Головко С.Н. Конституционное право России - файл n1.doc

приобрести
Головко С.Н. Конституционное право России
скачать (499 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc499kb.08.09.2012 19:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Институт открытого дистанционного образования

С.Н. Головко

Конституционное право

России
Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия


Нижний Новгород - 2005

ББК 67

Г 61

Головко С.Н. Конституционное право России: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 67 с.

ISBN 5-87941-256-3

В учебном пособии рассматриваются основные темы, предусмотренные учебной программой по конституционному праву России. В пособии раскрыты конституционные основы государственного строя России; правовой статус гражданина в РФ: его конституционные права и свободы; государственное устройство РФ; система органов государства и их конституционно-правовой статус, а также избирательная система России.
ББК 67


ISBN 5-87941-256-3
© Головко С.Н., 2005,

© ННГАСУ, 2005


Введение



Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция» предусматривает изучение учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право России», относящейся к числу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Указанный стандарт устанавливает основной размер дисциплины «Конституционное (государственное) право России», исходя из ее содержания, в которое включено следующее:

Исходя из этого избрана и структура данного учебного пособия, которое представляет собой краткий курс лекций. Его основное назначение – способствовать студенту в освоении данного предмета. Предполагается, что лекции данного пособия послужат лишь основой при овладении студентом знаний по предмету «Конституционное (государственное) право России». Наряду с его освоением студент обязан ознакомиться и с иной литературой, рекомендованной учебным заведением и дающей более широкое представление об учебных положениях изучаемой дисциплины. Только при использовании такой схемы изучения предмета «Конституционное (государственное) право России» можно добиться положительных результатов в учебе.

1. Понятие конституционного права России как отрасли российского права, науки и учебной дисциплины



Термин «конституция» произошел от латинского слова constitutio, что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция – основной закон (или несколько основных законов), имеющий высшую юридическую силу в государстве.

Особенности Российской Конституции

Основным источником, т.е. нормативным актом, в котором содержатся нормы конституционного права, является Конституция РФ.

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более двухсот лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно РФ насчитывается пять конституций – соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924 г., 1936 г., 1977 г.) Срок действия российских конституций небольшой – соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сути советскими, т. е. фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

1. Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства, а права и свободы человека. Права и свободы личности гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

2. Конструкция имеет классическую структуру, т.е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из преамбулы, 9 глав I раздела: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, II-го раздела «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Всего 137 статей.

3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете, любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, по существу только зарождается в России и пока он не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения России в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных обычаев (например, формирования Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Реально это положение пока не реализовано.

5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции – стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

6. Конституция РФ – это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия – правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция – это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Сущность конституции России

Сутью важнейших демократических преобразований в России является понимание того, что не народ существует для государства, а наоборот – государство существует для народа, человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать его благополучие правовыми средствами. Как свобода без ограничений вредна, так и государство без свободы превращается в тоталитарное. Поэтому главной задачей и смыслом конституционного права России является нахождение баланса интересов народа и власти государства – золотой середины такого государственного устройства, основу для которого создают нормы Конституционного (государственного) права России.

Термин «Конституционное право России» рассматривается в трех значениях:

1) как отрасль права в системе национального (российского права), т.е. система конституционно-правовых норм, действующих на территории России;

2) как область научных знаний, в рамках которой изучаются закономерности формирования и развития институтов и правоотношений на основе конституционно-правовых норм;

3) как учебная дисциплина, состоящая из совокупности теоретических и нормативных понятий, основанных на достижениях науки и изучаемых в рамках учебного процесса.

Конституционное (государственное) право как отрасль права – это ведущая, базовая, основополагающая отрасль в целом российского публичного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ходе осуществления народовластия, направленные на охрану основных прав и свобод человека, учреждение в этих целях определенной системы государственной власти, основанной на принципе «разделения властей».

Специфика этой отрасли в правовой системе России определяется, прежде всего, предметом и методами ее правового регулирования.

Предмет конституционного права России составляют:

1) принципы, или основы, государственного устройства. Они могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства – суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;

2) основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина;

3) основы федерализма, т.е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами;

4) основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;

5) основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т.е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционно-правового регулирования представляет собой совокупность способов правового воздействия на перечисленные выше общественные отношения. Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, то метод показывает, как именно она их регулирует.

В конституционном праве используются следующие способы правового регулирования:

а) обязывание – возложение на лиц (субъектов права) обязанности совершить какие-либо действия в соответствии с предписаниями правовых норм. Например, согласно статье 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

б) дозволение – предоставление субъектам права возможности совершать какие-либо действия. Так, статья 33 закрепляет положение о том, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

в) запрещение возложение на субъектов права обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом. Например, Уполномоченный по правам человека в РФ не может заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели (статья 11 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

В зависимости от сочетания способов правового регулирования в теории права различают два метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Императивный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Диспозитивный метод предоставляет лицу возможность выбирать тот или иной вариант своего поведения. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования.

Конституционные правоотношения

Урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, в которых субъекты права связаны между собою юридическими правами и обязанностями, называют конституционными правоотношениями.

Конституционные правоотношения имеют такую же структуру, как и все иные правоотношения. Ее элементами являются субъект, объект и содержание конституционного правоотношения. Субъектами конституционного права могут быть: народ, государство и его органы (парламент, правительство, президент и т.д.), государственно-территориальные образования, входящие в состав Российской Федерации (республики, края, города федерального значения и т.д.), физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), органы местного управления, общественные объединения и др. Объектом конституционных правоотношений является поведение субъектов конституционного права. Содержание же данного вида правоотношений составляют:

а) субъективные права участников конституционных правоотношений, т.е. предоставленные им конституционным законодательством возможности совершать по своему желанию те или иные действия;

б) юридические обязанности субъектов права, т.е. мера их должного, необходимого поведения в конституционных правоотношениях.

Все конституционно-правовые отношения можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся отношения, связанные с установлением основ конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Эти отношения регулируются конституционным правом не в полном объеме, а только в своих основах. Более детально они конкретизируются в нормах других отраслей российского права. Вторую группу составляют отношения, складывающиеся на основе института гражданства, а также в процессе формирования и функционирования органов государства. В теории конституционного права их принято называть властеотношениями, поскольку данные отношения возникают в процессе осуществления государственной власти. Общественные отношения, принадлежащие ко второй группе, регулируются конституционным правом в полном объеме.

Основанием возникновения конституционных правоотношений являются, во-первых, конституционно-правовые нормы и, во-вторых, юридические факты.

Конституционно-правовые нормы и их виды

Конституционно-правовыми нормами называют установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения людей, определяющие границы возможного и должного поведения субъектов конституционных правоотношений и являющиеся регулятором тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права.

Нормы конституционного права многообразны. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм:

Институты конституционного права

В соответствии со своим содержанием конституционно-правовые нормы объединяются в определенные группы – институты конституционного права. Институтом конституционного права называется совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих качественно-однородные, взаимосвязанные конституционные правоотношения. Вычленение таких институтов осуществляется не путем принятия закона, а в результате исследований, проводимых учеными-юристами. Поэтому в теории конституционного права существует множество различных классификаций. Наиболее распространено выделение внутри российского конституционного права следующих конституционно-правовых институтов: 1) основ конституционного строя; 2) основ правового статуса человека и гражданина; 3) института федеративного устройства государства; 4) системы органов государственной власти; 5) избирательного права; 6) референдума; 7) местного самоуправления.

Система конституционного права охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм. Она очень близка к системе Конституции РФ, но не совпадает с ней.

Источники конституционного права

Источники конституционного права это нормативно-правовые акты, посредством которых получают свое выражение и закрепление конституционно-правовые нормы. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Законом называется принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы бывают основными и обыкновенными.

К основным законам прежде всего относится Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Иные законы не могут противоречить Конституции, принимаются в соответствии с нею и конкретизируют закрепленные в ней положения.

Другой разновидностью основных законов являются федеральные конституционные законы, т.е. законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке, установленном в статье 108 (например, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» и др.).

Все иные федеральные законы, а также уставы и законы субъектов РФ относятся к разряду обыкновенных. Основной круг вопросов, которые подлежат регулированию федеральными законами, определен в Конституции РФ. Федеральные законы принимаются в порядке, установленном в статьях 105-107 Конституции. Законодательные органы субъектов РФ имеют право принимать свои конституции (уставы) и республиканские (областные, краевые) законы, положения которых не должны противоречить федеральному законодательству.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ все принятые законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Подзаконные акты

Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным ситуациям. К подзаконным актам – источникам конституционного права в Российской Федерации – относятся: а) указы и распоряжения Президента РФ; б) постановления и распоряжения Правительства РФ; в) приказы, инструкции министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; г) указы глав республик в составе Российской Федерации; д) постановления правительств и исполнительных органов субъектов РФ и др.

Иные источники конституционного права

Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания РФ (регламенты, постановления), например Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. Кроме того, к источникам конституционного права относят постановления, заключения и решения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов России.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации, закрепляющие основные принципы, на которых базируется конституционно-правовое развитие государства. Наиболее значимой является Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Один из источников конституционного права Российской Федерации – ее договоры с ее субъектами, в частности Федеративный договор, включающий в себя три договора от 31 марта 1992 г., подписанные между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г. После образования Союза Беларуси и России число источников конституционного права России пополнилось Уставом Союза Беларуси и России, подписанным президентами этих стран 23 мая 1997 г.

Наряду с перечисленными выше источниками внутригосударственного права, Конституция РФ впервые в истории нашей страны устанавливает положение, согласно которому в российскую правовую систему включаются и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (статья 15). В случае обнаружения противоречия между международным договором и нормами национального законодательства приоритетом обладают нормы, содержащиеся в международном праве и в договорах.

Таким образом, система источников российского конституционного права характеризуется множественностью форм выражения конституционно-правовых норм, их иерархической соподчиненностью, приоритетом международного права над правом внутригосударственным. Конституционно-правовое регулирование в РФ осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов РФ и муниципальных образований. Однако конституционное право Российской Федерации является единым и не подразделяется на системы права субъектов РФ и ее муниципальных образований, поскольку принципиальной основой для регулирования общественных отношений всех уровней является Конституция Российской Федерации.

При применении норм конституционного права между субъектами права могут возникать разногласия. Наиболее серьезные из них передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ. Его постановления по спорным вопросам, особенно при толковании Конституции РФ, могут иметь важное значение для правильной реализации норм конституционного права и после своего вступления в силу, по существу, становятся частью Конституции.

Конституционное право России как наука

Наука конституционного права – это юридическая наука, изучающая одну из отраслей российского права – конституционное право России. В своих исследованиях наука конституционного права развивает данные таких наук, как философия, политология, история (особенно – история государства и права России), теория государства и права, международное право.

Наука конституционного права: предмет, метод, система

Предметом науки конституционного права являются:

  1. система и источники российского конституционного права, закономерности его развития;

  2. общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права;

  1. практика реализации конституционно-правовых норм;

  2. история самой науки конституционного права, ее теории.


Источниками науки конституционного права служат:

  1. Конституция и иные нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти РФ;

  2. международные договоры РФ;

  3. практика реализации конституционно-правовых норм в РФ;

  4. взгляды, мнения, суждения ученых-правоведов.

Система науки конституционного права включает в себя прежде всего ее понятийный аппарат. Также в нее входят: учение о конституции, принципах ее строения и действия, всесторонний анализ конституционно-правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ, правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, национально-государственное устройство страны, исследования системы организации и функционирования высших органов государства.

Этапы развития науки конституционного права

Начальный этап развития науки конституционного права относится ко времени дореволюционной России. Поскольку в Российской империи не существовало конституции, то предметом работ дореволюционных правоведов в основном служил опыт конституционно-правового развития зарубежных стран. Одновременно систематизировался и материал о государственном развитии самой России, разрабатывались проекты преобразования абсолютной монархии в конституционную.

После Октябрьской революции 1917 г. в развитии науки конституционного права начинается новый этап. Конституционно-правовые исследования данного периода основываются на марксистско-ленинском подходе к изучению государственно-правовых явлений и в основном посвящены созданию и развитию теории социалистического государства и права.

Современный период развития науки конституционного права ведет свой отсчет с момента провозглашения Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Это время формирования конституционного права РФ. Изменения, произошедшие в политическом и государственном развитии страны в данный период, привели к обновлению методологической базы науки, отказу от многих устаревших положений и теорий. Расширился ее предмет. Появилась возможность широкого использования передовых достижений зарубежной конституционно-правовой мысли. Сегодня главной задачей науки конституционного права России является выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства российского государства в новых исторических условиях.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

1. Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция – это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции. Верховенство и юридическая сила Конституции позволяют установить режим конституционной законности на территории страны.

3. Прямое действие Конституции. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированное в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституция – ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определенную роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

5. Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т.е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.

6. Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.

Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

Конституция – это нормативный документ, обладающий особыми юридическими свойствами, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации