Топоркова О.М. Информатика - файл n1.doc
приобрестиТопоркова О.М. Информатикаскачать (1710.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
О.М. Топоркова
ИНФОРМАТИКА
Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия
для студентов направлений:
552800 и 654600 - Информатика и вычислительная техника
КАЛИНИНГРАД
2010
УДК 681.3.06
Топоркова О.М. Информатика: Учебн. пособ. – Калининград: КГТУ, 2010, 205 с.
Изложены основные понятия информатики, существенные для ее начального изучения: системы счисления и правила выполнения арифметических операций в них, правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, виды кодирования информации, основные структурные элементы современного компьютера и их взаимодействие в процессе функционирования. Рассмотрены виды программного обеспечения и этапы его разработки, а также приведена структура информационного процесса и исследованы его отдельные фазы.
Ил. 74, табл. 34, список литературы - 19 наименований.
РЕЦЕНЗЕНТЫ – Гудков А.Л., доцент кафедры Систем управления и вычислительной техники Калининградского государственного технического университета;
Плешков В.М., доцент, заведующий кафедрой Автоматизированные системы обработки информации и управления Балтийской Государственной академии
©
Калининградский государственный технический университет, 2010 г.Всякая обработка сообщения может рассматриваться как его кодирование. (Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз "Информатика", ч.1) ВВЕДЕНИЕ
Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов –
ИНФОРМАция и автома
ТИКА (как средство преобразования информации).
Вследствие широкого распространения компьютеров и информационного бума, который переживает человечество, с азами информатики должен быть знаком всякий грамотный современный человек; вот почему ее преподавание включено в курс средней школы и продолжается в высшей школе.
Данное учебное пособие раскрывает понятие информатики через его основополагающие компоненты – информацию и компьютер.
Пособие состоит из четырех частей. В первой части определяется понятие информатики и информационного общества, рассматривается структура понятия информатики.
Во второй части дается понятие и характерные черты информации, ее классификация, свойства, различные подходы к измерению, качественные характеристики. Вводится понятие сигнала как материального носителя информации, описываются виды и преобразования сигнала. Рассматриваются способы кодирования сигнала, принятые в информатике для решения различных прикладных задач. Поскольку при кодировании сигнала используются различные системы счисления, приводятся те их них, которые применимы в современной информатике, даются правила перевода из одной системы счисления в другую, рассматриваются правила сложения в двоичной системе счисления.
В третьей части рассматривается структура компьютера и поколения ЭВМ; принципы функционирования ЭВМ, заложенные в проекте Принстонской машины, рассматриваются основные элементы структурной схемы компьютера. Дается структура программного обеспечения ЭВМ, этапы его разработки. Описывается эволюция применения компьютеров, и приводятся основные идеи проекта ЭВМ пятого поколения.
В четвертой части описывается взаимодействие информации и компьютера, которое проявляется в информационном процессе, состоящем из фаз обращения информации.
Основной идеей, составляющей содержание указанных частей и определившей выборку материала для изложения, является идея кодирования информации, вынесенная в эпиграф.
В самом деле, в процессе своей информационной деятельности даже безотносительно компьютера человек постоянно занимается кодированием. Так, облекая мысль в слова, он кодирует ее для передачи окружающим. Записывая фразу, он кодирует облеченную в слова мысль, используя ту или иную форму записи, и т.д.
Очевидно, роль кодирования усиливается с привлечением компьютера в процесс обработки информации. Действительно, для общения с компьютером человек должен выработать специальную форму кодирования, т.е. язык, для представления информации, которую должен обработать компьютер. Этот язык должен быть понятен обоим участникам общения, и выступать в роли своеобразного эсперанто, на котором общаются пользователи компьютера, с одной стороны, и компьютер, с другой.
Говоря о пользователях компьютера, следует помнить о том, что существуют два их типа: пользователи-профессионалы, имеющие профессиональную подготовку в области информатики (к их числу со временем будет относиться и наш читатель), и конечные пользователи, использующие компьютер для решения своих прикладных задач. Эти две группы пользователей могут применять разные способы кодирования в процессе работы за компьютером.
Однако таким внешним проявлением не ограничивается роль кодирования. Как будет показано, в процессе обработки информации «внутри» компьютера она приобретает разные формы, преобразуясь из одного кода в другой.
К сожалению, начальная подготовка читателей в области информатики (предполагается, что читатель знаком с основами информатики в рамках курса среднего учебного заведения) обусловила некоторую упрощенность рассмотрения материала, которая, тем не менее, не уводит его от истины и служит основой для более углубленного изучения информатики в последующих дисциплинах.
ЧАСТЬ 1. ИНФОРМАТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАТИКА
1.1. Информационное общество
Современное общество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.
Под
информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования
информационных ресурсов – документов в различной форме представления.
Целью информатизации является создание
информационного общества, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Для решения этой задачи возникают новые направления в научной и практической деятельности членов общества. Так возникла информатика и информационные технологии.
Характерными чертами информационного общества являются:
решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;
главная форма развития общества – информационная экономика;
в основу общества закладывается автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Помимо перечисленных положительных результатов процесса информатизации общества, возможны и негативные тенденции, сопровождающие этот процесс:
все большее влияние приобретают средства массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь человека;
существенное значение приобретает проблема качественного отбора достоверной информации;
некоторые люди испытывают сложности адаптации к информационному обществу.
В настоящий момент ближе всех стран к информационному обществу находятся США, Япония, Англия, страны Западной Европы.