Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования - файл n1.doc
приобрестиТкачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулированияскачать (214.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов
конкурсного права теоретические и практические проблемы правового регулирования Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - "Волтерс Клувер", 2007 г.
Предисловие 3
Глава I. Особенности статуса должников особых категорий
в конкурсных отношениях 6
§ 1. Система субъектов конкурсного права
и место в ней особых должников 7
1. Градообразующие организации 9
2. Сельскохозяйственные организации 11
3. Финансовые организации 14
4. Кредитные организации 15
5. Страховые организации 17
6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 18
7. Стратегические предприятия и организации 20
8. Субъекты естественных монополий 24
9. Физические лица 28
10. Ликвидируемые должники 34
11. Отсутствующие должники 35
§ 2. Признаки и критерии несостоятельности
должников особых категорий 38
1. Градообразующие организации 40
2. Сельскохозяйственные организации 41
3. Кредитные организации 42
4. Стратегические предприятия и организации 46
5. Субъекты естественных монополий 48
6. Физические лица 51
7. Ликвидируемые должники 53
8. Отсутствующие должники 57
§ 3. Арбитражный управляющий в отношении имущества
должников особых категорий 61
1. Стратегические предприятия и организации 62
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 64
3. Физические лица 66
Глава II. Наблюдение в отношении должников особых категорий 69
§ 1. Градообразующие организации 70
§ 2. Сельскохозяйственные организации 71
§ 3. Кредитные организации 73
§ 4. Страховые организации 74
§ 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 76
§ 6. Стратегические предприятия и организации 78
§ 7. Субъекты естественных монополий 79
§ 8. Физические лица 80
§ 9. Ликвидируемые должники 84
§ 10. Отсутствующие должники 84
Глава III. Финансовое оздоровление должников особых категорий 85
§ 1. Градообразующие организации 85
§ 2. Сельскохозяйственные организации 91
§ 3. Кредитные организации 94
§ 4. Страховые организации 95
§ 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 95
§ 6. Стратегические предприятия и организации 95
§ 7. Физические лица 97
Глава IV. Внешнее управление имуществом должников особых категорий 98
§ 1. Градообразующие организации 98
§ 2. Сельскохозяйственные организации 106
§ 3. Страховые организации 108
§ 4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 110
§ 5. Стратегические предприятия и организации 111
§ 6. Субъекты естественных монополий 121
§ 7. Физические лица 123
Глава V. Конкурсное производство в отношении должников особых категорий 123
§ 1. Градообразующие организации 124
§ 2. Сельскохозяйственные организации 126
§ 3. Кредитные организации 127
§ 4. Страховые организации 142
§ 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 146
§ 6. Стратегические предприятия и организации 148
§ 7. Субъекты естественных монополий 149
§ 8. Физические лица 150
§ 9. Ликвидируемые должники 157
§ 10. Отсутствующие должники 158
Предложения по совершенствованию конкурсного законодательства
и правоприменительной практики 159
Библиография 164
Нормативные правовые акты
и материалы юридической практики 164
Судебная практика 177
Научная литература 182
Диссертационные исследования и авторефераты 208
Моему прекрасному другу, коллеге и ученому
М.В. Телюкиной с уважением посвящаю эту книгу
Предисловие
Крупномасштабные процессы разгосударствления и приватизации 90-х гг., развитие права частной собственности и, как следствие, переход к рыночным условиям хозяйствования в России повлекли появление большого количества предприятий (в основном частных), не способных адаптироваться к новым условиям осуществления предпринимательской деятельности и тем самым не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих принятые на себя гражданско-правовые договорные обязательства.
Среди причин, повлекших неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, выделяют следующие: неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств сторонами; выпуск продукции, лишенной рыночного спроса; неэффективная производственно-хозяйственная деятельность; злоупотребления должностных лиц органов управления предприятиями; недостаточность оборотных средств; завышенность процентов по используемым заемным средствам в рамках кредитных договоров; несовершенство налогового и гражданского законодательства.
В целях защиты нарушенных имущественных прав кредиторов стала совершенно очевидной необходимость востребования широко известного в дореволюционной России и зарубежных странах и апробированного в течение многих десятилетий правового института несостоятельности (банкротства), оказавшегося наиболее эффективным средством, обеспечивающим экономическую безопасность хозяйствующих субъектов.
Недостатки правовой регламентации отношений несостоятельности (банкротства) ведут к неустойчивости экономических отношений, нездоровому положению в сфере предпринимательства, незащищенности участников гражданских правоотношений. Такая ситуация недопустима в рыночных условиях, когда каждый хозяйствующий субъект должен осуществлять рентабельный производственный процесс в конкретных условиях хозяйствования, определенных законами экономического развития.
Оптимальное существование института несостоятельности (банкротства) как обязательного атрибута рыночной экономики, несущего в себе оздоравливающее начало, позволяющего осуществлять структурные преобразования и создающего условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики, - служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Наличие в правовой системе государства конкурсного права - института несостоятельности (банкротства) имеет огромное значение как для права, так и для экономики в целом.
Конкурсное право
*(1) рассматривается как система норм, регулирующих отношения между должником, в течение определенного времени не исполняющим определенные обязательства, его кредиторами и третьими лицами. Его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это в комплексе способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса платежей и функционирования неплатежеспособных юридических лиц.
Уточняя понятие "конкурс", следует отметить, что в гражданском праве этот термин используется в трех смыслах: во-первых, конкурс как способ заключения договора на торгах; во-вторых, конкурс как односторонняя сделка; в-третьих, конкурс как способ удовлетворения требований кредиторов.
Говоря о конкурсном праве, подразумевают систему правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц, регламентирующий особое состояние должника, предполагающее вмешательство в его деятельность третьих лиц и применение к нему установленных в законе мероприятий.
Анализируя современное развитие института несостоятельности (банкротства) в России, необходимо отметить большое количество проблем как теоретического, так и практического характера, возникающих при неисполнении своих обязанностей и обязательств субъектами экономических отношений, имеющими особый статус. К этим субъектам относятся градообразующие, сельскохозяйственные, кредитные, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий, физические лица, ликвидируемые и отсутствующие должники.
Особый статус этих субъектов определяется прежде всего спецификой их экономического положения либо влиянием иных факторов (например, социальных), что не позволяет (либо делает нецелесообразным) применение к ним общих положений конкурсного права, регламентирующих статус обычных субъектов экономических отношений. Кроме того, особый конкурсный статус должников перечисленных категорий определяется наличием специальной правовой регламентации: речь идет как о специальных законодательных актах - Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
*(2), Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ (в ред. от 18 июля 2005 г.) "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"
*(3), так и о специальных главах (IX, X, XI) ныне действующего Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. 19 июля 2007 г.) "О несостоятельности (банкротстве)"
*(4) (далее - Закон о банкротстве; Закон о банкротстве 2002 г.).
Следует отметить, что нормы, регламентирующие правовое положение должников особых категорий, отсутствовали в ранее действовавшем Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"
*(5), что в научных исследованиях отмечалось как серьезный недостаток этого акта
*(6). На практике это привело к возникновению серьезных проблем, связанных, например, с невозможностью защитить интересы тысяч работников при банкротстве единственного в данном населенном пункте юридического лица, либо с невозможностью предотвратить ликвидацию признанного банкротом сельскохозяйственного товаропроизводителя в ситуации, когда экономические расчеты показывали, что данный субъект, продав через 3-6 месяцев выращенную продукцию, смог бы рассчитаться со всеми требованиями.
Таким образом, практика показала необходимость разработки и включения в закон положений, особым образом регламентирующих статус должников отдельных категорий. Это было сделано Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г., с изм. от 1 октября 2002 г.) "О несостоятельности (банкротстве)"
*(7), который содержал специальные параграфы, посвященные несостоятельности (банкротству) таких субъектов, как градообразующие, сельскохозяйственные, кредитные, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, физические лица, ликвидируемые и отсутствующие должники.
Закон о банкротстве 2002 г. расширил количество особых субъектов, регламентировав статус таких должников, как стратегические предприятия и организации, естественные монополисты (следует отметить, что нормы о банкротстве последних вступают в силу с 1 июля 2009 г., а в настоящее время продолжает действовать Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ (с изм. и дополн.) "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"; таким образом, особый правовой регламентацией охвачены конкурсные отношения с участием далеко не всех естественных монополистов).
Из сказанного следует вывод о стремлении законодателя создать специальную регламентацию статуса как можно большего количества должников особых категорий. Данная тенденция ярко иллюстрирует теоретический вывод, в соответствии с которым степень разработанности норм конкурсного права определяется уровнем развития экономики, при этом оказывая, в свою очередь, влияние на экономические отношения.
Взаимосвязь конкурсного права и экономики неоднократно отмечалась учеными. Так, Г.Ф. Шершеневич писал о влиянии банкротства отдельных частных хозяйств на общий экономический результат
*(8), Д.М. Генкин делал вывод, в соответствии с которым несостоятельность, как правило, вызывается не злостными намерениями должника, а общими экономическими причинами
*(9), А.Н. Трайнин указывал, что "неплатежи как аномалии кредитного оборота становятся нормальным явлением хозяйственной жизни, если нормы конкурсного права неудовлетворительны"
*(10).
М.В. Телюкина совершенно справедливо считает, что наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение как для права, так и для экономики, которая является предпосылкой, стимулом и движущей силой развития конкурсных отношений
*(11). А.В. Тереньтьев (советник Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России) отмечает, что "институт банкротства является рыночным инструментом оздоровления экономики"
*(12).
Об огромном взаимном влиянии и взаимозависимости конкурсного права и экономики говорит и значительный интерес к соответствующим проблемам, проявляемый учеными-экономистами, что вытекает, в частности, из большого количества экономических исследований отношений несостоятельности (банкротства)
*(13).
На наш взгляд, чем большему количеству отдельных категорий должников законодатель уделяет особое внимание, тем выше уровень развития экономики государства. Соответственно, разработка и внедрение в законодательство правовых норм, регламентирующих осуществление мероприятий конкурса для особых категорий должников, в настоящее время является одним из основных, наиболее актуальных направлений конкурсного права.
Создание эффективного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых должников позволит в зависимости от конкретной экономической ситуации устранить опасность признания банкротом определенного должника (например, стратегического юридического лица, естественного монополиста, сельскохозяйственного субъекта, др.) либо осуществить процедуры банкротства с учетом интересов субъектов, нуждающихся в защите (например, работников градообразующего должника, страхователей, клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, др.). И чем больше субъектов подлежат особой регламентации, чем более разработаны соответствующие правовые нормы, тем выше эффективность конкурсного права в целом. Очень актуальной при этом является проблема выявления и учета интересов каждого из участников отношений. В литературе справедливо отмечается, что в процессе банкротства неизбежен конфликт интересов различных групп участников; при этом обязательно затрагиваются и публичные интересы
*(14).
Развитие рыночных отношений неизбежно влечет необходимость совершенствования и детализации норм конкурсного права - речь идет как о положениях, применяемых ко всем должникам, так и о положениях, применяемых к должникам особых категорий. Таким образом, настоящее исследование посвящено теории и практике правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) должников отдельных категорий, анализу гражданско-правовых проблем, связанных с неисполнением должником (как юридическим, так и физическим лицом) своих обязательств перед кредиторами и обязанностей перед публично-правовыми образованиями, что приводит к возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и применению реабилитационных либо ликвидационных процедур. В представленной научной работе осуществлен анализ как общих теоретических конструкций, категорий и механизмов, так и частных понятий и закономерностей конкурсных отношений с участием особых должников (градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, физических лиц, ликвидируемых и отсутствующих должников).
За рамки настоящего исследования выходят следующие вопросы:
- анализ общих проблем банкротства, связанных со статусом обычных должников, не относящихся к особым категориям;
- исследование регламентации несостоятельности (банкротства) особых категорий должников в зарубежных правопорядках;
- анализ тех аспектов статуса должников особых категорий, к которым в субсидиарном порядке применяются общие положения, т.е. является нецелесообразным установление каких-либо особенностей исходя из статуса данного должника (в частности, не рассматриваются вопросы мирового соглашения, так как какие-то особенности правовой регламентации данной процедуры применительно к отдельным категориям должников отсутствуют)
*(15).
Также за рамки настоящей работы выходит рассмотрение вопросов истории развития конкурсного права; при этом следует отметить, что российское дореволюционное законодательство статус особых категорий не регламентировало, за исключением кредитных организаций, к которым предъявлялись более строгие требования по сравнению с обычными должниками. Вопросам истории конкурсных отношений уделяли внимание многие ученые, в частности, И.В. Архипов
*(16), В.Г. Юдин
*(17), П.Д. Иванов
*(18) и др.
В представленном исследовании нам предстоит осуществить комплексную разработку теоретических и практических основ несостоятельности (банкротства) должников отдельных категорий; выделить систему этих должников, определить принципы ее построения; охарактеризовать каждый из особых должников; выявить проблемы, возникающие при возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должников особых категорий, при применении к ним восстановительных и ликвидационных мероприятий.
Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектовконкурсного права теоретические и практические проблемы правового регулирования