Курсовая работа - Лизинг и лизинговые операции - файл n1.doc

Курсовая работа - Лизинг и лизинговые операции
скачать (920 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc920kb.26.08.2012 15:36скачать

n1.doc

  1   2



Содержание.

Введение. 3
Глава 1. Введение в лизинг.

1.1 История развития лизинга. 6

1.2 Причины развития лизинга. 10

1.3 Практика и оптимальный способ применения лизинга.12
Глава 2. Характеристика и обоснование проблем, связанных с лизинговыми операциями.

2.1 Проблемы с возмещением НДС в лизинговых операциях. 15
2.2 Стадии, характеристика и проблемы осуществления лизинговых операций. 18
2.3 Технологии лизинга, инвестиций и потенциал роста рынка. 25
Глава 3. Лизинговая компания действующая на Камчатке.

3.1 Лизинговая компания «Инвест-Лизинг» на Камчатке и осуществляемые ей услуги. 35

Заключение 36

Приложение 40

Список литературы 43


Введение.
Рассмотрение данной темы я посчитала достаточно интересной, заключающей в себе различные операции по лизингу, а также статистические данные, помогающие более реально смотреть на развитие, проблемы, а также его достоинства и недостатки. В данной работе будет описана , непосредственно, история развития лизинга, раскрыты будут также причины его развития. И конечно же наиболее интересным пунктом будет описание применения лизинговых операций.

Так как в настоящее время возникает проблема с возмещением НДС, в работе будет более подробно рассказано об этой проблеме. Также главенствующее место будет уделено проблемам осуществления лизинговых операций. Будет описана технология лизинга и подробно раскрыт потенциал роста рынка. В последней главе работы будет представлена информация о лизинговой компании на Камчатке, предоставляемые ей услуги.

Для написания и раскрытия данной были использованы книжные пособия, экономические справочники, журналы по экономике и банковскому делу, где достойное внимание уделяется данной теме .

Выбирая тему, мной была поставлена цель понять в чем суть и смысл необходимости лизинговых операций, выделить проблемы осуществления лизинга, его последующее развитие и понять какую роль он играет на рынке, а также его необходимость, принадлежность и определить почему используют именно данную операцию.

Объектом изучения является сам лизинг и осуществляемые лизинговые операции.

В общем следует отметить, что общий механизм лизинга предусматривает предоставление арендодателем (лизингодателем) арендатору (лизингополучателю) имущества в пользование на определенный срок. За пользование имуществом лизингополучатель производит согласованные периодические платежи. При этом право собственности на имущество сохраняется за лизингодателем. По своему содержанию лизинг порождает отношения, подобные кредитным, и сохраняет сущность кредитной сделки. С другой стороны, по форме лизинг схож с инвестициями, так как лизингодатель и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной, а в производительной форме.

Дополнительная заинтересованность лизинговых компаний в том, чтобы деньги лизингополучателя находились в “своем” банке, заключается в том, что это выгодно самому банку, получающему от обслуживания нового клиента дополнительную прибыль, увеличивающего размер привлеченных средств. В качестве ответной меры банк может предложить лизинговой компании более дешевые кредитные ресурсы.

Перевод счетов в банк, являющийся партнером лизинговой компании может принести определенную выгоду и лизингополучателю, поскольку такое снижение рисков лизингодателя и повышение доверия к лизингополучателю позволяет ему не предъявлять дополнительных залоговых требований, в некоторых случаях лизингополучатель может уменьшить затраты на страхование своих финансовых рисков в пользу лизингодателя и т.д.

Объектами лизинга являются торговые предприятия (супермаркеты, универмаги), коммерческие и конторские предприятия, производственные здания и склады, станки и оборудование, оргтехника, транспортные средства ( легковые автомобили, автобусы, прицепы), самолеты и суда, средства связи и сигнализации. Основными арендаторами являлись предприятия обрабатывающей промышленности (31%), торговли (16%). В подавляющей части лизинговые операции связаны с новыми инвестиционными объектами. Лизинг сыграл значительную роль в планах многих японских корпораций по рационализации и экономии энергии. Сильный импульс развитию лизинга придает растущая автоматизация рабочих мест. Например, в Японии в сфере управления около 90% новых компьютеров и другого автоматического оборудования используется по лизингу. Все более активно используется лизинг населением (персональные компьютеры, видеоаппаратура, терминалы).

Экономическая политика государств, поддерживающих развитие лизинга в стране, была нацелена на подъем сбыта и производства за счет стимулирования инвестиций в основные фонды. Это и значительные налоговые скидки по инвестициям, и использование амортизационных льгот, и снижение таможенных пошлин на экспорт и импорт оборудования по лизинговым контрактам. Ряд стран спустя некоторое время отменило некоторые налоговые льготы, связанные с лизингом, что было вызвано побочным эффектом, при котором за лизинговую операцию выдавалась обычная сделка купли-продажи в рассрочку, так как появлялась возможность воспользоваться этими льготами. Это повлияло на незначительное снижение темпов его развития.

Авторы статей пишут о том, что основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет привлечение финансирования в такие сделки, при том, что привлечь финансирование на длительные сроки и без того трудно.
Глава 1. Введение в лизинг.
1.1 История появления лизинга.

Лизинг – слово английского происхождения, производное от глагола lease – брать и сдавать имущество во временное пользование. Лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: найдено несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга – они нашли свое отражение в Институциях Юстиниана. Как свидетельствуют историки, первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили, таким образом амуницию. Идея разделения права владения и права собственности известна с незапамятных времен, а рождение и распространение современного лизинга еще раз подтверждают, что все новое – хорошо забытое старое. Традиционно лизинг считается американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через океан в Европу в начале 60-х годов. Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед Стейтс лизинг Корпорейшн”. Опыт лизинговой деятельности у СССР появился только во время Второй Мировой войны, когда США поставляло СССР оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т.д. Именно тогда советские граждане впервые встретились с понятием лизинга (lend-lease). Однако сразу после войны слово “лизинг” исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия.Сами же лизинговые операции рассматриваются деловым миром, прежде всего, как новая форма сбыта продукции. Под лизингом подразумевают долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. Но это -не обычная аренда, а специфическая, приближающая лизинг к кредиту. Лизинг включает отношения купли-продажи и отношения аренды. Но стержнем отношений здесь является кредитная операция, а ключевой фигурой -лизинговая компания, которая оказывает арендатору финансовую услугу. Лизингодатель покупает имущество в собственность за полную стоимость, но не для себя, а для пользователя, который получает и использует это имущество, не выкладывая денежные средства единоразово, а периодически выплачивая за это соответствующие взносы. Следовательно, лизинг можно рассматривать как передачу имущества во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, то есть квалифицировать как кредит в основной капитал. Поэтому с экономической точки зрения лизинг есть специфический кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущества.

Лизинг представляет собой сравнительно молодой вид финансовых операций. Первые лизинговые сделки стали осуществляться в XIX в. Так, в Англии особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стала очевидна невыгодность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось все больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него опцион (право) на покупку, предоставлявшийся пользователю по истечении срока лизинга. Широкое распространение лизинг получил в США. Многие исследователи ведут отсчет истории лизинга с 1877 г., когда американская компания "Белл телефон К°" приняла решение о сдаче телефонных аппаратов в аренду.

Но отцом современного американского лизинга считается Генри Шонфельд. В 1952 г. он создал компанию для единственной конкретной сделки. Очень быстро он убедился в том, что эта форма таит в себе многие, еще не раскрытые возможности. Он стал организатором известной лизинговой компании "Юнайтед стейтс лизинг корпорэйшн". Вскоре появилось множество последователей Шонфельда, также открывших для себя преимущества получения доходов от сдачи имущества в аренду. Так, лизинг стал быстро осваиваться в странах континентальной Европы. Например, в 1962 г. была зарегистрирована первая немецкая лизинговая компания "Дойче лизинг ГМБХ". Развитие лизинга привело к появлению законодательных актов, регулирующих эти сделки. В Германии действует Федеральный закон о лизинге 1972 г. Так как лизинг обладает стимулирующим действием, как на производителей капитальных ресурсов, так и на их потребителей (развивающиеся фирмы, модернизирующиеся производства и т. д.), государственные органы ряда стран стали вводить различные налоговые льготы для этих сделок.

Предпринятые государствами меры по регулированию лизинговых операций и накопленный опыт способствовали значительному росту числа специализированных лизинговых компаний. Основным видом деятельности этих компаний стало приобретение различных капитальных ресурсов исключительно с целью их сдачи в аренду, т. е. лизинговые операции.

В начале образования первых лизинговых обществ в конце 50-х -начале 60-х годов дело продвигалось вперед с трудом. Быстрому росту лизинговых операций препятствовала неопределенность их статуса с точки зрения гражданского, торгового и налогового законодательств.

Лизинговый бум за рубежом начался в конце 60-х - начале 70-х гг. и был вызван рядом факторов, изменивших саму природу рынка:

• сменой приоритетов на рынке, рынок поставщика сменился рынком потребителя;

• появлением некоторой новой парадигмы экономического мышления, в соответствии с которой потребители стали все чаще отделять понятие права собственности на имущество от возможности пользования им. Производители все больше начали убеждаться в том, что их основная цель заключается не в накоплении активов, а в том, чтобы что-то производить.

• ускорением научно-технического прогресса, создание оборудования с высокой степенью морального старения. Научно-техническая революция вызвала повышение уровня автоматизации и механизации процессов производства и управления, что повлекло за собой значительный рост капиталовложений в наукоемкие производства и резкую смену основных производственных фондов;

• падением объемов сбыта наукоемкой продукции, в связи с резким сокращением жизненного цикла товара;

• падением объема инвестиционных вложений и поиск новых форм и методов;

• возрастанием роли производственных услуг. В условиях конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится наряду с улучшением технических характеристик товара предоставление льготных условий финансирования, на основе которых он предлагается потребителю;

• поиск новых способов образования первичного капитала для малого бизнеса.

Лизинг стал одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающий пользователям доступ к самой передовой технике и позволяющий разрешить ряд проблем между необходимостью ее использования в производственном процессе в условиях обостряющейся конкуренции, достаточно высокой стоимостью при условии покупки в собственность единоразово и быстрым темпом ее морального старения.

Основными поставщиками лизинговых услуг являлись промышленные компании, однако в последнее время все большую роль приобретают многие другие предприятия, не имеющие отношения к созданию техники. В первую очередь это банки и прочие финансово-кредитные институты. Наряду с покупкой оборудования по просьбе клиентов и сдачи его в аренду финансовые учреждения нередко занимаются финансовым посредничеством при осуществлении лизинговых операций. Через лизинговые операции происходил переток ссудного капитала в действующий. Лизинг для банковского капитала -продолжение курса на диверсификацию операций и активный поиск потребителей. Лизинг стал выгодным способом вложения капитала, позволяющим достаточно эффективно размещать свободные денежные активы. Все более возрастает роль дочерних фирм или отделений промышленных и торговых компаний. Лизинговые фирмы стали специализироваться на лизинге определенного вида оборудования и ориентироваться на узкий участок рынка, обслуживать любой или только малый бизнес.

1.2 Причины развития лизинга

Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, что вполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовый лизинг. Российские промышленники и банкиры были увлечены созданием финансово-промышленных империй и получением баснословных доходов по государственным облигациям. Теперь они проявляют все больший интерес к инвестициям в средства производства российской индустрии. Российские фирмы вынуждены упорядочивать свою бухгалтерскую систему, сталкиваясь с ужесточением фискального давления и с необходимостью предоставлять потенциальным отечественным и иностранным инвесторам финансовые отчеты, прошедшие аудиторскую проверку. Налоговые льготы для лизинговых платежей и забалансовый учет финансирования – этим двум принципам, привлекательным для лизингового финансирования во всем мире, в России придают большое значение и они, вероятно, останутся в силе после принятия нового Налогового кодекса. Основными причинами, сдерживающими дальнейшее развитие лизинга в России, эксперты называют следующие проблемы:

  1. терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов; ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей);

  2. таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза и вывоза товаров);

  3. барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);

  4. несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для лизингополучателя);

  5. неразвитость арбитражного процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств лизингополучателем);

  6. методологические трудности в определении поля регулирования для федерального закона "О лизинге";

  7. искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;

  8. недостаточно высокий спрос на предложения о лизинге ввиду продолжающегося спада в экономике;

  9. ухудшение условий для окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации предприятий – главных источников лизинговых платежей);

  10. слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются). Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения лизинговой деятельности можно отнести проблемы с определением кредитоспособности партнеров и с адекватностью финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых финансовых ресурсов у некоторых российских лизинговых компаний.


1.3 Практика и оптимальный способ применения лизинга.
Лизингу достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему, хотя его развитие, как и становление всей отечественной экономики, идет непросто. Ряду наших ведущих лизинговых компаний во многом удачно удалось перенять опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями, где сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, считающихся одной из наиболее сложных разновидностей банковской деятельности.

Наиболее существенными выгодами от получения оборудования по лизингу являются: возможность применения механизма ускоренной в 3 раза амортизации; сокращение налога на имущество, налогооблагаемой базой для которого становится быстро уменьшаемая остаточная стоимость оборудования; отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя, позволяющие снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, тогда как при покупке оборудования за счет полученного кредита выплата процентов за пользование финансовыми ресурсами более чем наполовину осуществляется за счет прибыли предприятия, остающейся после налогообложения.

Благополучными для развития российского лизинга были 1996, 1997 гг., первая половина 1998 г. Отечественные и зарубежные банки, крупные производители, а также поставщики машин и оборудования всерьез стали обращать свое внимание на возможность применения в России высокоэффективного финансового инструмента — лизинга. Этот период отличается образованием большого количества лизинговых компаний. Годовой объем стоимости заключенных лизинговых договоров достиг 1 млрд. долл. Однако этот показатель явно недостаточен для нашей страны. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет 1,5 %, в то время как в ряде стран этот показатель достигает 30 %.

Количество компаний, получивших лицензии на право осуществления в России лизинговой деятельности, к началу 1999 г. равнялось 823. Из них — 753 резидента и 70 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. Правда, реально действующих компаний-резидентов и нерезидентов на российском лизинговом рынке насчитывало около 200.

Под финансовым лизингом понимается такой вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Исходя из этой формулировки финансовый лизинг характеризуется следующими основными чертами:

— лизингодатель закупает имущество для последующей передачи его в лизинг не на свой страх и риск, а по указанию лизингополучателя;

— кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке участвует третья сторона — продавец объекта сделки;

— продолжительным периодом лизингового договора, соизмеримым со сроком амортизации или превышающим его;

— невозможность завершения договора и перехода права собственности до выплаты лизингополучателем полной суммы.

Из определения следует, что нельзя в договоре устанавливать срок лизинга, по продолжительности несколько меньший периода амортизации, как это делается везде за рубежом и в России. Например, в США для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, в числе прочих предусматриваются два .норматива: период лизинга не превышает 80 % срока службы оборудования; в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость не менее 20 % от его первоначальной стоимости.

Расчеты показывают, что финансовый лизинг — более выгодный способ приобретения оборудования по сравнению с его покупкой за счет полученного кредита или собственных средств. Так, по оценке специалистов компании "Инкомлизинг", при сроке лизинга в 5 лет экономичность лизинговой схемы по сравнению с кредитной составляет 10,6%, а по сравнению с покупкой за счет собственных средств достигает 14 %. В Промстройбанке России подсчитали, что лизинг выгоднее кредита со сроком свыше двух лет на 17 и более процентов. При обосновании экономической целесообразности создания компании "РусЛизингСвязь" было установлено, что новая схема позволит снизить цену закупаемого оборудования на 15 % по сравнению с нынешней формой поставок в виде товарного кредита. По расчетам компании "Интерлизинг", проводимые ими вделки обходятся клиентам на 7 % дешевле по сравнению со схемами приобретения оборудования за счет кредита.

В консультационно-внедренческой компании "Гарантинвест" с помощью специально разработанной компьютерной экспертной системы "Лизинг и рассрочка" в ходе проектирования создания крупной лизинговой компании была определена выгодность лизинга автотранспортных средств по сравнению с их приобретением за счет кредита. Вариантные расчеты показали, что преимущество лизинга составляло от 8 до 16 %. Конечно, все эти показатели зависят от стоимости кредитных ресурсов, срока лизинга, периодичности платежей, величины аванса, размера остаточной стоимости, по которой будет выкупаться оборудование в конце срока лизинга.


Глава 2. Характеристика и обоснование проблем, связанных с лизинговыми операциями.
2.1 Проблемы с возмещение НДС в лизинговых операциях.
Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в

первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Ситуация с компанией

"Ханса Лизинг" стала лишь наглядным примером того, насколько действия ФНС способны осложнить ведение лизингового бизнеса в России. Масштаб же этого бедствия гораздо шире.

В двух словах, суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета. Результаты анализа арбитражной практики, проведенного ассоциацией "Рослизинг", показывают, что в судебных делах по вопросу возмещения НДС суд в 2005_2006 гг. в 80% случаев принимал решение в пользу лизинговой компании. Однако это е меняет позиции налоговой службы и претензии постоянно возобновляются.

Наиболее наглядно негативное влияние этой проблемы видно на примере сделок возвратного лизинга (именно эти сделки больше всего подвергаются нападкам налоговых органов). Сегмент возвратного лизинга с 2005 года демонстрирует устойчивое падение ( график 1) на фоне общего роста рынка лизинга. Если бы сделки возвратного лизинга не были особенно подвержены нападкам налоговиков и росли бы в соответствии со средним темпом роста рынка, в 2005 году было бы заключено сделок возвратного лизинга на 205 млн. долл. больше, а в 2006 (за весь год) – на 430 млн. долл. больше. Ситуация с возвратным лизингом демонстрирует, сколь велико и опасно может быть влияние налоговых органов на рынок лизинга.
График 1

Стоимость новых сделок возвратного лизинга.


По данным опроса ассоциации "Рослизинг", размер невозмещенного НДС у ряда крупных лизинговых компаний составляет от 5 до 20% их выручки. По нашей оценке, суммарный объем невозмещенного

из бюджета НДС достигает 300 млн. долл. В действительности ущерб от невозмещенного НДС гораздо выше этой суммы. Дело в том, что выручка – это основной показатель, на который ориентируются инвесторы при финансировании лизинговых компаний (капитал большинства лизинговых компаний очень мал и редко принимается во внимание инвесторами). По статистике (графики 3 и 4), на каждый рубль выручки в течение года приходится 1,84 рубля нового бизнеса. Поэтому 300 млн. долл. Не возмещенного НДС фактически означают 552 млн. не созданного нового бизнеса в течение года.

Таким образом, можно оценить, что действия налоговых органов не позволили лизинговым компаниям заключить сделок на сумму около 1 млрд. долл.

(552 млн. несозданного нового бизнеса и 430 млн. незаключенных сделок возвратного лизинга). Иначе объем рынка мог бы составить в 2005 году 12 млрд. долл. (прирост к 2005 году – 33%). Косвенный урон состоит в снижении интереса зарубежных инвесторов к российскому рынку лизинга.

Самое абсурдное состоит в том, что действия налоговых органов не только вредны для рынка лизинга, но и неэффективны с точки зрения бюджета. Ведь лизинг, как любой инвестиционный механизм, обладает эффектом мультипликатора с точки зрения создания ВВП. По оценке, 1 млрд. долл. лизинговых инвестиций может создать в течение года до 2 млрд. долл. ВВП. Такое увеличение ВВП привело бы к соответствующему росту налоговых поступлений в бюджет от предприятий-получателей лизинговых инвестиций, от самих лизинговых компаний, от поставщиков оборудования и других сторон сделки. Уже в перспективе нескольких лет эти налоговые поступления превысили бы объем невозмещенного НДС, не говоря уже о других позитивных эффектах для экономики.



    1. Стадии, характеристика и проблемы

осуществления лизинговых операций.
Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.
Первая стадия – это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных

инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок – рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем

развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые – на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка1.

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение
присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Другое направление развития рынка – количественный рост новых сегментов рынка или тех сегментов, которые сейчас развиты незначительно. Решающую роль в освоении новых сегментов рынка, хотя и косвенным образом, могут сыграть опять же иностранные инвестиции. Ведь структура рынка по видам предметов лизинга – это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных

для лизинговых инвесторов (за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга).
График2

Суммарная стоимость сделок 121 лизинговой компании по видам объектов лизинга за 2005 год.


На первых местах – автотранспорт и железнодорожный подвижной состав – наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям бизнеса они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре начнут и вытеснять их.

Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другое свое преимущество: хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Сегменты, имеющие наибольший рыночный потенциал в этом контексте – это лизинг строительной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники, пищевого, машиностроительного, технологического, полиграфического, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного, лесозаготовительного оборудования, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментов обусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов в большинстве из них, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования в большинстве из названных сегментов. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования. Помимо этого, следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это сегмент лизинга зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей.

Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает ничтожную долю на рынке лизинга – около 1%, суммарный объем сделок составляет 100 млн. долл., в то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17% рынка. Всего в 2004 году сделки лизинга недвижимости в Европе были заключены на сумму 37,5 млрд. евро.

Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей на данный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет привлечение финансирования в такие сделки, при том, что привлечь финансирование на длительные сроки и без того трудно.

В итоге, пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах, еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговых компаний. Однако при реализации описанного сценария, связанного с вытеснением российских лизингодателей иностранцами из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы лизинговых компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это в свою очередь облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости.

Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, "лизинг инфраструктуры" и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США может составлять до миллиарда долларов. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен достаточно мало.

Систематически такие сделки осуществляет лишь "Росагролизинг", передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", и компания "Авангард Лизинг", построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией "Росдорлизинг" в 2006 году был построен асфальтобетонный завод.

Лизинг энергетического оборудования сдерживается незавершенностью реформы РАО "ЕЭС", хотя потенциал этого направления очень велик, учитывая высокий уровень износа энергетических фондов и заявленное президентом стремление сделать Россию ведущей энергетической страной. Лизинговые компании имеют опыт успешных сделок с энергетическим оборудованием, в частности, крупнейшая сделка по поставке компанией "ИР Лизинг" Бурейской ГЭС гидравлических турбин и гидрогенераторов на сумму 59 млн. долл. Возможности развития лизинга судов связаны сейчас прежде всего с осуществлением заявленной Минпромэнерго концепцией по развитию отечественного судостроения, в рамках которой планируется поддерживать лизинговое финансирование судостроения.

Можно выделить еще один сегмент с хорошим потенциалом, практически не развитый сейчас, – это лизинг оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развития этого сегмента в России является ограничение в Законе "О лизинге", указывающее, что предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга) при том, что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации в качестве лизингополучателей приходится 5% всех лизинговых сделок (2,36 млрд. Евро).

На фоне роста конкуренции можно ожидать роста интереса лизинговых компаний к этим сегментам и соответствующих попыток изменения законодательства.

Еще одно потенциально сильное направление – это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом и поэтому в соответствии с законодательством не может становиться объектом лизинга.

2.3 Технологии лизинга и инвестиций, потенциал роста рынка.
9 месяцев, прошедшие с начала 2006 года, внешне были сравнительно спокойными для российского рынка лизинга. Хотя в рейтинге лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2006 года произошли значительные передвижения по сравнению с рейтингом по итогам 2005 года. Большинство этих передвижений было довольно предсказуемым. Лидерство в рейтинге удерживает ОАО "Лизинговая компания"Магистраль Финанс", выигравшая тендер ОАО "РЖД". С третьего на второе место поднялась компания "Росагролизинг", активизировавшая свою Деятельность в связи с реализацией приоритетного нацпроекта "Развитие АПК". Значительно усилила свои позиции компания "КРК Лизинг", поднявшись с 26го места по итогам 2005 г. на 12е. Особенно успешно работали в первом полугодии также компании "РБ Лизинг" (поднялась с 16го на 6е место) и "ММБ Лизинг" (с 12го на 5е). Петербургская лизинговая компания, пережившая резкий подъем в 2005 году в связи с заказом Мострансавто (15е место), по итогам полугодия опустилась на 59е место. Динамичное развитие продолжила компания "Локат Лизинг Руссия", поднявшись с 27го на 19е место. Единственной неожиданностью стало падение компании "Ханса Лизинг" – крупнейшей лизинговой компании с иностранным капиталом – с 4го места на22е. Это произошло вследствие проблем с возмещением НДС, в результате чего акционеры компании приняли решение приостановить заключение новых сделок в России. При относительном спокойствии рынка его прирост за полгода в долларовом выражении составил 21%.

Если этот же темп прироста сохранится и по итогам года, можно будет констатировать самый низкий темп прироста рынка за всю историю его существования (табл. 1).

Такая ситуация особенно настораживает на фоне значительного неттопритока иностранного капитала в Россию в первом полугодии 2006 года, о котором оптимистично отрапортовали представители Центробанка и Минфина.

Таблица 1

Объемы и темпы роста российского рынка лизинга в 1998-2006 гг.




1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006


Объемы рынка в млрд. долл.

1,4

0,4

1,2

1,7

2,5

3,9

6,4

9

10,9

Прирост к предыдущему году

н/д

Спад в

3,5 раза


20%

42%

47%

56%

64%

41%

21%

По итогам первого полугодия 2006 года суммарный объем нового бизнеса 114 компаний-участниц исследования составил 100,7 млрд. руб., без НДС. Если предположить, что распределение новых лизинговых сделок, заключенных в течение года, равномерно, то по итогам 2006 года суммарный объем нового бизнеса составит 201,5 млрд. руб. (график 3).

График 3Г

График 3

Объем нового бизнеса лизинговых компаний.



График 4

Размер капитала и резервов лизинговых компаний.

Бизнес 114 компаний, предоставивших нам информацию о своей деятельности, составляет 79% рынка лизинга. Суммарный объем новых сделок лизинга компаний-участниц исследования за первое полугодие составляет 4,29 млрд. долл. США (включая НДС). За год при равномерном росте этот показатель достигнет 8,58 млрд. долл. Еще сделки на сумму около 2,3 млрд. долл. за год заключат компании, не принявшие участие в исследовании. Таким образом, по итогам года объем всего рынка лизинга может составить 10,9 млрд. долл. США.

Собранные данные позволяют уточнить оценку объема рынка по итогам 2005 года. По уточненным данным, суммарный объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составил 9 млрд. долл. (с НДС), из них 6 млрд. долл. – это сделки компаний-участниц исследования и около 3 млрд. (33% рынка) – бизнес компаний, не принявших участия в исследовании. Следовательно, по итогам 2005 года доля лизинга в ВВП составила 1,1%, а в инвестициях в основные средства – 7,1%.

Прирост всего рынка лизинга составит 21,1% в 2006 году в долларовом выражении (при том же темпе роста во втором полугодии 2006 года, что и в первом), несколько меньше, чем по компаниям-участницам нашего исследования.2

Таблица 2

Крупнейшие лизинговые компании по размеру капитала.


Место

Название лизинговой компании

Размер капитала и резервов

на 01.07.2006


Место

Название лизинговой компании

Размер капитала и резервов

на 01.07.2006


1

ОАО "Росагролизинг"

20 095,8

12

ЗАО ФК "Балтинвест"

529,6

2

ОАО "Ильюшин Финанс Ко."

6 243,2

13

ОАО "Лизинговая компания "Магистраль Финанс"

528,3

3

ОАО "РТКЛИЗИНГ"

4 624,0

14

ООО "Каркаде"

513,6

4

ЗАО "ЦЕНТРКАПИТАЛ"

2 309,8

15

ООО "ММБЛизинг"

498,2

5

ОАО "АвангардЛизинг"

2 268,0

16

ООО "ВЕЙТУС"

458,9

6

ООО "Ханса Лизинг"

1 026,7

17

ООО "РЕСОТРАСТ"

445,2

7

ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ"

1 025,6

18

ЗАО "Московская лизинговая компания"

441,9

8

ЗАО "Европлан"

1 001,1

19

ЗАО "ДельтаЛизинг"

377,2

9

ЗАО "РГ Лизинг"

729,5










10

АЛК "Промсвязьлизинг"

594,7










11

ООО "Райффайзенлизинг"

541,2

20

ООО "Лизинговая компания "Скандинавия"

337,8


Новые данные позволяют также уточнить прирост рынка в 2005 году. По показателям 114 компаний,3, суммарный прирост нового бизнеса в 2005 году составил 31%, а лизинговых платежей – 39%. Показатели 121 компании, принявшей участие в нашем исследовании, по итогам 2005 года существенного отличались: темп прироста нового бизнеса и выручки 2005 к 2004 году составлял 74 и 76%, соответственно. Прирост всего рынка в 2005 году по объему нового бизнеса составил 41%.

Чтобы определить, достиг ли рынок лизинга своих пределов, сначала надо выяснить, каковы вообще пределы роста рынка лизинга в России. Ответить на этот вопрос можно с помощью международных сопоставлений.

В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и его доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга по итогам 2005 года эти показатели составляют 1,1% и 7,1%, соответственно. Значения этих показателей выросли более чем в два раза с 2001 года, когда они составляли 0,5% и 3%. Тем не менее в международном сопоставлении доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.

Доля лизинга в ВВП и инвестициях не является константой и зависит прежде всего, от потребности страны в обновлении основных фондов, от развитости законодательства и инфраструктуры лизинговой деятельности, а также от уровня развития альтернативных финансовых инструментов. Например, в США доля лизинга в инвестициях составляет 30%, в Германии – 15,7%, во Франции, Великобритании, Японии – около 9%.

Наиболее высокая доля лизинга в ВВП наблюдается в развивающихся странах (большинство из них –страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью в обновлении основных фондов по сравнению с развитыми странами. Максимальное значение этого показателя в Эстонии –5,17%, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%.Нигде в мире доля лизинга в инвестициях не превышает 30% (США), а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%. Исторический максимум (по данным London Financial Group) отмечался в 1985 году в Австралии (35,8%).

По мнению авторов, ряд фундаментальных факторов, определяющих спрос на лизинговое финансирование со стороны российских предприятий, позволяет предполагать, что лизинг в России способен приблизиться к обозначенным выше максимальным показателям.3 Во-первых, высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики, доступных для лизингового финансирования. Во-вторых, рост малых и средних предприятий – основных клиентов лизинговых компаний – опережает средний рост ВВП. Сюда можно добавить и то, что небольшие предприятия, выходящие из "тени", также зачастую обращаются к лизинговому финансированию. Таким образом, рост потенциальной клиентской базы лизинговых компаний заметно опережает средний рост ВВП.

В третьих, – это слабость банковской системы в отношении финансирования реального сектора экономики. Прирост кредитов нефинансовым предприятиям последние годы составляет 12_14%.Это вызвано большей привлекательностью для банков других сегментов – операций на рынке ценных

бумаг, с недвижимостью, потребительского кредитования. Другим сдерживающим фактором для банков служит довольно обременительное регулирование Банка России.

В четвертых, специфические преимущества лизинга, позволяющие успешно управлять более высокими кредитными рисками. Но нельзя забывать и о налоговых льготах, обусловливающих повышенную привлекательность лизингового финансирования.

Для достижения максимальных показателей – 5% от ВВП и 30% от инвестиций – суммарный объем российского рынка лизинга должен увеличиться еще не менее чем в пять раз. Это может произойти при сохранении текущих темпов роста ВВП и инвестиций и при ежегодных темпах прироста рынка лизинга 40%. Например, при достаточно консервативном прогнозе ежегодного прироста рынка лизинга в 20% в течение ближайших десяти лет (считая с начала 2006 и до конца 2015 года), рынок мог бы вырасти более чем в шесть раз, до 55,7 млрд. долл. При сохранении существующих темпов прироста ВВП (6% в год) и инвестиций в основные средства (12% в год) через 10 лет доля лизинга в ВВП могла бы составить 3,9%, а в инвестициях – 14%. То есть даже еще не достигнуть предельных значений в 5 и 30%.

Таким образом, как количественный, так и фундаментальный анализ говорит о том, что спрос на лизинговое финансирование в нашей стране еще далек от насыщения.

По итогам 2005 года ситуация на рынке лизинга представлялась весьма благополучной. Основным источником оптимизма послужил выход на российский рынок целого ряда иностранных лизинговых компаний и значительные успехи иностранцев, вышедших на рынок несколько раньше. В 2006 году мы ожидали еще большего числа выходов иностранных компаний на российский рынок, а также ожидали, что иностранцы заметно потеснят российские компании в верхушке рейтинга.

Причины для столь высокого интереса иностранного капитала к российскому рынку лизинга кроются, на наш взгляд, в том уникальном положении, которое к 2005 году заняла Россия на мировом рынке лизинга. По итогам 2005 года Россия с объемом рынка лизинга 9 млрд. вошла в число десяти крупнейших стран мира по объему рынка лизинга, опередив Австрию (6,9 млрд. долл.) и Австралию (7,45 млрд. долл.)

Уже сейчас российский рынок лизинга является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия – единственная в десятке мировых лидеров. Остальные девять стран – развитые. И помимо этого, Россия демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост рынка лизинга. С 2000 по 2005 год прирост российского рынка лизинга составлял от 40 до 70% ежегодно, в то время как средний рост мирового рынка за десять лет с 1994 по 2004 год составлял 5,5% ежегодно. За эти 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 70%. Российский же рынок лизинга только за 5 лет с 2000 по 2005 год вырос в семь с половиной раз, с 1,2 до 9 млрд. долларов (табл. 1).

Совокупность этих факторов позволяет говорить о том, что для крупных иностранных лизингодателей Россия на данный момент является самым привлекательным рынком для инвестиций. Это особенно актуально в контексте перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков лизинга в основных регионах – традиционных экспортерах лизингового капитала: США, ЕС, Японии.

Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций – Китай, Индия и Бразилия – в данном случае заметно уступают российскому лизинговому рынку. Рынки лизинга Китая (2,4 млрд. долл.) и Индии (700 млн. долл.) не обладают серьезным размером с точки

зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала. Рынок лизинга Бразилии с объемом 4,75 млрд. долл. пока тоже заметно уступает российскому. На этом фоне Россия представляется наиболее привлекательным рынком для масштабных лизинговых инвестиций. Если на быстрорастущих рынках лизинга Латинской Америки традиционно сильны позиции лизинговых компаний США, которые планируют и дальше расширять там свое присутствие, то для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы российскому рынку просто нет. Важную роль играет и ментальная, и территориальная близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.

Дополнительную привлекательность российскому лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивает благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, к тому же построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Важную роль играет и крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес, а так же инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Общий значительный рост притока иностранных инвестиций в Россию с начала 2006 года также создает благоприятный фон для лизинговых инвестиций.

Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ.

Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке – ЮАР, в Юго-Восточной Азии – Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг не только в сторону освоения российского рынка, но и в сторону освоения рынка всего региона СНГ и Восточной Европы.

В 2005 году на российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийский "ФБ Лизинг", итальянский "Локат Лизинг Руссия" (при UniCredit), нидерландский "ИНГ Лизинг", французский "Arval" (при BNP Paribas), латвийский "Парекс Лизинг", нидерландский "Транспорт Лиз", учрежденный компанией "Taxi Lease International B.V.", немецкий "ЦХГ Меридиан", дочка крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG, "Хендэ Лизинг", занимающейся продвижением техники Hyundai. Сильные позиции в первой двадцатке рейтинга заняли недавно созданные "Ханса Лизинг" и "Брансвик Рейл Лизинг".Но в 2006 году появление и развитие иностранных лизингодателей в России приостановилось. И это легко объяснимо в контексте истории с компанией "Ханса Лизинг". Источником проблем стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Проблемы с возмещением

НДС оказались столь значительными для компании "Ханса Лизинг", что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Это происшествие с крупнейшей в России лизинговой компанией с иностранным капиталом определенно стало холодным душем для многих иностранных лизингодателей, готовившихся начинать здесь бизнес.

В связи с этим надо полагать, что многие из иностранных инвесторов заняли сейчас выжидательную позицию: ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций

в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.4

А более локально – сможет ли российский рынок лизинга продолжить устойчивый рост, поскольку только привлечение иностранных инвестиций способно стать залогом такого роста.
Глава 3. Лизинговая компания действующая на Камчатке.
3.1 Лизинговая компания «Инвест-Лизинг» на Камчатке и осуществляемые ей услуги.
На Камчатке существует такая лизинговая компания как "Инвест-Лизинг»

Представитель ЗАО "Инвестиционная компания "ФИНАМ": ООО "Инвест-Лизинг».

Обратившись к специалистам местного центра, клиент может заключить договор на брокерское обслуживание, получить консультации по вопросам купли-продажи акций и возможностей работы на рынке ценных бумаг.

С 2000 года клиенты в регионах получили возможность совершать сделки через систему интернет-трейдинга QUIK. Также, по желанию клиента, ему могут быть предоставлены специализированные программные пакеты для анализа движения цен в режиме intraday, котировки в режиме real-time, информационно-справочные ресурсы, аналитические обзоры рынков и многое другое, необходимое для успешной работы. При желании клиента работать дома, на его компьютере устанавливается система интернет-трейдинга QUIK и пакет необходимых аналитических программ.

Услуги ЗАО "Финам":




Заключение.
Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента. Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.Лизинг получил широкое развитие не только потому, что имел ряд преимуществ, которые заложены в самом лизинге как методе сбыта продукции и инвестирования, но также и тем, что на этапе становления лизингового бизнеса, во многих странах государство оказывало ему мощную поддержку в одинаковой степени как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В налоговом законодательстве этих стран нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров. Значение этого фактора в области планирования инвестиций и финансирования в европейской экономике резко возросло. Россия представляется наиболее привлекательным рынком для масштабных лизинговых инвестиций. Процесс лизинга выражает комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с движением имущества между участниками лизинговой операции. Поэтому лизинг, как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Одни специалисты анализируют лизинг с помощью традиционных институтов гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения и т.д. Другие утверждают, что сложность и оригинальность лизинговых отношений дает основание рассматривать их как особые отношения. В некоторых случаях предметом анализа становится весь комплекс отношений, в других – только договор о передаче оборудования во временное пользование с правом последующей покупки (если такое условие включается).Договор о передаче оборудования во временное пользование (собственно договор лизинга) как один из элементов комплекса действительно имеет много общего с договором аренды. Оба договора опосредуют отношения по передаче оборудования во временное пользование, но отличаются субъектный состав, содержание договоров, наличие в договоре лизинга элементов договора купли-продажи и пр.Экономическая политика государств, поддерживающих развитие лизинга в стране, была нацелена на подъем сбыта и производства за счет стимулирования инвестиций в основные фонда. Это и значительные налоговые скидки по инвестициям, и использование амортизационных льгот, и снижение таможенных пошлин на экспорт и импорт оборудования по лизинговым контрактам. Ряд стран спустя некоторое время отменило некоторые налоговые льготы, связанные с лизингом, что было вызвано побочным эффектом, при котором за лизинговую операцию выдавалась обычная сделка купли-продажи в рассрочку, так как появлялась возможность воспользоваться этими льготами. Это повлияло на незначительное снижение темпов его развития. Тем не менее, в настоящее время, лизинговые операции играют немаловажную роль в производственном инвестировании. Развитие лизинга оценивается как положительный фактор для повышения конкурентоспособности страны в свете создания объединенного рынка ЕЭС.

Тем не менее, в настоящее время, лизинговые операции играют немаловажную роль в производственном инвестировании. Развитие лизинга оценивается как положительный фактор для повышения конкурентоспособности стран в свете создания объединенного рынка ЕЭС.

Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет определить шесть стадий развития рынка лизинга в стране. Описание этих стадий хорошо очерчивает тот путь, который частично уже пройден, а частично предстоит пройти российскому рынку лизинга. Сейчас рынок лизинга находится на третьем этапе. На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных

инвестиций.

Многие сложности современного лизинга связаны с соединением в этом институте элементов вещного и договорного права.

Несколько лет назад в различных секторах российской экономики не существовало серьезной конкуренции иностранных компаний, но теперь интерес к российскому рынку заметно вырос. Транснациональные поставщики оборудования уже убедились, что обеспечение финансирования для покупателей является ключом в торговле с Россией.

Уже сейчас российский рынок лизинга является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия – единственная в десятке мировых лидеров.

Полагаясь на данные, соотношения и величины представленные в работе можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга должен стать главной движущей силой роста этого рынка.
Приложение
1
Таблица 3.

Интеграционные показатели лизинговых компаний стран западной Европы

 

Австрия

Бельгия

Дания

Испания

Франция

Германия

Италия

Ирландия

Норвегия

Нидерланды

Португалия

Швеция

Великобритания

Число лизинговых компаний, входящих в национальные ассоциации, из них:

37

50

36

52

228

120

88

21

23

28

25

56

71

Компании, оперирующие только лизингом оборудования

18

0

0

12

98

102

18

21

17

23

14

51

64

Компании, оперирующие только лизином недвижимости

1

0

0

0

130

5

2

0

0

2

4

0

0

Компании, оперирующие лизингом оборудования и недвижимости

18

50

36

40

0

13

68

0

6

3

7

5

7

Таблица 4.

Поставки по лизингу в различные отрасли экономики.

 



























Сельское хозяйство, млрд. ECU

0,01

0,05

0,03

0,13

0,31

0,1

0,2

0,09

0,05

0,06

0,03

0,28

1,07

Доля поставок в с/х, % от общего объема

0,3

2,7

2,6

3,1

3,2

0,4

2,1

8,0

3,7

1,9

1,9

10,0

3,6

Строительство, млрд. ECU

1,1

0,8

0,16

1,53

3,3

7,64

3,5

0,29

0,34

0,54

0,68

0,45

8,65

Доля поставок в строительство, %

52,5

40,3

15,8

36,4

33,0

30,9

37,7

24,7

22,8

17,7

42,8

16,0

29,2

Сфера частных услуг, млрд. ECU

0,35

0,8

0,5

1,9

4,27

13,1

4,55

0,29

0,87

1,67

0,61

1,54

17,4

Доля поставок в сферу частных услуг, %

15,7

41,3

49,3

45,6

42,8

53,0

48,5

24,4

58,8

54,5

38,6

55,0

58,8

Сфера общественных услуг, млрд. ECU

0,05

0,07

0,12

0,09

1,14

0,51

0,16

0,04

0,02

0,19

0,1

0,25

1,57

Доля поставок в сферу общественных услуг, %

2,2

3,8

11,9

2,1

11,4

2,1

1,7

3,4

1,6

6,0

6,4

9,0

5,3

Торговля, млрд. ECU

0,55

0,04

0,01

0,41

0,88

2,9

0,0

0,46

0,01

0,0

0,03

0,03

0,0

Доля поставок в торговлю, %

24,8

2,0

0,2

9,7

8,8

11,5

0,0

39,5

0,4

0,0

2,0

1,0

0,0

 
  1   2


Глава 1. Введение в лизинг
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации