Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления - файл n1.doc
приобрестиКнязев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступленияскачать (152.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Экологические преступления Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. - "Проспект", 2009 г.
Введение 5
Глава I. Становление и развитие законодательства об экологических преступлениях 6
Глава II. Экологические преступления по Уголовному кодексу Российской Федерации 16
§ 1. Общая характеристика экологических преступлений и их система 16
§ 2. Экологические преступления общего характера 24
§ 3. Специальные экологические преступления 40
Глава III. Экологические преступления по международным актам 71
Глава IV. Экологические преступления по законодательству зарубежных стран 79
Глава 26. Экологические преступления 85
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 85
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 87
1. Общие положения 89
2. Уборка и перевозка 89
3. Утилизация 89
4. Уничтожение 89
5. Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям) 90
6. Эксплуатация 90
I. Область применения 92
II. Общие положения 92
III. Временное складирование и транспортировка отходов 92
IV. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов 93
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 94
3. Требования к порядку учета, хранения, отпуска и транспортирования ПБА I-IV групп 95
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 95
1. Общие положения 97
2. Организация защиты лесов, функции органов управления лесным хозяйством по защите лесов 98
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 98
Глава 1. Общие положения 99
I. Назначение и область применения 100
II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам 100
3. Общие положения 100
4. Требования к санитарной охране водных объектов 100
5. Нормативы качества воды водных объектов 100
I. Назначение и область применения 101
II. Термины и определения 101
III. Общие положения 102
IV. Процедура исчисления размера ущерба 102
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 102
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 104
I. Общие положения 105
II. Требования к качеству очистки сточных вод, используемых в оборотных системах водоснабжения 106
III. Правила подземного захоронения отходов бурения путем закачки их в поглощающие горизонты 106
IV. Требования к воде, закачиваемой в нагнетательные скважины 106
V. Правила сбора и утилизации отходов бурения 106
VI. Требования к выполнению мероприятий по предотвращению загрязнения природной среды при бурении морских скважин 106
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 106
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 109
2. Общие положения 110
I. Общие положения 113
II. Определение степени деградации почв и земель 113
III. Порядок расчета размера ущерба от деградации почв и земель 115
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 116
XI. Охрана окружающей среды при пользовании недрами 117
XII. Ликвидация и консервация объектов, связанных с пользованием недрами 117
III. Технические требования по охране недр и промышленной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадях залегания полезных ископаемых 119
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 122
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 125
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 126
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 132
Нормативы стоимости объектов животного мира, не относящихся к видам, занесенным в Красную книгу РФ 133
Нормативы стоимости объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ 133
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 134
I. Общие положения 136
I. Общие положения 137
Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается 138
Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается 138
Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства 138
Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам 138
I. Общие положения 138
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 141
I. Общие положения 141
II. Общие требования пожарной безопасности в лесах 143
Перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики 144
Раздел II. Государственные природные заповедники 145
Раздел III. Национальные парки 145
Раздел IV. Природные парки 145
Раздел V. Государственные природные заказники 145
Раздел VI. Памятники природы 146
Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады 146
Раздел VIII. Лечебно-оздоровительные местности и курорты 146
Раздел IX. Организация охраны особо охраняемых природных территорий 146
Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов 146
Введение
Как показывает статистика, экологические преступления имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Если в 2000 г. зарегистрировано 14818 преступлений, в 2001 г. - 17128, в 2002 г. - 21409, в 2003 г. - 26097, в 2004 г. - 30309, в 2005 г. - 33491, то в 2006 г. - уже 41883. В 2007 г. имело место незначительное снижение их количества - поставлено на учет 41242 преступления
*(1). Таким образом, за семь лет рост составил около 280%.
Однако надо иметь в виду, что официальные показатели не в полной мере отражают фактическое состояние преступности в сфере экологии. Во-первых, данные не по всем видам экологических преступлений показываются в статистических учетах; во-вторых, указанные деяния обладают высокой степенью латентности. По мнению ученых, она составляет 95-99%
*(2).
Общественная опасность рассматриваемых преступлений достаточно велика, но к ним, к сожалению, в целом терпимо общественное мнение. Между тем примерно одна шестая часть территории России, где проживает более 60 млн. чел., экологически неблагополучна. Специалисты считают, что 15% территории страны представляет собой зоны экологического бедствия. 20 млн. населения страны дышат воздухом, который загрязнен, наносит вред здоровью и жизни людей; каждый второй пьет воду, которая не соответствует санитарным нормам
*(3).
Почти 70% водных ресурсов не отвечают как международным, так и российским нормам. Среднегодовые показатели содержания загрязняющих веществ в поверхностных водах достигали в 2005 г. 700 предельно допустимых концентраций (ПДК). В 207 городах России средняя за год концентрация одного или нескольких веществ в атмосферном воздухе не соответствовала ПДК, причем в 22 из них максимальные концентрации вредных примесей составляли более 10 ПДК, а в 17 городах зафиксирован очень высокий уровень загрязнения воздушного бассейна (от 14 до 36 ПДК)
*(4).
Из-за браконьерства катастрофически уменьшаются рыбные запасы, в первую очередь ценных пород. Специалисты утверждают, что ресурсы осетровых рыб в бассейне Азовского моря фактически исчерпаны, на их восстановление потребуются десятилетия
*(5). Нелегальная добыча черной икры в Каспийском море по своей доходности, пожалуй, уступает лишь наркобизнесу
*(6).
Ресурсы крабов, кальмара, минтая в российской экономической зоне, как признают ихтиологи, находятся на грани исчезновения
*(7). Между тем, например, в районе Южных Курил в конце 90-х гг. прошлого века каждое третье судно промышляло незаконно, браконьерски. Россия теряла ежегодно до 2 млрд. долл.
*(8) Тревожная ситуация складывается с охраной многих видов диких животных, лесов и лесных насаждений.
Активное противодействие экологическим преступлениям предполагает использование всего комплекса правовых мер, в том числе применение уголовного законодательства. Однако реализация соответствующих уголовно-правовых норм традиционно представляет особую сложность, обусловленную спецификой их конструкции, в абсолютном большинстве имеющих бланкетные диспозиции. Как показывает практика, наибольшее число ошибок в квалификации экологических преступлений вызвано применением устаревшего нормативного правового материала, неправильном расчете причиненного ущерба и др. Именно поэтому правильное применение норм об уголовной ответственности за экологические преступления предопределяет не только изучение теоретических аспектов проблемы, но и обширного законодательного массива, охватывающего нормативные правовые акты РФ и международно-правовые документы, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ и судебной практики.
В целях облегчения пользования нормативными правовыми актами и постановлениями Пленума Верховного Суда РФ они приведены в работе в виде постатейных материалов к статьям главы 26 УК РФ.
Судебная практика использована при анализе составов экологических преступлений в качестве иллюстрации теоретических положений.
Необходимо иметь в виду, что экологическое законодательство не кодифицировано, достаточно подвижно, подвержено изменениям и дополнениям. Поэтому необходимо следить не только за состоянием уголовного законодательства, но и иного законодательства, имеющего значение для реализации норм УК РФ.
Авторы с благодарностью воспримут все предложения и замечания, направленные на совершенствование научно-практического пособия.
Экологические преступления