Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - файл n1.doc

приобрести
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов
скачать (1280.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1281kb.26.08.2012 14:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
УДК 16 ББК87.4 Л 33

Рецензенты:

А.Р. Познер — доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского Государственного техни­ческого университета им Н.Э. Баумана;

Л.А. Асланов — доктор химических паук, профессор химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Лебедев С.А.

Л 33 Философия науки: Словарь основных терми­нов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)

ISBN 5-8291-0338-9

Настоящий словарь представляет собой первое подоб­ное издание в России. В нем дано определение и раскрыто содержание около 500 основных терминов современной фи­лософии науки, всех главных ее разделов (логика и методо­логия науки, социология науки, этика науки, наука как часть инновационной системы общества, социальная психология науки, общий научный менеджмент). Рекомендуется студен­там, научным сотрудникам, преподавателям философии, всем, кто интересуется проблемами современной филосо­фии науки, но в первую очередь аспирантам и соискателям для эффективного усвоения содержания нового кандидатс­кого минимума «История и философия пауки».

УДК 16 ББК87.4

ISBN 5-8921-0338-9

© Лебедев С.А., 2004 © Акг)л<-'мическин Проект, оршикал-м<жет, оформление, 2004

Предисловие

Этот словарь задуман как часть методического обеспечения нового кандидатского минимума для ас­пирантов и соискателей по истории и философии науки. Он является дополнением к учебникам «Фило­софия науки. Общий курс». М.: Академический про­ект, 2004; «Основы философии науки». М.: Академи­ческий проект, 2004.

Жанр словаря интересен и увлекателен тем, что представляет собой оригинальную научную форму из­ложения (с большим числом степеней свободы) взгля­дов на предмет путем создания эскизных зарисовок отдельных, но взаимосвязанных между собой аспектов темы. Отсутствие жесткой логики в организации текста открывает для читателя возможность сотворчества, со­здания собственной теоретической конструкции пред­мета путем возможной замены отдельных элементов предложенной конструкции на новые (наполнение от­дельных категорий новым содержанием).

В написании ряда статей словаря приняли участие мои коллеги и друзья, с которыми я давно и плодотвор­но сотрудничаю: чл.-корр. РАН, проф. Б.Г. Юдин, докт. филос. п., проф. В.Г. Борзенков, докт. филос. н. А.Н. Ав-дулов, докт. филос. н. Э.М. Мирский, докт. филос. н., проф. В.В. Ильин, докт. филос. н., проф. Ф.В. Лазарев, докт. филос. н., проф. В.П. Казарян, докт. физ.-мат. н., проф. Л.В. Лесков, канд. техн. н. Г.В. Бромберг. Разу-

_____________________________________________________________ПРЕДИСЛОВИЕ

меется, за всю предложенную конструкцию в целом, как в содержательном, так и в методическом отноше­ниях, полную ответственность несу я. Авторство ста­тей каждого из соавторов специально отмечено.

Я выражаю им свою самую сердечную признатель­ность. Наконец, я благодарен коллективу кафедры философии ИППК МГУ, всем, кто помогал мне в осу­ществлении данного проекта1 .

Проф. С.А. Лебедев

! Проект осуществлен при финансовом поддержке РГНФ, грант № 04-03-00207а.



АБСОЛЮТ — категория, обозначающая такой тип реальности, которая в способе своего существования ничем не определена извне, ни от чего не зависит, кроме самой себя (самодетерминируемая — в пределе чисто рефлексивная сущность). С другой стороны, Абсолют часто мыслился как реальность, определяющая собой существование всех остальных видов бытия. Роль Аб­солюта в религиозном мировоззрении играет Единый Бог (или боги — в политеизме); в философии образами Абсолюта выступали: мир объективных идей Платона, атомы и пустота Демокрита, Абсолютная идея Гегеля, монада Лейбница, Природа (материя) французских материалистов. В науке понятие абсолюта использует­ся либо в смысле «абсолютно изолированной системы», либо в смысле «инварианта». Но это, если можно так выразиться, условные, конструктивные, множествен­ные абсолюты. (См. покой, неизменность).

АБСТРАГИРОВАНИЕ — способ замещения чув­ственно данного (наблюдаемого объекта) мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — от­влечения и объективации, при которых, с одной сто­роны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества наблюдаемых эмпирических дан­ных, а с другой стороны, это содержание наделяется статусом самостоятельного бытия. Результаты абстра­гирования принято называть абстракциями. (См. объект, абстрактный объект, абстракция).

Ф.В. Лазарев

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ - когнитивно представ­ленный объект научного познания, репрезентирую­щий те или иные сущностные аспекты, свойства, от­ношения вещей и явлений окружающего мира. В со­временном научном познании абстрактные объекты часто репрезентируют не только соответствующее множество объектов эмпирического опыта, но и мно­жество абстрактных объектов предшествующего уров­ня абстракции (абстракция от абстракции). (См. объект, абстрагирование, эмпирическое знание).

АБСТРАКЦИЯ— результат мысленного членения объекта познания с помощью анализа и абстрагиро­вания, в результате которого в науке вырабатываются мысленные конструкты и связи между ними (понятия, суждения и др.). (См. абстрагирование, абстрактный объект, анализ).

Ф.В. Лазарев

АВТОРСКОЕ ПРАВО - часть гражданского зако­нодательства, регулирующая отношения по использо­ванию произведения науки, литературы и искусства, а также программ для ЭВМ (баз данных) и топологий интегральных микросхем. (См. интеллектуальная соб­ственность).

Г.В. Бромберг

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЕКТОР НАУКИ - в большин­стве стран мира под этим термином обычно понима­ется совокупность научных подразделений высших учебных заведений. В СССР же под академическим сектором имелись ввиду научные организации Акаде­мий Наук. В значительной мерс такое же понимание термина сохранилось в РФ. Вузовская наука в таком случае рассматривается как отдельный сектор. (См. уп­равление наукой, национальный научно-технический потенциал).

A.M. Авдулов

АКСИОЛОГИЯ - в общем случае - учение о цен­ностях; при этом весьма различным образом трактуе­мое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения — от естественно-

натуралистических до метафизически-религиозных. (См. ценности, философия, мировоззрение).

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ органи­зации научного (в особенности, теоретического) зна­ния, сущность которого состоит в выделении среди всего множества истинных высказываний об опреде­ленной предметной области такого его подмножества (аксиом), из которого логически следовали бы все остальные истинные высказывания (теоремы и еди­ничные истинные высказывания). Идеал аксиомати­ческого построения научного знания, начало реализа­ции которого было положено построением геометрии в Древней Греции (VII — IV вв. до н. э.), оказался наиболее подходящим для организации систем мате­матического знания, где огромный вес в познании принадлежит не только эмпирически-абстрагирующей деятельности рассудка, но и конструктивно-созида­тельной деятельности разума. В естествознании, со­циально-гуманитарных и инженерно-технических на­уках аксиоматический метод организации знания за­нимает подчиненное положение по сравнению с другими формами когнитивной организации. (См. доказательство, дедукция, теория, метод).

АКСИОМЫ — множество исходных положений теории, постулатов, законов, принципов, общих суж­дений о свойствах и отношениях ее базовых или про­изводных абстрактных объектов. В рамках конкрет­ной теории истинность ее аксиом принимается всегда конвенционально, условно, предположительно (как бы «в кредит»). Аксиомы большинства теорий являются синтетическими, фактуальными высказываниями (ак­сиомы естественно-научных, социально-гуманитар­ных и технических теорий). К ним предъявляются сле­дующие методологические требования: 1) логическая независимость друг от друга (т. е. невозможность ло­гического выведения любой аксиомы из остальных ак­сиом данной теории); 2) непротиворечивость (как каждой из аксиом, так и в отношениях между ними); 3) полнота (множество аксиом теории должно быть достаточным основанием для построения (в частности, логического выведения из них) всего остального мно- '

жества истинных утверждений данной теории о свой­ствах, отношениях и законах некоторой фиксирован­ной области ее объектов. Особо важное значение соблюдение этих требований для аксиом имеет при исследовании структуры математических и логичес­ких теорий. Эти исследования осуществляются в рам­ках соответствующих металогических (металогика) или метаматематических теорий (метаматематика). (См. теория, доказательство, метаматематика).

АКТУАЛИЗМ — метод научного исследования ис­торически изменяющихся объектов, при котором на­стоящее их состояние выступает ключом к понима­нию их прошлого. В соединении с постулатом унифор­мизма, т. е. допущением, согласно которому основные законы изменения объектов едины и неизменны в те­чение всего времени их существования, принцип ак­туализма сыграл выдающуюся роль в становлении в XIX в. научной геологии (Ч. Лайель), а затем и науч­ной биологии (Ч. Дарвин) путем построения соответ­ствующих эволюционных теорий процессов истори­ческого развития земной коры и видов живых орга­низмов, населяющих ее. Следует иметь в виду, что в отличие от простых исторических реконструкций прошлого, эволюционные теории исследуют универ­сальные причинные механизмы и законы историчес­кого развития (как путем прямого наблюдения этих сил в природе, так и методами эксперимента и мате­матического моделирования) и, следовательно, без до­пущения принципов актуализма и униформизма сама формулировка их была бы попросту невозможна. По существу принцип актуализма является специфичес­кой формой выражения в науках, имеющих дело с исторически развивающимися объектами, более об­щего методологического принципа единообразия за­конов природы, лежащего в основе всего классичес­кого естествознания. (См. исторический метод позна­ния, развитие, научная теория).

В.Г. Борзенков

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ - распростра­ненный феномен в истории научного познания, став­ший массовым явлением в современной науке, когда

практически во всех научных дисциплинах при опи­сании и объяснении одних и тех же объектов, процес­сов, структур существуют не просто разные, а взаи­моисключающие, противоречащие друг другу теории, парадигмы, научно-исследовательские программы. Природа этого феномена была понята только в неклас­сической философии науки как необходимое след­ствие трех факторов:

1) конструктивной природы теоретического мышле­ния;

2) отсутствия абсолютного надежного, «окончатель­ного» эмпирического и/или теоретического обо­снования любых концепций;

3) ограниченно разрешающей способности любых конкретных и мысленных моделей по отношению к своему объекту.

Неполнота любых научных концепций была почти одновременно осознана, с одной стороны, в физике (корпускулярно-волновой дуализм и принцип допол­нительности), а с другой — в математике (ограничи­тельные теоремы К. Геделя). В силу антифундаменталь­ного характера процесса научного познания, выбор между альтернативными концепциями и предпочтение одной из них является, в конечном счете, итогом дли­тельных и подчас драматичных научных дискуссий и «переговоров» между членами профессионального научного сообщества и выработкой определенного и, в принципе, никогда не окончательного научного кон­сенсуса. (См. выбор альтернативных теорий, научный консенсус, история науки, парадигма).

АНАЛИЗ — один из важнейших методов научного познания, состоящий в расчленении предмета иссле­дования, который на уровне созерцания всегда дан как некоторая целостность, на определенные составные части, элементы, аспекты, подсистемы и т. п. Общей философской предпосылкой анализа является прини­маемое наукой положение, что целое всегда состоит из частей, содержание которых имеет существенное значение для бытия любого целого как определенного качества, отличающего его от других объектов. Рас­членение объекта на определенные элементы (кото-

рые могут быть как вещественными, так и мысленны­ми свойствами и отношениями) позволяет поставить вопрос о значимости (весе) и функциях каждого из элементов, их вкладе в общее содержание и поведе­ние предмета научного исследования в целом (кото­рый может быть как объективно-эмпирическим, так и абстрактным, в том числе логическим или математи­ческим (например, некоторой функцией или матема­тической структурой). Аналитический подход к пред­метам познания является необходимым условием осу­ществления редукционистской стратегии научного исследования как одной из главных в науке. Анализ явлений и процессов — не самоцель науки, он являет­ся необходимой предпосылкой для осуществления такой важной задачи науки как интегрирование, син­тез информации, полученной в ходе анализа. Соответ­ствие такого синтеза наблюдаемым характеристикам предмета как целого является критерием истинности осуществленного анализа. (См. аналитическое знание, синтез).

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - совокупность ана­литических суждений, то есть таких, истинность ко­торых зависит не столько от их содержания, сколько от логической формы («Человек есть человек», «Все тела протяженны», законы логики, все дедуктивные рассуждения). Критерием истинности аналитических суждений является приведение их в конечном счете к тавтологической форме «А есть А». Областями суще­ственно аналитического знания в науке являются ма­тематика и логика. Бинарной оппозицией «аналити­ческому знанию» является «синтетическое знание» (См. синтетическое знание, логика, математика).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - очень широ кос и разнородное по содержанию течение современ­ной философии (от логического позитивизма до гер­меневтики, постструктурализма, а также не поддаю­щаяся рубрикация философская деятельность таких мыслителей, как Хайдеггер), объединенное идеей ана­лиза различного рода общих понятий и философских *п концепций (на материале прежде всего истории фи-I" лософии) как главной и единственно полезной задачи

философии. Одной из основных установок аналити­ческих философов является тезис: «Время философ­ских систем как грандиозных метафизических синте­зов закончилось и закончилось окончательно». В рам­ках этого течения соответственно трактуются и все проблемы философии науки (от логического до линг­вистического анализа языка науки и различных кон­цепций самой «философии науки»). (См. философия, метафизика).

АНАЛОГИЯ — одно из важных эвристических средств научного познания, когда на основе сходства двух предметов по каким-то одним свойствам, отно­шениям делается вывод об их возможном сходстве и по другим параметрам. Для повышения вероятности достоверности умозаключений по аналогии необходи­мо стремиться к тому, чтобы сравниваемые объекты были подобны в существенных свойствах, а не в чис­то внешних или случайных признаках, а также к тому, чтобы связь между уже известными подобными свой­ствами и новым, предполагаемым свойством была за­кономерной, необходимой или высоковероятной. Так, на основе аналогии действия многих химических пре­паратов на животных и на человека делается вывод о применимости многих лекарств для изучения тех или иных болезней человека после успешного их приме­нения для излечения соответствующих болезней у животных. На основе исследования аналогии основан метод моделирования в науке и технике, делаются различного рода прогнозы и т. д. (См. сравнение, мо­делирование).

АНТИИНТЕРАКЦИОНИЗМ - концепция соотно­шении философии и науки, согласно которой фило­софия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители эк­зистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтсракционисты, разви­вается по своей внутренней логике, и влияние фило­софии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для

них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма. (См. позитивистская концеп­ция соотношения философии и науки, диалектичес­кая концепция соотношения философии и науки, трансценденталистская концепция соотношения фи­лософии и науки).

АНТИСЦИЕНТИЗМ — оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возмож­ностей науки и ее роли в жизни общества. Существу­ет в двух формах: радикальной и умеренной. Радикаль­ная форма сциентизма, исходя из амбивалентности науки, делает упор на ее когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствиях использо­вания ее результатов в динамике общества (совершен­ствование военного оружия, в том числе создание средств массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями для самого существования человечес­кого рода, техногенные катастрофы, непомерно воз­росшее экологическое давление на природу как не­избежное следствие технического и технологическо­го прогресса, требующего огромных энергозатрат для своего поддержания, и др.). Антисциентисты подчер­кивают также, что от имени «науки» всегда выступа­ют все тоталитарные режимы, предлагая и осуществ­ляя различные научные по форме, но антигуманные по сути программы социального переустройства мира (коммунизм, национализм, расизм, моноглобализм). Идеология антисциентизма используется в качестве одного из оснований ряда оппозиционных совре­менной цивилизации социально-протестных движе­ний (хиппи, антиглобализм, зеленые, духовно-ре­лигиозные практики Древнего Востока — буддизм, зороастризм и т. п.). Умеренная форма антисциен­тизма, выступая против сциентистской абсолюти­зации и гипертрофирования познавательных, соци­альных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую и незаме­нимую роль науки в обеспечении дальнейшего по­знавательного и социального прогресса, особенно в решении глобальных проблем современного челове­чества. (См. сциентизм).

АНТИЦИПАЦИЯ — предвосхищение субъектом будущих событий и состояний внешнего и внутрен­него опыта; имеет своей основой либо прежний опыт причинно-следственных и многократно повторявших­ся функциональных связей (см. экстраполяция), либо интегральную (и рационально трудно объяснимую) оценку сознанием возможного будущего (предчув­ствие, наитие, откровение, интуиция и т. п.). (См. над-сознательное, рефлексия).

АНТИЧНАЯ НАУКА — сплав сугубо научных ин­тенций на фундаментальность, имперсональность, концептуальное моделирование с установками незре­лого эмпиризма. Апология первых — в творчестве Пи­фагора, стоиков, элеатов, Платона, развивавших кар­тину бытия-логоса, подпадающего под умозрение. Платон, как известно, рекомендовал подходить к ве­щам средствами одной мысли, не привлекая никаких чувств и пытаясь уловить сущность бытия самого по себе, во всей его чистоте, отрешившись как можно полнее от собственных глаз, ушей, всего своего тела. Апология вторых — в трудах Аристотеля, настаивав­шего на опытной природе знания: обладание отвлечен­ным знанием в отсутствии опыта, познание общего без представления содержащего в нем единичного влечет ошибки, ибо дело приходится иметь с единичным.

Синтез умозрения и эмпиризма обусловил возник­новение специфического типа науки в Античности: с одной стороны, соответствие гносеологическим стан­дартам научности математики, а с другой — стандар­там донаучного (при отсутствии квантитавизации, проверочного эксперимента) натурфилософского ес­тествознания. (См. исторические формы науки).

В.В. Ильин

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - одно из базовых ут­верждений современной космологии, согласно кото­рому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта при­способленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств 1и

Вселенной, при котором возникновение в ней челове­ка было бы принципиально невозможно.

Л.В. Лесков

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс происхождения че­ловека современного типа (Homo sapiens) от его жи­вотного и человекоподобного предка. Основополож­ником современной научной, так наз. симиальной (от лат. «simia» — обезьяна) теории антропогенеза явля­ется Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и все­сторонне обосновал ее в своей работе «Происхожде­ние человека и половой отбор» (1871). Исследования в области антропогенеза, интенсивно проводившиеся в течение всего XX в., шли под определяющим влия­нием эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противни­ков у этих идей было (и остается) более чем достаточ­но. Эти исследования идут по трем главным направле­ниям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале; уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделе­ние основных стадий в становлении человека совре­менного типа; 2) выявление биологических предпосы­лок и эволюционно-генетических механизмов транс­формации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведе­ния, в том числе и трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработки общей теории проис­хождения человека или антропогенеза как сложного комплексного процесса, осуществляющегося на осно­ве тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую карти­ну эволюционного древа человечества, которая пря­мо вытекает из дарвиновской симиальной теории ан- тропогенеза. Что касается общей теории антропоге- неза, то ее основу в течение всего XX в. составляла

идея труда, трудовой деятельности как ведущего фак­тора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества, но и она не оста­валась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, это пе­реход от прямолинейного механистического понима­ния орудийной деятельности в качестве непосред­ственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комп­лекса детерминирующ"их факторов антропосоциогене-за, среди которых важнейшими являются такие, как язык, речь, сознание, религия, нравственность, риту­альная практика, инцест и др. (См. человек, эволю­ция).

В.Г. Борзенков

АНТРОПОЛОГИЗМ — 1) концепция предмета фи­лософии как общей теории Человека, его сущности, способов и смысла существования. Такое понимание философии идет от Протагора и софистов, которые противопоставили его концепции философии как об­щему учению о природе, Космосе и человеке как его части. В антропологизме человек понимается не нату­ралистически, а как личность, реализующая своим бытием определенное множество ценностей (Добро, Красота, Истина, Справедливость и др.). Такого пони­мания предмета философии придерживался и Сократ, разрабатывавший методы эксплицирования истинно­го содержания ценностей, которыми врожденно об­ладает каждый человек. Такими методами, согласно Сократу, являются майевтика, индукция и диалог. Антропологическая линия в понимании предмета фи­лософии была продолжена киниками, скептиками, стоиками, частью религиозных философов в Средние века. Мощное развитие антропологизм (в его секуля­ризированном варианте) получил в эпоху Возрожде­ния и Новое время (Леонардо да Винчи, Паскаль, Монтень и мн. др.). Впоследствии антропологизм ре­ализовался в формах экзистенциализма, философии жизни, философии культуры и др. (Кьеркегор, Шопен­гауэр, Ницше, неокантианство, Бердяев, Шестов, До- _ стоевский, Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). Антрополо- 1и

гическое понимание предмета философии лежит в основе антиинтеракционистской концепции соотноше­ния философии и науки, отрицающей их внутреннюю взаимосвязь вообще, либо ограничивающей ее связью философии лишь с социальными и гуманитарными науками; 2) установка на гуманитарное познание всех предметов, поиска их человекоразмерного смысла и значения. (См. человек, гуманитарное знание).

АПОСТЕРИОРНОЕ ЗНАНИЕ - знание, полученное в результате чувственного и эмпирического исследо­вания предмета познания. Не существует абсолютно­го апостериорного знания, то есть знания, которое было бы получено без опоры на какие-то явно или неявно принятые когнитивные основания и предпо­сылки. Особенно очевидно это в отношении научного познания, любой акт которого всегда опирается на не­которую предпосылочную информацию, в том числе и априорного характера (например, математические и логические структуры). (См. априорное знание, эм­пирическое и теоретическое).

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость каждого акта вос­приятия от предшествующего накопленного конкрет­ным субъектом жизненного опыта или/и от априор­ных условий самой возможности его осуществления (см. трансцендентальная апперцепция, идеогенез).

Априорное знание — знание, полученное не в результате опытного, эмпирического исследования предмета, а до него и независимо от такого исследова­ния и вообще от содержания объективной действи­тельности. Например, многие философы и ученые считают примером априорного знания математичес­кое и логическое знание, особенно в его современной интерпретации. Прежде всего потому, что математи­ку и логику — в отличие от естественных и социальных наук — можно рассматривать как аналитическое зна­ние. Хотя, как известно, Кант, интуиционисты и конструктивисты интерпретируют логическое и осо­бенно математическое знание как синтетическое ап­риорное знание. Более неоднозначно в философии решается вопрос о возможности и допустимости ап­риорного знания в естествознании. Здесь наиболее

уместным считается говорить о существовании отно­сительно априорного знания. Например, по отноше­нию к новым эмпирическим и теоретическим иссле­дованиям все прежнее научное знание является апри­орным, так как не только получено до и независимо от новых исследований, но и во многом направляет их. Наиболее трудным вопросом является то, возможно ли и существует ли абсолютное, предшествующее всякому возможному опыту, априорное знание. Но и среди тех, кто признает существование абсолютного априорного знания, существуют серьезные разногла­сия о природе такого знания («врожденное знание» Платона, наиболее простые и очевидные формы со­зерцания и категории рассудка Канта, Абсолютная саморазвивающая себя Идея Гегеля и др.). Поиск аб­солютного, но при этом минимального по содержанию априорного знания представляется вполне правомер­ным, если исходить из того, что бесструктурного со­знания и мышления не может быть по определению. В полной мере это относится и к чувственному, и к эмпирическому сознанию и познанию. (См. апостери­орное знание, сознание, знание).

АРХАИКА — рецептурно-эмпирическое, утили­тарно-технологическое знание, функционировавшее как набор индуктивных генерализаций и прикладных навыков.

Архаичное знание древнего мира (Майя, Китай, Египет, Индия, Ближний Восток) — преддверие науки. Не выражая подлинных законов, оно вместе с тем ориентировано на выявление, постижение столь су­щественных для процесса наукообразовапия связей, как каузальные. Индуктивные генерализации, в кон­це концов, приводят к установлению импликативных отношений «если... то», что оказывается удаленной предтечей закона. Технические навыки, имеющие норматив!ю-инструктивный статус (организующие деятельность субъекта с объектом, в чем сказывается отличие знания-технологии от знания-созерцания) эффективны при опоре на подлинные (сущностью необходимые) отношения действительности, а потому складываются на основе вычленения последних. Это способствует прогрессу типично научной установки

на раскрытие, воспроизведение законообразныхчерт мира. В историческом времени данный гносеологичес­кий процесс совпадает с расцветом древнегреческой культуры. (См. исторические формы науки).

В.В. Ильин

АРХЕТИП — категория, обозначающая фундамен­тальные психические структуры, укорененные в «кол­лективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов как априорное знание (например, установка на созерца­тельно-эстетическое восприятие действительности у древних греков, или деятельностная установка у нем­цев и англичан в Новое время и т. п.). Особенно ак­тивно понятие архетипа используется в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов куль­туры, ее развития и функционирования, позволяя объяснить ее устойчивость и возможность взаимопо­нимания среди представителей одного типа культу­ры. (См. бессознательное, сознание).

АТТРАКТОР — структура (функция), задающая (определяющая) устойчивое состояние любой систе­мы. (См. синергетика, нелинейное мышление).



БАЗИС ОБОБЩЕНИЯ — совокупность посылок обобщения. В качестве посылок обобщающей проце­дуры могут выступать: протокольные предложения, фиксирующие факты эмпирического наблюдения; суж­дения об абстрактных представителях классов (для «правила Локка»); формулы со свободной переменной, по которой производится обобщение; понятия, поня­тийные конфигурации, теории. (См. эмпирическое зна­ние, теоретическое и эмпирическое, факт (научный).

Ф.В. Лазарев

БЕСПАТЕНТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - передача «ноу-хау» (знаний, не защищенных правами промышлен­ной собственности) для использования. Секрет про­изводства («ноу-хау») — техническая, организацион­ная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами, если: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неиз­вестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа; обладатель информации прини­мает надлежащие меры к охране ее конфиденциаль­ности. (См. интеллектуальная собственность, патент).

Г.В. Бромбсрг

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — категория для обозначе­ния одного из уровней сознания, имеющего огром­ное значение для понимания функционирования со­знания как целого, а также для поведения как отдель­ного человека, так и социальных систем различных масштабов. В научный обиход ввел в научный оби­ход 3. Фрейд, изучая психоаналитическими методами

различные случаи девиантного поведения личности. По Фрейду, индивидуальное бессознательное пред­ставляет собой наиболее глубинный и генетически первичный уровень человеческой психики, имеющий частично биологическую и частично социальную при­роду, основными регуляторами которого являются половой и питательный инстинкты. Формой существо­вания и проявления последних в сознании являются глубинные ценностные ощущения индивида (как от­рицательные — дискомфорт, неуверенность, так и по­ложительные — ощущение защищенности, абсолют­ной уверенности, положительной предрасположенно­сти и др.). Бессознательное оказывает влияние на все другие уровни психики человека и сферы сознания (чувства, волю, познание). По аналогии с индивиду­альным бессознательным и в дополнение к нему К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного» как одного из уровней социального (общественного) со­знания. Оно активно используется в философии куль­туры, философской антропологии, истории. В частно­сти, в качестве его репрезентации в теории этносов может быть рассмотрено понятие «пассионарность». В концепциях философии науки-понятия «личностно­го знания» М. Полани, «психо-космо-логоса» Г. Гаче-ва и «неявного знания». (См. сознание, архетип).

БИОЛОГИЯ — совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802 г. выдающимся французским ученым Ж.Б. Ламарком и немецким натурфилософом Т.Р. Тревиранусом. Хотя биология относится к числу старейших научных дис­циплин, сложность и разнообразие форм живых орга­низмов долгое время были серьезным препятствием на пути формирования научного видения живой при­роды как единого целого. Только в 1735 г. К. Линней с помощью предложенной им бинарной номенклату­ры построил первую искусственную классификацию всех известных тогда растительных и животных орга­низмов. В XIX в. этот процесс был продолжен вначале Т. Шванном (1839) в его клеточной теории строения ZD живых организмов, а затем Ч. Дарвином (1859), дока-

завшим в теории естественного отбора историческое единство всего живого на Земле. Важным этапом на пути развития общей биологии стал 1900 год, когда независимо тремя авторами были переоткрыты зако­ны Г. Менделя и положено начало развития ГЕНЕТИ­КИ — науки, исходящей из положения о существова­нии единых материальных носителей наследственных свойств всех живых организмов и единого механизма их передачи по поколениям по линии «предок-пото­мок». В 1944 г. была раскрыта химическая природа «вещества наследственности» (ДНК), а в 1953 г. — рас­крыта его структура в виде известной теперь всем двой­ной спирали, благодаря которой ДНК выполняет свои уникальные информационно-управляющие функции (репликация, трансляция, транскрипция) в жизни лю­бой клетки, любого живого организма. Так началась эра «молекулярной биологии», добившейся с тех пор необычайных успехов, имеющих уже сейчас огромное практическое значение (развитие биотехнологии).

Наряду с этим в первой половине XX в. шла интен­сивная обобщающая работа и на «надорганизменных уровнях» организации живого. Осознание того обсто­ятельства, что именно популяция (т. е. группа близко­родственных организмов) является элементарной еди­ницей эволюции, а затем объединение в рамках тако­го подхода дарвиновской идеи естественного отбора и идей корпускулярной (менделеевской) генетики привели в конечном счете к современной синтетичес­кой теории эволюции — крупнейшему теоретическо­му достижению биологии наших дней. Параллельно шла разработка учения и о более высоких уровнях организации жизни на Земле: экосистемах (А. Тенс-ли, 1935), биогеоценозах (В.Н. Сукачев, 1942), о био­сфере в целом (В.И. Вернадский, 1926). В результате этих усилий было достигнуто понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уров­нях их сложности — от макромолекул до биосферы в целом. Однако все попытки продвинуться в этом на­правлении еще глубже наталкиваются на факт непри­миримых разногласий в среде современных биологов по вопросам природы жизни, генеральных стратегий ее научного познания и путей формирования общей 21

(теоретической) биологии. Так, одни авторы связыва­ют будущее теоретической биологии преимуществен­но с развитием комплекса наук, изучающих молеку­лярные, физико-химические основы жизни, и именно в физике1 видят теоретическую основу классической (описательной) биологии. Другие — с дальнейшей разработкой идеи системной организации живой при­роды, построением общей теории биологических систем как главной и завершающей цели всей рабо­ты по теоретизации биологических наук. Но подавля­ющее большинство практически работающих биоло­гов продолжает считать эволюционный подход и эво­люционную теорию (т. е. теорию естественного отбора Ч. Дарвина в ее современной генетической интерпре­тации) стержнем и основой уже созданной и существу­ющей теоретической биологии. (См. дарвинизм, жизнь, генетика, социобиология).

В.Г. Борзенков
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


УДК 16 ББК87.4 Л 33
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации