Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании - файл n1.doc

приобрести
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании
скачать (636.5 kb.)
Доступные файлы (26):
n1.doc77kb.09.03.2004 01:40скачать
n2.doc40kb.11.03.2004 16:32скачать
n3.doc84kb.11.03.2004 16:33скачать
n4.doc212kb.07.03.2004 15:54скачать
n5.doc91kb.09.03.2004 01:41скачать
n6.doc240kb.09.03.2004 01:43скачать
n7.doc66kb.07.03.2004 17:48скачать
n8.doc219kb.12.03.2004 22:29скачать
n9.doc186kb.12.03.2004 22:39скачать
n10.doc34kb.12.03.2004 22:42скачать
n11.doc61kb.12.03.2004 22:44скачать
n12.doc136kb.12.03.2004 22:45скачать
n13.doc37kb.12.03.2004 22:49скачать
n14.doc40kb.12.03.2004 22:50скачать
n15.doc68kb.12.03.2004 22:58скачать
n16.doc96kb.12.03.2004 23:05скачать
n17.doc84kb.12.03.2004 23:09скачать
n18.doc84kb.12.03.2004 23:14скачать
n19.doc49kb.12.03.2004 23:17скачать
n20.doc59kb.12.03.2004 23:22скачать
n21.doc59kb.12.03.2004 23:25скачать
n22.doc131kb.12.03.2004 23:29скачать
n23.doc60kb.12.03.2004 23:32скачать
n24.doc83kb.12.03.2004 23:35скачать
n25.doc42kb.12.03.2004 23:36скачать
n26.doc49kb.12.03.2004 23:37скачать

n1.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III

Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений

Задание 1

Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора.

Назначение задания. Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Выполнение этого задания позволяет получить представление о разви­тии чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способ­ностей и функций ребенка. Прежде всего оно выявляет развитие функ­ций, необходимых для овладения письмом: как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, какова кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достато­чен ли для этого достигнутый уровень координации в системе «глаз-рука». Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное раз­витие ребенка —- его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае — взаимного расположения и чередования отрезков и цве­тов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаружива­ется при выполнении второй части задания — самостоятельном продолже­нии узора). Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответ­ствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат.

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, разли­нованной в клетку.



Узор выполняется как двухцветный (используются, например, крас­ный и синий мелки). Детям раздают чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цветных карандашей (или фломас­теров), не менее шести.

Работа состоит из трех частей: 1-я часть — срисовывание узора, 2-я часть — самостоятельное продолжение узора, 3-я часть — проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок.

По мере окончания работы детьми листочки собираются.

Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, на­деюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор, точно такой же, как на доске. Рассмотрите узор внима­тельно — расположение линий по клеточкам, их цвет должны быть у вас такие же, как на доске. Подчеркиваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно такой же, как на доске. Это первое, что вы долж­ны сделать. После того как узор перерисуете, вы продолжите его самосто­ятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонят­но. Дальше будете работать самостоятельно».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выполненных узоров):

1-й уровень — узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и рас­положении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные;

2-й уровень — узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол накло­на отрезков лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Ри­сунок можно определить как правильный, но небрежный;

3-й уровень — при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная закономерность в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, сглажены или совсем снивелированы разли­чия в высоте вершин);

4-й уровень — выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец; ребенок уловил и отразил в нем лишь две особенности — чере­дование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы кон­фигурации узора пропущены. Не выдерживается подчас даже строка — ползет вниз или вверх.

Задание 2

Рисование бус (методика И.И. Аргинской).

Назначение задания. Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с ри­сунком кривой, изображающей нитку.



Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести разно­цветных фломастеров или карандашей.

Работа состоит из двух частей: первая часть (основная) — выполнение задания {рисование бус), вторая часть — проверка работы и в случае не­обходимости перерисовывание бус.

Инструкция к первой части. «Дети, у каждого из вас на листочке нари­сована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторя­ется два раза.) Начинайте рисовать».

Инструкция ко второй части (выполнение этой части задания начина­ется после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои ри­сунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже новый рисунок. Слушайте внимательно. (Условие повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом)».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из рисунков):

1-й уровень — задание выполнено правильно, учтены все пять усло­вий (положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использо­вание пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины);

2-й уровень — при выполнении задания учтено три-четыре условия;

3-й уровень — при выполнении задания учтено два условия;

4-й уровень — при выполнении задания учтено не более одного условия.

Задание 3

«Заселение» дома (методика И.И. Аргинской).

Назначение задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуа­ции с разных сторон, умение переключиться с одного найденного реше­ния на поиск другого.

Организация работы. Учитель заранее рисует на доске дом (см. рису­нок) и готовит три большие карточки с изображением жильцов дома: точки, палочки и галочки. Каждому ребенку дается листок с изображени­ем такого же дома. Для работы нужен карандаш или фломастер (ручка).



Работа над заданием состоит из трех частей: первая часть — обучаю­щая, вторая часть — основная, третья — проверка выполненного задания и в случае необходимости исправление ошибок.

Инструкция к первой части. «Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка (показывает карточку), палочка (пока­зывает карточку) и галочка (показывает карточку). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой ком­нате слева — точка (рисует в окне на доске точку), в средней комнате — палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комна­те. (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне). Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.) Теперь будем засе­лять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже. (Дети подсказывают: «В средней комнате галочка, в последней — палочка».) Размещение жиль­цов рисуется на доске и на листочках».

Инструкция ко второй основной части. «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. Послушайте внимательно, что нужно сделать: поселите на каждом из ос­тавшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка выполнения основной части задания (учитывается «заселение» только четырех нижних этажей):

1-й уровень — задание выполнено правильно: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого эта­жей;

2-й уровень — найдено три-два различных варианта размещения из четырех возможных;

3-й уровень — найден один вариант размещения из четырех возможных;

4-й уровень — самостоятельных решений не найдено: повторены ре­шения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались неза­селенными).

Задание 4

Раскрашивание фигур (методика Н.Я.Чутко).

Назначение задания. Выявить, как дети классифицируют наглядный атериал по самостоятельно найденному основанию.



Организация работы. Из набора треугольников (4 равнобедренных, 3 равно­сторонних, 3 прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, выделяются и раскрашиваются раз­ными цветами одинаковые. Работа фронтальная. Надо предварительно за­готовить листочки для каждого ребенка с изображением соответствующе­го ряда фигур; в правом верхнем углу листочка — фамилия, имя ребенка; каждый должен иметь свой набор цветных карандашей (или фломасте­ров).

Инструкция. «Это задание похоже на те, которые вы много раз выпол­няли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно рассмот­рите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно закрасить одним цветом. Сколько найдете разных групп одинако­вых фигур, столько и понадобится каждому разных цветных карандашей (или фломастеров). Карандаши для раскраски фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз. (Задание повторяется.) Все понятно? Выполняйте».

Оценка выполнения задания:

1-й уровень — классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (4 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных).

2-й уровень — одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в пря­мом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

3-й уровень — две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и неразличение фигур в прямом и зеркаль­ном положении);

4-й уровень — три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашива­ние фигур.

Задание № 5

Составление схем слов под диктовку (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания. Выявить готовность психофизиологических функ­ций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонема­тического анализа, а также способность к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае — в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. На нем должны поместиться фамилия ребенка и пять строк слов: УМ, СОК, ЛИСА, СОСНА, ЗВЕЗДА.

Иванов К.

Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом за­даний, но с другим набором слов. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов — совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом слу­чае следует действовать строго по инструкции.

Инструкция. «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово "рак", а я под вашу диктовку запи­шу это слово кружками: рак = ООО. Сколько кружков получилось? Три. Проверим написанное, "прочитаем" кружки: 000 = рак. Все правильно». В случае необходимости разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется.

Оценка диктанта.

При правильном выполнении задания получается следующая запись:

ОО

ООО

оооо

ооооо

оооооо

1-й уровень — все схемы выполнены правильно; 2-й уровень — три-четыре схемы выполнены правильно; 3-й уровень — одна-две схемы выполнены правильно; 4-й уровень — все схемы выполнены неправильно.

Задание 6

Чтение схем слов (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания. Выявить готовность психологических и психофи­зиологических функций, обеспечивающих чтение, — умение осуществ­лять звуковой синтез и соотносить письменный ход со звуковым (переко­дирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками жи­вотных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующих назва­ниям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разбивку. Дети должны при помощи соединительных линий установить соответ­ствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется про­стым карандашом. Листы с рисунками могут быть многоразового исполь­зования, если при стирании линии не остается следа от карандаша.

Как и в задании № 5, желателен опыт выполнения подобных зада­ний. Требования отбора слов (названий животных или других предме­тов) для тренировочных упражнений те же, что и в задании № 5: нельзя использовать те картинки, которые даны в диагностическом задании; возможны только те названия животных (других предметов), в которых количество звуков совпадает с количеством букв, исключая слова с буквой «и»; возможны названия с безударными гласными и с оглушением согласных.

Инструкция. «Дети, сегодня вы попробуете "читать1' слова, написан­ные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы:

000

0000

Рядом с первой схемой прикрепляется картинка, изображающая, на­пример, волка, а рядом со второй — сома. «Кто нарисован на этой кар­тинке? Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? Читаем вме­сте первую схему: ООО = В-О-Л-К. Эта схема не подходит, здесь меньше кружков, чем нужно. Читаем вторую схему: 0000 = В-О-Л-К. Схема под­ходит. Соединим линией схему и картинку». Так же разбирается и чтение слова «сом». «Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите в руки карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соеди­ните линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересе­каться, как это вышло на нашем образце. Итак, каждую картинку вы со­едините линией с соответствующими кружками».

Оценка чтения схем слов:

1-й уровень — все связи определены правильно;

2-й уровень — три-четыре связи определены правильно;

3-й уровень — одна-две связи определены правильно;

4-й уровень — все связи определены неправильно.

Задание № 7

Разметка (методика Н.К. Индик, Г.Ф. Кумариной, Н.А. Цирулик).

Назначение задания. Диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Организация работы. Путем разметки надо получить на прямоуголь­ном листе бумаги как можно больше геометрических фигур. Заранее дол­жны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12 х 16 см, шабло­ны из тонкого картона (прямоугольник 6x4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка. Работа состоит из двух частей: первая, основная, — выполнение задания (разметка листа), вторая — проверка задания и в случае необходимости выполнение его заново.

Инструкция к первой части. «Ребята, представьте, что нам надо укра­сить комнату флажками вот такой формы (учитель показывает прямо­угольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать такие флажки. Перед вами листок бумаги. Нужно сделать так, чтобы флажков из него получилось как можно больше. Поэтому прежде чем обводить прямо­угольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу».

Инструкция ко второй части задания (после того как дети выполнили первую часть). «Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю,

что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».

Оценка разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень — прямоугольники размещены на листе рационально: об­водятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На ли­сте уместилось их максимальное количество — восемь;

2-й уровень — налицо попытка уместить как можно большее количе­ство прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку) или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размешенных на листе фигур стороны оказываются срезанными;

3-й уровень — размещение прямоугольников на листе далеко от раци­онального несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаим­ном расположении соблюсти определенную систему; в целом обведено не более четырех фигур;

4-й уровень — прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично; обведено не более трех фигур.

Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации