Ответы по юридической психологии - файл n1.doc

приобрести
Ответы по юридической психологии
скачать (318 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc318kb.08.09.2012 21:06скачать

n1.doc

  1   2   3

  1. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в XX столетии.


Оформление юридической психологии как науки. Конец 19 и начало 20 в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин ( в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представляющих эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, и др.) Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. В начале 20 в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования. В изучении психологии расследования преступлений серьёзным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 г. он опубликовал книгу под названием "Внушаемость", в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. Развитие наук, в том числе наук о социальных явлениях, порождает стремление разобраться в причинах преступности, дать научное обоснование деятельности социальных институтов, занимающихся её предупреждением. Таким образом, уже в 19 в. начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

История юридической психологии в 20 столетии. Конец 19 в. - начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течении первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии.

психолог А.Р. Лурия в 1927 году -изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование "разоблачителя лжи" (лай-детектор).

Следует особо остановиться на исследованиях А. С. Тагера, считал, что уголовный процесс - это подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

А.С. Тагер возглавил экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоционального состояния.

В работах того периода активно исследовалась личность правонарушителя. Это имело свои положительные стороны, так как позволяло точно и правильно квалифицировать совершенные преступления, учитывая все объективные и субъективные моменты.

Следует отметить, что тогда в психологической практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего исследования личности, и поэтому экспертная задача не могла быть решена. Уровень практической психологии в тот период еще отставал от юридической практики.

Одной из частных задач судебно-следственного процесса является оценка личности обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. В задачу эксперта-психолога может войти общая психологическая характеристика личности (психологический портрет). Эксперт на основании своих профессиональных знаний выявляет такие свойства и качества человека, которые позволяют сделать вывод о его психологическом облике. Но экспертная деятельность, в отличие от деятельности суда и следствия, не носит социально-оценочного характера, а строится на научно обоснованных положениях психологии.

В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:

- общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками) - правосознание и правовая психология - профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности - криминальная психология, психология преступника и преступления - психология предварительного следствия - психология уголовного судопроизводства - судебно-психологическая экспертиза - психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей - исправительно-трудовая психология - этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности - психологические закономерности возникновения и развития "теневой экономики" - психология организованной преступности и др.


  1. Методологические основы. Классификация методов.

Методологическую основу юридической психологии составляют системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:

метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.

метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;

метод естественного эксперимента — направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;

метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;

метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;

биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности; метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте.

Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:

во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;

во-вторых, научное исследование должно быть объективным — это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.

Юридическая психология — самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Основа системного подхода — исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный метод позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимодействия.

Объектом изучения юридической психологии и психологии юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте его изучают юриспруденция, философия, психология и ряд других наук. Задача юридической психологии - в первую очередь исследовать и выявить психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования и разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Методология этой дисциплины отличается тем, что личность изучается в дина¬мике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела.

Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм..

Одна из наиболее важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

  1. Личностный подход в психологии. Система психических процессов. Эмоции и воля.

Личностный подход – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание.
Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория — психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.
Эмоции - простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма. Эмоции, не будучи еще формой познания (простейшей формой отражения как познания являются ощущения), вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание.

Эмоции и воля настолько тесно взаимосвязаны, что их часто объединяют в общую эмоционально-волевую систему личности, противопоставляемую познавательной. Но если эмоции лежат на низшем уровне эволюции психики, то воля является ее вершиной.

Воля - это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели. Воля, как и все психические явления, - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является объективная цель деятельности, но не сама по себе, а в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.

В проявлениях воли всегда присутствует своеобразное психическое волевое усилие, направляемое на преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению поставленных целей. Эти препятствия в одних случаях могут быть ничтожными, в других - требовать больших усилий.

Воля объединяет в себе все три основных свойства сознания: познание, отношение и переживания. Цель волевого действия всегда познается человеком в форме желаемого образа; познание значения ее достижения и существующих препятствий осознается как отношение к ней и к препятствиям; само волевое усилие переживается. При этом переживание волевого усилия наиболее сложно по своей психологической структуре и является высшей из четырех основных форм переживания личности.



  1. Память. Роль интуиции, воображения, мышления и интеллекта в решении задач.


В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.
Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная память ,Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, Двигательная память ,Эмоциональная память

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.
Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.

мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования уголовного дела. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в резуль­тате труда. Заранее предвосхищая цель своей деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Воображением называется психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Построение образов воображения, то есть таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Без развитого воображения следователя невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление — основной механизм творческого решения нестандартных задач. В практической деятельности следователя постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.


  1. Темперамент и характер.


Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.


  1. Личность и социальная группа. Социализация и социальная справедливость.

Личность и социальная группа.На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения. Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, рабочая бригада, солдаты отделения или взвода, сотрудники лаборатории, кафедры, учащиеся одного класса и т. п.), называется малой, или контактной, группой. Более высокой формой организации является социальная группа — множество людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа — коллектив. Основное назначение социальной группы – целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы. Социальные группы подразделяются на малые (в рамках непосредственного личного контакта) и большие (например, класс, партия, нация, определенная отрасль производства, государство). В повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп — семья, трудовой микроколлектив, различные группы по интересам, спортивные секции и т. п.

Социализация и социальная справедливость. Социализация личности — процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в ходе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

Понятие «социальная справедливость» характеризует как социальные достижения, так и социальные задачи, которые предстоит решать, чтобы привести всю систему общественных отношений к социальной гармонии.


  1. Сознание, ответственность и правосознание.


Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.

Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.

Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

- к материальному миру вещей и явлений;

- к другим членам общества;

- к самому себе как личности и члену общества.

Аналогичные этапы можно выявить и в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его компоненты:

- материальный мир приобретает качество принадлежности (частная, личная и государственная собственность);

- другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;

- личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.

Виды ответственности можно классифицировать главным образом по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную и другие виды ответственности


  1. Предмет и задачи психологии юридического труда. Структура профессиограммы следователя. Краткие юридические профессиограммы.


Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

--профессиограммы юридических профессий;

--индивидуального стиля и мастерства;

--воспитания профессиональных навыков и умений;

--подбора и расстановки кадров;

--стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

--профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

--профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования.
Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя,

прокурора, оперативного работника и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Значимость этой деятельности наиболее высока в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность - это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе её синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особую значимость эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных сотрудников, воспитателей ИТУ. В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения,

способность ясно излагать свои мысли.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи. Организаторская деятельность требует концентрации внимания на настойчивости, целеустремлённости, организованности и т.п.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.). Наряду с развитой письменной речью, следует развивать способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та, или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.


  1. Предмет и задачи криминальной психологии.

Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Задача современной криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки (личностные качества), которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию. В рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые являются причиной криминогенных предпосылок личности (дефекты правосознания, нравственности, культуры, эмоций и т. д.), и устанавливается причинная связь между личностными особенностями и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.


  1. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.


Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.

Правильная квалификация совершенного преступления. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), определения подлинных мотивов совершенного преступления, установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе, и т. д.

Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса).

Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокое знание следователем индивидуальных особенностей данной личности.

Работа по выявлению причин данного преступления.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).
Объем и содержание психологического изучения обвиняемого, необходимого для успешного расследования, определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.


  1. Психология насильственной и неосторожной преступности.


Личность насильственного преступника характеризуется , как правило , низким уровнем социализации , отражающим проблемы и недостатки трех основных сфер воспитания : семьи , школы . производственного коллектива .

Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством представителей окружающей среды , оправданием себя.

Алкоголь в такой группе , как правило , является катализатором , активизирующим преступную установку . Весьма актуальным для профилактики насильственных правонарушений было бы осуществление наблюдения за психическим состоянием эмоционально неустойчивых лиц ( для выявления эффектов в скрытой форме) и коррекции этих состояний , осуществляемой специальной психологической службой.

Что касается неосторожного убийства , то ученые-криминалисты всегда затруднялись назвать реальную психическую функцию ,определяющую направленность и содержание неосторожного преступления ,которая была бы самостоятельным психологическим феноменом и имела бы научно установленные закономерности. При описании психического источника неосторожности часто используются такие выражения, как "пренебрежительность ", "легкомыслие" , "беспечность", однако подобные выражения предполагают скорее социально-этическую характеристику.

Важнейшая задача - раскрыть психологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожное поведение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на которую он ориентирован.

Для мотивированной сферы правонарушений по неосторожности характерны преступная самонадеянность и небрежность, в результате которых правонарушитель либо своевременно не замечает аварийной ситуации , либо легкомысленно надеется её предотвратить недостаточно надежными средствами. Их отличает высокая импульсивность и склонность к необоснованному риску.


  1. Психология развития теневой экономики и коррупции.


Одной из главных предпосылок развития коррупции в России явился так называемый слой номенклатурного чиновничества. Существует практически единственное полное определение этого социального явления, данное в учебнике для партийных школ в 1982 г.:

«Номенклатура — это перечень наиболее важных должностей, кандидаты на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются и утверждаются данным партийным комитетом (райком, горком, обком партии и т. д.). Освобождаются от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. В номенклатуру включаются работники, находящиеся на ключевых постах».

Роль номенклатурной бюрократии была двойственной, так же как и двойной стандарт поведения, который она взяла на свое вооружение. С одной стороны, положительным моментом являлась проводимая им индустриализация, развитие широкой системы образования и внедрение культуры в массы народа. С другой стороны, экономика страдала крайней расточительностью, культура в значительной степени носила характер прямой политической пропаганды. В то же время по мере укрепления номенклатурной демократии росла и развивалась система особых привилегий: специальные жилые дома, возводимые специальными строительно-монтажными управлениями; специальные санатории, больницы и поликлиники; спецпродукты, продаваемые в спецмагазинах.

Номенклатурной бюрократии предоставлялась социальная возможность для самоочищения различными путями и средствами: развитие гласности в средствах массой информации, использование критики и самокритики и, наконец, творческий анализ наиболее успешных расследований уголовных дел о коррупции и крупных хищениях в промышленности и торговле. Вместо этого негласная доктрина налагала «табу» на выявление механизмов коррупции в высших эталонах власти. Следователи, успешно расследовавшие дела подобного рода, подверглись гонениям вплоть до увольнения из органов.

В процессе внедрения рыночных отношений в России происходил очень быстрый рост «окорыствования» общественных отношений, распространения психо-логии потребления, философии «жизни одним днем» и коммерциализации исполнения должностных обязанностей.

Следствием этого явилась смена идеалов и трансформация групповой морали российской бюрократии в сторону развития группового эгоизма. В результате в среде государственных служащих сформировалась социальная группа, экономические и другие интересы которой были направлены на удовлетворение непомерно возрастающих потребностей бюрократической элиты

Среди многих определений коррупции наиболее точная характеристика этого сложного социального явления дана в справочном документе ООН: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Таким образом, коррупция скорее синтетическое криминологическое и социально-психологическое понятие, которое следует рассматривать как совокупность родственных видов деяний, а не как конкретный состав преступлений.

Не менее сложным представляется социальное явление теневой экономики, в котором отражена «теневая» сторона экономической жизни членов общества.

Оба эти явления имеют тесные взаимные связи, а в некоторых случаях представляют сложную социальную конгломерацию, включающую незаконные действия администрации и «теневые» экономические обороты, как, например, в случаях незаконного «прокручивания» предназначенных для выдачи зарплаты денег в коммерческих структурах.

Российский чиновник имеет глубоко эшелонированную систему привилегий и льгот. Доход нашего чиновника определяется всевозможными надбавками к должностному окладу, выслугами, премиями, удвоенными отпускными пособиями с оплатой проезда до места отдыха и обратно, дотированными квартирами, дачами, поликлиниками и больницами и т. д. и в принципе не поддается учету. Это превращает в фикцию декларирование доходов чиновников высоких рангов.

С западным чиновником ситуация совсем другая: его доход, как правило, ограничен должностным окладом и потому легкоконтролируем.

Размытость доходов российского чиновника размывает его правовое сознание, затягивая в коррупцию, стирая грань между законным и незаконным.

На этой почве широко развивается злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Коррупция способствует развитию теневой экономики.

Феномен коррупции тесно связан с низким уровнем профессиональной компетентности российского чиновничества. В ряде случаев коррупционные связи являются механизмом компенсации низкого уровня профессионализма. Не будучи в состоянии компетентно разрешить сложную экономическую ситуацию, чиновник симулирует активную деятельность путем создания дополнительных запретов.

Фактором, способствующим коррупции и теневой экономике, является психология так называемого «двойного стандарта» поведения. В первую очередь это относится к декларированию органами власти целого ряда мер, в том числе законодательных, по борьбе с коррупцией.

Психологической предпосылкой развития теневой экономики и коррупции является манипулирование индивидуальным и общественным сознанием, которое способствует латентности этих явлений, их мимикрии и видоизменению. В арсенале коррупции наряду со взяточничеством находится лоббирование, протекционизм, переход политических лидеров и государственных чиновников на должности «почетных» президентов коммерческих компаний, создание таможенных и налоговых привилегий.

Американский экономист Джеффри Сакс, анализируя причины провала экономических реформ, отмечал, что коррупция стала смертельной угрозой для самого существования России. «Коррупция компрометирует идею рыночных ре-Форм на всем постсоциалистическом пространстве, однако беспрецедентных масштабов она достигла именно в России»2. Предпосылками развития коррупции в России явились низкий моральный уровень «номенклатурного слоя», отсутствие соответствующей правовой базы и возможность доступа представителей номенклатуры к «рычагам управления» российскими реформами.

Когда-то считалось, что в нашей стране если кто и не подкуплен, так это чекисты. Действительно, органы КГБ разоблачили и передали в прокуратуру ряд дел на высокопоставленных воров. Опыт других стран, в частности США, свидетельствует о том, что для борьбы с коррупцией необходим такой институт, который оказался бы способным противостоять организованной преступности. Им в России могла бы стать Федеральная служба государственной безопасности. В принципе, ФСГБ с этим согласна, что видно из цитируемого ниже документа, который называется «Актуальные проблемы практики борьбы федеральных органов государственной безопасности (контрразведки) с организованной преступностью и коррупцией».

«В развитых странах Запада спецслужбы стали подключаться к такой деятельности в той или иной мере в начале—середине 80-х годов, а в США — с конца 70-х годов. Использование разведовательных, контрразведовательных и иных методов работы спецслужб расширяет арсенал противодействия рассматриваемым опасным криминальным явлениям.

Решение этой проблемы у нас в государстве в существенной степени зависит и будет зависеть не от репрессивных, силовых мер соответствующих правоохранительных и силовых структур, а во многом связано с тем, как будут решаться общие и частные проблемы экономического, политического, социального и иного характера на пути создания цивилизованного, правового государства и общества с нормальными рыночными отношениями».

  1. Психология организованной преступности.


Организованная преступность — исключительно общественно опасное социальное явление, «пик» преступности. Она существует в виде преступных сообществ, то есть качественно иного явления, чем обычное соучастие. В основе внутренней сплоченности подобных организаций могут лежать корыстно-стяжательские, идеологические и даже политические концепции, идеи, платформы

Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспирированного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения.
Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенными принципами общности. Условиями планируемой в качестве долговременной преступной деятельности являются целесообразное распределение ролей, наличие определенной структуры группировки и иерархии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация.
Организованная преступность — устойчивое явление, трудно поддающееся предупредительно-профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жестокими мерами воздействия.
Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. Создание преступного сообщества — это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности.
На активизацию организованной преступности влияют такие явления, как снижение жизненного уровня населения, дальнейшая его имущественная дифференциация, распространение частнособственнической психологии, ослабление властных и управленческих структур, резкая политизация общественной жизни, снижение доверия к официальным институтам государства. Непосредственно на организованную преступность воздействует и «война законов», отсутствие демократических механизмов контроля за властными и управленческими структурами, определенная либерализация ответственности за деяния, посягающие на общественные интересы, отсутствие действенной системы финансового контроля за доходами и расходами граждан и должностных лиц и связанная с этим неэффективная борьба с коррупцией.


  1. Психологическая характеристика потерпевшего.


Психическое состояние потерпевшего во многом определяется его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями из-за ущерба.

Показания потерпевшего – средство защиты его интересов. Часто показания насыщены оценочными элементами, но значение имеют только фактические сведения.

Психические состояния потерпевшего следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

Травмирующие воздействие событий приводит к преувеличению временных интервалов. Грубые физические воздействия вызывают нарушение психической деятельности, однако, предметы и действия преступника запоминаются часто.

У потерпевшего возникает сложный нервно-эмоциональный комплекс со взаимодействием чувств стыда, обиды, унижения, мести, агрессивности. От полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности. Из-за чувства стыда показания могут умышленно искажаться.

При производстве следственных мероприятий может формироваться механизм психологической защиты от повторных психотравмирующих воздействий.

Следователь должен быть тактичен, внимателен, ему необходимо улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно внимательно должны быть рассмотрены просьбы о прекращении дела (может быть вызвано давлением).


  1. Исследование личности обвиняемого (подозреваемого). Психологический анализ показаний обвиняемого (подозреваемого).

Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследования его внутреннего мира , потребностей и побуждений , лежащих в основе поступков , черт характера , индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности .

Объём и содержание психологического изучения обвиняемого , необходимого для успешного расследования , определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.

Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления , и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого .

Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения. Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемого его прав. В психологическом плане важно, чтобы это было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить подтверждение того, что обвиняемый все понял.

2 стратегии поведения: стремление избежать суда и наказания или осознание неизбежности суда.

Защитная тактика: активная (дача ложных показаний, уничтожение вещдоков) или просто отказ сотрудничать. Защитные механизму формируются уже при возникновении преступного умысла, затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Защитная доминанта определяет направленность психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но это и слабость обвиняемого.

Часто самооценка отличается низкой самокритичностью, неадекватностью; внутренне не осуждают себя, формируют у себя механизм психологической защиты. Человек осуждает себя только если переходит границы собственных поведенческих принципов.

Нарушенные социальные нормы как правило обесценены (поэтому нет чувства вины). Уличение в бесчестие может не волновать, но уличение в предательстве, трусости – глубоко оскорбить.
Показания обвиняемого. 2 стратегии поведения: стремление избежать суда и наказания или осознание неизбежности суда. Защитная тактика: активная (дача ложных показаний, уничтожение вещдоков) или просто отказ сотрудничать. Защитные механизму формируются уже при возникновении преступного умысла, затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Защитная доминанта определяет направленность психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но это и слабость обвиняемого. Нарушенные социальные нормы как правило обесценены (поэтому нет чувства вины). Уличение в бесчестие может не волновать, но уличение в предательстве, трусости – глубоко оскорбить.

Показания потерпевшего. Психическое состояние потерпевшего во многом определяется его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями из-за ущерба. Показания потерпевшего – средство защиты его интересов. Часто показания насыщены оценочными элементами, но значение имеют только фактические сведения. Психические состояния потерпевшего следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. Травмирующие воздействие событий приводит к преувеличению временных интервалов. Грубые физические воздействия вызывают нарушение психической деятельности, однако, предметы и действия преступника запоминаются часто. У потерпевшего возникает сложный нервно-эмоциональный комплекс со взаимодействием чувств стыда, обиды, унижения, мести, агрессивности. От полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности. Из-за чувства стыда показания могут умышленно искажаться. При производстве следственных мероприятий может формироваться механизм психологической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Особенно внимательно должны быть рассмотрены просьбы о прекращении дела (может быть вызвано давлением).


  1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.


Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему. Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий

Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.


  1. Подросток и преступление. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

Подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным воздействием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п. Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, ин­дивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и т. д.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, как правило, проводится по схеме:
наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;
ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение под­ростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;
личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;
правосознание подростка*. Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы и учебы. Необходимо выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась в школе, каково было его отношение к общественной работе, как он учился, с кем дружил, каков этот подросток в общении с другими школьниками (агрессивен, раздражителен, напорист, избивает младших и т. д.); общителен, замкнут, правдив, жаден или щедр, считается ли с мнением коллектива, в котором он учится, его непосредственное отношение к родителям и учителям. Важно установить и знать, как он воспринимал меры наказания за совершенные проступки и каково его отношение к принятым мерам и т. д.
Если подросток уже работает, то надо выяснить, с какого времени и какую работу он выполняет, работал ли он раньше, сколько классов окончил, как он относился к работе, размер заработной платы, его жилищные условия, а также круг друзей на работе, интересовался ли искусством, спортом, книгами, техникой; имелись ли случаи нарушения трудовой дисциплины, принимал ли какое-либо участие в общественной жизни, если нарушал дисциплину, то как он относился к применяемым мерам наказаний, и т. п.
Следует помнить, что в подростковом возрасте отмечаются снижение порога возбудимости центральной нервной системы, ослабление в ней процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность и дезинтегрированность реакций подростка на воздействие внешних раздражителей, повышенный интерес к событиям жизни, стремление к участию в них, различная самооценка своих сил и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего.
При этом важна психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта и т. п. Психолог при анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка исследует особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. Безусловно, что при специфике принятия решений, которая в подавляющем своем большинстве учтена в уголовно-процессуальном законодательстве, изучаются индивидуальные свойства личности несовершеннолетнего подростка. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.


  1. Психология реконструкции события преступления.


Предварительное следствие — это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем Можно выделить два направления такой реконструкции.

1.Реконструкция непосредственно события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции является получение исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне состава преступления.

2.Исследование личности преступника в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию. Целью такого исследования является получение полной информации о субъекте преступления и его субъективной стороне, о конкретных причинах преступления, которые проявляются через преступные установки и преступное поведение данной личности. Между реконструкцией события преступления и изучением личности преступника имеются некоторые различия.

Все сведения, которые получает следователь, можно разделить на две категории.

1. Материальные следы — объективная информация о событии преступления и личности преступника, которая может быть исследована и идентифицирована естественнонаучными методами (по следу рук, ног, крови, слюны, следам нарезки на оболочке пули и т. п.).

2. «Идеальные следы» — информация о событии преступления и личности преступника, которую люди знают и могут воспроизвести на допросе.

Судебная психология исследует преимущественно закономерности образования, хранения и воспроизведения следов второй категории.

Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая имеет свою программу, а по ряду признаков отличается от других видов человеческой деятельности.

Процесс познания начинается с получения необходимой информации о предмете исследования (следы преступника, изменения, которые были вызваны его действиями, и т. Д)

При осмотре места происшествия следователь сталкивается с совокупностью вещей и обстоятельств, которые либо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким образом, что не позволяют сразу нащупать путь расследования. Элементы этой совокупности обладают бесчисленным количеством признаков, каждый из которых может иметь решающее значение для раскрытия преступления. Поэтому следствие, которое идет по пути полного перебора всех вариантов с отбрасыванием неудачных проб, нерационально или даже невозможно. Чтобы действовать целесообразно в условиях этой практически бесконечной среды, следователь избирательно связывает между собой элементы совокупности и создает систему доказательств.

На основе профессиональных знаний и профессионального опыта у следователя складываются устойчивые структуры, позволяющие делать прогноз относительно основных объектов, их содержания и внутренней связи на месте происшествия

«Схема убийства» предполагает определенное значение соответствующей информации, которая вычленяется на месте происшествия. Чем полнее схема, тем ближе следователь к раскрытию убийства. Чем меньше блоков схемы ему удается заполнить, тем выше уровень неопределенности, который, как было показано выше, устраняется на различных этапах деятельности различными способами.

Второй этап в деятельности следователя характеризуется получением информации путем общения и реализуется с помощью коммуникативных структур.

В структуре общения условно выделяют три аспекта: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. Коммуникация — это специфический обмен информацией между общающимися индивидуумами. Интеракция заключается в организации взаимодействия между людьми, отражая ее поведенческий аспект. Перцепция — процесс восприятия и взаимопонимания друг друга партнерами по общению. Общение — это неразрывное единство коммуникации, перцепции и интеракции.

Из-за того что следователь воспринимает в процессе расследования не сами устанавливаемые события, а их отображения, увеличивается опасность различных ошибок. В силу, например, того, что отображения содержат обычно не всю информацию о том, что произошло, а лишь ее часть, в тех случаях, когда речь идет об отображениях остающихся в сознании отдельных людей (потерпевших' свидетелей и др.), некоторые факты объективной деятельности могут запечатлеться в их сознании в искаженном виде. Возможны потери и искажения информации при ее получении. Кроме того, всегда существует опасность принять за следы преступления также отображения, которые являются следствием других причин.

Для того чтобы избежать возможных в этой связи ошибок, следователю необходимо хорошо разбираться в психологии формирования отдельных видов доказательств, психологические факторы, обусловливающие потери и искажения информации, и уметь ослабить их действие, проявлять постоянную заботу о проверке поступающей информации.

Поскольку полная картина совершенного преступления воссоздается при расследовании опосредованным путем, знание, которое должен получить в ходе расследования следователь, всегда появляется как результат сложной мыслительной работы. Это сближает деятельность следователя по раскрытию преступления и установлению виновных в нем лиц с научным исследованием.

Расследуя уголовное дело, следователь в процессе реконструкции события преступления имеет дело с несколькими системами.

- Объективная система предметов, их свойств и отношений (например, квартира, в которой обнаружен труп со следами насильственной смерти. Осматривая эти предметы и постигая имеющиеся между ними связи, следователь вычленяет криминиалистически значимую информацию. При этом он имеет дело со знаками — сигналами (взломанный сейф и др.), иконическими знаками — изображениями (след протектора автомобиля, след руки, ноги и т. п.).

- Система, отражающая вещи, предметы, их свойства и отношения в закодированном виде: например, система документооборота при расследовании дела о хищении, техническая документация по делу о нарушении правил техники безопасности, проектно-сметная документация по делу о хищении на строительном объекте и т. п.

Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решать следователь. Психологические аспекты следственной ситуации — это частный случай психологии деятельности субъекта вообще. Процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается «в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности — вот что составляет предмет психологии».

Понятие «следственная ситуация» является частным случаем используемого в психологии термина «задача», в которой есть цель, поставленная в определенных условиях, и отсутствуют очевидные способы ее достижения. Поведение следователя — это последовательный выбор вариантов действий в ограниченных законодателем пределах.

В одной и той же следственной ситуации могут быть приняты различные решения. Их выбор в значительной степени связан с профессиональным потенциалом реконструктивных качеств, навыков и умений следователя. Эффективность разрешения следователем следственной ситуации во многом зависит от умения прогнозировать ее дальнейшее развитие. Степень точности прогноза зависит от профессионального опыта, правильности оценок индивидуальных особенностей личности (допрашиваемого, обыскиваемого и др.), от характера поступающей информации, от правильности оценки собственных возможностей, от способности руководствоваться «чувством близости решения».

Успешность разрешения следственной ситуации в значительной степени детерминирована профессиональным опытом следователя.

Обычно в мышлении следователя и других участников уголовного судопроизводства, особенно на первом этапе расследования, создается несколько вероятностных моделей складывающейся по уголовному делу ситуации. Степень адекватности этих моделей реальной ситуации может быть различной. Более того, нередки случаи, когда ни одна из них не соответствует объективной обстановке, фактическому положению и лишь в дальнейшем, на более поздних этапах, следователю удается создать адекватную или, по крайней мере, более адекватную, чем раньше, модель реальной ситуации.

Психологические особенности деятельности следователя определяются экстремальностью условий, которая проявляется прежде всего в том, что следователь обязан раскрыть преступление и установить виновных в нем лиц в течение определенного срока.

Данное обстоятельство нередко весьма существенно «давит» на психику следователя, особенно в тех случаях, когда речь идет о расследовании уголовных дел о тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, разбой и т. п.), а преступление длительное время раскрыть не удается. Это порождает ряд опасностей, которые необходимо учитывать. Одной из них является поспешность и торопливость при производстве расследования.

Хорошего следователя характеризует объективность в оценке и анализе собранного им самим и полученного из различных источников материала. Опытные следователи подчеркивают, что умение вовремя отказаться от внешне заманчивой версии, которая находится в противоречии с другими объективными материалами дела, порой является залогом успеха. В особенности это имеет важное значение в делах, где может иметь место самооговор, в делах о преступлениях несовершеннолетних, а также в делах об убийствах, когда собранных доказательств бывает явно недостаточно для принятия однозначного решения

  1. Психология осмотра места происшествия.


Осмотр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя:

--преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы;

--преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений; преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления;

--следы преступления были преступником инсценированы.

--из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве.

При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении.

Инсценировку можно распознать: чересчур демонстративно представлено, наличие признаков различных преступлений, несоответствие признаков на мете происшествия механизму подлинного преступления, противоречия в обстоятельствах, неестественно яркая логичность при отсутствии деталей.


  1. Психология диалога (допрос).


Допрос – способ получения личных доказательств. Полнота и достоверность зависят от соблюдения процессуальных норм закона и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.

Задача следователя – систематизировать полученную информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих каркас события. По части события восстановить его в целом.

Допрашиваемые могут: содействовать раскрытия, противодействовать, безразлично относиться к деятельности ПО.

Стадии допроса:

1-подготовка и вызов на допрос. Правильный выбор времени, изучение информационной базы – все возможные источники. Установление личности.

2-установление психологического контакта в начале профессионального взаимодействия. Разъяснение процессуальных прав.

3-выяснение в ходе допроса важной информации (стадия свободного рассказа, стадия глубокого зондирования)

4-завершение допроса, подписание протокола.

5-анализы итогов допроса. Оценка показаний, определение их истинности: обратить внимание на логическую связь, соответствие сведений другим доказательствам, общие психофизические возможности индивида.


  1. Психология очной ставки.


Очная ставка – одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц. Основание – наличие в показаниях допрашиваемых противоречий относительно одних и тех же обстоятельств дела.

Отличается повышенным динамизмом и остротой межличностного конфликтного поведения.

Различаются следующие виды очных ставок: между двумя свидетелями, свидетелем и потерпевшим, свидетелем и подозреваемым или обвиняемым, потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым, между подозреваемыми и между обвиняемыми.

Вначале устанавливается знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях находятся. Далее дают показания. Следователь задает вопросы, разрешает допрашиваемым задавать вопросы друг друга. Первым допрашивается лицо, которое дает признательные показания, а вторым – отрицающее их лицо.

Вначале снимаются противоречия относительно менее значимых обстоятельств (путем задавания косвенных вопросов), а затем – более значимых.

Следователь должен быть осведомлен о характере, психических особенностях допрашиваемых заранее. Он должен сохранять устойчивость и уравновешенность, находиться в состоянии полной психической стабильности.

Используется эффект ингибиции – эффект присутствия других людей: позволяет сориентировать допрашиваемых на социальное ожидание, возможны прорывы в защитной доминанте допрашиваемого.

Цель очной ставки – изобличение лица, противодействующего следствию. Правдивая информация выступает основным фактором психического воздействия.


  1. Психология следственного эксперимента и воспроизведения показаний на месте.


Следственный эксперимент как следственное действие проводится с целью воспроизведения определенного действия или обстановки, при которых было совершено преступление. В ходе его проведения проверяется возможность видеть, слышать определенные действия, опознавать определенные вещи и предметы при их удаленности и слабой освещенности, при проведении следственного эксперимента следователь устанавливает:

--возможно ли совершить определенные действия при конкретных условиях;

--возможно ли провести определенное действие за определенное время;

--имелась ли возможность слышать и различать определенные слова или звуки;

--наделено ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками ли умением. закон запрещает проведение следственного эксперимента, если он унижает человеческое достоинство или создает опасность для окружающих.

Содержание следственного эксперимента заключается в проведении опытов и организации посредственного наблюдения за имевшими место во время преступления реальными явлениями и процессами.

Требования: проведение эксперимента в том же месте, где произошло событие, в тоже время суток и года, при однородных физических условиях, при тех же погодных и климатических условиях и т.д.
Психологическая сущность проверки показаний на месте определяется тем, что в ней для получения информации используются 3 познавательных процесса: расспрос, наблюдение, сопоставление.

К психологическим особенностям проверки показаний на месте относятся также:

а) способность лица к восприятию и запоминанию обстановки, в которой происходит то или иное событие;

б) пространственная ориентация при воспроизведении обстановки;

в) психологическое воздействие повторного присутствия на месте расследуемого события на лицо, дающее показания с целью их проверки.

Обязательным условием проверки показаний на месте является то, что основным участником является лицо, чьи показания проверяются. Невозможна замена этого участника кем-либо другим, так как тогда теряется смысл производства данного следственного действия.


  1. Психология обыска и опознания.


Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание.

Дознание как психический процесс зависит от:

--прочности хранящего в памяти образа;

--от психического развития опознающегося общей направленности его личности, чем менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ошибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее 3х. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза.

Опознание проводят по специфическим признакам при участии минимум 3 человек.
При обыске следователь, осуществляя поиск, должен постоянно психологически воздействовать на обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или документы, используя при этом такие психологические средства внушения, как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими. Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты. Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать действия обыскиваемого лица.

Для достижения положительных результатов обыска необходимо помнить о том, что:

--нельзя приступать к нему в усталом состоянии;

--не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с ним и членами его семьи корректно и вежливо;

--устранять все отвлекающие факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и т.п.);

--не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного обследования предыдущего;

--прерываться для отдыха при необходимости, чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания;

--обращать особое внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения:

--наблюдать за поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями, чествуют и этические нормы для следователя, производящего обыск;

--нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство обыскиваемого лица;

--проводить это следственное действие в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

--следователь должен относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица;

--не оглашать писем и документов, не относящихся к обыску;

--не делать замечания членам семьи обыскиваемого по поводу образа жизни последнего.


  1. Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.


Понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования различных преступных групп, внутригрупповых динамических процессов, которые происходят в этих группах, правильная психолого-правовая и криминалистическая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки эффективных приемов и методов борьбы с ними. Среди членов любой преступной группы имеется круговая порука, которая характеризуется взаимной поддержкой друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов следует устанавливать базовую направленность каждой организованной преступной группы. Эта информация поможет точнее определить сферу, регион преступной деятельности группы, а также ее общественную опасность, примерную численность и структуру. Особое внимание необходимо обращать на нетипичные для данной группы преступления, отличающиеся более низким криминальным профессионализмом в выборе методов их совершения отдельными ее членами. Именно такой подход позволит собрать сведения о наименее защищенных от разоблачения звеньях преступной группировки, а также о ее отдельных членах, которые не отличаются достаточным уровнем криминального профессионализма. Система следственно-разыскных действий должна носить активный и упреждающий характер, что предполагает:
1) своевременную изоляцию организаторов преступного формирования от остальных ее членов;
2) выведение из-под их влияния остальных участников группы, для которых членство в ней, нормы групповой жизни и морали представляют меньшую ценность;
3) выявление лиц, не довольных отношением к ним со стороны других членов группы.
В преступных группах всегда существуют скрытые или открытые разногласия и конфликты между отдельными лицами. Из-за этих противоречий могут складываться напряженные отношения, которые обычно при задержании еще более усиливаются из-за незнания того, как поведет себя и какие даст показания другой задержанный. Такие опасения среди отдельных участников преступной группировки по поводу возможной дачи другим задержанным правдивых показаний являются объективной реальностью, которую следователь должен видеть и тактически грамотно использовать.
Именно способность сотрудников правоохранительных органов заметить в преступной группе назревающие конфликты, а также увидеть причины разногласий помогает выбирать наиболее оптимальные, тактически грамотные приемы воздействия на участников организованной преступной деятельности с целью активного использования противоречий в их показаниях.



  1. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.


В процессе предварительного следствия психолог может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлеченного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.

Применение знаний психологии способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешного разрешения сложных ситуаций при помощи психолога, выступающего в качестве специалиста-консультанта или эксперта.

Психолог в процессе предварительного следствия может участвовать в качестве:

1) консультанта по делу; 2) специалиста; 3) эксперта.

Законом предусматривается, что при допросе малолетних и несовершеннолетних лиц обязательно должен участвовать педагог. Эту же функцию можно поручить и детскому психологу – специалисту, который обладает научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеет профессиональными практическими навыками общения с детьми. В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать сове- ты и необходимые сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, а также поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства.

Аналогичные задачи решает психолог в отношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференцировать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог призван оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.

Помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации может только профессиональный психолог.


  1. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.


Судебно-психологическая экспертиза - один из видов судебных экспертиз и одно из средств установления истины в судопроизводстве. Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда.

Предметом СПЭ являются особенности лица и и психологизированные обстоятельства, которые имеют существенное значение для установления истины по делу, выявление которых требует специальных научных знаний. Но эта экспертиза некомпетентна определять достоверность показаний, мотивы и цели деяния. Экспертом назначается работник, имеющий медицинское или психологическое образование.

Составляется заключение, в вводной части указывается время и место, в исследовательской все диагностические методы, методики, процедуры, прилагаются протоколы проведения, в заключительной даются чёткие ответы на поставленные вопросы. Эксперт психолог не дет юридической оценки исследуемых обстоятельств. Заключение может являться доказательство в суде.

Объектом будет являться само преступление и преступник.

Основная задача это установить истину в судопроизводстве.

Обязательные экспертизы: экспертиза умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого, выявление способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства, установление возможного беспомощного состояния потерпевшей при половых преступлениях, установление признаков аффекта, выявление устойчивых психических аномалий обвиняемого.

Факультативные поводы: установление автора письма, установление психического состояния самоубийцы, исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении, совершалось ли деяние в ситуации необходимого риска,

Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика нспатологических психических аномалий индивида.

Методом экспертизы является метод текстов, которые должны быть пригодными (Ьалидными) и высоконадежными.

Наиболее распространенными являются следующие тесты:

оценка интеллекта, при помощи которых выявляется степень интеллекта и умения им пользоваться у испытуемого;

личностный вопросник, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

метод беседы.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любое заключение, состоит из:

вводной части, где указывается место и время составления заключения, сведения об эксперте, процессуальное основание назначения экспертизы;

исследовательской части, которая носит описательный характер;

заключительной части, дающей ответы на поставленные следствием вопросы, которые и являются выводами эксперта.

При возникновении достаточных оснований следователь может назначить повторную или дополнительную судебио-психологическую экспертизу.

Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе проведения дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть приглашено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда. Другие письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.
Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.
Экспертиза проводится посредством метода тестов. Наиболее распространенными являются следующие тесты:
1) оценка интеллекта, при помощи которой выявляется уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться;

2) личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

3) метод беседы.

Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Психологические познания представляют собой специальные знания в области психологии. Только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности, обладает профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований. Примером привлечения психолога в раскрытии преступлений может служить составление психологического портрета разыскиваемого преступника по данным показаний свидетелей. Особую важность это приобретает при оперативно-разыскной деятельности и расследовании серийных преступлений, когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.
Эксперт при проведении судебно-психологической экспертизы вправе требовать от следственных органов необходимые качественные материалы для экспертизы. Данные о личности подэкспертного лица не должны ограничиваться характеристиками с места работы и жительства, помимо этого нужно собрать полные биографические данные, сведения об отношении лица к семье, работе, сослуживцам, друзьям, к самому себе, а также информацию о поведении, об особенностях реагирования в экстремальных ситуациях и т.д.


  1. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.


Законом предусмотрены следующие случаи обязательного назначения судебно-психологической экспертизы: для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого перед экспертом будут поставлены вопросы:

- есть ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

- можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у конкретного липа отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию значения своих общественных опасных действий;

- в какой степени данное лицо могло руководить своими действиями.

для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики. для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования. При этом состояние беспомощности может быть выражено различных проявлениях:

- общая физическая слабость; - алкогольное или наркотическое опьянение; - неспособность правильно оценить ситуацию; - малолетний возраст и т. д.

для установления состояния аффекта при совершении преступления, который связан с понижением способности человека сознательно руководить своими действиями.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации