Аминов И.И. Психологический практикум для юристов - файл n1.doc

приобрести
Аминов И.И. Психологический практикум для юристов
скачать (1129.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1130kb.08.09.2012 20:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ "

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРАКТИКУМ

для юристов

Москва 2001

Аминов И.И. А 62 Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М.: Издательство «ЭКМОС». - 2001г.- 144с.

ISBN 5-88124-089-8

В учебном пособии представлены актуализированные и надежно зарекомендовавшие себя в учебной практике упражнения и задачи, направленные на воспитание и развитие навыков общения, способности разбираться в людях, тренировку памяти, внимания, логического мышления, мыслительной реакции, так необходимых в работе юриста.

Книга предназначена преподавателям и студентам юридических вузов и факультетов. Издание также поможет приобрести практические навыки работникам правоохранительных органов, судов, прокуратуры.

Практикум также представляет интерес для всех, кто решил повысить свои коммуникативные способности, активизировать интеллектуально-психологические возможности, улучшить логическое мышление, разбивать наблюдательность, внимание, интуицию, память. Многие задания, представленные в книге, помогут переключиться и снять напряжение после интенсивного умственного труда.

ББК 74.2

ISBN 5-88124-089-8

© Издательство «ЭКМОС», 2001 г. © Аминов И.И.
ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная компетентность юриста, кем бы он ни был - судьей, адвокатом, детективом, сотрудником милиции и т.д., находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Его призвание - служить благополучию людей, укреплять их правосознание и законопослушное поведение. Успешное выполнение этой высокой социальной задачи невозможно без умения проникать в психологию людей, логически выстраивать запутанную цепь событий, мгновенно принимать верные решения, запоминать множество лиц, имен и фактов и пр.

Как достичь всего этого? Какие средства и методы помогут стать коммуникабельным, проницательным, догадливым, наблюдательным? К сожалению, развитие конкретных качеств юриста пока остается слабым звеном в учебной деятельности образовательных учреждений, направленной, в основном, на формирование знаний и умений, необходимых для той или иной юридической, правоохранительной профессии. Во многом это происходит из-за недооценки того фактора, что человеку для совершенствования его компетентности и профессионализма необходимы не только чисто профессиональные знания, но и активное развитие навыков общения, воспитание творческого характера ума, а также владение разнообразными психологическими умениями, свойствами, приемами.

Интерес желающих развить свои интеллектуально-психологические возможности пока во многом удовлетворяется за счет разгадывания кроссвордов и головоломок, игры в шахматы, а также в компьютерные игры. В то же время сущест-

3

вует ощутимый дефицит соответствующей литературы и учебных материалов, обеспечивающих развитие конкретных личностных качеств, гимнастику ума, тренировку мышления, памяти, логики, воображения и т.д. Целенаправленный подход к данной проблеме представлен в настоящем издании, вобравшем в себя надежные, апробированные задачи и упражнения.

Кроме заданий, материалы практикума включают краткое описание основных категорий психологии, психологических качеств, на тренировку и развитие которых направлены упражнения. Форма организации занятий по практикуму может быть различной: тренинги, выполнение упражнений, тестирование, самостоятельная работа. В самих упражнениях имеются методические рекомендации по их выполнению. В конце практикума даны правильные ответы на наиболее трудные задания.

4

РАЗДЕЛ 1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Важнейшими психическими процессами, с которых начинается и от которых зависит большинство психических реакций человека, являются ощущение и восприятие. Психологическая восприимчивость - необходимое качество, обусловливающее успешность как мыслительных так и коммуникативных действий человека. Прежде чем перейти к упражнениям на развитие ощущения и восприятия, ненадолго обратимся к теории. '

Ощущение - простейший психический процесс, который является отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущения от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного.

В зависимости от того, при воздействии на какие органы чувств возникают ощущения, их принято подразделять на: органические, кожные, мускульно-двигательные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные.

В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, и непосредственно связаны с выполняемой трудовой деятельностью и оказывают на нее существенное влияние.

Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физи-

5

ческих раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект - объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Но это никоим образом не снижает значения активности субъекта.

Наиболее важными особенностями восприятия являются:

- предметность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);

- целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое);

- константность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);

- осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове);

- избирательность (преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности);

- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).

В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии, в этом случае выделяют:

- осязательные;

6

- кинестетические;

- обонятельные;

- вкусовые;

- слуховые;

- зрительные.

Если в основу классификации положены формы существования материи - пространство, время и движение, то в соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Развитие профессиональных качеств начинается с накапливания обучаемыми опыта восприятия разных объектов, событий, явлений, которые им придется воспринимать и анализировать в практической работе. Для такого ознакомления используются натуральные объекты, препараты, а также их модели, макеты, муляжи, фотографии, видеофильмы, магнитофонные записи.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением. Профессиональная наблюдательность юриста проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач. Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.

Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:

1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;

7

2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно, анализаторы запаха, вкуса, осязания;

3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.

Упражнение 1: развитие осязания.

Инструкция: один из участников становится лицом к группе, вытягивает перед собой руку ладонью вниз, закрывает глаза либо отворачивает голову так, чтобы не видеть своей вытянутой руки.

На первом этапе преподаватель, показав группе какой-либо предмет (например ручку, зажигалку, расческу и т.п.), так, чтобы его видели все, кроме испытуемого, кладет его на тыльную сторону кисти руки испытуемого и просит его дать характеристику этого предмета (что это, из какого материала, сколько весит и т.д.). После чего предмет снимают. Аналогичным путем осуществляется идентификация других предметов.

На втором этапе упражнение проводится так же, но предметы кладут на ладонь.

На третьем этапе упражнения предметы разрешается ощупать.

Какие из заданий (этапов) дали возможность вернее передать свойства предметов? Как Вы думаете, почему?

Упражнение 2: развитие осязания.

Задание: возьмите два одинаковых спичечных коробк Осязательно и зрительно изучите каждый. Постарайтесь о

8

наружить и запомнить различие между ними. Затем пронумеруйте их, отвернитесь и смешайте. Постарайтесь на ощупь узнать коробки (для проверки посмотрите на номер).

Методические рекомендации: число коробков можно увеличить от двух до десяти. Можно усложнить опыт, используя вместо десяти коробков десять спичек.

Упражнение 3: развитие осязания.

Инструкция: одному из участников завязывают глаза. Затем по очереди к нему подходят другие участники. Человеку с завязанными глазами, только касаясь прически каждого, необходимо определить, кто перед ним.

Упражнение 4: развитие осязания.

Инструкция: положите в карман несколько монет, на ощупь сосчитайте общую сумму.

Это упражнение можно трансформировать в игру «Кассир». Для игры потребуется мелочь различного достоинства.

Условия игры: не глядя на монеты, кассир должен получить от покупателя плату за покупку и дать сдачу. Покупатель должен сначала назвать цену, потом уплатить, выдавая по одной монете, не называя их достоинства. Кассир, проверив осязанием полученную сумму денег называет сумму сдачи и молча выдает ее по одной монете. После этого покупатель проверяет правильность полученной сдачи и говорит кассиру, на сколько правильно тот выполнил все операции.

Затем кассир и покупатель меняются ролями.

Упражнение 5: развитие точности восприятия времени («чувства времени»).

Инструкция: участники должны определить промежуток времени (в секундах) между первым и вторым ударом, кото-

9

рый наносит карандашом по столу руководитель занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (например: 7, 15, 27, 36, 43, 55 сек.), а затем вразброс (например, 45, 9, 17, 4, 29 сек.). Часами пользуется только руководитель занятия. Результаты заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

№ серии

Настоящая продолжительность временных отрезков (А)

П родолжительность временных отрезков по оценке слушателей (В)

Разность в оценке временных отрезков













Методические рекомендации: упражнение можно усложнить за счет внесения звуковых или световых помех. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио, миганием света и др.

Упражнение 6: определение источника звука.

Порядок проведения: учащимся последовательно предъявляются разные звуки и шумы из различных точек помещения и с разных расстояний до обучаемых.

В качестве источника звука используется удар ладонью (палкой, металлическим стержнем и пр.) о какой-либо предмет, разрыв бумаги или ткани и др. Возможно использование магнитофонных записей и шумов из замаскированных мест помещения. Делается 10-20 определенных звуков.

Задание: на слух, закрыв глаза, определить источник, направление и расстояние до источника звука.

Упражнение 7: опознание марки автомобиля на слух.

Порядок выполнения: группе предлагаются для прослушивания записанные на магнитофон звуки, издаваемые автомобилями различных марок.

10

Задание: запомнить эти звуки и сигналы, выделить отличительные особенности (в сравнении с другими схожими звуками), описать эти особенности (на бланке).

Проверка: в различной последовательности или одновременно слушателям предлагают для прослушивания несколько фрагментов магнитофонных записей звуков, издаваемых автомобилями различных марок (на 20-30 сек.). Задача - определить сколько звуков и каких марок автомобилей были прослушаны.

Упражнение 8: развитие слухового восприятия.

Инструкция: слушателям предлагается магнитофонная запись 8-10 различных звуков и шумов с целью определить источник каждого из них.

В качестве источников звуков могут использоваться:

- обычные звуки, воспроизводимые человеком (шаги по асфальту, земле, по листве, в помещении, по лестнице (вверх, вниз), шаги женщины и мужчины, шелест одежды и т.д.);

- звуки, которые можно услышать в помещении и на улице (открывание и закрывание дверей, шумы различных транспортных средств и т.п.);

- звуки и шумы, связанные с криминогенными событиями (звон разбитого стекла, бутылки, звуки удара по телу человека, борьба людей, крики, возгласы и т.п.).

Методические рекомендации: упражнение повторяется 10-15 раз с использованием различных звуков и их комбинаций. При записи звуков и шумов на магнитофонную ленту каждый из них нумеруется. Для тренировки восприятия в различных сериях из 8-10 звуков возможно использование похожих звуков различных источников (свист человека и птицы), близких звуков однородных источников (шумы различных транспортных средств или различные вариации шагов человека).

11

Упражнение 9: развитие слухового восприятия.

Инструкция: перед выполнением задания участники слушают с целью запоминания магнитофонную запись звуков выстрелов, сделанных из различных видов оружия. При этом они обсуждают отличительные особенности этих звуков. Затем в различной последовательности или одновременно воспроизводится запись 5-10 выстрелов из одного или различных видов оружия.

Задание: ответить (письменно или устно) из каких видов оружия были сделаны эти выстрелы?

Методические рекомендации: данное задание не выполняется до тех пор, пока все обучаемые не запомнят отличительные особенности звучания выстрелов из различных видов оружия. Упражнение можно усложнить увеличением количества воспроизводимых выстрелов и сокращением промежутков времени между ними до 1 сек.

Упражнение 10: развитие слухового восприятия.

Задание: определить на слух номер телефона по набору цифр на диске.

Перед выполнением основного задания учащиеся с помощью телефонного аппарата (например, с системой громкоговорителя «speaker») тренируются воспринимать на слух набор однозначных чисел от 0 до 9. После чего предлагается серия двузначных чисел, например, 12, 14, 23, 34, 57, 65, 76, 80, 90, 89 и т.д. Далее участникам может быть предложено задание: на слух определить номер телефона по набо-

РУ-

Задание постепенно усложняется. Сначала каждый номер

должен состоять из одной цифры, например, 6, 9, 3, 0. А затем:

- из двух цифр, например, 35, 21, 16, 68, 80, 05, 37, 09, 82;

- из трех цифр, например, 345, 278, 234, 861, 709, 681, 632, 555;

12

- из четырех цифр, например, 2678, 1835, 9543, 7720, 2589, 4011;

- из пяти цифр, например, 68128, 33662, 10092, 13225, 43179, 91734;

- из шести цифр, например, 723196, 876543, 453067, 660184;

- из семи цифр, например, 130-1727, 275-3840, 257-1988, 924-0796, 925-0796;

- смешанная группа номеров, например, 6480, 0, 231, 37, 39407, 08, 3153.

Методические рекомендации: после каждого набора цифр необходимо делать непродолжительные паузы.

Время от времени необходимо напоминать участникам «звучание» наборов простых чисел от 0 до 9.

Оценка результатов осуществляется в процентах. Для этого необходимо количество правильно воспроизведенных цифр разделить на общее число прослушанных номеров и умножить на 100. Итоговые данные можно свести .в таблицу 2.

Таблица 2

№ серии

Результат работы (в %)







На основании полученных результатов каждый участник может построить график (рис. 1).



13

Упражнение 11: идентификация голосов людей.

Инструкция: участникам последовательно демонстрируются фотографии 5 человек (по 10-15 сек. на каждую фотографию). Одновременно с показом каждой фотографии' с помощью магнитофона воспроизводится голос изображенного на ней человека. Затем все фотографии демонстрируются одновременно и в измененном порядке воспроизводятся записи голосов.

Задание: определить, кому из изображенных на фотографии людей принадлежит тот или иной голос.

Методические рекомендации: упражнение повторяется до 15 раз с использованием каждый раз новых фотографий и голосов.

При 2-5 повторениях условия выполнения упражнения остаются неизменными. При 6-10 повторениях задания обучаемым усложняются: они должны уловить особенности голоса, чтобы узнать его потом, даже если он будет частично изменен (голос того же человека то быстрый, то замедленный, то взволнованный, то вялый, то крикливый и т.п.). Время экспозиции не должно превышать 10 сек.

В заключение обучаемым предъявляются все фотографии сразу, но голоса воспроизводятся и в оригинале, и в измененном виде. При 11-15 повторениях число фотографий и голосов последовательно увеличивается до 10-15.

Упражнение 12: развитие навыков ориентировки в пространстве («чувства пространства»).

Инструкция: сначала закрепите в памяти вид четырёх сторон аудитории (условно - юг, север, восток, запад). Встаньте в центр комнаты, закройте глаза. Вспомните южную часть комнаты: стену, два окна, подоконники. Это - юг. Теперь вспомните северную часть комнаты: желтую стену, стенды, выключатель. Это - север. Откройте глаза. Проверьте себя.

14

Установим временные связи слов юг, север, восток, запад с видом четырёх стен комнаты. Потренируемся в быстром переключении внутренних видений - с запада на север, с юга на восток и т. д.

Методические рекомендации: сперва паузы между переключениями могут быть большими, чтобы обучаемые волевыми усилиями успели «притянуть» видения. Затем паузы могут быть сокращены.

Упражнение 13: развитие навыков ориентировки в пространстве.

Инструкция: после освоения предыдущего упражнения можно сыграть в «вертушку», которая тренирует переключение видений в связи с ориентировкой в пространстве и вестибулярными ощущениями.

Обучаемый с закрытыми глазами в центре аудитории. Его раскручивают то в одну, то в другую сторону. После остановки ему задают вопросы: «Где юг? Покажите. А восток?»

Методические рекомендации: при выполнении упражнения следует не забывать следующее. Если руководитель занятий постоянно находится в одной точке комнаты, его голос непременно свяжется в сознании учащегося с этим местом. Поэтому до начала упражнения обучаемый должен быть предупрежден, что руководитель занятия будет постоянно перемещаться по комнате. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение 14: определение зрительной чувствительности.

Задание: после предъявления плакатов в течение 5-8 с. определите направление разрыва в центральном кольце.

15

Методические рекомендации: в помещении, где проводится занятие, должно быть хорошее освещение. Обучаемый становится на расстоянии 6 м спиной к плакату (рис. 2), затем поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв. Испытание следует повторить 3 раза.

За основу берется средний результат. Чем больше расстояние, с которого испытуемый увидел направление разрыва, тем ниже (лучше) его абсолютный порог зрительного различения, т.е. выше зрительная чувствительность. Если разрыв определен с расстояния 5 м, то угол различия равен 1 и зрение в диапазоне средних показателей. Оценка остроты зрительного ощущения производится в условных баллах по таблице 3.

Таблица 3



Оценка

9

8

7

6

5

4

3

2

1

в бал-




























лах




























Расстояние до плаката,

640

620-

590-

550-

500-

430-

330-

200-

200




640

620

590

550

500

430

330




с кото-




























рого об-




























наружен




























разрыв




























Упражнение 15: определение на глаз размеров разных предметов и расстояния между ними.

Инструкция: занятие проводится в классе. Преподаватель предлагает определить на глаз расстояние между раз-

16

личными предметами и частями помещения, их размеры, например, высоту сгола, расстояние от пола до подоконника, высоту и ширину дверного и оконного проемов, рост человека.

Расстояние и размеры могут быть заранее измерены и известны преподавателю, либо определяются на занятии слушателями. В течение занятия рекомендуется определить размеры 10-20 предметов (расстояний).

Упражнение 16: определение на глаз расстояний между людьми и предметами на местности и в движении.

Порядок проведения: занятие проводится на местности. Преподаватель предлагает определить на глаз расстояние между различными предметами и объектами на местности: людьми, транспортными средствами в движении, расстояние между отдельными зданиями, домами, деревьями, дорожными знаками, участками улицы, между пешеходами.

Методические рекомендации: тренировка предваряется замером расстояний между предметами и объектами. Расстояние между движущимися людьми замеряется по точкам, в которых будут находиться люди, помогающие преподавателю в проведении занятия. По его команде эти люди начинают двигаться, а при прохождении ими конкретных точек преподаватель дает задание группе определить расстояние. При выполнении упражнения делается 10-20 определений расстояний.

Упражнение 17: развитие глазомера.

Задание: посмотрите на спинку своего стула. Закройте глаза, не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

Посмотрите на тетрадь или на книгу, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стула и ширину тетради и книги. Сделайте то же самое с открытыми глазами. А теперь с закрытыми.

17


Упражнение 18: развитие глазомера.

Инструкция: на учебной доске рисуются или вывешивается плакат, на котором изображены 5 линий различной длины, например: 38 см, 46 см, 70 см, 15 см, и 110 см. Каждая из линий обозначается буквами а, б, в, г и д. Линии не пересекаются друг с другом, но расположены под различным углами (см. рис. 3).

Задание: определите на глаз длину каждой из линий (в см) и запишите в таблицу 4 (графа 3).

Методические рекомендации: перед началом тренировки предлагается на отдельных листах бумаги начертить таблицу для записи результатов выполнения заданий (см. табл. 4). После определения длин 5 линий, определяется разность в восприятии размера, обучаемым указывается на допущенные просчеты, даются советы.

Таблица 4



Определяе-

Размер по

Точный

Разность в

упр.

мая линия,

оценке

размер

определе-




расстояние

обучаемого




нии размера

Упр.

а










1....

б в г

д










Упражнение повторяется несколько раз, обучаемым предлагается определить размеры второй группы из 5 линий, третьей, четвертой, пятой и т.д.

Упражнение 19: ознакомление с иллюзиями восприятия.

Инструкция: последовательно демонстрируются разные изображения, звуки, предметы, которые могут вызвать иллюзии при решении профессиональных задач.

18

Задание: запомнить возможные иллюзии с целью недопущения их в своей работе.

Методические рекомендации: к числу изображений, вызывающих иллюзии относятся:

а) изображения с возможным двойным восприятием: профили двух людей или ваза, параллельные или непараллельные линии, пирамида или туннель;

б) изображения, вызывающие иллюзии при сравнении: один и тот же предмет рядом с большим и меньшим с ним по размеру кажется меньше или больше; белый предмет рядом с черным кажется больше; ящик черного цвета кажется тяжелее белого того же веса; большой человек рядом с более высоким кажется низким; человек среднего возраста рядом с глубоким стариком кажется моложе; скорость по широкой дороге на открытой местности кажется меньше, чем когда машина едет рядом со стеной, деревьями по узкой дороге; дорога с движущимся навстречу большим автофургоном кажется уже;

в) изображения, вызывающие ошибки из-за условий восприятия: любой звук в темноте и тишине кажется громче и пр. Иллюзии также могут возникать под влиянием установки, сильных эмоциональных переживаний. Например, при сильном страхе и палка в руках преступника может быть первоначально воспринята как ружье.

Упражнение 20: определение отличительных особенностей лица человека и составление словесного портрета.

Инструкция: участники смотрят на увеличенную фотографию лица человека. Они должны внимательно изучить снимок и затем описать все отличительные особенности лица и его особые приметы.

Затем участникам предлагается 7-10 различных фотографий: мужчин, женщин, подростков, рабочих, служащих, артистов, сельских жителей, представителей различных национальных и профессиональных групп и т.д.

19

Первые 4-5 фотографий учащиеся обсуждают совместно, дополняя ответы друг друга. Далее упражнения выполняются индивидуально в письменной форме с описанием словесного портрета. При выполнении упражнения целесообразно придерживаться следующей схемы описания:

- пол;

- возраст;

- размеры, форма и выражение лица;

- волосы, причёска;

- уши;

- лоб;

- брови;

- глаза;

- нос;

- рот, губы, зубы;

- подбородок;

- шея;

- усы, борода;

- особые приметы на лице (шрам, родинка и т. д.).

Упражнение 21: узнавание лица по словесному портрету.

Инструкция: участники слушают словесный портрет разыскиваемого лица.

Задание: запомнить словесный портрет и попытаться мысленно представить лицо человека, находящегося в розыске.

Затем участникам предъявляются 10 различных фотографий, на одной из которых изображен человек, словесный портрет которого слышали участники. Им предлагается опознать этого человека.

Методические рекомендации: задание повторяется 3-10 раз на разных словесных портретах и наборах фотографий.

20

Упражнение 22: узнавание лица по фотороботу.

Инструкция: обучаемым предлагается в течение 5 сек. ознакомиться с фотороботом и запомнить изображенное на нем лицо, затем им предъявляется 10 фотографий различных лиц, среди которых есть и соответствующее фотороботу. Обучаемым предлагается опознать лицо.

Методические рекомендации: задание повторяется 8-10 раз на различных фотороботах и наборах фотографий; по мере повторения могут вводиться усложнения, связанные с неполнотой фоторобота и расхождениями между фотороботом и соответствующей фотографией.

Упражнение 23: узнавание лица на документе.

Инструкция: обучаемым предъявляется на 3 сек. фотография (в натуральную величину) из удостоверения, паспорта, пропуска.

Задание: среди 10 предъявленных крупных фотографий опознать лицо, которому принадлежит удостоверение. Задание повторяется 8-10 раз на разных фотографиях документов и наборах крупных фотографий.

Методические рекомендации: по мере повторения вводятся усложнения: ухудшение качества снимков, большие расхождения между фотографиями. Крупная фотография для опознания не должна быть копией фотографии на документе. На ней человек может быть постаревшим, с измененной прической, с усами и бородой, в очках, в головном уборе, с повернутой головой.

Упражнение 24: опознание личности по фотографиям, относящимся к различным возрастным периодам.

Инструкция: обучаемым предъявляется несколько пар фотографий. Каждая пара включает фотографию лица в молодости и групповую фотографию, на которой присутствует тот же человек в более зрелом возрасте.

21

Обучаемые должны опознать личность на снимках различных возрастных периодов.

Упражнение 25: поиск и опознание преступника по приметам.

Задание а):

по рисунку 4 составьте словесный портрет изображенного лица.

Задание б):

по следующему описанию сделайте схематическую зарисовку лица (в профиль и фас).

Мужчина 50 - 55 лет. Волосы прямые, причесаны на пробор (справа). Лицо - широкое, овальное. Профиль -волнистый, скошенный. Щеки - слегка впалые. Нижняя челюсть - массивная, сильно выступает. Лоб - узкий, низкий прямой, скошенный. Нос - тонкий, средней высоты, спинка носа длинная, прямая, кончик носа - острый, осно вание носа опущено. Брови - короткие, узкие прямые, ко-сонаружные, раздвинутые. Глаза - малые, овальные, косо-наружные. Под глазами небольшие мешки. Губы - верхняя губа тонкая, низкая; нижняя толстая, сильно выступает. Рот - средней величины, углы опущены. Подбородок - широкий, высокий, закругленный, а профиль - прямой, скошенный. Уши средних размеров, треугольные, с верхней оттопыренностью. Мочка - узкая, слитная (сросшаяся).

Правильные ответы к заданию (а) и (6) смотрите в конце практикума.

Методические рекомендации: поиск и опознание преступника значительно облегчаются, когда известны его

Рис. 4



22

внешние признаки. К ним относятся не только особенности строения отдельных частей и деталей тела и в особенности головы, лица человека (так называемые анатомические признаки), но и особенности походки, жестикуляции, мимики, речи, манер и привычек (функциональные признаки), а также приметы одежды, обуви, украшений и любых других вещей, который человек постоянно использует (сопутствующие признаки).

Особенно большое значение при идентификации личности имеют анатомические признаки деталей головы и лица. При этом необходимо придерживаться установленных правил описания, хорошо знать не только наименования множества деталей, но и возможные их видоизменения (морфологические вариации), относительную устойчивость и изменчивость. Для обозначения признаков (примет) деталей внешности следует применять не произвольную, а установленную терминологию:

- лицо: круглое, овальное, треугольное, трапециевидное;

- профиль: выпуклый, волнистый, прямой вертикальный, прямой скошенный;

- затылок: плоский, выпуклый, с бугром;

- линия роста волос на лбу: дугообразная (вогнутая), дугообразная (выпуклая), прямая, угловатая («м»-образ-ная);

- лоб: широкий высокий, узкий низкий, выпуклый, волнистый, скошенный, прямой вертикальный, наклонный;

- нос: узкий (высокий, тонкий, прямой), широкий (низкий, толстый, искривленный);

- спинка носа: прямая, вогнутая, выпуклая, волнистая;

- основание носа: закругленное, тупое, острое, круглое;

- брови: короткие, узкие, длинные, широкие, прямые (горизонтальные), дугообразные (скошенные наружу), с изломом (скошенные внутрь), сросшиеся низкие, раздвинутые высокие, сросшиеся асимметричные;

23

- глаза: круглые, овально-косонаружные, щелевидно-косовнутренние, треугольно-горизонтальные;

- губы: тонкие втянутые, толстые выступающие, сердечком;

- верхняя губа: низкая короткая, высокая длинная;

- под носовая ямка: круглая, треугольная, прямоугольная, ромбовидная;

- рот: малый, большой, косой;

- углы рта: горизонтальные, приподнятые, опущенные;

- подбородок: низкий широкий (квадратный), выступающий, высокий закругленный, узкий прямой, высокий закругленный, скошенный, овальный узкий, слабо выступающий;

- уши: малые прилегающие, большие оттопыренные, овальные, круглые, треугольные, прямоугольные.

24

РАЗДЕЛ 2. ВНИМАНИЕ

Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (например, чувственное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например состояние сосредоточенности), как свойства личности (например, внимательность).

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным - возникающим без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, без волевых усилий) и произвольным (преднамеренным - возникающим вследствие сознательно поставленной цели и требующим определенных волевых усилий). Следовательно, термин «произвольное» образован не от слова «произвол», а от слова «воля».

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания - послепроизвольное внимание. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

В профессиональной деятельности юриста обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.

25

К числу основных характеристик внимания относят:

- сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;

- устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности;

- объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно);

- распределение - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними;

- переключение - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучению внимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных с психологией.

Формирование умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии и людям, с развитием таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

1) концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект, и не допускать его переключения на другие объекты;

2) не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна ни запечатлеваться, ни повторяться в памяти;

26

3) отбрасывать несущественную информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Упражнение 1: развитие профессиональной наблюдательности и внимания.

Задание 1.1. Посадите перед аудиторией на стулья 2-3 человека, попросив их вести себя естественно. Некоторое время на «актеров» не следует обращать внимание, чтобы дать им возможность успокоиться и привыкнуть к новой обстановке. Затем руководитель занятия предлагает аудитории (включая испытуемых) рассказать о всех событиях, которые произошли в комнате. Это могут быть скрип стула, падение тетради или книги, чей-то взгляд, покашливание, перемена позы кем-то из сидящих и т.д.

Задание 1.2. В течение нескольких секунд учащиеся должны сосчитать, сколько брюнетов и блондинов в комнате, сколько предметов квадратной формы и сколько круглой, сколько портфелей, сумок, книг, тетрадей и т.д.

Задание 1.3. Чтобы показать учащимся, как часто в жизни они не замечают самых простых вещей, можно предложить рассмотреть предметы, им хорошо знакомые, например, свой портфель, сумку, часы, галстук, туфли, и т.д., и рассказать о тех деталях, на которые раньше они не обращали внимания. Опыт показывает, что этих деталей бывает больше, чем предполагали владельцы вещей.

Задание 1.4. Испытуемый садится на стул перед аудиторией и начинает слушать, сконцентрировав свое внимание на каком-либо объекте, например, шуме улицы. В процессе сосредоточения внимания он заметит, что слышит и остальные звуки, такие, как шум в аудитории, свое сердцебиение и др.

Задание 1.5. Двое выполняющих упражнение становятся друг против друга. Один делает движение, другой - одновременно, точно как в зеркале, - повторяет его. Руководитель занятия следит и указывает, что было сделано неправильно.

27

Задание 1.6. Один из членов группы читает страницу книги или отрывок из газеты, а остальные обучаемые активно мешают ему, стараясь отвлечь его от чтения шумом, разговорами, остротами и др. Выполняющий должен суметь увлечься объектом, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы рассказать о прочитанном.

Задание можно усложнить, попросив пересказать смысл прочитанного нескольких членов группы.

Задание 1.7. Обучаемому предлагается назвать самый длинный и самый близкий объекты, находящиеся в поле его зрения, перечислить в комнате все предметы определенного цвета, начинающиеся на определенную букву алфавита.

Задание 1.8. По команде руководителя занятия членам группы может быть предложено построиться по: росту; алфавиту; первой букве имени; цвету глаз; весу; высоте каблука; характеру носка обуви (от тупого к острому); степени опрятности одежды; степени симпатии к тому или иному члену группы; званиям; выслуге лет и т.д.

Задание 1.9. Учащиеся сидят по кругу. В заданном ритме они хлопают в ладоши один за другим, по ходу часовой стрелки.

По хлопку руководителя занятия хлопки обучаемых должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Главное - не сбиться с ритма в момент перехода. Команда руководителя должна застать играющих за мгновение до хлопка, чтобы соседи успели сориентироваться, кто из них должен сделать следующий хлопок.

Задание 1.10. Все играющие образуют круг. Ведущий называет букву и входит в круг. Тот, перед кем он остановился, должен немедленно назвать слово (имя существительное), начинающееся с этой буквы. Отвечать надо быстро. Кто запнется или повторит уже названное слово, выходит из круга. Через некоторое время называется другая буква. Упражнение можно усложнить, если играющие будут называть не одно слово на эту букву, а два или три.

28

Задание 1.11. Три члена группы садятся лицом к своим товарищам. Руководитель занятия дает им по газете и отмечает статьи. По команде трое одновременно в течении 2-3 минут читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. В свою очередь каждый из читающих должен слушать и понимать других.

Более сложный вариант выполнения упражнения. Читающие сидят спиной к группе, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу.

Задание 1.12. Играющие становятся в круг. Им предлагается повторять вслед за ведущим разные движения, кроме одного запрещенного (например, «руки на пояс»). Тот, кто повторит это движение, выходит из круга.

Задание 1.13. Испытуемому предлагается написать на доске числа от 1 до 20 и одновременно считать вслух от 20 до 1.

Задание 1.14. Обучаемому предлагается написать на доске свою фамилию и одновременно называть буквы в обратном направлении (от конца к началу). Члены группы фиксируют количество допущенных ошибок и остановок.

Задание 1.15. Группе предлагается решить математический пример. Одновременно с этой работой руководитель занятия читает рассказ. После выполнения задания члены группы должны сообщить ответ и пересказать смысл рассказа.

Задание 1.16. Испытуемому предлагается сосчитать до 30, при этом вместо чисел, в которые входит цифра 3 и чисел, делящихся на 3, он должен говорить: «Не знаю».

Задание 1.17. Перемножьте мысленно два числа (например, 26 х 34) и в то же время пишите текст хорошо известного вам стихотворения.

Сделайте наоборот - читайте вслух знакомое вам стихотворение, а на бумаге перемножьте два числа.

Это упражнение можно усложнить. Вместо знакомого стихотворения возьмите любой незнакомый вам текст из кни-

29

ги. Читайте его вслух, а на бумаге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа.

Более сложный вариант: включите радио или попросите окружающих шуметь, а сами вычисляйте и декламируйте или переписывайте текст и вычисляйте в уме.

Следующий вариант: вычисляйте, переписывайте текст и попросите, чтобы вам задавали различные вопросы. Отвечайте на вопросы, продолжая вычислять и переписывать.

Задание 1.18. Все члены группы встают в различные позы. Один из участников, находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается до 1 минуты. Затем он закрывает глаза, а 5 человек меняют что-то в своей позе, причем делается это таким образом, чтобы стоящий в центре не смог ничего услышать. Находящийся в центре, открыв глаза, должен определить, чья поза изменилась и как. Затем в центр встает другой член группы, и упражнение повторяется.

Упражнение 2: развитие слухового внимания.

Группе дается задание: по первому хлопку руководителя занятия прислушаться ко всем окружающим шумам, по второму - к шумам, раздающимся за окном аудитории, по третьему - к шумам в коридоре, по четвертому - к шумам внутри аудитории.

Группа выполняет упражнение, а руководитель тихо, чтобы не мешать остальным, снимает то у одного, то у другого обучаемого лишнее мышечное напряжение. Это напряжение может проявляться в неестественном положении бровей, губ, плеч, рук, ног, в неестественно вытянутой шее и др. После выполнения упражнения участники рассказывают об услышанном. Один начинает перечислять все запомнившиеся ему звуки. Остальные дополняют рассказ. Необходимо следить, чтобы обучаемые не повторяли сказанного. Аудитория не знает, кому придется отвечать следующим, а по-

30

тому все находятся в собранном, рабочем состоянии. Важно нарушить покой, который появляется, как только учащиеся начинают понимать, что их вызывают в определенной последовательности. Ответивший, как правило, сразу же начинает «отдыхать» и мешать остальным то подсказкой, то ироническим смешком. Опрос «вперемешку» необходим, но он и от руководителя требует собранности и активности.

Упражнение 3: развитие навыков концентрировать внимание.

Вам будут предложены три арифметические задачи. Вы должны решить эти задачи в уме. Результат вычисления записывается по команде преподавателя: «Пишите». Вслух говорить ничего нельзя. Переспрашивать нельзя. Если Вы не решили эти задачи, то вместо ответа ставьте прочерк.

Задание 3.1. Даны два числа: 82 и 68. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа. Пишите.

Задание 3.2. Даны два числа: 82 и 68. К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа. Пишите.

Задание 3.3. Даны два числа: 56 и 92. Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа и полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа. Пишите.

Ответы: в первом задании должно получиться 46, во втором - 2, в третьем - 4.

Обработка результатов.

Правильное решение 1-й и 2-й задач при неправильном решении 3-й свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в работе.

31

Правильное решение 1-й и 3-й задач при неправильном решении 2-й указывает на неустойчивость внимания.

Правильное решение 2-й и 3-й задач при неправильном решении 1-й говорит о медленной переключаемости в работе.

Упражнение 4: развитие навыков переключения внимания.

Задание: напишите два числа одно под другим.

Например: 4 и 2. Сложите их, единицы суммы напишите рядом сверху (десятки не записываются), а верхнее число из первого столбца перепишите вниз. Сложите два числа из второго столбца. И так продолжайте дальше. Получите:

4 606 6 2....

24 6066....

Теперь второе задание: единицы суммы напишите снизу, а нижнее число переносите вверх. Получите:

4 2 6 84 2....

2 6 84 2 6...

После того как испытуемые немного поупражняются, руководитель занятия подает команду: «первый способ», «второй способ», «первый», «второй» и т. д.

Услышав команду, слушатели должны поставить вертикальную черту и быстро перейти на другой способ, стараясь выполнить задание точно и быстро.

Методические рекомендации: проверив свои записи, слушатели смогут убедиться, что ошибки будут в основном сразу после переключения с одного способа работы на другой. Результаты опыта с разными людьми будут разными. Они зависят от подвижности нервных процессов, которые и определяют способность к переключению внимания.

Упражнение 5: определение объема и точности внимания.

32

Порядок проведения: в течение 3 сек демонстрируются фигуры с числами, написанными внутри них.

Задание: внимательно посмотрите на рис. 5. Какие числа записаны внутри фигур? Сложите их и запишите сумму. Ответьте, в каких фигурах какие числа были записаны?

Методические рекомендации: большую роль при выполнении этого задания играет избирательность восприятия, определенная в данном случае установкой, заданием. Если в произведенной выше инструкции добавить слова: «Одновременно запомните и в какой фигуре какие цифры нарисованы», - внимание будет организовано иначе, но объема его также может не хватить на выполнение этого задания полностью.

Рис. 5



Упражнение 6: определение устойчивости внимания.

Инструкция: для выполнения упражнения используется кадроплан бланка «корректурная проба» (рис. б), который предъявляется обучаемым на 5 мин.

Рис. 6

а

Р

д

о

ь

т

м

б

а

п

ы

У

к

е

Ф

ц

у

к

е

н

г

и

в

м

н

е

к

У

й

ч

с

м

а

п

е

Р

т

Р

н

к

у

а

ы

в

ц

у

м

и

т

а

я

ч

с

м

и

т

й

ф

ы

у

в

к

а

е

п

н

Р

г

Р

н

я

с

ы

в

У

к

е

н

и

т

у

к

е

п

ц

ы

й

ф

у

в

к

с

м

и

п

е

и

Р

ц

с

м

и

т

н

Ф

я

ч

с

м

у

в

ы

я

ч

с

в

У

к

е

Р

т

и

м

с

ч

я

33

Выполняющие упражнение должны визуально подсчитать количество тех или иных букв, содержащихся в бланке «корректурная проба». Выбор букв для подсчета определяется руководителем.

Упражнение 7: определение объема и точности внимания.

Задание: после предъявления карточек с изображенными на них фигурами (рис. 7), в течение 20-30 сек. нанесите на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что Вы увидели. Работайте самостоятельно. Списывание друг у друга исключается.

Задание можно несколько изменить: каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с тремя фигурами, затем с четырьмя и т.д. На воспроизведение 3-5 фигур дается 10 сек., 6-7 фигур - по 15 сек., 8-9 фигур -по 20 сек.

Оценка результатов работы проводится по таблице 5.

Рис. 7. Образцы карточек к упр. 7.



Таблица 5

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильно воспроизведенных фигур на карточках

21-20

19-16

15-12

11-8

7-5

4

3

2

1

34

Упражнение 8: определение особенностей переключения внимания.

Задание: перед вами бланк с таблицами, на которых числа от 1 до 40 и от 1 до 70 (рис. 8).

В первой таблице 25 чисел, значит, 15 (из 40) пропущено. Вам надо отыскать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. Справа от таблицы дана контрольная матрица, в которой последовательно даны уже все числа от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице - вычеркните его в контрольной матрице. Исправления не допускаются.

Во второй таблице 49 чисел, следовательно, 21 (из 70) пропущено. Условия выполнения задания со второй таблицей такие же, как и с первой, но на выполнение задания дается 4 мин.

Оценка результатов работы осуществляется по таблице 6.

Рис. 8

14

5

31

27

37

1

2

3

4

5

6

7

8




40

34

23

1

20

9

10

11

12

13

14

15

16




19

16

32

13

33

17

18

19

20

21

22

23

24




2

6

8

25

9

25

26

27

28

29

30

31

32




12

26

36

28

39

33

34

35

36

37

38

39

40




16

19

42 57 40 45 53 32 23

14 49 21 66 29 12 60

56 68 59 8 17 63 28

27

7

64 34 61

2 55

43 13 70 22 41 50 36

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

69

26

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

31

1

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

65

35

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

51

6

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

46

18

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

4

39

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

35

Таблица 6

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов из 40

знаков

15

14

13-12

11-10

9-8

7-6

5

4

3

из 70 знаков

18

17

16-15

14-13

12-10

9-8

7-6

5

4

Упражнение 9: определение особенностей концентрации и устойчивости внимания.

Задание: на бланке (рис. 9) вы видите 14 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и снизу вверх, определив, где она заканчивается. Начинайте с линии, обозначенной слева № 1. Найдите, где она закончится, там проставьте соответствующий номер (1), затем переходите к линии № 2 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не ведите линии карандашом или ручкой. На выполнение задания дается 3 мин.

Оценка результатов работы осуществляется по таблице 7.

_______ ____________ Рис. 9



36

Таблица 7

Оценка в

9

8

7

6

5

4

3

2

1

баллах




























Количество

14

13

12

И

10

9

8

7

6

правильных




























ответов




























Упражнение 10: определение концентрации и устойчивости внимания.

Задание: на бланке (рис. 10) вы видите контуры геометрических фигур. Вам необходимо выявить, сколько и какие фигуры здесь изображены. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля. На выполнение задания дается 3 мин.

Оценка результатов работы осуществляется по таблице 8.



Таблица 8

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество выявленных фигур

11

10

9

8

7

6

7

6

5

37

Упражнение 11: определение особенностей переключения внимания.

Задание: обучаемым предлагается показать на таблице:

а) черные цифры от 1 до 25 (в возрастающем порядке);

б) белые цифры от 24 до 1 (в обратном порядке);

в) попеременно черные цифры в возрастающем порядке и белые - в обратном: 1 (черное) - 24 (белое) - 2 (черное) - 23 (белое) и т.д.

Методические рекомендации: на основании результатов всей серии упражнения, а также на основе самоанализа, самоконтроля каждый обучаемый составляет самохарактеристику развития внимания, его отдельных свойств. В тетради для практических работ отвечает на вопрос: «В чем сильные и слабые стороны развития вашего внимания? Каковы направления и пути его совершенствования?»

1 .

24

24

18

6

8

20

5

2

9

17

21

13

21

2

11

10

25

15

20

19

16

3

14

14

8

17

15

9

23

13

1

12

3

23

19

4

5

4

6

`0

16

11

12

18

7

22

7

22

38

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации