Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий - файл n1.doc

приобрести
Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий
скачать (699.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc700kb.10.06.2012 07:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА»
КАФЕДРА ДИЗАЙНА

Д.А. Беляев

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ:

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Учебное пособие для студентов

Елец – 2010

УДК 8

ББК


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

от 2010 г., протокол №

Рецензенты:

Д.А. Беляев

История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.


Словарь терминов и понятий по дисциплине «История культуры и искусств». Пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих учебный курс «Истории культуры и искусств». Также оно может быть использовано при изучении учебных курсов по «Философии», «Культурологии», «Искусствоведению», «Мировой художественной культуре», «Истории» и ряду других дисциплин гуманитарной направленности.

УДК 8


Введение

Учебный курс «Истории культуры и искусств» является интегративным и междисциплинарным, т.е. в него входят элементы из многих гуманитарных и социологических дисциплин. Соответственно базовый научно-понятийный аппарат данного курса основан на комплексном использовании терминологии из «Философии», «Культурологи», «Искусствоведения», «Истории», «Политологии» и «Социологии». Без знания категориально-понятийного аппарата науки невозможно ее адекватное изучение студентами, т.к. часто именно через эти ключевые понятия передается специфика и смысл дисциплины. Однако столь широкий спектр наук, являющихся основой категориального базиса данного курса, создает определенные затруднения для студентов в ходе их освоения данной дисциплины.

Данное пособие призвано облегчить овладение учащимися основной терминологией, которая используется при изучении курса «Истории культуры и искусств». Это позволит студентам как глубже понять сам предмет, так и овладеть основами наукообразного языка.

А

Абака (фр. abaque от греч. abakos, лат. abacus - доска) – в архитектуре в широком значении – верхняя часть капители.

Абсолют (лат. absolutus – безусловный) – начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божества.

Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. А. реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Как направление в искусстве А. возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке.

Авангардизм (фр. avant-garde – передовой отряд) – условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиски новых средств выражения и форм произведений.

Автопортрет (гр. autos - сам + портрет) – изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.

Агиография – жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Агон (греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям (часто в игровой форме), почти во всех сферах жизни.

Аид – в греческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых. Аид - также само царство мертвых. У римлян - Плутон.

Академизм (фр. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие классические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз.

Академия – название научных и учебных учреждений; происходит от наименования местности близ Афин, где возникла академия Платона (387г. до н. э.) в роще героя Академа.

Акант, аканф (греч. akanthos) – травянистое растение «медвежья лапа»; декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, медальонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акварель (фр. aquarelle от лат. aqua - вода) – краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета.

Акведук (водопровод) – поднятый на высоких арках наподобие моста открытый или закрытый канал для снабжения водой городов, главным образом в Древнем Риме.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации