Рыбалкина Л.Г. (ред) Карьера - файл n1.doc

приобрести
Рыбалкина Л.Г. (ред) Карьера
скачать (810.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc811kb.26.08.2012 21:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6




Глава 1

Профессиональное и личностное самоопределение
1.1. Понятия «Самоопределение», «Профессиональное самоопределение»
Достойная работа дает человеку большие возможности: она по­зволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно - даёт ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, жи­вут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, пра­вильный выбор работы - один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Каждый человек хотя бы раз в жизни спрашивает себя: «Для чего родился? Как и куда надо двигаться в жизни?», и отвечая на этот во­прос, делает определенный выбор. Этот выбор - осознанный шаг к ут­верждению своей позиции в проблемной ситуации - называют само­определением.
Самоопределение - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Чем старше и самостоятельней становится человек, тем больше возникает проблемных ситуаций. Одна из них, оказывающая зачастую влияние на всю жизнь, - профессиональный выбор - разновидность самоопределения.
Профессиональное самоопределение - это выявление и утверждение собственной позиции в ситуации профессио-нального выбора.
Проблема самоопределения связана с проблемой свободы выбора вообще. Эта достаточно сложная тема в эволюции человечества про­шла красной линией в трудах многих философов, ученых, в том числе и современных педагогов, писателей, психологов, например Э. Фромм пишет: «Мы скрываем нашу моральную проблему от самих себя..., мы тоже подчиняемся власти силы, не власти диктатора или полити­ческой бюрократии, действующей с ним заодно, а анонимной власти рынка, успеха, общественного мнения, «здравого смысла» - или, вер­нее, общепринятой бессмыслицы, - и власти машины, чьими рабами мы стали. Наша моральная проблема — это безразличие человека к са­мому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значи­тельности и уникальности индивида, превратили себя в орудие внеш­них целей, относимся к себе как к товарам...» [7].

В книге «Профессиональное и личностное самоопределение» доктор педагогических наук, профессор Московского государст­венного университета Н.С. Пряжников отмечает, что проблема са­моопределения пронизывает все стороны человеческой жизни, и ставит особый акцент на ценностно-нравственной стороне самооп­ределения в современных условиях нынешней России, считая, что сложность данного периода в том и состоит, что «прежние ценно­стно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы» [4, с.4], «что уровень развития профориентации в том или ином обществе (стране) является одним из показателей реальной свобо­ды выбора для большинства членов данного общества» [4, с.9]. Он считает, что государство должно уделять серьезное внимание школьной профориентации, такое отношение способствовало бы подготовке молодёжи к оптимальному самоопределению.
1.2. Основные типы самоопределения
Профессор Пряжников Н.С. выделяет основные типы самооп­ределения человека:




Рассмотрим некоторые типы самоопределения:

- самоопределение в конкретной трудовой операции: есть люди, для которых смысл работы заключается в качественном выполнении отдельных операций (например, на заводском конвейере);

- СiM0O~rcJIc~ = -I f Г zJZT'bi** "тр*зшшшш шлет* — для кого-то возможен смысл ^idcta = =ъл~ :~~r-ieB ,м'»аш фьчшавшк. например,

художника или высокок-'^сснс г: г,з>:а=с'"-:

- жизненное самоопределение - это выбор образа жизни человека;

- личностное самоопределение - высшее проявление жизненного самоопределения, это создание своеобразного «образа я» и утвержде­ние этого образа в социуме.

В отечественной педагогике и психологии создана теория про­фессионального самоопределения. Ее классиками стали такие из­вестные ученые, как Е.А. Климов, Л.А. Йовайша, А.Е. Голомшток, В.В. Назимова, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистякова и другие. В по­следнее время в теории личностного и профессионального самооп­ределения достаточно популярны концепции жизненного поля личности М.Р. Гинзбург и жизненной перспективы Е.И. Головахи.

Интересны работы и зарубежных исследователей. Японский уче­ный Фукуяма создал систему особой подготовки молодежи к профес­сиональному выбору,_основанную на трудовых пробах подрастающе­го поколения.

Профессиональное самоопределение тесно связано с реализацией личности не только в работе, но и в других важных сферах жизни, по­этому, по мнению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопреде­ление - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов вы­полняемой «работы и всей жизнедеятельности в конкретной культур­но-исторической (социально-экономической) ситуации» [4, с. 17]

В качестве модели профессионального самоопределения Н.С. Пряж­ников предлагает следующую схему создания личного профессионально­го плана по Е.А. Климову, дополненную собственными компонентами самоопределения:

  1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

  2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).

  3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

  1. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макро-информационная основа самоопределения).

  2. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее со­гласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

  3. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

  4. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, со­ответствующих профессиональных учебных заведениях и местах тру­доустройства (микроинформационная основа самоопределения).

  5. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.

9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.

  1. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), ос­ложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных пла­нов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределе­ния).

  2. Знание путей и способов преодоления внутренних недос­татков (и оптимального использования достоинств), способствую­щих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и бу­дущей профессиональной деятельности.

  3. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

  4. Начало практической реализации личной профессиональ­ной перспективы и постоянное совершенствование (корректиров­ка) намеченных планов по принципу «обратной связи» [4, с. 17-18].


1.3. Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения
По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются. Как выбрать ту, которая больше других подходит конкретному человеку?

Надо помнить о том, что выбор профессии является одним из эле­ментов структуры профессионального самоопределения.

Во-первых, необходимо знать, что созданы несколько класси­фикаций профессий. У нас в России, наиболее популярна класси­фикация члена-корреспондента Академии педагогических наук, профессора Е.А. Климова [2]. В ее основу положено деление про­фессий на 5 основных типов (5 сфер профессиональной деятельно­

сти) по предмету труда, т.е. комплексу признаков, свойств, процес­сов, которыми человек мысленно или практически оперирует:

  1. «Человек - Человек» (предмет труда - люди, группы, коллек­тивы).

  2. «Человек — Техника» (предмет труда — машины, механизмы, технические системы).

  3. «Человек - Природа» (предмет труда - животные, растения, микробиологические процессы).

  4. «Человек - Знаковая система» (предмет труда - информация, закодированная в знаках - цифрах, текстах, чертежах, схемах, услов­ных знаках).

  5. «Человек - Художественный образ» (предмет труда - музыка, литература, живопись, скульптура, дизайн и т.д.)

Каждый из 5 типов профессий делится в зависимости от целей, орудий, условий труда на свои подтипы.

Во-вторых, нужно знать свою предпочтительную сферу деятель­ности и выбирать «свое дело» из числа профессий, входящих в дан­ную сферу деятельности.

В-третьих, следует одновременно учитывать три условия при выборе профессии:


1.4. Стратегии выбора профессии
Следует знать о том, что выбор профессии - это долгий поиск. Молодому человеку зачастую необходима помощь в правильной ор­ганизации выбора. Помочь могут профконсультанты, психологи, пре­подаватели, друзья, родители. Но при этом нужно помнить о том, что ответственность за выбор профессии несет все-таки сам человек. Профессия для различных людей имеет разное значение. Для кого-то она является смыслом жизни, для кого-то - это возможность иметь средства для существования, а для иных - просто утомительное бре­мя. Бывает и так, что отношение к профессии у одного и того же че­ловека может измениться со временем: с созданием семьи, появлени­ем детей на первый план могут выйти другие жизненные ценности. Поэтому при определении будущей профессии, в соответствии со структурой профессионального самоопределения, лучше последова­тельно пройти следующие этапы выбора:

  1. Сбор информации.

  2. Выдвижение альтернатив.

  3. Формирование критериев выбора.

  1. Взвешивание альтернатив.

  2. Принятие решений.

Для того, чтобы пройти эти этапы, необходимо:

Все перечисленное выше можно выразить в виде формулы выбо­ра профессии Е.А7 Климова. Это известная формула «хочу + могу + надо», в которой:

«хочу» — выраженные желания человека, его ценности, интересы;

«могу» - его возможности, в том числе, здоровье, способности;

«надо» - то, что востребовано обществом, и в первую очередь-ситуация на рынках труда и образовательных услуг.

Эту формулу можно представить в следующем виде:

хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор (рис. 1.1.)

Затрудняют выбор профессии субъективные представления личности о своих способностях, о ситуации на рынке труда. Поэто­му полезно, выбирая будущее дело, пройти профдиагностическое тестирование, получить консультацию психолога или профконсуль-танта, а также можно поработать с профессиографическими мате­риалами - профессиокартами, являющимися своеобразными пас­портами профессии, описывающими ее требования к личностным качествам, психологическим особенностям, психофизиологическим возможностям человека. Ниже (рис. 1.2.) приводим в качестве при­мера профессиокарту специальности «Металлургия черных метал­лов», разработанную специалистами регионального учебного кон­сультационно-методического центра профориентации и содейст­вия трудоустройству выпускников «Карьера» вместе с сотрудника­ми выпускающей кафедры «Металлургия стали» Сибирского

Сделать правильный выбор -значит найти профессию, которая соответствует:

«ХОЧУ»

Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собст­венной инициативе. Если от выбранного де­ла он получает удовле­творение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессиона­лом. Если имеется ком­понент «хочу», шансы устроиться на высоко­оплачиваемую и пре­стижную работу воз­растут.

«МОГУ»

Это деятельность, ко­торая по силам чело­века, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких ре­зультатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удоволь­ствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

«НАДО»

Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профес­сии. «Надо» зачастую находится в противоре­чии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: без­работица - не самое лучшее начало профес­сиональной карьеры.


Рис. 1.1. Формула выбора профессии

государственного индустриального университета. В СибГИУ подго­товлены профкарты на все специальности, по которым в вузе осуще­ствляется профессиональная подготовка. С подобными профессио-графическими материалами можно познакомиться в городских цен­трах профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, а также в центрах занятости населения.




СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Сфера деятельности ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА

Квалификация ИНЖЕНЕР

Специальность Металлургия черных металлов

Специализация Металлургия стали

Металлургический факультет




Профессионально зажные качества

м<±_тщинские гг»: -чвопоказания
'«""■■"чеяие



Развитие любого государства в настоящее время во мно­гом определяется количеством выплавляемого металла и его качеством. Инженер-сталеплавильщик участвует в различных видах деятельности, а именно в научно-теоретической, кон­структорской, производственной и технической, в разработке и внедрении новейших современных технологий по выплавке стали, внепечной ее обработке и разливке на машинах непре­рывного литья заготовок.

Для выполнения этих функций инженер - сталеплавиль­щик должен обладать глубокими знаниями новейших дости­жений в области теории и технологии производства стали, химии, физической химии, математики, организации научных исследований, экономики, метрологии, стандартизации, сер­тификации, аудита, менеджмента, маркетинга, научной орга­низации труда, компьютерной технологии, управления каче­ством.

Практическое и теоретическое мышление, аналитическое мышление, пространственное воображение, устойчивость внимания, организаторские способности, дифференциальная цветовая чувствительность, решительность, твердость харак­тера, коммуникабельность.

Выраженные заболевания нервной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, ослабленное зрение, дальтонизм.
Готовят инженеров-сталеплавильщиков на кафедре ме­таллургии стали в течение 5 лет. Выпускники кафедры рабо­тают на металлургических предприятиях, машиностроитель­ных заводах, в научно - исследовательских и проектно-конструкторских институтах, заводских лабораториях, зани­мают руководящие должности на различных предприятиях. Региональный учебный консультационно-методический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера» СибГИУ 70-15-42

г. Новокузнецк


ШИПк. .1 . -гооессиокарта специальности «Металлургия черных металлов»


В ситуации профессионального самоопределения полезно осмыс­лить свою профессиональную позицию. Томские психологи В.Э. Анд-рушкевич, В.Б. Борейша [1, с. 5-6], выделяя в профессиональном са­моопределении 2 этапа (I - определение человека по отношению к жизненным сферам; II - выбор профессиональной позиции, т.е. отно­шения к профессии, работе), предлагают воспользоваться типологией, созданной на основе представлений Н.А. Смирнова, И. Акимова, В. Клименко (табл. 1.1.).

Комментарии к таблице:

  1. В каждый данный момент человек может находиться в одной из указанных позиций.

  2. Позиция человека может неоднократно меняться на протяже­нии жизни.

  3. Человек может находиться в одной позиции долгое время или даже всю жизнь.

  4. Продуктивно считать, что взрослый здоровый человек свобо­ден в выборе позиции и несет ответственность за свой выбор. Неосоз-наваемость позиции не снимает ответственности за нее.

  5. Каждая из позиций (№ 0-4) включает в себя все нижележащие позиции. Например, если человек находится в позиции «наемного ра­ботника», то ценности и мотивы «потребителя» и «раба» входят в структуру его ценностей и мотивов, хотя и занимают подчиненное ме­сто.

  6. Переход на более высокий уровень профессионализма невоз­можен без самоопределения в вышележащей позиции.

  7. Осознание своей реальной позиции является важным условием для перехода в вышележащую позицию.


1.5. Профессионально важные качества
Решая проблему соответствия профессии, человек должен хоро­шо разбираться в ее требованиях к личности. В первую очередь, необ­ходимо наличие специфических важных качеств, без которых он не сможет эффективно работать. Эти качества называют профессиональ­но важными.
Профессионально важные качества (ПВК) - свойства лич-
ности, совокупность которых является необходимой в данной
деятельности.

Совокупность свойств личности определяет актуальные и потен­циальные ее способности к определенной работе. Слабовыраженные ПВК - это сигнал о неэффективности будущей профессиональной деятельности.

Например, если женщина решила устроиться швеей-мотористкой на швейную фабрику, нужно, чтобы она обладала остротой зрения, цветоразличением, чтобы была ловкость пальцев, хорошая координа­ция рук, усидчивость, устойчивое внимание при монотонной работе. Оператору ЭВМ необходима быстрая реакция, оперативное мышле­ние, оперативная память, устойчивость и распределение внимания.

При отсутствии или слабовыраженных ПВК человек может рабо­тать, но будет значительно отставать от коллег, не будет испытывать удовлетворения от своей деятельности, работа может в этом случае стать пыткой. Знание ПВК необходимо при выборе профессионально­го образования, планирования трудовой деятельности и карьеры.

Оценить наличие у себя необходимых качеств поможет человеку его жизненный и профессиональный опыт, профессиональные пробы, мнение родителей, друзей, а также специальные психологические процедуры и, в первую очередь, профдиагностическое тестирование.
1.6. Профессиональная пригодность
Вместе с ПВК в теории профессионального самоопределения со­седствует и понятие «профессиональная пригодность».

Профессиональная пригодность - совокупность психиче­ских и психофизиологических особенностей человека, необхо­димых и достаточных для достижения общественно приемле-мой эффективности в той или иной профессии.
Ведущие педагоги-психологи в профессиональной ориентации С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов [9, с. 30] добавляют к приведенному выше определению также «удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его ре­зультатов». По-другому можно сказать, что

Успешность Удовлетворенность Профпригодность = овладения + человека своим

профессией трудом

Профпригодность формируется в процессе выполнения самой ра­боты. Успешность овладения профессией базируется на способностях человека. Специалисты выделяют общие и специальные способности.

Общие способности - это такие качества, как сообразительность, трудолюбие, целеустремленность и др.

Специальные способности - это качества, обуславливающие ус­пех в отдельных узких видах деятельности.

В теории и практике профессиональной ориентации есть два мне­ния об объективности измерения профессиональной пригодности: од­ни специалисты считают профпригодность самым важным фактором в профессиональном выборе, поэтому предлагают строгий профотбор; другие выдвигают идею о невозможности создания формулы пригод­ности, так недостаточное развитие ПВК может быть компенсировано другими важными качествами. По мнению психологов В.Э. Андрушке-вич, В.Б. Борейша [1, с. 28-30], правомерны оба подхода, т.к. есть про­фессии с жесткими требованиями к пригодности человека, например, летчик, авиадиспетчер, но есть и работа, которую может выполнять лю­бой человек. Есть неразвиваемые качества, например, музыкальный слух. Но есть и примеры, когда люди, не обладавшие певческим голо­сом, компенсировали это за счет особой проникновенности исполнения музыкального произведения. Более того, современная техника может усиливать отдельные способности (микрокалькуляторы - счетные спо­собности).

Психолог К.М. Гуревич выделил из общего списка профессии аб­солютной и относительной пригодности.

Профессии абсолютной профессиональной пригодности тре­буют природных особенностей от человека (музыкант - музыкальный слух), особого темпа деятельности, особых возможностей быть в сложной среде (космонавт);

Профессии относительной профессиональной пригодности не предъявляют абсолютных требований, поэтому в них люди добивают­ся успеха за счет разных качеств.

Специалисты выделяют четыре степени профессиональной при­годности:

Если при выборе профессии собственное мнение личности, мне­ние близких, результаты тестирования совпадают, то такой прогноз наиболее точен.
1.7. Типичные ошибки при выборе профессии
Для того, чтобы избежать ошибочных действий при выборе про­фессии, надо знать типичные ошибки, совершаемые людьми в этой ситуации. Психологи В.Э. Андрушкевич, В.Б. Борейша называют сле­дующие ошибки и затруднения в ситуации профессионального само­определения [1, с.36—37]:

  1. Отношение к профессии, месту работы как к пожизненному пристанищу.

  2. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной сторо­ной профессии, места работы.

  3. Выбор под прямым или косвенным влиянием окружающих (чтоб не отстать от других, «за компанию»).

  1. Выбор работы по принципу «престижная - непрестижная», «дефицитная - недефицитная».

  2. Неадекватные представления о реальном содержании и усло­виях труда.

  3. Отсутствие привычек разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

  4. Незнание основных действий, операций и их порядка при об­думывании проблемы о выборе профессии, места работы.

По мнению таких специалистов в области карьеры, как Е.А. Мо-гилевкин, М.В. Щербина, А.Н. Кленина, А.С. Бажин основной причи­ной ошибок в профессиональном самоопределении является несоот­ветствие между «Я - реальным» и «Я - идеальным», в различных ва­риантах это является несоответствием:

• высокого уровня притязаний (самооценки) и самоуважения;

Специалисты службы занятости населения, предостерегая выби­рающего профессию от ошибок, обращают внимание на следующие из них, наиболее часто встречающиеся среди населения (рис.1.3.).

Практика работы сотрудников Регионального учебного консуль­тационно-методического центра профориентации и содействия трудо­устройству выпускников «Карьера» со студенческой молодежью по­казывает, что на 4 или 5 курсе вуза около 20 % студентов осознают, что неправильно выбрали профессию. Причины ошибок самые раз­ные, но достаточно типичная среди них - погоня за престижностью профессии. Раньше такие ситуации в молодежной среде большей ча­стью были связаны с выбором экономических специальностей, сего­дня подобные варианты чаще встречаются при стремлении обучаться специальностям, связанным с информационными технологиями. В этих случаях молодые люди не ориентируются на то, что выбранная профессия должна входить в предпочтительную сферу деятельности. Будущая работа по специальности потребует наличия ПВК, соответ­ствия способностям человека, интереса к выполняемому делу. Конеч­но, важно, чтобы тип характера также соответствовал будущей работе. Лопустим, если девушка замкнута, неразговорчива, то при выборе

Отсутствие самостоя­тельности в принятии решения

Подумайте, действи­тельно ли это собствен­ный выбор? Возможно, он сделан под давлени­ем родителей, которые, не считаясь с вашими склонностями, руково­дствуются исключи­тельно практическими аргументами. А может, вы выбираете дело жиз­ни «за компанию» со своим другом? Или по принципу территори­альной доступности учебного заведения -поближе к дому?

Незнание своих спо­собностей, состояния здоровья и физиче­ских особенностей, неумение соотнести их с требованиями

профессии Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, вы не учли свои личностно-пси-хологические особен­ности, автоматически переносили интерес к школьному предмету на будущую профес­сию? Но ведь одно де­ло - любить математи­ку, другое - работать


Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на рынке труда

Опрометчивый выбор без четкой информации о про­фессии, руководство лишь ее кажущейся привлека­тельностью. Можно вы­брать престижную про­фессию, гордиться этим, но оказаться без работы... А можно чем-то посту­питься, пойти на компро­мисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

| бухгалтером. |
Рис. 1.3. Типичные ошибки при выборе профессии

специальности «Социальная работа», требующей постоянных контак­тов с людьми, будет чувствовать себя дискомфортно.

Подсчитано, что при плановом методе хозяйствования социали­стической системы Советского Союза около 25 миллионов человек ежегодно меняли место работы. Из них - 70 % приходилось на моло­дежь в возрасте до 30 лет, причем половина случаев была связана с неправильным выбором профессии. Меняют профессию и сегодня, только вряд ли кто возьмется подвести какую-то статистику при но­вой рыночной модели формирующегося рынка труда России. Из-за несоответствия своих личных данных и ПВК многие люди вынужде­ны после получения образования менять работу. И когда смена про­фессии сделана оправданно, человек получает удовлетворение от сво­его труда. Некоторые примеры такой удачной профессиональной ми­грации, приведенные экспертами журнала «Карьера» [8, с. 12-13], по­называют, как раскрываются талант, возможности самореализации личности, если переориентировка была сделана правильно:

Имя

Винокур Владимир Высоцкий Владимир Гребенщиков Борис Лещенко Лев Мягков Андрей

Памфилова Элла

Познер Владимир Розембаум Александр Рождественский Роберт

Шукшин Василий

Кем был

строитель строитель математик слесарь химик-технолог инженер электронной техники биолог-почвовед врач

«скорой помощи» историк
автомеханик

Кем стал

эстрадный артист

актер рок-певец эстрадный певец

актер

политик телеведущий певец
поэт

писатель, актер, режиссер


Подправить свою профессиональную судьбу можно еще обуча­ясь в учреждении профессионального образования, получив на базе неоконченного высшего образования за короткое время еще одну спе­циальность, либо используя возможности дополнительного образова­ния.
П 1.8. Практикум

Предлагаем Вам выполнить ряд упражнений и пройти тесты для того, чтобы еще раз осмыслить правильность Вашего выбора в про­фессиональном самоопределении:

Опросник профессиональных склонностей

(модификация методики Е.А. Климова)
Предположим, что у Вас появилась возможность делать то, что Вам нравится. Какое бы занятие Вы предпочли? Выберете из каждой пары предложенных Вам видов деятельности наиболее близкую для Вас и поставьте «+» в соответствующей клеточке бланка ответов. Не забудьте, что в каждой паре Вы должны что-то обязательно предпо­честь.

  1. Поясните, в чем, по Вашему мнению, состоят трудности выбо­ра профессии?

  2. Если расположить мотивы выбора профессии в том порядке, в каком они часто встречаются, то выясняется, что молодые люди, впервые выбирающие профессию, хотят, чтобы:

-профессия была интересной; -хорошо оплачивалась; -была престижной;

-в будущем предоставляла хорошие условия труда;

-ее легко можно было приобрести;

-она соответствовала желаниям родителей;

-можно было бы учиться или работать с друзьями;

-давала возможность трудоустройства.

Верны ли эти ориентиры?

5. Назовите типичные ошибки при выборе профессии.

  1. Что, по Вашему мнению, необходимо человеку, для успешного профессионального самоопределения?

  2. Назовите возможные специальности и должности Вашей про­фессии.

8. Что необходимо учитывать при выборе профессии?
?! 1.10. Контрольные вопросы и задания

  1. Как человек может определить у себя наличие необходимых качеств (ПВК) в соответствии с выбранной профессией.

  2. Объясните, почему отсутствие или слабовыраженные ПВК яв­ляются сигналом неэффективной деятельности работника.

  3. Почему знания ПВК необходимо при выборе профессиональ­ного образования?

  4. Что такое профессиональная пригодность? Назовите степени профессиональной пригодности.

  5. Запишите формулу выбора профессии, прокомментируйте её составляющие.

  6. Соотнесите свои индивидуальные особенности с требованиями выбранной Вами профессии. Прокомментируйте прогноз выбора.


Словарь

Альтернатива

Деятельность



в которой он достигает сознательно поставлен­ной цели

Карьера

Критерий


Мотив




Профессия

Профессиограмма

— необходимая для общества, ограниченная вследствие разделения труда область приложе­ния физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития
- описание профессии, требований, которые предъявляет профессия к личностным качест­вам, психологическим особенностям, психофи­зиологическим возможностям человека



Профессиональная пригодность

Специальность

Способности



Библиографический список

  1. Андрушкевич В.Э. Психология профессионального самоопределе­ния и трудоустройства: учебно-методическое пособие/ В.Э. Анд­рушкевич, В.Б. Борейша - Томск: STT, 2000 - 68 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионала/ Е.А. Климов. - М.: Изда­тельство «Институт практической психологии»; Воронеж: МО-ДЭК, 1996.-400 с.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации