Курсовая работа - Психология художественного творчества - файл n1.doc

Курсовая работа - Психология художественного творчества
скачать (2690 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2690kb.10.06.2012 07:25скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЭНВИЛА»

Психологический факультет

Специальность: психология


КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Студентки

2 курса, 206 группы

Поповой Татьяны Николаевны


Научный руководитель

старший преподаватель

Краснов Ю. Э.
Минск, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО

4

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМЫЕ СОСТЯВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВА

6

2.1. Способности, одаренность, талантливость, гениальность

6

2.2. Мышление, память, воображение, фантазия, интуиция, озарение

8

2.2.1. Мышление

8

2.2.2. Память

10

2.2.3. Воображение, фантазия

11

2.2.4. Интуиция

11

2.2.5. Озарение

12

2.3. Мотивация творчества

12

2.4 Эмоции, эмоциональные состояния, чувства, настроение

15

ГЛАВА 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА

18

ГЛАВА 4. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

20

ГЛАВА 5. СОЗДАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ

22

5.1. Образное и понятийное обобщение, типизация образов

22

5.2. Художественный образ

26

5.3. Интерпретация, реализация и восприятие образов в изобразительном творчестве

26

5.3.1. Психоанализ творчества

26

5.3.2. Интерпретация и восприятие

28

5.3.3. Факторы, влияющие на реализацию и восприятие художественных образов

29

ГЛАВА 6. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

38







ВВЕДЕНИЕ
Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является трансцендентальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может только описать. Творческая личность также является головоломкой, которую мы сможем поворачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно. Тем не менее, современные психологи не отказались от исследования проблемы художника и его искусства...”

Карл Густав Юнг
Психология, стремясь объяснить поведение в целом, не может не тяготеть к изучению деятельности и ее высшей формы - творчества. На данный момент в психологии существует много различных теорий, каждая из которых по-своему объясняет процессы художественного творчества и восприятия его результатов. Однако среди этих теорий нет практически ни одной общепризнанной систематизированной и законченной.
Для нас исследование творчества (в частности изобразительного искусства) и восприятия его произведений интересно потому, что мы сами, являясь художниками, часто не в силах понять, что движет нами при создании картин, а также непонятыми порой остаются неожиданные их трактовки зрителями.
Цель исследования, приведенного в данной работе: установить связь и меру сходства эмоций художника (автора) с эмоциями субъектов, воспринимающих произведение изобразительного творчества.
Задачи исследования:

  1. Изучить литературу о психологии творчества;

  2. Разработать модель процесса трансформации эмоций автора в эмоции воспринимающего субъекта через средства изобразительного творчества;

  3. Провести эмпирическое исследование, чтобы доказать выдвигаемую гипотезу.


Объект исследования: процессы выражения и восприятия эмоций в изобразительном творчестве.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоций автора и воспринимающего субъекта и средств изобразительного творчества.
Гипотеза: эмоции, вызываемые произведениями изобразительного творчества у воспринимающих субъектов, не всегда сходны с эмоциями авторов.
Данная курсовая работа состоит из введения, шести глав и заключения, полный объем работы - 38 страниц.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО
Творчество как объект исследований представляет интерес для таких наук как философия, этика, психология, социология, культурология, педагоги­ка и других. В психологии термин «творчество» имеет множество значений.

Для данной работы наиболее актуальны следующие интерпретации:

«Творчество - это деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей… Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации…» (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - с. 662);

«Творчество - это продуктивная форма активности и самостоятельности человека, результатом которой являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений… Творчество предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение...» (Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - с. 421. Библиотека практической психологии).

Л. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и всей сферы деятельности.

Итак, творчество в общем смысле - это процесс создания субъективно нового.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - это уникальность его результата. Никто кроме, возможно, автора не может получить в точности такой же результат, если создать для него идентичную исходную ситуацию. Это означает, что в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, «вкладывает душу». Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность.

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный и преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объектов окружающего мира в сознании личности. Но это отражение не является результатом простого копирования, а представляет собой анализ и синтез новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. То есть творчество выступает как процесс изучения, понимания, осознания и последующего разрешения проблем личности через их выражение в объектах творчества. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных предметов, субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах творчества.
Существуют разные виды творчества: производственно-техниче­ское, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, пов­седневно-бытовое и т.д. То есть виды творчества соответст­вуют видам практической и духовной деятельности человека, но выделение видов творчества этим не ограничивается.

«Искусство - художественное творчество в целом - это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира» (Публикация в Интернете «Российского энциклопедического словаря» http://www.enc.mail.ru/article/?1900412157). Цель художественного творчества - создание произведений искусства, которые вызывают новые эмоции.

«Изобразительное искусство - это комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия. Основные виды изобразительного искусства: скульптура, глиптика, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн» («Свободная интернет-энциклопедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации