000 | 112000 |
Всего | 10000 | 100000 | 10000 | 250 | 100000 | 112000 |
34.Статус организации.
1.Государственное (муниципальное) предприятие – образуется за счет бюджетных средств.
2.Унитарное предприятие – не наделено правом собственности на имущество (филиал).
3.ООО – образуется за счет вкладов участников.
4.Товарищество на вере – вкладчики рискуют только в пределах своего вклада.
5.АООТ – акции продаются по открытой подписке.
6.АОЗТ – акции продаются только членам общества.
7.Смешанное акционерное общество – часть акций принадлежит государству.
8.Частное предприятия – образуется за счет средств граждан и предусматривает индивидуальную ответственность собственника и право найма рабочей силы.
9.Индивидуальное предприятие – основано на личной собственности и исключительно на личном труде.
Организационные формы.
1.Концерн – объединение предприятий на основе финансовой зависимости от одного или группы субъектов предпринимательства.
2.Консорциум – объединение промышленного и банковского капиталов.
3.Конгломерат – материнская фирма, объединяющая несколько филиалов.
4.Холдинговая компания – более 50 % акций принадлежит совместному фонду.
5.Венчурное предприятие – объединение экономических субъектов на период выполнения эксклюзивного проекта.
6.Офф-шорная компания – компания с юридическим адресом в регионе с налоговыми льготами.
7.Картель – соглашение, регламентирующее цены, границы рынков сбыта или другие частные условия.
8.Синдикат – картель с централизацией организационных функций в едином органе.
9.Трест – объединение разноплановых предприятий под контролем единого юридического лица.
Лекция 11.
35.Подчиненность.
Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов товарищества.
Устав – свод правил, регулирующих деятельность фирмы, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами.
Совместное предприятие :
1.Соглашение об общих целях.
2.Объединение капиталов.
3.Совместное управление.
4.Раздел прибылей и рисков.
5.Совместный совет директоров.
Малое предприятие – объединение собственности и управления в одном лице. Направления деятельности МП в Украине:
бухучет;
сбыт продукции;
обучение персонала;
почтовые операции;
вычислительные услуги;
консалтинг;
программное обеспечение;
помощь в трудоустройстве;
рекламные услуги;
прокат автомобилей;
ремонт автомобилей;
розничная продажа;
печатные услуги;
фотография;
коммунальные услуги;
общественное питание.
Франчайзинг – система контрактных отношений крупной компании с мелким собственником.
Товарный франчайзинг – распределительная система для сбыта товаров.
Деловой франчайзинг – выдача лицензий на торговый знак и право ведения розничной торговли.
Региональный франчайзинг – договор об эксклюзивных правах в регионе.
36.Степень самостоятельности.
Заполняется только для действующих предприятий.
37.Резюме.
Составляется конкретно по каждому бизнес-плану как итоговый заключительный документ.
КПЗ 1.
Задача.
При помощи методов математической статистики построить график безубыточности и сделать его полный анализ.
Q | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
FC | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
VC | 3 | 5 | 7 | 10 | 14 |
TR | 1 | 7 | 13 | 18 | 25 |
Qфакт. | 7 |
Тесты.
1.При помощи какого кредита одно предприятие может дать ссуду другому предприятию в денежной форме?:
а)торговый кредит;
б)коммерческий кредит;
в)межхозяйственный кредит;
г)товарный кредит.
2.как называется разновидность лизинга, при которой предприятие берет оборудование в аренду для своей дочерней фирмы?:
а)лизинг-бланко;
б)лиз-бэк;
в)бай-бэк;
г)хайринг.
3.Среди долговых ценных бумаг найдите долевую:
а)облигация с нулевым купоном;
б)привилегированная акция;
в)соло-вексель;
г)сертификат акций.
4.Какая из акций не дает права голоса?:
а)отсроченная;
б)ограниченная;
в)винкулированная;
г)именная.
5.Найдите нестрахуемый риск:
а)работа каскадера;
б)падение метеорита;
в)появление морщин;
г)риск не поступления в ВУЗ.
6.Найдите пример постоянных расходов на сталелитейном заводе:
а)заработная плата сталевара;
б)заработная плата водителя грузовика в отделе сбыта;
в)заработная плата кузнеца во вспомогательном цехе;
г)заработная плата водителя служебного автобуса.
7.Найдите пример переменных расходов для мебельной мастерской:
а)аренда производственных помещений;
б)аренда помещения под офис;
в)покупка патента на изготовление новой мебели;
г)уплата разового сбора на право выездной торговли на ярмарке.
8.Найдите пример отрицательной зоны финансовой безопасности:
| Q | P | FC | VC |
А) | 12 | 4 | 12 | 36 |
Б) | 8 | 7 | 10 | 40 |
В) | 6 | 11 | 15 | 50 |
Г) | 10 | 8 | 30 | 55 |
9.Найдите пример неустойчивого рынка:
| Edp | Esp |
А) | 0,8 | 0,7 |
Б) | 20,0 | 0,1 |
В) | 0,2 | 15,0 |
Г) | 15,0 | 20,0 |
10.Найдите пример товара с очень неэластичным спросом:
а)хлеб; б)кроссовки фирмы «Adidas»; в)пиво «Оболонь»; г)земля.
КПЗ 2.
Задача.
При помощи методов математической статистики построить график безубыточности и сделать его полный анализ.
Q | 2 | 4 | 6 | 8 |
FC | 2 | 2 | 2 | 2 |
VC | 2 | 4 | 6 | 8 |
TR | 4 | 7 | 9 | 10 |
Qфакт. | 5 |
Тесты.
1.Найдите ситуацию, соответствующую понятию «Овердрафт»:
а)отрицательное дебетовое сальдо на банковском счету;
б)превышение валютных обязательств над валютными требованиями;
в)превышение величины спроса над величиной предложения;
г)покупка ценных бумаг с обязательством обратной их продажи по более низкой цене.
2.Как следует называть мелкооптового торговца, который привез партию товара на рынок и торгует самостоятельно?:
а)дистрибьютор; б)брокер; в)джоббер; г)ритейлер.
3.Как следует называть рыночного реализатора (продавца в рыночном киоске)?:
а)риэлтер; б)ритейлер; в)дилер; г)маклер.
4.Какая из ценных бумаг наиболее ликвидная?:
| Номинальная стоимость | Минимальная цена продажи | Максимальная цена покупки |
А) | 1500 | 1600 | 1450 |
Б) | 200 | 300 | 220 |
В) | 700 | 900 | 750 |
Г) | 1200 | 1500 | 1300 |
5.Найдите вариант «Открытой длинной валютной позиции»:
| Валютные требования | Валютные обязательства |
А) | 700 | 700 |
Б) | 1300 | 1200 |
В) | 900 | 1400 |
Г) | 0 | 600 |
6.Каким образом эластичность спроса (E
dp) связана с эластичностью предложения товара (E
sp) ?:
а)если Е
dp > 0, то Е
sp < 0; б)если Е
dp < 0, то Е
sp > 0;
в)если E
dp = 1, то Е
sp = ?; г)если Е
dp = ?, то Е
sp = 0.
7.При каком значении индекса Герфиндаля (Н) можно говорить о монопольном рынке товара?:
а)Н = 0; б)Н = -1; в)Н = 10000; г)Н = 100.
8.При каком значении индекса Лернера (L) можно говорить о рынке совершенной конкуренции?:
а)L = 0; б)L = 1; в)L = -1; г)L = ?.
9.Что произойдет на рынке, если резко вырастет цена растворимого кофе?:
а)вырастет цена чая и упадет цена сливок;
б)упадет цена чая и вырастет цена сливок;
в)упадут цены и на чай, и на сливки;
г)вырастут цены и чая, и сливок.
10.Почему в последнее время резко увеличилось время показа рекламных роликов на украинском телевидении?:
а)из-за желания телекомпаний получить больше прибыли;
б)из-за увеличения активности украинских рекламодателей;
в)из-за запрета прерывать передачи рекламными объявлениями;
г)из-за улучшения качества телевизионной рекламы.
КПЗ 3.
Задача.
Кондитерский цех производит ежедневно 100 шт. тортов по цене 10 грн. за шт. Себестоимость одного торта равна 9 грн. Спрос на торты очень высок, поэтому руководства цеха решает увеличивать объемы производства. Ежедневный прирост производства с 1.01. планируется в размере 5 шт. Необходимо учесть, что все затраты по себестоимости осуществляются наличными покупками и издержками, а выручку цех получает с задержкой в один день. Остаток наличных средств по состоянию на 1.01. равен 2000 грн. Составьте платежный календарь на 10 дней, проанализируйте его и сделайте необходимые рекомендации для руководства цеха.
Тесты.
1.Как называется скидка с цены товара, предоставляемая за предоплату товарной партии?:
а) «Сконто»; б) «Спот»; в) «Своп»; г) «Спрэд».
2.Какие издержки можно назвать предельными?:
а) ТС / Q; б) ∆ТС / Q; в) VC / Q; г) ∆ТС / Q.
3.Как будет вести себя ликвидность совокупного капитала предприятия, если растет рентабельность его производственной деятельности?:
а)также будет расти;
б)будет уменьшаться;
в)никак не будет реагировать;
г)будет расти только при условии отсутствия долгосрочной задолженности у предприятия.
4.В каких условиях монополисту выгоднее осуществлять ценовую дискриминацию?:
а)когда эластичность спроса уменьшается;
б)когда эластичность спроса растет;
в)когда цены установлены выше рыночного уровня;
г)когда цены установлены ниже рыночного уровня.
5.Фермер сдает пчеловоду в аренду часть своего гречишного поля, при этом оплату получает не деньгами, а медом. Какой доход получает фермер?:
а)фермерский доход;
б)натуральный доход;
в)доход с капитала;
г)доход от подсобного хозяйства.
6.В каком случае работник не включается в состав явочной численности?:
а)если он находится в командировке;
б)если он работает за территорией предприятия;
в)если он находится в вынужденном простое;
г)если он находится в отпуске.
7.Найдите запрещенный для кооператива вид деятельности:
а)наем дворника для уборки производственных помещений;
б)покупка государственных ценных бумаг;
в)торговля оружием;
г)торговля валютой.
8.Что из ниже перечисленного нельзя назвать организацией?:
а)концерн;
б)консорциум;
в)картель;
г)конгломерат.
9.Предприятие выплачивает определенный процент от прибыли за пользование лицензией ее автору. Как называется такой платеж?:
а)паушальный платеж;
б)кост-плас;
в)стеллаж;
г)роялти.
10.Что такое «плавающий валютный курс»?:
а)курс, постоянно меняющийся в зависимости от рыночной ситуации;
б)курс, изменяющийся в зависимости от курса доллара;
в)курс, изменяющийся в зависимости от курса евро;
г)курс, изменяющийся в зависимости от курса базовой валюты.
КПЗ 4.
Задача.
В начале года маркетинговый план мебельной мастерской на текущий год был сверстан на 100 % (100 шт. комплектов мягкой мебели «Астра»). Р = 3000 грн./шт. FC = 50000 грн. AVC = 2200 грн./шт. После месяца работы некоторые клиенты отказались от своих заказов, и в портфеле заказов осталось только 60 комплектов. Маркетинговая служба нашла дополнительного оптового заказчика (∆Q = 40 шт.), однако выполнение его заказа требует дополнительных постоянных издержек на приобретение усовершенствующих приспособлений к технологическому оборудованию (∆FC = 5000 грн.), более того, новый клиент соглашается покупать продукцию по цене не выше Р
1 = 2650 грн./шт. Есть ли смысл принимать такой дополнительный заказ? Обоснуйте свой ответ аналитически и графически.
Тесты.
1.Фирма рекламирует новую разновидность своего товара с улучшенными качествами. Как называется такая реклама?:
а)институциональная;
б)сравнительная;
в)конкурентная;
г)товарная.
2.Как, с точки зрения модели БКГ назвать филиал фирмы, занимающий 0,3 %-ную долю своего сегмента рынка и 0,2 %-еый объем продаж?:
а) «собака на сене»;
б) «звезда»;
в) «дойная корова»;
г) «вопросительный знак».
3.Малое предприятие выплатило за месяц своим производственным рабочим в качестве заработной платы 10000 грн. Как можно назвать такие издержки?:
а)бухгалтерские издержки;
б)переменные издержки;
в)явные издержки;
г)цеховые расходы.
4.Какие затраты облагаются НДС?:
а)заработная плата;
б)почтовые расходы;
в)лицензионные платежи;
г)аренда помещения.
5.Как называется передаточная надпись на ценной бумаге?:
а)варрант;
б)инкассо;
в)коносамент;
г)индоссамент.
6.Что нужно сделать, чтобы увеличить значение коэффициента абсолютной ликвидности?:
а)увеличить рентабельность производственной деятельности;
б)увеличить размер дебиторской задолженности;
в)уменьшить размер краткосрочных финансовых обязательств;
г)увеличить размер кредиторской задолженности.
7.В состав комплексной производственной бригады, обслуживающей поточную линию по разливу пива, входит мастер-наладчик, следящий за исправностью поточной линии. По какой системе эффективнее всего оплачивать его труд?:
а)по повременной;
б)по контрактной;
в)по трудодням;
г)по косвенной сдельной.
8.В каком варианте не облагается налогом операция предоставления в ссуду денег?:
а)селенг;
б)бланковая ссуда;
в)ипотечный кредит;
г)межхозяйственный кредит.
9.По какой акции акционер, находящийся в длительной зарубежной командировке, рискует не получить причитающиеся ему дивиденды?:
а)ограниченная;
б)некумулятивная;
в)отсроченная;
г)винкулированная.
10.Какая операция осуществляется при помощи приказа банку осуществлять регулярные платежи по мере поступления товарных партий?:
а)инкассо;
б)револьверный аккредитив;
в)депорт;
г)овердрафт.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Украины Херсонский национальный технический университет Керченский факультет Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Разработка бизнес-плана» для студентов III курса заочной формы обучения специальности «Менеджмент организаций»Разработал: ……………………………………………………
Утверждено на заседании Методического Совета КУНКЦ:
Керчь 2006 год Контрольная работа представляет собой практически выполненный учебный бизнес-план (либо по конкретно выбранному предприятию, либо на основании собственных придуманных исходных данных). Тема учебного бизнес-плана выбирается студентом самостоятельно.
Работа выполняется в ученической тетради в клеточку. Объем работы – не менее 20 страниц.
При выполнении практических разделов учебного бизнес-плана вспомогательные графические построения обязательны, однако, они должны быть проиллюстрированы при помощи аналитических расчетов. В конце работы обязателен перечень использованных источников (не менее 5 источников). Контрольная работа, в которой не проработаны обязательные разделы учебного бизнес-плана (их перечень прилагается), к рассмотрению не допускается.
Министерство образования и науки Украины