Неверов А.Н., Чалых Т.Н., Щербакова И.М. и др.Товароведение непродовольственных товаров - файл n1.doc

приобрести
Неверов А.Н., Чалых Т.Н., Щербакова И.М. и др.Товароведение непродовольственных товаров
скачать (3341 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3341kb.26.08.2012 21:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
УДК 339.166.84(075.32) ББК65.422.5я722 Т 50

Авторы:

А.Н.Неверов, Т.Н. Чалых. Е.Л.Псхташева, Н.В.Умалёиова, О. В. Фу кипа, И.М.Щербакова, Д.А.Сорокин, Г.И.Злобина, С.С.Шипилова, /I.А.Панкина

Рецензент канд. тех. наук доцент АД Покусаева

Товароведение и организация торговли нспродовольствен- Т50 ными товарами: Учеб. для нач. проф. образования / Под ред. А.Н.Неверова, Т.И.Чалых. - М.: ПрофОбрИздат, 2001. - 464 с. ISBN 5-94231-008-4

Изложены теоретические основы товароведения непродовольственных това­ра, рассмотрены вопросы стандартизации и сертификации товаров, приведены ассортимент и характеристика товаров, показатели качества, условия и сроки хранения товаров, освещены современные направления в организации торговли.

Для подготовки квалифицированных продавцов непродовольственных това­ров, контролеров-кассиров, кассир о в-операционистов торговых предприятий.

УДК 339.166.84(075.32) ББК 65.422.5я722

Учебное издание

Неверов Анатолий Николаевич, Чалых Татьяна Ивановна, Шипилоез Светлана Степановна И др.

Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами

Учебник

Редактор И. Д. Королева. Художник А. В. Родкин. Корректор В. С. Светлова. Компьютерная верстка: П. 10. Бюяев.

Подписано в печать 10.01.200!, Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип, № 2. Печать офсетная, Обьем 29,0 усл. печ. л. Тираж 30 000 экз. (!-й завод 1-15 000 экз.). Заказ № 149.

Лицензия ИД № 02038 от 13.06,2000. Издательство «ПрофОбрИздат». 125319, Москва, ул, Черняховского, д. 9, стр. 1.

Лицензия ИД jNs 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». 105043, Москва, ул. Б-я Парковая, 25. Тел./факс (095)165-4666, 367-079S, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г, Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Неверов А.Н., Чалых Т.И., ШипиловаС.С. и др., 2001 ISBN 5-94231-008-4 © ПрофОбрИздат, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие в последние годы в России изменения в экономи­ке, связанные с переходом к рыночным отношениям, привели к значительному увеличению объема рынка потребительских товаров, расширению их ассортимента, особенно за счет резкого увеличения на отечественном потребительском рынке доли импортных товаров. В связи с изменением форм собственности существенно изменился об­лик торговых предприятий и характер их деятельности. Активная ин­теграция России в мировой рынок привела к появлению новых, соответствующих мировым стандартам требований к маркировке про­дукции, штриховому кодированию, новой потребительской таре.

Все вышесказанное повлекло за собой необходимость повышения требований к уровню товароведной подготовки специалистов началь­ного звена, работающих в торговле. Это потребовало от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров, подготовки товаров к продаже, обеспечения качества и сохранности. Поэтому возникла необходимость написания нового учебника для системы начального профессионально-технического образования с учетом возросших требований, необходимости повышения уровня квалификации выпускаемых специалистов на рынке непродоволь­ственных товаров.

Курс «Товароведение и организация торговли непродовольствен­ными товарами» является комплексным и состоит из двух взаимо­связанных дисциплин. Первая дисциплина - товароведение непро­довольственных товаров - является наукой о потребительских свой­ствах товаров и факторах, обеспечивающих эти свойства на всех стадиях жизненного цикла товаров. Вторая дисциплина - органи­зация торговли — изучает технику доведения товаров надлежащего качества до потребителя. Объединение этих двух дисциплин в еди­ный комплексный курс обусловлено наличием тесной связи между ними, поскольку потребительские свойства товаров определяют характер организации торговли этими товарами.

Предлагаемый учебник состоит из трех разделов: теоретических основ товароведения, товароведения отдельных групп непродоволь­ственных товаров и организации торговли непродовольственными товарами.

В первом разделе рассмотрены основные понятия и задачи товаро­ведения; факторы, влияющие на потребительские свойства и каче­ство товаров; вопросы маркировки, оценки качества и сертифика­ции товаров. В соответствующих главах второго раздела по каждой товарной группе даны характеристика соответствующих товаров, их классификация, ассортимент, основные требования к качеству това­ров однородной фуппы. В разделе организации торговли рассмотрены вопросы, касающиеся видов розничной торговли непродовольствен­ными товарами, специализации и типизации магазинов, техноло­гии приемки товаров, их продажи, обслуживания покупателей; изу­чение потребительского спроса, вопросы деловой культуры.

Учебник «Товароведение и организация торговли непродоволь­ственными товарами» подготовили преподаватели Российской эко­номической академии им. Г.В. Плеханова:

профессор, д.х.н. Неверов А.Н., (главы Введение в товароведе­ние, Изделия из пластических масс);

доцент, к.х.н. Чалых Т.Н., (главы Парфюмерно-косметические товары, Бытовые химические товары);

доцент, к.т.н. Пехташева Е.Л. (главы Текстильные и швейно-три- котажные товары, Художественные изделия и сувениры);

доцент, к.т.н. Умалёнова Н.В. (глава Кожевенно-обувные товары); доцент, к.т.н. Фукина О.В. (главы Пушно-меховые и овчинно- шубные товары, Галантерейные товары, Металло-хозяйственные товары);

доцент, к.т.н. Щербакова И.М. (главы Силикатные товары, Стро­ительные товары);

ст. преподаватель Сорокин ДА. (главы Электро-бытовые товары, Культтовары);

доцент, к.т.н. Злобина Г.И. (глава Мебельные товары); доцент, к.э.н. Шипилова С.С. (главы Розничная торговая сеть, Правила продажи отдельных видов товаров, Организация системы товароснабжения);

доцент, к.т.н. Панкина Н.А, (главы Задачи и методы изучения покупательского спроса, Деловая культура коммерсанта).

Авторы учебника выражают благодарность рецензенту — зав. ка­федрой товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Орловского коммерческого института, доценту, к.т.н. Покусаевой А.Д. за труд по рецензированию работы и высказанные замечания.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Неверов Л, Н.

Часть I. ТОВАРОВЕДЕНИЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

ГЛАВА 1.ВВЕДЕНИЕ В ТОВАРОВЕДЕНИЕ Предмет и содержание товароведения

Название научной и учебной дисциплины «товароведение» являет­ся производным от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпритироваться на современном языке как «знание о товаре».

Товароведение, как одна из отраслей знаний, в первую очередь свя­зано с развитием товарного производства и потребностями торговли.

Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойствен ному характеру труда, затраченного на его про­изводство, по своей сути характеризуется двумя сторонами; меновой и потребительной стоимостью. Меновая стоимость характеризует то­вар с точки зрения его обмена как вещи на другие веши в соответ­ствующих определенных пропорциях. Потребительную стоимость то­вара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь, следует рассматривать как полезность товара, его способность удов­летворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании веши, так как лишь при ис­пользовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда - и средства производства, и предметы личного потребления, — то предметом товароведения, изучающим потребительные стоимости в широком понятии должны являться потребительные стоимости всех предметов труда.

Однако в современном понимании этого термина товароведение рассматривается как научная и учебная дисциплина, предметом изу­чения которой являются потребительные стоимости товаров народ­ного потребления.

Как известно, к товарам народного потребления относятся това­ры промышленных, сельскохозяйственных и кустарных предприя­тий, предназначенные для реализации в сфере обращения с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населе­ния.

Именно изучением потребительных стоимостей этой группы то­варов и занимается современное товароведение.

Потребительные стоимости других продуктов труда, например, таких, как сырье, средства производства, является также предметом изучения других смежных отраслей наук — материаловедения, маши­новедения и др.

Продукты труда становятся товаром лишь при наличии товарного производства и товарного обращения.
В зависимости от типа потребления продуктов труда их потреби­тельную стоимость подразделяют на индивидуальную и обществен­ную.

Индивидуальной потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для потребления. Например, индивидуальной потребительной стоимостью характери­зуется продукция, выращенная для личного потребления на приуса­дебном участке.

Продукт труда, произведенный для обмена или торговли с це­лью удовлетворения потребностей общества, характеризуется об­щественной потребительной стоимостью.

Общественная потребительная стоимость единицы товара опреде­ляется как единичная потребительная стоимость, а потребительная стоимость общественного продукта, удовлетворяющего потребности определенных групп потребителей или всего общества, определяется как совокупная потребительная стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдель­ных его групп.

Общественная потребительная стоимость товаров характеризу­ется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-ве­щественной и социально-экономической. Поэтому изучением по­требительной стоимости занимаются многие научные дисциплины. Предметом изучения товароведения является материально-веще- ственная сторона потребительной стоимости, а социально-эконо­мическая сторона потребительной стоимости является объектом изучения ряда экономических дисциплин.

Потребительная стоимость товара обусловлена присущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использова­нии товара потребителем для удовлетворения материальных, куль­турных или биологических потребностей.

Следует, однако, отметить, что не все свойства товаров отно­сятся к категории потребительских.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.

В зависимости от той роли, которую играют потребительские свойства в жизненном цикле товара, их можно подразделить на функциональные, эргономические, эстетические, а также свой­ства безопасности и надежности.

Функциональные свойства - это потребительские свойства това­ра, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению. Функциональные свойства оп­ределяют как возможность или целесообразность использования ма­териала или изделия (простые функциональные свойства), так и воз­можность выполнения основной и вспомогательной функций изде­лия (сложные функциональные свойства).

Эргономические свойства товара - это потребительские свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления или эксплуатации на различных этапах функционального процесса в си­стеме «человек — товар - среда». К эргономическим свойствам отно­сится удобство пользования товаром, определяющее его способность функционировать с учетом особенностей строения и свойств орга­низма каждого потребителя. Важное значение, как составляющая часть эргономических свойств, имеют гигиенические свойства, характери­зующие гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособ­ности человека при его взаимодействии с товаром и окружающей средой.

Важнейшей характеристикой товара является его безопасность, относящаяся к потребительским свойствам, обеспечивающим без­вредность потребления и использования товара человеком. При этом безопасность рассматривается в качестве потребительского свой­ства, обеспечивающего защиту, как человека, так и среды его оби­тания от вредных и токсичных воздействий товара при его потреб­лении, хранении, транспортировке и утилизации.

Оценивая безопасность товара в целом, следует учитывать воз­можность причинения им травм (механических, тепловых, хими­ческих и др.), вероятность выделения веществ, вредных для чело­века и окружающей среды (канцерогенных, токсичных и др.), а также наличие опасных физических воздействий (звуковых, свето­вых, радиационных и др.).

Показатели надежности товара в потреблении представляют со­бой показатели качества товара, характеризующие сохранение ос­новных параметров его функционирования во времени и в преде­лах, соответствующих заданным условиям потребления или эксп­луатации.

Показатели надежности товара включают в себя его безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность.

Безотказность — это способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторых наработок.

Оценивают показатель безотказности средним временем работы на один отказ, длительностью работы без отказа и т.д.

Долговечность товара - свойство, характеризующее его способ­ность сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Под предельным состоянием товара в этом случае понимается его разрушение или невозможность дальнейшего использования вслед­ствие физического или морального износа.

Качество конкретных товаров составляют те свойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей в соответ­ствии с их назначением.

Товар может обладать полезными свойствами, но не отличаться высоким качеством, если он не соответствует требованиям удовлет­ворения определенных потребностей.

Следует отметить, что часто используемое на практике определе­ние качества товара, как соответствие его требованиям нормативной и технической документации не раскрывает полностью сущность этого понятия.

Свойства товаров характеризуются показателями качества, кото­рые в свою очередь классифицируют по ряду признаков.

Наиболее важной представляется классификация по количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные показатели ка­чества.

Единичный показатель качества характеризует одно простое свой­ство товара, например, фактуру ткани, стойкость запаха духов и т.д.

Комплексный показатель качества товара является характеристи­кой нескольких его свойств.

При этом следует отметить, что если хотя бы один из единичных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплексный по­казатель и товар, непригодный даже по одному показателю, не мо­жет считаться качественным.

В зависимости от совокупности свойств, характеризующих каче­ство товара, комплексные показатели подразделяют на групповые, интегральные и обобщенные.

Групповой комплексный показатель характеризует группу про­стых свойств или одно сложное свойство. Групповой комплексный показатель оценивается одной числовой величиной, например, опре­деленным количеством баллов.

Обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым производится оценка качества (например, по всем потребительным свойствам).

Обычно проводят сравнительную оценку качества товара, срав­нивая показатели его качества с базовыми показателями, т.е. с по­казателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

За базовые показатели принимают, как правило, показатели луч­ших образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности пользователей товара. По мере совер­шенствования производства и повышения требований потребителей, базовые эталонные товары с присущими им показателями качества, заменяются другими более перспективными.

Базовые показатели качества также могут быть единичными и комплексными. Отношение показателя качества к соответствующе­му базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара.

Как указывалось ранее, оценка качества товара по существу явля­ется установлением соответствия товара общественным потребностям. Однако количественная оценка потребностей весьма затруднительна и поэтому на практике оценивается не само качество товара, а уро­вень его качества.

Уровень качества является относительной характеристикой каче­ства товара, основанной на сравнении значений показателей каче­ства оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.

При определении уровня качества сравнивают обычно совокуп­ность показателей качества оцениваемого товара с аналогичной сово­купностью базовых показателей:

к—2-.

где — показатель уровня качества;

Q — численное значение показателя качества оцениваемого то­вара;

Q6aj - численное значение базового показателя.

Как указывалось ранее, комплексный показатель характеризует ряд свойств товара, однако, значимость (весомость) этих свойств для каждого вида товара различна. Поэтому, для учета неодинаковой значимости свойств при расчете комплексного показателя вводятся так называемые коэффициенты весомости свойств, характеризую­щие важность того или другого свойства. Чем важнее свойство, тем больше коэффициент его весомости.

Комплексный показатель качества, как правило, выражают в виде суммы произведений значений показателей качества на величину коэффициента их весомости

K = |miQi = m1Q, + m2Q2+...+mnQnj

где Q,, Q2, ...Q„ значения показателей качества; т,, т2, ... тп — коэффициенты весомости соответствующих по­казателей качеств.

Отношение величины комплексного показателя качества товара к величине комплексного показателя базового образца характеризует уровень качества продукции. Если это отношение равно 1, то пред­ставленный товар имеет такой же уровень качества, как и базовый (эталонный) образец, если отношение меньше 1, то уровень каче­ства анализируемого товара ниже качества базового образца, если отношение этих показателей больше 1, то анализируемый товар по своему качеству превышает качество эталонного (базового) образца.

Интегральный показатель качества товара представляет собой от­ношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транс­портировку, эксплуатацию или потребление.

Интегральный показатель качества (К ) связан с показателями свойств, определяющими стоимость и потребительную стоимость сле­дующим соотношением:

где 3, Зп, Зэ - соответственно затраты на производство и эксп­луатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара. Ко - показатель, характеризующий основные потребительские свойства товара.

Однако определение интегрального показателя качества товара и суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления достаточно сложно и возможно не для всех видов товаров.

Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно определить с помощью объективных или эвристических ме­тодов оценки.

К объективным методам оценки показателей качества товаров от­носятся методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.

К группе таких методов относятся измерительный, регистрацион­ный и расчетный методы.

Измерительный метод основан на использовании для опре­деления показателей качества товаров измерительных приборов, ре­активов и других технических средств измерений. Достоинством это­го метода являются объективность, точность и возможность выра­зить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т.д.

К недостаткам этого метода относятся использование в ряде слу­чаев достаточно сложного оборудования, а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.

Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуата­ции, а также количества издеттий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов.

Недостатками этой группы методов являются их трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.

Расчетный метод определения показателей качества товаров основан на получении информации расчетным путем. При использо­вании этого метода те или иные показатели качества определяются не с помощью непосредственного определения показателя, а путем их расчета с использованием формул и различных математических моделей.

Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опы­та людей.

К эвристическим методам относят органолептический, экспер­тный и социологические методы.

Органолептический метод определения показателей свойств товаров отличает простотой и возможностью проведения в любых условиях без применения специального оборудования, базируется на использовании органов чувств человека - обоняния, осязания, зре­ния, слуха и вкуса. С помощью этого метода можно оценивать, на­пример, твёрдость материалов, запах духов, качество звучания му­зыкальных инструментов, вид изделий и т.д.

Недостатком этого метода является невозможность получения точ­ного численно значения показателей качества и применение для оценки только балльной системы.

Экспертный метод оценки качества товара - это метод, осно­ванный на решении, принимаемом экспертами. Экспертный метод можно считать одной из разновидностей органолептического ме­тода, использующего для оценки качества товара обобщенные оцен­ки группы специалистов (экспертов). При этом точность получен­ных в балльной системе оценках в значительной мере зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.

Социологический метод оценки качества основывается на изучении мнений широкого круга потребителей об уровне качества рассматриваемого товара. Информацию о мнении потребителей полу­чают путем проведения анкетирования, устных опросов, конферен­ций, аукционов, выставок-продаж и т.п.

Важное значение для производства товаров надлежащего качества и управления качеством имеет контроль качества товаров, представ­ляющий собой процедуру проверки соответствия показателей их ка­чества требованиям нормативной и технической документации и до­говоров поставки. Одной из задач контроля является выявление де­фектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям.

Дефекты продукции могут быть выявлены как при органолепти- ческом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могут быть обнаружены только в процессе эксплуатации.

В зависимости от возможности выявления дефекты могут быть явными и скрытыми.

Явный дефект товара - это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контро­ля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном конт­роле продукции.

Скрытый дефект товара — это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида кон­троля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и сред­ства. Скрытые дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплу­атации товара (изделия).

По происхождению дефекты можно классифицировать на про­изводственные и непроизводственные. Производственный дефект образуется в процессе производства товара, как правило, вслед­ствие нарушения технологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственный дефект — это дефект товара, образовавшийся после завершения процесса производства товара, т.е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.

Исходя из возможности устранения дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.

К устранимым дефектам относят дефекты товара, устранение ко­торых технически возможно и экономически целесообразно. Неуст­ранимые дефекты - это дефекты товара, устранение которых техни­чески невозможно и (или) экономически нецелесообразно.

Важное значение имеет значимость дефекта, представляющая со­бой относительную величину, определяемую видом, размером, мес­тонахождением дефекта, и характеризующая степенью его влияния на уровень качества товара по сравнению с другими дефектами.

По степени влияния на качество предусмотрена градация де­фектов на критические, значительные, малозначительные.

Критический - это дефект, при наличии которого использо­вание товара по назначению практически невозможно или недо­пустимо.

Значительные дефекты товара существенно влияют на возмож­ность использования товара по назначению, на его качество и дли­тельность эксплуатации.

Малозначительные (незначительные) дефекты существенно не влияют на использование изделия по назначению и на его долго­вечность.

В результате сплошного или выборочного контроля качества про­дукции выявляются годная продукция и брак. Годная продукция (товар) - это товар, удовлетворяющий всем установленным требо­ваниям. Браком считается продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых норматив­ными документами.

Деление продукции на годную и брак относится к любым товарам. Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление по сортам, группам сложности, группам качества, маркам, номерам и т.д. Например, товары легкой и текстильной промышленности, исходя из уровня производственного исполнения, подразделяются по сортам. Подразделяют на сорта и продукцию фарфоро-фаянсовой промыш­ленности. Сорт представляет собой градацию товара определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленную нор­мативной документацией.

Деление на сорта проводится в зависимости от наличия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительных свойств.

При отнесении товара к тому или другому сорту учитывают вид и характер дефектов, их размер и местоположение на изделиях. Сорта устанавливают по балльной или ограничительной системе. Наиболее распространенной является балльная система, при которой норма­тивными документами для каждого из сортов ограничивают вид де­фектов, их количество, размеры, местоположение на изделии. При балльной системе отклонения от нормы стандарта по контролируе­мым показателям и параметрам дефектов оценивают в условных еди­ницах - баллах.

Путем сравнения суммы баллов, полученных изделием при конт­роле, с нормативными требованиями стандартов, предусматриваю­щих для каждого сорта допустимую сумму баллов, товар относят к тому или иному сорту.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к уменьшению количества сортов или вообще к отказу деления това­ров на сорта.

Изделия из пластмасс, мебель и технически сложные изделия на сорта не делят, сохранив лишь градацию на годные и негодные това­ры.

Как указывалось выше, для оценки уровня качества ряда групп товаров применяются другие градации. Например, туалетное мыло, исходя из уровня потребительских свойств, определяемых рецепту­рой (составом), подразделяют на группы качества; цементы, исходя из их прочностных показателей, делят на марки; а писчую бумагу в зависимости от белизны, плотности и других свойств, определяю­щих уровень ее качества, делят на номера.

Классификация товаров

Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные кате­гории (подмножества) с использованием выбранного метода деле­ния и соблюдением установленных правил.

Классификация играет важную роль в любой области человечес­кой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в родствен­ные группы большое количество товаров, находящихся в сфере об­ращения, что дает возможность упорядочить терминологию; об­легчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассорти­мента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в тор­говой деятельности и т.п.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на от­дельные части в зависимости от имеющихся у них общности и раз­личий, распределив товар по определенным категориям или ступе­ням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов.

Для классификации товаров используют два метода: иерархи­ческий и фасетный.

При иерархической системе классификации товары подраз­деляют на подчиненные подмножества, составляющие единую систе­му с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

В качестве примера на рис. 1 изображена иерархическая система классификации клеев.

Клеи классифицируют на:

  1. - природные;

  2. — синтетические;

Природные клеи (1) подразделяют на:

  1. — животные;

  2. — растительные;

  3. — минеральные.




Рис.1. Классификация клеев



В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбу­миновые (1.1.3).

К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т.д.

Подобным образом классифицируются другие виды клеев, на­пример, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термо­пластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т.д.

При фа сет и ой системе классификации предусматривается раз­деление товаров на отдельные, независимые друг от друга парал­лельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каж­дой из этих групп.

Фасетная классификация отличается большой гибкостью и по­зволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые пред­ставляют интерес в каждом конкретном случае.

Вышеуказанная группа «Клеи» может быть, например, с ис­пользованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 2.

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетно­го методов классификации.

В настоящее время используются несколько систем классифика­ции товаров.

Широкое применение в торговом процессе имеет торговая клас­сификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.




Рис. 2. Схема классификации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации