Курсовая работа - Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков - файл n1.doc

Курсовая работа - Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков
скачать (190.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc191kb.24.08.2012 08:58скачать

n1.doc

Оглавление


Оглавление 1

Введение 2

I.Теоретические основы деятельности школьного социального педагога 4

1.1. Основы социально-педагогической деятельности в школе. 4

1.2. Основные направления социально-педагогической 11

деятельности по профилактике и преодолению девиантного 11

поведения детей и подростков 11

II. Проблема предрасположенности к алкоголизму у подростков. Особенности работы социального педагога в профилактике алкоголизма среди подростков 16

2.1. Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей 16

2.2. Особенности профилактических мероприятий в борьбе с алкоголизмом. 22

Заключение 34

Список использованных источников 36

Приложение 1 38

Приложение 2 41

Приложение 3 43


Введение


В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Как раз в для осуществления профилактических мероприятий и необходимой ключевой фигурой оказывается социальный педагог.

Социальный педагог – ключевая фигура в школе, а детском саду и т.д., призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда.

Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

В нашей же работе мы попытаемся рассмотреть проблему профилактики алкоголизма среди подростков с точки зрения социального педагога.

I.Теоретические основы деятельности школьного социального педагога

1.1. Основы социально-педагогической деятельности в школе.


Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [2, с. 14].

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

 Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

 Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

 Влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Выделю, что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе – особый вопрос.

В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.

Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

В Германии социальный педагог введён в штаты школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Так, в некоторых школах Волгоградской области введена должность социального педагога, разработано положение об его обязанностях.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:

 Изучает семью;

 Помогает семьям в кризисных ситуациях;

 Помогает в оздоровлении среды;

 Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;

 Защищает интересы ребёнка;

 Налаживает контакты.

Работа с семьёй также должна строиться у школьного социального педагога, так как многое ребёнок выносит именно оттуда [2, с. 373-375].

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

Итак, завершая тему о "нужности" деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:

в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

в школах-интернатах, детских домах, приютах;

в лесных школах, детских санаториях;

в социально-образовательных центрах;

в реабилитационных и коррекционных центрах;

в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

в летних лагерях труда и отдыха [2, с. 74].

Также нужно упомянуть некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.

Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

Сегодня появилось усыновление детей-сирот иностранными гражданами, с 1992 г. иностранцы усыновили 12 тыс. детей России.

Но все же, на сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза - сифилисом, в 1,8 раза - чесоткой.

Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% - функциональные отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей - 35,3%.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.

К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей. Созданные школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств для проведения оздоровительных мероприятий.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин “синдром избитого ребенка”. Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку [2, с.339].

1.2. Основные направления социально-педагогической

деятельности по профилактике и преодолению девиантного

поведения детей и подростков


Выделяются следующие направления

А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение:

— основ взаимоотношений в семье;

— внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;м

— основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка и др.;

— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;

б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологического климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков [8,c. 127].

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

— создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

— побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

— создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

— развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;

— приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

— организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

— повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

— создание попечительских организаций при образовательного учреждении, в которые входят и родители;

— приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;

— посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

— помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

Выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на ребенка, подростка. Вследствие этого воспитателям необходимо учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.

Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

Е. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Развитие сети центров по решению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические — преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии [8, c. 158].

3. Использование позитивных возможностей средств массовой ин- формации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видео- продукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности. И. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

К. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над собой.

Таким образом, в этой главе рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков.


II. Проблема предрасположенности к алкоголизму у подростков. Особенности работы социального педагога в профилактике алкоголизма среди подростков

2.1. Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей


Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов [6, с. 45].

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними [7 C,35].

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) - качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

2.2. Особенности профилактических мероприятий в борьбе с алкоголизмом.


Социальная значимость алкоголизма определяется материальным ущербом, который они наносят обществу, а также медико-биологическими последствиями для здоровья нынешних и последующих поколений.

Профилактика – это система комплексных – государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психоло-педагогических и психо-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, на всемерное укрепление здоровья населения.

Все профилактические мероприятия можно подразделить на социальные, социально-медицинские и медицинские, которые различают по частным целям, средствам и эффекту воздействия.

Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика (терминология Всемирной организации здравоохранения).

Первичная, или преимущественно социальная, профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия, на него факторов социальной и природной среды.

Первичная профилактика алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у населения (тем более у подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Ведущая задача первичной профилактики состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения.

Вторичная профилактика алкоголизма состоит в выявлении групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально раннем, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в коллективе и семье.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации.

Все мероприятия по искоренению пьянства и алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления.

1) Корригирующее направление.

Оно заключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение отдельных лиц, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер предупреждения алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни.

2) Компенсирующее направление.

Оно связано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется формированием у подрастающего поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.

Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Различаются три стадии алкоголизма:

Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.

Средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе.

Последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах.

Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резко ослабляется воля – человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение и деградация личности.

Многократное поглощаемое спиртное накапливается в крови и током крови разносится по всему организму, достигая каждой клетки, алкоголь нарушает проницаемость клеточных мембран, угнетает биологически активные соединения, прежде всего – ферменты, понижает усвоение тканями кислорода, тем самым резко ухудшаются условия внутренней среды организма. Влияние алкоголя на организм напоминает изменение биоценоза реки в результате стока химических отходов в реку: обитатели водной среды начинают задыхаться и гибнут, а растения на берегах чахнут. Сравнение это правомерно еще потому, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки и сосуды мозга. У выпившего краснеет лицо, белки глаз в результате расширения кровеносных сосудов кожи, глаз и мозга. При этом резко нарушаются их регулирующие возможности, кровоснабжение мозга начинает терять свой ритм.

Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют. У них в полтора раза чаще развиваются заболевания органов дыхания; 45-70% страдающих алкоголизмом имеют нарушения желудочно-кишечного тракта. [Спиртное «обжигает» слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, кишечника, затем возникает воспаление слизистой оболочки этих органов хронический гастрит, хронический колит). Печень первая принимает на себя удар алкоголя – в ней происходит его переработка. В связи с этим у алкоголиков развивается тяжелое поражение печени – алкогольный гепатит, цирроз печени.

Примерно у трети людей, употребляющих алкоголь, снижается половая функция, наступает «алкогольная импотенция». У женщин под влиянием алкоголя также снижается способность к деторождению

В молодости алкоголизм протекает в более тяжелой форме и труднее поддается лечению. Непременное условие лечения – абсолютный отказ от употребления алкоголя, как во время лечения, так и после выздоровления.

Существенный прогресс в области профилактики употребления ПАВ обес­печивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании про­филактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциаль­ные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес.

1. Подход, основанный на распространении информации о ПАВ.

Данный подход является наиболее распространенным типом профилак­тических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информа­ции о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребле­ния [5, с. 16]. Обучающие программы ориентированы на познавательные и когнитивные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении пси­хоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения

Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) пре­доставление частичной информации о фактах влияния употребления ПАВ на организм, поведение, а также статистических данных о распро­страненности алкоголизма; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой - предоставить устрашающую информацию, описывая не­приглядные и опасные стороны употребления алкоголя; 3) предостав­ление информации об изменениях личности, наблюдающихся у людей, употребляющих алкоголь, и о проблемах, с этим связанных.

В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркоти­ков. Большинство этих программ не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, недостаточно интенсивны и краткосрочны.

В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Знакомство с массовой алкоголизацией взрослого населения, растущей наркотизацией явно противоречит не­гативной информации об употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в глазах подрастающего поколения. Отечествен­ные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого са­нитарного просвещения как низкую. Однако, на наш взгляд, преждевре­менно полностью отказываться от указанного метода. Необходимо из­менить его традиционную ориентацию на негативные аспекты различ­ных факторов риска в сторону упора на сознательно формируемые воз­можности приобретения знаний и навыков, обеспечивающих здоровье. Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для «фокусных» групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индиви­да, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на учете того, что зависимость от ПАВ чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмо­ций, выявляющих личностные факторы риска - низкую самооценку, сла­бо развитые навыки принятия решений. В рамках этой концепции выде­ляются следующие цели: повышение самооценки; определение значи­мых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выра­жения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом. Основная часть данной модели стала центральным компонентом популярных в настоящее время про­грамм развития «жизненных навыков».

3. Подход, основанный на роли социальных факторов

Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление ПАВ, основывают­ся на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важ­ную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу алкоголизации. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры, ут­верждающей, что поведение индивида постепенно формируется в ре­зультате позитивных и негативных последствий его собственного пове­дения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующе­го поведения окружающих (родителей, других родственников или зна­чимых лиц из ближайшего окружения).

Важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых негативных факторов, таких, например, как социальное давление. Программы профилакти­ки основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; «прививки» против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррек­ция нормативных ожиданий (см. Приложение 1-3). Программы такого рода включают в себя раз­личные компоненты; однако не существует единой стройной системы со­циального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению ПАВ. Преимущественными способа­ми в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, технологии усиления определенных видов социального влияния и т.д.

Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или «отодвигая» начало употребле­ния наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние ука­занного подхода на прекращение многими подростками курения, под­черкивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

Жизненные навыки - это те навыки личного поведения и меж­личностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Дан­ный подход базируется на понятии изменения поведения.

Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, при­близиться к пониманию причин возникновения зависимости от нарко­тиков, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профи­лактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с на­правлением социальных влияний, вторая - с социально-психологичес­ким направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Проблемное поведение - такое, как употребление ПАВ, - рас­сматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. С точки зрения кон­цепции Р.Джессора, начальная фаза употребления наркотиков, наблюда­ющаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть: демон­страцией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дис­циплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; «инструментом» эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабле­ния; «открытием двери» в группу сверстников; средством приобщиться к определенному жизненному стилю; сигналом потребности в помощи в си­туации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны соци­альной среды; актом отчаяния; ответом на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи описывают большое количество таких субъективных побуждений и четко устанавливают один факт: обусловленное ими употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков и молодых людей. Имен­но поэтому, с точки зрения К. Харрельмана [13, c. 45], они нужда­ются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, будучи некомпетентными в других формах социального «раз­говора» со средой, и рассматривают психоактивные вещества как неотъем­лемую часть среды.

Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д.Ботвиным; цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивос­ти к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению нар­котиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная устойчивость; разви­тие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным соци­альным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контак­тов, отказа, отстаивания своей позиции).

По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, однако социально-психологичес­кие и культуральные особенности России требуют поисков более углуб­ленного профилактического подхода (Романова О.Л.).

5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя и других ПАВ деятельности

Сторонники данного подхода предполагают, что субъективно зна­чимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев разви­тия зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитив­ную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целе­сообразной активности.

В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, кото­рые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению ПАВ. К ним относятся: 1) предложение специфической пози­тивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различ­ного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных по­требностей со специфической позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жиз­ненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных ус­пехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения

6. Подход, основанный на укреплении здоровья

Укрепление здоровья - это процесс, помогаю­щий индивидам и общественным группам усилить контроль над оп­ределенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время «укрепление здоровья» является неким объе­диняющим понятием и отражает «примирение» человека с окружающей средой. Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответствен­ность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Идея, основываю­щаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого чле­на общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду ДЛЯ усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: "Делать здоровый выбор максимально доступным».

Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья - в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влия­ющее на развитие болезни. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здо­ровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассмат­ривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личнос­ти. Таким образом, программы укрепления здо­ровья ориентируются на изменение личности и среды, поскольку важ­ность социальной и культурной ситуации для их реализации очевидна.

Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимуществен­но охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, ра­бота проводится с микросредой - семьей, общностью, в которой живет ребенок. Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых. Она подразумева­ет изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате уси­ления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.

7. Интегративный подход

Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилак­тических стратегий (компонентов), применяющихся для реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонап­равленных профилактических стратегий. Составными компонента­ми интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защи­ты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблении [10, c. 34-37]. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные меропри­ятия, хобби и т. д.) и формирование системы ценностей, норм поведе­ния и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегра­тивных профилактических программ.

Таким образом, анализ современных подходов к профилактике по­требления ПАВ детьми, подростками, молодежью показывает их Недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима Разработка новых концептуальных ее основ. Решение данной пробле­мы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовыe ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе - преодолевать искушение алкоголизации.

Заключение


В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с употреблением ПАВ проводится путем использования различных профилактических моде­лей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с уче­том трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, обра­зовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактических программ возможна только в рамках концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с «группами риска», но и с лицами, прошедшими курс терапии и реаби­литации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выяв­ление заболевших, динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.

Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо проводить в три этапа. Первый - этап неотложных мероприятий, второй - этап научно-организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания КАПР.

Необходимо создавать организационно-методические и реабилитационные центры в рамках того же министерства.

Указанные центры будут являться:

учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по про­филактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях, включая реше­ние задач реабилитации;

действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих региональных центров профилактики и реабилитации;

информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать ре­зультаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития алкогольной ситуации и эффективности профилактики алкоголизма.

Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нормативно-ме­тодического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной нормативно-методи­ческой базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприя­тий первого и последующих этапов КАПР.

Предложенная Концепция является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ в области профилактики злоупотребле­ния ПАВ в образовательной среде.


Список использованных источников




  1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.

  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 134 с.

  4. Как сбываются и разбиваются мечты: учебно-методическое пособие. – М.: Региональная общественная организация содействия духовному и нравственному просвещению «Источник», 2005. - 528 с. (Международная школьная программа).

  5. Карпов А.М. Самозащита от наркоманий. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии. – Казань: Изд-во «ДАС», 2001. – 52с.

  6. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004. – 113 с.

  7. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

  8. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.,2001. – 272 с.

  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В.А. Сластенина. – 5-изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

  10. Одинцова М.А. Я - Целый мир: Программа развития личности подростков и юношества./Учеб. – метод. Пособие. Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 208 с.

  11. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

  12. Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни/Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина – М.: Фонд «Центр социального развития информации», 20005. – с.

  13. Практическое руководство по организации подросткового миссионерского добровольческого служения/Под общ. Ред. Л.Д. Нейкурс – Киев: Русский язык, 2001. – 96 с.

  14. Программа обучение к здоровью: технологические подходы и интерактивные методы/Сост. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. – М.: Альтернатива, 2005. – 96 с. (проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»).

  15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб: Питер, 2002. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

  16. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психолгов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 496 с.

  17. Созависимость. Независимость. Зависимость. Книга для родителей, чьи дети употребляют наркотики. – Барнаул: РОО «Сибирская инициатива», 2007. – 40 с.

  18. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

  19. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Евгения Ивановна Тихомирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с.

  20. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 228 с.



Приложение 1


Тренинговый комплекс (примерный вариант).

1. Понятие стресса и проблемно-разрушающего поведения. Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций.

Цель: Ознакомление участников программы с понятием стресс и способами его преодоления.

Структура тренинга:

Этап 1 – Начало работы. Знакомство, обмен чувств. Цель: вхождение в атмосферу группы.

Этап 2 – Разминка. Задание: «Я никогда не…» Цель: разрядка.

Этап 3 – Работа по теме. Мозговой штурм «Что такое стресс?». Цель: ознакомление с понятием стресса и проблемно-разрушающего поведения.

(Стресс связан с приятными или неприятными переживаниями. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и напоминание о ней. При этом стресс, повышающий возможности организма, истощает психологическую энергию, нарушает деятельность, заставляет человека чувствовать себя бесполезным и ненужным.

В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У древних людей стресс был связан с необходимостью физического выживания, добывания пищи, поиска убежища.)

Этап 4 – (Стрессовые ситуации требуют от нас большого внимания) Игра на внимание «№ квартиры».

Этап 5 – Просмотр видеоролика – пример борьбы со стрессом. Обсуждение увиденного. Приведение примеров стрессовых ситуаций из жизни и способов борьбы с ними. Цель: Увидеть, как человек справился со стрессом.

(Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовке человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно реагировать в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.)

Этап 6 – Медитация «Путешествие на воздушном шаре».

(Формула покоя: Ты тяжело и расслабленно сидишь. Ты совершенно осознанно и интенсивно ощущаешь своё тело. Ты очень тяжёлый, расслабленный и спокойный. Твои плечи и руки очень тяжёлые. Твоё лицо совершенно расслаблено и спокойно. Ты расслабляешься. Ты снимаешь с себя всё напряжение. Ты совершенно спокоен и расслаблен.

Путешествие: Ты на большом широком лугу – ты ежишь по этому лугу голыми ногами – ступнями ты чувствуешь траву – ты ощущаешь траву, землю – теплые, как солнце – вдали на лугу ты видишь большой воздушный шар – ты уверенно идёшь к нему – наконец, ты дошёл до него – он большой, он легко раскачивается на ветру, удерживаемый канатом – плетёная корзина – ты останавливаешься перед ней.

Ты поднимаешься на неё – канат разрывается – шар медленно отделяется от земли – ты медленно поднимаешься вверх – всё выше – ты ощущаешь воздух, который с шелестом обтекает тебя – тихо – здесь, наверху, совершенно тихо – ты ощущаешь своё дыхание совершенно спокойное и ровное – вдох и выдох – ты совершенно спокоен.

Шар поднимается выше – всё выше и выше – луг под тобой становится всё меньше – он кажется нарисованным – разными красками – люди машут руками – они как точки – шар медленно, плавно летит дальше – он парит над лесом – ели – темная зелень – лиственные деревья – густая и светлая зелень – там внизу блестит вода – большая речка и озеро.

Деревья, как из книги сказок – как будто собранные из игрушечного конструктора – ты видишь животных на лугу – белые точки – утки, гуси – далеко на горизонте поднимаются высокие большие горы – ты двигаешься к ним – ты подлетаешь к ним совсем близко – ты проплываешь на своём шаре над ними.

Маленький клочок снега лежит в темной расщелине – вершины гор так близко, что тебе кажется, будто ты можешь дотронуться до них – всё дышит покоем – ты совершенно спокоен – только нежный шелест воздуха сопровождает тебя – твоё дыхание абсолютно спокойное и ровное – ты совершенно спокоен и расслаблен – ты паришь – ты очень лёгкий – внутри тебя покой – великий покой.

Наступает вечер – опускаются сумерки – пора снова спускаться на землю.

Ты находишь место, где ты хочешь приземлиться – затем ты медленно и осторожно опускаешься вниз – ты снова на земле – ты хорошо себя чувствуешь – ты совершенно спокоен и расслаблен.

Возвращение: Теперь глубоко вдохни, сожми руки в кулаки, вытяни руки, потянись всем телом.)

Этап 7 – Завершающее слово.

(В заключении можно вспомнить историю, рассказанную учителем Дзен своим ученикам, в которой говорилось о человеке, за которым гонится тигр. Спасающийся бегством преследуемый срывается с крутого обрыва. Ему удается схватиться за корень дерева, и он повисает между жизнью и смертью. Наверху рыщет тигр-преследователь, а внизу, на дне пропасти, висящий видит льва. Человек понимает, что даже если он не погибнет при падении, то, скорее всего, станет жертвой льва. При этом он замечает двух маленьких мышек, деловито грызущих ствол дерева, одновременно ему на глаза попадается несколько ягод земляники, растущей на краю обрыва. Человек срывает их ртом и думает: «Какая сладкая земляника!» По мнению Дэвида Фонтаны, такие люди представляют собой совершенный образец неподверженности стрессу. Обладая способностью в угрожающей ситуации восхищаться вкусом земляники, человек показывает, что не внешние события, какими бы опасными они ни были, вызывают стресс. СТРЕСС – ЭТО НЕЧТО ВНУТРИ НАС.)

Приложение 2


2. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защиты своих границ.

Цель: Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя.

Содержание тренинга:

Этап 1 – Начало работы. Обмен чувств. Цель: вхождение в атмосферу группы.

Этап 2 – Разминка «Вход и выход из круга». Цель: разрядка.

(Каждый из вас испытал на себе давление других людей. В таких ситуациях бывают очень сложно отстоять собственное мнение. И следовательно, возникает чувство неуверенности)

Этап 3 – Ролевая игра «Умей сказать НЕТ» Цель: вход в тему. Почувствовать на себе групповое давление, найти способ выхода из него.

(Один или несколько участников группы выходят из комнаты; для каждого придумывается ситуация убеждения (например: начать курить, бросить школу и др.); учащийся должен противостоять групповому давлению.)

Обсуждение: Поделись, что ты чувствовал в данной ситуации? Легко ли было справиться с давлением?

Этап 4 – Работа по теме. «Незаконченный рассказ».

(Задание: Попытайтесь самостоятельно закончить рассказ так, как если бы вы были на месте героя.

Зачитывается начало рассказа: «У нас бала своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже его попробовать. Он так здорово рассказывал, что после дозы «наркоты» «ловил кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности! Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую…»

Обсуждение: необходимо оценить характер рассказа, а также отношение (отказ или проба наркотика), используемую терминологию. Как помочь этому мальчику не просто сказать «нет», но ещё и убедить, почему?)

Этап 5 – Совместный рисунок на свободную тему.

(Не так просто противостоять давлению при выполнении этого задания. Самое важное при этом – найти компромисс, суметь почувствовать друг друга.)

Завершающее слово: Несмотря на то, что вы такие разные и каждый хотел нарисовать что-то своё, но только в понимании друг друга достигается лучший результат!)


Приложение 3


3. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ). Понятие зависимости. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.

Цель: Обеспечения участников объективной информацией о действиях ПАВ, формирование собственного отношения к этой проблеме.

Структура тренинга:

Этап 1 – Начало работы. Обмен чувств. Цель: вхождение в атмосферу группы.

Этап 2 – Разминка. Задание: «Я не люблю…» Цель: разрядка.

Этап 3 – Показ таблички со словом «НАРКОМАНИЯ» (слово вслух не произносится). Задание: участники пишут на своём листке слово, которое ассоциируется с термином «НАРКОМАНИЯ». Каждый называет своё написанное слово и поясняет, почему.

Этап 4 – Работа по теме. Мозговой штурм «Зачем люди употребляют ПАВ». Цель: ознакомление с объективной информацией о действиях ПАВ.

Этап 5 – Разминка: игра «Колпак» («Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.» Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляя обозначение слова жестами. Последнее исполнение песни состоит почти из жестов.) Цель: разрядка, ощущение целостности группы.

Этап 6 – Работа по теме. Просмотр док. фильма. Обсуждение. Цель: формирование у подростков объективного представления о наркозависимых.

Этап 7 – Завершение «Свечи» (звучит спокойная музыка, зажигаются свечи у каждого участника.)

(На мгновение закройте глаза и почувствуйте этот свет, который сейчас находится у вас в руках. Он тёплый. Пусть этот свет всегда горит внутри вас.

А теперь откройте глаза и вспомните испытанное вами чувство. И если вам будет когда-то трудно в жизни, вспомните, что внутри каждого из вас есть светлый источник, который никогда не погаснет

Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации