Бобович А.П. Риск-менеджмент в организации (научная статья) - файл n1.doc

приобрести
Бобович А.П. Риск-менеджмент в организации (научная статья)
скачать (20.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc99kb.09.11.2004 11:00скачать

n1.doc

УДК 334.012.42


ББК 65.421-804

Риск-менеджмент в организации


А.П. Бобович

Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», г. Гомель, Республика Беларусь
Развитие рыночных отношений вносит существенный элемент неопределенности и риска в деятельность торговых организации и их руководителей. Качественный уровень менеджмента, высокий профессионализм персонала, а также возможное стечение обстоятельств в процессе разработки и принятия управленческих решений определяющим образом влияют на последствия риска в деятельности организации. Не затрагивая сейчас вопроса о конкретном виде риска и его классификационной принадлежности, отметим, что с риском связаны как прогрессивное направление развития, так и регрессивное, способное привести к развитию тяжелых кризисных ситуаций для торговой организации, угрожающих ее безопасности и дальнейшей деятельности. Рыночная ориентация торговой отрасли все больше требует от современных руководителей умения видеть перспективы, принимать эффективные стратегические и тактические управленческие решения в сложившихся рискованных условиях хозяйствования. Кроме того, в целях обеспечения устойчивости функционирования торговли в изменяющихся, неопределенных условиях хозяйствования необходимо соблюдение и использование основных принципов стратегического менеджмента, реализация которых должна осуществляться, прежде всего, через принятие эффективных управленческих решений, основанных на системном подходе, анализе внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на деятельность торговой организации.

Возникновение кризисных ситуаций на протяжении всего жизненного цикла торговых организаций следует рассматривать не как стечение каких-то неблагоприятных и случайных явлений, а как общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Так, в 2000 году согласно данным белорусской статистики, более 90 процентов мелких и средних фирм становились банкротами уже через 1-1,5 года после начала своей трудовой деятельности [3, с.25]. Если вовремя не были предприняты кардинальные меры предупредительного и профилактического характера, то как показывает практика, кризисные ситуации вызывают разбалансирование экономического и управленческого механизмов организации, сопровождающееся неспособностью продолжения нормального ее функционирования. Очевидно, что в данном случае возникает потребность и определенном процессе, который позволил бы наилучшим из всех возможных способов с точки зрения поставленных организацией целей учитывать риск при принятии и реализации коммерческих решений.

Таким процессом является управление риском (риск — ме­неджмент). Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени анализировать, оценивать и прогнозировать наступление рисковых событий, а также принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что проблема риск-менеджмента организации в той или иной степени получила отражение в сравнительно небольшом количестве научных трудов. Их основу составляют фундаментальные работы в области теории риска, отдельные аспекты отражены в научных исследованиях в области экономики предприятия, финансового менеджмента и ряда экономико-математических дисциплин.

Среди исследователей, внесших реальный вклад в развитие риск-менеджмента, можно выделить таких ученых, как А.П.Альгин, И.Т.Балабанов, В.А.Чернов, В.П.Буянов, К.А.Кирсанов, Л.М.Михайлов, Ф. Найт, Н.В. Хохлов, Бартон Т, Шенкир У., Уокер П., В.А.Боровкова.

Изучение трудов отечественных и зарубежных исследователей теории и практики минимизации риска, текущего состояния и тенденций развития отечественной экономики, проблем и особенностей деятельности субъектов торговли подтверждает актуальность и своевременность разработки структуры процесса управления рисками торговой организации в современных условиях хозяйствования и подчеркивает необходимость его внедрения в практику деятельности финансово-экономических подразделений субъектов хозяйствования.

Управление риском является составной частью стратегического менеджмента. Для всех субъектов в торговле управление риском является важной, неотъемлемой частью менеджмента. Связано это прежде всего с тем, что успешное ведение коммерческой деятельности требует не только ясного представления обо всех источниках риска, поскольку от них зависит эффект принимаемых решений, но и с тем, что анализ и учет рисковых ситуаций должен сопровождаться разработкой мероприятий, направленных на ослабление их негативного воздействия. Сегодня, большинство торговых организаций отличаются друг от друга, различны у них как человеческие, так и финансовые возможности. Поэтому важной задачей является выявление тех общих аспектов управления риском, которые могли бы помочь руководству этих организаций разрабатывать собственные стратегии управления риском. В связи с этим необходимо остановиться на этапах процесса управления риском (рис. 1).

Система


Управление риском

(риск-менеджмент)



Подсистемы

Планирование

Организация

Контроль




Функции

Определение проблемы, установление общих целей и параметров, сбор и обработка информации по различным вероятностным аспектам риска

Идентификации рисков, анализ и оценка рисков, разработка мер по снижению риска

Контроля и оценки результатов принятых решений

Рисунок 1. Структура системы риск-менеджмента в торговле



В соответствии с этим система риск-менеджмента в торговле складывается из нескольких взаимосвязанных подсистем, внутри которых протекают специфические процессы планирования, организации, контроля и регулирования. Данные процессы и позволяют системе риск-менеджмента последовательно осуществлять присущие ей функции планирования, организации, контроля и регулирования. Все подсистемы данной системы функционируют в замкнутом цикле и их деятельность проходит последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь. Цикличность функционирования сложной системы риск-менеджмента заключается в повторяемости следующих мероприятий:

Эффективное осуществление этой деятельности требует оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия правильных решений.

1. Этап планирования. Данный этап предполагает определение проблемы, установление общих целей и параметров, в пределах которых конкретный риск или группа рисков могут быть изучены и приняты решения по ним, сбор и обработка информации по различным вероятностным аспектам риска. Где все аспекты можно рассматривать с двух позиций. Стратегические аспекты - это, прежде всего, определение взаимоотношений между торговой организацией и окружающей ее внешней средой, выявление слабых и сильных сторон предприятия. В этой связи особенно важно установление тех критических параметров в позиционировании фирмы во внешней среде, которые могут снизить или расширить ее возможности в случае наступления неблагоприятных или благоприятных событий. Организационные аспекты предполагают постановку целей и задач для различных иерархических ступеней управления организацией, распределение ответственности между ними за различные типы принятия решения. Основная идея такого распределения заключается в том, что решения, принятые по управлению тем или иным риском, в зависимости от типа, могли быть практически реализованы соответствующими структурными подразделениями.

2. Этап организации. Этот этап наиболее емкий и сложный, требующий от специалистов в области управления риском (риск-менеджеров) максимума трудозатрат. На данном этапе решаются следующие задачи:

Идентификация рисков. На этом этапе необходимо определить перечень тех рисков, которым может быть подвержен субъект, установить, какие из них являются более важными, какие менее. Кроме этого, целью идентифицирования рисков является также выявление неблагоприятных и благоприятных событий, которые могут оказать существенное влияние на функционирование субъекта в случае их наступления. Это, прежде всего, разрешение таких вопросов: когда, почему и как наступят сопряженные с риском события, и каким образом субъект может отреагировать на них.

Анализ и оценка рисков. Анализ рисков состоит из двух этапов: определение возможностей наступления рисков с точки зрения их вероятностей и оценка возможных последствий. Другими словами, необходимо выявить, какие риски являются «маловероятными» и какие «весьма вероятными», а также оценить возможные последствия уровня воздействия тех или иных рисков на деятельность субъекта в целом. Оценка рисков тесно связана с анализом рисков. Здесь особое внимание обращается на те риски, к которым существующие методы управления риском не подходят, и поэтому последующие мероприятия по управлению ими становятся необходимыми.

Разработка мер по снижению риска. Он включает в себя разработку мероприятий, направленных на снижение вероятности возможного риска, исключение или попытку его избежать, а также уменьшение серьезности риска в случае его наступления. Кроме того, следует заботиться о том, как покрыть финансовый ущерб от рисков, которые окажутся не контролируемыми на допустимом уровне. Для этого необходимо разработать меры, обеспечивающие распределение финансовых потерь по времени так, чтобы смягчилось финансовое давление, под которым окажется субъект хозяйствования в случае появления серьезных убытков.

3. Этап контроля. Очевидно, что раз план по управлению тем или иным риском был принят и выполнен, то естественно он должен быть в процессе реализации проверен. В связи с тем, что управление риском осуществляется в условиях неполной информации о возможных будущих последствиях принятого решения, то весьма вероятно, что многие аспекты принятой стратегии риск-менеджмента могут оказаться неудовлетворительными. Поэтому, этап «контроля» обязателен и призван установить - как работает принятая стратегия и тактика риск–менеджмента, чтобы в случае необходимости внести соответствующие коррективы, а также учесть допущенные ошибки в дальнейшем на стадии планирования.

Основной целью риск-менеджмента в организации является получение максимальной прибыли на основе сбалансированного сочетания коммерческого риска и ликвидности решения (проекта) в целом. Исходя из основной цели, риск-менеджмент призван решать следующие основные задачи:

Все задачи риск-менеджмента между собой тесно взаимосвязаны. Кроме главной цели система управления риском имеет и ряд вспомогательных целей:

Управление риском в торговле как целостная система должна базироваться на следующих принципах таблица 1.

Таблица 1

Принципы риск-менеджмента в торговле

Принцип

Содержание принципов

Системности

Все функции риск-менеджмента необходимо рассматривать во взаимосвязи, а, также, следует учитывать всю систему факторов, влияющих на процесс управления риском

Продолжение табл.1

Эффективности

Подразумевающий, прежде всего, оптимизацию затрат по созданию эффективной системы риск-менеджмента

Динамизма

Основным требованием которого является оперативность и гибкость реагировании на меняющиеся условия макро и микросреды деятельности субъекта торговли

Научности

Предполагающий, что управленческие решения относительно риск-менеджмента должны базироваться на полной, достоверной и объективной информации с применением современных экономико-математических методов для оценки и анализа риска.


Управление риском как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). В системе управления риском объектом управления является риск, рисковые вложения капитала и экономические отно­шения между хозяйствующими субъектами в процессе реализа­ции риска (отношения между: торговыми организациями и производителями товаров; конкурентами; заемщиком и кредиторами; страхователем и страховщиком и т.д.).

Субъектом управления в системе управления риском является специальная группа людей (предприниматель, финансовый менеджер, менеджер по риску, специалисты по страхованию) и которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления (рис.2).



Информация о хозяйственной ситуации (внешняя информация)




Вход

Управляющая подсистема (субъект)


Командная информация

Управляемая подсистема (объект)



Выход

Информация обратной связи

(информация о состоянии объекта управления)
Рисунок 2. Схема взаимодействия объекта и субъекта в риск-менеджменте [2, с.115].
Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций:

  1. функции объекта управления:

2)    функции субъекта управления наиболее полно, на наш взгляд, изложены В.А. Боровковой:

Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимиза­ции хозяйственных решений, страхового дела, психологии и многого другого. Основная задача риск-менеджера в этой сфере — найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации. Здесь следует отметить, что существование риска, как неотъемлемого элемента экономического процесса, а также специфика используемых в этой сфере управленческих воздействий привели к тому, что управление риском в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности. Этот вид деятельности выполняют профессиональные институты специалистов, страховые компании, а также финансовые менеджеры, менеджеры по риску, специалисты по страхованию.

Главными задачами специалистов по риску являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для организаций (предпринимателя); разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда риско­вое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что процесс управления рисками торговой организации в современных условиях хозяйствования не должен быть одномоментным актом, а необходимо чтобы он был встроен в общий процесс управления организацией и имел четкую структуру (табл.2) с необходимостью ее корректировки по итогам реализации мероприятий по снижению рисков с учетом изменяющихся факторов воздействия.

Именно риск-менеджмент в организации регулиру­ет общий уровень рисков и доходов, рисковую деятельность, обеспечивает необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирует развития торгово-технологического процесса и совершенствование хозяй­ственной деятельности субъекта. Эффективный процесс риск-менедж­мента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций рискового управления торговой организацией.


Список литературы

  1. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле.— Спб.: Питер, 2004.—288с.

  2. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.М. Рискология (управление рисками): Учебное пособие.— М., 2003.—384с.

  3. Глушаков В.Е. Управление риском на основных этапах ведения бизнеса // Предпринимательство в Беларуси.—2000г.— №7, С.25-28

  4. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: Учебное пособие.— М., 2003.— 160с.

Таблица 2

Структура процесса риск-менеджмента торговой организации (фирмы)1

Ресурсная составляющая
Организационная составляющая

Системы обеспечения

Методы

Рычаги

(набор показателей)

Нормативное

Правовое

Информационное

Программное

1. Финансовые ресурсы
2. Материально-технические

ресурсы
3.Кадровые

ресурсы

1. Методы взаимоотношений:

  • с учредителями

  • хозяйствующими субъектами

  • органами государственного управления и контроля

1. Размеры целевых экономических и социальных фондов


2. Уровень риска


3. Размер возмещения


4. Лимиты, нормы и нормативы


  1. Формы расчетов



  1. Франшиза


7. Виды кредитов, виды инвестиций


8. Цена, прибыль, доход, затраты и др.


1. Методические указания


2. Нормативы


3. Нормы


4. Инструкции


5. Сертификаты

1. Приказы и письма министерств и ведомств
2. Законы


3. Указы Президента


4. Постановление


5. Устав юридического лица


6. Лицензии

1. Сообщения финансовых институтов


2. Экономическая, политическая, техническая, социальная, коммерческая, маркетинговая информационная среда


3. Интернет


4. Отчетность организации

Пакеты прикладных программ

2. Методы анализа риска

2.1. Методы выявления риска:

  • опросные листы (стандартизированные и универсальные)

  • метод структурных диаграмм

  • прямой инспекции (неожиданной)

  • анализ финансовой и управленческой отчетности, карты потоков


2.2. Методы оценки риска

2.2.1 Оценка вероятности неблагоприятных событий:



  • метод построения деревьев событий

  • метод «события—последствия»

  • метод деревьев отказов

  • методы индексов опасности

2.2.2. Качественные методы оценки риска:


  • экспертные

  • историческо-ассоциативные

  • концептуальные переносы

  • рейтинговые оценки

Продолжение табл. 2




2.2.3. Количественные методы оценки рисков:


  • статистические (однофакторные и многофакторные)

  • аналитические (определение чувствительности, определение устойчивости и предельных значений показателей, определение точки безубыточности)

  • экспертные

9. Финансовые стимулы и санкции

10. Процентные ставки, заработная плата













3. Методы управления рисками

  • уклонения от риска

  • самострахование

  • страхование

  • диверсификация

  • хеджирование

  • лимитирование

  • предупреждение потерь

  • репортинг

  • распределение риска

4. Методы управления экономическими,

социально-рисковыми отношениями

  • фондообразование

  • инвестирование

  • кредитование

  • планирование, прогнозирование, организация, регулирование, контроль

  • система финансовых санкций

  • система материальной помощи

  • система расчетов

  • система стимулирования ответственности

1

1 Данная таблица составлена на основании научного труда В.А.Боровковой [1, с.72] с изменениями и дополнениями автора.


УДК 334.012.42
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации