Назарова Н.М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

приобрести
Назарова Н.М. - Том 3. Педагогические системы специального образования
скачать (2762.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2763kb.08.09.2012 18:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21






Под системой... я разумею единство мно-
гообразных знаний, объединенных одной идеей.


И. Кант
На вопрос: можно ли прибегать к образо-
ванию глухих, слепых и отсталых, которым
из-за физического недостатка невозможно
в достаточной мере привить знания, — отве-
чаю: из человеческого образования нельзя
исключить никого, кроме нечеловека. Если эти
люди обладают человеческой природой, то они
имеют право и на участие в образовании.
И даже в большей степени в силу необхо-
димости внешней помощи, так как природа
из-за внутреннего недостатка не может
помочь себе сама.


Я.А.Коменский

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА


В ТРЕХ ТОМАХ

Под редакцией Н.М.Назаровой

ТОМ 3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ






Москва

Издательский центр «Академия»
2008



Допущено
Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования и науки РФ в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 050700 «Педагогика»


УДК 37.01(075.32)
ББК 74.03(2)я722
С718
Авторы:

Н.М.Назарова (предисловие; гл. 1 — разд. 1.1, 1.3, 1.4, 1.5); Л.И.Аксенова (гл. 1 -
разд. 1.2, 1.6); Л.В.Андреева (гл. 2); Л.В.Лопатина (гл. 3); Г.В.Никулина (гл. 4);
Е.А. Екжанова (гл. 5 — разд. 5.5, гл. 9); Е.А. Стребелева (гл. 5 — разд. 5.5);
И.М.Яковлева (гл. 5 — разд. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8); О.Г.Приходько
(гл. 6); С.А.Морозов (гл. 7); М.В.Жигорева (гл. 8); Е.В. Резникова (гл. 9)

Реце зе нты:

действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук,
профессор
В.И.Лубовский; доктор педагогических наук, профессор
Л. Б. Баряева; доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Пенин

Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ.
С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Пе-
дагогические системы специального образования / Н. М. На-
зарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. — М.: Издатель-
ский центр «Академия», 2008. — 400 с.
ISBN 978-5-7695-4701-0

В пособии представлены основные педагогические системы специаль-
ного образования. Раскрыты теоретические основания и показано прак-
тическое осуществление целостных педагогических процессов, имеющих
своей целью содействие развитию, образованию и социализации людей с
ограниченными возможностями жизнедеятельности. Интегрированное в
массовую систему образования обучение детей с особыми образователь-
ными потребностями рассмотрено как одна из организационных форм
реализации педагогических систем специального образования.


Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направ-
лению 050700 «Педагогика», а также по специальности «Специальная пси-
хология».

УДК 37.01(075.32)
ББК 74.03(2)я722

Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается


© Коллектив авторов, 2008
© Образовательно-издательский центр
«Академия», 2008


ISBN 978-5-7695-4701-0 (Т. 3) © Оформление. Издательский центр

ISBN 978-5-7695-3463-8 «Академия», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ


Содержание трехтомного учебного пособия «Специальная пе-
дагогика» соответствует позиции авторов, согласно которой спе-
циальная педагогика есть теория и практика специального обра-
зования людей с особыми образовательными потребностями. По-
этому первые два тома посвящены соответственно истории и тео-
ретическим основам специальной педагогики; настоящий же, тре-
тий том — «Педагогические системы специального образова-
ния» — вводит читателя в сферу образовательной практики спе-
циальной педагогики и отдельных ее отраслей, которые представ-
лены в педагогических системах специального образования.

В современной России специальное образование людей с огра-
ниченными возможностями жизнедеятельности начинает занимать
все более важное место в структуре общего образования; оно пе-
реживает новый, переходный этап своего развития, предполага-
ющий модернизацию нормативно-правовой базы и социальной
защиты инвалидов, дальнейшее развитие традиционной образо-
вательной инфраструктуры, в том числе достраивание отсутство-
вавших в ней прежде элементов (ранняя комплексная помощь,
профориентация и профобразование, вариативность образователь-
ных структур), усиление интеграционных тенденций в системе
образования и структуре социальных институтов, модернизацию
профессиональной подготовки педагогических кадров.

Сегодня в содержание профессиональной подготовки педагога
любой специальности в соответствии с Государственным стан-
дартом высшего профессионального образования включено, с
большей или меньшей степенью конкретизации, достаточно много
информации о специальном образовании людей с особыми обра-
зовательными потребностями (курсы «Основы специальной педа-
гогики», «Основы коррекционной педагогики» и др.). Ознакомле-
ние с педагогическими системами специального образования обя-
зательно для студентов, обучающихся по специальности «Специ-
альная психология» (курс «Педагогические системы специально-
го образования») и по специальностям в рамках курсов по осно-
вам сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики
и логопедии. Помимо этого, все студенты-дефектологи в группе
общепрофессиональных дисциплин изучают курс «Специальная
педагогика», в содержание которого также включены педагоги-
3

ческие системы специального образования. Именно поэтому ав-
торский коллектив надеется, что данное учебное пособие будет
полезно всем студентам педагогических вузов, что оно даст воз-
можность ознакомиться с основными отраслями специальной
педагогики, изучить современные педагогические системы спе-
циального образования, ориентированные на разные категории
людей с особыми образовательными потребностями.

Важной отличительной особенностью и достоинством предла-
гаемого учебного пособия является то, что его авторы — извест-
ные специалисты-дефектологи, опытные практики системы спе-
циального образования и одновременно преподаватели педагоги-
ческих вузов, многие из них — доктора педагогических наук в
области специальной педагогики. Для подготовки учебного посо-
бия ими были использованы собственный богатый практический
опыт работы в системе специального образования и преподава-
тельской деятельности в вузе, а также информация о современ-
ных отечественных и зарубежных достижениях в рассматриваемой
сфере специальной педагогики.

Каждая педагогическая система специального образования (или
группа систем) представлена в контексте той отрасли специаль-
ной педагогики, которая служит теоретическим основанием по-
строения соответствующей педагогической системы. Авторы на-
ряду с изложением теоретических основ всесторонне показывают
практические стороны педагогической деятельности в той или иной
педагогической системе.

Принимая во внимание, что каждая отдельная отрасль специ-
альной педагогики глубоко и исчерпывающе рассмотрена в вузов-
ских учебниках (например, «Логопедия» под ред. Л.С.Волковой,
«Сурдопедагогика» Л.В.Андреевой, «Сурдопедагогика» под ред.
Е.Г.Речицкой и другие), авторы представили учебный материал
в виде обзорных характеристик важнейших педагогических сис-
тем специального образования, одновременно рекомендуя заин-
тересованным читателям программу самостоятельной работы и спи-
сок литературы для детального изучения особенностей той или
иной педагогической системы.

Авторы надеются, что представленные ими в виде педагоги-
ческих систем теоретико-методические описания целостных пе-
дагогических процессов, происходящих в специальном образова-
нии, станут для студентов исходной точкой последующего глубо-
кого и серьезного изучения теории и практики отдельных отра-
слей специальной педагогики.

Глава 1

________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ



1.1. Понятие о педагогической системе
специального образования

Изучение и последовательное развитие целостного педагоги-
ческого процесса специального образования людей с ограничен-
ными возможностями здоровья и жизнедеятельности предполага-
ют опору на современную научную методологию, а именно ме-
тодологию системного подхода.


Современное обществознание широко применяет системный
подход и его разновидности (системно-структурный, функцио-
нально-целевой) при изучении социальных явлений, процессов,
сложных объектов. Многие современные педагогические исследо-
вания опираются на его методологию.

Системный подход обеспечивает восприятие мира как «мира
систем», находящихся в развитии, в отличие от традиционно рас-
сматриваемого «мира предметов»; видение целостного характера
объектов внешнего мира и объектов познания, осознание сетевой
взаимосвязи любого объекта (предмета) с множеством других
объектов; динамической, саморазвивающейся природы любого
объекта, его функционирования и развития в результате взаимо-
действия с окружающей средой на основе примата внутренних
закономерностей саморазвития (самодвижения) объекта над вне-
шними (В.Н.Садовский).

Типологические исследования значений понятия «система» по-
зволяют выделить его базовую структуру, представленную шестью
компонентами: 1) характеристикой исходных образований, кото-
рые составляют систему; 2) особенностями сочетания (или соче-
таний) образований, составляющих систему; 3) наличием отно-
шений и связей между исходными образованиями; 4) анализом
полученных данных в результате действия первых трех компонен-
тов; 5) функционированием всего сложного образования; 6) уче-
том дополнительных свойств и качеств элементов системы
(В.Н.Садовский).

Уже с 70-х гг. XX в. отечественная педагогика применяла систем-
ный подход при изучении процессов и явлений педагогической
действительности (С.И.Архангельский, Т.А.Ильина, В.А.Сла-
стёнин и др.).

Анализ вариантов использования понятия «система» в педаго-
гическом предметном поле свидетельствует о том, что педагоги-
ческая система обладает глобальным, социально-культурным, а
не только сугубо педагогическим смыслом — как проявление на-
ходящейся в постоянном движении и саморазвитии интегратив-
ной учебно-воспитательной, научно-педагогической и управлен-
ческой деятельности, реализуемой в соответствующих социокуль-
турных условиях.

Специальное образование как педагогическую систему, вклю-
чающую ряд подсистем, описывают и изучают уже с начала
90-х гг. XX в. (В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев, В.В.Коркунов,
Н.М.Назарова с соавт., Л.В.Андреева и др.).

Так, В.В.Коркунов, характеризуя специфику системы специ-
ального образования, отмечает, что «...понятие "система специ-
ального образования" имеет, в отличие от понятия "система об-
щего образования", свои особенности, обусловленные направ-
ленностью процесса на удовлетворение образовательных потреб-
ностей детей с проблемами в развитии. Она образует свойствен-
ный только ей содержательный смысл и значение для общества,
свою направленность и структуру, которая накладывается на сис-
тему общего образования, придавая и ей присущее своеобразие»1.
Н.Н.Малофеев изучил и сформулировал закономерности станов-
ления и развития национальных систем специального образова-
ния.

Для целей специального образования значимы следующие при-
знаки понятия «система», выделенные разработчиками систем-
ного подхода (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, В.Н.Садовский): это —
целостный комплекс взаимосвязанных компонентов; она образу-
ет особое единство со средой; обычно представляет собой эле-
мент системы более высокого порядка; ее элементы в свою оче-
редь выступают как системы более низкого порядка.

Выделенные базовая структура и признаки могут быть взяты за
основу для определения и понятия «педагогическая система спе-
циального образования». В частности, система специального обра-
зования включает в себя элементы более низкого порядка (подси-
стемы) — педагогические системы специального образования
людей той или иной определенной категории ограничений воз-
можностей жизнедеятельности.

__________

1 Коркунов В.В. Понятие «система специального образования»: теоретические
и практические аспекты // Понятийный аппарат педагогики и образования. —
Екатеринбург, 1998. — С. 261.

6

Система специального образования представляет собой специ-
фическое социокультурное единство, но одновременно является
подсистемой массового образования, обеспечивающей реализа-
цию социально-гуманистической функции общества в отноше-
нии своих членов, имеющих ограниченные возможности жизне-
деятельности и трудоспособности, содействующей их развитию,
образованию и социализации.

Особенность системы специального образования состоит в том,
что она, в отличие от системы массового образования, существо-
вавшей с древнейших времен, возникла лишь на определенном
этапе развития человеческой цивилизации, когда общество до-
стигло необходимой нравственно-этической зрелости и социаль-
ной культуры, соответствующего уровня развития экономики и
образования, а также научной готовности обеспечивать образова-
тельные инновации.

В соответствии с требованиями методологии системного под-
хода в педагогике (Т.А.Ильина, Т.А.Дмитренко, В.А.Сластёнин,
И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др.) педагогические объекты как си-
стемы изучаются на основе применения функционально полной
совокупности подходов — системно-структурного, функциональ-
но-целевого, синергетического, кибернетического, факторного.

С помощью системно-структурного подхода целостная педаго-
гическая система рассматривается как взаимосвязанная совокуп-
ность компонентов; функционально-целевой подход позволяет
определить назначение и функции как компонентов системы, так
и ее самой в целом; синергетический подход дает возможность
выявлять общие закономерности самоорганизации устойчивых
структур в открытых (педагогических) системах; кибернетический
подход предусматривает изучение объектов педагогического уп-
равления, организующих структур, прямых и обратных связей
между ними, выделение и обоснование этапов управления, раз-
работку модели функционирования педагогической системы; с
помощью факторного подхода обнаруживаются и классифициру-
ются противоречия, действующие и возникающие в педагогиче-
ской системе (Т.А.Дмитренко).

Системно-структурный подход способствует видению внутрен-
ней структуры системы специального образования, состоящей из
подсистем, или систем более низшего порядка, а именно специ-
ального образования людей с определенными ограничениями воз-
можностей (слуха, зрения, интеллектуальной деятельности и т.д.),
систем, также находящихся в сложных структурных и функцио-
нальных связях и отношениях как между собой, так и с внешни-
ми системами.

Специальное образование в целом, как и педагогические сис-
темы образования людей с теми или иными ограничениями жиз-
недеятельности, представляет собой не просто систему специаль-
7

ных образовательных учреждений для различных категорий людей
с ограниченными возможностями. Каждая из этих систем, будучи
сложной социально-культурной, процессуальной, саморазвива-
ющейся, способной к сохранению и/или совершенствованию своей
организации в зависимости от изменения внешних и внутренних
условий, является целостным комплексом избирательно вовле-
ченных компонентов: обучаемых, воспитанников с особыми об-
разовательными потребностями, педагогов-дефектологов и дру-
гих специалистов, связанных со специальным образованием; под-
систем научных и методических знаний (теорий, идей, концеп-
ций, определяющих структур, содержательных циклов, дидакти-
ческих и функциональных условий); содержаний и технологий
профессиональной деятельности специалистов-дефектологов; под-
систем информационного, нормативного, экономического, ма-
териального и технического обеспечения; подсистем управления
и контроля, обеспечения внутрисистемных и межсистемных кон-
тактов разных уровней, связей и взаимодействий со значимыми
для единой системы макросистемами, т.е. системами более высо-
кого уровня, — все это благодаря сложному сетевому взаимодей-
ствию и взаимовлиянию направлено на достижение социально
значимого результата. При этом важно не простое взаимо-
действие элементов системы, а их взаимное содействие
получению конечного результата, или достижению за-
данной цели.

Во взаимодействие (пересечение) с системой специального
образования и ее подсистемами входит система социальных взаи-
моотношений, оказывая значительное влияние на развитие и спе-
циального образования в целом, и его подсистем.

Современные исследователи в области специальной педагоги-
ки в этом контексте говорят о едином целостном комплексном
многоуровневом психолого-педагогическом пространстве,
включа-
ющем образовывающие, воспитывающие и социализирующие
сферы1.

С точки зрения функционально-целевого подхода взаимодей-
ствие каждой целеустремленной системы направлено на достиже-
ние внешних или внутренних целей, причем первые задаются из-
вне другой системой/системами более высокого порядка (напри-
мер, системой социальных взаимоотношений), а внутренние цели
отражают реальный характер деятельности данной системы. Оп-
тимальным представляется максимально полное соответствие внут-
ренних целей функционирования системы (ее «выходов») внеш-
ним, заданным ей, целям (ее «входам»).

__________
1 Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое про-
странство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушени-
ями. — Череповец, 2006.

8

Современная теория педагогики рассматривает педагогическую
систему в динамике как целостный педагогический процесс.

Важнейшими отличительными свойствами современных педа-
гогических систем специального образования, обеспечивающими
совпадение внешних и внутренних целей функционирования, яв-
ляются: их гуманистический характер, толерантность, восприим-
чивость и открытость, выраженное личностное начало (Л.В.Анд-
реева), а также антропологическая детерминированность, преду-
сматривающая предоставление специальной педагогической по-
мощи на всех возрастных этапах развития человека; вариативность
и полифундаментальность; доступность; адаптивность к возмож-
ностям и специальным образовательным потребностям обучаю-
щихся, воспитанников; адаптирующий характер педагогических
систем специального образования; творческое сочетание тради-
ций отечественного специального образования с зарубежным опы-
том; обеспечение компенсации ограниченных возможностей че-
ловека и коррекции вторичных нарушений в его развитии; сис-
темно-сетевая функциональная взаимосвязь как между внутрен-
ними элементами самой системы, так и со значимыми для нее
структурами внешних систем разного уровня.

Гуманистический характер педагогических систем специально-
го образования проявляется в том, что ведущим критерием эф-
фективности их функционирования является развитие личности
человека с ограниченными возможностями, содействие ее само-
осуществлению, самореализации, возможно более самостоятель-
ной и независимой жизнедеятельности в обществе.

Толерантность сказывается в безусловном принятии ценности
любой человеческой жизни, как бы сильно она ни была отягоще-
на нарушением физического или психического развития, в при-
знании права всех индивидов гражданского общества быть разны-
ми, обладающими многообразными проявлениями человеческой
индивидуальности и самовыражения, в уважительном отношении
к любому человеку с ограниченными возможностями вне зависи-
мости от его внешних данных, интеллектуальных, поведенческих
и иных особенностей.

Восприимчивость и открытость систем специального образо-
вания выражается в их чутком реагировании на видоизменяющи-
еся особые образовательные потребности обучающихся, воспи-
танников с ограниченными возможностями, а также на отече-
ственные и зарубежные новации в науке и образовании, содей-
ствующие совершенствованию способов и форм педагогической
помощи человеку с ограниченными возможностями.

Личностное начало проявляется особенно заметно потому, что
многие педагогические концепции и подходы в специальном об-
разовании — это результат индивидуальных научных исканий и
реальной практики обучения и воспитания детей с ограниченны-
9

ми возможностями и они обычно персонифицируются с именами
выдающихся ученых-дефектологов, научный и практический по-
иск которых отразился на становлении соответствующей педаго-
гической (или дидактической) системы образования.

Антропологическая детерминированность специального образо-
вания обусловлена его ориентированностью на весь жизненный
цикл человека и учетом того, как дефект или нарушение разви-
тия, вызывающее ограничение возможностей жизнедеятельности
с первых месяцев жизни, предопределяет последующую специ-
фику образовательных и социальных потребностей и самого ре-
бенка, и его семьи. Только ранняя диагностика и максимально
раннее начало комплексной медико-психолого-педагогической по-
мощи создают возможности для того, чтобы минимизировать воз-
никновение и формирование вторичных нарушений и отклоне-
ний в развитии ребенка, направить траекторию его индивидуаль-
ного и социального развития в благоприятное русло. Первичный
дефект или нарушение развития не исчезает с завершением школь-
ного обучения. На протяжении всей жизни такой человек нужда-
ется в специальной психолого-педагогической поддержке, помо-
гающей ему решать соответствующие тому или иному возрасту
жизненные задачи.

Вариативность и полифундаментальность педагогических сис-
тем специального образования основаны на том, что на совре-
менном этапе становления постнеклассической науки та или иная
педагогическая система может иметь в своем основании отличаю-
щуюся от других собственную теоретико-методологическую плат-
форму, позволяющую успешно решать задачи, поставленные внеш-
ними целями развития системы. Так, например, и традиционная
олигофренопедагогика, и лечебная педагогика Р.Штайнера —
К.Кёнига, и педагогическая система М.Монтессори, имея одну
и ту же цель, но различающиеся теоретико-методологические ос-
нования, успешно и эффективно реализуют собственные ориги-
нальные педагогические концепции обучения и воспитания детей
с нарушениями умственного развития.

Вариативность также обусловлена необходимостью реализации
индивидуального и дифференцированного подходов к обучающим-
ся, воспитанникам, предоставления им различных уровней и ва-
риантов обучения, возможностей преодоления пространственных
ограничений в получении образования и создания условий для
переноса процесса образования за пределы специальных образо-
вательных учреждений — в семью, в массовые образовательные,
культурно-досуговые и медицинские учреждения, а также в не-
традиционные структуры социализации или социальной поддер-
жки — коррекционно-развивающие и реабилитационные цент-
ры, общины (например, кэмпхиллские общины, общины Ж.Ва-
нье, детские деревни и др.).
10

Доступность выражается не только в реальной доступности
специального образования для человека с ограниченными воз-
можностями и в свободе выбора типа и вида образовательного
учреждения, но и в обеспечении ему специальной педагогиче-
ской помощи вообще как особой формы социальной поддержки,
создании действительно равных возможностей получения образо-
вания в условиях любой формы организации обучения — в массо-
вом или специальном образовательном учреждении или на дому.

Адаптивно-адаптирующий характер педагогических систем спе-
циального образования проявляется в том, что, с одной сторо-
ны, их развитие постоянно направлено на приспособление к из-
меняющимся внешним социокультурным условиям и результатам
внутреннего саморазвития и самосовершенствования, к новым
факторам и формам функционирования (например, активная ре-
ализация признанной необходимости ранней комплексной помо-
щи детям с ограниченными возможностями, внедрение и усвое-
ние нового практического опыта и научных данных об обучении и
воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями
и др.). Выражается он и в приспособлении образовательных усло-
вий к возможностям и потребностям человека с ограничениями
жизнедеятельности и, кроме того, в направленности всей систе-
мы на жизненное, социальное адаптирование такого человека
средствами компенсации ограниченных возможностей и коррек-
ции вторичных нарушений в развитии. Нормативную сторону это-
го процесса обеспечивает и контролирует специализированный
образовательный стандарт.

Творческое сочетание отечественных традиций специального об-
разования с зарубежным опытом
обеспечивается вхождением Рос-
сии в мировое образовательное пространство и участием ее науч-
ного и педагогического сообщества в коллективном творческом
процессе поиска наилучших путей и способов образования людей
с ограниченными возможностями.

Системно-сетевая функциональная взаимосвязь как между внут-
ренними элементами системы специального образования, так и
со значимыми для нее элементами и структурами внешних систем
разного уровня обеспечивает ее устойчивое развитие и самораз-
витие, коррекцию векторов этого развития в соответствии с «вхо-
дами», или внешними целевыми установками, системы. Данное
положение сформулировано как идеальное, к которому стремят-
ся в своем развитии педагогические системы специального обра-
зования. В то же время в реальности, как отмечено в теории общей
педагогики, «...поскольку взаимодействие по линии метасвязи
(внешней для педагогической системы) идет не сплошным пото-
ком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то из-
менения педагогической системы, ее перестройка и адаптация
находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы

11

в данный момент направлено воздействие общества: на укрепле-
ние материальной базы, совершенствование содержания образо-
вания, заботу о материальном положении учителя и т.п. Именно
этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов
педагогической системы и является своеобразным ключом для
понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих
решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причи-
ны многих неудачных попыток совершенствования педагогиче-
ских систем кроются в несистемном, локальном подходе к преоб-
разованию элементов»1.

Педагогические системы специального образования различа-
ются не своими сущностными характеристиками, а их назна-
чением, особенностями организации, специфи-
кой реализуемого с о д е р ж а н и я в зависимости от тех или
иных теоретических положений, составляющих их основу. С уче-
том возрастных особенностей обучающихся и воспитанников и
предусмотренных уровней образования педагогические системы
могут быть предназначены для оказания ранней комплексной по-
мощи, для дошкольного и школьного специального образования,
для профессиональной подготовки. В соответствии с номенклату-
рой основных нарушений психофизического развития, а также
особой образовательной ситуацией детей, имеющих те или иные
нарушения развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппа-
рата и др.) или сочетание нарушений, педагогические системы
специального образования могут быть ориентированы на обеспе-
чение педагогической помощи детям или взрослым именно с кон-
кретным нарушением.

Как отмечается в теории педагогики, наряду с понятием «пе-
дагогическая система» широко используются понятия «дидакти-
ческая система», «воспитательная система». Их динамическая со-
вокупность и создает педагогическую систему.

Авторские педагогические системы, в основе которых лежат
идеи и подходы, отличающиеся от традиционных, также включа-
ются в комплекс педагогических систем специального образова-
ния (например, системы С.А.Зыкова, Б.Д.Корсунской, Э.И.Ле-
онгард, Г.Л.Зайцевой в сурдопедагогике, многочисленные автор-
ские системы логопедической помощи, в том числе в области за-
икания, и др.).

В следующих разделах этой книги представлены различные пе-
дагогические системы специального образования, которые, не-
смотря на организационно-функциональные и концептуальные
различия, предусматривают достижение общей цели — обеспече-
ние людям с ограниченными возможностями полноценного раз-
вития, образования и социализации.

__________

1 Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 2002. — С. 131.

12

Вопросы и задания1

  1. Что такое системный подход? Каким мы видим окружающий мир,
    если смотрим на него с позиций системного подхода?


  2. Расскажите, что такое педагогическая система специального обра-
    зования. Какие подсистемы, или системы низшего порядка, в нее вклю-
    чены?


  3. Изобразите педагогическую систему специального образования в
    виде схемы. Прокомментируйте эту схему.


  4. Назовите и раскройте смысл важнейших характеристик, присущих
    современным системам специального образования.


  5. На какие группы подразделяются педагогические системы специ-
    ального образования? Какие признаки положены в основу этого деле-
    ния? Перечислите педагогические системы специального образования,
    относящиеся к каждой из названных вами групп.


  6. Что такое авторские системы специального образования? Ознакомь-
    тесь с одной из них (по выбору) и подготовьте о ней сообщение.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации