Ярков В.В. (ред) Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве - файл n1.doc

приобрести
Ярков В.В. (ред) Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве
скачать (301 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2554kb.28.09.2010 18:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве"


 Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (под ред. В.В. Яркова). - "Норма", 2009 г.

Предисловие 2

Глава 1. Основные положения 5

Глава 2. Исполнительные документы 20

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве 35

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве 55

Глава 5. Исполнительное производство 61

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве 115

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения 133

Сравнительная таблица полномочий судебного пристава, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и Федеральным законом "О судебных приставах" 135

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника 170

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах 219

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации 233

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина 244

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества 257

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах 263

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей 272

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве 274

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий 279

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий 280

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов 300

Глава 19. Заключительные положения 315




Предисловие



Основные начала исполнительного производства. Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов в гражданском обороте и в целом любых взыскателей. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специального регулирования ее деятельности.

Поэтому стало бесспорным то, что исполнение судебных и иных юрисдикционных актов - важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в нашей доктрине*(1), так и в актах Конституционного Суда России отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

В частности, в п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" отмечено: Европейский Суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. "указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда" (дело Hornsby c. Grece - Rec. 1997-II, fasc. 33)"*(2).

В целом ряде решений Европейского Суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(3).

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает в себя деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов - федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее, и т.д. Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт - исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать и о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц - судебных приставов-исполнителей наделена правом совершения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции России устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные новеллы нового Федерального закона об исполнительном производстве. Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ более подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц ФССП России, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно более подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в новом Законе нашла отражение практика ФССП России за 10 лет применения старого Закона, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из первого проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации, подготовленного в 2004 г.*(4)

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П*(5) признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, тем не менее их закрепление в постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 "Исполнительное производство" сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 "Лица, участвующие в исполнительном производстве" и гл. 7 "Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения" содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы с 8 по 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа - о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений нового Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести большую определенность в характер и содержание исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленный вниманию читателя Комментарий подготовлен на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному освоению и изучению исполнительного производства как вида юридической деятельности, как учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены Комментарий к первому Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (ФЗИП) 1997 г., два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, ряд учебных и учебно-практических пособий*(6).

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему "Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды" для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов Исполнительного кодекса Российской Федерации как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Минюстом России как головная организация для работы над последним проектом Исполнительного кодекса, который, возможно, в будущем заменит действующий ФЗИП.

Коллектив авторов комментария включает в себя специалистов из самых разных сфер, которые профессионально связаны с исполнительным производством: руководителей территориальных органов ФССП России, прошедших все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судей, адвокатов, преподавателей, изучающих проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующих работы по данной тематике. Поэтому выражаю надежду, что настоящий Комментарий будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе соприкасающихся и связанных с исполнительным производством, а также для студентов и преподавателей юридических вузов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.
В.В. Ярков,

заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮА,

доктор юридических наук, профессор



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве"
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации