Шпоры - Современная внешняя политика РФ - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Современная внешняя политика РФ
скачать (128 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc128kb.26.08.2012 16:13скачать

n1.doc

2. Периодизация вн.п. РО в 1999е-2000е

1 этап (1992-96) С созданием РФ у большинства российских лидеров и населения существовала уверенность в том, что по мере демократизации страна успешно интегрируется в сообщество цивилизованных государств Запада. Запад, в свою очередь, рассчитывал на быструю трансформацию России в развитую демократию с процветающей рыночной экономикой, занимающую солидарную с ним позицию по основным вопросам международной политики. МИД РФ А. В. Козырев, которому Президент Б. Н. Ельцин предоставил большую свободу деятельности, так определял свою первоначальную доктрину: «Ориентация на высокоразвитые демократические страны и вхождение в их клуб - именно и только в этот клуб - на равных, достойно, со своим собственным лицом. В этом вся концепция». Российскую политику начала 1990-х гг. отличал очевидный американоцентризм.

Поначалу ВП курс Ельцина - Козырева пользовался общественной поддержкой. С заключением масштабных соглашений о контроле над вооружениями - СНВ-2 - были заложены основы стратегической стабильности. Но вскоре появилось и разочарование от «доктрины», которая могла быть реализована лишь при наличии у Запада желания действительно оказать экон помощь и интегрировать Россию в западные структуры. Ничего подобного не наблюдалось. Уже в 1993 г. уязвимость политики Козырева стала очевидной. Серьезнейший удар по ней был нанесен открывшейся перспективой расширения НАТО. Американоцентризм не улучшал отношения с Западом, но закрывал многие другие дипломатические направления - в том числе в Азии и в мусульманском мире. В 1994 году Ельцин решил положить конец порочной практике односторонних уступок. Таким образом на первый план выдвинулись проблемы глобальной безопасности, контроля над вооружениями, диалог с США по этим вопросам. Приоритетная проблема - укрепление СНГ.

2 этап (1996-99).На выборах в ГД в 1995 г. большинство завоевали. В преддверии президентских выборов 1996 г. Президент Б. Н. Ельцин передал МИД в руки многоопытного ученого и политика, до этого возглавлявшего СВР, - Е. М. Примакова. Примаков: «Модель ведомой страны неприемлема для России». В противовес Примаков фактически провозгласил собственную доктрину:

1.приоритет российских интересов и отказ от роли «младшего партнера» в отношениях с США и Западом в целом, не допуская при этом обострения.

2.установление многополярного мира, многовекторность ВП.

3.продолжение интеграции России в глобализирующийся мир

«Доктрина Примакова» лежала в основе ВП и при МИДе И. С. Иванове. Наибольших, хотя и ограниченных результатов удалось достичь на интеграционном направлении. Именно в годы Примакова Россия получила членский билет в Парижский клуб, вступила в АТЭС, был ратифицирован Договор о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом, подписан Основополагающий акт Россия - НАТО. В 1996 г. было создано Сообщество Белоруссии и России.

3 этап (1999-08). С лета 1999 г. и до марта 2000 г. внутри страны шли предвыборные бои, принесшие успех коалиции политических сил во главе с В. В. Путиным. А на Западе между тем резко усилились антирос. настроения. ВП курс Президента, сочетая в себе элементы преемственности и новизны, строился и развивался на адекватном понимании ресурсной базы ВП России и ее места в мире. Продолжая линию Примакова, он разделял концепцию многополярного мира, выступая против разделения мира на ведущих и ведомых.

Путин заметно усиливал акцент на необходимости более тесного сотрудничества с Западом, отвергая идею опоры на собственные ограниченные ресурсы и объявляя стратегическим курс на экономическую открытость и интеграцию в мировую экономическую систему.

Приоритеты ВП курса:

  1. обеспечение надежной безопасности страны

  2. преодоление угрозы тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.

  3. региональные приоритеты: Сотрудничество с СНГ, ЕС, развитие азиатского направления ВП, где особо выделялись развитие друж. отн. с Китаем и Индией, устойчивое развитие отн. с Японией. Новый набор принципов позволил достичь опред.успехов.Началось размораж-е отн с Зап г-вами. 4этап (2008-.) К 08 году Ро восстановила свои ВП позиции, и явл. одним из ведущих г-в мира. С 2004 – МИД Лавров Сер.Викт.


4. Террит.-геогр, дем, экон. ресурсы России

Террит-геогр. ресурсы. Территория Российской Федерации -17 млн кв. км. Геополитическое окружение России никогда не отличалось спокойствием и миролюбием. Сейчас от многих традиционных источников нестабильности Россия отделена новыми независимыми государствами, но геополитическое соседство по-прежнему далеко от оптимального. В некоторых из бывших союзных республик вспыхнули политические и этнические конфликты, породившие потоки беженцев в Россию. Правовая незафиксированность значительной части границ породила ряд территориальных споров. Именно географическое положение обрекает Россию на то, чтобы быть внешнеполитическим актором если не на глобальном уровне, то как минимум в масштабе северного полушария. «Мы с вами присутствуем и в Европе и в Азии, и на Севере, и на Юге, - говорил Президент В. В. Путин. - Естественно, что там есть наши интересы».

Демогр. рес-ы. В 1990-е гг. Россия пережила ситуацию, которую демографы называют «черный крест»: увеличение смертности при сокращении рождаемости, ухудшались показатели здоровья населения. В последние годы ситуация стала выравниваться, но тенденция к уменьшению населения не переломлена. Массовая миграция в Россию. По количеству въехавших в страну иммигрантов за последнее десятилетие мы заняли 2 место в мире.

Экономич.ресурсы. Россия обладает самыми большими в мире запасами минеральных энергетичёских ресурсов. Россия добывает 15% от всей нефти стран-экспортеров. С учетом природного газа Россия уже стала самым крупным поставщиком энергоносителей в мире. Недостаток – оч.большая зависимость от экспорта энергоносителей (50% валютных поступлений).

В последние годы Россия существенно продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей, от которой Советский Союз был фактически изолирован. Страна вступила в Парижский клуб государств-кредиторов, серьезно продвинулась в вопросе о членстве в ВТО. Вместе с тем включение России в мирохозяйственную систему имеет во многом однобокий характер. На деле только энергетические, сырьевые и некоторые оборонные предприятия выпускают продукцию, способную выдерживать конкуренцию на мировых рынках.

При этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях стран СНГ, в их интеграционных объединениях.

5.Внешнеполитические ресурсы современной России

Под внешнеполитическими ресурсами понимают совокупность факторов силы государства, которые могут быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.

Внешнеполитические ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным ресурсам относятся:

В современном мире происходит снижение значимости базовых геополитических характеристик - местоположения, ландшафтов, количества населения, обеспеченности полезными ископаемыми. Сохраняют и, вероятно, еще долго будут сохранять свое значение военные потенциалы государств. И в то же время налицо скачкообразное повышение роли невоенных ресурсов, прежде всего экономических, научно-технических, информационных.
12-13.Россия США

Российско-американские отношения в начале XXI в. находятся на стадии формирования новой модели взаимодействия двух государств, которое на протяжении большей части прошлого столетия во многом сводилось к острому глобальному противоборству.

Прекращение холодной войны, распад Советского Союза и биполярной системы международных отношений, переход России к строительству политической демократии и рыночной экономики создали принципиально новые условия для развития российско-американских связей.

  1. Прекратился непримиримый идеологический конфликт -источник длительного противостояния СССР и США.

  2. Завершилось разностороннее советско-американское соперничество в региональных конфликтах по всей планете.

  3. Возникла колоссальная асимметрия между РФ и США - огромный отрыв Америки от России по основным параметрам мощи (за исключением ядерной сферы).

  4. Резко отличается положение двух государств в новой системе международных отношений, которая стала формироваться после дезинтеграции биполярного мира.

Если США стремятся закрепить за собой роль единственной сверхдержавы, упрочить свои ведущие позиции в мировой экономике и политике, обеспечить абсолютное военное превосходство, то Россия, не являясь сверхдержавой, должна заново найти свое место в международных делах, определить круг партнеров и союзников, выбрать себе нишу в глобальной экономике. Окончание холодной войны создало условия для нормализации российско-американских отношений, перехода от конфронтации к сотрудничеству.

США сделали ставку на расширение НАТО за счет бывших союзников СССР, игнорировали российские интересы в подходе к региональным конфликтам, взяли курс на пересмотр военно-стратегического баланса в свою пользу. Такой высокомерный подход обернулся очень негативными результатами для российско-американских отношений. Смена руководства в России и США в 2000 г. позволила снять его остроту, но противоречия между двумя странами не были разрешены.

После терактов в США 11 сент 01 у РО и США возник новый единый интерес – борьба против терроризма.

Для России выгоды экономического сотрудничества с США состоят в развитии торговли, привлечении капитала и расширении научно-технического сотрудничества. РФ заинтересована в американских инвестициях, технологиях, которые бы способствовали модернизации нашей экономики.

14-16.Европа+ЕС

К исходу первого десятилетия истории новой России европейское направление утвердилось на втором месте в ряду региональных приоритетов ее ВП - следом за СНГ. На современном этапе европейский приоритет России вписывается в российскую концепцию многополярного мира. Сама Европа тоже не способна обойтись без России перед лицом вызовов XXI в. На практике для России жизненно важной стала проблема минимизации негативных последствий глобализации в условиях объективных трудностей современного этапа отечественных реформ. Здесь интеграция с Европой может стать оптимальным «коридором» для вхождения России в мировую экономику и политику на условиях, отвечающих ее нынешним национальным интересам. Интеграция именно с Европой - в силу ее принадлежности к наиболее развитым центрам современного мирового развития и географической (и не только) близости к России.

Области экономического и гуманитарного сотрудничества после окончания холодной войны явили собой почти новое поле деятельности для России. Новой стала и задача налаживания сотрудничества с многочисленными 'субрегиональными организациями, большинство из которых появилось в Европе в начале 1990-х гг.: Совет государств Балтийского моря (1991), Организация Черноморского экономического сотрудничества (1992), Совет Баренцева/Евроарктического региона (1993).

Ключевым партнером России в обеих сферах стал после окончания холл. войны ЕС. Правовая основа стратегического партнерства между Россией и ЕС была заложена в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанном на острове Корфу 24 июня 1994 г. Реализация СПС - с 1998 г. Однако и потом череда препятствий в налаживании сотрудничества России и ЕС продолжилась. Ущерб экон. и полит сотрудничеству между Россией и ЕС нанес дефолт 1998 г. в нашей стране. Острый кризис в двусторонних отношениях возник к концу 1999 г., из-за нарастания напряженности в Чечне. Еще в 1999 г., несмотря на разногласия по косовскому кризису и рост напряженности по чеченской теме, ЕС и РФ обменялись документами, посвященными стратегиям развития отношений на очередном саммите Россия - ЕС в Хельсинки в 2000 г. Главный российский приоритет в экономическом измерении партнерства - получение Россией статуса страны с рыночной экономикой и обеспечение поддержки ЕС при вступлении России в ВТО. Плюс к этому - привлечение европейских инвестиций в нашу экономику.

В результате политигеское решение о признании статуса страны с рыночной экономикой Россия получила от ЕС в 2002 г.

17+18. Позиция России по Ближневосточному конфл. Российско-израильск. отн-я

Еще одним стратегическим союзником СССР в регионе было Палестинское движение сопротивления. Советско-палестинские отношения имели под собой идейно-политическую базу - «социализм» и «антисионизм». СССР поддерживал ПДС и его ведущую силу - Организацию освобождения Палестины (ООП), возглавляемую Я. Арафатом.

К середине 1980-х гг. Арафат и его сторонники, осознав, что диверсионно-террористическая война, которая велась ООП против Израиля в течение двух десятилетий, не дала ожидаемых результатов, приняли решение сделать основную ставку на активизацию борьбы арабского населения оккупированных территорий. В декабре 1987 г. на Западном берегу и в секторе Газа началась массовая кампания гражданского неповиновения (интифада).

В июле 1988 г. король Иордании Хусейн бен Талал объявляет о «прекращении административных связей» с Западным берегом, т. е. официально отказывается от каких-либо прав на него. В результате этого акта не только сектор Газа, но и Западный берег превращаются, согласно международному праву, в «ничейную территорию». ООП немедленно использовала создавшуюся ситуацию, объявив о создании Палестинского государства со столицей в Иерусалиме.

Одним из первых признал его Советский Союз, однако это был едва ли не последний решительный шаг в поддержку ООП со стороны советского руководства, уже принявшего решение о выходе из холодной войны.В России начался пересмотр региональных внешнеполитических стратегий. Применительно к ближневосточному региону предполагалось сделать эту стратегию более гибкой, лишенной прежней жесткой антиизраильской направленности.

Основным препятствием в достижении компромисса была позиция Израиля в отношении ООП: она квалифицировалась как террористическая организация, которая не может быть признана в качестве законного представителя палестинского народа, хотя еще в 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН признала за ней это право. Все же в 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании. Затем после подписания 24 октября 1994 г. иордано-израильского мирного договора между двумя странами были установлены дипломатические отношения. 1995 г. Израиль и ООП подписали «Временное соглашение», так завершился первый этап мирного урегулирования.

На первом этапе ключевую роль в достижении договоренностей играла американская дипломатия, которая сочетала постоянное давление на ООП и Израиль с попытками выступать в качестве беспристрастного арбитра («честного посредника»). Участие России как второго коспонсора в данном переговорном процессе было откровенно вялым. Пассивность российской дипломатии объяснялась, с одной стороны, тем обстоятельством, что страна в то время переживала период ожесточенной внутренней борьбы, а с другой - невысоким рейтингом ближневосточного региона в списке внешнеполитических приоритетов России при министре иностранных дел А. В. Козыреве. В 1996 г. ситуация стала меняться после назначения на этот пост Е. М. Примакова. При нем рейтинг ближневосточного региона заметно возрос. Россия принимала меры для налаживания системы постоянных консультаций как с ООП, так и с Израилем. Заметно интенсифицировались контакты с Израилем, чему способствовало появление там мощной русскоязычной общины. Она возникла в результате массового переселения евреев с постсоветского пространства.

В 1996 г. победу на выборах премьер-министра Израиля одерживает лидер блока «Ликуд» Б. Нетаньяху, выступавший за ужесточение позиции в отношении ООП. Его успеху немало способствовали действия экстремистского крыла ООП («Хамас»), организовавшего серию террористических актов в крупных городах Израиля. Отношения между правительством Нетаньяху и администрацией Палестинской автономии, главой которой был избран Арафат, резко обострились.

Продолжение диверсионно-террористической деятельности -> реализация «Временного соглашения» была фактически заморожена. В 1997 г. Совет Лиги арабских государств (ЛАГ) принял решение о приостановке нормализации арабо-израильских отношений. В 1998 г. - подписано новое палестино-израильское соглашение В соответствии с ним Израиль должен передать палестинской администрации 13% территории Западного берега, а она принимала на себя обязательство вести решительную борьбу с терроризмом. Кроме того, из Устава. ООП следовало изъять все антиизраильские положения.

В 2000 г., экстремистское крыло ООП развязало новую интифаду, которая быстро переросла в открытые вооруженные столкновения Россия, неизменно поддерживает идею возобновления процесса мирного урегулирования, прекращение вооруженной борьбы.
19. Связи России с ведущими арабскими странами региона Ближнего Востока

Ближний и Средний Восток - наиболее конфликтогенный регион мира, расположенный близ границ России. Это превращает его в емкий рынок вооружений. Для России, именно он является одним из наиболее перспективных, поглощая немалую часть отечественного экспорта вооружений. Поскольку страны данного региона доминируют на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России особое значение. В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения.

Сирия. В конце 1980-х гг. международная обстановка для нее складывалась весьма неблагоприятно. Сирия пошла на сближение с Ираном, который рассматривался на Западе как один из основных цент-" ров «международного терроризма». Поэтому Сирия была причислена к государствам, «поддерживающим международный терроризм», и против нее страны Западной Европы и США ввели экономические санкции.

Кроме того, страны СовСотрАрабГосПерсЗал в ответ на сближение Сирии с Ираном прекратили с 1985 г. оказание ей финансовой помощи. Ситуация для Сирии осложнялась конфликтами с соседями: Турцией, Иорданией и Ираком.

К началу 1990-хгг. Сирия, по существу, оказалась в полностью враждебном окружении и очень сложной международной ситуации. Но кувейтский кризис позволил ей почти беспрепятственно выйти из нее. Безоговорочно встав на сторону Кувейта и направив в состав многонациональных сил ООН крупный контингент сирийских войск, Асад разом снял напряженность в отношениях с Западом и странами ССАГПЗ. С Дамаска были сняты обвинения в пособничестве международному терроризму, отменены введенные ранее санкции, реструктурированы внешние долги и т.п.

Данные обстоятельства позволили России установить с Сирией довольно дружественные отношения, а затем с 1994 г. возобновить военно-техническое

Ключевой для региональной стратегии Сирии остается конфронтация с Израилем.

20. МО на Среднем Востоке и роль России

Ближний и Средний Восток - наиболее конфликтогенный регион мира, расположенный близ границ России. Это превращает его в емкий рынок вооружений. Для России, именно он является одним из наиболее перспективных, поглощая немалую часть отечественного экспорта вооружений. Поскольку страны данного региона доминируют на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России особое значение. В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения.

ИРАК. Агрессивная ВП его лидера Саддама Хусейна, сначала развязавшего войну с Ираном, а затем оккупировавшего Кувейт, вызвала резкую негативн. реакцию мирового сообщества, введение м/н санкций, действие м/н сил под эгидой ООН по освобождению Кувейта. В последствии в 1994 Ирак офиц-но отказался от претензий на Кувейт. Создана Комиссия, кот. должна была следить за уничтожением «запрещ. воен. потенциала».Она проводила обследование ряда иракск. объектов, но как будто ничего не обнаружила. В итоге Иракское прав-во решило, что она заним. сбором инф-ции для ВС США. 1997 Ирак ввел ограничение на ее деят-ть->СБ ООН осудил. 1998 – американо-британская авиация нанесла удары по Ираку. Россия отнеслась к этой операции крайне отрицательно. Так все усилия рос. дипломатии, напр. на снятие с Ирака м/н санкций оказались безуспешными. Пытаясь выйти из конфл. ситуации страны Совета Сотрудничества Арабских Гос-в Персидского Залива стремились добиться хоть какого-нибудь компромисса с С.Хусейном, но безуспешно.

После терактов 11 сентября 2001 г. Ирак был включен администрацией Дж. Буша в состав стран «оси зла». Была создана антитеррористическая коалиция. В ее состав вошла и Россия. Ирак был назван в качестве основного объекта будущего американского удара, причем США старались осуществить его с санкции ООН. Усилиями трех постоянных членов СБ ООН - России, Франции и Китая - американский удар по Ираку на какое-то _ время был отложен. Стремление США добить режим Саддама Хусейна обусловлено не столько экономическими интересами (контроль над иракской нефтью), сколько тем обстоятельством, что он - единственный арабский лидер, который открыто занимал антиамериканскую позицию.

Администрация Дж. Буша смогла сформировать антииракскую коалицию в составе тридцати государств. Ее основу наряду с США составляли страны НАТО во главе с Великобританией. 20 марта 2003 г. началась операция «Шок и трепет». Амермикано-британская авиация нанесла массированный удар по позициям иракской армии. Ее сопротивление было очень слабым. Россия вместе с Францией, Китаем и Германией характеризовала действия США и их союзников как «нелегитимные».

Наступившая после свержения Саддама Хусейна политическая и социальная анархия (неконтролируемый рост преступности, разрушение инфраструктуры) оказалась труднопреодолимой. Быстрое падение режима Саддама Хусейна поставило перед Россией ряд проблем связанных с признанием легитимности договоров и соглашений, заключенных Ираком при Хусейне.
21. Позиция России по Афганистану

После теракта 11 сентября 2001 США объявили о том, что находятся в состоянии войны с международным терроризмом, и предложить всем его противникам образовать мировую антитеррористигескую коалицию. Россия решительно осудила эти теракты и заявила о своем присоединении к данной коалиции.

Первым объектом ответного удара США по ультрарадикалам стал режим талибов в Афганистане, где находились штаб-квартира «Аль-Каиды» и крупные отряды боевиков данной группировки. Режим талибов отказался выполнить требование США выдать главу «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена. В ответ американо-британская авиация начала наносить бомбовые удары по вооруженным силам талибов, затем в наступление перешли отряды Северного альянса (противостоящая талибам коалиция этнических групп на севере страны); Россия воздержалась от непосредственного участия в боевых действиях в Афганистане, ограничившись предоставлением своего воздушного пространства и снабжением Северного альянса техникой и вооружением.

В результате длительной гражданской войны экономика Афганистана полностью разрушена. Основная масса населения существует за счет наркоторговли. В 1997 г. Афганистан вышел на первое место в мире по производству наркотиков.
22. Российско-индийские отношения 1999-200е.

Российско-индийские отношения отличаются заметной позитивной динамикой. В 1993 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве. В середине 1994 г. в ходе посещения Москвы премьер-министром Индии Н. Рао стороны подписали декларацию о защите интересов многонациональных государств и программу сотрудничества до 2000 г.

Со второй трети 1990-х гг. крупные размеры вновь приобрело военно-техническое сотрудничество. В результате индийские вооруженные силы, как и раньше, примерно на 60-70% оснащены оружием российского производства.

С конца 1990-х гг. Россия и Индия предприняли новые шаги навстречу друг другу. Знаменательным был визит в Дели в декабре 1998 г. председателя российского правительства Е. М. При- | макова. Его предположение о геополитическом «треугольнике Россия - Индия - Китай» наделало много шума и подготовило | почву для придания российско-индийским связям свойств стратегического партнерства. Двусторонняя декларация об их установлении и еще 18 соглашений о сотрудничестве в различных областях были подписаны в ходе визита в Индию Президента В. В. Путина в октябре 2000 г.

Несмотря на сохранение на довольно низком уровне торгового оборота между двумя странами, перспективы взаимодействия в экономической, научно-и военно-технической областях представляются весьма благоприятными.

Общность позиций России, Индии и Китая проявляется в видении современного мира как многополярного.
23.ВП России по отношению к странам Африки

Россия уделяла большое внимание развитию отношений с ОргАфрЕдинства, которая длительное время была выразителем политических интересов государств Африки на международной сцене. В 2000 г. ОАЕ -> Африканский Союз (АС). Сотрудничество с Союзом необходимо для нашей страны, ибо в этой организации будут определяться общая позиция африканских государств по ключевым проблемам международных отношений.

Активное вовлечение мирового сообщества в африканские дела продиктовано не только заинтересованностью в укреплении глобальной стабильности и гармоничном развитии мира, но и тем, что в XXI в. Африка способна стать: важнейшим источником сырья, которое может использоваться российскими потребителями, - какао-бобов, кофе, хлопка, чая, семян масличных культур, орехов, древесины ценных пород, фосфатов, бокситов, редкоземельных металлов и т. д.; емким рынком сбыта товаров (население более 700 млн человек).

Россия ввела преференциальные ставки таможенных тарифов на импорт в РФ товаров, произведенных в развивающихся странах Африки. Особое место в российско-африканских отношениях занимает военно-техническое сотрудничество. В качестве важного направления российско-африканского сотрудничества сохраняется содействие подготовке африканских кадров.

24. ВП деят-ть России на Латиноамериканском направлении

Данный период развития рос-лат. отн заполнен весьма значительным содержанием. Выражается это в возросшей интенсивности политических контактов, в том числе на высшем уровне. Кроме того, этому этапу присущи крутые повороты мировой политики, которые явно повлияли на отношения и взаимодействие РФ со странами ЛА.

РФ последовательно выступает против политико-экономической блокады Кубы и вмешательства в ее внутренние дела под флагом «прав человека», содействует ослаблению напряженности в отношениях Кубы и США, настроена на дальнейшее развитие российско-кубинских связей в экономике, науке и культуре.

В последнее время на передний план РЛО все больше выходят наши отношения с Бразилией.

Расширился диапазон взаимодействия с Венесуэлой - одним из лидеров ОПЕК. В то же время администрация президента У. Чавеса, дистанцировалась от Вашингтона, предприняла активные усилия для установления альтернативных внешнеэкономических связей рассчитывая, в частности, на резервы широкого сотрудничества с Россией.
25. Российско-китайские отношения 1999-2000е

Отношения между Россией и Китаем проделали значительный путь. В 1992 началось активное военно-техническое сотрудничество. Однако наиболее заметный прорыв был сделан позднее, начиная с 1996 г., когда в ходе очередного саммита в Пекине стороны приняли совместное заявление, в котором объявили о стремлении к построению «стратегического партнерства». Главным его результатом стало решение проблем - принадлежности ряда островов и судоходства по разделяющим два государства рекам. Более того Россия и Китай заняли сходные или близкие позиции по всем основным международным вопросам, в том числе по косовскому кризису 1999 г., констатировали общее понимание содержания нынешнего этапа международных отношений как движения к многополярному миру, недопущения диктата и доминирования одной державы, одного полюса силы и влияния.

В 2001 г. объем торговли приблизился к 11 млрд долл., а в 2002 г. превзошел эту отметку.

Россия оказывает Китаю содействие в области ядерной энергетики -сооружении: атомной электростанции в провинции Цзянсу и разработке урановых рудников, а также в сфере электроэнергетики. Наиболее перспективным представляется сотрудничество в разработке нефтегазовых месторождений Сибири и Дальнего Востока и прокладке трубопроводов для снабжения энергетическим сырьем северо-восточных провинций КНР. Весьма успешно развивается сотрудничество в военно-технической области.
26. Отношения России и Японии

Российско-японские отношения прошли ряд стадий в своем развитии. Новые руководители ВП РФ первона- чально придавали на азиатском направлении явно приоритетное значение связям с Японией, исходя из того, что она относится к числу экономически наиболее развитых стран, союзников США является членом «семерки».

Территориальный вопрос (о-ва Малой Курильской гряды) остается нерешенным. Вместе с тем объем торговли между двумя странами оставался довольно большим. В 1997-1998 гг. наблюдается резкая интенсификация двусторонних контактов на высшем уровне. Однако интенсивные контакты и доверительные беседы не привели к прорыву.

Торгово-экономические взаимосвязи развивались в дальнейшем вяло. В 2000-2002гг. вновь заметно возросла интенсивность двусторонних связей на высшем уровне. Визит в РФ в январе 2003 г. премьер-министра Японии Д. Коидзуми. После переговоров Коидзуми с Президентом Путиным стороны подписали «Совместный план действий»" намечающий, в частности, пути сотрудничества в совместной разработке нефтегазовых ресурсов России и их доставки к портам Тихого океана.
27. Место и роль России в АТР.

Азиатская составляющая ВП РФ охватывает широкий круг государств Азиатско-Тихоокеанского региона и бассейна Индийского океана. На начальном этапе постсоветского развития РОоссии роль азиатского направления, в целом оставалась небольшой. Главным тогда считался западный вектор, в первую очередь отношения с США. При Козыреве правительство президента Ельцина подтвердило нормализацию сов-китайск. отн-й, обеспеченную еще прав-вом Горбачева.

При Примакове восточная составляющая ВП России заняла место полноправного дополнения и даже противовеса западному, атлантическому направлению.

В целом в Азии в данный момент отечественная ВП должна прежде всего пытаться обеспечивать безопасность границ, стабильность в конфликтных зонах, особенно там, где они непосредственно примыкают к границам России, расширять экономическое сотрудничество со всеми азиатскими государствами, невзирая на их идеологические пристрастия, но только если это будет способствовать модернизации нашей экономики.

В плане политики России в АТР и странах Юго-Востогной Азии середина 1990-х гг. знаменательна серьезной активизацией ее усилий по развитию многостороннего сотрудничества с сообществом стран Восточной Азии и Тихого океана. Начало, впрочем, было положено еще в 1992 г., когда РФ участвовала в ежегодной конференции АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии) с государствами - партнерами по диалогу. Через два года представители России присутствовали на Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ). Но главный прорыв обеспечило присоединение России к организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Последняя образовалась в 1989 г. как неформальная группа для обсуждения проблем экономического взаимодействия и устранения препятствий для торговли. В этот форум, наряду с Японией и Китаем, вошли США и Канада; и он приобрел черты весьма авторитетного органа международной политики.

Несмотря на активизацию дипломатических усилий, значительный сдвиг в торговле со странами региона, к сожалению, не произошел. Наиболее перспективны здесь связи с государствами АСЕАН (Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней, Филиппины).

Самые специфические и значительные на этом направлении - связи РФ с социалистическим Вьетнамом. Вьетнам остается одной из немногих стран Азии, где у России имеются существенные капиталовложения. Осуществляется военно-техническое сотрудничество с Малайзией, Индонезией, Таиландом и Филиппинами.

28. Россия в АТЭС

За восьмилетний период участия в деятельности АТЭС Россия убедительно доказала, что является активным и эффективным членом этого одного из важнейших межправительственных форумов.

Процесс приема России в АТЭС, который был образован в ноябре 1989 года. В новой, демократической России поначалу мало уделяли внимание Азиатско-Тихоокеанскому региону, доминировало мнение об отсутствии целесообразности подключения к его региональным организация, включая и АТЭС. В свою очередь, у многих азиатско-тихоокеанских держав не было желания видеть своим партнером по межправительственному форуму страну с нестабильной внутриполитической обстановкой и неясными перспективами экономического развития.

Позднее стало ясно, что интеграция России в систему азиатско-тихоокеанских хозяйственных связей будет способствовать эффективному использованию экономического потенциала восточных районов нашей страны, привлечению иностранных инвестиций, выходу «российской Азии» в АТР – мощный центр мирового экономического и технологического развития.

Австралия и Япония выступали против участия России в АТЭС. Токио демонстрировал недовольство нерешенностью территориальной проблемы в российско-японских отношениях.

Участие Ро в АТЭС было необходимо, т.к. две трети территории России, на которых проживает более 30 млн. человек, приходится на ее азиатскую часть; В восточных районах России сконцентрированы ресурсы нефти, газа, леса, воды, драгоценных металлов, превосходящие их суммарные запасы в странах АТР. Через российскую территорию проходят транспортные пути – воздушные, железнодорожные, шоссейные, соединяющие Азию с Европой. И в целом Россия способна играть роль «многопрофильного моста», связывающего два континента.

В 1997 – договорились с Японией, Ро вступила в АТЭС. Сейчас наша страна не только конкретно, конструктивно участвует в выполнении решений АТЭС, но сама регулярно выступает с важными инициативами, которые встречают поддержку членов форума. В 2005 году Россия выступила в числе инициаторов развития в АТЭС широкого сотрудничества по реагированию на стихийные бедствия и вызванные ими чрезвычайные ситуации. Россия выражает готовность, используя свой огромный энергетический потенциал, вносить вклад в создание новой энергетической конфигурации в АТР с целью обеспечения энергетической безопасности в регионе.

В целом АТЭС доказывает свою важную роль эффективного механизма взаимодействия по решению актуальных региональных и общемировых проблем, по обеспечению взаимовыгодного интеграционного сотрудничества в АТР. Россия же все более предметно использует членство в АТЭС для активного подключения потенциалов Сибири и Дальнего Востока к экономическим, инвестиционным, торговым, научным, техническим процессам крупнейшего динамично развивающегося региона мира.
29.Политика России в СНГ

В XX в, вероятно, не было событий значительнее, чем возникновение и распад СССР. Появившемуся на его месте СНГ пророчили скорую кончину, но оно вопреки всем прогнозам продолжает существовать. Жизнь подтвердила его необходимость и востребованность СНГ сыграло неоспоримую роль в сохранении и развитии на новой, основе исторических связей между народами бывшего СССР.

Главные общепризнанные итоги образования и функционирования СНГ - обеспечение цивилизованной формы обретения государственной независимости бывшими республиками СССР, переход к рыночной экономике, урегулирование вопросов контроля за нераспространением ядерного оружия, принципиальное решение пограничных проблем. В основном удалось сохранить сложившиеся связи между народами, смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, обеспечить условия для равноправного диалога и сотрудничества. Развитие отношений со странами СНГ, превращение их в действительный пояс дружбы и безопасности не только не теряют своей актуальности, но и становятся все более важными в свете происходящих в мире изменений.

Приоритетное направление ВП России - «обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны».

Главная цель политики России в отношении СНГ - создание во взаимодействии с другими членами СНГ сообщества государств, способного стать в XXI в. одним из ведущих мировых центров устойчивого политического, социального, экономического и научно-технологического развития, зоной мира, межнационального и социального сотрудничества.

Первостепенная задача - укрепление Союзного государства Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных стран. Приоритеты российской ВП на этом направлении: обеспечение стабильности на пространстве Содружества в политической, экономической, социальной, военной и других областях, расширение производственной кооперации и формирование финансово-промышленных групп; усиление присутствия российского капитала на рынках СНГ.

Экономическое сотрудничество в СНГ. Сотрудничество в экономике имеет ключевое значение для всего комплекса связей между странами Содружества. Для реализации этой принципиальной установки Россия стремится к наращиванию объемов взаимного товарооборота, развитию производственно-технологических и кооперационных отношений на основе создания финансово-промышленных групп и совместных предприятий, выгодному для всех инвестиционному сотрудничеству.

Важную роль в увеличении взаимного товарооборота призваны сыграть усилия по либерализации торгового сотрудничества между государствами СНГ, в том числе образование зоны свободной торговли.
30.ВП деятельность России в м/н организациях

Участие в деятельности основных межправительственных организаций и институтов - одна из важных составляющих комплексной реализации внешнеполитического курса нашей страны. Глобализация сделала мир еще более взаимозависимым. В этих условиях нельзя недооценивать значение м/н сотрудничества. Для России, расположенной в Европе и Азии важно формирование атмосферы сотрудничества на обоих направлениях.

Диалог с европейскими г-вами – традиционный приоритет ВП России. Важный инструмент ее реализации – Орг. по Безопасности и Сотр. в Европе (ОБСЕ). Ключевое значение для Ро на этом напр. им. отн-я с ЕС, как с важнейшим политическим и экон. партнером. Характер отношений определяется рамками Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Конкретные проблемы: учет интересов Ро в процессе расширения и реформирования ЕС. Г-ва ЕС – среди осн. партнеров в процессе переговором о присоединении Ро к ВТО.

Реально оценивая роль НАТО, Ро сотрудничает с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности в Европе. 1997-2002 действовал совет Ро – НАТО. В связис воен. действиями НАТО против Югославии Ро в 1999 заморозила отн-я с этой орг. 2002-возобновление деят-ти совета Ро-НАТО.

В 1996 Ро вошла в Совет Европы, присоединилась к реализации его целей: обеспечение большего единства европейцев путем уважения прав человека, демократии и верховенства закона.

Азия. Активизация участия Ро в основных интегр. структурах АТР – форуме Азиатско-Тихоок. Экон. Сотр-во (АТЭС), рег. форуме Ассоц. Г-в Юго-Вост. Азии (АСЕАН), в ШОС.
31.Участие России в ООН

ООН занимает особое место среди межгосударственных орг-ций. Россия является членом СБ ООН, активно участвует в обеспечение мира и безопасности. В частности, на данный момент в число приоритетных направлений работы ООН выдвинулась проблема борьбы с м/н терроризмом.

Также Россия последовательно отстаивает общепризнанные нормы м/н права, как основы современного миропорядка, ведет работу над развитием норм м/н права с учетом происходящих в мире изменений.

Позиция по соц-экон. проблематике: при всей важности антитеррор. задач ООН не должна уделять меньше внимания соц-экон проблемам, нерешенность которых во многом становится причиной конфликтов – негативные последствия глобализации, нищета, распостранение оружия, нарушение прав человека, тяжелой состояние окр. среды. В экол. сфере Россия наращивает сотрудничество с ООН в решении природоохранительных проблем России и СНГ.

Россия выдвигает инициативы в рамках ООН по таким вопросам, как защита прв соотечественников за рубежом, положение нац. меньшинств, борьба против нарушений прав человека, улучшение положения уязвимых категорий населения и т.д.

Россия принимает участие в работе специализированных учреждений системы ООН: МОТ, ЮНЕСКО, ВсемирОргЗдравоохр., группа Всемирного Банка, МВФ, МАГАТЭ. С 1992 Россия – член Всемирного Банка (в него входит МеждБанкРеконстрРазвития). ВБ – не только источник финансовых средств, но и инструмент передачи знаний.
32. Деятельность России в составе «Большой восьмерки»

Участие в “Группе восьми” – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, ускорение интеграции в мировую экономику, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны и укрепления ее государственности и демократических институтов. Работа в этом формате в последние годы трансформировалась в крупный самостоятельный участок внешней политики и становится все более важным компонентом деятельности Министерства иностранных дел РФ.

 Саммит в Санкт-Петербурге позволил России наиболее полно реализовать возможности, предоставляемые участием нашей страны в этом многостороннем механизме. Председательство в “восьмерке” позволило нам включить в повестку дня саммита в Санкт-Петербурге действительно важные для всего мирового сообщества проблемы, такие как обеспечение международной энергетической безопасности, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями. Прогресс на этих направлениях отвечает фундаментальным целям внутреннего развития самой России.

Сделаны крупные шаги в направлении обеспечения большей открытости и демократичности работы “восьмерки”, включая формат диалога с традиционными партнерами - Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и ЮАР, а также рядом крупнейших международных организаций, в частности – впервые за всю историю “Группы восьми” – Содружеством Независимых Государств.  Характер “Группы восьми” с вступлением в нее России качественно изменился: из эксклюзивного “клуба западных держав” он превращается в более представительный механизм. 

Успех российского председательства, необходимость наращивания взаимодействия с партнерами, в частности, в интересах реализации достигнутых в Санкт-Петербурге договоренностей, требуют скоординированных действий всех федеральных органов исполнительной власти, в частности МИД.

2. Периодизация вн.п. РО в 1999е-2000е
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации