Мишин В.М. Управление качеством - файл n1.doc
приобрестиМишин В.М. Управление качествомскачать (4245 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
В.М. Мишин
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Второе издание, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, о б у ч а ю щ и х с я по специальности «Менеджмент организации» (061100) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
ю н и т и UNITY Москва • 2005
обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) УДК 005.6(075.8)+658.562(075.8) ББК 65.290-823.2я73 М71
Р е
ц е и з е н т ы :
д-р экон. наук. акад. Международной академии
информатизации, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
зав. кафедрой Государственного университета управления
А.Я. Киоанов; канд. техн. наук, акад. Академии проблем качества РФ,
д-р коммерции, зав. кафедрой Академии стандартизации,
метрологии и сертификации
А.Г. Зекунов Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук
Н.Л. Эриашвили Мишин, Виктор Михайлович.
М71 Управление качеством: Учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100)/ В.М. Мишин — 2-е изд. перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
Агентство CIP РГБ ISBN 5-238-00857-0
Рассмотрены наиболее актуальные проблемы управления качеством, включающие его основы, квалиметрию и ее практическое использование, вопросы сертификации и обеспечения эффективного управления качеством. Обобщен и системати-жрован теоретический и практический опыт по управлению качеством в условиях рыночных отношений в нашей стране и ш рубежом.
Для студентов и аспирантов вузов, слушателей системы повышения квалификации и послевузовского образования, а гакже предпринимателей и специалистов.
ББК 65.290-823.2я73
ISBN 5-238-00857-0 © В.М. Мишин, 2000, 2 0 0 5
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА. 2000, 2005 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
О
Список аббревиатур
АС УК - автоматизированная система управления качест-
вом продукции;
АСУП - автоматизированная система управления произ-
водством;
ВУК - всеобщее управление качеством;
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ГОСТ - государственный стандарт (ныне межгосударст-
венный стандарт стран СНГ);
ГОСТ Р - государственный стандарт России;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
КП - качество продукции;
КС УК - комплексная система управления качеством;
КАС УК - комплексная автоматизированная система управления качеством;
МК - менеджмент качества;
МС - международный стандарт;
МТС - материально-техническое снабжение;
НИР - научно-исследовательская работа;
НИОКР - научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа;
НМД - нормативно-методическая документация;
НТД - нормативно-техническая документация;
ОГК - отдел главного конструктора;
ОРТ - отдел главного технолога;
ОКР - опытно-конструкторская работа;
ОКП - отдел качества продукции;
Окач - отдел качества;
Ом ар кет - отдел маркетинга;
ОНТИ - отдел научно-технической информации;
ОПФ - общие производственные функции;
Ост - отдел стандартизации и технической регламентации;
ОСУ - организационная структура управления;
ОТК - отдел технического контроля;
ОУК - отдел управления качеством;
ОФУ - общие функции управления;
ПТО - производственно-технический отдел;
ПХД - производственно-хозяйственная деятельность;
ПХС - производственно-хозяйственная система;
ПЭО - планово-экономический отдел;
РД — руководящий документ:
РМ - рабочее место;
СК — система качества;
СМК - система менеджмента качества;
СНГ - Содружество Независимых
Государств: СО УК — система общего управления качеством;
СТП (СТО) — стандарт предприятия (организации);
СУ — система управления;
ТСУ - технические средства управления;
ТУ - технические условия:
УК — управление качеством;
УКП - управление качеством продукции:
УТТО - уровень торгово-технического обслуживания:
ФСА - функционально-стоимостной анализ;
ФТСА функциональный труде 1емкостно-стоимостной
анализ: ЦПК целевая программа «Качество»;
ЭВТ - электронно-вычислительная техника
Введение В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей.
Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
При подготовке большей части специалистов в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, а также во всей системе повышения квалификации и послевузовского образования в учебные планы, как правило, введен курс «Управление качеством». Так, при подготовке специалистов с высшим образованием основными дидактическими единицами учебной программы дисциплины «Управление качеством» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» должны быть: сущность качества и управления им; основные методы управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль и методы в области практического применения. Примерно те же дидактические единицы (но более широкою спектра) приведены в других государственных образовательны* стандартах по направлениям экономико-управленческих специализаций по одноименной учебной дисциплине.
Данный учебник соответствует требованиям государственного профессионального стандарта к дисциплине «Управление качеством». Весь материал представлен в трех разделах:
основы управления качеством;
квалиметрия и ее практическое использование в управлении качеством;
обеспечение управления качеством.
Вспомогательные материалы учебника представлены в приложениях.
Следует заметить, что объектами управления качеством в соответствии с профессиональным стандартом и учебной программой дисциплины «Управление качеством» являются, в основном, результаты деятельности предприятий и организаций — продукция, услуги и работы. Именно они определяют итоги деятельности каждого предприятия в условиях рынка и конкуренции. В связи с этим там, где речь идет о качестве и управлении им, под объектами управления следует понимать продукцию, услуги и работы.
В учебнике использована научная литература и периодические издания, законодательные и подзаконные акты, стандарты (международные, межгосударственные, российские и другие), нормативно-техническая и нормативно-методическая документация, а также материалы, прямо или косвенно связанные с управлением качеством.
Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесообразным дать свои предложения по улучшению содержания данного учебника.
Основы управления качеством 1.1. Сущность, роль, значение и основополагающие понятия в области качества и управления им в условиях рыночной экономики 1.1.1. Сущность и роль качества
Качество — емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее
основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой (рис. 1 .1 О Ф У .
Рис. 1.1. Совокупность основных аспектов, характеризующих категорию «качество» •
С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения
на начальном этапе свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать бесчисленным количеством свойств Однако попытки определить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.
Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.
Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.
С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо, т.е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов; поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более что это важно при проведении оценки уровня качества.
8
•
Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также ее учета. С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.
При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.
Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку:
качество — определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как результат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы». В любом случае
продукция — это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии И Т.П.
Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем
услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.
Необходимо также определиться с некоторыми другими понятиями и терминами, которые следует воспринимать однозначно. Это необходимо не только для научного познания, но и для практического применения. В настоящее время в развитых странах многие специалисты устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминологических определений в области качества и управления для однозначного их понимания всеми работниками.
В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают
высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.
Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:
существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;
увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.
Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также
усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.
В первые 10—12 лет в постсоветской России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количе-
10 ство ставящейся на производство продукции, соответствующей лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции по уровню качества превосходил (или соответствовал) лучшим мировым аналогам. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступало со стороны отечественных потребителей на низкое качество изготовления продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям НТД и др.). Общее положение в области качества как отечественных, так и импортируемых товаров в нашу страну также нельзя пока признать благополучным.
При ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, не только в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, но и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет стабильным. Известный философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления»
1 отмечал: «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною».
Из приведенного высказывания можно сделать следующие
выводы:
качество должно быть и является главным во всем;
для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т.п.;
без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;
высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется «культурой личного духа», которая прививается и проявляется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.
Следует добавить, что из-за низкого качества продукции, работ и услуг особенно тяжелыми могут быть экологические последствия, печальный пример тому — взрыв на Чернобыльской АЭС.
Ильин И.А. Собр. сом.: В 10 т. Т. 1. — М.: Русская книга, 1993.
11
Общеизвестно, что во многих странах потребители покупают по достаточно умеренным ценам только такую продукцию, которая соответствует мировому уровню или превосходит его, имеет высокое качество изготовления и полностью удовлетворяет их запросам. При этом потребители хотят быть уверенными в том. что продукция имеет стабильное качество и удовлетворяет всем требованиям НТД. т.е. в настоящее время изготовители должны в этом убедить потребителей. Те страны мира, которые уделяют
серьезное внимание качеству, управлению им, а также убеждают в этом потребителей, имеют высокие объемные и структурные показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно технически развитые государства (США. Япония и страны Западной Европы), но и ряд стран Юго-Восточной Азии
1.1.2. Значение управления качеством в условиях рыночной экономики
Решение любой крупной проблемы невозможно без эффектив
ного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и
сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, тех
ники, промышленности, все знания и умения работающих следует
направить на решение неотложной проблемы - повышение качест
ва, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание
конкурентоспособной продукции и услуг. В современных условиях
в первую очередь это необходимо для совершенствования управле
ния качеством, которое неразрывно связано в конечном счете с по
вышением эффективности всего производства Управление качест
вом как наука получило теоретическую основу в нашей стране в
1970- 1980-е гг. В этот период проводились исследования, экспе
рименты и публиковались монографии книги и статьи. Исключи
тельно принципиальным выводом всех исследований по этим во
просам представляется то. что управление качеством является не
отъемлемой частью, функцией любого производства, независимо от
используемых при этом методов управления и форм собственности.
В любом случае систематического повышения качества невозможно
достигать только воздействиями локальногйствразрозненного харак
тера, так как невысокое качество продукции и услуг одной отрасли
или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению про
дукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом
предприятии. В управлении качеством необходимо применять воз
действия комплексного характера, выработка и реализация которых
возможны только при системном подходе к управлению. В настоя
щий период только такой подход позволит обеспечить качество,
удовлетворяющее потребителей
12
В СССР при централизованной плановой экономике, использующей административно-командные методы, официальной была концепция управления качеством, направленная на достижение качества лучших мировых образцов. Между тем на практике хозяйственные руководители применяли более простую концепцию, которую утилитарно называли «лишь бы за ворота». Однако для реализации официальной политики при разработке ряда изделий устанавливали такой уровень качества некоторых деталей, узлов, который совершенно не был нужен для конечной продукции и увеличивал себестоимость выпускаемой продукции. Вместе с тем необходимо признать, что большую часть основных положений, заложенных в эту систему, даже в настоящее время трудно переоценить, но для их эффективного использования следует осуществить, особенно для предприятий, ставящих целью создание конкурентоспособной продукции и выход на внешний рынок, радикальное преобразование КС УК. Необходимо отметить, что наряду с управлением качеством среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Однако значение управления качеством, в частности, и конкурентоспособность в целом исключительно велики в условиях рынка, что подтверждает практика передовых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей.
В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции. успешно действуют СМК продукции и услуг. Во многом эти системы аналогичны отечествешшм КС УК, но в отличие от наших предыдущих систем более эффективны. Состав и сущность СМК регламентируются рядом МС по управлению качеством. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого поставщика продукции таких СМК.
Нашим предприятиям без подобного рода СМК, удовлетворяющих требованиям МС, не обойтись. Следовательно, на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному управлению качеством как важнейшему условию создания высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей.
13
Таким образом,
главным направлением, обес
печ
ивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время
для условии рыночной экономики является управление качеством. 1.1.3. Основополагающие понятия по управлению качеством
Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому
управление качеством следует рассматривать как
целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000-2001: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.
В теории и на практике широко используется понятие
«обеспечение качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 оно характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.
Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, из-
менениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на
СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.
С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как «прослеживае-мость», «идентификация», «СМК» и ряд других.
Прослеживаемость понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать как
возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее
идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.
Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.
Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется
15
как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».
Таким образом, при изучении данной дисциплины целесообразнее и предпочтительнее применять термин «управление» и соответственно «управление качеством», вкладывая в их содержание
приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. Следовательно, стоит признать при изучении данной учебной дисциплины тождественность понятий «управление качеством» и «менеджмент качества», так как и в том, и в другом случаях для условий рынка понимаются одна и та же современная масштабность и содержание управленческой деятельности в области качества и конкурентоспособности.
В общем случае управление качеством как процесс воздействия на соответствующие объекты управления следует рассматривать в рамках науки управления в целом. Такой подход позволяет графически представить структуру всей совокупности знаний об УК (рис. 1.1.2).
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ