Миллер С. Психология игры - файл n1.doc

приобрести
Миллер С. Психология игры
скачать (967 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc967kb.10.06.2012 07:20скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75
С. Миллер «Психология игры».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда меня попросили написать книгу по пси­хологии игры, я вспомнила одну политическую карикатуру на незадачливых родителей-пацифистов, собирающихся на Алдерстонский марш Мира. Их маленький ребенок отказывался идти вместе с ними бороться за мир до тех пор, пока ему не разрешили нести в руках ужасно выглядевшую игрушечную атомную бомбу. Какова бы ни была здесь мораль, карикатура содержит в себе мысль о том, что в человеческом поведении существует притворство. Первый из вопросов, на который в этой связи необходимо ответить психологам: "Подтверждено ли притворство как таковое, и какие есть этому дока­зательства"?

Психологи не могут использовать общепринятый язык для определения своих понятий. Тот факт, что люди одним словом называют разные виды актив­ной деятельности, не гарантирует возможности объ­яснения этих действий одним механизмом, или их порождения одинаковыми причинами. Это просто говорит о том, что в обыденной жизни у людей нет необходимости точно определять понятия.

Термин "игра" давно уже является .лингвисти­ческой мусорной корзиной" для обозначения пове­дения, которое выглядит произвольным, но при этом не имеет, как кажется, явной биологической и социальной пользы. Такая категория игры слиш­ком многозначна, чтобы использовать ее в научных целях. В то же время и произвольное ограничение смысла общеупотребительного слова не может счи­таться удовлетворительным, а это, очевидно, приве­дет к путанице и неразберихе в определении других понятий.

Вопросы на уровне здравого смысла о человечес­ком поведении не нуждаются в ответах, но они все-таки должны быть раскрыты, для того чтобы можно было изучать его проявление, устранив при этом возможность явных спекуляций. С этой точки зрения, я описала теории, имеющие отношение к игре, и попыталась соединить воедино то, что известно о разных формах игры из наблюдений и экспериментов. Такая мозаика связана со многими пробелами в исследовании этих вопросов, а приве­денные примеры вряд ли могут стать безоговороч­ным основанием для новой теории. Однако, исходя из этого материала, по крайней мере можно будет осознанно сформулировать новые вопросы по отно­шению к недостающим частям этой мозаики.

Поскольку эта книга предназначена главным образом для широкого круга читателей, теоретиче­ские и экспериментальные исследования расматри­ваются на более простом, популярном уровне, чем, если бы они предназначалась для специалистов. Для последних я включила ряд ссылок на научные статьи и книги, в которых имеется подробное описание экспериментов и техника их проведения. Первые две главы касаются главным образом тео­рий, которые повлияли на психологическое опреде­ление игры в прошлом, также одновременно явля­ются введением в предмет обсуждения для людей, незнакомых с психологией. В третьей главе при­ведены примеры игры животных, находящихся на разных эволюционных "стадиях", остальные же гла­вы описывают многие формы игры у детей разного возраста.

Эта книга, завершенная в декабре 1966 г., писалась на протяжении трех лет и была передана в издательство в июне 1967 г.

Я благодарю профессора Р. Олдфилда, профес-

сора Л. Вейскранца и сотрудников Института эк­спериментальной психологии Оксфордского универ­ситета за предоставленную возможность пользовать­ся библиотекой и оборудованием института, а также доктора Д. Макфарланда за ценные критические замечания при чтении рукописи. Я чрезвычайно благодарна своему мужу за постоянную поддержку и терпение.

Глава I

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Когда я пишу эти строки, мой годовалый малыш стоит посреди комнаты, рассматривая окружающий мир вверх тормашки, просунув свою голову между ног. Моя 3-летняя дочь сидит рядом за маленьким столиком, старательно склонившись над листочками бумаги. Она тоже пишет книгу. Ее ручка должна быть такого же цвета, как и у меня, ее листы бумаги должны быть такого же размера, как мои. Время от времени она поднимает голову, чтобы убедиться, что ее каракули похожи на мои. Мирная сцена, кото­рая не продлится слишком долго, но которую можно поставить в ряд примеров поведения, носящих имя "игра". Молодые обезьянки наклоняются, глядя между ног, точно так же, как это делают маленькие дети, а дети, сколько существует Мир, подражают взрослым - готовят пищу, стирают, пишут. Однако только сравнительно недавно стали обращать сколь-ни­будь серьезное внимание на эти виды активности и понимать, что именно здесь могут быть идеи, которые дадут нам в руки волшебный ключик к пониманию детства и причин, которые заставляют людей и живот­ных вести себя так, а не иначе.

Конечно, всегда соблазнительно найти паралле­ли с современными взглядами в прошлом. Часто цитируют Платона, как первого, признавшего прак­тическую ценность игры, с его рекомендациями обучать мальчиков арифметике на примере реального распределения яблок, а детям, которые в буду­щем станут строителями, уже сегодня давать ма­ленькие настоящие инструменты. Аристотель также думал, что детей следует поощрять к играм, в которых они поведут себя так же серьезно, как взрослые. Вслед за великими реформаторами обра­зования, начиная от Каменского в XVII веке до Руссо, Песталоцци и Фробеля в XVIII начале XIX веков, все больше учителей соглашались с мыслью о том, что воспитание должно учитывать естествен­ные склонности ребенка и уровень его развития. Особенно упорно важность игры в обучении под­черкивал Фробель. Несчастное собственное детство пробудило в нем интерес к маленьким детям, а его восхищение романтической философией Шеллинга сделало для него идею свободы и самовыражения почти что символом веры. Способность Фробеля к сопереживанию и богатый практический опыт учи­теля позволили ему понять какого рода игры нравятся детям, какие игрушки больше всего при­влекают их внимание, а также, каким образом, используя детский интерес, развивать их характер и способности. Идеи Фробеля имели огромную прак­тическую ценность. Но в его время знания о закономерностях детского развития были слабо сис­тематизированы и поэтому его концепция игры - как "раскрытие цветка потенциалов детства" - ничего нам не объясняет.

Первые формулировки теории игры стали появ­ляться под влиянием эволюционной теории во второй половине XIX века. Если основная часть жизненной энергии направлена на удовлетворение физических потребностей - на поддержание жизни и сохранение вида, - какие функции можно при­писать игре? Ранним, может быть довольно прими­тивным, ответом было то, что игра необходима для восстановления сил после работы. Эта идея встре­чалась уже в XVII веке, но обычно ее связывают с двумя немецкими мыслителями XIX века - Шаллером и Лазарусом, написавших книги об игре. Шаллер считал, что игра возвращает силы исто­щенному организму. Лазарус рассматривал игру как противоположность и работе, и безделью, считая активный отдых в форме игры тонизирующим ле­карством. Игра в футбол или метание дротиков, даже окраска садовых ворот могут быть способом уменьшения напряжения. Однако этот подход не может объяснить активность малышей. Никакая напряженная работа не предшествует прыжкам ко­тенка за мячом. Щенки возятся друг с другом до полного изнеможения, но затем начинают игру снова.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75


С. Миллер «Психология игры»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации