Реферат - Общественно-политический строй Казахского ханства. Реформа 1822 г. в Среднем жузе - файл n1.doc
Реферат - Общественно-политический строй Казахского ханства. Реформа 1822 г. в Среднем жузескачать (134 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общественно-политический строй Казахского ханства
1. Причины и процесс образования Казахского ханства 2
2. Социально-экономическое развитие Казахского ханства
в XVI-XVII веках 7
3. Государственно-политическое устройство Казахского ханства 12
II. "Устав о сибирских киргизах" - ликвидация ханской власти
в Среднем жузе 14
Список использованной литературы 18
1. Причины и процесс образования Казахского ханства В результате политических процессов, протекавших на территории Казахстана в XV веке появляется новое государственное образование - Казахское ханство. Это событие сыграло очень важную роль в истории казахского народа, истории становления и развития государственно-правовой системы нашей страны.
Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.
Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с Другими чингисидами. Жанибек (Абу Сайд), сын хана Барака, правнук Урус-хана, со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхаийра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. В это время на исторической арене Средней Азии появились также кыргызская, узбекская, каракалпакская и другие народности.
Жанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, который назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жанибека и Керея Есен-Бугахан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465-1466 годы.
Моголистан или Могулистан - государство чагатаидов XIV-XVI вв. В состав населения Могулистана входили племена кереи и аргыны, дулаты и кан-лы и др. Правитель Моголистана принял мятежных ханов и предоставил им земли между рекой Чу и Балхашом. Это объясняется не радушием Есен-Буки, а трезвым политическим расчетом. Прибывшие кочевники которых стали называть узбек-казаками, а затем и казаками (казах - принятое написание этнонима на русском языке в советское время, в 1936 году. На казахском до сих пор пишется и произносится казак) в случае несогласия Есен-Буки могли просто разгромить Моголистан. С другой стороны, прибывшие племена стали надежным оплотом для защиты западных границ государства от притязаний брата Есен-Буки Юнуса. После смерти Есен-Буки Юнус-хан породнился с казахскими султанами, отдав свою дочь за сына Жанибека, и утвердился на месте своего брата.
Основание в соседнем Моголистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхайр-хана. В 1468 году Абулхайр-хан, решив разгромить мятежных султанов, выступил с огромным войском. Однако, как свидетельствуют летописцы, этому помешала погода: пошел дождь, переходящий в снег, затем ударили морозы, передвижение войска стало невозможным. Сам хан простудился заболел и умер. Поход был сорван.
После смерти Абулхайр хана противоречия в Узбекском улусе разгорелись с новой силой. Пришедший к власти Шайх-Хайдар не справился со своевольными эмирами и султанами, и власть в государстве кочевых узбеков перешла в руки потомков Урус-хана. Как отмечает Мухаммед-Хайдар Жалаири в книге «Тарих-и Рашиди», с тех пор казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. Это случилось в 1470 году.
После смерти Абулхайр-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхайр-хана Шайх-Хайдар-хан. Жанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе, потерпевший поражение Шайх-Хайдар-хан погиб, а внуки Абулхайра бежали. Жанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, население которого носило название "казахи".
Таким образом, образование Казахского ханства - это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Жанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхайра и перекочевка в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Керея и Жанибека имени узбек-казахи, а потом просто - казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхайра возвращение Керея и Жанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти. Новое государственное образование стало называться Казахстан.
А вот как объясняет откочевку Жанибека и Керея Шакарим Кудай-берды-улы в "Шежире - Родословной тюрков, кыргызов, казахов и ханских династий": "Восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхайр. Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении хана Абулхайра. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхайра, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р. Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так: .. .дальний предок аргынов - прославленный Даирходжа был любимым судьей, хана Абулхайра. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхайра был Кара-Кыпчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мученической казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кыпчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кыпчаков кун (выкуп за убийство), равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов: "И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кыпчаком Кобланды!" Далее Шакарим Кудайберды-улы продолжал, что до ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того, как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кыпчак, уйсын, дулат. Все они ныне имеются в составе других тюркских народов. Когда казахи отмежевались от остальных, те же роды составили новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. Также Шакарим приводит такие сведения: "...после того, как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителям Кашгарии, казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан... Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с кал-маками, которое разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший), Средний Жуз и Младший Жуз.
То, что на территории Казахстана возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию, является особенностью Казахстана. К XV-XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы.
Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.
Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, уаков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.
Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жап-пас, алаш, бериш, есентемир, серкеш и другие, всего двенадцать родов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, всего шесть родов.
В научной литературе встречаются в основном три типа названий казахских жузов (Улы или Улкен, Орта, Kiшi):
1. Старший, Средний, Младший.
2. Больший, Срединный, Меньший.
3. Большая, Средняя, Младшая (Орды).
4. Левое крыло, Центр, Правое крыло.
1 Как видно, здесь применяются и смешиваются понятие указывающие на возрастную иерархию, величину (могущество, численность населения) и расположение. Терминологический разнобой указывает на многогранность данного понятия, своеобразную «многослойность», отражающую его историческое развитие.
Древнейшим, вероятнее всего, было деление казахских жузов не «по вертикали» - Старший, Средний, Младший, а по «горизонтали», предопределяющей равноправие жузов и соответствующее их расположение на поле боя - Центральная (Срединная) Орда, Большая (Левое крыло) Орда и Малая (Правое крыло) Орда. На это указывает и этноним «казак» - «вольный», «независимый» человек, создавший свою государственность только в целях обеспечения большей защищенности своей свободы. Казахский народ в древности пережил этап военно-административного разграничения на три жуза, а позже - процесс политического объединения трех равноправных составляющих в единое этническое и государственное образование. И это единство невозможно расколоть. Никаким политическим группировкам, пытающимся в борьбе за власть как внутри страны так и извне использовать родо-жузовый фактор.
За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета - Алашы, что значит "душегуб" (Ахмед-хан (1496-1504), прозванный за частые сражения с ойратами Аладжи-ханом, аладжи значит "убийца", в данном конкретном случае - "истребитель ойратов". Прослышав об этом, - далее писал Шакарим, - хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, нападая на врага, издавать клич: "Алашы!" Так этот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: "Когда Алаш был Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы только не сделали калмакам!". Из этого отрывка видно, что Шакарим опирался в своем исследовании на народные предания, фольклор.
К
политическим причинам образования Казахского ханства относится, прежде всего, неспособность политико-правовой системы, основанной на имперских традициях Улуг Улуса, нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XIV-первой половины XV веков практически все политические группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократическое государство с сильной ханской властью, хотя экономический базис этому уже давно не соответствовал. Именно поэтому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны. Потомки Едиге, представленные в середине XV века биями Мусой и Жамбырши, склонялись к ликвидации ханов и сословия торе - чингизидов, предлагая заменить их едигеидами. Потомки Орыс хана, Жанибек и Керей, выступали за сохранение ханской власти, но ограничение ее съездом представителей общин - маслихатом. Распад государства Абулхаира и последовавшая за этим борьба между мангытскими биями, казахскими ханами и наследниками Абулхаира были, прежде всего, борьбой за будущее политическое устройство Казахстана. В итоге длительной борьбы победили казахские ханы, объединившие страну под своей властью в конце X-VI-начале XVII веков.
Экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV-XV веках приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современного Казахстана. Одновременно падает роль международной транзитной торговли. Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход территории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улуса выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Экономическое значение Поволжья начинает возрождаться лишь во второй половине XVI века, но окном из Европы служит уже не Крым, а Россия, поэтому среднее и нижнее Поволжье попадает вскоре под власть московских царей.
Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т.к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан, и оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.
Особое место в комплексе причин, приведших к образованию казахского ханства, занимают
этнические процессы. В XIV-XV веках кыпчакский этнос переживает период кризиса и ломки этнической структуры, образования новых, активных субэтнических групп. В конце 50-60-х годов XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этнической доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин "ногай" начинает вытеснять древний этноним кыпчак и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос как алаш - население слабо исламизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кризиса, сопровождавшегося передвижкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с названием казак, или казах, существовавшим тогда наряду с собирательным названием для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса - узбеки. Ибн Рузбехан писал в XVI веке: "Три племени относят к узбеку, как суть славнейшие во владениях Чингис хана. Ныне одно (из них) - шейбаниды. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье - мангыты, а из них - цари астраханские". Если сторонников потомков Абулхаира называли в начале XVI века узбеками Мавераннахра, то казахов - узбеками казахского происхождения, или узбек-казахами.
Как мы видим, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной ими населенной, - названия Казахстан.
Таким образом, говоря об образовании Казахского ханства необходимо подчеркнуть следующее:
1. Годом образования Казахского ханства являются 1465-66 годы, когда было провозглашено небольшое ханство Керея и Жанибека в долине реки Чу, или 1469-70 годы, когда Керей и Жанибек вторично стали ханами, но уже на территории Сары Арки и в присырдарьинском регионе;
2. Казахское ханство стало наследником Улуг Улуса, возникнув на базе одного из его улусов и объединив в XV-XVI веках большую часть его кочевых подданных. Фактически, территория Улуса была разделена в XVI-начале XVII веков между Казахским ханством и Россией;
3. Население Казахского ханства ни этнически, ни культурно, ни антропологически не изменилось в XV-XVI веках и представляет собой прямых наследников кыпчаков Улуг Улуса XIII-XIV веков;
4. Политическая организация Казахстана в XV-начале XVIII веков явилась результатом длительного процесса эволюции государственных и потестарных институтов и отношений, исходной базой для которой послужила модель государственности Монгольской империи и Улуг Улуса.