Шпаргалка по управлению качеством (экономика) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по управлению качеством (экономика)
скачать (277.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc278kb.10.06.2012 07:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1 Понятие качества. Качество как экономическая категория. Аспекты качества.

Что такое качество, обеспечение качества и управление качеством продукции?

Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…»; «Нечто есть благодаря своему качсетву то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…».

Т.е. качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет изделие как таковое и отличает его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того предмета, которому они принадлежали. Например, при нагревании вода теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качества).

Само по себе качество – нейтрально. Оно не характеризует вещь н с плохой, ни с хорошей стороны. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от уровня качества.

На самом деле уже есть понятие, которое обозначает способность товара или услуги удовлетворять потребности: это полезность, т.е. способность предмета удовлетворять потребности.

Понятие качества регламентировано ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ»

Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям (или совокупность свойств и характеристик продукции).

Требование -потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.  

 

1 "Обычно предполагается" означает, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.

 2 Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например требование к продукции, требование к системе качества, требование потребителя.

 3 Установленным является такое требование, которое определено, например в документе.

 4 Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.

В этом определении можно выделить три аспекта:

1) определение является универсальным – относится ко всем видам продукции;

2) качество – функционально, т.е. о качестве можно говорить тогда, когда есть требование;

3) качество всегда разное, т.к. есть слово «степень».
2 Качество как объект управления. Факторы, влияющие на качество

Факторы влияющие на роль качества:

  1. увеличиваются предложения потребителям

  2. ухудшается экологическая обстановка

  3. усиливается влияние на качество внешних для фирмы факторов

  4. качество продукта становится критическим показателем конкурентоспособности

  5. ускоряется снижение рыночной стоимости товаров в процессе его жизни на рынке

  6. возрастающая конкуренция заставляет произ-лей приспосабливать услуги и продукты требованиям все более узких групп потребителей.

  7. обостряются экономические проблемы

  8. усиливается м/у народное распределение лидерства компаний в области качества

По Гегелю качество – есть вообще тождественное с бытием непосредственная определенность …..нечто есть благодаря своему качеству, то что оно есть и теряя свое качество, оно перестает быть тем что оно есть.

Качество само по себе нейтрально. А отношение к качеству проявляется у потребителей и зависит от его уровня.

Качество- степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001. «Основные положения и словарь»)

Данное определение подчеркивает: оно является универсальным, т.е. относится ко всем видам прод-ции и услуг; качество функционально,т.е. о качестве можно говорить тогда, когда есть требование; кач-во всегда разное, так как есть слово «степень».

Факторы влияющие на кач-во:

  1. потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции

  2. НТП и достижения конкурентов

  3. поставщики трудовых ресурсов

  4. поставщики материалов и комплектующих изделий

  5. госуд-ые органы и з-ны, устанавливающие правила по стандартизации, сетриф-ции, метрологии, защите окр.ср., здоровью населения, защите прав потребителей


3 Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия.

В последнее время наши предприятия по мере продвижения своей продукции на рынки сбыта все чаще и чаще сталкиваются с жесткими требованиями к качеству. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. И хотя кроме качества в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, по результатам опросов качество занимает 70% «весомости» всех показателей конкурентоспособности. В конечном счете именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции. Этот фактор заставляет российских производителей изменить традиционно снисходительное отношение к качеству товаров и услуг.

Многие руководители до сих пор считают вполне достаточным наличие привычных отделов технического контроля и проведение таких традиционных мероприятий в области качества, как расширение и ужесточение контроля, премирование за качсетво или штрафные санкции за брак.

4. Эволюция подходов к менеджменту качества

Управление качеством как научное понятие возникло на рубеже XIX и XX вв.

В истории развития документированных систем качества можно выделить 5 этапов

Этап 1. Появление системы Форда Тейлора (1905 г.). Эта сис­тема установила требования к качеству изде­лий в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Система мотивации к труду предусматривала штрафы за де­фекты и брак продукции с одновременным вознаграждением за хоро­шую (бездефектную) работу.

Этап 2. Система статистических методов контроля и управления качеством. В 1924 г. в фирме «Белл Телефон» (ныне корпорация АТ&Т) была создана группа инженеров под руководством Р. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, а также пер­вые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработан­ные Г. Доджем и Р. Ромингом. Эти работы послужили началом статис­тических методов управления качеством, которые впоследствии благодаря Э. Демингу получили широкое распространение в Японии и оказали существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

Этап 3. Японская система «Тотальный контроль качества (TQC)». В 1950 г. А. Фейгенбаумом была выдвинута концепция тотального конт­роля качества. Эта концепция развивалась в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персо­нала в работу кружков качества. На этом этапе появились документи­рованные системы качества, устанавливающие ответственность и пол­номочия работников, а также впервые начало осуществляться взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Система мотивации стала смещаться в сторону человеческого фак­тора

Этап 4. В начале 1980-х гг. начался переход от всеобщего контроля качества к всеобщему менеджменту качества (ТQM). В это время (1987 г.) появилась новая серия международных стандартов ИСО 9000, оказав­ших весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение каче­ства. Сформировался системный подход к менеджменту качества.

Этап 5. В 1990-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а последние все больше стали учитывать интересы общества. Это при­вело к появлению стандартов ИСО 14 000, устанавливающих требова­ния к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей сре­ды и безопасности продукции. Появились интегрированные системы менеджмента, которые объединяют различные области требований по­требителя и общества.

5. Российский опыт управления качеством

Система БИП (Бездефектного Изготовления Продукции) — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.

В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Система НОРМ- в ней за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта.

Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.

КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)- главная цель системы в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:создания и освоения новых высококачественных видов продукции;

своевременной постановки на производство новой продукции;снятия с производства морально устаревшей продукции;улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.
6. Управление качеством в США.

Анализируя американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

Для повышения качества американских товаров, особое внимание уделяется развитию таких проблем, как:

- мотивация рабочих

- кружки качества

- статистические методы контроля

- повышение сознательности служащих и управляющих

- учет расходов на качество

- программы повышения качества

- материальное стимулирование

Специфика американских кружков качества. Руководство всеми кружками качества осуществляет управляющий комитет во главе с менеджером по качеству. От менеджера управляющие команды идут через помощника-посредника, который интерпретирует их, учитывая специфику того или иного кружка. Часто для придания большего социального статуса работе кружков в состав управляющего комитета привлекают функционеров профсоюзов.

Методы контроля. В производственном процессе методы статистического контроля: контрольные карты, гистограммы, карты рассеяния, графы, проверочные листы применяются для выявления дефектов. Для решения проблемных задач - “метод Дельфы”, метод “черного ящика”, метод дневников, синектика, “метод 66″, “мозговой штурм”.

Метод Дельфы позволяет выбрать из предлагаемой серии альтернатив наиболее приемлемую, лучшую. Члены группы в определенной последовательности дают оценку каждой альтернативе. На первое место каждый ставит ту альтернативу, которую считает самой главной и так далее. Затем каждая оценивается по 10-бальной шкале в зависимости от издержек, связанных с тем или иным характером дефектов. При этом за высший бал принимается единица. В итоге оба результата по каждой альтернативе перемножаются между собой, и находится сумма произведений. Наименьшая сумма и выявит первостепенную, основную причину.

Метод “черного ящика” предлагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций. При этом ситуации подбираются таким образом, что в процессе их анализа участники дискуссии невольно касаются и вопросов возникновения дефектов. Для этого имеется набор специальных стимулирующих вопросов, которые “подогревают” творческую инициативу людей. Суть данного метода в том, что причины дефектов выявляются попутно, как бы косвенным путем.

Метод дневников предусматривает, что члены группы в течение определенного срока записывают в записную книжку все идеи возникающие по обсуждаемой проблеме. Затем записи обсуждаются на очередном собрании, делается их коллективный анализ, подводятся итоги. Обычно на заседании принимается “усредненное” мнение, так как различные (крайние, категоричные) точки зрения сглаживаются, неувязки согласуются, рационализаторское предложение приобретает элемент коллективного творчества.
7. Управление качеством в Японии

Широкое использование методов контроля (управления) качества на всех этапах производства позволило повысить стабильность производства, улучшить его организацию и создать предпосылки для возникновения в Японии в конце 1950-х годов системы JIT (от англ. Just-in-time – «точно вовремя» или «точно в срок»). Целью этой системы явилось дальнейшее повышение эффективности производства за счет экономии ресурсов, постоянного улучшения качества продукции и надежности процессов. Основным принципом системы JIT является поставка комплектующих и изготовление отдельных деталей, узлов и машин только тогда, когда они нужны соответственно для производства или продажи.

Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации