Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии - файл n1.doc

приобрести
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
скачать (305 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc305kb.08.09.2012 20:19скачать

n1.doc

  1   2   3
Ткачева В.В.

Т48 Психокоррекционная работа с матерями, воспиты­вающими детей с отклонениями в развитии. Практи­кум по формированию адекватных отношений. - М.: Из­дательство "Гном-Пресс", 1999 г. -64 с. (В помощь психологу.)

ISBN 5-89334-110-4

Данная работа является первой попыткой создания методи­ки психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Автор пособия последовательно, шаг за шагом вводит читателя в мир переживаний и проблем роди­телей аномальных детей и предлагает пути их преодоления.

Книга может стать необходимым помощником психологу, ра­ботающему в специальном учебном учреждении, другим специа­листам, а также родителям детей, имеющим проблемы здоровья.

Рецензенты:

Левченко И.Ю. кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ.

Петрова В.Г. — доктор психологических наук, профессор, дей­ствительный член Академии педагогических и социальных наук.

Введение

В последнее время все большую популярность у нас в стране приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп. Цели и задачи создания таких групп различны и многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социальными пробле­мами, которые существуют в нашем обществе.

Однако отечественной психотерапии и специальной психологии не известны примеры создания групп, в ко­торых бы осуществлялась работа по коррекции психо-травмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Родители такого ребенка, столкнувшиеся с подобной бедой, испытывают множество трудностей различного характера.

Предпринимаемые вспомогательные меры рекомен­дательного характера, осуществляемые специалиста­ми в специальных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности кор-рекционной работы с семьей аномального ребенка мож­но назвать и собственные, личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации, препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. К ним могут быть отнесе­ны: неприятие личности больного ребенка, ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя, который в одно мгновение сделает ребенка здоровым, рассмотрение рождения больного ребенка как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рожде­ния. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и вос­питания детей, формирования нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается погружен родитель больного ре­бенка.

В связи с этим представляется необходимой разра­ботка таких форм психокоррекционной работы, с помо-

щью которых могли бы быть успешно преодолены мно­гие внутриличностные конфликты и проблемы родите­лей В этом смысле наш практический опыт представ­ляется пионерским.

В основе замысла создания методики лежит твердое убеждение автора в необходимости проведения психо-коррекционной работы с родителями детей с отклоне­ниями в развитии. Апробация предлагаемой методики осуществлялась на базе специальных коррекционных учреждений г. Москвы, в которых обучаются дети с тяжелой степенью умственной отсталости и выражен­ными нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП. В работе психокоррекционной груп­пы принимали участие матери больных детей.

Предлагаемое пособие может быть использовано в ка­честве основы для проведения практических занятий с родителями больных детей в специальных детских уч­реждениях, а также в центрах психолого-педагогичес­кой помощи аномальным детям и их родителям. Этим по­собием могут пользоваться специалисты различных профилей, психологи, работающие в специальных об­разовательных учреждениях и родители больных детей.

Цели и задачи

В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассматриваем

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИ­ОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОТ­КЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ.

В связи с этим психокоррекционный процесс вклю­чает следующие задачи.

- реконструкцию родительско-детских взаимоотно­шений;

- оптимизацию супружеских и внутрисемейных вза­имоотношений,

- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоцио­нальных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;

- развитие коммуникативных форм поведения, спо­собствующих самоактуализации и самоутвержде­нию;

- формирование навыков адекватного общения с ок­ружающим миром

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особен­ностям родителей детейсотклонениями в развитии. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротич-ный, авторитарный и психосоматичный типы родитель­ниц.

Содержание психокоррекционной работы представ­лено двумя направлениями: индивидуальной и группо­вой формами работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структу­рированного интервью, а также последующих инди-

видуальных занятий психолога с матерью больного ребенка. Этот этап служит для установления непосред­ственного личного контакта между психологом и мате­рью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, кото­рые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых заня­тий. Одновременно на этом этапе психолог проводит ди­агностическое исследование психологических особен­ностей данного лица с помощью специальных методик. Индивидуальные занятия, позволяют психологу оз­накомиться с историей жизни данной женщины, выя­вить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей болезни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, ко­торые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).

На групповом этапе работьпсихокоррекционное воз­действие осуществляется не только со стороны психо­лога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Группо­вые коррекционные занятия проводятся по трем направ­лениям.

Первое направление : гармонизация взаимоотноше­ний между матерью и ее ребенком. Второе направление : гармонизация внутрисемей-ных отношений.

Третье направление : оптимизация социальных кон­тактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонени­ями в развитии.

Каждое групповое психокоррекционное занятие име­ет пять этапов работы:

1. Разминка

• Это этап занятия, на котором участницы группы под­готавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнасти-

ческие упражнения, настраивающие родительниц на оп­ределенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на вни­мание, на снятие напряжения, на сокращение эмоцио­нальной дистанции, на тренировку понимания невер­бального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.

2. Основная часть

Этот этап занятия полностью нацелен на переосмыс­ление жизненных позиций и мировоззренческих уста­новок родительниц. Для реализации основной цели пси­хологической коррекции — изменения жизненного стереотипа матери больного ребенка — нами была раз­работана специальная форма проведения занятий, по­зволившая обсуждать определенные жизненные си­туации, особо значимые для группы. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для под­ведения участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам, оказывающим воздей­ствие на высшие уровни базальной эмоциональной ре­гуляции (3-й уровень экспансии и 4-й уровень контро­ля по В.В. Лебединскому). Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной си­туации.

Психокоррекционный эффект при проведении дис­куссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обра­боткой «житейских» историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участ­ниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские и мировоззренческие уста­новки, способствующие реконструкции жизненного сте­реотипа каждой из участниц.

В рассказе описывается типичная ситуация, в ко­торой матерям детей-инвалидов приходится или при-

ся или приходилось часто бывать Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реак­ции как родительниц, так и лиц их окружающих

Одновременно рассказ используется как ведущий ме­ханизм коррекционного воздействия, при котором об­суждение или проигрывание конфликтной ситуации осу­ществляется не от первого, а от третьего лица.

Написанный крупным шрифтом текст рассказа поме­щается перед участницами группы таким образом, что­бы каждая из них могла бы его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается психологом вслух. Каждый рас­сказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начи­нается обсуждение участницами группы ситуации, из­ложенной в рассказе. Цель обсуждения, которая ставит­ся психологом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправле­нию сложившегося положения.

Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из уча­стниц группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на вопрос психолога: «А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?» Высказы­ваемые точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует организации дис­куссии. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя общий итог сказанному.

По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуаций выделяется два типа рассказов:

- рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в ко­тором повествуется о продуктивных формах взаимо­отношений внутри семьи и между отдельными ее чле­нами (например, рассказы «Воскресенье — день общения», «Стоит ли тратить всю свою жизнь на боль­ного ребенка?» и др.);

- «проблемный» рассказ, в котором нет готовых сове­тов и члены группы должны подсказать главным пер­сонажам выход из сложной ситуации на основе лич­ного опыта (например, «Непреодолимая преграда»).

Вспомогательные формы психокоррекции, исполь­зующиеся в большинстве случаев в основной части тре­нинга, решают те же психокоррекционнные задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррек-ционных техник. Некоторые из них, а именно, темати­ческие опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.

Тематические опросники

Эта форма работы позволяет в большей степени вер­бализовать и структурировать позиции участниц, спо­собствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также под­готавливает к запланированным дискуссиям.

Проективный рисунок

Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родительни­цам избежать порою трудновербализируемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и от­влеченными образами. После завершения процесса ри­сования изображенные чувства и отношение к ним за­тем обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выражен­ных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. За­тем своими мыслями и ощущениями о нарисованном де­лится и автор рисунка.

Такая форма работы позволяет переключать участ­ниц группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств. Применение арттерапии материализует пере­живания родительниц, способствует их пониманию, пе­реосмыслению и высвобождению от них.

Разыгрывание ролевых ситуаций

Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации (отсутствием умения у участниц вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть опре­деленные роли, вновь переживать стрессовые ощуще­ния). Разыгранные ролевые ситуации затем также под­вергаются обсуждению и анализу участницами группы.

3. Аутотренинг

На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработ­ку способности к расслаблению мышц в состоянии по­коя, снятию в них локального напряжения. В целом, за­нятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих пере­живаний к гармоничным состояниям.

4. Музыкальная релаксация

Эта часть занятия представлена четырьмя формами.

Музыкотерапия и библиотерапия. Под отрывки из классических произведений отечественных и зарубеж­ных авторов психологом читается текст с целью созда­ния в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием природы (1 уровень эмоциональной ре­гуляции) или направленных на восстановление прият­ных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным содержанием позволяет сфор­мировать у членов группы позитивную установку и об­разы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.

Известно коррекционное воздействие библиотерапии, которое проявляется в восполнении недостатка соб­ственных образов и представлений у испытуемых, спо­собствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направляет их по новому руслу, к новым целям. Кроме текста музыкальной разминки или

поэтических произведений родительницам также пред­лагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Именно такая форма осуществления библиотерапии помогает родительницам вносить порядок в собственные ощущения, помогает пе­реосмыслять собственное бытие, находить радость в ме­лочах повседневной жизни.

Характер музыкального текста подбирается с учетом той же структуры, которая присутствует и в литератур­ном тексте (наличия тревоги, сильного протеста, счас­тливого разрешения и умиротворения). Для прослуши­вания лучше избирать классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.

На этапе музыкальной релаксации члены группы си­дят или лежат в свободной позе с закрытыми глазами. После окончания звучания музыки осуществляется оп­рос членов группы для выяснения тех образов, которые . возникли в их сознании при проведении этого этапа за­нятия. Не всегда предлагаемый психологом для вооб­ражения образ будет совпадать с возникающими представлениями у членов группы. Это также стано­вится предметом дискуссионного обсуждения.

Хореотератшя. Известно, что музыкально-ритмичес­кая активация способствует оживлению психомотори-ки, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных мате­рей, а также развивает их ритмическое и слуховое вос­приятие. У лиц возбудимых хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансфор­мирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют ос- -вежить ощущения и позитивный настрой родительниц, сделать их более яркими и более стойкими. Этот вид пси­хокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоак­туализации в движении, ощущения полной свободы и

собственного совершенства. Для этих целей лучше из­бирать небольшие отрывки из современных танцеваль­ных мелодий, имеющих четкий ритм.

Важным этапом музыкальной терапии является и со­вместное пение — вокалотерагшя. Пение (a capella) осу­ществляется также под руководством психолога, кото­рый на начальных этапах может быть и зачинателем этого процесса. Обязательным условием пения являет­ся расположенный перед глазами уча_стниц текст песен. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта у роди­тельниц, развитию чувства .свободы и чувства самоак­туализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплоченности, поддер­жки и эмпатии.

5. Подведение итогов занятия

Осуществляется психологом с помощью участниц группы. Получение домашнего задания:

- продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;

- проанализировать свою жизненную ситуацию, по­добную предложенной в рассказе, и записать ее;

- вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение.

Рекомендации к формированию и

организации работы психокоррекционных групп.

Наш опыт психокоррекционной работы с родителя­ми детей, имеющих отклонения в развитии, свидетель­ствует о том, что наиболее эффективной формой явля­ются частично «открытые» группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек. Частично «открытая» группа может работать, . не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий отсутствовать. Занятия могут проводится 1 раз (или чаще) в неделю. Длительность работы груп­пы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а в лучшем случае двух или даже трех лет. После окон­чания работы группы следует учесть необходимость со­здания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц).

На первом занятии родительницы знакомятся с пра­вилами работы группы. Ими являются:

1. Доверительный стиль общения. Рассказывая дру­гим о себе мы надеемся на взаимность.

2. Искренность в общении. Если не будет искреннос­ти, мы не сможем общаться.

3. Конфиденциальность всего происходящего в груп­пе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уве­рен в том, что его личные откровения остаются в группе.

4. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).

5. Предметом обсуждений на наших занятиях явля­ются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии.

В процессе работы группа проходит различные ста­дии своего развития, а именно:

1. Стадию независимости и ориентировки, которая характеризуется проявлением напряженности, тре­вожности, страхов у членов группы.

2. Стадию нарастающего напряжения. На этой ста­дии может возникать и нарастать негативное отноше­ние к психологу и к самому процессу психокоррекции (Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нас ник­то не трогает, и мы никого не трогаем. Все это нужно было тогда, в самом начале, когда это случилось). На­растающее недоверие к психологу может проявиться в жалобах в адрес администрации школы о том, что по­добные эксперименты никому не нужны и т.п.

3. Стадию формирования групповой сплоченности. Уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются элемен­ты эмпатии к членам группы и к психотерапевту.

4. Стадию зрелой, конструктивно работающей группы. Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и «обратной связью». В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им из­бегать или преодолевать стрессовые ситуации.

КОНСПЕКТЫ

групповых психокоррекционных занятий





1. Разминка



Приветствие.

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе: «Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вмес­те. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Подели­тесь ими». Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологи­ческого дискомфорта у родительниц. «Влияет ли на вас необычность обстановки? Что вы чувствуете?».

Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам познакомить­ся друг с другом: «Прошу каждую из вас приветство­вать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие». Участницы группы приветствуют своих соседей по кругу и взамен получают слова благодарности. Игра «Мои ощущения». Психолог:

«Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Зак­ройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощуще­ниях. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (те­лесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед сле­ва (справа)».

После проведения упражнения психолог просит каж­дую участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.

В процессе занятия психолог постоянно предлагает

каждой из участниц свободно высказываться по пово­ду своих ощущений и таким образом обучает родитель­ниц «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты. Игра «Оцените партнера. Какой он?» Психолог:

«Вновь образуйте круг. Закройте глаза. И теперь еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партне­ра слева. Оцените ваши ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербали­зуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их».

После окончания игры вновь проводится опрос каж­дой из участниц с целью определения оценки получен­ных ощущений от разных партнеров. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.

2. Основная часть

а) Сообщение психолога о Правилах работы группы (см. Введение). Обсуждение и разъяснение необхо­димости выполнения всех правил каждой участ­ницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.

б) Тематический опросник «Мой жизненный путь.

Мои успехи и мои неудачи».

Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им присту­пить к выполнению этой работы. После окончания про­водится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет со­бой продолжение этапа знакомства друг с другом уча­стниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга.

В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть иЛи под­вергнуть сомнению эти высказывания (только для спе­циалиста).

3. Аутотренинг

Психолог называет новый этап урока и знакомит уча­стниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, пси­холог изменяет звучание своего голоса. Он приобрета­ет оттенки внушения и суггестии:

«Займите удобное положение. Полностью расслабь­тесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старай­тесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Рас­слабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как лег­ко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощу­тите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и уста­лость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас лег­кие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы себя чувст­вуете?»

Затем психолог проводит опрос каждой из участниц,

определяя степень ее включенности в данную форму

работы.

4. Музыкальная релаксация

Психолог:

«Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто

будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, таки­ми, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните моло­дость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите ра­дость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса. Участ­ницы группы танцуют под музыку.

5. Подведение итогов занятия

Психолог:

«Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про-блем,а главное, от проблем, связанных со своим ребен­ком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом глав­ном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете. Для того чтобы сохранить ваши впечатления от каждой на­шей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать ве­сти дневник. Пусть это будет самая обыкновенная тет-рать, но ей вы сможете доверить свои сокровенные мысли и надежды».

Прощание. Психолог:

«А теперь на прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? (Участницы группы выражают свое мнение). Благодарю всех за со­действие». Психолог предлагает всем встать в круг, сказать друг другу добрые слова на прощание и выра­зить при этом необходимость в повторной встрече.





1. Разминка



Приветствие Психолог:

«Отключились от всех проблем. Все проблемы оста­вили за дверью. Каждая внутренне улыбнулась себе, а затем всем присутствующим. Молодцы!

Я вновь рада видеть всех вместе , видеть ваши глаза и ваши улыбки!»

Психолог вновь обращает внимание на Правила ра­боты группы. Они прочитываются вслух кем-либо из участниц или психологом.

а) упражнения на развитие контакта в группе. Игра «Передай другому свои положительные эмоции и чувства» (тактильный контакт); игра «Отгадай чувства твоего партнера» (так­тильный контакт). Оба упражнения проводятся по аналогии с упражнениями занятия № 1;

б) чтение текста «Зарядки позитивного мышле­ния ИМЕННО СЕГОДНЯ», пункт №1.

2. Основная часть

Тематический опросник «Моя точка опоры в жиз­ни. Что мне помогает и что мне мешает». Психолог:

« Мы продолжаем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть достаточное число досто­инств и недостатков, которые помогают или мешают нам в жизни. Давайте мы их обозначим и определим, от­ветив на поставленные вопросы». Затем психолог раз­дает подготовленные бланки опросника для заполнения участницам группы. На ответы дается не более 5-7 ми­нут. Полученные результаты обсуждаются. В том слу­чае, если кто-либо из участниц не желает оглашать ту или иную свою позицию, она может быть помечена га­лочкой или крестиком. Психолог ее не зачитывает и не представляет на обсуждение. Однако психологу следу­ет обратить особое внимание именно на эти позиции, так как они как раз и выражают проблемы участниц. По­добные проблемы следует отработать позже с помощью других коррекционных техник.

3. Аутотренинг

Проводится так же, как и на занятии №1.

4. Музыкальная релаксация

Тема «Летнее утро». Музыкальное сопровожде­ние: один из вальсов Ф. Шопена. Психолог,:

«Это новая форма работы. Сейчас Вы вновь закрое­те глаза и постараетесь представить себе те образы и те картины, которые я буду описывать. Постарайтесь от­ключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что вы услышите. Итак, начали»...

Текст: «Летнее утро. Солнышко уже поднялось. Вы лежите на поляне. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает при­пекать. В вышине голубое, голубое небо. Снизу от зем­ли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой. (Проведите ру­кой по лбу — вам очень жарко. Вытрите пот.) Затем Вы приподнимаетесь — наконец-то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнце, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете, отдыхаете. (Вздохните глубоко, глубоко). Все в вашей жизни пре­красно, прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поля­на, цветы, это небо и солнце. Но самое главное — пре­красны ВЫ! Вы прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повто­ряйте за мной не открывая глаза: МОЯ ЖИЗНЬ ПРЕ­КРАСНА, ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА!.. Откройте глаза...Расскажите, что вы видели и ощущали?».

После проведения музыкальной релаксации психо­лог задает следующие вопросы каждой из родительниц: Смогли ли вы отключиться от реальных проблем и на какое время?

Смогли ли отдохнуть во время релаксации? Возникли в вашем сознании предлагаемый психоло­гом образ?

Какие другие образы возникли во время релаксации? Каков характер этих образов: положительный или отрицательный?

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: выучить текст аутотренинга и каждый вечер перед сном прочитывать его наизусть про себя; результаты отмечать в дневнике.

Прощание.





1. Разминка



Приветствие.

Использование нестандартной формы приветствия. Предложить участницам проявить творческую смекал­ку и приветствовать друг друга каким-либо неординар­ным образом (пение песни, чтение стихов, реверанс или другое). Пример показывает сам психолог. а) упражнения на сокращение эмоциональной дис­танции между участницами группы.

Игра «Спина к спине». Участницы группы садятся на ковер, соприкасаясь спинами. Им дается установка пе­редать своему партнеру душевное тепло и поддержку через телесный контакт. Затем вся процедура обсуж­дается. Передаваемые и получаемые чувства сверяются партнерами.

б) зарядка «Именно сегодня», пункт №2.

в) упражнения на развитие самоутверждения и по­вышение самооценки с использованием техник гешталът-терапии. Психолог:

«Сегодня мы будем играть в игру, которая называет­ся «Диалог между сторонами моего Я», в которой рас­крываются положительные и отрицательные качества каждой из участниц.

В каждом человеке существует как бы два противо­положных начала. Смысл игры заключается в том, что-

бы уравновесить их. Чаще всего человек испытывает проблемы от того, что не может разумно объединить эти два начала — преобладает то одно, то другое. Да­вайте попробуем их объединить. Вот перед вами два стула. Левый стул служит для того, чтобы на нем изоб­ражать те качества, которые помогают в преодолении проблем. Правый — те, которые вам мешают. Цель: на­учиться обходиться только одним стулом, объединив при этом все собственные побуждения».

Исполнение этого задания психологу следует начать с наиболее способной участницы или же показать, как это делается, самому. Затем провести вместе со всеми анализ увиденного. Не следует выполнять это упраж­нение с каждой родительницей на этом уроке, т.к. на­пряжение, которое возникает у них как при исполне­нии, так и при просмотре может, вызвать негативные эмоции и в дальнейшем отказ от проведения данного упражнения.

2. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему: Мой герб. Моя

проблема.

Психолог:

«А теперь мы на некоторое время замолчим и выра­зим наши чувства с помощью карандаша и краски. Я предлагаю нарисовать вам символ (цель) вашей жиз­ни, собственный герб. Не пугайтесь вашего неумения, отсутствия у вас техники рисования. Главное — ис­кренность и желание определить ОБРАЗ этого симво­ла».

После завершения рисования психолог представля­ет на обсуждение все рисунки и просит каждую из уча­стниц кроме автора рисунка раскрыть его содержание. Затем увиденное сравнивается с намерениями автора.

По тому же сценарию проводится рисование на тему «Моя проблема».

В том случае, если кто-либо из участниц группы на­рисует в виде проблемы своего больного ребенка, то пси-

холог должен снизить значимость непреодолимости проблем ребенка в сознании его матери. Нужно сказать ей: «Да, есть ребенок с проблемами, но и такой ребенок не ПРОБЛЕМА для матери, ПРОБЛЕМА — это со­всем иное и т.д». Если же родительница будет настаи­вать, то можно использовать прием «зачеркивания» и перечеркнуть ее рисунок с ПРОБЛЕМОЙ. Его можно порвать у нее на глазах, убрать или спрятать, сказав при этом:»Вот и нет ПРОБЛЕМЫ . Есть Ребенок, но ПРОБЛЕМЫ НЕТ».

3. Аутотренинг

Проводится по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация

Вокалотперапия.

Психолог предлагает участницам группы пение од­ной или двух популярных песен под запись на магни­тофоне. Текст песен предварительно помещается перед участницами группы. Важно, чтобы все члены группы проявляли активность и не ссылались на отсутствие го­лоса или слуха. Психолог объясняет, что это не музы­кальное занятие, а психокоррекционое, и поэтому петь нужно всем.

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: психолог предлагает родительни­цам сформулировать собственное жизненное кредо, за­тем записать его формулу в дневнике.

Прощание.



1. Разминка

Приветствие. ,
а) упражнение на развитие внимания участниц
группы.

Музыкальная зарядка. Психолог показывает про­стые физические упражнения, а группа повторяет их за ним. Темп выполнения этих упражнений мо­жет увеличиваться (можно делать их на время). Це­лесообразнее заниматься под музыку.

б) упражнение на развитие самоутверждения и повы­шения самооценки.

Игра «Диалог между сторонами моего Я». В рабо­ту включаются теперь те родительницы, которые были до этого лишь зрителями.

в) зарядка «Именно сегодня», пункт №3.

2. Основная часть

Приступая к новой форме работы (рассказу), психо­лог объясняет ее содержание.

Обсуждениерассказа «Велосипед».

«Солнце в этот день выглянуло рано. Тучи, еще вче­ра тяжелыми гроздьями висевшие над домами, с утра куда-то исчезли. Небо выглядело чистым и умытым.

Настроение у Светланы было таким же светлым и свежеумытым как и утро. «Сегодня нужно обязатель­но пойти погулять на улицу с Ксюшей,»— подумала она, глядя на детскую площадку через оконное стекло.

Крамольная мысль подкралась неожиданно: «Может удастся Ксюше поиграть с кем-либо из детей? «. Свет­лана почувствовала собственную настороженность и сомнение. Она подумала: «Может лучше пригласить Таню с Юлечкой на прогулку?» Но звонить подруге по­чему-то не захотелось, и Светлана решила не комплек-совать и действовать решительнее.

Как только Светлана сказала дочери о том, что нужно собираться на прогулку, Ксюша мгновенно поковыля­ла в коридор. Там в углу стоял новенький велосипед. Его недавно купил свекор. Вручая подарок внучке, он торжественно произнес:

— Учись кататься! Научишься — сможешь лучше ходить.

Светлана хотела воспротивиться и сказать, что это неразумно. Но свекор и муж были непреклонны. Они

как бы и не замечали проблем, которые все больше и больше возникали у Ксюши.

Светлана остановилась в нерешительности. Она не знала как поступить: взять ли с собой велосипед на ули­цу или нет.

Прогулки с Ксюшей всегда были затруднительны. На детской площадке Ксюша почти не общалась с детьми. Ее сверстники уже хорошо разговаривали и могли по­долгу болтать друг с дружкой. Ксюшин же лексикон был очень беден и состоял всего из нескольких исковер­канных слов, почти всегда непонятных окружающим.

Когда дети не понимали Ксюшу, а она не могла им объяснить то, что хочет, Ксюша хватала их игрушки, ломала, бросала их или била. Дети убегали от нее и на­чинали в отместку ее дразнить («бе—бе—бе, ме—ме— ме»), показывали ей язык, кривлялись.

Все это очень ранило Светлану. Она пыталась, в меру собственных знаний, как-то объяснять дочери то, как следовало бы играть, и что нужно для этого. Но в при­сутствии детей и их мам (а для Ксюши и двух, трех че­ловек было слишком много), она становилась возбуж­денной и необузданной.

Так случилось и на этот раз. Ксюша судорожно вце­пилась в руль велосипеда, но катить его спокойно не могла: мешали ноги. Она все время спотыкалась. Что­бы дочь не упала, Светлана поддерживала ее и помога­ла катить велосипед. Девочка изо всех сил тянула мать в сторону детской площадки. «Наверное, хочет похва­статься,»— решила Светлана.

На дорожке возле детской площадки катались на ве­лосипедах двое детей. Одна девочка подъехала к Ксю­ше и остановилась. Она стала внимательно разгляды­вать Ксюшу и ее новенький велосипед.

Ксюше захотелось показать, что она может. Она по­пыталась сесть на велосипед. Светлана стала ей помо­гать. Но Ксюшины ножки соскальзывали с педалей, и ничего не получалось. Ксюша стала бессмысленно хо­хотать и хлопать ладошками по рулю. Из уголков ее рта

тонкой струйкой потекла слюна. Подошли еще дети, а за ними подтянулись и ...их мамы.

Одна из них, уже знакомая Светлане своей словоо­хотливостью, сразу же выступила:

— Ой, да за чем же ты ее на велосипед-то усадила. Ходить-то не ходит, думаешь поедет?

Светлане стало не по себе от этих слов. Кровь прили­ла к лицу, язык словно присох. Она промолчала, опус­тив глаза.За нее ответила другая мама:

— Ну и что же, ребенок есть ребенок. Что же делать, если он хочет, а не может.

— Да, беда с таким ребенком, — продолжила первая.

— Вот у нас в доме раньше жил такой мальчик, так он...

Но Светлана уже ничего не слышала. Она смотрела в лица детей, сравнивая их с Ксюшей. Дочерина мор­дашка казалась ей наивно-глупой и почти святой, а лица детей — колючими и даже злыми.

Она схватила в охапку дочь, подхватила велосипед и помчалась домой. Ей казалось, что в ее спину букваль­но «вонзились» любопытствующие и безжалостные взгляды детей и их матерей.

Дома Ксюша, получив серию шлепков, захныкала и отправилась в свою комнату. А Светлана бросилась в спальню и, уткнувшись в подушку, залилась слезами. Сегодня день был испорчен». Психолог:

Каковы ваши ощущения после прочитанного? Считаете ли вы ситуацию реальной? Вылили вы хотя бы один раз в жизни в подобной си­туации? Поделитесь вашими ощущениями. Рас­скажите о ней подробнее.

Как вы поступили в подобной или сходной ситу­ации?

Как вы считаете можно было бы исправить ситу­ацию?

Что можно посоветовать героине рассказа? Какой полезный вывод для себя вы сделали после об­суждения этого рассказа?

3. Аутотренинг

Проводится по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация

Использование ритмичного танца и современных танцевальных мелодий для снятия напряжения и эмо­циональных зажимов.

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: записать в дневнике, когда в те­чение недели вы испытывали счастливые минуты, и с чем они были связаны.

Прощание.





1. Разминка



Приветствие.

а) упражнения на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы. Психолог предлагает участницам группы изобразить себя (и проиграть эту сценку перед всеми) спешащими до­мой после работы, едущими в переполненном транс­порте, входящими в кабинет к начальнику и др.

б) упражнения на развитие самоутверждения и по­вышение самооценки.

Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама». Психолог:

«Итак, первое задание: нужно изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда напол­няет свои отношения с ребенком теплом и заботой, ко­торая любит его. Ее никогда не раздражает его неуме­лость, медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на своего ребенка и тем более никогда не при­меняет телесные формы наказаний. Начали.»..

Такое задание предлагается преимущественно роди­тельницам авторитарного и некоторым психосомати-

ческого типа. Проигрывание осуществляется с исполь­зованием режимных моментов распорядка дня (утро: подготовка в школу; выполнение домашних заданий; приготовление к приему гостей и т.д.). Психолог:

«А теперь, изображаем строгую маму. Начали».. Это задание предлагается матерям невротичного типа. В качестве обсуждаемого практического материала ис­пользуются также режимные моменты.

В том случае, если участницы группы испытывают трудности при выполнении этбго задания, его можно упростить с помощью техники «пустого» стула (см. за­нятие №3). Это осуществляется следующим образом. В середине круга ставятся два стула, на один из кото­рых садится та участница, которая испытывает труд­ности в общении со своим ребенком. Сначала ей пред­лагается воспроизвести вариант собственного поведения, который ей привычен (для авторитарных матерей — агрессивный, а для невротичных — пассив­ный, у психосоматичных матерей встречаются и тот, и другой варианты). Затем психолог просит участницу пересесть на противоположный стул и показать себя другой, с противоположными качествами. При этом вся группа оказывает помощь участнице, выполняющей упражнение. в) зарядка «Именно сегодня», пункт №4.

2. Основная часть

Обсуждение рассказа «Мой сын меня не любит».

«На прием к психологу пришла женщина. Она очень нервничала, в глазах стояли слезы.

— У меня сын — инвалид. Единственный. Муж давно ушел от нас. Женился. У него сейчас другая семья. Ни со мной, ни с сыном он почти не общается. Живем мы с бабушкой, моей мамой.

— Что же Вас привело ко мне?

— Так уж в жизни получилось, что у меня только два близких человека: мой сын и моя мать. С мамой у нас нормальные отношения, а вот с сыном нет.

— Почему так получилось? Что Вас беспокоит? Женщина после некоторого молчания продолжила:

— Мой сын..,— ее лицо исказилось нервной грима­сой, руки и голос дрожали. Казалось, как будто что-то мешает ей высказать наболевшее, — мой сын... он меня не... не любит, — выдохнула женщина. — Может я ви­новата в этом сама, не знаю.

Она заплакала.

— Поверьте, так хочется получить от него хоть чу­точку тепла. Смотрю на других матерей и, знаете, им завидую. Они счастливые: их любят дети.

Женщина замолкает. Справившись со своим волне­нием, она продолжает:

— Когда он был маленьким, признаюсь, я не испыты­вала к нему большой привязанности. Хотя нет, не так, не то говорю,—женщина спохватывается,— Вы только правильно меня поймите. Я его всегда горячо любила. Все для него делала: и врачей, и педагогов нужных для него находила; в школу его возила, а это очень далеко от нашего дома; на пятидневку его не оставляла, хоте­ла, чтобы он был со мной подольше. Но всегда в сердце был какой-то стыд, страх... Не знаю, что это, как на­звать то, что я чувствовала. Может, это и мешало лю­бить его?

Сейчас он уже подросток. Вырос. Правда, к некото­рым его привычкам я до сих пор привыкнуть не могу.

Психолог: Вас что-то раздражало или раздражает и сейчас в сыне?

— Да... Меня всегда раздражал... его вид. Слюна все время у него течет. Улыбка на его лице, знаете, какая? Даже не знаю как и описать ее. Потом еще одно: все, допустим, спокойно, нормально; он сидит, чем-то зани­мается... и вдруг как начнет руками хлопать или махать ими. Это означает, что он что-то нашел или чему-то уди­вился. Может и слова какие-то выкрикивать, взвизги­вать. Скажешь ему, Леша, перестань, а он нет, никак успокоиться не хочет. Такие, вот, дела у нас с ним.

Психолог: Скажите, Ваш сын бывает ласков к Вам?

— Нет, никогда.

Психолог: А Вы сами каким образом проявляете к нему свою любовь?

— Да нет. Я, вообще-то, очень строгая. Да и как ее проявлять? Я не знаю.

Психолог: Привычки и особенности Вашего ребенка отталкивали Вас в большей степени, наверное, раньше. А теперь может ситуация изменилась? Может Вы к ним уже приспособились, привыкли и стали снисходитель­нее? Ведь, это же Ваш сын. Вы столько для него сдела­ли и, безусловно, его любите,

— Да, конечно, конечно. Что же делать теперь, если он такой у меня. Я все это понимаю. Только отношения у нас ним не складываются. Посоветуйте мне, как быть». Психолог:

Что бы вы посоветовали этой маме? Не возникали ли у вас подобные ситуации с ре­бенком?

Считаете ли вы, что ребенок, имеющий отклоне­ния в развитии способен любить? Как можно исправить эту ситуацию? Как возродить материнскую и сыновнъю любовь? Стоит ли это делать? А, если да, то как это мож­но сделать? Поделитесь вашим опытом. Считаете ли вы, что ваш ребенок вас любит? Какие проявления любви вашего ребенка к вам вас ра­дуют?

3. Аутотренинг

Проводится по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация

  1   2   3


Ткачева В.В
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации