Ответы на вопросы к экзамену по юридической психологии, 2012 - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы к экзамену по юридической психологии, 2012
скачать (1599.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1600kb.08.09.2012 19:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


1. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3

2. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5

3. ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 6

4. ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ИХ КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 12

5. МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ 15

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ 17

посещал ли несовершеннолетний обвиняемый занятия в период, когда совершил преступление; 18

в каком классе учился, какова успеваемость, дублировал ли классы; 18

любимые и нелюбимые предмет; 18

отношение к общественной жизни, посещение кружков, секций; 18

отношение с одноклассниками, с кем дружил (старшие, младшие); 18

поведенческие реакции в общении с другими школьниками (раздражителен, агрессивен, избивал ли более слабых и т.д.); 18

жаден, щедр, замкнут, общителен, правдив, лжив, как реагирует на замечание взрослых; 18

считается ли с мнением коллектива, класса в котором учиться; 18

7. моделирование преступной деятельности и личности преступника 23

8. психологические признаки преступника, сопряженные с обстоятельствами происшествия 26

9. психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы и цели ее созданИя. межличностные отношения в преступной группе 28

10. психологическая характеристика юридической деятельности 29

11. психологическая структура деятельности юриста. Профессиограмма юриста. Понятие профессионального мастерства юриста (...) 30

12. профессиональная деформация личности юриста (...), пути ее предупреждения и преодоления 33

Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя 35

13. учет и использование в деятельности юриста (...) индивидУАльных особенностей при воздействии на личность 38

14. акцентуации личности. методы их выявления. использование знаний об акцентуациях характера в практической деятельности юриста (...) 39

15. юридически значимые эмоциональные состояния. аффект, фрустрация, дезадаптация, стресс. влияние эмоциональных состояний на поведение человека в экстремальной ситуации 42

16. место происшествия как источник познавательной информации. решение мыслительных задач при производстве осмотра места происшествия 45

17. ПСИХОЛОГИческие особенности ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. 47

18. «личностная информация», устанавливаемая в ходе осмотра места происшествия 48

19. психологические особенности допроса (опроса). психология формирования показаний 49

20. роль психологии в диагностике личности. приемы, способствующие получению информации 51

21. психологическая природа лжи. диагностика лжи и пути ее разоблачения 53

22. психологические основы очной ставки 58

23. психологическая характеристика предъявления для опознания. психологические факторы, учитываемые при подготовке и проведении опознания 60

24. психология сокрытия. наиболее часто прогнозируемые и используемые прячущим «слабости» следователя 62

25. рефлексивное управление как психологическая сущность обыска 64

26. психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску и его организация 66

27. предмет, компетенция, методы и организация СПЭ. наиболее распространенные ошибки, допускаемые при назначении спэ 67

28. спэ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания 70

29. спэ способности обвиняемых, страдающих отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими 72

30. СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности и половой свободе личности 73

31. спэ эмоциональных состояний 75

32. современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение 79

33. спэ по делам о происшествиях, связанных с техникой 82

34. посмертная спэ, ее возможности 84

35. комплексные психолого-психиатрические экспертизы, основания для их назначения 86

Особенности проведения комплексных судебных экспертиз 86

36. гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества. психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой регуляции 87

37. психологическая характеристика судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам 91

38. знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи 93

39. позиции сторон в гражданском процессе и психологическая обусловленность их поведения 94

40. судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе 97

41. проблема справедливости судебных решений 98

42. пенитенциарная психология. психологическая сущность наказания, режима ИТУ, раскаяния 100

43. психологическая сущность «законов» криминальной среды, субкультуры, стратификации, ценностей. 102

1.ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

По калашникову:

ЮП – прикладная отрасль права, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Предмет юридической психологии

По Калашникову:

Предметом ЮП выступает психологическая реальность (психологические феномены, п. Закономерности, п. механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций в ее влияниях на правовую систему и зависимость от нее юридически значимых сторон образа жизни и поведения граждан и их групп.

Юридическая психология ставит задачи:

Методы юридической психологии

К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:

Основные задачи юридической психологии:

  1. вооружение всех работников и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них;

  2. способствование цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма;

  3. разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед законотворческими, правоисполнительными и правоприменительными органами и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами.

Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

2.ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное — это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соот-вии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект — это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления.

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий:

Мотивация преступного поведения — это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель — его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления.

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия. Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

3.ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Дефекты социализации личности, прежде всего, проявляются в структуре потребностей. Гипертрофия физиологических, материальных потребностей ведет к формированию эгоистических, собственнических тенденций в психике человека, приводит к развитию отрицательных психических свойств личности.

Социализация личности - сложный многоаспектный процесс, наиболее важными элементами которого являются:

В процессе производства, распределения, потребления обществом каждый человек выполняет какие-либо социальные роли. Они могут быть эпизодическими, постоянными, менее или более значимыми. Деятельность по выполнению социальной роли состоит из поступков. Это могут быть поступки в интересах этой роли, нейтральные, вредные для ее осуществления.

Дефекты психических свойств личности могут быть причинами дефектов в выполнении социальной роли.

Дефекты психических свойств могут усиливаться, развиваться при частом или постоянном проявлении в социальных ролях.

Причинами дефектов выполнения социальных ролей могут быть:

Перечисленные причины приводят к тому, что человек выполняет социальную роль с определенными отклонениями, нарушениями её сущности. Эти нарушения становятся основанием того, что человек уклоняясь от выполнения определенной социальной роли, совершает поступки противоправного или преступного характера.











4.ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ИХ КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Психические аномалии, генетически обусловленные непатологические нервно-психические расстройства в сочетании с неблагоприятным средовым влиянием снижают адаптивные возможности индивида. Психические аномалии сами по себе не криминогенны. Но при определенных условиях жизнедеятельности индивида могут выступать в качестве условия преступного поведения.

Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны такие особенности, как конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, дефекты второй сигнальной системы, ослабленность механизма понятийно-мотивационной регуляции, преобладание импульсивно-агрессивных поведенческих реакций.

Психические аномалии – это так называемые пограничные психические состояния – непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза (психического заболевания, характеризующегося кардинальными психическими нарушениями, обусловливающими невменяемость). К психическим аномалиям относятся: психопатии, акцентуации характера, олигофрения (умственная отсталость), неврозы, сексуальные перверзии (половые извращения).

Особенности поведения психически аномальных лиц маскируются такими нормальными сторонами их психики, как профессиональные знания и умения, относительно развитые навыки общения, способность к установлению причинно-следственных связей. Из побуждений психической самоактуализации совершаются такие преступные деяния, как хулиганство, бродяжничество, пироманические акты (бесцельные поджоги) и т.п. Во всех этих преступных формах поведения сам способ соответствующего поведения становится самоцелью. Эти так называемые безмотивные деяния обусловлены личностными аномалиями.

В современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации. Но это не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.

1.среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.

2. даже наличие психических аномалий у конкретного лица не всегда свидетельствует что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.

3. не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты.

Такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в кач-ве условия, не определяющего это поведение в целом. Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) не объясняет, почему этот человек совершил преступление.

К психическим аномалиям относятся:


Особую разновидность следственных ситуаций образуют преступления, совершаемые лицами с психическими аномалиями. Как уже отмечалось, психические аномалии следует отличать от психической патологии (невменяемости), они проявляются в локальных психических нарушениях (психопатии, неврозы, умственная отсталость, акцентуации характера). Коэффициент преступлений, совершаемых психически аномальными лицами, высок (по отдельным видам преступлений он превышает 50%).
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫМ ЛИЦОМ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ:

В практике расследования встречаются и случаи мимикрии: имитация, подделка обстоятельств преступления психически здоровым лицом под поведение психически аномального и даже невменяемого лица.
ПСИХОПАТИИ затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям.

Психопатия (от «психо»... и греческого «pathos» – страдание) – врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности. Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопатии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации. Выделяются психопатии истерического, возбудимого и астенического круга.

Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий.

В основном ученые склонны выделять 4 разновидности психопатии:

Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.

Первичные и рецидивные преступления у психопатических личностей встречаются в два раза чаще, чем у психически здоровых лиц4. Сам термин «психопатия» зародился в судебно-психиатрических исследованиях в связи с анализом особенностей криминального поведения5.

Срывы у этих лиц происходят выборочно – только в тех случаях, которые затрагивают наиболее слабые стороны их нервной и психической организации. Если психически здоровый преступник сознательно преодолевает правовые запреты, то психически аномальная личность в острых для нее ситуациях не актуализирует правовые требования, проявляя общее нарушение самоконтроля. Побудительной силой преступных действий в этих случаях могут быть не осознанные мотивы, а малоосознанное стремление к личностной самоактуализации, нетерпимость к противодействию, тенденция к гипертрофированному самоутверждению.
СЕКСУАЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ в зависимости от поведения индивида подразделяются на:

ОЛИГОФРЕНИЯ - это приобретенное или врожденное слабоумие, подразделяющееся специалистами на:

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической зашиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву, такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, отсюда, конфликтным взаимодействием с окружающими.

Вывод: конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

Именно поэтому очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Социально адаптированное или дезадаптированное поведение связано с саморегуляцией поведения. Возможны как вариации нормы, так и различные аномалии саморегуляции, психические отклонения, пограничные состояния (умственная отсталость, психопатии, акцентуации характера). При этом интеллект человека в основном сохраняется, но оказываются нарушенными отдельные регуляционные механизмы. Эти природно обусловленные нарушения психической регуляции сводятся в основном к следующим разновидностям:

  1. Частая и быстрая смена настроений, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, повышенная нервно-психическая истощаемость в результате придания отдельным внешним воздействиям сверхзначимости.

  2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, обусловливающих замкнутость индивида, уход от контактов с людьми, гипертрофию одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.

  3. Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям, завышенность самооценок, эгоистичность.

  4. Повышенная конформность, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность, умственная отсталость.


Общественная опасность личности может быть обусловлена не только ценностной деформацией личности, но дефектами её психической саморегуляции.

Таким образом, классификация типов преступников по степени их общественной опасности может быть следующей:

Асоциальный тип. У представителей этого типа не сформированы положительные социальные позиции, удерживающие личность от совершения антиобщественных поступков в неблагоприятных ситуациях. Они совершают преступления на основе асоциальной направленности. (Взял вещь, которая не нужна, но «плохо лежала»; ввязался в избиение человека не потому, что тот его обидел или задел, а просто так: «все бьют, и я ударю», так как это безопасно, безнаказанно).

Антисоциальный тип. Постоянно готов к совершению преступления. Его поведение регулируется устойчивыми подсознательными криминальными убеждениями. У него установка на антиобщественное криминальное поведение. Стереотипы их поведения сами по себе – целеобразующий фактор совершения преступления. Это злостный профессиональный преступник.

Личность преступника с дефектами психической саморегуляции -случайный тип. Преступление совершено впервые в результате случайного стечения обстоятельств. Совершенное преступление противоречит общему типу поведения личности, случайно, нехарактерно для нее, обусловлено отдельными дефектами психорегуляции. Для них характерны: низкий уровень самоконтроля, обусловленность поведения особенностями ситуации.

Здесь можно выделить четыре вида:

  1. лица, допускающие преступную халатность, бездействие;

  2. лица, совершающие преступления в результате чрезмерной самонадеянности;

  3. лица, совершающие преступления в состоянии сильного душевного волнения, вызванного действиями других лиц;

  4. лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезориентации.


5.МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ

МОТИВ - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы преступного поведения. Во всяком случае большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.
МОТИВАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ — это системообразующий фактор механизма такого поведения.

Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. В процессе реализации преступной деятельности у индивидуума могут произойти сдвиги мотивов, свидетельствующие об изменении значения отдельных сторон его деятельности. Именно поэтому мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель — его объективную направленность. Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления
ПО МОТИВАЦИОННЫМ КРИТЕРИЯМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ:

корыстный, престижный, насильственный и сексуальный типы. Такое выделение носит условный характер. Разумеется могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу. Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии преступников.

Корыстный тип личности объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Чаще всего - это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

Престижный тип - совершают действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь, должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Корысть выступает в качестве дополнительного мотива.

Однако по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе представляется ценным. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. И такого рода преступников целесообразно относить к престижному типу.

Совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи.

Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести.

Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений - к сексуальному.
Типологические группы могут быть построены по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций.

В связи с этим в криминологии выделяются группы, кот-м свойственны:

ЦЕЛЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соот-вии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений:

Субъект — это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.
6.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – период жизни человека от детства до юности, от 11 – 12 до 14 – 15 лет. Это период внутренних и внешних конфликтов – промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого неодинаково и в разное время.

Характерными особенностями для подросткового возраста являются:


Основным, ведущим видом деятельности в этот период становиться общение. Именно через общение подросток познаёт других людей. Общение дает также возможность через доверительные отношения глубже узнать и самого себя. Подросток, как правило, живет в семье. В этом возрасте наступает пора оценки близких. Обычно семья относиться к подростку в соответствии со сложившимися внутри семьи традициями.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего мнения, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение у подростка чувства самоуважения. Такой подросток строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся также как и в детстве – им мало интересуются, избегают общения с ним, держатся от него на расстоянии. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, здесь продолжают применять физические наказания. В такой семье подросток также одинок, неуверен в себе.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности. Подросток умеет хорошо манипулировать родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики подростков из таких семей. Такой подросток обычно не усваивает позитивных форм общения.

Семья гиперопекающая. Такой подросток вырос под пристальным вниманием и заботой родителей. С подростком родители по прежнему не расстаются. Такой подросток неуверен в себе, он инфантилен по своим социальным реакциям.

Деградирующие семьи – подросток относится к группе риска.

Неполная семья- потребность в отце, материнская занятость.
Наиболее часто встречающиеся факторы, влияющие на поведение подростков

Таким образом, перечисленные негативные факторы могут привести к совершению подростками преступных деяний.

Эффективные уголовно – правовые меры, применяемые к несовершеннолетним, могут реально способствовать предупреждению правонарушений с их стороны и в тоже время обеспечить их исправление.

К ответственности несовершеннолетних следует подходить, руководствуясь общими условиями уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Понимать общественно опасный характер своих действий несовершеннолетние могут в достаточно раннем возрасте, однако возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействий), выбирать правомерный вариант поведения появляется в подростковом возрасте, когда подросток начинает приобретать жизненный опыт.

Способность несовершеннолетнего сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, психическое состояние в ситуации правонарушения определяется психологической или психолого-психиатрической экспертизы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Для расследования преступлений, совершенных подростками, необходимо знание их психологических особенностей. Анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя рекомендуется (Васильев В.Л.) проводить по следующей схеме:

наследственно – биологические факторы (нервно – психическое здоровье родителей, их отношение к алкоголю, протекание беременности, родов и т.д.);

ближайшее социальное окружение подростка (семья, социально – экономический статус родителей, братьев, сестёр, особенности воспитания несовершеннолетнего, школа, отношение к учёбе, отношение с учителями, положение в классе, группе, статус и ориентация друзей).

личностные характеристики несовершеннолетнего: особенности темперамента, характера, ценностные ориентации подростка, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношения к профессии, планы на будущее.
Изучая семейные условия, следователь:

По месту учёбы следует выяснить:

отношение со старшими (родителями, учителям, представителями общественности и т.д.), кто для него авторитет.
В подростковом возрасте особенно заметно влияние акцентуаций личности на поведение человека.

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношениях с взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служит противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны последних слишком круто подавить бурную энергию подростка, подчинить его чужой воле. Специфически-подростковые поведенческие реакции у гипертимов сильно выражены. Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникаю конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Это стремление обнаруживается, как только гипертимный подросток хоть немного ознакомился с обществом, куда попал. В отношении лидерства в неформальных группах сверстников гипертимы обычно достигают успеха. Их умение всегда быть впереди, бестрепетная готовность в любой момент в случае нужды оказать сопротивление, вступить в драку, рисковать, играть с опасностью, - все это признается сверстниками.

Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонарушений, на некоторые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий – элемент риска сам по себе также привлекателен для них. Реакции, связанные с формированием сексуального влечения, обычно проявляются достаточно ярко. Половое чувство рано пробуждается и бывает сильным, это толкает на ранние сексуальные связи. Хотя романтические увлечения и случаются, но они обычно непродолжительны. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих возможностей и способностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернутся в трудной ситуации или зиждется на смешении собственных оптимистических представлений с реальной действительностью.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компании, заводит знакомства, претендует на лидерство и легко наверстывает упущенное в занятиях.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному типу. Фазы здесь гораздо короче – несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Подростковые поведенческие реакции у циклоидов как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из домуа, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа «неустойчивых», у которых основной дефект падает на волевую сферу. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность, дружбу. Лабильные подростки весьма чутки к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Реакция эмансипации выражена у лабильных подростков весьма умеренно. Им чужд и азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство.

Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение нередко по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, порою случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения, в силу астеничности, утомляемости и т.п. могут исподволь подогревать мало мотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом.

У подростков сензитивного типа с детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Реакция эмансипации у сензитивных подростков бывает выражена достаточно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Самобичевания и самоукоры нередко доводят до суицидных мыслей. Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Слабым звеном сензитивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость образования навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы, а также специально выбранный педантизм и формализм. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не наблюдается.

Наиболее существенной чертой шизоидного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении – холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатство внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений – все это заставляет говорить об отсутствии «внутреннего единства». Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера других типов. Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Реакция группирования внешне обычно выражена слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста.. Свою сексуальную жизнь и сексуальные фантазии шизоидные подростки глубоко таят. Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается не часто. Однако некоторые из них находят, что небольшие дозы алкоголя могут облегчить установление контактов, устраняют чувство робости и неестественности во время общения. Тогда легко образуется особого рода психическая зависимость. Делинквентность встречается не часто, но при этом в самом делинквентном поведении явственно выступают шизоидные черты.

Главными чертами эпилептоидного типа является склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Эмоциональные вспышки не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Эмоциональные разряды могут быть следствием дисфории – подростки в таких состояниях нередко сами ищут повода для скандала, а также следствием тех скандалов, которые возникают вследствие их властности, неуступчивости, жестокости, себялюбия. В момент эмоциональной вспышки наступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Сексуальное влечение пробуждается с силой. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Эпилептоидные подростки склонны к сексуальным эксцессам, а их половое влечение сопряжено с садистическими, а иногда и с мазохистическими стремлениями. Напряженность и вместе с тем необычность влечений нередко проявляется в особой манере алкоголизации. После первых опьянений может возникнуть потребность пить «до отключения». Эпилептоидные подростки гораздо менее склонны к употреблению неалкогольных наркотиков. Отчасти удерживает страх стать наркоманом, забота о своем здоровье, может быть наркотики и их суррогаты дают не тот сорт ощущений, которого они ждут. Встречается только демонстративное суицидное поведение, нередко носящее характер явного «суицидального шантажа». Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию, поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. Их власть в группе держится на страхе. Реакция увлечения бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к обогащению. Например коллекционирование их привлекает материальной ценностью собранного.

Истероидный тип - его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Иногда предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость отличается избирательностью. Лживость и фантазирование целиком направлены на украшение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, «псевдосуицидах», «суицидальном шантаже». Этому обычно предшествует обильная суицидальная «сигнализация». Кроме суицидальных демонстраций приходится встречать острые аффективные суицидные попытки, более частые у лабильных истероидов. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления – побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности. Реакция группирования со сверстникам всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силою утвердить свою главенствующую роль, подчинить себе других, истероид рвется к лидерству доступными для него путями. Они всегда оказываются вожаками на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров сразу теряют весь задор. Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Делинквентность обычно носит несерьезный характер. Речь идет о прогулах, нежелании учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять видное место в учебе или труде, которое бы тешило их самолюбие, не хватает ни способности, ни настойчивости.

В детстве дети неустойчивого типа отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У них рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Когда они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики. Делинквентность этих подростков – это, прежде всего, желание поразвлечься. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободится из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истиной любви к родителям они никогда не питают. Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к подростковым уличным группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. Пребывание в асоциальных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Сексуальная жизнь становится для неустойчивых подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствия. Сущность неустойчивого типа – неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий жизненный стереотип и др.

Главная черта конформного типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное жизненное правило – думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех». Под всеми подразумевается обычное непосредственное окружение. Конформная личность – полностью продукт своей среды. В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение и есть истина. Ко всему этому конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему приспособится, трудно осваиваются в новой ситуации. Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они не склонны менять группу, с которой свыклись. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени. Помимо острых реактивных состояний, помимо опасности алкоголизма и наркомании, надо оговорить, что подростковая конформность может быть временным этапом, как бы предваряя относительно позднее формирование акцентуации по другим типам.

В подростковом возрасте человек, живя в семье, в той или иной форме начинает оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивает свои права на самостоятельность. Несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремиться к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее “доброго” взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

Термин несовершеннолетний, применяемый по отношению к подростку, чаще всего используется в области юриспруденции. На развитие несовершеннолетнего или подростка в значительной степени влияет общество, в котором он растет. Именно в обществе подростки учатся налаживать отношения с окружающими, ориентироваться в различных ситуациях, бороться с возникающими трудностями. Формирование личностей юношей и девушек, их роль и будущее во многом зависят от ожиданий общества. Общественные структуры и управление могут, как помочь подросткам удовлетворить свои потребности, так и создать новые проблемы, стимулируя рост напряжения и разочарования.

Всех подростков, как и любую другую возрастную группу, нельзя рассматривать как единообразную среду. Все они имеют не только различное этническое и культурное происхождение, но и воспитываются в различных условиях, и обстоятельства их жизни различны.

7.моделирование преступной деятельности и личности преступника

Общим способом решения всех нестандартных задач является информационное моделирование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации