Панина Н.В. Технология социологического исследования - файл n1.doc

приобрести
Панина Н.В. Технология социологического исследования
скачать (1369.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1370kb.26.08.2012 15:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Лекция 1

Проект и программа

эмпирического

исследования

1. Эмпирическое исследование

Роль и место в социологическом анализе

Проведение анализа какой-либо социальной пробле-мы нередко порождает у исследователя потребность в при-влечении тех или иных фактов, позволяющих подтвердить (или опровергнуть) гипотетически предполагаемые им за-кономерности, тенденции развития, механизмы детерми-нации изучаемого явления. Социальные факты могут быть зафиксированы в документах, в различных явлениях соци-альной жизни, в работах научных предшественников и т.п. Однако, когда данных недостаточно (они носят скрытый характер или автор не может их получить из доступных ему источников информации), возникает необходимость в проведении специального конкретного эмпирического ис-следования для получения необходимой информации. В гаком случае эмпирическое исследование является состав-ной частью социологического анализа.

Однако эмпирическое исследование обладает рядом особенностей, специфика которых обусловлена требованием эмпирической верификации довольно сложных, а зачастую и достаточно абстрактных социальных явлений. Приступая к исследованию, социолог, который до определенного мо-мента лишь теоретически анализировал социальную дейст-вительность, сразу же сталкивается с рядом проблем.

Эти проблемы можно условно разделить на два типа: I) проблемы, связанные с неподготовленностью автора к эмпирическому исследованию; 2) проблемы, связанные с ограниченностью эмпирической эксплицированности изу-чаемых процессов и явлений, — объективные проблемы.

Возможности и ограничения

Что касается проблем первого типа, то они чаще всего порождены заблуждением, что эмпирическое иссле-дование поможет разобраться в тех сложных социальных процессах и явлениях, которые к началу эмпирического исследования представляли лишь социальную, а не научную проблему. Значительная часть трудностей, кото-рые возникают в процессе эмпирического исследования, начинающегося без предварительного теоретического ана-лиза предмета, порождается тем обстоятельством, что со-циолог хочет получить ответы на непоставлениые вопросы. Когда автор, не проведя предварительного теоретического анализа, сразу же приступает к эмпирическому сбору ин-формации, в глубине души он надеется, что опрос респон-дентов поможет разобраться в механизмах самого явления. Поступая таким образом (чаще всего даже не осознавая этого), исследователь фактически пытается свою задачу атрибутировать населению. В результате, получив матери-ал, он готов не к анализу результатов эмпирического ис-следования, а лишь к представлению полученных данных.

При отсутствии предварительного теоретического анализа объекта исследования социолог сталкивается со многими конкретными проблемами практически на всех этапах эмпирического исследования. Избежать их доволь-но просто — необходимо лишь твердо усвоить, что эмпи-рическое исследование является не более чем сбором сырого материала, что само по себе (без целенаправлен-ного структурирования и осмысления) крайне редко при-носит новое знание и позволяет разобраться в сути явления. Эмпирическое исследование в основном предназ-начено для подтверждения (или опровержения) гипотез исследователя; и прежде чем приступать к планированию эмпирического исследования, социолог должен сформули-

ровать гипотезы, которые он хочет проверить. Чем кон-кретнее сформулированы гипотезы, тем эффективнее об-щий результат эмпирического исследования.

Основная объективная проблема эмпирического со-циологического исследования заключается, как правило, в том, что изучаемые социальные явления и процессы опре-деляются понятиями достаточно сложными и абстрактны-ми, сущность которых не может быть непосредственно зафиксирована и измерена одним вопросом анкеты (например, «политическая культура», «межнациональные отношения», «социальная напряженность», «социальная справедливость», «социально-психологическая адаптация», «национальная идентификация» и т.д.). В то же время у ис-следователя нередко возникает необходимость подтвержде-ния определенных умозрительных конструктов и выдвину-тых гипотез эмпирическими фактами; социально-политическая практика также предъявляет свои запросы к получению эмпирической информации об особенностях социальной ситуации, тенденциях, закономерностях.

Выход из этой проблемной ситуации эмпирическая социология находит в поиске более конкретных характе-ристик, которые могут рассматриваться как индикаторы абстрактного понятия, описывающие некоторую его часть, эксплицированную в социальных фактах.

Американский социолог П.Лазарсфельд, внесший, пожалуй, самый весомый вклад в развитие измерительных возможностей эмпирической социологии, отмечал, что явление, которое не может быть непосредственно наблю-даемо, все же оставляет следы, которые, если их правиль-но интерпретировать, сделают возможным его идентифи-кацию и анализ.

Представление сущности изучаемого явления путем всестороннего его описания более конкретными понятия-ми, поддающимися эмпирической регистрации, позволяет более или менее достоверно и однозначно зафиксировать его в эмпирическом исследовании, направленном на сбор информации о социальных фактах.

Проблема, стоящая перед исследователем, присту-пающим к эмпирической проверке гипотез, касающихся особенностей изучаемого явления, заключается в том, что,

с одной стороны, чем больше характеристик, эксплици­рующих сущность предмета исследования, введено в эм­пирическое исследование, тем меньше вероятность ошиб­ки измерения. С другой стороны, при подготовке инстру­ментария исследователь вынужден ограничивать набор характеристик, эмпирически представляющих изучаемое явление, так как объем инструментария лимитируется ор­ганизационными возможностями эмпирического исследо­вания и психологическими ресурсами респондентов.

Прежде чем планировать эмпирическое исследова­ние, социолог должен ясно осознавать, что, с одной сто­роны, это достаточно трудоемкая работа с колоссальной затратой организационных, человеческих и материальных ресурсов, а с другой — полученная информация носит весьма ограниченный характер.

Чтобы в полной мере оценить и сопоставить потреб­ность в желаемой информации с затратами на эмпири­ческое исследование, необходима предварительная работа, позволяющая произвести такое сопоставление.

Предварительный этап работы, позволяющий опреде­лить потребность в эмпирическом исследовании, возможно­сти получения желаемой информации о тех или иных социальных фактах, а также затраты профессиональных, финансовых, материально-технических и организационных ресурсов, называется подготовкой проекта исследования.

2. Проект исследования

Функции и структура эскиза проекта

Большинство эмпирических исследований в настоя­щее время характеризуются двумя особенностями: факто­ром «неожиданности» и фактором «заказчика».

«Неожиданность» определяется как тем, что к про­фессиональному социологу могут обратиться с предложе­нием (потенциальным заказом) о проведении исследова­ния по проблеме, которой он раньше не занимался, так и тем, что события, происходящие в обществе, сами по себе могут привлечь внимание социолога к проблемам, над ко-

торыми он вчера еще не задумывался, а сегодня считает слишком значительными, чтобы их можно было оставить вне поля зрения в общем анализе изучаемых им социаль­ных явлений (изменение политической структуры, поворот в экономической или социальной политике государства, вспышки межнациональных конфликтов, социальная на­пряженность и массовый протест и т.п.)

Фактор «заказчика» определяется особенностями взаи­модействия с людьми, которые, сами не являясь исследова­телями, редко бывают осведомлены как о возможностях, так и о границах возможностей эмпирического социального исследования. От правильной стратегии и тактики по­ведения социолога-исполнителя на начальном этапе со­трудничества зависит основной конечный успех работы.

В такого рода социологических исследованиях (заказ­ных или актуально-оперативных) наиболее важным этапом работы также является подготовка проекта исследования.

Проект исследования позволяет структурировать и провести предварительное оценивание основных элемен­тов и этапов работы, определить стратегию и тактику эм­пирического исследования.

Первым этапом в разработке проекта исследования является работа с эскизом проекта.

Эскиз проекта исследования — это перечень пунктов (вопросов), которые необходимо уточнить до начала работы. Именно на основании работы с эскизом готовится проект и, в конечном итоге, принимается решение о том, целесо­образно ли проводить данное эмпирическое исследование.

Составление эскиза позволяет:

  1. уточнить предмет исследования;

  2. определить реальную стоимость затрат и ресурсов;

3) согласовать вопросы, которые нередко становятся
предметом спора или конфликта по окончании исследования.

Работа с эскизом исследования позволяет избежать «эффекта отсутствия результата».

Эскиз проекта исследования включает следующие основные пункты.

  1. Информационные потребности.

  2. Программа исследования.

  1. Генеральная совокупность и выборка.

  2. Инструментарий (анкета, опросный лист).

  3. Сбор информации.

  4. Обработка и анализ данных.

  5. Отчет (оформление результатов исследования).

  6. Потребности и ресурсы.

  7. График и смета.

10. Общая стоимость исследования.

Последовательность уточнения пунктов эскиза ус­ловна, так как уточнение одних элементов приводит к из­менению других.

Работа с эскизом позволяет, во-первых, сформиро­вать достаточно конкретное представление о том, какого рода информация может быть получена в результате рабо­ты, а во-вторых, соотнести свои профессиональные, орга­низационные и финансовые возможности с информацион­ным запросом и достаточно основательно подготовиться к качественному выполнению работы.

В процессе работы над эскизом не все пункты разраба­тываются с одинаковой степенью конкретности. На первый план здесь выступают те элементы проекта, уточнение кото­рых позволяет определить трудоемкость и стоимость эмпири­ческого исследования. Содержательные же элементы, на­правленные на уточнение сути социальных фактов, подлежа­щих анализу, разрабатываются на следующих этапах работы, после окончательного решения о необходимости проведения эмпирического исследования. В работе над эскизом конкре­тизация содержательных элементов доводится лишь до степе­ни приблизительного определения затрат.

Ниже в общих чертах представлено основное содер­жание работы над каждым из пунктов эскиза проекта.

Уточнение информационных потребностей

Уточнение информационных потребностей — ключе­вой этап в проектировании эмпирического исследования. Эта наиболее трудная и творческая часть исследования, к сожалению, чаще всего недооценивается в начале работы и является источником многих недоразумений на заключи-

тельном этапе. Ошибки, допущенные на этой стадии, ум­ножаются на всех последующих.

В академической социологии этот элемент называет­ся «определение проблемы; предмета и цели исследова­ния» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы: I) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится эм­пирическое исследование?

Нередко даже профессиональные социологи формаль­но относятся к этому элементу и только на этапе анализа данных начинают задумываться о том, что же, по существу, они могут извлечь из собранного «по теме» материала. Это происходит потому, что возникшую в обществе актуальную проблему так или иначе ощущает практически каждый гра­жданин. Однако это ощущение носит скорее житейский характер, не имеющий целевой конкретно-научной поста­новки проблемы. Восприятие проблемы выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обост­рение межнациональных отношений — это проблема».

Однако формулировка, определяющая то, в чем, соб­ственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, решение которой составляет половину общего объема интеллектуальной работы исследо­вателя. Следует заметить, что далеко не всем посильно раз­решение этой задачи. Однако в проведении многих эмпи­рических исследований вполне допустимо ее упрощение.

Упрощение такого элемента социологического ис­следования, как постановка проблемы, сводится к форму­лировке конкретных вопросов, ответ на которые должен быть получен в результате эмпирического исследования. Таким образом, информационный запрос представляет со­бой вопросы, написанные в произвольной форме, тре­бующие ответа в результате эмпирического социологичес­кого исследования.

В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на пер­вый взгляд, достаточно конкретным представляется сле­дующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен посту­пать руководитель в случае конфликта с подчиненным». Но


для социолога подобный информационный запрос не явля­ется конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличност­ные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Все ли сферы конфликтов должно ох­ватывать исследование или достаточно ограничиться неко­торыми из них. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в пер­вую очередь. Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться... а) уважения подчиненных; б) улучшения производственных показателей; в) уменьшения текучести кадров; г) улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.

Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из во­просов интересуют прежде.всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга во­просов повышает стоимость исследования (за счет уве­личения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) и снижает общее качество информации, так как слишком большой опросный лист, требующий дли­тельного заполнения, притупляет внимание респондента. Поэтому желательно установить приоритетность раз­личных аспектов проблемы.

Для социолога, планирующего авторское исследова­ние, такой перечень вопросов (даже при наличии сформу­лированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение ге­неральной совокупности, контроль адекватности подготов­ленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собран­ного материала, содержание отчета.

Этот перечень вопросов (информационный запрос) принимается за основу уточнения всех остальных пунктов эскиза исследования.

Программа исследования

На этапе подготовки эскиза проекта достаточно опре­делить, кто из специалистов будет привлечен к разработке программы и установить срок, необходимый для этой работы.

Определение генеральной совокупности и выборки

Для определения стоимости и организационных затрат исследования необходимо , определить приблизительный объем генеральной совокупности: уточнить, чьи конкретно мнения, настроения, отношения, установки или социальные ориентации будут изучаться. Такое уточнение рационально проводить по следующей схеме: регион — социально-демо­графическая характеристика — отраслевая специфика.

Например, необходимо изучить отношение молодежи к преступности. Для определения генеральной совокупно­сти сначала уточняется региональная локализация населе­ния, на которое можно будет распространять выводы, полученные в результате исследования: идет ли речь о мо­лодежи страны в целом или какого-либо региона. Затем уточняется, будет ли изучаться лишь городская или сель­ская молодежь, и если, допустим, городская, то только ли молодежь крупного города или вся городская молодежь. Затем (в рамках социально-демографических уточнений) определяется верхняя и нижняя границы молодежного возраста (например, от 18 до 30 лет или от 14 до 25 лет — конкретные границы зависят от целей и информационных потребностей); и, наконец, уточняется отраслевой ' кон­тингент — будет ли изучаться мнение всей молодежи, проживающей в данном регионе, или только учащихся, или только работающей молодежи (если работающей, то во всех отраслях или в каких-то определенных) и т.д. Итогом этого обсуждения должно явиться четкое опреде­ление генеральной совокупности, например, «учащаяся молодежь в возрасте 18-30 лет западного региона Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская облас­ти)». На основании определения генеральной совокупнос­ти (контингента населения, на который можно с опреде­ленной вероятностью распространять выводы по по-


лученным в результате исследования данным) исследова­тель может предварительно определить объем выборки — количество человек, которых необходимо опросить.

На этапе предварительного прикидывания объема вы­борочной совокупности необходимо учитывать также и ана­литические потребности исследования: будет ли последую­щий анализ ограничиваться представлением о мнении насе­ления в целом или же предполагается сравнение мнений (настроений, установок и т.п.) различных социально-демо­графических групп. В тех случаях, когда планируется пред­ставление полученных данных по различным группам насе­ления, объем выборки должен быть соответствующим обра­зом увеличен. Таким образом, на этом этапе исследователю необходимо уточнить, какие именно социально-демографи­ческие группы представляют для заказчика особый интерес. Предварительное определение объема выборки необходимо и для уточнения стоимости исследования.

Своевременное обсуждение генеральной совокупности следует провести также для того, чтобы заранее продумать источники, содержащие основные характеристики гене­ральной совокупности (общая численность, распределения по основным характеристикам) и пути их получения.

Для ориентировочного определения объема выбо­рочной совокупности исследователь уточняет величину возможной допустимой ошибки, объясняя заказчику, что чем более точный результат ему необходим, тем большее число людей следует опрашивать. На этом этапе объем выборочной совокупности определяется ориентировочно.

Инструментарий

На этапе работы над эскизом проекта в графе «Инст­рументарий» достаточно определить примерный объем оп­росника/анкеты (на основе уточненных информационных потребностей), состав исполнителей и срок работы. Кроме этого целесообразно уточнить технические возможности и базу тиражирования, а также материальные затраты на разработку, подготовку и тиражирование инструментария и методических документов к нему.

Сбор информации

На этапе работы над эскизом проекта решается во­прос о том, какая организация будет осуществлять сбор данных. В том случае, когда сбор данных планируется осуществлять собственными силами, на основе определе­ния выборочной совокупности намечаются «точки опро­са», состав и структура группы сбора информации, сроки работы. Подсчитывается примерная стоимость работы по сбору первичной социологической информации.

Обработка и анализ данных

Определяется база обработки первичной социоло­гической информации, технические и программные сред­ства, исходя из которых устанавливаются сроки и стои­мость этого этапа работы.

Оформление полученных результатов (отчет)

Следует заранее продумать и обсудить с потенциаль­ными соисполнителями (или заказчиком) форму представ­ления результатов работы (научные статьи, монография, аналитический отчет, аналитические таблицы, графики и т.п.). Если исследование выполняется по заказу, то жела­тельно оговорить объем (если это отчет) или количество таблиц и объем текста комментариев к таблицам.

Ресурсы и потребности

Оценка ресурсов и возможностей проведения исследо­вания включает: определение общего количественного и качественного состава группы, которая будет выполнять ис­следование, материально-технические потребности и воз­можности, организационные особенности выполнения каждого из этапов работы (необходимость и пути доступа к ведомственной документации; организации, которые было бы желательно привлечь для помощи в подготовке к проце­дуре сбора информации, обеспечении техникой и др). Ор­ганизационные потребности и возможности необходимо


продумать заблаговременно, что позволяет предусмотреть затраты, а также сэкономить время, так как организацион­ную подготовку в таком случае можно осуществлять парал­лельно с разработкой программы и инструментария.

График, смета и общая стоимость исследования

Общая стоимость исследования — это первоочеред­ная проблема при определении возможности проведения эмпирического исследования. Однако сложность ее разре­шения состоит в том, что, не уточнив информационные потребности и, соответственно, объем работы, трудно оп­ределить реальную стоимость исследования. Здесь интуи­ция и накопленный опыт помогут исследователю опреде­лить «порядок» общей стоимости.

Окончательная же сумма устанавливается в результате работы с эскизом исследования. Нередко лимит средств, которым связан заказчик (или социолог), приводит не к от­казу от исследования в целом, а к корректировке програм­мы (исключение ряда информационных запросов) или к ограничению выборки, или к сужению генеральной сово­купности.

Завершение работы над эскизом проекта заключается в составлении таблицы, в которой все элементы эскиза расписаны по срокам исполнения (график) и стоимости (смета). Рабочий документ, представляющий собой пере­чень основных элементов социологического исследования с указанием стоимости и сроков исполнения, называется проектом социологического исследования.

На основе проекта принимается окончательное реше­ние о том, будет проводиться данное исследование или нет.

Определение приоритетности элементов проекта

После принятия решения о проведении эмпиричес­кого исследования начинается второй этап работы над проектом исследования — параллельная подготовка к про­ведению сбора информации, разработка программы и ин­струментария, подготовка выборки.

Основными элементами проекта исследования, опре­деляющими его научную значимость и финансовую стои­мость, являются программа и выборка. Их соотноситель­ная значимость различна для разных типов исследований.

Если абстрактным идеалом получения социальных фактов эмпирическим путем является сплошной опрос всех представителей исследуемой группы населения по всем возможным характеристикам изучаемой проблемы, то ре­ально в силу вполне понятной лимитированности средств, времени и организационных возможностей в конкретном исследовании необходимо ограничиваться определенным объемом выборки и отдельными аспектами изучаемой про­блемы. Чтобы эти ограничения носили достаточно осознан­ный характер и позволяли оценить значимость и качество полученной информации, приступая к работе, необходимо определить приоритетность элементов исследования.

Первый шаг в оценке приоритетности элементов — определение типа исследования.

Крупномасштабные социологические исследования можно разделить на два типа: опросы общественного мнения и собственно социологические исследования. Такая класси­фикация носит принципиальный характер для определе­ния приоритетности и глубины разработки основных элементов проекта исследования — программы и выборки.

3. Типы эмпирического исследования

Опрос общественного мнения

Опрос общественного мнения — это сбор информации о совокупном мнении (распределении мнений) опреде­ленного контингента населения по какому-либо актуаль­ному вопросу.

При проведении такого рода исследований самым важным элементом проекта является проблема репрезента­тивности выборки; и, соответственно, в организационном плане — установление объема и способа отбора единиц


наблюдения, так как результаты опроса ограниченного числа людей при интерпретации результатов переносятся на всю генеральную совокупность. Например, опросив ты­сячу жителей Киева, исследователь делает выводы о мне-, ниях и настроениях киевлян в целом; опросив две тысячи жителей Украины, распространяет выводы на население Украины в целом и т.д. Поэтому, определяя выборку, ис­следователь должен достаточно ясно представлять, в какой степени и по каким характеристикам (пол, возраст, обра­зование, социальное положение и т.д.) опрошенные пред­ставляют тот контингент, на который распространяются выводы, полученные в результате проведенного опроса.

При опросах общественного мнения значение про­граммы социологического исследования сводится к мини­муму, и часто в программе вообще нет необходимости. Например, программа не нужна при опросах в элек­торальных ситуациях («За кого будете голосовать?», «Будете ли принимать участие в референдуме?» и т.п.) и при опера­тивных исследованиях острой социальной ситуации (напри­мер, реакция населения на те или иные события в стране или на решения органов власти т.п.). В опросах обществен­ного мнения необходима лишь редакция информационного запроса в соответствии с основными техническими требова­ниями и правилами составления анкеты.

Полученные в результате опроса общественного мне­ния данные представляются преимущественно в виде од­номерных распределений на поставленные вопросы или в виде распределения мнений различных социальных кон-тингентов населения.

Обязательными требованиями при представлении ре­зультатов опроса общественного мнения (отчетных мате­риалах, публикациях в средствах массовой информации и т.п.) являются:

1) предъявление полной формулировки вопроса в
том виде, в котором он предлагался в анкете;

  1. определение генеральной совокупности и указание объема выборочной совокупности;

  2. указание ошибки репрезентативности.

Социологическое исследование

Собственно социологическое исследование — это изучение сути предмета исследования и его взаимосвязей с другими элементами социального мира.

Из определения ясно, что для перехода от постановки проблемы исследования в самом общем виде («Социально-психологические проблемы Чернобыльской катастрофы», «Обострение межнациональных отношений», «Отношение населения к рыночной экономике», «Социально-политичес­кая ситуация в Крыму» и т.п.) — проблемы, имеющей много аспектов и причинно-следственных связей, — к раз­работке инструментария необходима определенная схема конкретизации предмета и целей исследования.

Эту функцию (конкретизация предмета исследования) выполняет программа исследования. В проведении собст­венно социологического исследования подготовка програм­мы исследования является самым важным этапом работы.

4. Программа

социологического исследовании

Методологические и методические функции программы

Программа социологического исследования — это научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического (концептуального) ос­мысления изучаемой проблемы к инструментарию кон­кретного эмпирического исследования. Суть программы обусловлена двумя основными взаимосвязанными методо­логическими функциями. Первую методологическую функцию программа выполняет на этапе подготовки анке­ты — методологическое обоснование инструментария ис­следования; вторую — на этапе анализа полученных дан­ных —- обоснование логики анализа и интерпретации по­лученных в результате сбора первичной социологической информации по разработанному инструментарию данных.

наблюдения, так как результаты опроса ограниченного числа людей при интерпретации результатов переносятся на всю генеральную совокупность. Например, опросив ты­сячу жителей Киева, исследователь делает выводы о мне­ниях и настроениях киевлян в целом; опросив две тысячи жителей Украины, распространяет выводы на население Украины в цепом и т.д. Поэтому, определяя выборку, ис­следователь должен достаточно ясно представлять, в какой степени и по каким характеристикам (пол, возраст, обра­зование, социальное положение и т.д.) опрошенные пред­ставляют тот контингент, на который распространяются выводы, полученные в результате проведенного опроса.

Ири опросах общественного мнения значение про­граммы социологического исследования сводится к мини­муму, и часто в программе вообще нет необходимости. Например, программа не нужна при опросах в элек­торальных ситуациях («За кого будете голосовать?», «Будете ли принимать участие в референдуме?» и т.п.) и при опера­тивных исследованиях острой социальной ситуации (напри­мер, реакция населения на те или иные события з стране или на решения органов власти т.п.). В опросах обществен­ного мнения необходима лишь редакция информационного запроса в соответствии с основными техническими требова­ниями и правилами составления анкеты.

Полученные в результате опроса общественного мне­ния данные представляются преимущественно в виде од­номерных распределений на поставленные вопросы или в виде распределения мнений различных социальных кон-тингентов населения.

Обязательными требованиями при представлении ре­зультатов опроса общественного мнения (отчетных мате­риалах, публикациях в средствах массовой информации и т.п.) являются:

1) предъявление полной формулировки вопроса в
том виде, в котором он предлагался в анкете;

  1. определение генеральной совокупности и указание объема выборочной совокупности;

  2. указание ошибки репрезентативности.

Социологическое, исследование

Собственно социологическое исследование — это изучение сути предмета исследования и его взаимосвязей с другими элементами социального мира.

Из определения ясно, что для перехода от постановки проблемы исследования в самом общем виде («Социально-психологические проблемы Чернобыльской катастрофы», «Обострение межнациональных отношений», «Отношение населения к. рыночной экономике», «Социально-политичес­кая ситуация в Крыму» и т.п.)- проблемы, имеющей

много аспектов и причинно-следственных связей, — к раз­работке инструментария необходима определенная схема конкретизации предмета и целей исследования.

Эту функцию (конкретизация предмета исследования? выполняет программа исследования. В проведении собст­венно социологического исследования подготовка програм­мы исследования является самым важным этапом работы.

4, Программа социологического исследования

Методологические и методические функции программы

Программа социологического исследования —- это научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического (концептуального) ос­мысления изучаемой проблемы к инструментарию кон­кретного эмпирического исследования. Суть программы обусловлена двумя основными взаимосвязанными методо­логическими функциями. Первую методологическую функцию программа выполняет на этапе подготовки анке­ты — методологическое обоснование инструментария ис­следования; вторую — на этапе анализ:? полученных дан­ных — обоснование логики анализа и интерпретации по­лученных в результате сбора первичной социологической информации по разработанному инструментарию данных.

К сожалению, во многих случаях даже профессио­нальные социологи к программе относятся не как к методо­логическому инструменту, а как к формальному документу: программа с изложением цели и задач исследования (более или менее семантически связанных с названием темы) подготавливается как официально необходимый документ, а затем (после прохождения - этапа утверждения темы или подписания договора) откладывается в сторону, и к ней больше не обращаются. Расплатой за формальное отноше­ние к программе в начале исследования является чувство растерянности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации