Полные ответы к ГОСэкзамену по мировой экономике, 57 вопросов - файл n1.doc

приобрести
Полные ответы к ГОСэкзамену по мировой экономике, 57 вопросов
скачать (1238.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1239kb.26.08.2012 19:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  1. Проблемы и перспективы России в ВТО

ВТО — м/народная орг-ция, созданная в 1995 году (Уругв.) с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

– явл. преемницей Ген.согл.по тарифам и торговле (ГАТТ), закл. в 1947 году и 50 лет выполнявшего ф-ции м/народной орг-ции. (ГАТТ — соглашение, не орг-ция. ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную межд.орг0цию, типа Мир.Банк или Мир.Торг.Орг-ция (МТО). Но согл. не было ратифицировано. Ф-ции ГАТТ были переданы ВТО. Историю ГАТТ грубо делят на 3 фазы: 1- с 1947(Гавана) до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); 2- с 1959 по 1979 года 3 раунда (снижение тарифов) и 3-я, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до областей, как интел. соб-сть, услуги, кап-л и с/х; +ВТО).

ГАТТ был эффект.системой, в рамках кот. ср. тамож.пошлина снизилась с 40 % в сер.40-х годов до 4 % в сер.90-ых. Уругвайский раунд ( 1986-1994 гг)был наиболее успешным. В рез-те долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия в том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустр.об-ве и их растущей долей в мир.торг. (на начало XXI века — около 20 %) принято Ген.согл. о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли+Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs).

*Офиц.высший орган – Министерская Конференция ВТО (собирается не реже, чем 1 раз в 2 года)-протесты антиглобалистов.

*Тек. задачи орг-ции между конференциями возложены на Ген.Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве.

+Комиссия по урегулированию споров

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

*К настоящему времени - 8 раундов, включая Уругв, а в 2001 году стартовал 9ый в Дохе, Катар.

*Штаб-квартира - в Женеве, Швейцария.

*Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

*На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

РОССИЯ

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конф., т.к. отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское прав-во опасалось, что большое влияние США в этих орг-циях и начало противостояния идеологич.блоков (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих орг-ций. В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью послед.присоединения к ГАТТ. Но США отклонили эту заявку: типа СССР явл.страной с плановой эк-кой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Участие в ВТО

плюсы

минусы

После вступления в ВТО перед страной встанут следующие проблемы:

1) Импортная экспансия, обострение конкуренции на внутреннем рынке. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. В первую очередь пострадает с/х сектор; по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку с/х каждые 5лет на 5-10%.

2) Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин. А без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно.

3)Поскольку либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство может снизиться.

4)Один из наиб острых вопросов, кот сейчас обсуждается на пере­говорах, явл вопрос о соотв-ии росс с-мы стандартизации и сертификации нормам ВТО(у нас обяззат.сертифик.-90%).

5)Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, росс.банки и страх.компании. Т.к.открытие филиалов ин.финансовых и страх.компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами.

На сегодня Россия завершила все 2сторонние переговоры с 60 странами-партнерами, но не согласовала ряд принципиальных позиций, в том числе по с/х, по ставкам эксп.пошлин на древесину и по регулированию деятельности ряда гос. компаний. Самыми сложными были переговоры с США (велись 6лет). Основные разногласия касались ?? финансовых рынков, защиты прав интеллект.соб-сти и поставок в РФ с/х продукции. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. После подписания соглашения с США вступление России в ВТО должно было состояться в середине 2007 года. На данный момент Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.

Вступление России в ВТО было отложено на неопр.срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе и постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил и начавшийся в мире фин. кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулир.своих эк-к.

В июне 2009 года на заседании межгос.совета ЕврАзЭС в Москве Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивид.переговоров по присоединению России к ВТО. Объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
2. Международный рынок технологий. особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности

Предпосылками появления этой формы МЭО стало развитие НТР и потребностей в применении новых технологий, углубление МРТ в сфере науч. исслед. и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Формирование мир. рынка технологий произошло во 2 половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем м/народных комм. операций по технологиям превысил масштабы нац.обмена.

Специфическая особенность услуги как товара — в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Понятие «технология» включает в себя:

1) собственно технологию - набор конструкторских решений, методов и процессов пр-ва товаров и оказания услуг.

2) материализованную технологию, т. е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.

Критерии ноу-хау:

    1. научно-техническое достижение,

     2. имеющее техническую ценность,

     3. юр. и з-нодат-но не защищенное,

     4. носящее секретный характер,

     5. имеющее комм.ценность,

     6. применяемое на основе достаточных знаний специалистов

     7. передаваемое в уст., пис. или зрит.форме."

Как правило, торговля технологиями носит долгосрочный характер, и заключаются контракты или соглашения между странами.

Междунар.торг.технологиями — это предоставление на комм.основе ин.контрагенту рез-тов научно-тех.деят-сти, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе пр-ва нов.тов., предоставление новых видов комм.услуг и т.д.). Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования в виде Международного кодекса поведения в области передачи технологий (Женева, ЮНКТАД, 1979) и международных органов регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Объекты: рез-ты интелл.деят-сти в овеществленной (промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии) и неовеществленной форме(техническая документация, знания, опыт, рецептура) .

Субъекты: гос-ва, ВУЗы и научно-исслед.орг-ции, различные фирмы и фонды, а также физ.лица — изобретатели и ученые. Главными субъектами на м-дународ.рынке выступают ТНК. Около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный обмен ТНК (остальное межфирменные соглашения о передаче технологий; межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий).

Устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мир.пр-ве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим.

Особенности международной торговли объектами интеллектуальной собственности:

Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей:

  1. Наиболее интенсивно развивающийся в посл.время мир. рынок.

  2. Мировой развит лучше, чем национальный. Главную роль - международные корпорации, создавшие спец.мех-м совместного использования рез-тов НИОКР материнскими и дочерними предприятиями.

  3. Хар-зуется уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых государств. Осн. конкурентами на мир.рынке - США и Япония,их конкур. способствует повышению конкурентосп-сти их продукции.

  4. Степень монополизации мирового рынка технологий значительно выше, чем мирового рынка товаров.

  5. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется «жизненным циклом» технологии.

  6. Обмен технологиями строится не на случайных, эпизодических и стихийных сделках, а носит в значительной степени заранее подготовленный характер.

  7. Активное участие в международном технологическом обмене мелких и средних фирм. Концентрируя усилия и внимание на выпуске огранич.номенклатуры тов., эти компании проникают на узкоспец.мир.рынки.

  8. Стремление ТНК к созданию новых форм экономической зависимости развивающихся стран. в развивающихся странах ТНК создают производство лишь отдельных узлов и деталей, которые поставляются как комплектующие изделия на дочерние предприятия в других странах. Поэтому передача технологии имеет целью создание в этих странах благодаря дешевизне рабочей силы промежуточной продукции, удешевление товаров, создаваемых на предприятиях ТНК.

Основной формой передачи технологий являются лицензионные соглашения, они занимают основную долю междунар. технолог. обменов. Лиц. согл. состоит в том, что лицензиар (обладатель технологии) передает лицензиату (лицу или организации) права на использ-е запатентованного изобретения или технологии в виде ноу-хау. Лицензии на ноу-хау составляют основной V в междунар.обмене технологий. Ноу-хау --в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, комп. проги, рецептуры и т.д.), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров.

Виды: простая лицензия- патентовладелец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Исключительная лицензия лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии, но может сам использ. объект лицензии. Полная лицензия лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Лидерами в области продажи лицензий являются ТНК,особенно в США.

Доход от лицензии: *роялти(период.отчисл.); *паушальный платёж(единоврем.)

На высокоразвитые страны приходится 90% мирового рынка научно-технологической продукции - США, Япония, Великобритания, Германия, Франция. Доля России – 1%. По количеству патентования изобретений лидирует Япония. Наибольшее количество товарных знаков регистрируется в США.

Важные формы передачи технологии (коммерческий путь):

1. Международный инжиниринг — предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

2. Международное научно-технического кооперирование: исследования; технические разработки; первичное освоение нововведений; распространение нововведений.

3. Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

4. Экспорт методов управления и организации. Функции, выполняемые компанией - носителем передовых методов управления и организации, могут включать управление производством, управление кадрами, обучение местной рабочей силы, покупку техники и сырья, маркетинг и финансовое управление.

Некоммерческая форма передачи технологии: научно-технические публикации, обмен результатами исследовании посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских мероприятий, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки, техники, миграция специалистов;

Россия на мировом рынке высоких технологий сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений: в ракетно-космической пром-ти и ВПК, в международных космических программах и экспорте вооружений. В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспос.экспортной продукции в: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникац.оборудование. Что касается отечественной технологии, то в России сложилась парадоксальная ситуация. Все акты передачи промышленной собственности внутри страны регистрируются, в то время как соглашения между российскими и зарубежными партнерами не фиксируются.

Защиту технологий осуществляют: в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность(ТРИПС). Парижская конвенция по охране пром.соб-сти (первое междунар.согл.в обл.охраны прав на пром. собс-ть).



  1. Факторные теории международной торговли (Хекшер – Олин, парадокс Леонтьева).

Смысл факторных теорий заключается в том, что они подразумевают главной причиной появления МРТ и, след-но, МТорговли различия в наделенности стран факторами производства. Различия в сравнительных издержках между странами объясняются, во-первых, тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, и, во-вторых, тем, что обеспеченность стран факторами производства неодинакова. В соответствии с теорией Хекшера — Олина (1)страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы.

По мнению авторов теории, существует три основных фактора производства: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера–Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех: труд и капитал, при этом движение факторов пр-ва м-ду странами отсутствует, но существует их внутренняя мобильность, между двумя странами перемещается только два товара, кроме того, технологии производства товаров в торгующих странах одинаковы. При сравнении условий производства в разных странах учитываются два момента:

показатель фактороинтенсивности-опр-ет относит.затраты факторов пр-ва на создание опр.вида продукции. С этих позиций одни - трудоемкие, то есть с выс.долей затрат на раб.силу в ст-сти тов., а др. – капиталоемкими, – с высокой долей затрат на капитал в ст-сти продукта.

показатель факторонасыщенности-определяет относит.обеспеченность страны факторами пр-ва. С этих позиций страны могут быть квалифицированы как трудоизбыточные и капиталоизбыточные. Факторонасыщенность может определяться двумя способами: через абсолютные р-ры факторов пр-ва на основе физ.кол-ва труда и капитала, кот.располагают разные страны (физ.критерий) и через относит.цены каждого из факторов пр-ва (эк-кий критерий). В последнем случае ценой труда будет являться ЗП, а ценой капитала – %ставка.

Изобилие одного или нескольких факторов в стране обусловливает их дешевизну по сравнению с теми факторами, которыми страна обделена. Так, в стране, с избытком наделенной капиталом и испытывающей недостаток раб.силы, капитал будет относительно дешев, а раб.сила – дорогой, и наоборот, что и предопределяет спец-цию стран в МТорг.: капиталоемкие товары будут экспортироваться, а трудоемкие – импортироваться, и наоборот.

Теория Хекшера-Олина – это теория утверждающая, что (1). В соответствии с этой теорией основными параметрами, определяющими структуру международной торговли, являются: обеспеченность факторами производства, используемая технология и предпочтения потребителей.

Стандартная модель Хекшера-Олина может быть дополнена следующими тремя теоремами:

* теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона- МТ ведёт к выравниванию абсолютных и относительных цен на однород. факторы пр-ва в торг.странах (торговля ведет к м/дународ.состоянию =, в котором рабочие получают почти =ЗП, а владельцы кап-ла – =%ставку в разных странах)

* теоремой Столпера-Самуэльсона- свобод.торговля неизбежно ведет к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в пр-ве тов., цена на кот.растет, и к снижению вознагражд.фактора, интенсивно используемого в пр-ве тов., цена на кот.падает

* теоремой Рыбчинского- рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Парадокс Леонтьева

1953 г. американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым, путем нескольких эмпирических тестов показал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются. После Второй мировой войны США, в отличие от большинства их торговых партнеров, считались одной из самых капиталоизбыточных стран с относительно высоким уровнем оплаты труда, поэтому в соответствии с теорией Хекшера-Олина, они должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать – трудоемкие. В. Леонтьев, на основе модели межотраслевого баланса «затраты-выпуск», подсчитал сколько в США надо затратить капитала и рабочей силы для производства товаров на сумму 1 млн долл. Затем он вычислил соотношение затрат труда и капитала для экспортных товаров, а также для товаров, которые прямо могли заменить импорт. Таким образом, фактически он сравнил соотношение капитала и труда, необходимое для производства единицы американского импорта (K/L)im, с соотношением капитала и труда, необходимого для производства единицы американского экспорта (K/L)ex. В соответствии с этим соотношением, получившим название «статистики Леонтьева», страна может считаться кап-лоизбыточной, если: , а трудоизбыточной, если:

Результат оказался прямо противоположным: капиталоемкость американского импорта на 30 % превосходила экспорт, что означало, что США совсем не являются капиталоизбыточной страной, а напротив, трудоизбыточной, что никак не вписывалось в существующие представления. Выводы полученные В. Леонтьевым, вошли в историю экономической науки под названием «парадокс Леонтьева»: теория соотношения факторов пр-ва Хекшера-Олина не подтверждается на практике, так как согласно эмпирическим исследованиям, проведенным В. Леонтьевым, трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую.

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию соотношения факторов пр-ва Хекшера-Олина путем учета доп.обстоятельств:


4. Сущность и основные формы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция - процесс хоз-но-политического межгос-венного объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между нац. -вами при проведении этими странами соглас.межгос-ной эк-ки и политики.

Условия интеграции:

1. развитая инфраструктура;

2. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);

Уровни интеграции:

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хоз.субъектов (пп, фирм), близлежащих стран путем формирования системы эк-ких соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На макроуровне — на основе развития международной торговли тов. и усл. и роста международного движения факторов пр-ва (кап-ла, раб.силы и технологии), принимающих форму межгос-венных договоров по согласованию нац.стратегий эк-кого и полит.развития.

Причины возникновения:

Пре­пят­ст­вия на пу­ти ин­те­гра­ции раз­ви­ваю­щих­ся стран:

Преимущества интеграции:

1) увеличение р-ра и емкости рынка;2) обеспечение лучших условий торговли;3) распределение передовой технологии;4) развитие инфраструктуры;5)более широкий доступ субъектов к разного рода ресурсам;6) совместное решение странами-уч. сложных соц.-эк., науч.-тех., экологич. и др проблем, существующих в данном регионе.

Недостатки:

- для стран с низ. темпами эк. роста интеграция м.привести к оттоку рес-сов и перераспред-ю этих рес-сов в пользу более сильных партнеров;

- олигополизация или монополизация рынка ТНК.

Интеграция отдельных предприятий:

вертик.- объединение от поставщ. до закуп., в идеале охватывая всю цепь от добыв.ресурсы пп, до торг.сети, продающей гот.прод.конеч.потреб-лю

горизонт.-объединение пп в одной отрасли

круговая - объединение пп разных отраслей, что снижает не системные риски потери доходности

интеграция пп, производящих дополняющие др. друга тов.

Типы интеграционных группировок: Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ (две пер­вые фор­мы).

1. Преференциальные торговые соглашения

Снижение тарифных цен и других барьеров. Сохранение нац.тарифов в отношении третьих стран. Межгосударственные органы отсутствуют.

2. Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­м.та­ри­фов и квот в от­н.др. дру­га. При этом к 3им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка (НАФ­ТА). Создание ЗСТ не предполагает формирования спец.наднациональных структур управл. «++»: торговая политика стран-участниц носит более стабильный и предсказуемый хар-р. «--» : Либерализация импорта может создать серьезную угрозу для отеч. произв-лей, не выдерживающих конкуренции, может возникнуть опасность частичного или полного вытеснения последних со своего внутр.рынка. М-ду странами-участ. сохраняются там.границы и посты, контролирующие происхождение тов., пересекающие их гос.границы.

3.Та­мо­жен­ный со­юз (единая внешнеторговая политика) Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый там.тариф по отношению к 3им странам (ЕЭС, Андский пакт). Это дает возможность более надежно защитить свое единое регион.рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Но участники эк.интеграции м.потерять свой суверенитет на внешнеэк.пространстве. ТС предусматривает также образование «единой там.территории». Обычно страны-участницы ТС договариваются о создании межгос-ных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторг.политики.

4.Об­щий ры­нок (устранение ограничений, единая внешнеторг. политика, согласование законодательств, наднационал.организация) сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс + свободное перемещение раб.силы, кап-ла, услуг м-ду странами (Евр.эк.зона: ЕЭС+Норвег+Исланд+Лихтеншт, МЕРКОСУР, ЛАИ – Латиноамер.ассоциация свобод. торг.). В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие ??, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эк. по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эк. по­к-лей.

5.1.Эк-кий со­юз сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений + создание системы межгос-ного регулирования и проведения ед.эк.политики (наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики). Это предполагает снятие всех препятствий эффективному использ-ю всех факторов пр-ва (ЕС, Бенилюкс).

5.2.Ва­лют­ный со­юз. Ха­рак­тер­.чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­л-­ся: 1.со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­ц.ва­лют; 2.ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­р.ва­л.кур­сов, ко­т.це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся ЦБ стран-уча­ст­ниц; 3. соз­да­ние еди­ной ре­г. ва­лю­ты; фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­н.бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной ед-цы; 4. наличие наднациональных органов управл.и проведение единой макроэк.политики.

6.Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция Политического союза Еди­ная эк.по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция з-но­да­тель­ной ба­зы: об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма; на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов; еди­ное тру­до­вое з-­но­да­т-­во;и т.д. Этот этап интеграции объективно предполагает формирование единого федеративного или конфедеративного гос-ва.

1. Факторы, благоприятные для росс.эк-ки для участия МЭО: колоссальный прир.-рес.потенциал; мощный научно-тех.потенциал: высококвалиф. науч. кадры, развитая база для фундамент. исслед-й, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР; весьма дешевая по ср. с развитыми странами раб.сила; геогр.близость к ключевым регионам соврем. мира; сложившаяся ресурсная, технологическая и орг-зационная (кооперационная) завис-ть от росс.эк-ки ряда стран "третьего мира", бывшего СЭВ и особенно стран - осколков бывших республик СССР;

2. Факторы, неблагоприятные для росс/эк-ки: низкие темпы распространения нововведений, технич.и технологическая отсталость в невоенных отраслях; низкая производит-сть труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсив. типу эк-ки). В рез-те – неспос-ть выдерживать ценовую конкуренцию, несмотря на дешевизну раб.силы; неэффект.гос.управление, высокий ур-нь некомпетентности, коррупции и произвола в гос.стр-рах, слабость и неустойчивость нац.валюты;стремление высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, а по возмож-ти ослабить его, превратив в "сырьевой придаток" и источник дешевых, но высококач-х "мозгов";полит.и националистические амбиции правящих кругов "республик бывшего СССР ", разрушившие многие хоз.связи и мешающие их восстановлению.
5. Основные направления валютного контроля экспортно-импортных операций в России

Валютный контроль – это деят-сть гос-ва, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодат-ва; осуществляется в целях реализации гос.валютной политики. Валютный контроль яв-ся одной из форм нетарифного регулирования внешней торговли; вынужденной мерой, принимаемой гос-вом для защиты финансовой самостоят-сти, обеспечения стабильности ден.системы, укрепления курса нац.валюты. Основу валютного законодат-ва составляет ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Основными направлениями валютного контроля экспортно-импортных операций являются:

1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодат-ву. Расчеты должны проводиться через банковские счета (в безналичном порядке). Если условиями контракта предусмотрена оплата после ввоза товара на там.территорию РФ, то перевод ден. средств в виде предварительной оплаты не допускается (либо в текст контракта должны быть внесены изменения).

2. Проверка выполнения обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации, полученной от внешнеторговой деятельности. Требование заключается в следующем. При осуществлении экспортно-импортных операций резиденты обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные товары; возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ товары.

3. Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям. В ходе проверок проверяются установленные требования по оформлению резидентами паспорта сделки, соблюдению порядка оформления и сроков предоставления в уполномоченный банк документов и информации.

Так, в целях учета валютных операций и осуществления контроля за их проведением резиденты, осуществляющие экспортно-импортные операции обязаны:

Валютный контроль экспортно-импортных операций осуществляется:

  1. Правительством РФ (обеспечивает координацию и взаимодействие органов и агентов валютного контроля);

  2. Органами валютного контроля: Центральным банком РФ (контроль за кредитными учреждениями) и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, в Приморском крае – Территориальным управлением Росфиннадзора в Приморском крае (контроль за резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными учреждениями и валютными биржами);

  3. Агентами валютного контроля: уполномоченными банками (банками, имеющими лицензию Банка России на осуществление валютных операций), Федеральной таможенной службой (в Приморском крае – отделами либо отделениями валютного контроля таможен), Федеральной налоговой службой (в Приморском крае – Управлениями ФНС России), профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокерами, дилерами, депозитариями, держателями реестра (регистраторами), организаторами торговли на рынке ценных бумаг).

За нарушение резидентами требований валютного законодательства при осуществлении экспортно-импортных операций установлена административная ответственность, в отношении руководителя организации может быть возбуждено уголовное дело. Курс на либерализацию режима осуществления валютных операций нашел свое отражение в действующем Законе. С 1 января 2007 г. отменены ограничения об обязательной продаже резидентами части валютной выручки от экспорта товара; резервировании денежных средств. ??
6. Сущность и структура еврорынка капиталов.

Под словом "еврорынок" (euromarket) понимаются совокупность операций с валютами, которые выступают на свободном мир. валют. рынке вне страны их происхождения. Различают:

- валютные рынки- осуществляется торговля валютами. Продажа или покупка валюты происходит в стране ее происхождения;

- еврорынок- операции по покупке и продаже валюты происходят вне страны ее происхождения; Если банк в ФРГ берет кредит у банка в США в долларах, он торгует на международном валютном рынке, а если тот же самый банк получает тот же самый кредит у банка в Лондоне или Люксембурге, то контракт заключен на рынке евровалют.

еврорынки имеют две части. Первая - это рынок евровалют, на котором, в основном, проводятся операции по краткосроч. заимствованию и ссуживанию средств. Т.о., он служит как для краткосроч.устранения нехватки ликвидных ср-в, так и для краткосроч.инвестирования избытков наличности.

Вторая часть - это рынок еврокапиталов, который подразделяется на рынок еврокредитов и рынок еврооблигаций. В то время как рынок еврокредитов в основном связан с предоставлением крупных кредитов на долгосрочной основе в основном не банковским орг-циям, рынок еврооблигаций специализируется на эмиссии м/дународ.облигаций для долгосрочного финансирования предприним.и гос-ной активности.

1. Евровалюта — это валюта, которая размещается в ин.банках, расположенных за пределами страны — эмитента данной валюты. Операции на рынке евровалют могут совершать стороны, не являющиеся резидентами по з-нодат-ву страны, где совершена сделка. Гражданство или постоянное местожительство вкладчика не влияют на определение евровалюты. Вложение может осуществляться лицом или резидентом страны - эмитента указанной валюты. Это означает, что евродолларом всегда будет доллар, размещенный американцем в банке, который расположен в Германии. И наоборот, доллар, размещенный в США немцем, даже в иностранном банке (например, в отделении немецкого банка), не будет называться евродолларом. Банки, которые регистрируют в своем балансе операции с евровалютой, называют евробанками.

2. Привлеченные на еврорынке ссуды преимущественно используются для кредитования международной торговли. Соответственно паритет их покупательной способности устанавливается не соотношением внутренних цен, взвешенных по структуре экспорта, а соотношением мировых цен, взвешенных по структуре международного торгового оборота.

3. Первоначально (60-70-е годы) рынок евровалют сложился как рынок краткосрочных депозитов в иностранной для участников сделки валюте.

Еврорынок капиталов - финансовый международный рынок, на котором реализуются ценные бумаги среднесрочного и долгосрочного характера (не менее 18 месяцев). Приставка «евро» часто приводит в заблуждение, заставляя предполагать, что средства размещены только в Европе. Но еврорынок охватывает в настоящее время географические районы далеко за его пределами. Большинство сделок проводится на нем через финансовые центры Лондона (на него приходится около трех четвертей вторичного рынка еврооблигаций), Гонконга, Сингапура, ряда стран Карибского бассейна, а также, в меньшей степени, Нью-Йорка и Токио.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Проблемы и перспективы России в ВТО
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации