Ответы на экзамен по Праву Европейского союза - файл n1.doc

приобрести
Ответы на экзамен по Праву Европейского союза
скачать (676.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc677kb.08.09.2012 20:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
1. Состав и территория ЕС. Условия и порядок вступления новых государств-членов.

2. ЕС и Совет Европы: соотношение и взаимодей­ствие.

3. Предпосылки и проекты создания ЕС. «Евро­пейская идея».

4. Основные этапы формирования ЕС.

5. Устройство ЕС. Понятие «опор» Союза.

6. Понятие и сущность права ЕС.

7. Верховенство и прямое действие права ЕС.

8. Общие и специальные принципы права ЕС. Ответственность государств-членов за их нарушение.

9. Понятие и классификация источников права ЕС. Соотношение источников по юридической силе.

10. Учредительные документы и другие источники первичного права ЕС.

11. Нормат-ные акты и другие источники вторичного права ЕС.

12. Система права ЕС.

13. Общая характеристика компетенции ЕС.

14. Предметы ведения и полномочия Европейского сообщества.

15. Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС.

16. Правовые основы сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

17. Цели и принципы деятельности ЕС.

18. Основы правового положения человека и гражданина в ЕС: понятие, источники, система.

19. Гражданство ЕС.

20. Принципы правового положения человека и гражданина в ЕС.

21. Основные личные (гражданские) права и свободы в ЕС.

22. Основные политические права человека и гражданина в ЕС.

23. Экономические, социальные и культурные права в ЕС.

24. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в ЕС.

25. Организационный механизм ЕС: общая ха­рактеристика. Отличие институтов от иных Органов Союза.

26. Состав и порядок формирования Совета ЕС. «Формации» Совета.

27. Руководящие и вспомогательные органы Совета ЕС (Председатель, Комитет постоянных представителей, специ­альные комитеты и рабочие группы, Генеральный секретариат).

28. Порядок работы Совета. Способы принятия решений (простое и квалифицированное большинство, единогласие).

29. Полномочия Совета ЕС.

30. Состав и порядок избрания депутатов Европейского парламента. Депутатские фракции («политические группы»). Ответственность депутатов Европарламента.

31. Руководящие органы Европейского парламента (Председатель, Конференция председателей, Бюро). Постоянные и временные комиссии (комитеты) Европарламента.

32. Порядок работы и принятия решений Европейского парламента.

33. Полномочия Европейского парламента.

34. Состав и порядок формирования Европейской комиссии. Пра­вовой статус членов Комиссии. Ответственность Комиссии.

35. Внутренняя организация Европейской комиссии (Председатель, заместители председателя и комиссары, генеральные директора­ты и службы).

36. Порядок работы и принятия решений в Европейской комиссии.

37. Полномочия Европейской комиссии.

38. Состав и порядок формирования Суда Европейских сообществ. Правовой статус судей и генеральных адвокатов.

39. Пленум, палаты и должностные лица Суда. Порядок работы и принятия решений в Суде.

100

40. Дела прямой юрисдикции, подсудные Суду Европейских сооб­ществ.

41. Дела преюдициальной юрисдикции и предварительного контроля, подсудные Суду Европейских сообществ.

42. Правовой статус Трибунала первой инстанции и судебных па­лат.

43. Правовой статус Европейского совета.

44. Принцип свободного передвижения товаров в рамках общего рынка ЕС.

45. Принцип свободного передвижения работников в рамках общего рынка ЕС.

46. Принципы свободы учреждения и свободы предоставления ус­луг в рамках общего рынка ЕС.

47. Принцип свободы передвижения капитала и осуществления платежей в рамках общего рынка ЕС.

48. Понятие и элементы экономического и валютного союза в рамках ЕС.

49. Правовое регулирование единой валюты ЕС — евро.

50. Правовое положение Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.

1. Состав и территория ЕС. Условия и порядок вступления новых государств-членов.

Сегодня ЕС находится в процессе присоедине­ния к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком до­говоре и составивших «первую волну» расширения, уже присоеди­нились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.

Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учреди­тельным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требова­ния, предъявляемые к государству, которое желает получить член­ство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.

Основных требования к государству-кандидату:

Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизи­рованы дополнительные условия приема новых государств в орга­низацию путем определения «копенгагенских критериев»:

1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономи­ки, эффективного управления и стабильного финансового положе­ния.

В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необхо­димо для вступления в ЕС.

Государство, соответствующее тре­бованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное реше­ние этого института. Голосованию по одобрению заявки предшеству­ет период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на кото­рые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на пред­мет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.

Далее созывается специальная конференция, на которой с госу­дарством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответст­вии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех ста­дий государство становится пол

1. ноправным членом ЕС.

Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» совре­менного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

ЕС объединяет сегодня 25 государств-чле­нов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата — Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.

Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являют­ся членами ЕС, однако с ними Союз имеет тесней­шую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизирован­ных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федера­цией на основе Общего европейского экономического пространства.
2. ЕС и Совет Европы: соотношение и взаимодей­ствие.

ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная симво­лика, но и общность целей. «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осущест­вления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Уста­ва СЕ).

Единство в целях в то же время не является основанием для отождествления двух интеграционных организаций. Это самостоятельные политико-пра­вовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе. Неодинакова их право­вая природа. РФ является членом СЕ с 1996 года.

1. ЕС и СЕ созданы и функ­ционируют на базе разных учредительных документов. Для Союза это договоры, учреждающие три Европейские сообщества, и Договор о ЕС. Для СЕ, — его Устав, являющийся по форме международным договором.

2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формироваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. Устав СЕ был подписан и вступил в силу в 1949 г., т.е. за два года до подписания учредительного договора пер­вого из Европейских сообществ (ЕОУС).

3. ЕС и СЕ имеют неодинако­вый состав государств-членов. Все 25 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. Обратное не верно. Общее число стран — участниц СЕ равняется 43. С точки зрения состава СЕ — более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.

4. В качестве предметов ведения и направлений дея­тельности Европейских сообществ и Союза изначально выступала экономика. В настоящее время они охватывают все важнейшие сферы общественной жизни, включая вопросы формирования общей оборонной политики Союза. СЕ хотя и не привязан к какой-то одной области жизни общества, концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прежде всего основных прав и свобод. Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию СЕ не входят (п. «d» ст. 1 Устава).

СЕ традиционно рассматривают в качестве главного международного форума прав человека в Европе, правозащитной организации. Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защи­те прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей де­ятельности ЕС.

5. по характеру своих полномочий ЕС вы­ступает как организация политической власти, объем полномочий ко­торой с течением времени все более увеличивается (за счет уступки государствами-членами новых суверенных прав).

Институты Союза издают нормативные акты, которые не требуют ратификации и носят общеобязательный характер. С введением единой валюты Союза — евро — в компетенцию этой организации (в лице Европейского центрального банка) от госу­дарств-членов перешли ключевые вопросы кредитно-денежной поли­тики, включая денежную эмиссию.

2. В отличие от ЕС СЕ собственными правотворческими (и административными) полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются (!) государствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации — акты, не имеющие юриди­чески обязательной силы.

Единственный случай частичного ограничения государственного суверенитета стран, входящих в СЕ, относится к системе гарантий основных прав по Европейской конвенции 1950 г. Каждое лицо, права которого из имеющегося в Конвенции перечня нарушены, может в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека, учрежденный на базе данной Конвенции. В подобных случаях Суд уполномочен возложить на соответствующее государство обязанность произвести «выплату справедливой компенсации потер­певшей стороне» (ст. 41 Конвенции).

6. в рамках своей компетенции органы ЕС приняли десятки тысяч документов — нормативных актов, судебных решений прецедентного характера… — которые вместе с учредительными договорами составляют ис­точники ПЕС как самостоятельной правовой системы.

У СЕ такого нет.

СЕ и ЕС — интеграционные организации, различные по своей правовой природе.

СЕ — международная межправительственная организа­ция, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласо­вания воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает дви­жение более медленными темпами.

В ЕС суверенитет государств-членов в сущест­венной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глу­бокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.

Оба метода развития интеграции — международно-правовой и ос­нованный на сочетании международных принципов с государствен­но-правовыми — не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.
3. Предпосылки и проекты создания ЕС. «Европейская идея».

Появление ЕС — результат комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок в сфере экономики, политики, духовно-культурной жизни, идеологии:

1. развитая рыночная экономика, близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка.

Экономические предпосылки: заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого формируется международный рынок и его главные составляющие: транснациональные корпорации, международная кооперация и разделение труда, зарубежные инвестиции капитала, миграция рабочей силы...

Выход хозяйственных связей за рамки национальных, границ поднял вопрос о необходимости укрупнения политической организации народов Европы.

Сами национальные государства не ликвидируются, но по­степенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу надгосударственного объединения. Экономическая интеграция постепенно втягивает другие области общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также оказываются в сфере ведения ЕС.

2. общая правовая и конституционная куль­тура, во многом основанная на рецепции римского права. Дополня­ет эти процессы практика многочисленных заимствований юриди­ческих достижений и политико-правовых институтов европейских стран друг у друга. Это привело к относительной базовой однородности европейского правового пространства, создало благоприятные условия для процессов сближения и сведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Ев­ропейских сообществ и Союза.

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была появиться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории; а для того, чтобы быть реализованной необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю.

Основной составляющей европейской идеологии, иначе назы­ваемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую ор­ганизацию. Ее разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые или политики (см далее идеи).

Идеи:

Иммануил Кант: идея устранения самих условий для войн и конфликтов путем преобразования Европы на­циональных государств в целостную европейскую федерацию, обеспечивающую мир и безопасность на континенте.

Проекты

1. создать в Европе «Христианскую республику», выдвину­тое в 1306 г. французским юристом Пьером Дюбуа.

3. 2. про­грамма короля Богемии Иржи Подебрада (1458 — 1471 гг): не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейские царствующие дома предпринимать в этом направлении конкретные шаги.

3. идеи объединения на религиозной (христианской) основе - в 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, народы стран-участниц рассматривались как «члены единого народа христианского».

4. «Большой проект» герцога Сюлли 1639 г.

5. предложения создать общеев­ропейские органы власти: 1693 г. англичанин У. Пени призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею созыва европейского парламента.

6. Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается его соотечественником, фи­лософом и правоведом И. Бентамом, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

7. Еще более разработанный проект в 1814 выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном: создание поста Евромонарха, образование европейского правительства, армии.

8. К. Блунтшли (Швейцария): в 1878 г. статья «Организация ЕС государств» предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосованием.

Приверженцы европейской идеи италь­янский поэт Данте Алигьери, английский философ У. Оккам, Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо…

Также изменилась политическая основа и содержание инициа­тив: если в средние века потребность объединения обосновывалась внешней угрозой, то в Новое время приоритетным стало прекращение войн на Европейском континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. В эпоху буржуазных революций принципы демократии в планы устройства будущей «единой Европы»:

9. проект Соединенных Штатов Европы (СШЕ), появившийся в годы Первой мировой войны. Предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США.

10. 1919 — 1939 гг. происходит организационное объединение, институализация сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

11. Под руководством австрийского политика графа Куденхова-Калерги в 1923 г. создан «ПанъЕС», поль­зовался поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

12. план построения СШЕ выдвинут французским государственным деятелем Аристидом Брианом, в 1929 г. («план Бриана»): определена основа объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как эко­номического базиса, а не только в целях борьбы против «общего вра­га» или исключения внутренних конфликтов. Ключевыми целями этого плана 3. был подъем экономики и повышение уровня жизни ев­ропейцев.

Выдвинутые А. Брианом идеи в 1930 г. нашли отражение в офи­циальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. В Меморандуме предлагалось создать организацию «ЕС» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Но это идея, скорее, о конфедерации, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г. прекратила свою дея­тельность, не достигнув результата.

13. 1939 — 1945 гг. европейская идея получила импульс — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы. В этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц и сначала опиралась в основном на представителей элиты (политической, экономической, культурной), пропагандируется интеллигенцией, постепенно проникая в широкие массы населения.

На основе предложенного в Декларации европейских движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза» предлагалось соз­дать единое правительство, ответственное перед народами (через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разре­шать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».

14. В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы. В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы. 3 основных проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация систе­мы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) - призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включила 16 стран Западной Ев­ропы и Турцию.

Вопросы защиты прав человека - СЕ, образованный в 1949 г. в результате Конгресса Европы.

Обеспечение безопасности - Брюс­сельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США военный альянс НАТО.

Эти структуры не смогли обеспечить реализацию европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудниче­ства государств.

15. конец 1940-х гг.: реальная инте­грация в Европе возможна лишь при сочетании международно-пра­вовых инструментов с государственно-правовыми. Должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

3. Этот подход: 9 мая 1950 г. в заявлении министра иностранных дел Франции Робера Шумана (т. н. Декларация от 9 мая 1950 г.). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским ко­миссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне — Шумана: объединение и передаче всего франко-герман­ского производства угля и стали под управление общего (наднацио­нального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.

Достижение плана: «коммунитарный метод», состоящий из: 1) федеративной цели; 2) постепенности интеграционных процессов; 3) обеспечения «слияния неотъемлемых интересов» на основе прежде всего экономического объединения; и 4) ориентированности на решение практических задач.

4. Основные этапы формирования ЕС.

Европейское объединение угля и стали. После обнародования Декларации от 9 мая 1950 г. созвана межправительственная конференция для разработки текста соглашения. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам подписан Договор об учреждении Евро­пейского объединения угля и стали (неофиц. название — Парижский договор). Вступил в силу после ратификации всеми участниками 25 июля 1952 г.

Сторонами(государст­вами — членами ЕОУС) 6 стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Охватывал сферы общественной жизни:

В экономической сфере курс на слияние националь­ных экономик в общий рынок в угледобывающем секторе промышленности и сталелитейном производстве. Охватывает: гарантии создания (отмена таможенных по­шлин и количественных ограничений на движение товаров), централизованное регулирование (инвестиции и финансовая помощь предприятиям, производства, ценовой политики, охраны конкуренции…)

В политической сфере оформил создание общих органов власти (введен термин «институты»). Основным был - Верховный орган : правотворческие и административные функции, состоял из 9 человек, независимых от государств-членов, назначались нацио­нальными правительствами. Совмин (Специальный совет министров): орган выражения интересов государств-членов, представительный орган - из представителей на уровне министров государств-членов (по 1 от страны), ограниченные полномочия. Ассамблея: узкие, консультативные полномочия — из делегатов национальных законодательных собраний. Судебная власть - наднациональный Суда, право заявлять иски государства-члены и частные лица (предпри­ятия и их объединения).

Три основных характеристики ЕОУС:

наднациональные органы ЕОУС могли издавать НПА и обязывать своими ре­шениями не только государства-члены, но и их частных лиц;

наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда нарушали условия конкуренции;

ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся из системы собственных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов.

Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу.

Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г.

В экономической сфере создание общего рынка, включавшего

4. все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет.

В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховно­го органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС.

Маастрихтский договор 1992 г. переименовал ЕОУС в Европейское сообщество (ЕС). Деятельность организации видоизменялась (расширения сфер и предметов ведения).

Договор о ЕС. С 1 ноября 1993 г., момента вступления в силу Маастрихтсткого договора, изменилось название и учредительного документа ЕС; В современной (Афинской) редакции Договор о ЕС содержит преамбулу (причины и цели подписания Договора) и 318 статей, 6 частей, крупные включают несколько разделов, ряд разделов делится на главы, а последние — на отделы.

Часть первая «Принципы» (ст. 1 — 16) определяет цели, называет главные органы (институты), перечисляет основные направления и сами принципы деятельности ЕС.

Часть вторая «Гражданство Союза» (ст. 17 — 22) устанавливает европейское гражданство, условия его приобретения, основные права граждан ЕС.

Часть третья «Политика Сообщества» (ст. 23 —181 А) —устанавливаются полномочия в разных сферах общественной жизни. Устанавливаются правовые основы внутреннего рынка, экономиче­ского и валютного союза, конкурентная политика Сообщества.

Часть четвертая «Ассоциация с заморскими странами и территориями» (ст. 182 — 188) регулирует взаимоотношения ЕС с колониями, подопечными, зависимыми территориями - «заморские страны и территории». Их 21: Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова...

Часть пятая «Институты Сообщества» (ст. 189 — 280) основы правового статуса институтов, фиксирует положение основных консультативных органов (Эконо­мический и социальный комитет, Комитет регионов) и Европейско­го инвестиционного банка, раскрывается система правовых ак­тов, принимаемых институтами, про­цедуры их принятия, основы финансовой системы, процедуру принятия бюджета ЕС.

Часть шестая «Общие и заключительные положения» (ст. 281 —314) нормы, определяющие правосубъектность ЕС, процедуру заключения международных договоров, лингвистический режим.

Два приложения: приложение I - список видов продукции, на кото­рые распространяется общая аграрная политика; перечень «заморских стран и территорий» (приложение II).

Европейское сообщество по атомной энергии. Подписание и вступление в силу Договора о Евратоме совпадает с Договором о ЕС. Совпадают: нормы относительно институтов Евратома (Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд), видов и по­рядка издания правовых актов.

Отличия в экономической сфе­ре. Евратом — организация спе

4. циальной ком­петенции («секторное» Сообщество). Приоритетное значение - вопросы научных исследований и промышленного ис­пользования ядерной энергии.

В сфере права собственности. Право собственности на расщепляющиеся материалы перешло к Евратому, а осуществ­ление правомочий собственника и снабжения ядерными материалами воз­ложено на специальное учреждениеАгентство.

Деятельность охватывает использование энергии ато­ма только в мирных целях. Военные программы государства-члены осуществляют самостоятельно.

Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и норматив­ных положений (свыше 200 статей), повторяют соответствующие положения Договора о ЕС.

Статьи в разделы: «Задачи Сообщества» вводные положения; «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» права и обязанности наднациональ­ных институтов и государств-членов; «Положения, регулирующие деятельность ин­ститутов», «Финансовые положения», «Общие положения», «Положения, относящиеся к начальному периоду» и «Заключительные положения».

Далее 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интегра­ции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную:

— в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-чле­нов создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Объединяло те же стра­ны, являлось обособлен­ной структурой с собственными механизмами принятия решений. Это прообраз общей внешней политики и политики безопасности ЕС;

— в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ, положившая начало сотрудни­честву государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

В связи с экономическими и общественно-полити­ческими изменениями в 1986 г. проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). По форме это договор), подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге, вступил в силу 1 июля 1987 г.

ЕЕА не создавал новых организаций. «Ревизионный» до­говором, вносил много поправок в учредительные документы Сообществ: расширена предметная компетен­ция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества госу­дарств-членов в сфере внешней политики). Наметил дальнейшие шаги в целях объединения в единую структуру — ЕС.

Договор о ЕС подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Консолидировал

4. три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, «которое имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отноше­ния между государствами-членами и между их народами» (ст. 1 Дого­вора о ЕС). После создания ЕС граждане государств-чле­нов приобрели дополнительное «европейское» гражданство (граж­данство Союза), а институты Европейских сообществ отныне высту­пают как институты Союза в целом. Нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валют­ному союзу, включая единую валюту.

В конце XX — начале XXI в. состоялись еще две реформы правовых устоев Союза, призванных подготовить его к функционированию в расши­ренном составе (присоединение в 2004 г. стран Восточной Европы и Средиземноморья) — Амстердамский и Ниццкий договоры:

— Амстердамский договор подписан 2 октября 1997 г., вступил в силу 1 мая 1999 г.;

— Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г.

Не создают новых организаций, вносят измене­ния и дополнения в существующие учредительные документы Союза (Договор о ЕС и договоры об учреждении Европей­ских сообществ). В настоящее время (с 1 февраля 2003 г.) учредительные документы Союза действуют в редакции Ниццкого договора.

Важным достижением ЕС в рассматриваемый период стало принятие им собственного «билля о правах» — Хартии ЕС об основных правах, подписанной и торжествен­но провозглашенной 7 декабря 2000 г.


5. Устройство ЕС. Понятие «опор» Союза.

Договор о ЕС подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договором была создана новая интеграционная организа­ция — ЕС, деятельность которого охватывает все ос­новные сферы общественной жизни: экономическая интеграция, общая внешняя политика и политика безопасности Союза, осуществление правоохранитель пой функции посредством координации соответствующих действий государств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внут­ренних дел».

ЕС включает три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. Называют «опоры Союза».

Первая опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза. На сегодняшний день их два — Европейское сообщество (ЕС) и Европейское сообщество no атомной энергии (Евратом). ЕОУС — прекратило существование 24 июля 2002 г., т.к. его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не пролонгировался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС). ЕС в качестве первой опоры имеет две организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г.).

Вторая опора — общая внешняя политика и политика без­опасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества.

Третья опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) — в рамках которой Союз координирует мероприятия государств-членов в области борьбы с преступностью.

Хотя Союз и разделен на три части («опоры»), он имеет единые руководящие органы (институты), единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, ав­томатически становится членом Европейских сообществ, а также участницей двух других опор.


6. Понятие и сущность права ЕС (ПЕС).

Право ЕС это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ и ЕС.

ПЕС можно рассматривать с 4 позиций:

1) как самостоятельную правовую систему, состоящую из институтов и отраслей;

2) как многоотраслевую науку, изучающую эту систему;

3) как учебную дисциплину;

4) как комплексную отрасль знаний.

Предметом ПЕС являются общественные отношения, складывающиеся в ходе комплексной интеграции стран Европейского континента, которые одновременно являются результатом и инструментом интеграционных процессов.

Методы права ЕС это методы пра­вового регулирования общественных отношений правом ЕС и методы познания и анализа действующего права ЕС, его отраслей, науки и учебной дисциплины.

Собственный свое­образный метод регулирования общественных отноше­ний.

В ПЕС сначала достигается координация, согласованность позиций, а затем осуществляется подчинение и реализация согласованных ранее договоренностей. Это можно назвать методом «скоординированной субординации».

В ПЕС используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны для современных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспозитивный ме­тоды; коллизионный метод.

Сущность ПЕС состоит в правовой инте­грации, которая осуществляется между государствами-членами по­средством применения методов гармонизации (сближения) и уни­фикации (приведения к единообразию) национальных правовых норм.

Это наднациональное право. Вследствие реализации институтами Союза наднациональной ком­петенции правопорядок ЕС интегрирован в на­циональные правопорядки государств-членов.

13 Общая характеристика компетенции ЕС

В отличие от международно-правовых образований ЕС является уникальной надгосударственной политической организацией с реальными властными прерогативами. Регламенты, директивы и другие решения, принимаемые институтами ЕС, обязательны для граждан, предприятий, государств, входящих в его состав; их нарушение влечет ответственность. По аналогии с федеративной моделью различают 1) полномочия, принадлежащие только Сообществам и Союзу; 2)так называемые неисключительные, т.е. конкурирующие полномочия Сообществ и Союза, а также государств-членов в сфере совместного ведения.

Под исключительную компетенцию Европейского Сообщества попадают вопросы таможенного тарифа, правовое регулирование свобод общего рынка, эмиссия евро.

Источником компетенции Союза являются учредительные договоры и прежде всего Договор о ЕС. Нормами права ЕС регулируются лишь те области о/о , на которые распространяется юрисдикция Союза. Исторически первой сферой ведения были вопросы создания и функционирования общего рынка. Сейчас этих сфер много ( в рамках трех опор ). Правовым источником, из которого вытекает компетенция ЕС решать различные вопросы, являются «конституционные» акты ЕС и сообществ: Маастрихтский договор 1992г., договоры об учреждении Европейского Сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии с изменениями и дополнениями, внесенными в Маастрихте, Амстердаме, и Ницце.

Все вопросы, входящие в компетенцию ЕС ( в том числе гражданство), регулируются Договором о Европейском Сообществе, за исключением:

  1. атомной энергетики – здесь Договор о Евратоме

  2. общей внешней политики и политики безопасности; сотрудничества полиции и судов в уголовно-правовой сфере; поправок в учредительные договоры; принятие новых членов- здесь разделы 5-6 Договора о ЕС.


Конкретная характеристика компетенции предусмотрена в следующих вопросах. ( №14-17)

14 Предметы ведения и полномочия Европейского сообщества

Вообще, предметы ведения Европейского сообщества входят одной из составляющей в предмет ведения ЕС.

Предметы ведения Европейского СООБЩЕСТВА- это те сферы общественной жизни, которые в соответствии с учредительным договором Сообщества уполномочены решать его институты и другие органы (они сконцентрированы в сфере экономических, социальных и духовно-культурных отношений) В настоящее время выделяют 4-ре компонента системы предметов ведения.

  1. Общий (внутренний рынок) ( разграничить юридически эти понятия невозможно), поэтому

- это пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договора о ЕС обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. (подробно об этом в других вопросах)

2. Сферы политики (закреплены в ст. 3 Учр.Догов., а их правовой режим раскрыт части третьей «Политика Сообщества) – это такие сферы общественной жизни , в отношении которых Сообщество уполномочено осуществлять целенаправленный комплекс мер регулятивного и управленческого характера. Эти мероприятия направлены на повышение общественного благосостояния ( их более 20-ти). Например, аграрная, транспортная, антимонопольная, налоговая, социальная, экологическая, промышленная, молодежная, политика занятости, здравоохранения и др.

3. Экономический и валютный союз (подробно об этом в других вопросах)

4. Международные отношения Сообщества-(здесь имеются ввиду международные отношения в социально-экономической сфере, т.к. в иных сферах- в рамках «второй опоры» )- это связи ЕС с другими странами и международными организациями, т.е. это внешняя политика Сообщества (предусматривает три направления внешне политики;

4.1. внешнеторговая политика (общая торговая политика), основой которой служит установление и изменение общего таможенного тарифа. Сообщество устанавливает единые принципы в отношении таких вопросов, как изменения тарифных ставок, экспортная политика, антидемпинговое регулирование

4.2. содействие экономическому развитию развивающихся стран – здесь деятельность Сообщества призвана способствовать повышению благосостояния стран «третьего мира», в том числе посредством оказания им финансовой помощи.

4.3. «ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию». Речь идет об установлении особых отношений вплоть до создания зоны свободной торговли ЕС и иными территориальными единицами государств-членов, которые расположены за пределами Европы и не вошли вместе со своими метрополиями в состав Сообщества.

Международные отношения Сообщества вообще то не исчерпываются указанными направлениями и включают в себя

14 взаимоотношения европейскими и универсальными международными организациями ООН и ее специализированными учреждениями, а также с ВТО, Советом Европы, другими государствами.

По объему своей международной правосубъектности Европейское Сообщество занимает промежуточное положение между суверенными государствами и международными ( межправительственными) организациями. Она уже чем у первых, но значительно шире чем у вторых, причем общей тенденцией является постепенное расширение правосубъектности ЕС за счет правосубъектности входящих в него государств.

Основные мероприятия ЕС на международной арене (не знаю нужно это или нет в этом вопросе)

Односторонние

  1. издание нормативных актов ( бывает, что касается не только ЕС, но и сторонних лиц и государств) прежде всего это таможенное законодательство, законодательство о визах и визовом режиме и др.

  2. меры поощрительного характера (бабки дают другим государством и еще чего-нибудь, но в основном бабки)

  3. экономические санкции ( прерывают либо ограничивают экономические отношения с другими странами)

Совместные мероприятия

  1. заключение международных договоров ( их нормы имеют прямое действие…..см. и вспоминай Международное публичное право)

  2. участие в международных конференциях (там же)

  3. членство в международных организациях ( …. ну там-же,…. типа форум сотрудничества и т.п.)

  4. дипломатические представительства с зарубежными странами

Полномочия Европейского СООБЩЕСТВА ( т.е. права и обязанности институтов ЕС принимать НПА, осуществлять иные мероприятия по руководству конкретными подведомственными Сообществу сферами общественной жизни.)

Эти полномочия образуют систему, включающую в себя пять основных элементов:

  1. Законодательные полномочия- это полномочия осуществлять правовое регулирование о/о посредством издания НПА. (реализуются прежде всего в лице Европарламента и Совета для которых правотворчество- основная функция, также возможно Еврокомиссия (при делегировании ей полномочий) и Европейский центральный банк (в сфере экономического и валютного союза). Форма реализации полномочий- Регламент и Директива (в основном).

  2. Финансовые полномочия- включают права по установлению доходов и расходов Сообщества. (Реализуются Европарламентом и Советом в форме- Бюджета (он принимается общий для всех Сообществ и называется Общий бюджет ЕС)

  3. Исполнительно-распорядительные полномочия- осуществление текущего управления общественной жизнью. (реализуется в основном Комиссией, но и др. институтами тоже, в форме индивидуального акта правоприменения в виде –решения.

  4. Юрисдикционные полномочия- по разрешению правовых споров о применении норм права ЕС (реализуются Судами: Судом Европейских Сообществ, Трибуналом первой инстанции и Судебной палатой) в форме судебных решений.

  5. Контрольные полномочия- проверять выполнение норм права ЕС и других решений Сообщества. Реализуются в той или иной степени всеми институтами ЕС + спец. Органы контроля- Счетная палата и Омбудсман ЕС- в форме проверок и расследований.

И др. полномочия, но эти основные ( есть еще внешнеполитические, полномочия по принятию рекомендательных и поощрительных мер)

Дополнительная компетенция:

  1. Подразумеваемые полномочия- означают право принимать решения, в том числе НПА, по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению ЕС учредительным договором, но имеют значение для реализации его целей и задач.

  2. Механизм продвинутого сотрудничества- совокупность правил и процедур, в рамках которых отдельные государства-члены делегируют Европейскому СОЮЗУ дополнительную компетенцию.(суть механизма- те государства-члены, которые способны и желают двигаться вперед быстрее- могут это делать не дожидаясь остальных ). Предметом продвинутого сотрудничества в рамках Европейского Сообщества может служить « одна из областей, которая предусмотрена» учредительным договором Сообщества, например Сообществу могут быть делегированы полномочия по установлению и/или взиманию прямых налогов ( с желающих государств-членов), коими она в настоящее время не располагает.

15 Общая внешняя политика и политика безопасности(ОВПБ) ЕС

Деятельность ЕС на международной арене осуществляется по двум направлениям: внешняя политика Европейских Сообществ и ОВБП., в рамках ОВБП ЕС осуществляет те мероприятия, которые выходят за пределы компетенции Сообществ. ОВПБ это и отдельная сфера деятельности Союза и в то же время «вторая опора» и это не отдельная организация, а представляет собой компетенцию Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Нет таких сфер международных отношений, которые бы составляли исключительную компетенцию государств-членов и в которые Союзу запрещено было бы вмешиваться в рамках ОВБП.

Основные полномочия Союза в сфере ОВПБ закреплены в ст.12 Маастрихтского Договора, который подразумевает принятие следующих решений:

  1. Принципы и общие ориентиры- своеобразная программа внешней политики, определяющая общий курс в международных отношениях Союза в целом и для каждого государства-члена в отдельности ( орган- Европейский Совет)

  2. Общая стратегия- НПА в сфере ОВПБ, в котором определяется план действий Союза в отношении конкретных стран или регионов планеты. (отличие от п. 1 там внешняя политика в целом, здесь к конкретному региону или к отдельной стране) (орган- Европейский Совет по предложению Совета ЕС.

Официальная точка зрения Союза в целом по конкретным внешнеполитическим проблемам выражается в -

3. Общих позициях ( она определяет отношение Союза к отдельному вопросу географического или тематического характера, в отличие от общих стратегий она направлена на решение определенных задач внешне политики . Общая позиция это документ, в котором определяется официальная позиция Союза по конкретным внешнеполитическим делам.

П.1-3 это создание программ, высказывания взглядов, а правовой формой , на основании которой предпринимаются реальные действия служит- Совместная акция

4. Совместная акция - это документ, на основании которого Союз осуществляет оперативные действия на международной арене. ( в этой форме принимается решения о направлении наблюдателей на выборы иностр. Государств, , направление разного рода представителей за рубеж, Силы быстрого реагирования когда создадутся- будут действовать на основании этой правовой формы.(орган Совет)

5. Заключение Советом в рамках ОВПБ международных договоров.

Предметом таких договоров могут быть любые вопросы, относящиеся к сфере ОВПБ, а также вопросы борьбы с преступностью (однако в отличие от международных договоров, заключаемых в рамках первой опоры, в качестве стороны таких договоров будет выступать либо Совет, либо Союз в целом)

Общая оборонная политика ЕС

15 Занимает особое место в ОВПБ, хотели даже выделить ее в отдельную опору…..хотя- различных планов было много как бы создать свою (европейскую армию), но пока ни как. Стратегическая цель (в рамках именно ОВПБ) – есть- прогрессивное формирование общей оборонной политики, которая со временем может привести к общей обороне.

В настоящий момент идея фикс- создать Силы быстрого реагирования Союза, с целью участия в миротворческих военных операциях по разрешению международных кризисов (ах амбиции, амбиции, но стремление- ярое. Весь этот Союз- это для увеличения собственного веса в мире, как же тут без армии. А сами- права человека, его благосостояние…..чушь.) Что примечательно –Сил быстрого реагирования еще нет, а органы управления ими уже есть…. И в каком количестве….

1. Европейский Совет- возглавляет оборону деятельность (в составе- паханы (в смысле первые лица)

Союза и государств-членов. ( обсуждение основных вопросов обороны, и т.п.)

2. Совет ЕС ( компетенция принятия решения в форме Совместной акции (см. выше)

3. Европейское оборонное агентство (цель деятельности- содействие Совету при проведении миротворческих акций ( ну ни кто работать не хочет). Возглавляет—САМ ( в смысле Генеральный секретарь Совета ЕС.

4. Комитет по вопросам политики и безопасности (разработка предложений, направляемых в Совет, на основе мониторинга политической ситуации на международной арене (без комментарий) состоит из представителей государств- политических директоров (ого го)

5. Военный комитет (обеспечение практических мероприятий военного характера??? Думаете воевать будут- ни фига… комитет состоит из глав военных штабов государств-членов или их представителей.

6. Военный штаб (быстрое реагирование, оценка ситуации и стратегическое планирование)

7. Командующий операцией (осуществляет непосредственное управление Силами быстренького реагирования)

8. Самих Сил…… нет.


16 Правовые основы сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере. СПСО

СПСО с одной стороны- сфера деятельности Союза в целом, с другой- самостоятельный элемент ее структуры- то бишь третья опора.
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации