Реферат. Нравственные основы и принципы этикета - файл n1.doc

Реферат. Нравственные основы и принципы этикета
скачать (121 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc121kb.26.08.2012 15:51скачать

n1.doc




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

На тему: “Нравственные основания и принципы этикета”

Выполнила:
Проверил:


Сочи, 2010


Содержание



Введение………………..…………………………………………………………………………… 3




  1. Нравственные основы этикета……………..……….………………………………….. 5


2. Основные принципы этикета……….…………… ……………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………………………… 15
Литература.…………………………………………………………………………………. ... 17

Введение


В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.

Этикет в современном его понимании немыслим вне этики. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.

Этикет – явление историческое. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты; вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения. Этикет – составная часть культуры человека и общества. В него входят требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение придается определенным нормам поведения.

С самых первых шагов человечество, чтобы выжить в борьбе с суровой природой, должно было объединить свои усилия. Личные интересы каждого нужно было согласовать, а порой и подчинять интересам племени, поэтому уже в первобытном обществе в процессе совместного труда вырабатывались определенные требования, нормы поведения, которым следовали все члены общества. Древнейшие своды правил поведения, дошедшие до нас, созданы 5 тыс. лет назад. В древнекитайской «Книге исторических преданий» перечисляются пять основных положительных человеческих качеств: мудрость, человеколюбие, верность, почитание старших, мужество. Нормы поведения отрабатывались столетиями и, в конце концов, слились в одно понятие «этикет» - кодекс поведения, совокупность норм и обязанностей, которым следуют люди в различных жизненных ситуациях.

Официально понятие «Этикет» вошло в обиход в 17-м веке, когда на одном из приемов во дворце Людовика XIV гостям были розданы описания правил поведения. В переводе с французского «этикет» означает «надпись», «ярлык», «порядок проведения определенных церемоний».

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России этикету также уделялось много внимания. Например, уже в XVI веке был создан свод правил поведения для горожан - «Домострой», а в эпоху Петра I была издана книга для дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где предписывалось быть вежливым и учтивым.

Конечно, со временем понятие этикета и его содержание во многом изменились, однако, по-прежнему этикет является совокупностью правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений – обхождение с окружающими, формы общения, приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым.

Основы этикета достаточно просты: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр. Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно. Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о нравственной природе этикета и определение его основных принципов на основании анализа соответствующей литературы. Литература по вопросам этики и этикета очень обширна, поскольку этика занимается вопросами нравственности, всегда волновавшими человечество, а правила этикета востребованы с практической и познавательной точек зрения.

1. Нравственные основы этикета.
Этикет в современном понимании рассматривается как «совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» (Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1989. – С.427).

Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы суть основа этикета. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.

Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые

высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Л.Н. Гумилев считает, что этика, как отношение сущего к должному, меняется при смене фаз этногенеза. В фазе подъема этноса этика заключается в безусловном подчинении индивида принципам системы, соответственно правила поведения (этикет в современном понимании) подробно рассматривали реализацию этического императива «будь тем, кем должен». Соответственно в фазе стагнации и дальнейшего упадка этноса правила поведения отражали прямо противоположный императив – «будь тем, кем хочешь ». Правила поведения были неписаными законами, однако известен письменный свод правил – Яса Чингисхана, - в котором примерно три четверти законов направлены на наказание людей, не оказавших помощи товарищу. Например, если монгол едет по степи, встречает того, кто хочет пить, и не даст ему напиться – смертная казнь; если он едет в строю и впереди едущий соратник уронил что-либо, а монгол не поднял и не отдал – смертная казнь (Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. – С.153). Соблюдение правил поведения, основанных на взаимовыручке и взаимопомощи, было необходимым условием существования монгольского этноса в то время; это один из немногих случаев в мировой истории, когда соблюдение нравственных норм законодательно регламентировалось.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных, общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятия чести, достоинства, скромность, терпимость, благожелательность и др. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свои особенности. Принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех он стоит на первом месте. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный

идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям. Человек, если и не любит ближнего, обязательно должен уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет, а правда не всегда бывает приятной.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Можно говорить о том, что при обучении этикету основной упор делается или на обучение технике, или на обучение нормам. При этом наблюдается следующая закономерность: для тех культур, в которых этикет не утерял связь с «корнями», где он тесно сопряжен с верованиями, религией, ритуалами, на первый план выходит обучение нормам. Там, где такие связи утрачены, внимание уделяется в основном внешней стороне поведения. Если в традиционном обществе этикет является непосредственной реализацией моральных ценностей, то в культуре современного европейского типа он чаще всего представляет набор технических приемов с примитивными формулировками типа: «Нужно делать так, потому что иначе — неприлично». Для носителя традиции изначален и наиболее значим даже не поведенческий текст сам по себе, а те механизмы, которые порождают текст и как бы остаются в его глубине: система ценностей, религиозные, нравственные, психологические и другие установки.

К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их

неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких

мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал «Спасибо» или «Пожалуйста» или не

отправил коллеге поздравление и др.

Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена

подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д. Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.

Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно

обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.

И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет

шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой. Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению - вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности. Недаром в настоящее время традиционные ценности – уважение к гостю, к старшим, к семье, к матери и пр. – сохраняются (как это ни печально для европейцев!) в высокоритуализированных социумах или этносах, таких, как кавказские народы, мусульмане или иудеи. Как члену фольклорной экспедиции в 1991 году автору этой работы довелось побывать в нескольких семьях русских староверов, живущих в среднем течении Енисея. Бытовой уклад и нормы поведения в этих семьях разительно отличаются от привычных нам. Уважение к старшим возведено в культ – за 2 – 3 часа интервью никто из сыновей (взрослых мужчин 40 – 60 лет) ни разу не вмешался в речь отца, не перебил, не попытался заполнить паузу, пока основной рассказчик собирался с мыслями, как только глава семьи поднимался с места, вставали все присутствующие. Отношение к нам (посторонним) приветливое, без излишней эмоциональности, манеры приятные, спокойные, речь ясная, с полным отсутствием грубых слов (для сибирской деревни явление небывалое!); высочайшее уважение к труду, к окружающей природе. Можно предположить, что дети, выросшие в таких семьях, усвоили традиционные нравственные ценности через строгие правила поведения в числе прочих воспитательных приемов. В то время как мы, не имевшие перед глазами таких примеров поведения, легко перебиваем старших, повышаем голос на родителей, не считаем нужным тщательно подбирать слова в разговоре и пр.

Всем известно без преувеличения волшебное действие улыбки на окружающих. Однако улыбка нужна не только другим, но и нам самим – она повышает настроение и работоспособность. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость, поскольку мимические мышцы теснейшим образом связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку. Современные исследования мозга человека говорят о том, что при каждом мышечном напряжении в мозге образуются новые связи, т.е. появляется новая информация. Можно предположить, что многие ритуалы этикета при постоянном их исполнении оказывают какое-то влияние на мышление. Во всяком случае, если ребенок, скажем, 200 раз согласно обычаю встанет при появлении старшего, то на 201 – й мысль об уважении к старшинству придет к нему в голову с большей вероятностью, чем к сверстнику, не проделывавшему аналогичный ритуал.

Среди граждан так называемых демократических стран, к которым себя относит и Россия, ритуальность утрачивает свое значение, на первый план выходит толерантность как признак свободного общества, зачастую в ущерб другим правилам поведения, прежде всего скромности. Мы полагаем, что в обществе, где ребенок воспитывается, в частности, на уважении к старшим, к родителям, реализуемом во многом через ритуалы, ему вряд ли придет в голову подавать в суд на свою мать за то, что она не позволяет завести домашнее животное (об этом случае сообщали электронные СМИ).

Итак, воспитанность, порядочность, этикетность конкретного индивида в конкретных обстоятельствах находятся в нерасторжимой культурной взаимозависимости с общей культурой и нравственными нормами. Нравственные же нормы понятны и неизменны, как правило, в религиозном обществе. Несомненно, что человек, всерьез задумывающийся о морали и этике, рано или поздно приходит к религии, находя в ней незыблемые истины. Такой путь характерен для крупнейших ученых и мыслителей всего мира и, в особенности, России: « Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, именно поэтому русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М.: Политиздат, 1991. – С. 240).
2. Основные принципы этикета.
К числу основных принципов следует отнести в первую очередь так называемое золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Важнейшими принципами этикета являются также приоритет старшего и приоритет женщины.

В современном этикете выделяют четыре основных принципа:

1. Принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев — вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности. Общие принципы культуры поведения конкретизируются в этих требованиях этикета. Быть вежливым – значит быть доброжелательным, приветливым. В реализации этого принципа важную роль играет речевой этикет, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу. Наличие готовых стереотипов поведения вообще и речевого поведения в частности избавляет человека от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения. С другой стороны, само разнообразие поведенческих тактик обеспечивается тем, насколько велик выбор стереотипов, т. е. какие возможности предоставляет человеку система этикета. В поведенческих стереотипах в обобщенном виде присутствует социальный опыт. С их помощью и через их посредство человек конкретизирует и типизирует не только ситуацию общения в целом, но и коммуникативные роли партнеров, в том числе и свою собственную роль.

При неприязненном личном отношении этикет требует быть как минимум корректным, уметь держать себя в рамках приличий в любых ситуациях. В известной голливудской комедии «Французский поцелуй» есть показательная в этом плане сцена в парижской гостинице. Прибывшая в Париж американка настойчиво, грубо и очень громко, привлекая всеобщее внимание, пытается получить у администратора конфиденциальную информацию, после серии вежливых отказов начинает бить кулаком по стойке, сильно мешая окружающим. Администратор, улыбаясь, произносит: «Благодарю Вас, мадам, за этот чарующий урок наших культурных различий».

Немаловажны мимика и жесты, особенно улыбка. В Японии, например, с недавних пор для работников метрополитена необходимо пройти тест на специальном аппарате, определяющем степень искренности улыбки в процентах. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Важны внимание, скромность, тактичность и деликатность. Как антипример, можно упомянуть современные российские СМИ, которые в большинстве своем абсолютно утратили эти свойства, многочисленные шоу зачастую обсуждают темы, даже упоминание о которых недопустимо в малознакомой компании с точки зрения этикета.

2. Принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих. Надо отметить, что в большинстве случаев, само зарождение норм этикета диктовалось целесообразностью. Можно в связи с этим вспомнить этикетное правило, согласно которому при рукопожатии мужчина должен снимать перчатку. Эта норма зародилась в средние века с их тревожной ментальностью, когда всякий незнакомый человек на дороге воспринимался как источник смертельной опасности. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что у него нет оружия и таким образом демонстрировал свое миролюбие. Так удавалось ослабить чувство тревоги, которое, как мы знаем сегодня, приводит к сильнейшему стрессу. Этой же цели служило этикетное правило, требующее при приветствии снимать рыцарский шлем: обнажение головы делало человека уязвимым, что так же показывало отсутствие у него агрессивных намерений.

Правила современного этикета по сравнению с требованиями аристократического (придворного) этикета разумны, просты и удобны. Там, где речь идет о костюме или приеме пищи, при незнании этикетных норм, можно руководствоваться целесообразностью. Как сесть в машину или на стул, куда положить сумку, как есть в ресторане тортильяс или суши, можно решить, представив себя со стороны. Если требуется рассадить гостей за столом, то здравый смысл подскажет развести подальше людей, не симпатизирующих друг другу.

В качестве примера реализации принципа целесообразности можно привести позволительные отступления от этикетных норм в отношении одежды. Так, даже строгий этикет государственных приемов допускает возможность при определенных условиях (жаркая погода, плохое самочувствие и пр.) ослабить галстук или снять пиджак, поскольку это целесообразно и не оскорбляет общественный вкус. Однако появившаяся в последнее время тенденция среди мужчин появляться на улице летом с голым торсом непозволительна с точки зрения этикета, поскольку нельзя в поведении руководствоваться только своими интересами, игнорируя окружающих, для которых полуобнаженный человек на улице неприличен, нескромен и часто просто неэстетичен.

3. Принцип красоты, или эстетической привлекательности поведения. Требования эстетической привлекательности поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.

Это тот принцип этикета, соблюдение которого дается большинству из нас (российских граждан) с трудом. Правилам поведения в различных ситуациях (в гостях, за столом, в театре и пр.) необходимо учиться с детства, наше же обучение красивому поведению, как правило, ограничивается информацией о том, что ложку нужно держать в правой руке и не лазить пальцем в нос на публике, полученной в детском саду. Эстетические требования к правилам поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.

В части эстетической привлекательности поведения большое значение имеет этикетная атрибутика, к которой относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

В частности, принцип красоты реализуется через явление моды. Мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. Мода тесно связана с образом жизни, экономическими и культурными условиями. Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависит от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.

Книжный и журнальный рынок России дает широчайшие возможности всем желающим ознакомиться с формальными правилами поведения и стиля, количество литературы на эту тему очень велико, ценовой диапазон широкий.

4. Принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время. При знакомстве с этикетом другого народа мы должны учитывать различие внутренней и внешней точек зрения. Одно дело, если структура моральных норм дается изнутри, и совсем другое - если с позиций другой культуры. В первом случае свое, как правило, оценивается положительно, во втором - картину нередко искажают обыденные, подчас субъективные представления о характерных чертах чужого народа. Наиболее характерными памятниками, отражающими внешнюю точку зрения, являются записки иностранных путешественников, внутреннюю - тексты типа Домостроя или современных пособий на тему «Как вести себя в обществе».

Этикет вообще наследует обычаи и традиции большинства народов. Из Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства, жители Скандинавии ввели правило предоставлять почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Из Древнего Египта пришел обычай красиво и бесшумно есть. Ряд известных этикетных норм являются исключительным национальным достоянием тех или иных народов. В Японии известным правилом является ритуальное извинение перед гостями за скудное угощение, хотя стол полон всяческих блюд. В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном. В Англии все беседы начинаются с обсуждений погоды.

Посторонний наблюдает чужое поведение нерасчлененно, без предварительно заданного деления на значимое и незначимое, выделяя не то, что наиболее важно с позиции носителя традиции, а то, что более всего отличается от привычных ему форм поведения. Для носителя же традиции изначальны и наиболее важны внутренние регуляторы поведения: система ценностей, религиозные, нравственные, психологические и иные установки.

Внутренняя точка зрения позволяет выявить этические, нравственные, религиозные, социальные и иные основы этикета, однако она чревата и определенной односторонностью: как человек, так и народ в целом склонны идеализировать свой образ; грамматика этикета при этом подменяет жизненную реальность. Отдельным поведенческим чертам, имеющим межэтнический характер, приписывается узконациональная принадлежность; предполагается, что они свидетельствуют о высоких нравственно-этических свойствах именно данного народа и тем самым ставят его выше других народов. Такое утверждение приоритета и превосходства своего образа жизни над чужим, характерное для многих народов мира, получило название этноцентризма.

Знание традиционной культуры поведения не только дает нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они ни казались на первый взгляд. Повседневное общение каждого народа имеет ряд особенностей. Например, на Западе, в Америке принято во всех случаях жизни казаться бодрым, здоровым, благополучным. Там при встрече не обсуждают состояние своего здоровья и не дают советов по лечению болезни. У русских жалостливость, участие к чужой беде - это черта национального характера, поэтому принято как жаловаться на жизнь, так и жалеть слабых, больных, неудачников. Зато разговор о погоде, в разных странах достаточно распространенный, в России считается настолько банальным, что допускается только в тех случаях, когда беседа рискует прерваться за неимением других тем.

В наш век активных путешествий по миру принцип уважительного отношения к обычаям страны становится особенно важным. Нюансов национального поведения, непонятных для русского, множество. Так, в Британии никогда не кладут руки на стол, держат их на коленях, нельзя обращаться за столом к незнакомым людям, если вы им не представлены. Женщинам нельзя делать комплимент "какое красивое у Вас платье", они сочтут это за величайшую бестактность. Шотландцев и ирландцев следует называть только британцами и ни в коем случае не англичанами. Во Франции никогда не оставляют еду на тарелках, ее нельзя демонстративно подсаливать и сдабривать специями, это может быть расценено как неуважение к тому заведению, где вы обедаете. В Германии в ресторанах и кафе не дают чаевых, они уже заложены в цены блюд. Во многих европейских странах, заказав такси, не принято садиться на переднее место женщинам. В Италии не принято ловить свободное такси. Если вы в отеле, то это сделает портье, если вы на улице, зайдите в ближайшее кафе и обратитесь к хозяину (эти услуги оказываются за умеренную плату). Платить таксисту в Италии принято строго по счетчику или чуть больше (итальянцы не уважают тех, кто сорит деньгами). Одним словом, любая страна имеет традиции, неуважение которых нежелательно. Перед поездкой в зарубежные страны следует познакомиться и с языком жестов. Особенно следует быть осторожным с языком жестов в арабском мире, где сложилась особая символическая культура, которой пользуются чаще, чем в Европе.

Повседневное общение каждого народа имеет ряд особенностей. Например, на Западе, в Америке принято во всех случаях жизни казаться бодрым, здоровым, благополучным. Там при встрече не обсуждают состояние своего здоровья и не дают советов по лечению болезни. У русских жалостливость, участие к чужой беде - это черта национального характера, поэтому принято как жаловаться на жизнь, так и жалеть слабых, больных, неудачников. Зато разговор о погоде, в разных странах достаточно распространенный, в России считается настолько банальным, что допускается только в тех случаях, когда беседа рискует прерваться за неимением других тем.


Заключение


Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Этикет органически связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др. Кратчайшая цель этикета – это создание красивого, удобного и достойного сосуществования людей, уважение к их недостаткам и слабостям и прикрытие их некоего несовершенства.

Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного – уважительного отношения к людям. Внешние формы поведения человека опосредованно связаны с моментами нравственного характера: созвучие слов "этикет" и "этика" — не случайное. Как известно, этика — философское учение о морали, которое регулирует взаимоотношения людей с точки зрения добра и зла, формирует духовный мир человека. Ее нормы и принципы не содержат практические рекомендации на все случаи жизни. Требования этикета, как известно, обусловлены в основном психологическими, гигиеническими, эстетическими и иными потребностями человеческой коммуникации. Они в значительной степени внеморальны, не ставят человека в жесткую ситуацию нравственного выбора между добром и злом, правдой и ложью. Они предлагают конкретные модели поведения в конкретных жизненных ситуациях: как вести светские беседы и пользоваться столовыми приборами, как со вкусом одеваться и дарить подарки, как устроить деловые переговоры и принимать гостей и т.д. Однако в них заложен глубинный нравственный смысл: в конечном итоге эти правила и нормы выражают уважение к личности другого. Этикет приобретает особую ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране чести и достоинства человека; этикет, охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, в общем и целом способствует развитию гуманистического содержания человеческих взаимоотношений. Эти формы могут быть не главными, но важными вехами нравственного взаимопонимания, подчеркивая доброжелательное, уважительное, внимательное отношение к душевному миру каждого человека, выражением деликатности в процессе взаимопроникновения этих миров.

Этикет порой может вступать в несоответствии с моралью, когда за показной вежливостью, изысканными манерами человека маскируется его глубоко безнравственная, эгоистическая сущность, что говорит о его духовной неполноценности, которая рано или поздно даст о себе знать. И наоборот, порой внутренне одухотворенные, порядочные и честные люди не знают элементарных норм этикетного поведения, теряясь и смущаясь даже в стандартных ситуациях (не могут подобрать соответствующий для официального мероприятия деловой костюм, пугаются от количества столовых приборов на праздничном столе, не знакомы с культурой приема тех или иных блюд, не умеют оформить деловую переписку и т.д.). Безусловно, идеальным вариантом является органическая взаимосвязь в человеке хороших манер и умения вести себя в обществе с духовной красотой и нравственными качествами. Духовный человек - это гармония души и тела, возвышенных мыслей и благородных поступков.

Современные правила хорошего тона просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или служебного положения. Современный этикет демократичен и не догматичен: он дает возможность выбора и творческого решения в неожиданных и нестандартных условиях.

Здание современного этикета возвышается на фундаментальных принципах, или духовных основаниях-смыслах, которые питают культуру общения, и усвоение которых позволит каждому отыскать верный путь в лабиринтах разнообразных жизненных обстоятельств и случаев. Таких оснований можно выделить несколько, и, прежде всего, это принцип гуманизма. Правила хорошего тона не даются индивиду от рождения. Культура поведения — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и самовоспитания, приобщения к основам цивилизационного общения. Знание и выполнение элементарных норм и требований хорошего тона намного облегчает современную жизнь, придает своеобразную одухотворенность человеческому общению, а личности — обаяние и привлекательность, помогает человеку чувствовать себя уверенно и естественно в любых ситуациях как делового, так и повседневного общения. Восточная поговорка гласит: "Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец". Деликатный, воспитанный человек, знающий правила хорошего тона, будет всегда чувствовать себя свободно, уверенно и естественно в любом обществе, в любых ситуациях, нравиться себе и другим своим безукоризненным внешним видом, красивыми манерами, умением общаться и находить контакт с любым собеседником или деловым партнером. Напротив, незнание этикетных норм, неумение вести себя в обществе, отсутствие умений и навыков культуры общения ставят человека в неудобные ситуации, стесняют сферу его свободы, формируют комплекс неполноценности и ущербности, ведут к росту конфликтов и противостояний.

Сегодня "светскость", "правила хорошего поведения", "красивые манеры", "этикет" — это не просто "этикетка" и "ярлык", а прежде всего "визитная карточка" воспитанного человека, на котором лежит огромная ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.
Литература:


1. Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции. – М.: Вече, 2005. – 400 с.

2. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 432 с.

3. Губин В.Д. Основы этики: учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 222 с.

4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.:

СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. – 416 с.

5. Гуревич П.С. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений. –

М.: ЮНИТИ, 2006. – 415 с.

6. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 271 с.

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.

8. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. – М.: Издательско-

торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 528 с.

9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. –

М.: Политиздат, 1991. – 368 с.

10. Редмонд М. Современный этикет. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 190 с.

11. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1989. –

447 с.

12. Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 640 с.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации