Коржова Г.М., Оразаева Г.С. Учебно-методические материалы по курсу Основы логопедии (для студентов отделения Дефектология): Учебно-методическое пособие - файл n1.doc

приобрести
Коржова Г.М., Оразаева Г.С. Учебно-методические материалы по курсу Основы логопедии (для студентов отделения Дефектология): Учебно-методическое пособие
скачать (446 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc446kb.26.08.2012 21:24скачать

n1.doc

ББК 74.3 К66

Коржова Г.М., Оразаева Г.С.

Учебно-методические материалы по курсу «Основы логопедии» (для студентов отделения «Дефектология»): Учебно-методическое пособие. - Алматы: Казахский Национальный Педагогический университет им. Абая, 2005.-50с.

ISBN 9965-14-511-3

В настоящем пособии раскрывается содержание лабораторно-практических занятий по курсу «Основы логопедии». Наличие в пособии программных вопросов, вариантов практических заданий, педагогических и проблемных ситуаций, списков литературных источников и других учебно-методических материалов поможет студентам в организации самостоятель­ной работы по изучению дисциплины.

Пособие предназначено студентам отделения «Дефектология», препо­давателям - предметникам.

ББК 74.3

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Аутаева А.Н. кандидат педагогических наук, доцент Мовкебаева З.А.

Печатается по решению Ученого Совета Казахского Национального Педа­гогического университета им. Абая.

4303000000 00(05;-05

ISBN 9965-14-511-3

© Коржова Г.М., Оразаева Г.С., 2005

ВВЕДЕНИЕ

Кредитная система обучения студентов ориентирует на усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся, что в свою очередь, предполагает создание качественно нового арсенала учебно-методических материалов по оказанию помощи студентам в организации самостоятельной работы.

Настоящее пособие преследует цель помочь студентам отделения «Де­фектология» в изучении курса «Основы логопедии». Данный курс занимает одно из ведущих мест в системе подготовки учителя - дефектолога. Знание специалистом — дефектологом специфики развития речи детей с ограничен­ными возможностями и организации им коррекционной помощи важно как для развития непосредственно речевой деятельности, так и для формирова­ния личности ребенка в целом.

Предмет «Основы логопедии» дает возможность студентам овладеть знаниями об основных видах речевых нарушений, понять их причины и ме­ханизмы. Будущие дефектологи в ходе изучения курса должны ознакомиться с основными направлениями и с особенностями организационно- методиче­ской, практической работы с детьми, имеющими нарушения речи в условиях разных типов специальных учебно-воспитательных учреждений. В задачи данного курса входит формирование у студентов практических умений и на­выков, среди которых выявление недостатков речи, их диагностика, овладе­ние способами коррекции звуков речи и др. Реализация названных задач осуществляется преимущественно через лабораторно-практические занятия. Сказанным и продиктована необходимость создания учебно-методического пособия, включающего разработки лабораторно-практических занятий по наиболее сложным и важным разделам курса. Отдельные темы, нашедшие отражение в пособии, могут быть предъявлены студентами для самостоя­тельного изучения, в этом случае разработки окажут неоценимую помощь, раскрывая программные вопросы по изучаемой теме, последовательность их изучения, варианты практических заданий, педагогических и проблемных ситуаций, списки литературных источников, в которых рассматриваемые во­просы освещены наиболее полно.

Материалы пособия отвечают требованиям программы курса «Основы логопедии», освещают деятельность преподавателя и студента на лаборатор­но-практических занятиях. Структура каждого занятия отражает систему изучения конкретной темы. Учебно-методические материалы, представлен­ные в пособии, будут способствовать углублению теоретических знаний, вы­работке у студентов практических навыков работы с детьми, имеющими на­рушения речи, а также навыков самостоятельной работы по изучению дисци­плины.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам очной и заочной форм обучения по специальности «Дефектология», кроме того, преподавате­лям-предметникам.
Разработки лабораторно-практических занятий

Занятие № 1. Тема: Анатомо-физиологические механизмы речи.

Цель: закрепить знания студентов о строении и функционировании

центрального и периферического отделов речевого аппарата. Показать взаимосвязь между отделами речевого аппарата. Вскрыть естественно — научные основы логопедии.

Оснащение: муляжи, таблицы (головной мозг), рисунки и слепки прикусов.
Рекомендации к проведению занятия

1. Контроль знаний студентов.

1. Определение речевого аппарата.

2. Строение и роль центрального отдела речевого аппарата.

3. Охарактеризовать теории «локализационистов» и «антилокализациони-стов», доказать их несостоятельность. Рассмотреть функции центрального отдела речевого аппарата с точки зрения «динамической» теории И.П. Павлова.

4. Строение периферического отдела речевого аппарата. Определить назна­чение каждого органа речи (активные, пассивные органы артикуляции).

5. Физиологическое и речевое дыхание - установить отличия.

6. Раскрыть механизм голосообразования. Характеристика теории голосооб-разования (миоэластическая, нейрохронаксическая теории).

7. Возможные аномалии в строении артикуляционного аппарата, их влияние на речь.

8. Роль речедвигательного и слухового анализаторов в акте речи.
2. Практическая часть.

1. На таблицах, муляжах найти расположение речевых центров Брока (мо­торного), Вернике (сенсорного). Раскрыть роль этих центров.

2. Научить студентов чертить профили артикуляции звуков речи.

3. По рисункам, слепкам прикусов определить вид аномалии.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Доказать, что речь не является врожденной функцией

2. Показать роль общения и обучения в формировании речевой деятельно­сти.

3. Назвать функции речи.
З.Итог занятия
Рекомендуемая литература:

1. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. - М., 1989г.

2. Основы и практики логопедии. Под ред. Р.Е.Левиной. - М-1969, ч.1.

3. Ляпидевский С.С. и др. Анатомо-физиологические механизмы речи. В сб.: Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М. - 1969г.

4. Волкова Л.С, Лалаева Р.И. Предмет, задачи и методологические вопросы логопедии как учебной дисциплины в вузе. В сб.: Пути совершенствова­ния подготовки будущих учителей - дефектологов. М. - 1984г.

5. Григоренко Н.Ю., Синяева М.А., Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции. Дефектология. 2000г. № 4, с.22-31.
Занятие № 2 Тема: Организация логопедического обследования

Цель: закрепить знания студентов по теме: «Выявление недостатков речи у детей». Привить навык организации обследования детей с речевой патологией на основе принятых принципов, требований.

Оснащение: образцы методик обследования фонематических представлений, звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи и др., речевые карты, текст методического письма об организации логопедической работы во вспомогательной школе (Д.И. Орлова, 1979), программы специальной школы 8 вида.
Рекомендации по проведению занятия.

1. Контроль знаний студентов

1. Назвать и охарактеризовать принципы логопедического обследования

2. Роль системного и всестороннего подхода в анализе речевых нарушений.

3. Виды логопедического обследования.

4. Задачи и методика проведения беглого и детального обследования.

5. Сроки обследования детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях. (Определить, опираясь на инструктивное письмо об организации логопедической работы в условиях специальной школы для умственно отсталых детей).
2. Практическая часть.

1. Путем анализа речевых карт определить последовательность и содержание логопедического обследования. Покачать реализацию принципов комплексного, системного, разностороннего, динамического подхода.

2. Анализ методик обследования с точки зрения их соответствия

предъявляемым требованиям (учет возрастных данных, опора на программный материал и др.).
Вопросы для самоконтроля

1 .Какие цели преследует логопедическое обследование?

2.Сформулируйте требования к подбору материала для обследования фонетической стороны речи, фонематических представлений у детей.
3. Итог занятия
Задания для самостоятельной работы

1 .Изготовить методики обследования

A) фонематических представлений

B) звукопроизношения у детей
Рекомендуемая литература

1.Методы обследования нарушений речи у детей. Сб. научных трудов. - М. - 1982, АПН СССР.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для логопеда. М, 1998

3.Грибова О.Е. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 2000.
Занятие № 3.

Тема: Сбор анамнестических данных, обследование артикуляционного аппарата.

Цель: выработка у студентов навыков сбора анамнестических данных,

обследование строения и подвижности органов артикуляции, анализа полученных данных, ведения протоколов обследования.

Оснащение: набор фотографий артикуляционных упражнений, протоколы обследования органов артикуляции (для анализа), зеркала.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1. Показать необходимость сбора анамнестических данных перед организа­цией логопедического обследования.

2. Составить примерный перечень вопросов для сбора общего, речевого анамнеза, выявления развития моторной сферы у детей. Обосновать пред­лагаемые вопросы.
2. Практическая часть.

Проанализировать анамнестические данные, сделать вывод:

а) Речевой анамнез

Вопросы

Ответы

Когда появилось гуление у ребенка?

В 3,5 месяца

Когда появился лепет?

К 7 месяцам

Время появления первых слов?

Первые слова появились после года



б) Речевой анамнез

Вопросы

Ответы

Время появления гуления и лепета у ребенка?

Гуление появилось после 6 месяцев, а лепт к году.

Когда появились первые слова?

После 2,5 лет.



3. Теоретический разбор материала

1. Назвать возможные отклонения в артикуляционном аппарате. Каково их влияние на речь?

2. Как осуществляется обследование строения органов артикуляции, их под­вижности?

3. Какие пробы могут быть предъявлены для выявления подвижности арти­куляционного аппарата? (демонстрация фотографий артикуляционных упражнений).
4. Выполнение практических заданий.

1. Научить студентов выполнять различные артикуляционные упражнения (контроль зеркалом).

2. Анализ протоколов обследования артикуляционного аппарата с точки зрения:

A) оформления

B) последовательности обследования органов артикуляции

C) полноты обследования

3. Организация деловой игры.

Цель: закрепить навыки обследования артикуляционного аппарата. Описание: один студент в роли логопеда, другой – обследуемого ребенка. Моделируется обследование органов артикуляции.

Остальные студенты ведут протокол обследования.

Анализ результатов, выводы.
5.Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1 .Методы обследования нарушения речи у детей. Сб. научных трудов. М., - 1982, АПН СССР.
Занятие № 4.

Тема: Обследование фонематических представлений, звукопроизношения у детей.

Цель: выработка практических навыков организации и проведения

обследования фонематических представлений, фонетической стороны речи. Научить анализировать результаты, оформлять протоколы обследования.

Оснащение: протоколы обследования звукопроизношения, фонематических представлений (для анализа), образцы методик обследования.
Рекомендации к проведению занятия
1. Контроль знаний студентов

1. Требования к обследованию фонетической стороны речи.

2. Доказать необходимость обследования фонематических представлений.
2. Практическая часть.

1. Анализ методики обследования фонетической стороны речи с точки зре­ния реализации предъявляемых требований (обследование всех звуков ре­чи, выявление умения произносить звуки в начале слова, середине, конце, в словах простой и сложной слоговой структуры и др.).

2. Педагогические задачи

А) Дня обследования произношения звука «с» логопед подготовил картинки, на которых нарисованы: собака, велосипед, нос. Правильно ли подобран материал? Найдите ошибку.

Б) Обследуется произношение звуков «ш», «ж». Ребенку предложены картинки: шарф, шкаф, шуба; жук, лыжи, еж. Правильно ли подобран материал для обследования? Обосновать высказанные точки зрения.

3. Анализ протоколов обследования звукопроизношения, фонематических представлений. Обратить внимание на оформление, правильность выбора приемов, соответствие выводов результатам обследования.

4. Организация деловой игры.

Цель: закрепить навыки обследования состояния звукопроизношения и

степени сформированности фонематических представлений у детей. Описание: один студент в роли логопеда, другой - обследуемого ребенка. Моделируется обследование. Остальные студенты фиксируют ход обследования в протоколах.

После завершения «обследования» проанализировать результаты, сделать выводы.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература.

1 .Методы обследования нарушений речи у детей. Сб. научных трудов. М.- 1982, АПН СССР.

2. Конаваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Пособие для логопеда - М., 1998.
Занятие № 5.

Тема: Организация обследования лексической стороны и грамматиче­ского строя речи у детей.

Цель: познакомить с приемами выявления состояния словаря,

грамматического строя речи. Выработать навыки обследования указанных компонентов речи, анализа результатов, оформления протоколов.

Оснащение: методики обследования словаря, грамматического строя речи, программы школы 8 вида.
Рекомендации к проведению занятия
1. Контроль знаний студентов

1. Раскрыть содержание и значение принципа «всестороннего» обследова­ния.
2. Практическая часть.

1. Демонстрация методик обследования словаря, грамматического строя ре­чи. Разбор приемов обследования, выявление их соответствия возрастным категориям, программным требованиям.

2. Разработка приемов выявления соотношения активного и пассивного сло­варя, навыков словообразования у детей

3. Анализ протоколов обследования

А) лексической стороны речи

Б) грамматического строя речи с точки зрения их оформления, полноты обследования, соответствия выводов данным проведенного обследования.

4. Моделирование обследования словаря и грамматического строя речи с па­раллельным ведением протоколов обследования, формулировкой выво­дов.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. В кн.: Основы теории и практики логопедии. Под ред.: Р.Е.Левиной. М.-1969. Гл.2.

2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 2000.
Занятие № 6 (на базе школы)

Тема: Обследование детей - дислаликов. Заполнение речевой карты.

Цель: закрепить знания студентов по разделу: «Выявление речевых

недостатков у детей». Реализация теоретических знаний на практике.

Оснащение: у студентов — методики обследования различных сторон речи, протоколы для фиксации результатов.
Самостоятельная работа студентов

1.Повторить материалы по разделу «Выявление речевых недостатков у детей». (См. списки литературных источников, занятия №№2-5).
Рекомендации к проведению занятия
1.Посетить со студентами базовую школу (речевая школа или вспомогательная школа).

A) наблюдение за обследованием речи у детей по следующим направлениям:

- соответствие помещения, в котором проводится обследование, предъявляемым требованиям;

-подготовка логопеда к обследованию: наличие методик обследования, их соответствие предъявляемым требованиям;

- контакт с ребенком;

- инструкции логопеда, их доступность для обследуемого ребенка;

- полнота обследования;

- реализация принципов логопедическою обследования;

- фиксация полученных данных.

B) самостоятельное обследование детей с речевыми нарушениями.

Организация деятельности студентов

Разделить студентов на подгруппы по 3-4 человека, к каждой подгруппе прикрепить ученика.

Задача студентов: выявить состояние артикуляционного аппарата, степень сформированности фонематических представлений, наличие нарушений звукопроизношения, словарный запас, состояние грамматического строя речи у обследуемого школьника.

Полученные данные зафиксировать в протоколах.

Проанализировать, сделать выводы

Оформить речевую карту на обследованного ученика.
Рекомендуемая литература

1. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. В кн.: Основы теории и практики логопедии. Под ред.: Р.Е. Левиной. М.-1969. Гл.2.

2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 2000.
Занятие № 7 Тема: Анализ речевых карт, постановка речевого заключения.

Цель: закрепить навык анализа результатов логопедического обследования, постановка речевого заключения.

Оснащение: речевые карты.
Рекомендации к проведению занятия

1. Проверить у студентов наличие речевых карт (по результатам предыдуще­го занятия).

2.Практнческая часть.

1) Подробный анализ речевых карт с точки зрения

A) реализация принципов логопедического обследования (комплексный, всесторонний, системный, динамичный подход);

B) соответствие приемов и заданий возрастным критериям;

C) полнота обследования;

Д) соответствие выводов данным, полученным в ходе обследования;

Е) оформление (правильность формулировок, четкость записей).

2) Постановка речевых заключений, обоснование. 4. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. В кн.: Основы теории и практики логопедии. Под ред.: Р.Е.Левиной. М.-1969. Гл.2.

2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 2000.
Занятие № 8. Тема: Поэтапный ход логопедической работы при коррекции дислалии. Приемы работы на различных этапах.

Цель: привить практические навыки работы по коррекции звукопроизношения у детей.

Оснащение: наглядный и дидактический материал, карточки с описанием приемов и заданий по коррекции звуков речи на различных этапах работы.
Рекомендации к проведению занятия
1. Контроль знаний студентов

1. Из каких этапов складывается работа над звуками?

2. Цели и задачи работы на каждом этапе (подготовительный, постановку звука, автоматизация, дифференциация звуков).
2. Практическая часть.

1. Дать коррекционное обоснование демонстрируемым приемам и заданиям.

2. Самостоятельная разработка студентами заданий по коррекции звуков ре­чи с учетом возрастных и программных требований; их оформление в ра­бочих тетрадях по следующей схеме:

A) название задания;

B) коррекционное обоснование

C) для детей какого возраста предназначено

Д) описание задания

Анализ предложенных студентами заданий.
3. Итог занятия
Рекомендуемая литература

1. Юрова Р.А. К совершенствованию методики преодоления нарушений звукопроизношения учащихся младших классов вспомогательной школы. Дефектология № 5, 1983г.

2. Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л., Логопедический и медицинский аспект органической дислалии и способы ее коррекции. Дефектология 2000г. № 4
Занятие № 9

Тема: Перспективное планирование логопедической работы с детьми-дислаликами.

Цель: научить составлять перспективный план работы.

Оснащение: образец перспективного плана, программы спец. школы 8 вида.
Рекомендации к проведению занятия
1. Контроль знаний студентов

1.Каковы основные направления логопедической работы при нарушениях звукопроизношения, обусловленных несформированностью фонематических представлений у детей?
2. Практическая часть.

1. Анализ перспективного плана работы с учащимися 1 класса вспомога­тельной школы (дислалия обусловлена несформированностью навыков звукового анализа) по предложенной схеме.

A) Структура плана: какие разделы включены в план? Обоснование их необходимости;

B) Содержание работы по коррекции звуков; формирование навыков звуко-буквенного анализа; совершенствование словаря;

С) Учет программных требований;

Д) Заключение

2. Разработать фрагмент перспективного плана логопедической работы с дислаликами.

3. Обсуждение задания.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. М.А.Поваляева. Справочник логопеда. Ростов-на Дону; « Феникс», 2002 г.
Занятие № 10 (на базе школы)

Тема: Анализ логопедических занятий с детьми-дислаликами.

Цель: Показать решение коррекционных задач в конкретных условиях урока; выявить значение урока в единой системе коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе.
Самостоятельная работа студентов

1. Повторить теоретические вопросы:

1) Дидактические принципы педагогики и их реализация в логопедической работе.

2) Требования к организации логопедического занятия.
Рекомендации к проведению занятия

1. Посетить со студентами базовую школу с целью просмотра логопедиче­ских занятий с дислаликами (на разных этапах работы). Застенографиро­вать занятия.

2. Анализ посещенных занятий по схеме:

- структура занятия;

- реализация дидактических принципов;

- опора на знания и умения учащихся, приобретенные ранее;

- соответствие содержания занятия:

A) речевому заключению

B) теме занятия

C) этапу работы над звуками

Д) возрасту учащихся

- все ли приемы и методы, использованные в ходе занятия логопедом, оп­равданы''

- межпредметная связь;

- роль наглядного материала и дидактических средств в реализации целей занятия;

- решение воспитательных задач;

- контакт логопеда с учащимися.
Сделать общее заключение по занятию:

1. Достигнуты ли поставленные цели;

2 .Правильно ли методически построено занятие.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М.; Владос. 1999г.

2. Коноваленко В.О., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М., 2000
Занятие № 11 Тема: Составление конспекта занятия с детьми-дислаликами.

Цель: выработка навыка поурочного планирования.

Оснащение: образцы конспектов логопедических занятий на разных этапах работы над звуками речи, стенограммы посещенных занятий.
Рекомендации к проведению занятия
1. Выполнение практических заданий.

1) На основе анализа конспектов логопедических занятий сформулировать требования к их оформлению и содержанию. Записать в рабочие тетради.

2) Составить конспект логопедического занятия с детьми - дислаликами, ориентируясь на следующую схему:

- определить речевое заключение;

- указать возраст учащихся;

- сформулировать тему, этап работы над звуком;

- описать цели занятия (образовательные, коррекционные).

- в зависимости от этапа работы над звуком определить способ коррекция или приемы работы по закреплению звука;

- подобрать речевой, наглядный, дидактический материал;

- установить последовательность предъявления заданий учащимся;

- подробно описать части занятия.

3) Проигрывание фрагментов занятий. Обсуждение.
2. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Флерова Ж.М., Логопедия. Серия « Учебники, учебные пособия»; Ростов н/Д; Феникс, 2000г.
Занятие № 12

Тема: Организация логопедической работы в специальной школе 8 вида.

Цель: Познакомить с содержанием инструктивного письма об организации логопедической помощи в условиях вспомогательной школы. (Д.Ж. Орлова, 1979); научить составлять годовой план работы логопеда.

Оснащение: текст инструктивного письма, образцы планов логопедической работы.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Чем вызвана необходимость организации логопедической помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью.

2) Обеспечение единого речевого режима в специальной школе 8 вида.

3) Нагрузка логопеда школы.

4) Раскрыть содержание работы логопеда:

а) обследование учащихся; цель; сроки проведения обследования

в) принципы комплектования речевых групп

с) организация логопедического занятия (виды занятий, их продолжительность; перспективное и поурочное планирование)

д) связь логопеда с учителями и воспитателями, родителями умственно отсталых учащихся, со школьным врачом; цель, формы работы

е) самообразование
2. Практическая часть

1) Анализ годового плана работы логопеда с точки зрения реализации требо­ваний к организации логопедической помощи в специальной школе 8 ви­да. Детальное обсуждение всех разделов плана:

A) организационная работа;

B) учебно-педагогическая работа, организация внеучебной речевой работы;

C) пропаганда логопедических знаний;

Д) повышение квалификации.

2) Составление плана логопедической работы по следующей схеме:



3) Презентация
З.Итог занятия
Задания для самостоятельной работы

1) Сравнить содержание работы логопеда специальной школы 8 вида и логопедического пункта при общеобразовательной школе.
Рекомендуемая литература

1 .Проект положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах. Дефектология № 3, 1990.

2. Ефименкова Л.Н.; Мисаренко Т.Т. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. 1991.
Занятие № 13.

Тема: Оборудование логопедического кабинета. Документация логопеда.

Цель: выработка навыка организации работы логопеда специальной школы; научить ведению документации.

Оснащение: кинофрагмент «Оборудование логопедического кабинета», образцы документов.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Гигиенические требования к помещению для организации логопедической работы и оборудованию кабинета логопеда.

2) Перечень документации логопеда

3) Методическое обеспечение логопедического кабинета
2. Практическая часть.

1) Просмотр кинофрагмента «Оборудование логопедического кабинета». Обсуждение.

2) Анализ образцов документации (журнал учета детей с недостатками речи по школе, журнал посещения логопедических занятий учащимися, рече­вые карты, перспективные и поурочные планы работы, годовой отчет ло­гопеда и др.)

3) Заполнение журналов учета детей с недостатками речи по школе по ре­зультату анализа речевых карт:



4) Сравнительный анализ документации логопедов специальной школы 8 вида и логопедического пункта при общеобразовательной школе.
3. Итог занятия
Рекомендуемая литература

1. Инструктивное письмо об организации логопедической помощи в услови­ях вспомогательной школы - 1979г.

2. Проект положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах. - Дефектология № 3, 1990г.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Т.Т., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. 1991г.
Занятие №14

Тема: Обзор литературы по теме: «Речь умственно отсталых детей».

Цель: развитие навыка работы с литературными источниками, их анализа.

Оснащение: картотека, хрестоматийный материал, литературные источники по проблеме.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Насколько полно освещены вопросы, связанные с особенностями речи умственно отсталых детей в зарубежной и отечественной литературе? Чем обусловлен интерес к данной проблеме?

2) Какие авторы занимались исследованием фонетической стороны речи, изучением словаря, грамматического строя, связной речи детей - олигоф­ренов? Назвать литературные источники, уметь дать аннотацию.

3) Какие исследования посвящены вопросам совершенствования речи умст­венно отсталых детей?
2. Практическая часть

1) Обзор монографии В.Г. Петровой «Развитие речи учащихся вспомога­тельной школы». (М. -1977).
3. Итог занятия
Задания для самостоятельной работы.

1) Охарактеризовать одну из работ методического характера по теме (лите­ратурный источник подбирается студентом самостоятельно). Задание вы­полнить письменно.

2) Подготовить картотеку по разделу «Речь умственно отсталых детей».
Рекомендуемая литература

1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. - 1977.

2. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых до­школьников. Дефектология, 1997 № 3.

З. Воронкова В.Г. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников. Дефектология, 1997 № 3.
Занятие № 15

Тема: Анализ программ специальной школы 8 вида по вопросу речевого развития учащихся.

Цель: сравнить программные требования по развитию речи

на разных годах обучения.

Оснащение: программы специальной школы 8 вида.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Влияние недостатков речи учащихся на их успеваемость.

2) Принципы построения программы по русскому языку

3) Взаимосвязь основных разделов программы: чтение, грамматика и право­писание, развитие связной речи.
2. Практическая часть

1) Проанализировать программу (письменно) по следующим параметрам:

- Характеристика основных направлений работы по развитию речи умст­венно отсталых детей (обзор программных требований).

- Основные формы организации работы по речевому развитию умственно отсталых школьников;

- Какие умения и навыки должны быть сформированы у учащихся в добукварный период?

- Какова последовательность изучения букв и звуков в букварный период? Требования к развитию звукового анализа;

- Программные требования к развитию звукового анализа у учащихся 2,3 ,4 классов;

- Требования к формированию словаря; грамматического строя речи;

- Программные требования к развитию связной речи;

- Характеристика методических приемов;

- Связь работы по развитию речи с практической деятельностью учащихся, уроками чтения, грамматики.

2) Обсуждение выполнения задания студентами.

3) Заполнить таблицу «Распределение программного материала по годам обучения»:


3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

  1. Программы специальной школы 8 вида.


Занятие № 16

Тема: Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей.

Цель: уточнить, углубить знания студентов по теме, показать своеобразие коррекционной работы по совершенствованию звукопроизношения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Оснащение: речевые карты, образцы речи умственно отсталых детей (магнитофонная запись).
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Как представлен рассматриваемый вопрос в дефектологической литературе?

2) Характеристика раннего речевого развития умственно отсталых детей (за­паздывание формирования речи, время появления гуления, лепета, первых слов, фраз; отметить большой разрыв между появлением первых слов и фраз).

3) Распространенность нарушений фонетической стороны речи (привести данные Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.Е. Хватцева).

4) Причины, вызывающие нарушения фонетической стороны речи у умственно отсталых детей.

5) Характер нарушения звукопроизношения у детей олигофренов. С чем свя­зано преобладание фонологического вида нарушений?

6) Содержание коррекционной работы по устранению недостатков звуко-произношения умственно отсталых детей. Особенности работы.
2. Практическая часть

1) Прослушивание записи речи умственно отсталых школьников, имеющих нарушения звукопроизношения (магнитофон) с целью определения харак­тера нарушений фонетической стороны.

2) На основе анализа речевых карт (разделы: «Фонетическая сторона речи», «Состояние фонематических представлений») определить характер нару­шений звуков; установить связь между нарушением звукопроизношения и степенью сформированности фонематических представлений у детей.
3. Итог занятия.
Задания для самостоятельной работы

1) Сравнительный анализ раннего речевого развития детей - олигофренов и детей с сохранным интеллектом. Оформить в виде таблицы.

2) Разработка игровых приемов и заданий по предупреждению нарушений письма у учащихся 1 классов спец. школы 8 вида. Обосновать необходимость такого рода заданий в работе с умственно отсталыми детьми.

3) Продумать возможные варианты использования ТСО на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения (класс, тему, этап занятия определить самостоятельно)
Рекомендуемая литература.

1. Каше Г.А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М. -1957.

2. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. - 1977.

3. Бельтюков В.И. О сроках усвоения звуков речи слышащими детьми. Дефектология № 2,1983.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. - 1981.

5. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников. Дефектология, 1997. №3.
Занятие №17.

Тема: Развитие словаря умственно отсталых детей.

Цель: углубить теоретические знания по теме, научить организации работы

по совершенствованию словаря умственно отсталых детей.

Оснащение: протоколы обследования словаря, программы специальной школы 8 вида, сочинения учащихся.
Рекомендации к проведению занятия.
1. Теоретический разбор материала

1) Как представлен вопрос «Состояние лексической стороны речи умственно отсталых детей» в специальной литературе?

2) Охарактеризовать состояние словаря (количественная, качественная характеристики).

3) Особенности употребления отдельных частей речи умственно отсталыми детьми (существительных, глаголов, прилагательных и др.).

4) Назвать причины несовершенства словаря

5) Программные требования к развитию лексической стороны речи умственно отсталых учащихся.
2. Практическая часть

1) Анализ протоколов обследования словаря: найти примеры, подтверждаю­щие бедность лексического запаса, неточность в использовании словаря, преобладание пассивного словаря над активным. Вывод.

2) Качественный и количественный анализ словаря письменной речи учащихся - олигофренов (на примере сочинений).

3) Разработка заданий по развитию лексической стороны речи (по обогащению словаря, его уточнению, активизации). Обсуждение: коррекционное обоснование, установление соответствия программным требованиям).
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Петрова В.Г. Анализ словаря письменной речи учащихся вспомогательной школы. Дефектология № 5,1971.

2. Тарасенко Н.В. Обучение учащихся вспомогательной школы умению обозначать прилагательными личные качества человека. В сб.: Психоло­гические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М. -1977, с.23-29.

3. Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарно­го состава родного языка. В сб.: Учебно-воспитательная работа во вспомо­гательной школе, вып. 4,1952г.

4. Смирнова З.Н. Нарушение понимания речи у младших умственно отста­лых школьников. Дефектология № 1,1972.
Занятие № 18

Тема: Формирование грамматического строя речи учащихся с наруше­нием интеллекта.

Цель: углубить теоретические знания, познакомить с организацией

коррекционной работы.

Оснащение: письменные работы учащихся, программа специальной школы 8 вида по русскому языку.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Освещение вопроса в литературных источниках.

2) Каковы причины несовершенства грамматического строя речи олигофре­нов?

3) Какие конструкции предложений преобладают в речи умственно отсталых детей?

4) Ошибки в построении простых предложений (пропуск членов предложе­ния, незавершенность предложений, нарушение согласования в роде, чис­ле, падеже, неумение пользоваться предлогами и др.).

5) Особенности построения сложных предложений.

6) Программные требования к совершенствованию навыков правильного по­строения предложений.
2. Практическая часть.

1) Оформить таблицу:

Класс

Программные требования к развитию грамматического строя речи

Методические приемы

Как изменяется содержание работы над предложением в зависимости от класса?














2) Разработка заданий по формированию грамматического строя речи. Об­суждение: коррекционное обоснование, соответствие программным тре­бованиям.

3) Анализ письменных работ умственно отсталых учащихся (сочинения, из­ложения) с точки зрения построения предложений. Характеристика оши­бок.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература.

1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. - 1997.
Занятие № 19

Тема: Особенности развития диалогической речи умственно отсталых детей.

Цель: углубить знания по рассматриваемому вопросу, закрепить

практические навыки работы по совершенствованию диалога у умственно отсталых учащихся.

Оснащение: программа по русскому языку.
Рекомендации к проведению занятия.
1. Теоретический разбор материала.

1) Определение диалога

2) Основные виды диалогических единств

3) Особенности диалогической речи умственно отсталых школьников.

4) Причины несовершенства диалогической речи.

5) Формирование навыков диалогической речи у умственно отсталых школьников.
2. Практическая часть.

1) Анализ программных требований к развитию диалогической речи.

2) Подбор речевого материала для развития диалогической речи у младших классов.

а) выработка навыка давать утвердительные и отрицательные ответы по предъявленным ситуациям;

б) выработка навыка давать развернутые ответы на вопросы;

г) развитие навыка задавать вопросы;

д) развития навыка построения предложения - обращения; умения продолжить разговор и др.

Обсуждение: коррекционное обоснование, учет требований программы
3. Итог занятия.
Задания для самостоятельной работы

1) Анализ учебников русского языка с точки зрения реализации программ­ных требований к развитию диалога у учащихся.
Рекомендуемая литература

1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. - 1977.
Занятие № 20.

Тема: Особенности связной речи учащихся специальной школы 8 вида.

Цель: расширение теоретического запаса знаний по рассматриваемому вопросу.

Оснащение: программы, сочинения учащихся.
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1. Определение связной речи.

2. Освещение вопроса в дефектологической литературе

З. Особенности устной и письменной связной речи умственно отсталых детей.

4. Причины несовершенства связной речи.

5. Пути совершенствования связной речи умственно отсталых школьников,
2. Практическая часть

1. Анализ программы по русскому языку, раздел: «Связная речь». Выписать в рабочие тетради требования к развитию связной речи учащихся.

2. Выявление особенностей связной речи на основе анализа сочинений

учащихся разных классов.

3. Обсуждение методики работы по написанию сочинений в спец. школе 8 вида (по картине, серии сюжетных картин, на заданную тему и др.).
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Петрова ВТ. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1997г.

2. Омирбекова К.К. Работа над сочинением по серии сюжетных картин во вспомогательной школе. Алматы, 1993г.

3. Коржова Г.М. Развитие связной письменной речи умственно отсталых учащихся. Алматы ,1993г.
Занятие 21

Тема: Характер ошибок в письменной речи умственно отсталых уча­щихся.

Цель: привить навык анализа письменных работ с точки зрения определения характера ошибок.

Оснащение: диктанты учащихся разных классов (для сравнения)
Рекомендации к проведению занятия
1. Теоретический разбор материала

1) Обзор специальной литературы по рассматриваемому вопросу.

2) Характер ошибок в письменной речи учащихся - олигофренов.

3) Причины несовершенства письменной речи умственно отсталых школьников

4) Связь ошибок на письме с состоянием устной речи учащихся.

5) Предупреждение ошибок на письме.
2. Практическая часть.

1) Проанализировать диктанты учащихся разных классов с целью опреде­ления характера ошибок. Составить таблицу классификации ошибок (отдельно по классам)

Обоснование полученных результатов, соотнесение с данными, представлен­ными в дефектологической литературе.

2) Разработка заданий по предупреждению ошибок на письме у младших умственно отсталых школьников. Обсуждение.
3. Итог занятия.
Рекомендуемая литература

1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. 1977 г.

2. Воронкова В.В. Особенности обучения письму учащихся вспомогатель­ной школы. В сб.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М. 1972 г.

3. Завьялова Е.Н. О характере ошибок в письме учащихся 1-2 классов вспо­могательной школы. В сб.: Учебно-воспитательная работа в спец. школе, вып.3-4, 1952г.
Занятие №22

Тема: Развитие речи умственно отсталых детей.

Цель: закрепить навыки работы с научной и методической литературой.

Оснащение: у студентов тексты докладов.
Самостоятельная работа студентов

1. На основе анализа самостоятельно подобранной литературы подготовить доклад или эссе.

Примерная тематика

1. К вопросу о раннем речевом развитии умственно отсталых детей.

2. Нарушение понимания речи у младших умственно отсталых школьников.

3. Особенности фонетической стороны речи учащихся младших классов спец. школы 8 вида.

4. Коррекция звуковой стороны речи умственно отсталых школьников.

5. Совершенствование лексической стороны речи умственно отсталых школьников.

6. Коррекционная работа над предложением в условиях спец. школы 8 вида.

7. Зависимость нарушений письменной речи умственно отсталых школьни­ков от состояния их устной речи.

8. Развитие устной связной речи детей - олигофренов.

9. Система работы по написанию сочинений

а) по картине

в) серии сюжетных картинок

с) на основе экскурсий

д) по наблюдениям

10. Содержание подготовительной работы к написанию сочинений умственно отсталыми учащимися.

11.Организация работы с умственно отсталыми учащимися по написанию

изложений.

12. Развитие монологической речи умственна отсталых учащихся (в связи с различными видами деятельности: познавательной, учебной, трудовой)

13. Состояние орфографической грамотности умственно отсталых учащихся.

14. Роль наглядности и технических средств обучения в работе по коррекции речи умственно отсталых детей.

15. Организация речевых игр с учащимися младших классов спец. школы 8 вида.

16.Характеристика речи умственно отсталых дошкольников.
На занятии:

1. Презентация.

2. Итог занятия.
Приложение 1

ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ ЕГО РЕЧИ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ__________________________

ШКОЛА_________________КЛАСС________________

1. Фамилия, имя ребенка___________________________

2. Возраст____________________________________

3. Дата обследования_____________________________

4. Школа_____________________________________

5. Класс___________________________________

6. Успеваемость по родному языку_____________________

7. Домашний адрес______________________________

8. Данные о развитии ребенка_______________________

9. Психолого-педагогическая характеристика личности ребенка

10. Направление на консультацию к терапевту, хирургу, отоларингологу, офтальмологу, ортодонту, сурдологу или психоневрологу

11. Вывод логопеда о состоянии речи ребенка в момент зачисления на логопедические занятия: ____________________________________________________________________________________

12. Результаты логопедического воздействия__________________

13. Дата выпуска_________________________________

14. Рекомендации логопеда____________________________

15. Подпись родителей______________________________

16. Подпись логопеда_______________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОСТИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ



Примечание____________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Примечание ________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ



Примеча­ние___________________________________________

Выпуск:________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ словарного запаса

Зачисление __________________________






ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ









ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Повторить:

Ла-да-да_____________________________________

Та-те-ту_____________________________________

Са-за-са_____________________________________

Ко-го-хо_______________________________________

Определить общий звук:

коСа, Сом, миСка, иоС___________________________

пиЛа, Ландыш, стоЛ____________________________

Осы, дОм, мОлОкО_____________________________

кРан, Рыба,сыР________________________________

Узнать предмет:

коСа-коЗа___________________________________

миСка-миШка________

уТочка-уДочка_________________________________

Звери-Двери__________________________________

Определить в слове:




Образовать слова, заменив в данных словах указанные звуки:



Анализ предложения:

На землю падают желтые листья.

(Сколько слов, порядок слов, полный анализ одного слова)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА



Письменные работы подклеиваются
Приложение 2

ОБРАЗЦЫ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДИСЛАЛИКАМИ

План-конспект индивидуального логопедического занятия с учеником второго класса специальной школы 8 вида

Речевое заключение: Нарушение произношения шипящих фонем по типу призубного сигматизма, обусловленное несформированностью фонематических представлений.

Тема: Звук и буква « Ж».

Этап: Постановка звука

Цель занятия: Вырабатывать навык правильного артикуляционного уклада, развивать фонематический слух

Оборудование: Зеркало, набор фотографий артикуляционных упражнений, предметные картинки, сигнальной флажок.
План занятия:

1. Сообщение темы занятия.

2. Постановка звука.

3. Закрепление изолированного произношения звука.

4. Подведение итога занятия.

5. Домашнее задание.
Ход занятия

Логопед: Сегодня мы будем учиться произносить звук «Ж». Но сначала потренируем язык и губы. Я буду показывать фотографии, ты должен вспомнить, как выполняется упражнение, затем выполнить его самостоятельно. Следи в зеркало за правильностью выполнения упражнений. Старайся каждое упражнение удержать под счет 1,2,3. ( Логопед показывает фотографии, ученик выполняет упражнения).

Предложены следующие упражнения: сделать губы «рупором», « вкусное варенье» (облизать верхнюю губку), «чашечка» (боковые края языка загнуты вверх), язык чашечкой внести в рот, а губы округлить.

Логопед: Слушай внимательно, я произнесу два звука, ты должен сказать, чем они отличаются друг от друга. (Произносит звуки « Ш » и « Ж»)

Ученик: Первый произносится тихо, второй громко, с голосом.

Логопед: Правильно, при звуке «Ж» работает голосовой моторчик. Положи руку на шею и проверь работу своего голосового моторчика (Ученик выполняет задание)

Логопед: Слушай и выполняй задания. Представь, что мы стоим у дороги. Мимо нас проносятся машины. Давай прислушаемся. Вот едет автобус с пассажирами. Он поет: « Ж-Ж». Покажи и ты.

Ученик: « ж-ж» (работа голосового моторчика контролируется рукой)

Логопед: А вот тяжелый грузовик. Его мотор сердито гудит « ж-ж». Покажи и ты (пауза, во время которой ученик выполняет задание). Логопед: Легковая машина обгоняет грузовик. И песенка у нее легкая и веселая « Ж-Ж». Покажи и ты. Ученик. «Ж-Ж-Ж»

Логопед: К остановке подъезжает троллейбус. Мы слышим и его песенку «Ж-Ж-Ж». Покажи и ты. Ученик: «Ж-Ж-Ж».

Логопед: Вспомни названия машин, о которых мы говорили.

Ученик: Грузовик, автобус, троллейбус. (Логопед показывает картинки с их изображением).

Логопед: Назови одним словом.

Ученик: Транспорт.

Логопед: Вспомни песенку машин.

Ученик: «Ж-Ж-Ж»

Логопед: Я буду называть звуки. Услышав звук «Ж»- поднимай сигнальный флажок и называй звук: «Р, Л, Ж, М, Н, Ж.З,Т, Д, Ж».

Подводится итог занятия. Оценивается деятельность ученика.

Домашнее задание: Научиться петь песенку машин.
План-конспект группового логопедического занятия с учащимися второго класса

Тема: Звук и буква « Ш»

Этап: Автоматизация звука « Ш» в словах.

Цель занятия: Учить детей правильно произносить звук «Ш» в словах. Развивать фонематический слух.

Оборудование: Предметные картинки, наборное полотно, карточки со слогами.
План занятия:

1. Уточнение артикуляции звука «Ш».

2. Выполнение различных видов заданий с целью автоматизации звука в словах.
Ход занятия

Логопед: Сегодня на занятии мы будем правильно и красиво произносить звук « Ш». Вспомните, какое положение занимают губы, язык при произнесении звука « Ш».

Ученик: Губы округлены и выдвинуты вперед. Язык поднимается вверх, принимает форму « чашечки».

Логопед: Правильно. Сейчас поиграем. Игра называется «Угадайте». Я задумала слово, оно начинается со звука «Ш» и обозначает вид головного убора.

Ученик: Шапка.

Логопед: Это слово из группы «транспорт», звук «Ш» стоит в середине слова.

Ученик: Машина.

Игра продолжается.

Логопед показывает картинку, на которой изображен мальчик.

Логопед: Ребята, придумайте мальчику имя, чтобы в нем был звук «Ш».

Ученик: Миша.

Логопед: Мальчик Миша собирается на прогулку. Сейчас зима, очень холодно, Давайте поможем ему одеться.

(На наборном полотне картинки: плащ, шуба, шапка, шарф, фуражка, куртка, шуба, рубашка и др.)

Ученики выбирают нужные картинки, называют их.

Логопед обращает внимание учеников на правильность произнесения звука

«Ш» в словах.

Логопед: Вы справились с заданием, ребята, Миша не замерзнет на прогулке.

Логопед предлагает учащимся карточки со слогами, написанными в два столбика. Задача учеников заключается в том, чтобы составить слова, добавляя слоги из правого столбика.

ЩУ КА

КА РЫ

ША ША

КОШ БА

Ученики записывают составленные слова в тетрадь, подчеркивая букву «Ш».

Логопед контролирует работу каждого ученика.
Итог занятия: Оценивается работа учащихся.
Домашнее задание: Придумать по три слова со звуком «Ш» в начале слова, записать слова в тетрадь.
План-конспект фронтального логопедического занятия с учащимися второго класса

Тема: Звук и буква « Ш» и « Ж».

Этап: Дифференциация звуков в словах и предложениях.

Цель занятия: Учить различать фонемы « Ш» и « Ж» в словах и предложениях.

Оборудование: Предметные картинки, цветные шары с буквами, флажки.
План занятия:

1. Выполнение различных видов заданий с целью дифференциации звуков в словах и предложениях.
Ход занятия

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки « Ш» и « Ж» в словах и предложениях.

Послушайте, я буду называть картинки, а вы отгадайте, что слышится в названии - песенка ветерка («Ш») или жужжание жука («Ж»). Если в слове звук «Ж», поднимите сигнальный флажок. (Логопед показывает картинки и произносит слова. Дети определяют какой звук слышится в слове. Потом сами называют картинки). Примерные слова: желуди, шапка, жаба, шуба, штаны, жакет, лошадь, жеребенок, ежик, жираф, мишка, кошка.)

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери шары». На шарах написаны буквы. Шары надо собрать так, чтобы получилось слово. Собирать шары с самого верхнего.



Работа продолжается несколько раз. Составленные слова записываются в тетрадь. Примерные слова: жук, лыжи, шапка, школа.

Логопед: Теперь поиграем в другую игру. Она называется «Магазин».

Разделимся на две команды. Каждая команда пойдет в магазин, где будет покупать игрушки и одежду по желанию. Но может покупать лишь такие предметы, в которых есть звук «Ш» и «Ж». Побеждает та команда, которая купит больше предметов и не сделает ошибок.

В роли продавца — логопед.

Магазин «Игрушки»: Здесь можно купить: шары, машину, шишку, мишку, ежа, жирафа........

Магазин «Одежда»: Здесь можно купить: рубашку, шапку, шарф, жилет......

Ученик: Я хочу купить машину. Дайте мне, пожалуйста, машину.

Логопед-продавец: Возьми машину.

Второй ученик: Я хочу купить ежа. Дайте мне, пожалуйста, ежа.

Продавец: Возьми ежа.

Игра продолжается дальше.

Команда победителей награждается флажком.

Итог занятия: Оценивается деятельность учащихся.
Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Обоснование темы занятия, целей занятий в зависимости от речевого заключения, от этапа работы.

2. Место данного занятия в системе занятий по теме, связь с предыдущим и последующим.

3. Оборудование урока:

а) наличие и готовность оборудования к началу урока.

в) рациональность выбора оборудования для данного занятия и его соответствие целям занятия и особенностям развития умственно отсталых детей;

с) отвечают ли наглядные пособия общим дидактическим и эстетическим требованиям;

д) целесообразность применения технических средств обучения на данном уроке.

4. Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия. Обеспечение органической связи между ними и подчиненность их образовательным воспитательным, и коррекционным целям занятия. Приемы активизации мыслительной деятельности

5. Отбор речевого материала для занятия:

а) соответствует ли речевой материал фонетической, лексической, грамматической теме занятия; в) доступность речевого материала.

6. Виды речевой деятельности:

а) подражание, чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь;

в) речевая активность на занятии.

7. Методы, приемы активизации, обогащения словаря, по формированию грамматического строя речи.

8. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

9. Осуществление межпредметной связи на занятии.

10. Организация самостоятельной работы на занятии (виды и характер помощи).

11 .Подготовленность учителя к занятию:

а) знание теоретического материала, умение применять разнообразные методы и способы работы, владение техникой ведения урока;

в) использование специальной литературы;

с) умение применять в ходе урока поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами умственно отсталого ребенка;

д) характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность.

12.Отношение учащихся к занятию:

а) интерес;

в) активность;

с) инициативность.

13. Целостность и законченность занятия. Знания, навыки, полученные учащимися в процессе логопедического занятия.

14. Выводы и предложения:

а) трудности в проведении занятия;

в) общая оценка урока, основные положительные моменты, творческие находки

с) основные недостатки.
Содержание

Введение

Разработки лабораторно-практических занятий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации