МКБ 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) - файл n1.doc

приобрести
МКБ 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра)
скачать (177 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc177kb.26.08.2012 22:15скачать

n1.doc

МКБ 10


КЛАСС V: ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ (F00-F99)

Включено:
нарушения психологического развития
Исключено:
симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)

ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F00-F09)
F00* Деменция при болезни Альцгеймера (G30.-+)
F00.0* Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом (G30.0+)
F00.1* Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом (G30.1+)
F00.2* Деменция при болезни Альцгеймера атипичная или смешанного типа (G30.8+)
F00.9* Деменция при болезни Альцгеймера неуточненная (G30.9+)
F01 Сосудистая деменция
Включено: атеросклеротическая деменция
F01.0 Сосудистая деменция с острым началом
F01.1 Мультиинфарктная деменция
F01.2 Подкорковая сосудистая деменция
F01.3 Смешанная корковая и подкорковая сосудистая деменция
F01.8 Другая сосудистая деменция
F01.9 Сосудистая деменция неуточненная
F02* Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках
F02.0* Деменция при болезни Пика (G31.0+)
F02.1* Деменция при болезни Крейтцфельдта-Якоба (A81.0+)
F02.2* Деменция при болезни Гентингтона (G10+)
F02.3* Деменция при болезни Паркинсона (G20+)
F02.4* Деменция при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (B22.0+)
F02.8* Деменция при других уточненных болезнях, классифицированных в других рубриках
F03 Деменция неуточненная
Исключено:
сенильная деменция с делирием или острой спутанностью сознания (F05.1)
старость БДУ (R54)
F04 Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
Исключено:
амнезия:
- БДУ (R41.3)
- антероградная (R41.1)
- диссоциативная (F44.0)

- ретроградная (R41.2)
корсаковский синдром:
- алкогольный или неуточненный (F10.6)
- вызванный употреблением других психоактивных веществ (F11-F19 c общим четвертым знаком .6)
F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами
Включено:
острый(ое)(ая) или подострый(ое)(ая):
- инфекционный психоз
- мозговой синдром
- органическая реакция
- психоорганический синдром
- состояние спутанности сознания (неалкогольной этиологии)
Исключено: белая горячка алкогольная или неуточненная (F10.4)
F05.0 Делирий не на фоне деменции, так описанный
F05.1 Делирий на фоне деменции
F05.8 Другой делирий
F05.9 Делирий неуточненный
F06 Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
Исключено:
вследствие употребления алкоголя и других психоактивных веществ (F10-F19)
связанные с:
- делирием (F05.-)
- деменцией, классифицированной в рубриках F00-F03
F06.0 Органический галлюциноз
Исключено:
алкогольные галлюцинозы (F10.5)
шизофрения (F20.-)
F06.1 Органическое кататоническое состояние
Исключено:
кататоническая шизофрения (F20.2)
ступор:
- БДУ (R40.1)
- диссоциативный (F44.2)
F06.2 Органическое бредовое [шизофреноподобное] расстройство
Исключено:
расстройство:
- острое или преходящее психотическое (F23.-)
- психотическое, вызванное лекарственными средствами (F11-F19 с общим четвертым знаком .5)
- устойчивое бредовое (F22.-)
шизофрения (F20.-)
F06.3 Органические расстройства настроения [аффективные]
Исключено: расстройства настроения неорганические или неу- точненные (F30-F39)
F06.4 Органическое тревожное расстройство
Исключено: тревожные расстройства неорганические или неуточненные (F41.-)
F06.5 Органическое диссоциативное расстройство
Исключено: диссоциативные [конверсионные] расстройства неорганические или неуточненные (F44.-)
F06.6 Органическое эмоционально лабильное [астеническое] расстройство
Исключено: соматоформные расстройства неорганические или неуточненные (F45.-)
F06.7 Легкое когнитивное расстройство
F06.8 Другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматичес- кой болезнью
F06.9 Психическое расстройство, обусловленное повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью, неуточненное
F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, пов- реждением или дисфункцией головного мозга
F07.0 Расстройство личности органической этиологии
Исключено:
постконтузионный синдром (F07.2)
постэнцефалитный синдром (F07.1)
специфические расстройства личности (F60.-)
стойкое изменение личности после:
- переживания катастроф (F62.0)
- психического заболевания (F62.1) F07.1 Постэнцефалитный синдром
Исключено: расстройство личности органической этиологии (F07.0)
F07.2 Постконтузионный синдром
F07.8 Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга
F07.9 Органическое расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, неуточненное
F09 Органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное
Исключено: психоз БДУ (F29)

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (F10-F19)
Исключено: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F55)
Следующие четвертые знаки используются в рубриках F10-F19:
.0 Острая интоксикация
.1 Пагубное употребление
.2 Синдром зависимости
Хронический алкоголизм
Дипсомания
Наркомания
.3 Абстинентное состояние
.4 Абстинентное состояние с делирием
.5 Психотическое расстройство
Исключено: алкогольные или вызванные употреблением другого психоактивного вещества резидуальные и отсроченные психотические расстройства (F10-F19 с общим четвертым знаком .7)
.6 Амнестический синдром
Исключено: неалкогольный корсаковский психоз или синдром (F04)
.7 Резидуальные и отсроченные психотические расстройства
Исключено: алкогольный или наркотический:
- корсаковский синдром (F10-F19 с общим четвертым знаком .6)
- психотическое состояние (F10-F19 с общим четвертым знаком .5)
.8 Другие психические расстройства и расстройства поведения
.9 Психическое расстройство и расстройство поведения неуточненное
F10.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя
F11.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов
F12.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиоидов
F13.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением седативных или снотворных средств
F14.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением кокаина
F15.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других стимуляторов (включая кофеин)
F16.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов
F17.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением табака
F18.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей
F19.- Психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ
Включено: злоупотребление наркотиками БДУ

ШИЗОФРЕНИЯ, ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ И БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (F20-F29)
F20 Шизофрения
Исключено:
шизотипическое расстройство (F21)
шизофреническая реакция (F23.2)
шизофрения:
- острая (недифференцированная) (F23.2)
- циклическая (F25.2)
F20.0 Параноидная шизофрения
Исключено:
инволюционное параноидное состояние (F22.8)
паранойя (F22.0)
F20.1 Гебефреническая шизофрения
F20.2 Кататоническая шизофрения
F20.3 Недифференцированная шизофрения
Исключено:
острое шизофреноподобное психотическое расстройство (F23.2)
постшизофреническая депрессия (F20.4)
хроническая недифференцированная шизофрения (F20.5)
F20.4 Постшизофреническая депрессия
F20.5 Остаточная шизофрения
F20.6 Простой тип шизофрении
F20.8 Другой тип шизофрении
Исключено: краткое шизофреноформное расстройство (F23.2)
F20.9 Шизофрения неуточненная
F21 Шизотипическое расстройство
Исключено:
синдром Аспергера (F84.5)
шизоидное расстройство личности (F60.1)
F22 Хронические бредовые расстройства
F22.0 Бредовое расстройство
Исключено: параноидное(ый)(ая):
- психоз психогенный (F23.3)
- расстройство личности (F60.0)
- реакция (F23.3)
- шизофрения (F20.0)
F22.8 Другие хронические бредовые расстройства
F22.9 Хроническое бредовое расстройство неуточненное
F23 Острые и преходящие психотические расстройства
F23.0 Острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении
F23.1 Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении
F23.2 Острое шизофреноподобное психотическое расстройство
Исключено:
органическое бредовое [шизофреноподобное] расстройство (F06.2)
шизофреноформное расстройство БДУ (F20.8)
F23.3 Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства
F23.8 Другие острые и преходящие психотические расстройства
F23.9 Острое и преходящее психотическое расстройство неуточненное
F24 Индуцированное бредовое расстройство
F25 Шизоаффективные расстройства
F25.0 Шизоаффективное расстройство, маниакальный тип
F25.1 Шизоаффективное расстройство, депрессивный тип
F25.2 Шизоаффективное расстройство, смешанный тип
F25.8 Другие шизоаффективные расстройства
F25.9 Шизоаффективное расстройство неуточненное
F28 Другие неорганические психотические расстройства
F29 Неорганический психоз неуточненный
Исключено:
органический или симптоматический психоз БДУ (F09)
психическое расстройство БДУ (F99)

РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ [АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА] (F30-F39)
F30 Маниакальный эпизод
Включено: биполярное расстройство, одиночный маниакальный эпизод
F30.0 Гипомания
F30.1 Мания без психотических симптомов
F30.2 Мания с психотическими симптомами
F30.8 Другие маниакальные эпизоды
F30.9 Маниакальный эпизод неуточненный
F31 Биполярное аффективное расстройство
Включено: маниакально-депрессивное(ый)(ая):
- заболевание
- психоз
- реакция
Исключено:
биполярное расстройство, единственный маниакальный эпизод (F30.-)
циклотимия (F34.0)
F31.0 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод гипомании
F31.1 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании без психотических симптомов
F31.2 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании с психотическими симптомами
F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод легкой или умеренной депрессии
F31.4 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии без психотических симптомов
F31.5 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии с психотическими симптомами
F31.6 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод смешанного характера
Исключено: одиночный аффективный эпизод смешанного характера (F38.0)
F31.7 Биполярное аффективное расстройство, текущая ремиссия
F31.8 Другие биополярные аффективные расстройства
F31.9 Биполярное аффективное расстройство неуточненное
F32 Депрессивный эпизод
Включено: одиночный эпизод:
- депрессивной реакции
- психогенной депрессии
- реактивной депрессии
Исключено:
депрессивный эпизод, связанный с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.- (F92.0)
расстройство приспособительных реакций (F43.2)
рекуррентное депрессивное расстройство (F33.-)
F32.0 Депрессивный эпизод легкой степени
F32.1 Депрессивный эпизод средней степени
F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами
F32.8 Другие депрессивные эпизоды
F32.9 Депрессивный эпизод неуточненный
F33 Рекуррентное депрессивное расстройство
Включено:
повторные эпизоды:
- депрессивной реакции
- психогенной депрессии
- реактивной депрессии
сезонное депрессивное расстройство
Исключено: рекуррентные краткие депрессивные эпизоды (F38.1)
F33.0 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод легкой степени
F33.1 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод средней степени
F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F33.3 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии
F33.8 Другие рекуррентные депрессивные расстройства
F33.9 Рекуррентное депрессивное расстройство неуточненное
F34 Устойчивые расстройства настроения [аффективные расстройства]
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия
Исключено: тревожная депрессия (легкая или неустойчивая) (F41.2)
F34.8 Другие устойчивые расстройства настроения [аффективные]
F34.9 Устойчивое расстройство настроения [аффективное] неуточненное
F38 Другие расстройства настроения [аффективные]
F38.0 Другие одиночные расстройства настроения [аффективные]
F38.1 Другие рекуррентные расстройства настроения [аффективные]
F38.8 Другие уточненные расстройства настроения [аффективные]
F39 Расстройство настроения [аффективное] неуточненное

НЕВРОТИЧЕСКИЕ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА (F40-F48)
Исключено: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.- (F92.8)
F40 Фобические тревожные расстройства
F40.0 Агорафобия
F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии
Исключено:
боязнь заболеть (нозофобия) (F45.2)
дисморфофобия (небредовая) (F45.2)
F40.8 Другие фобические тревожные расстройства
F40.9 Фобическое тревожное расстройство неуточненное
F41 Другие тревожные расстройства
F41.0 Паническое расстройство [эпизодическая пароксизмальная тревожность]
Исключено: паническое расстройство с агорафобией (F40.0)
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство
Исключено: неврастения (F48.0)
F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства
F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства
F41.9 Тревожное расстройство неуточненное
F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
Включено:
ананкастический невроз
обсессивно-компульсивный невроз
Исключено: обсессивно-компульсивная личность (расстройство) (F60.5)
F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления
F42.1 Преимущественно компульсивное действие [навязчивые ритуалы]
F42.2 Смешанные навязчивые мысли и действия
F42.8 Другие обсессивно-компульсивные расстройства
F42.9 Обсессивно-компульсивное расстройство неуточненное
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F43.0 Острая реакция на стресс
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство
F43.2 Расстройство приспособительных реакций
Исключено: тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой (F93.0)
F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс
F43.9 Реакция на тяжелый стресс неуточненная
F44 Диссоциативные [конверсионные] расстройства
Включено:
истерический психоз
истерия
конверсионная:
- истерия
- реакция
Исключено: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
F44.0 Диссоциативная амнезия
Исключено:
амнезия:
- БДУ (R41.3)
- антероградная (R41.1)
- ретроградная (R41.2)
амнезия после приступа эпилепсии (G40.-)
амнестическое расстройство, вызванное употреблением алкоголя или другого психоактивного вещества (F10-F19 c общим четвертым знаком .6)
неалкогольный органический амнестический синдром (F04)
F44.1 Диссоциативная фуга
Исключено: фуга после приступа эпилепсии (G40.-)
F44.2 Диссоциативный ступор
Исключено:
органическое кататоническое расстройство (F06.1)
ступор:v - БДУ (R40.1)v - депрессивный (F31-F33)
- кататонический (F20.2)
- маниакальный (F30.2)
F44.3 Транс и одержимость
Исключено: состояния, связанные с:
- интоксикацией, вызванной употреблением психоактивных веществ (F10-F19 с общим четвертым знаком .0)
- острыми или преходящими психотическими расстройствами (F23.-)
- постконтузионным синдромом (F07.2)
- расстройством личности органической этиологии (F07.0)
- шизофренией (F20.-)
F44.4 Диссоциативные двигательные расстройства
F44.5 Диссоциативные конвульсии
F44.6 Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия
F44.7 Смешанные диссоциативные [конверсионные] расстройства
F44.8 Другие диссоциативные [конверсионные] расстройства
F44.9 Диссоциативное [конверсионное] расстройство неуточненное
F45 Соматоформные расстройства
Исключено:
выдергивание волос (F98.4)
детская форма речи [лепет] (F80.0)v диссоциативные расстройства (F44.-)
кусание ногтей (F98.8)
психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями (F52.-)
синдром де ла Туретта (F95.2)
сосание пальца (F98.8)
сюсюканье (F80.8)
тики (в детстве и подростковом возрасте) (F95.-)
трихотилломания (F63.3)
F45.0 Соматизированное расстройство
Исключено: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
F45.1 Недифференцированное соматоформное расстройство
F45.2 Ипохондрическое расстройство
Исключено:
бред, фиксированный на функционировании или внешнем виде собственного тела (F22.-)
бредовая дисморфофобия (F22.8)
F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
Исключено: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
F45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство
Исключено:
боль:
- БДУ (R52.9)
- неустранимая (R52.1)
- острая (R52.0)
- хроническая (R52.2)
боль в спине БДУ (M54.9)
головная боль напряженного типа (G44.2)
F45.8 Другие соматоформные расстройства
F45.9 Соматоформное расстройство неуточненное
F48 Другие невротические расстройства
F48.0 Неврастения
Исключено:
астения БДУ (R53)
недомогание и утомляемость (R53)
психастения (F48.8)
синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3)
состояние истощения жизненных сил (Z73.0)
F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации
F48.8 Другие уточненные невротические расстройства
F48.9 Невротическое расстройство неуточненное

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ (F50-F59)
F50 Расстройства приема пищи
Исключено:
анорексия БДУ (R63.0)
полифагия (R63.2)
расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте (F98.2)
трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
F50.0 Нервная анорексия
Исключено:
потеря аппетита (R63.0)
- психогенная (F50.8)v F50.1 Атипичная нервная анорексия
F50.2 Нервная булимия
F50.3 Атипичная нервная булимия
F50.4 Переедание, связанное с другими психологическими расстройствами
Исключено: ожирение (E66.-)
F50.5 Рвота, связанная с другими психологическими расстройствами Исключено:
рвота БДУ (R11)
тошнота (R11)
F50.8 Другие расстройства приема пищи
Исключено: поедание несъедобного [извращенный аппетит] у младенцев и детей (F98.3)
F50.9 Расстройство приема пищи неуточненное
F51 Расстройства сна неорганической этиологии
Исключено: расстройства сна (органической этиологии) (G47.-)
F51.0 Бессонница неорганической этиологии
Исключено: бессонница (органической этиологии) (G47.0)
F51.1 Сонливость [гиперсомния] неорганической этиологии
Исключено:
гиперсомния (органической этиологии) (G47.1)
нарколепсия (G47.4)
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии
Исключено: нарушения цикличности сна и бодрствования (органической этиологии) (G47.2)
F51.3 Снохождение [сомнамбулизм]
F51.4 Ужасы во время сна [ночные ужасы]
F51.5 Кошмары
F51.8 Другие расстройства сна неорганической этиологииv F51.9 Расстройство сна неорганической этиологии неуточненное
F52 Сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями
Исключено: синдром Дата (F48.8)
F52.0 Отсутствие или потеря сексуального влечения
F52.1 Отвращение к половым сношениям и отсутствие полового удовольствия
F52.2 Недостаточность генитальной реакции
Исключено: импотенция органического происхождения (N48.4)v F52.3 Оргазмическая дисфункция
F52.4 Преждевременная эякуляция
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения
Исключено: вагинизм (органический) (N94.2)
F52.6 Диспареуния неорганического происхождения
Исключено: диспареуния (органическая) (N94.1)
F52.7 Повышенное половое влечение
F52.8 Другая сексуальная дисфункция, не обусловленная органическим нарушением или болезнью
F52.9 Сексуальная дисфункция, не обусловленная органическим нарушением или болезнью, неуточненная
F53 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
F53.0 Легкие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
F53.8 Другие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
F53.9 Послеродовое психическое расстройство неуточненное
F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках Исключено: головная боль напряженного типа (G44.2)
F55 Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость Исключено: злоупотребление психоактивными веществами (F10-F19)
F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами, неуточненные
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (F60-F69)
F60 Специфические расстройства личности
F60.0 Параноидное расстройство личности
Исключено:
параноидный(ая)(ое):
- психоз (F22.0)
- состояние (F22.0)
- шизофрения (F20.0)
паранойя (F22.0)
- кверулянтная (F22.8)
F60.1 Шизоидное расстройство личности
Исключено:
бредовое расстройство (F22.0)
синдром Аспергера (F84.5)
шизоидное расстройство в детском возрасте (F84.5)
шизотипическое расстройство (F21)
шизофрения (F20.-)
F60.2 Диссоциальное расстройство личности
Исключено:
расстройства поведения (F91.-)
эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3)
F60.3 Эмоционально неустойчивое расстройство личности
Исключено: диссоциальное расстройство личности (F60.2)
F60.4 Истерическое расстройство личности
F60.5 Ананкастическое расстройство личности
Исключено: обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности
F60.7 Расстройство типа зависимой личности
F60.8 Другие специфические расстройства личности
F60.9 Расстройство личности неуточненное
F61 Смешанные и другие расстройства личности
Исключено: акцентуированные личностные черты (Z73.1)
F62 Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга
Исключено: расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга (F07.-)
F62.0 Стойкое изменение личности после переживания катастрофы
Исключено: посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1)
F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
F62.8 Другие стойкие изменения личности
F62.9 Стойкое изменение личности неуточненное
F63 Расстройства привычек и влечений
Исключено:
привычное чрезмерное употребление алкоголя или психоактивных веществ (F10-F19)
расстройство влечений и привычек, затрагивающих сексуальное поведение (F65.-)
F63.0 Патологическое влечение к азартным играм
Исключено:
пристрастие к азартным играм лиц с маниакальным эпизодом (F30.-)
склонность к азартным играм и пари БДУ (Z72.6)
склонность к азартным играм при диссоциальном расстройстве личности (F60.2)
F63.1 Патологическое влечение к поджогам [пиромания]
Исключено:
поджог (совершенный):
- взрослым человеком с диссоциальным расстройством личности (F60.2)
- как повод для наблюдения за лицом с подозрением на психическое расстройство (Z03.2)
при:
- интоксикации алкоголем или психоактивным веществом (F10-F19 с общим четвертым знаком .0)
- органических психических расстройствах (F00-F09)
- расстройствах поведения (F91.-)
- шизофрении (F20.-)
F63.2 Патологическое влечение к воровству [клептомания]
Исключено:
депрессивное расстройство с воровством (F31-F33)
ограбление магазина как повод для наблюдения за лицом с подозрением на психическое расстройство (Z03.2)
органические психические расстройства (F00-F09)
F63.3 Трихотилломания
Исключено: стереотипное двигательное расстройство с выдергиванием волос (F98.4)
F63.8 Другие расстройства привычек и влечений
F63.9 Расстройство привычек и влечений неуточненное
F64 Расстройства половой идентификации
F64.0 Транссексуализм
F64.1 Трансвестизм двойной роли
Исключено: фетишистский трансвестизм (F65.1)
F64.2 Расстройство половой идентификации в детском возрасте
Исключено:
расстройство сексуальной сформированности (F66.0)
эгодистоническая половая ориентация (F66.1)
F64.8 Другое расстройство половой идентификации
F64.9 Расстройство половой идентификации неуточненное
F65 Расстройства сексуального предпочтения
Включено: парафилии
F65.0 Фетишизм
F65.1 Фетишистский трансвестизм
F65.2 Эсгибиционизм
F65.3 Вуайеризм
F65.4 Педофилия
F65.5 Садомазохизм
F65.6 Множественные расстройства сексуального предпочтения
F65.8 Другие расстройства сексуального предпочтения
F65.9 Расстройство сексуального предпочтения неуточненное
F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией
Примечание: сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство.
F66.0 Расстройство сексуального созревания
F66.1 Эгодистоническая половая ориентация
F66.2 Расстройство сексуальных отношений

F66.8 Другие расстройства психосексуального развитияv F66.9 Расстройство психосексуального развития неуточненное
F68 Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
F68.0 Преувеличение соматической симптоматики по психологическим причинам
F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера [поддельное нарушение]
Исключено:
искусственный [артифициальный] дерматит (L98.1)
личность, симулирующая болезнь (с очевидной мотивацией) (Z76.5)
F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)
Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79
употребляются со следующим четвертым знаком:
.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
.8 Другое нарушение поведения
.9 Без указаний на нарушение поведения
F70 Умственная отсталость легкой степени
Включено:
слабо выраженная умственная субнормальность
слабоумие
F71 Умственная отсталость умеренная
Включено: умственная субнормальность средней тяжести
F72 Умственная отсталость тяжелая
Включено: резко выраженная умственная субнормальность
F73 Умственная отсталость глубокая
Включено: глубокая умственная субнормальность
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточненная
Включено: умственная:
- недостаточность БДУ
- субнормальность БДУ

РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (F80-F89)
F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Исключено:
недостаточность речевой артикуляции:
- апраксия (R48.2)
- афазия БДУ (R47.0)
- вследствие:
- потери слуха (H90-H91)
- умственной отсталости (F70-F79)
- в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
- рецептивного типа (F80.2)
- экспрессивного типа (F80.1)
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
Исключено:
дисфазия и афазия БДУ (R47.0)
первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клеффнера] (F80.3)
связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2)
умственная отсталость (F70-F79)
элективный мутизм (F94.0)
F80.2 Расстройство рецептивной речи
Исключено:
аутизм (F84.0-F84.1)
дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- экспрессивного типа (F80.1)
приобретенная афазия при эпилепсии [Ландау-Клеффнера] (F80.3)
умственная отсталость (F70-F79)
элективный мутизм (F94.0)
языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клеффнера]
Исключено: афазия:
- БДУ (R47.0)
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
- при аутизме (F84.0-F84.1)
F80.8 Другие расстройства развития речи и языка
F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F81.0 Специфическое расстройство чтения
Исключено:
алексия БДУ (R48.0)
дислексия БДУ (R48.0)
трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.-)
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
Исключено:
аграфия БДУ (R48.8)
трудности спеллингования:
- вследствие неадекватного обучения (Z55.8)
- связанные с расстройством чтения (F81.0)
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
Исключено:
акалькулия БДУ (R48.8)
трудности счета:
- вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8)
- связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3)
F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков
Исключено: специфическое:
- расстройство арифметических навыков (F81.2)
- расстройство спеллингования (F81.1)
- расстройство чтения (F81.0)
F81.8 Другие расстройства развития учебных навыков
F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
Исключено:
нарушение координации (R27.-)
- вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
нарушения походки и подвижности (R26.-)
F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития
F84 Общие расстройства психологического развития
F84.0 Детский аутизм
Исключено: аутическая психопатия (F84.5)
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Исключено: синдром Ретта (F84.2)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром Аспергера
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточненное
F88 Другие расстройства психологического развития
F89 Расстройство психологического развития неуточненное

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (F90-F98)
F90 Гиперкинетические расстройства
Исключено:
общие расстройства психологического развития (F84.-)
расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
тревожные расстройства (F41.-)
шизофрения (F20.-)v F90.0 Нарушение активности и внимания
Исключено: гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения (F90.1)
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
F91 Расстройства поведения
Исключено:
общие расстройства развития (F84.-)
расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
расстройства поведения, связанные с:
- гиперкинетическими расстройствами (F90.1)
- эмоциональными расстройствами (F92.-)
шизофрения (F20.-)
F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 Социализированное расстройство поведения
F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство
F91.8 Другие расстройства поведения
F91.9 Расстройство поведения неуточненное
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций
F92.0 Депрессивное расстройство поведения
F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций
F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное
F93 Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
Исключено: связанные с расстройством поведения (F92.-)
F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой
Исключено:
невротические расстройства (F40-F48)
расстройства настроения [аффективные расстройства] (F30-F39)
социальное тревожное расстройство в детском возрасте (F93.2)
фобическое тревожное расстройство в детском возрасте (F93.1)
F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте
Исключено: генерализованное тревожное расстройство (F41.1)
F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте
F93.3 Расстройство сиблингового соперничества
F93.8 Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте
Исключено: расстройство половой идентичности в детском возрасте (F64.2)
F93.9 Эмоциональное расстройство в детском возрасте неуточненное
F94 Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
F94.0 Элективный мутизм
Исключено:
общие нарушения психологического развития (F84.-)
преходящий мутизм как составляющая часть боязни разлуки у
детей раннего возраста (F93.0)
специфические расстройства развития речи и языка (F80.-)
шизофрения (F20.-)
F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте Исключено:
нормальная вариация в структуре селективной привязанности расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2)
сексуальное или физическое насилие в детстве, приводящее к психосоциальным проблемам (Z61.4-Z61.6)
синдром Аспергера (F84.5)
синдром жестокого обращения (T74.-)
F94.2 Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу
Исключено:
гиперкинетические расстройства (F90.-)
госпитализм у детей (F43.2)
реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1)
синдром Аспергера (F84.5)
F94.8 Другие расстройства социального функционирования в детском возрасте
F94.9 Расстройство социального функционирования в детском возрасте неуточненное
F95 Тики
F95.0 Транзиторные тики
F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы
F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков [синдром де ла Туретта]
F95.8 Другие тики
F95.9 Тики неуточненные
F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Исключено:
обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
приступы задержки дыхания (R06.8)
расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)
синдром Клейне-Левина (G47.8)
F98.0 Энурез неорганической природы
Исключено: энурез БДУ (R32)
F98.1 Энкопрез неорганической природы
Исключено: энкопрез БДУ (R15)
F98.2 Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте
Исключено:
нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
поедание несъедобного младенцами и детьми (F98.3)
проблемы новорожденного (P92.-)
трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
F98.3 Поедание несъедобного младенцами и детьми
F98.4 Стереотипные двигательные расстройства
Исключено:
аномальные непроизвольные движения (R25.-)
двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
ковыряние в носу (F98.8)
кусание ногтей (F98.8)
сосание пальца (F98.8)
стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
тики (F95.-)
трихотилломания (F63.3)
F98.5 Заикание [запинание]
Исключено:
речь взахлеб (F98.6)
тики (F95.-)
F98.6 Речь взахлеб
Исключено:
заикание (F98.5)
тики (F95.-)
F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст
F98.9 Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст, неуточненное

НЕУТОЧНЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F99)
F99 Психическое расстройство без дополнительных уточнений
Исключено: органическое психическое расстройство БДУ (F06.9)

Международная классификация болезней 10-го пересмотра

В отечественной логопедической практике традиционно принято пользоваться клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями нарушений речи, которые позволяют не только точно установить причины и механизмы речевых расстройств у детей и взрослых, но и оказывать действенную коррекционно-речевую помощь в индивидуальной и групповой формах. Однако возможны и иные подходы к типологии и характеристике речевых расстройств. В этом номере журнала мы предлагаем вам познакомиться с тем, как представлены расстройства развития речи и языка в Международной классификации болезней 10-го пересмотра, где они включены в раздел F8 «Расстройства психологического (психического) развития».

F80-F89. Расстройства психологического психического развития

Введение


Расстройства, включенные в рубрику F80 - F89, имеют следующие признаки:
а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств.
В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни). Обычно задержка в развитии или повреждение проявляются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.
Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения. Однако, хотя обычно не имеется существенных расхождений в общей концептуализации расстройств этого раздела, в большинстве случаев этиология неизвестна, и сохраняется неуверенность относительно границ и определенных подгрупп нарушений развития. Более того, существуют два типа состояний, включенных в этот раздел, что не полностью отвечает широкому концептуальному определению, приведенному выше. Во-первых, это расстройства, в которых была несомненная фаза предшествующего нормального развития, такие как дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау - Клефнера, некоторые случаи аутизма. Эти состояния включены сюда потому, что хотя их начало различно, но их характерные особенности и течение имеют много сходного с группой нарушений развития; кроме того, неизвестно, отличаются ли они этиологически. Во-вторых, есть расстройства, прежде всего определяемые как отклонения, а не задержка в развитии функций; это особенно применимо к аутизму. Аутистические расстройства включены в этот раздел потому, что, хотя и определены как отклонения, задержка развития некоторой степени обнаруживается почти постоянно. Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.

F80. Специфические расстройства развития речи и языка


Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояние нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более способен общаться или понимать в определенных, хорошо известных ситуациях, по сравнению с другими, но речевая способность всегда повреждена.
Дифференциальный диагноз

Как и при других нарушениях развития, первая трудность в диагностике относится к дифференциации от нормальных вариантов развития. Нормальные дети значительно различаются по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь и по темпу прочного усвоения речевых навыков. Такие нормальные вариации во времени приобретения речевых навыков имеют незначительное или неклиническое значение, так как большинство «поздно говорящих» продолжают развиваться совершенно нормально. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития речи и языка, хотя боґльшая часть из них достигает в конечном счете нормального уровня развития речевых навыков. Они имеют множество сопутствующих проблем. Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Поэтому ранняя и тщательная диагностика специфических нарушений развития речи очень важна. Не существует ярко очерченного разграничения от крайних вариантов нормы, но для суждения о клинически значимом расстройстве используются четыре основных критерия: тяжесть, течение, тип и сопутствующие проблемы.
Как общее правило, задержка речи может считаться патологической, когда она является достаточно тяжелой с отставанием на два стандартных отклонения. В большинстве случаев такого уровня тяжести имеются сопутствующие проблемы. Однако у детей более старшего возраста уровень тяжести в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению. В этой ситуации полезным показателем выступает течение. Если текущий уровень нарушения относительно легкий, но тем не менее в анамнезе имеется тяжелая степень нарушения, то более вероятно, что текущее функционирование представляет собой последствие значительного расстройства, а не варианта нормы. Необходимо обращать внимание на тип речевого функционирования: если тип нарушения патологический (то есть аномальный, а не просто вариант, соответствующий более ранней фазе развития) или если речь ребенка содержит качественно патологические признаки, то вероятно клинически значимое расстройство. Более того, если задержка в некоторых специфических аспектах развития речи сопровождается недостаточностью школьных навыков (таких как специфическое отставание в чтении и письме), нарушениями в межперсональных взаимоотношениях и/или эмоциональными или поведенческими расстройствами, то маловероятно, что это вариант нормы.
Вторая трудность в диагностике относится к дифференциации от умственной отсталости или общей задержки развития. Так как интеллектуальное развитие включает в себя вербальные навыки, то, вероятно, что если коэффициент умственного развития ребенка существенно ниже среднего, то его речевое развитие будет также ниже среднего. Диагноз специфического нарушения развития предполагает, что специфическая задержка находится в значительном несоответствии с общим уровнем когнитивного функционирования. Соответственно, когда задержка речи является частью общего отставания умственного развития или общей задержки развития, то данное состояние нельзя кодировать как F80. Должно использоваться кодирование умственной отсталости F70 - F79. Однако для умственной отсталости характерно сочетание с неравномерностью интеллектуальной продуктивности, особенно с таким речевым нарушением, которое обычно более серьезно, чем задержка невербальных навыков. Когда это несоответствие проявляется в такой заметной степени, что становится очевидным в повседневном функционировании ребенка, то специфическое нарушение развития речи должно кодироваться в дополнение к кодированию рубрики умственной отсталости (F70 - F79).
Третья трудность касается дифференциации от вторичных расстройств вследствие тяжелой глухоты или некоторых специфических неврологических или других анатомических нарушений. Тяжелая глухота в раннем детстве фактически всегда ведет к заметной задержке и искажению речевого развития; такие состояния не должны включаться сюда, так как они являются прямым следствием потери слуха. Однако нередко более серьезные нарушения развития воспринимающей речи сопровождаются парциальным избирательным повреждением слуха (особенно частот высоких тонов). Эти расстройства должны быть исключены из F80 - F89, если тяжесть поражения слуха существенно объясняет задержку речи, но включены, если парциальная потеря слуха - только осложняющий фактор, но не прямая причина.
Тем не менее строго определенное разграничение провести невозможно. Сходный принцип применяется относительно неврологической патологии и анатомических дефектов. Так, патология артикуляции, обусловленная расщелиной нёба, или дизартрия вследствие церебрального паралича должны быть исключены из этого раздела. С другой стороны, наличие легкой неврологической симптоматики, которая бы не могла вызвать задержку речи, не является основанием для исключения.

F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции


Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
Диагностические указания

Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.
Нормальное развитие. В возрасте 4 лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.
Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других - нет).
Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.
Включаются:
- связанное с развитием физиологическое расстройство;
- расстройство развития артикуляции;
- функциональное расстройство артикуляции;
- лепет (детская форма речи);
- дислалия (косноязычие);
- расстройство фонологического развития.
Исключаются:
- афазия БДУ (R47.0);
- дизартрия (R47.1);
- апраксия (R48.2);
- нарушения артикуляции, сочетающиеся с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);
- нарушения артикуляции, сочетающиеся с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);
- расщепления нёба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующие в речевом функционировании (Q35 - Q38);
- расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90 - H91);
- расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 - F79).

F80.1. Расстройство экспрессивной речи


Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
Диагностические указания

Хотя при нормальном речевом развитии встречается значительное индивидуальное разнообразие, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам должны быть расценены как значительные признаки задержки. Поздние нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов-заменителей; сокращенное произношение; незрелая структура предложений; синтаксические ошибки, особенно, пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Может случаться чрезмерно обобщенное употребление правил, а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого.
Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.
Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и «внутренней» речи, отраженной в воображении или ролевой игре, относительно интактно; способность к социальному общению без слов относительно не повреждена. Ребенок будет стремиться к общению, несмотря на речевое нарушение, и к компенсированию недостатка речи жестами, мимикой или неречевыми вокализациями. Однако нередко встречаются сопутствующие нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени, чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.
Следует отметить

Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены.
В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику «Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.
Включаются:
- моторная алалия;
- задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I-III уровней;
- связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
- связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Исключаются:
- связанная с развитием дисфазия, рецептивный тип (F80.2);
- связанная с развитием афазия, рецептивный тип (F80.2);
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-);
- общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
- приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау - Клефнера) (F80.3х); - элективный мутизм (F94.0);
- умственная отсталость (F70 - F79);
- органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
- дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.2. Расстройство рецептивной речи


Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.
Диагностические указания

Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).
Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная непри-
способленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.
Следует отметить

Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику «Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.
Включаются:
- дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
- афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
- невосприятие слов;
- словесная глухота;
- сенсорная агнозия;
- сенсорная алалия;
- врожденная слуховая невосприимчивость;
- афазия Вернике, связанная с развитием.
Исключаются:
- приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау - Клефнера) (F80.3х);
- аутизм (F84.0х, F84.1х);
- элективный мутизм (F94.0);
- умственная отсталость (F70 - F79);
- задержка речи вследствие глухоты (H90 - H91);
- дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);
- органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
- органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);
- дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.3. Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау - Клефнера)


Расстройство, при котором ребенок, имея предшествующее нормальное развитие речи, теряет навыки как рецептивной, так и экспрессивной речи, сохраняется общий интеллект; начало расстройства сопровождается пароксизмальной патологией на ЭЭГ (почти всегда в области височных долей, обычно билатерально, но часто с более широкими нарушениями) и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Типично начало в возрасте 3-7 лет, но может возникать раньше или позже в детстве. В четверти случаев потеря речи возникает постепенно на протяжении нескольких месяцев, но более часто бывает резкая потеря навыков в течение нескольких дней или недель. Связь по времени между началом эпиприпадков и потерей речи довольно вариабельна, один из этих признаков может предшествовать другому за несколько месяцев и до 2 лет. Очень характерно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое, часто с трудностями в слуховом понимании при первом проявлении состояния. Некоторые дети становятся немыми, другие ограничиваются жаргоноподобными звуками, хотя у некоторых выявляется более легкий дефицит в плавности, и речевая продукция часто сопровождается расстройствами артикуляции. В небольшом числе случаев качество голоса нарушено с потерей нормальных модуляций. Иногда речевые функции появляются волнообразно на ранних фазах расстройства. Поведенческие и эмоциональные нарушения являются обычными в первые месяцы после начала потери речи, но отмечается тенденция к их улучшению, по мере того как дети приобретают некоторые способы коммуникации.
Этиология состояния неизвестна, но клинические данные предполагают возможность воспалительного энцефалитического процесса. Течение состояния совершенно различно; у 2/3 детей сохраняется более или менее серьезный дефект рецептивной речи, а около 1/3 полностью выздоравливают.
Исключаются:
- приобретенная афазия вследствие мозговой травмы, опухоли или другого известного болезненного процесса (F06.82х);
- афазия БДУ (R47.0);
- афазия вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2 - F84.3);
- афазия при аутизме (F84.0х, F84.1х).
F80.31. Психотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсией (синдром Ландау - Клефнера)
F80.32. Непсихотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсией
(синдром Ландау - Клефнера)
F80.39. Неуточненный по типу течения приобретенной афазии с эпилепсией (синдром Ландау - Клефнера)

F80.8. Другие расстройства развития речи и языка


Включаются:
- сюсюканье;
- лепетная речь;
- задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
- физиологическая задержка развития речи.
F80.81. Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией
Следует отметить

Данная группа представлена речевыми нарушениями, задержкой формирования высших психических функций, которые обусловлены социальной депривацией или педагогической запущенностью. Клиническая картина проявляется в ограниченности словарного запаса, несформированности фразовой речи и др.
Включаются:
- задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
- физиологическая задержка развития речи.
F80.82. Задержки речевого развития, сочетающиеся с задержкой
интеллектуального развития
и специфическими расстройствами учебных навыков
Следует отметить
У больных этой группы речевые нарушения проявляются ограниченностью грамматического словарного запаса, затруднениями высказываний и смыслового оформления этих высказываний. Интеллектуальная недостаточность или когнитивные расстройства проявляются в сложностях абстрактно-логического мышления, низком уровне познавательной способности, нарушениях внимания и памяти. В этих случаях необходимо использовать второй код из рубрик F70.хх - F79.хх или F81.х.
F80.88. Другие расстройства развития речи и языка
Включаются:
- сюсюканье;
- лепетная речь.

F80.9. Расстройства развития речи и языка неуточненные


Эту категорию следует насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных расстройств, при которых есть значительное нарушение в развитии речи, которое нельзя объяснить умственной отсталостью или неврологическими, сенсорными или физическими аномалиями, непосредственно воздействовавшими на речь.
Включаются:
- речевое расстройство БДУ;
- расстройство речи БДУ.

F81. Специфические расстройства развития учебных навыков


Концепция специфических нарушений развития школьных навыков непосредственно напоминает понятие специфических расстройств развития речи (см. F80.-), и здесь существуют те же проблемы в их определении и измерении. Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или какой-либо полученной мозговой травмы или болезни. Скорее считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Как и при большинстве других нарушений развития, данное состояние существенно более часто отмечается у мальчиков, чем у девочек.
Пять видов трудностей возникают в диагностике. Во-первых, это необходимость дифференциации расстройств от нормальных вариантов школьного обучения. Проблема здесь та же, что и для речевых нарушений, и те же критерии предложены для суждения о патологичности состояния (с необходимой модификацией, которая связана с оценкой не речи, а школьных достижений). Во-вторых, это необходимость принимать в расчет динамику развития. Это важно по двум причинам:
- тяжесть: отставание в чтении на один год в 7 лет имеет совершенно иное значение, чем отставание на один год в 14 лет;
- изменение типа проявлений: обычно задержка речи в дошкольные годы в разговорной речи исчезает, но сменяется специфической задержкой чтения, что, в свою очередь, уменьшается в подростковом возрасте, а главной проблемой в юности является тяжелое расстройство спеллингования; состояние во всех отношениях то же самое, но проявления изменяются по мере взросления; диагностический критерий обязан принимать в расчет эту динамику развития.
Третья трудность заключается в том, что школьные навыки должны быть преподаны и усвоены; они не только функция биологического созревания. Неизбежно, что уровень приобретения детьми навыков будет зависеть от семейных обстоятельств и обучения в школе, так же как и от их индивидуальных особенностей характера. К сожалению, нет прямого и не двусмысленного пути в дифференциации школьных трудностей, обусловленных отсутствием адекватного опыта от тех, которые обусловлены некоторыми индивидуальными нарушениями. Имеются достаточные основания предполагать, что это различие имеет действительную реальность и клиническую силу, но диагноз труден в индивидуальных случаях. В-четвертых, хотя исследовательские данные предусматривают гипотезу о лежащей в основе расстройства патологии обработки когнитивной информации, у конкретного ребенка нелегко дифференцировать то, что вы-
звало трудности чтения, от того, что сопутствует плохим навыкам чтения. Трудность сопряжена с данными, что нарушения чтения могут происходить более чем от одного типа когнитивной патологии. В-пятых, сохраняется неопределенность в отношении оптимального подразделения специфических расстройств развития школьных навыков.
Дети обучаются читать, писать, произносить слова по буквам и совершенствовать арифметические вычисления, когда их приобщают к этой деятельности дома и в школе. Страны широко варьируют по возрасту начала официального обучения в школе, программам школьного обучения и, следовательно, по тем навыкам, которые предположительно должны быть приобретены детьми к различному возрасту. Это расхождение является наибольшим в период обучения детей в элементарной или начальной школе (то есть вплоть до 11 лет) и усложняет проблему выработки действующих дефиниций нарушения школьных навыков, имеющих транснациональную адекватность.
Тем не менее в пределах любых образовательных систем ясно, что в каждой возрастной группе школьников существует разброс в школьных достижениях и у некоторых детей отмечается недостаточность в специфических аспектах навыков относительно их общего уровня интеллектуального функционирования.
Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы расстройств, проявляющиеся в специфической и значительной недостаточности в обучении школьным навыкам. Эти нарушения в обучении не являются прямым следствием других состояний (таких как умственная отсталость, грубые неврологические дефекты, неоткорригированные зрительные или слуховые повреждения или эмоциональные расстройства), хотя они могут встречаться как сопутствующие им. СРРШН часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами (такими как расстройство дефицита внимания или расстройство поведения) или другими расстройствами развития, такими как специфическое расстройство развития моторных функций или специфические расстройства развития речи.
Этиология СРРШН неизвестна, но существует предположение о ведущей роли биологических факторов, которые, чтобы вызвать проявления состояния, находятся во взаимодействии с небиологическими факторами (такими как наличие благоприятной возможности для обучения и качество обучения). Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобными расстройствами находятся просто на более низком уровне нормального континуума и, следовательно, «догонят» со временем сверстников. Во многих случаях признаки этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Тем не менее, необходимой диагностической особенностью является то, что расстройства проявляются в определенных формах в ранние периоды школьного обучения. Дети могут отставать в своем школьном совершенствовании и на более поздней стадии получения образования (в связи с отсутствием интереса к учебе; плохой образовательной программой; эмоциональными нарушениями; возрастанием или изменениями в требованиях заданий и др.), однако такие проблемы не входят в концепцию СРРШН.
Диагностические указания

Существует несколько основных требований для диагностики любого из специфических расстройств развития школьных навыков. Во-первых, это должна быть клинически значимая степень нарушения какого-либо определенного школьного навыка. Об этом можно судить: на основе тяжести, определенной по школьной успеваемости, то есть такая степень нарушения, которая могла бы встречаться менее чем у 3% популяции детей школьного возраста; по предшествующим нарушениям развития, то есть задержке или отклонению в развитии в дошкольные годы, наиболее часто в речи; по сопутствующим проблемам (таким как невнимательность, повышенная активность, эмоциональные нарушения или нарушения в поведении); по типу расстройства (то есть наличию качественных нарушений, обычно не являющихся частью нормального развития); и по реакции на терапию (то есть школьные трудности не сразу уменьшаются по мере усиления помощи дома и/или в школе).
Во-вторых, нарушение должно быть специфическим в том смысле, что его нельзя объяснить только умственной отсталостью или не столь выраженным снижением общего интеллектуального уровня. Так как коэффициент умственного развития и школьные достижения не идут прямо параллельно, это решение может быть сделано только на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на усвоенный материал и коэффициент умственного развития, соответствующих определенной культуре и образовательной системе. Такие тесты должны использоваться вместе со статистическими таблицами с данными о среднем ожидаемом уровне усвоения школьного материала при определенном коэффициенте умственного развития в данном возрасте. Это последнее требование необходимо в связи с важностью эффекта статистической регрессии: диагноз, основанный на вычитании возраста, соответствующего усвоенному школьному материалу, от умственного возраста ребенка является серьезно вводящим в заблуждение. Однако в обычной клинической практике эти требования в большинстве случаев не будут выполняться. Таким образом, клиническое указание заключается просто в том, что уровень школьных знаний ребенка должен быть существенно ниже, чем ожидаемый для ребенка этого же умственного возраста.
В-третьих, нарушение должно быть связано с развитием в том смысле, что должно присутствовать с первых лет обучения, а не приобретаться позднее в ходе образования. Сведения о школьных успехах ребенка должны подтверждать это.
В-четвертых, должны отсутствовать внешние факторы, которые можно рассматривать как причину школьных трудностей. Как сказано выше, вообще диагноз СРРШН должен опираться на положительные доказательства клинически значимого нарушения усвоения школьного материала в сочетании с внутренними факторами в развитии ребенка. Однако для того чтобы обучаться эффективно, дети должны иметь адекватные возможности для обучения. Соответственно, если ясно, что плохие школьные достижения непосредственно обусловлены очень длительным непосещением школы без обучения на дому или грубо неадекватным обучением, то данные нарушения кодироваться здесь не должны. Частые непосещения школы или перерывы в образовании вследствие смены школы обычно недостаточны, чтобы привести к школьной задержке в степени, необходимой для диагноза СРРШН. Однако плохое обучение в школе может осложнить проблему, в этом случае школьные факторы должны шифроваться с помощью кода Х из Класса XXI МКБ-10.
В-пятых, специфические нарушения развития школьных навыков не должны быть прямо обусловлены неоткорригированными зрительными или слуховыми расстройствами.
Дифференциальный диагноз

Клинически важно дифференцировать СРРШН, которые возникают в отсутствии какого-либо диагностируемого неврологического расстройства, и СРРШН, вторичные к некоторым неврологическим состояниям, таким как церебральный паралич. В практике эту дифференциацию часто очень трудно сделать (вследствие неопределенного значения множественных «мягких» неврологических знаков), а результаты исследовательские не дают четкого критерия дифференциации ни в клинической картине, ни в динамике СРРШН в зависимости от присутствия или отсутствия неврологической дисфункции. Соответственно, хотя это и не составляет диагностического критерия, необходимо, чтобы наличие какого-либо сопутствующего нарушения кодировалось отдельно в соответствующем неврологическом разделе классификации.
Включаются:
- специфическое нарушение навыков чтения (дислексия);
- специфическое нарушение навыков письма;
- специфическое нарушение арифметических навыков (дискалькулия);
- смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения).

F81.0. Специфическое расстройство чтения


Основной признак - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания чтения и совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности спеллингования часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после некоторого прогресса в чтении. У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты специфические расстройства развития речи, и всестороннее исследование функционирования речи на данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в теоретических предметах. В дополнение к академическим неудачам, довольно частыми осложнениями являются плохая посещаемость школы и проблемы в социальном приспособлении, особенно в начальной или средней школе. Данное состояние обнаруживается во всех известных языковых культурах, но неясно, как часто это нарушение бывает обусловленным речью или шрифтом.
Диагностические указания

Продуктивность чтения ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с возрастом ребенка, его общей интеллектуальностью и школьной успеваемостью. Продуктивность лучше оценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на точность и понимание прочитанного. Конкретная природа проблемы чтения зависит от ожидаемого уровня чтения и от языка и шрифта. Однако на ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут быть трудности в пересказывании алфавита или распределении по категориям звуков (вопреки нормальной остроте слуха). Позднее могут быть ошибки в навыках устного чтения, такие как:
а) пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;
б) медленный темп чтения;
в) попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;
г) перестановка слов в предложении или букв в словах.
Также может быть недостаточность в понимании читаемого, например:
д) неспособность вспомнить факты из прочитанного;
е) неспособность сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;
ж) для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.
Характерно, что в более позднем детстве и во взрослой жизни трудности спеллингования становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушения спеллингования часто включают в себя фонетические ошибки и, по-видимому, проблемы чтения и спеллингования могут частично происходить вследствие нарушения фонологического анализа. Мало известно о природе и частоте орфографических ошибок спеллингования у детей, которые должны читать нефонетические языки, и мало известно о типах ошибок в неалфавитном тексте.
Специфическим нарушениям навыков чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. В других случаях у ребенка могут отмечаться нормальные этапы развития речи в соответствии с возрастом, но все же могут быть трудности в обработке слуховой информации, что проявляется проблемами в категоризации звуков, в рифмовании и, возможно, дефектами в различении звуков речи, слуховой последовательной памяти и слуховой ассоциации. В некоторых случаях также могут отмечаться проблемы в обработке зрительной информации (такие как различение букв); однако они являются общими среди детей, которые только начинают обучаться чтению, и, следовательно, не являются причинно связанными с плохим чтением. Также обычными являются нарушения внимания, сочетающиеся с повышенной активностью и импульсивностью. Конкретный тип нарушения развития в дошкольном периоде значительно варьирует от ребенка к ребенку, так же как и его тяжесть, тем не менее такие нарушения являются обычными (но не обязательными).
Также типичными в школьном возрасте являются сопутствующие эмоциональные и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более типичны в ранние школьные годы, но нарушения поведения и синдромы гиперактивности более вероятны в позднем детстве и в подростковом возрасте. Также часто отмечаются низкая самооценка и проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.
Включаются:
- специфическая задержка в чтении;
- оптическая дислексия;
- оптическая агнозия;
- «отсталое чтение»;
- специфическое отставание в чтении;
- чтение в обратном порядке;
- «зеркальное чтение»;
- дислексия развития;
- дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматиче-
ского анализа;
- нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.
Исключаются:
- алексия БДУ (R48.0);
- дислексия БДУ (R48.0);
- трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.х);
- нарушения спеллингования, не сочетающиеся с трудностями чтения (F81.1).

F81.1. Специфическое расстройство спеллингования


Это расстройство, при котором главная черта - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков спеллингования при отсутствии предшествующего специфического расстройства навыков чтения и которое не объясняется исключительно низким умственным возрастом, проблемами остроты зрения и неадекватного обучения в школе. Нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Дети, проблемы которых заключаются исключительно в плохом почерке, не должны сюда включаться; но в некоторых случаях трудности спеллингования могут быть связаны с проблемами письма. В отличие от характеристик, обычно выявляемых при специфическом расстройстве чтения, ошибки при письме имеют тенденцию быть в основном фонетически правильными.
Следует отметить

В эту подрубрику включаются нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций.
Диагностические указания

Спеллингование ребенка должно быть значительно ниже уровня, ожидаемого на основе его возраста, общей интеллектуальности и успеваемости. Это лучше расценивать с помощью индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на спеллингование. Навыки чтения ребенка (как правильность, так и понимание) должны быть в пределах нормы, и не должна отмечаться предыстория значительных трудностей чтения. Трудности в спеллинговании не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением или дефектами зрительных, слуховых или неврологических функций. Также они не могут быть приобретены вследствие какого-либо неврологического психического или другого расстройства.
Хотя известно, что «чистое» расстройство спеллингования дифференцируется от нарушений чтения, сочетающихся с трудностями спеллингования, мало известно в отношении предшествующих нарушений, динамики, коррелятов и исхода специфических расстройств спеллингования.
Включаются:
- специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения);
- оптическая дисграфия;
- орфографическая дисграфия;
- фонологическая дисграфия;
- специфическая задержка спеллингования.
Исключаются:
- трудности спеллингования, сочетающиеся с расстройством чтения (F81.0);
- диспраксическая дисграфия (F82);
- трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8);
- аграфия БДУ (R48.8);
- приобретенное расстройство спеллингования (R48.8).

Подготовлено к публикации
О. А. Степановой






КЛАСС V: ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ (F00-F99)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации