Стасенко В.Г., Хуторная М.Л. Экстремальная психология и психотерапия экстремальных состояний - файл n1.doc

приобрести
Стасенко В.Г., Хуторная М.Л. Экстремальная психология и психотерапия экстремальных состояний
скачать (2690 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2690kb.26.08.2012 13:45скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
содержание


Введение …………………………………………………………………...…….

4

1 Экстремальная психология ………………………………………..…..……

6




1.1

Основные понятия экстремальной психологии ……………..…….....

6




1.2

Психогении в экстремальных ситуациях ……………………………..

11




1.3

Зависимость поведения человека в экстремальной ситуации от его индивидуально-психологических особенностей………………..........


20




1.4

Стресс, фрустрация, конфликт, кризис и аффект в экстремальной психологии……………………………………………………………..


35




1.5

Посттравматическое стрессовое расстройство …………………...…

48




1.6

Психологическая травма ……………………………………..……...

58




1.7

Горе и утрата ……………………………………………………….....

68




1.8

Суицидальное поведение личности………………………………….

73




1.9

Насилие как причина психологической травмы ……………………

84




1.10

Синдром эмоционального выгорания и вторичная травма ………...

102

2 Психотерапия экстремальных состояний ………………………………..

112




2.1

Психические расстройства в экстремальных ситуациях ……………

112




2.2

Индивидуальная и групповая психотерапия ПТСР ……..…………..

117




2.3

Особенности консультирования клиентов, переживших горе и утрату……………………………………………………….……………


121




2.4

Особенности консультирования клиентов с суицидальными намерениями ……………………………………………………………….


125




2.5

Работа психотерапевта с СЭВ и вторичной травмой ………………

130

Контрольные задания по курсу ………………………………………………

133

Глоссарий ………………………………………………………..………………

141

Список использованной литературы …………………………..…………….....

153

Приложение А Техники экстренной психологической помощи …….…….

155

Приложение Б Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В.И. Гарбузова …………………………………............………………………………


163

Приложение В Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий ……………………………...…………………….


165

Приложение Г Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) …………………………………………………………………….


170

Приложение Д Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге ………………………………………………..………



176

Приложение Е Методика «Прогноз» …………………………………………


179

Приложение Ж Личностный профиль кризиса ……………………………...

183

Приложение З Ваши суицидальные наклонности ………………………….

186

Приложение И Классификация эмоций и чувств (по теории Е.П. Ильина)..

188

Приложение К Мифы и факты о стрессе, суициде, насилии (общем, семейном, сексуальном), утрате семьи (разводе) …………………………………….


189

Приложение Л Правила поведения в ЧС для сотрудников спасательных служб и для психологов МЧС …………………………………………………..


203

Введение
Ты знаешь, что можно знанием добывать знание, но еще не знаешь, что можно благодаря незнанию стяжать знания.

Из притчи «Наведение порядка»
Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф (например, недавние события 17 августа 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар 06 декабря 2009 г. в Пермском в ночном клубе «Хромая лошадь» и т.п.), стихийных бедствий (наводнение на реке <…> близ населенного пункта), подвергаются насилию (ежедневно встречаем подобного рода информацию на всех информационных каналах), становятся заложниками (1 сентября 2004 г. в г. Беслане) и т.д., подобных примеров можно привести еще очень-очень много. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном обществе постоянно растет в среде практикующих психологов. Организовываются центры помощи при поддержки МЧС людям, оказавшимся в подобных ситуациях. Причем отметим тот факт, что если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие начинается тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессоров и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой стороны, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях и получивших психологическую травму. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Таким образом, экстремальная психология - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Казалось бы, что ввиду очевидной практической значимости проблематики экстремальная психология или психология экстремальных ситуаций должна была иметь приоритетный статус в научном мире. К сожалению, дело обстоит совершенно иначе.

В данном пособии отражены основные базовые понятия экстремальной психологии, на основе которых строятся психотерапевтические модели индивидуального и группового консультирования в системе «психолог – потерпевший (клиент)».

В первой главе изложены основные представления об экстремальных состояниях, их причинах возникновения и стадиях протекания. Во второй главе систематизированы основные аспекты психотерапии экстремальных состояний. В конце пособия представлены задания для проверки знаний в данной области, а также глоссарий необходимых терминов, изучаемых в данном курсе.

Используя данное учебное пособие, студент в процессе подготовки к зачету или экзамену сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данных дисциплин (экстремальной психологии и психотерапии); сосредоточит свое внимание на основных дефинициях, признаках, особенностях, сформулировать определенный план ответа на возможный экзаменационный вопрос.

Поэтому, если в результате изучения данного материала студенты смогут осознать необходимость предложенных знаний, то авторы будут считать свою задачу выполненной.

1 экстремальная психология


    1. основные понятия экстремальной психологии


Экстремальная психология возникла в конце ХХ века, синтезировав конкретные сведения в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. Под экстремальной психологией понимается отрасль науки, изучающая общие закономерности психологической жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время подводного плавания, пребывания в космосе, пребывания в труднодоступных районах земного шара и т.д.

Задачи экстремальной психологии:

  1. Совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях.

  2. Разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

  3. Разрешение проблемы личности как насильственного порядка, так и природного, и техногенного.

Экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. И нередко влечет за собой большое количество людских жертв, грозит тяжелыми последствиями для общества. Они возникают внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнуться даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе или на рабочем месте. В любых условиях на нас оказывают неблагоприятное влияние три основные группы факторов:

  1. Природные факторы.

1.1. Климатические условия: снег, дождь, температура воздуха, гроза, солнечная радиация.

1.2. Стихийные явления: ураганы, штормы, оползни, лесные и торфяные пожары, наводнения, землетрясения.

2. Техногенные факторы, связанные с деятельностью человека. Это аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, запретные зоны, радиационное загрязнение местности, места захоронения радиационных или химических отходов.

3. Социальные факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми: национальные и военные конфликты, криминальные проявления.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, вывихи и переломы, отравления растительными и животными ядами, укусы животных, насекомых, змей, стрессы и переутомление.

В экстремальных условиях, характеризующихся информационно-изменчивой структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов (данные факторы представлены по мере усиления их воздействия на психику человека):

1. Монотипия - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно — за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.

2. Измененная пространственная и временная структура (перелет из одного часового пояса в другой, погружение под воду и т.д.)

3. Ограничения лично значимой информации (нет возможности узнать о родственниках по причине отсутствия сотовой связи и т.д.)

4. Групповая изоляция - психологический аспект: вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях групповой изоляции люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеостанциях, маяках и пр. С течением времени во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинают проявляться эмоциональная напряженность, возникают конфликты, иногда кончающиеся трагически. В основе нарушения общения лежит астенизация нервной системы, вызываемая рядом психогенных факторов, не позволяющая адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. Типичная для групповой изоляции особенность, по сравнению с другими формами измененных условий существования, — комплексность состояний психических, единство, трудность отделения одного симптома от другого внутри общей «психопатоподобной» картины поведения. Для предотвращения негативных последствий групповой изоляции применяются специальные профилактические меры, производится тщательный психологический отбор.

5. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивой психической деятельности, при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». Так же появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.

6. Постоянная публичность («звезды» эстрады, актеры и т.д.) - эмоциональная напряженность, обусловливаемая необходимостью долгое время удерживать себя в определенной ролевой функции, и стремление скрыть от окружающих свои мысли и переживания актуализуют потребность в уединении. При невозможности ее удовлетворения человек перестает скрывать свои чувства и мысли («психологический стриптиз»), что является одной из форм защитной реакции. В отличие от одиночной изоляции (одиночество), переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием «публичности», четко персонифицируются — приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтности и вызывая аутизацию.

7. Угроза для жизни человека – созданное условие или высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.

Во всех случаях стоит вопрос о понимании двух экстремальных состояний – жизни и смерти.

Экстремальная психология в своей терминологии часто использует такие понятия как чрезвычайная ситуация, экологическая катастрофа и стихийное бедствие:

1. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли:

а) человеческие жертвы

б) ущерб здоровью людей или окружающей среде

в) значительные материальные потери

г) нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций отображена на рисунке 1, причем каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

  1. Экологическая катастрофа (ЭК) – труднообраимое неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной среды.




Рисунок 1 - Классификация чрезвычайных ситуаций


  1. Стихийные бедствия (СБ) – это экстремальные явления природы катастрофического характера, приводящие к внезапному нарушению деятельности людей (сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами людей). К стихийным бедствиям относятся: извержения вулкана, землетрясения, ураганы и т.д.

Особое место в экстремальной психологии отводится оказанию помощи, людям оказавшимся в ЧС. Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство- это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации). Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику. В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния ЧС являются:

- безотлагательность;

- приближенность к месту событий;

- ожидание, что нормальное состояние восстановится;

- единство и простота психологического воздействия.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

Психолог должен помнить, что проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей. Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях. Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящиеся в эпицентре ЧС.


    1. психогении в экстремальных ситуациях


В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Стержневой проблемой экстремальных условий является адаптация. Психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются закономерному чередованию этапов (представленных на рисунке 2).

Анализ этапов психической переадаптации, реадаптации и дезадаптации при воздействии психогенных факторов позволил выявить следующее. Независимо от того, предстоит ли человеку пройти испытание нервно-психической устойчивости в условиях сурдокамеры, или выполнить парашютный прыжок, или осуществить полет в космос и т.д., - во всех случаях четко выделяется «подготовительный этап». На этом этапе человек собирает сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях, уясняет задачи, которые ему предстоит решать в этих условиях, овладевает профессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции, отрабатывает навыки, обеспечивающие совместную операторскую деятельность, и устанавливает систему отношений с другими участниками группы.

Рисунок 2 – Этапы психической адаптации и дезадаптации

в измененных условиях существования

Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных («этап стартового психического напряжения»), и к другому барьеру, который отделяет необычные условия существования от обычных условий жизни («этап завершающего психического напряжения»), тем сильнее психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении течения времени, в нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

На рубеже преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются. Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в средствах спасения и в правильности своих действий при возникновении аварийных ситуаций.

Этап острых психических реакций входа сменяется этапом психической переадаптации, критериями которой служит устойчивая система взаимоотношений в изолированной группе. Одной из особенностей этапа психической переадаптации является формирование новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях жизни. Другой особенностью этого этапа является актуализация необходимых потребностей и выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на воздействие психогенных факторов.

При жестком и длительном воздействии психогенных факторов, а также при отсутствии мер профилактики этап психической переадаптации сменяется этапом неустойчивой психической деятельности. На этом этапе появляется ряд необычных психических состояний, характеризуемых эмоциональной лабильностью и нарушениями ритма сна и бодрствования.

При вхождении человека в измененные условия существования и при возвращении в обычные условия жизни происходит «ломка» функциональных систем психофизиологической организации, сложившихся в онтогенезе или при длительном пребывании в измененных условиях. Эта ломка сопровождается появлением необычных психических состояний, нарушениях познавательных процессов, эмоционального регулирования и двигательной деятельности.

Необычные психические состояния, возникающие на этапах психической переадаптации и реадаптации (эйдетизм, экстериоризационные реакции, аутизация, психологическая открытость и др.), можно отнести к нормальным компенсаторным, защитным психофизиологическим механизмам, характерным для измененных условий существования. «Психическая норма», являющаяся в медицине синонимом «здоровья», укладывается между верхней и нижней границами, в пределах которых могут происходить различные сдвиги, не влекущие за собой качественного изменения в морфологической структуре, физиологическом и психологическом состоянии человека. При работе регуляторных механизмов на пределе адаптационного оптимума на этапе неустойчивой психической деятельности возникают необычные психические феномены, которые, оставаясь в границах психологической нормы, в то же время расцениваются психофизиологами как препатологические.

Возникновение состояния психической дезадаптации, сопровождающегося пограничными психическими расстройствами, возможно не при дезорганизации отдельных определяющих адаптированную психическую активность подсистем, а только при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы в целом (в частности, не каждая информация в количественном отношении патогенна, а только значимая для данной личности). Иными словами, при любом невротическом и неврозоподобном состоянии дезадаптированное реагирование человека обусловливается не столько изолированным патогенным вторжением в ту или иную часть биологической основы психической деятельности или нарушением конкретных социально-психологических взаимоотношений личности, сколько дезинтеграцией определяемой ими функциональной системы адаптированного поведения.

Так же наиболее часто наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 основных группы – непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (таблица 1).
Таблица 1 - Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций

Реакции и психогенные расстройства

Клинические особенности

Непатологические (физиологические) реакции

Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности


Психогенные

патологические

реакции

Невротический уровень расстройств – остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности


Продолжение таблицы 1

Психогенные

невротические

состояния

Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства – неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Реактивные психозы

Острые

Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью

Затяжные

Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы


Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции), а также состояния паники.

Изучение наблюдавшихся при экстремальных ситуациях психических расстройств, а также анализ комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дают возможность схематически выделить три периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения.

1 период. От момента возникновения угрозы жизни до начала аварийно-спасательных работ (не более трех-пяти часов). В этот период наблюдаются следующие реакции: реакции страха, пани, оцепенения, растерянности, непонимание смысла происходящего, повышение активности, увеличение мышечной силы, нарушение речи (запинки, заикание, повышение и звонкость голоса), мобилизация воли, снижение четкости фиксации происходящего, а собственные переживания запоминаются в полном объеме, нарушение восприятия времени. Проявляется активность или пассивность двигательных расстройств при сложных реакция страха. При двигательных активных расстройствах можно наблюдать беспорядочные и бессмысленные движения человека, что мешает ему быстро и правильно принимать решения или укрыться в безопасное место. При пассивных двигательных расстройствах – оцепенение человека, застывание на месте, при попытке оказать ему помощь либо безвольно подчиняется, либо оказывает негативное сопротивление. При острых и сложных реакциях страха наблюдается сужение сознания, непроизвольное самоустранение, избирательное поведение.

2 период. Период выполнения аварийно-спасательных работ. Психологические нарушения связаны не только с личностными особенностями пострадавших, осознание ими продолжающейся или пережитой опасности, но и появление новых стрессовых воздействий из-за потери или неизвестности судьбы родных и близких, разобщение семьи, утрата имущества и жилья. Психически-эмоциональное напряжение сменяется повышенной утомляемостью и выраженной депрессией. В этот период у пострадавших начинают развиваться следующие психологические расстройства:

1. Психозы - выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и др.). Выделяют следующие часто встречающиеся виды психозов:

1.1. Галлюцинативно-параноидальный синдром - сочетание вербальных галлюцинаций с бредовыми идеями, чаще всего — преследования, воздействия, отношения.

1.2. Паранойяльный синдром - систематизированный бред, обычно сочетающийся с бредовыми формами поведения и аффективными (субдепрессивными или гипоманиакальными) расстройствами.

1.3. Синдром Ганзера - острая психогенная истерическая реакция. Характеризуется симптомами миморечи, мимодействия, псевдодеменции, пуэрилизма, истерическим (по функциональному типу) сужением сознания. Течение острое. Вначале — растерянность, тревога, страх, возможны зрительные галлюцинации. Более длительное время остаются явления псевдодеменции и пуэрилизма.

1.4. Синдром Пуэрелизма - форма истерических психозов, характеризующаяся детскостью поведения на фоне истерически суженного сознания. Чаще встречаются отдельные черты пуэрелизма, чем целостный пуэрильный синдром. Обычно вкрапления пуэрелизма отмечаются при ганзеровском синдроме, псевдодеменции (псевдодементно-пуэрильный синдром). Характерные симптомы — детскость речи и моторики, детские эмоциональные реакции. Поведение пуэрильного больного отличается от поведения ребенка сочетанием детскости с привычками, отражающими жизненный опыт взрослого

1.5. Истерическая депрессия - видоизменение клинической картины эндогенной депрессии включением в нее выраженной истерической симптоматики, которая обусловлена преморбидными характерологическими особенностями больного, проявляется в результате острого психоза.

1.6. Психогенная (или реактивная) депрессия - характерны психогенное происхождение, депрессивный синдром с аффектом тоски и общей психомоторной заторможенностью. Возможны астенические, истерические и параноидные включения. Суточные колебания настроения отсутствуют, тоска не носит характера витальной. В переживаниях больных звучит психогенно-травмирующая ситуация. Благоприятный прогноз, но возможны затяжное течение и витализация.

2. Истерические неврозы - невротическое состояние, вызванное действием психической травмы, в патогенезе которого играет роль механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности болезненного симптома».

2.1. Двигательные расстройства на основе истерического невроза – припадки, параличи, стоны, крики, плач, заикание, утрата звучания голоса, тремор, не способность стоять на месте или «врастание в землю».

2.2. Нарушение работы органов чувств – утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, глухонемота и пр.

2.3. Физиологические нарушения – «ком в горле», истерическая рвота, сердечная аритмия, диарея и пр.

2.4. Психологические нарушения – страхи, внезапные перепады настроения, подавленность, театральное поведение.

3. Неврастения – один из видов неврозов, могущий возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей). Основные симптомы таковы: 1) состояние раздражительной слабости, характерное сочетанием повышенной возбудимости, быстрой истощаемости и утомляемости, плохой переносимости сильных раздражителей; из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания нарушается работоспособность; 2) лабильность эмоций, неустойчивое настроение - часто пониженное, подавленное; 3) повышенная раздражительность, утомляемость, слезливость; 4) иногда появляются тревога, или страх, нетерпеливость, расстройства сна, головные боли, сексуальные нарушения, разнообразные нарушения системы нервной вегетативной.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах. Сопровождается физическим истощением. Неврастеникам присущи общие астенические свойства - повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле. К этому добавляются некие соматические расстройства: периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохая работа кишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и пр. Все эти неполадки - психогенной природы; заметной органической основы, как правило, нет. Они возникают от излишне повышенного внимания к отправлениям своего организма.

  1. Невроз навязчивых состояний характеризуется преобладанием в клинической картине навязчивых состояний — воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий. В генезе играют роль: психическая травма; условно-рефлекторные раздражители, ставшие патогенными в связи с их совпадением с другими, вызвавшими ранее чувство страха; ситуации, ставшие психогенными в связи с конфронтацией противоположных тенденций. Может возникнуть при различных типологических особенностях, но чаще всего у психастенических личностей. Выражается в следующих формах:

    1. навязчивые чувства, фобии (выражающиеся на физиологическом уровне – потливость рук, учащение сердцебиения и т.п.)

    2. навязчивые влечении (непроизвольныех и нецелеобразные стремления, например, складывание цифр постоянно и непроизвольно и т.п.)

    3. навязчивые движения, при которых индивид теряет контроль над своими движениями (например, непроизвольное щелканье шариковой ручки и т.п.)

    4. навязчивые сомнения (появление комплекса).

3 период. После эвакуации в безопасный район или после ликвидации чрезвычайной ситуации. В этот период у многих происходят сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, переоценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная «калькуляция» утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические расстройства. В результате чего формируется посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРС), которое более подробно будет рассмотрено в разделах 1.5 и 1.6. Оно возникает в тех случаях, когда пережитое сопровождается сильными эмоциями страха или перед лицом обстоятельств. Структура расстройства психики проявляется в двух взаимосвязанных группах нарушений:

- симптом упорного вторжения в сознание образов и эмоций, связанных с психотравмирующими обстоятельствами, вызывающие у человека сильный психологический дискомфорт.

- симптом избегания, проявляется в стремление устранится от мыслей, чувств, разговоров, лиц, места и деятельности, вызывающие воспоминание о психотравмирующих ситуациях.

Эти две группы симптомов сопровождаются следующими проявлениями: уменьшение силы эмоционального реагирования, снижение интереса к крайним значимым видам деятельности, крайнее значимое чувство зависимости от людей, отчужденность, нарушение сна, раздражительность, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточить внимание, повышенная бдительность, готовность к оборонительной позиции «бей» или «беги», ощущение эмоциональной зависимости, не способность вспомнить важный аспект психотравматической ситуации, снижение работоспособности, ухудшение качества жизнедеятельности, развитие непривычных фобий и надолго сохраняется чувство страха.

Все указанные периоды развития и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов: особенность ситуации, индивидуальное реагирование на происходящее, социальные и организационные мероприятия. Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. С течением времени теряют непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные особенности пострадавших, и напротив, возрастает и обретает основополагающее значение не только собственно медицинская, но и социально-психологическая помощь и организационные факторы.

Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств при ЧС, могут быть классифицированы следующим образом.

1. Непосредственно во время события (ЭК, СБ и др.):

1.1. Особенности ситуации:

1.2. Индивидуальные реакции:

1.3. Социальные и организационные факторы:

2. При проведении спасательных работ после завершения опасного события:

2.1. Особенности ситуации: – «вторичные психогении».

2.2. Индивидуальные реакции:

– личностные особенности;

– индивидуальная оценка и восприятие ситуации;

– возраст;

– соматическое состояние.

3) Социальные и организационные факторы:

– информированность;

– организация спасательных работ;

– «коллективное поведение».

3. На отдаленных этапах чрезвычайной ситуации:

3.1. Социально-психологическая и медицинская помощь:

– реабилитация;

– соматическое состояние.

3.2. Социальные и организационные факторы:

– социальное устройство;

– компенсации.

    1. Зависимость поведения человека

в экстремальной ситуации от его индивидуально-психологических особенностей
Каждая личность имеет свои уязвимые стороны. Для каждого человека существует специфический круг ситуаций, в которых он повышенно уязвим в силу своих индивидуально-психологических особенностей. Если специфические особенности личности «встречаются» с комплементарными специфическими характеристиками ситуации, то с высокой степени вероятности возникает дезадаптация личности. В этом случае мы говорим о личностном кризисе или личностной травме. Для того чтобы психологическая коррекция была эффективна, она должна основываться на знании типологии личности, ее темперамента и других индивидуально-психологических особенностях.

Выбор способа поведения человека в экстремальной (чрезвычайной) ситуации зависит от типа инстинкта как природного источника. Значимыми инстинктами являются: инстинкт самосохранения, продолжения рода, альтруизм, исследование, доминирование, свобода и сохранение достоинства. На основе данных инстинктов Гарбузов В.И. предложил теорию, в которой представлено семь типов людей в зависимости от преобладающего или доминирующего инстинкта (методика Гарбузова В.И. представлена в приложении Б). Типы людей:

  1. Эгофильный (на основе инстинкта самосохранения) – человек осторожный, рассудочный, недоверчивый, подозрительный, избегает людей.

  2. Генофильный (продолжение рода) – человек живет интересами той группы, с которой себя отождествляет, охотно замещая «Я» на «Мы».

  3. Альтруистический (альтруизм) – человек добрый, отзывчивый, сопереживающий, понимающий и терпеливый.

  4. Исследователь (исследовательский) – человек любознательный, любопытный и изобретательный, во всем стремиться дойти до сути.

  5. Доминантный (доминирование) – прирожденный лидер, логичный, демократичный, способный к прогнозированию и восприятию нового. Умеет отличать главное от второстепенного.

  6. Либертрофильный (инстинкт свободы) – человек свободный, не терпит ограничений, рутины, обыденности, консерватизма, не восприимчив к догмам и внушению.

  7. Дигитофильный (инстинкт сохранения достоинства) – человек не терпит унижения ни в какой форме, обладает чувством собственного достоинства, чувством чести и гордости.

В процессе работы с потерпевшим также значение имеет:

- типы темперамента (холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник);

- типология Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический типы)

- типология У. Шелдона (церебротоник, соматотоник, вицеротоник).

Особое место в экстремальной психологии отводится личности во время переживания ЧС или кризиса, поэтому то разнообразие типов личности описанных классификацией (разработанной А.Е. Личко), имеет особую роль. Описываются следующие основные типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки, поэтому они и по-разному проявляют себя во время ЧС, при переживании психологической травмы и во время кризиса. Каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети предпочитают играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже с поступления в школу с наступающей необходимостью сменить удовольствие игр на учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимные черты становятся особенно яркими с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может обнаружиться с наступлением полового созревания. Сенситивная психопатия складывается позже к 16 19 годам, в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30 40 лет. Так же существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты могут смениться очевидной циклоидностью, астено невротические черты — психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность — заслониться выраженной истероидностью, черты неустойчивости присоединиться к гипертимности и т.п. Все трансформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных причин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации