Курсовая работа - Развитие творчества ребенка - файл n1.doc

Курсовая работа - Развитие творчества ребенка
скачать (369.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc370kb.10.06.2012 07:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Содержание




Стр.

Ведение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Психология детского творчества…………………………….

4

1.1. Основные понятия детского творчества………………….

4

1. 2. Виды детского творчества………………………………….

7

1.3. Основные факторы творческого развития детей………..

12

Глава 2. Развитие творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками………………………………………….


16

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры………..


20

3.1. Констатирующий эксперимент…………………………….

21

3.2. Формирующий этап исследования…………………………

24

3.3. Результаты экспериментальной работа (контрольный

эксперимент)………………………………………………….


31

Заключение………………………………………………………………...

35

Литература…………………………………………………………………

36

Приложения………………………………………………………………..

37


Ведение

Огромное количество изменений в жизни современного общества, происходящих на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека ка­честв, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизиро­вать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошко­льном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в по­следующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, состав­ляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складывают­ся такие благоприятные условия для их развития. Поэтому творчество и его развитие - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Задачами данной курсовой работы являются:

- изучение понятия «детское творчество», его основных видов;

- рассмотрение основных факторов развития детского творчества;

- рассмотрение развития творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками;

- провести диагностику творческих способностей дошкольников в процессе игры.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в совместной игре.

Цель данного исследования - выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста и выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию творчества.


Глава 1. Психология детского творчества


  1. 1. Основные понятия детского творчества

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим обра­зом связаны с такими индивидуально-психологическими особен­ностями человека, как способность, талант, одаренность. Наибо­лее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержа­тельная форма психической активности, как универсальная спо­собность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнооб­разных видов деятельности.

Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связы­вают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения явля­ются опора на наглядность, использование прошлого опыта, на­личие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Исследователи указывают на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль неспецифических предметов в развитии твор­чества у детей.

Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л. С. Выготский, О, М. Дьяченко и др.).

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Это пер­вый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержа­ния контекста.

Если в раннем детстве воображение носит пассивный, вос­создающий характер, ребенок идет от действия к мысли, то у дошкольника на 4-м году жизни уже развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целена­правленным.

В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) вообра­жение проходит свой второй этап развития, для которого характер­но ступенчатое планирование. На 3-м этапе (6-7 лет) происходит целостное планирование.

Вместе с тем наблюдаются индивидуальные различия в разви­тии воображения.

В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полу­ченных представлений, их преобразованием.

Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т. е. не имеющих един­ственного заданного решения. Их решение предполагает самосто­ятельную ориентированную деятельность детей с новыми пред­метами и создает тем самым условия для формирования важней­шего компонента функции воображения - собственного опыта ребенка.

Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют дос­таточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, неза­вершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающийся компонент). Последним ученые (Н. Н. Поддьяков, Л. В. Парамонова и др.) придают особое зна­чение. Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку "консерватив­ного" компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот про­цесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоци­ональной активности дошкольников: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопро­сов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предполо­жения ("А когда червяк вырастет, он в змею превратится?", "А сколько лет живут люди?", "А сколько лет дети детьми бывают?", "А если мы дома заведем обезьянку, она станет человеком?", "А как звери разговаривают?", "А что, когда мышь пищит, она все равно что говорит?" и др.).

Фактически, это уже начало творчества. Соотношение ста­бильных и развивающихся знаний у ребенка может быть различ­ным. При преобладании последних, вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Специальные исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют о перевесе чаши ста­бильных знаний у воспитанников наших дошкольных учреждений.

Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, необходимо сосредоточить внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем нужно забо­титься о формировании такой общей структуры опыта дошколь­ника и способов его деятельности, которые помогут ему само­стоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, эксперимен­тирование, опытничество и, конечно, игра, обретающая статус веду­щей деятельности в дошкольном детстве. С ней, не без основа­ния, связывают прежде всего возникновение и развитие творчес­кого воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леон­тьев, Е. Е. Кравцова и др.).

Активно развивается творчество в этот период и в художе­ственной деятельности (рисование, лепка, музыкально-ритми­ческая) (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. А. Флерина, Н. И.Стрелянова, В. С. Мухина и др.). Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников "реактивность" на не­посредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной сис­тем способствуют притягательности художественной деятель­ности в дошкольном детстве, развитию творческого вообра­жения (Н, С. Лейтес, А. В. Запорожец).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации