Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов - файл n1.doc

приобрести
Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов
скачать (1095.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1096kb.10.06.2012 07:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
Басаков М.И.

Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов и колледжей. Изд-е 2-е исп. И доп.-М.:ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МартТ», 2004.-288 с.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ1

1. Сущность стандартизации (ст. 2 ФЗоТР)2

Природа стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, характерных для современного этапа развития про­изводства и реализации товаров и услуг. В целом, разнообразие товаров, техники, методов организации и управления – явле­ние, безусловно, прогрессивное. Однако практика постоянно обнаруживает прямую связь между увеличением масштабов создания нового, ростом темпов НТП, с одной стороны, и по­явлением в производстве, быту и других сферах человеческой деятельности неоправданного, расточительного многообразия объектов равнозначного или аналогичного функционального назначения – с другой.

Стандартизация возникла в глубокой древности. К ее пер­вым проявлениям можно отнести письменность, летосчисление, системы счета, денежные единицы, единицы мер и весов и др. Такого рода стандартизацию называют фактической, в отличие от официальной, осуществляемой осознанно, научно обосно­ванной.

Не вдаваясь здесь в историю науки и техники, приведем не­сколько примеров неоправданного многообразия разного рода объектов, характерного для нашего времени.

В свое время анализ применяемого на отечественных авто­мобилях, тракторах и комбайнах электрооборудования пока­зал, что для освещения кабин водителей используется 18 вариантов плафонов, 17 разновидностей задних фонарей, 59 различных переключателей, 64 вида фар основного света.

1 Начиная изучение ответов на вопросы раздела, студенту рекомендуется предварительно провести самое общее ознакомление с Федераль­ным законом «О техническом регулировании» (см. Приложение).

2 Здесь и далее (прочтите «Введение») в скобках приводятся номера
статей Федерального закона «О техническом регулировании» [14]. Аббревиатура ФЗоТР в последующих заголовках приводиться не будет.
В некоторых странах Западной Европы, в Японии до сих пор на автомобильных трассах сохраняется левостороннее дви­жение, что вызывает необходимость выпуска экспортной мо­дификации автомобилей с правосторонней рулевой колонкой. В мире пока существует неоправданное разнообразие систем мер и весов. Парадоксальным является факт, что передовая в техническом отношении страна США до сих пор пользуется старой, ненаучной дюймовой системой мер. Потери США на международном рынке от применения отсталой системы со­ставляют порядка 20 млрд. долларов в год. 1,, В СССР до введения единой системы конструкторской до­кументации (ЕСКД) использовалось 18 систем чертежного хо­зяйства. Нетрудно представить себе огромные потери времени и квалифицированного труда на перевод чертежей с «языка» одной системы, используемой проектным институтом, конст­рукторским бюро, на «язык» другой, применяемой строительной организацией или заводом – изготовителем изделия. В СССР выпускалось около 140 разновидностей холодильников, 29 моде­лей утюгов, 34 вида электробритв, 89 моделей велосипедов и т. д. Неоправданное разнообразие в настоящее время мы каждо­дневно наблюдаем в торговле, на производстве и в быту.

О разной ширине железнодорожной колеи в России и Евро­пе знают все, но только специалисты и предприниматели стал­киваются с большим числом неувязок, различием российских, европейских и мировых требований к качеству продукции, к упаковке и маркировке ее, методам контроля, оформлению деловой документации многим другим моментам, сопровождающим международную торговлю, контакты с зарубежными деловыми партнерами.

Системный подход к анализу места и роли стандартизации и общественном производстве и управлении, в обеспечении международных экономических и культурных связей приводит к осознанию двух органически присущих ей фундаментальных, основополагающих свойств (признаков) – способность к
2. Стандартизация как наука

Стандартизация как отрасль знания является молодой на­учной дисциплиной, находящейся на стадии своего формиро­вания. В качестве научной дисциплины стандартизация офи­циально зарегистрирована в нашей стране в 1965 г., под назва­нием «Теория стандартизации».

Та или иная сфера познания окружающей действительнос­ти признается наукой, если она имеет свои объект, предмет и метод исследования. Объект науки, ее предмет и метод не при­думываются, не назначаются. Они постепенно складываются, вырисовываются все более четко под влиянием практики и внутренней логики.

Объектом любой науки называют совокупность (систему) конкретных, реальных предметов, явлений и процессов, иссле­дуемых средствами, методами данной науки. Объект любой на­уки может быть общим для ряда наук. Так, объектом многочис­ленных медицинских наук (их насчитывается около тысячи) яв­ляется человек.

Под объектом стандартизации как области практической деятельности и научных исследований понимается совокуп­ность предметов, явлений и процессов, охватываемых всеми сферами народного хозяйства: материальным производством и обслуживанием, управлением и наукой, здравоохранением, просвещением и культурой.

Ясно, что народное хозяйство является объектом исследо­вания широкого спектра научных дисциплин, составляющих свыше 12 тысяч наименований. При этом каждая научная дис­циплина исследует данный объекте какой-либо определенной («своей») стороны, изучает определенные связи и отношения, присущие только ее взгляду на окружающую действительность, т. е. выделяет своей предмет исследования. В частности, эко­номическая наука выявляет и изучает общественно-производ­ственные, или иначе – экономические, отношения людей в процессе производства, распределения и потребления матери­альных благ; техническая эстетика (дизайн) исследует технику,

среду, в условиях которой осуществляется трудовой процесс, с точки зрения эстетической стороны объекта исследования и т. д.

Спрашивается, с какой стороны стандартизация как науч­ная дисциплина подходит к изучению народного хозяйства, что вычленяет она для своего исследования, т. е. каков ее предмет?

Прежде чем сформулировать предмет стандартизации, сле­дует заметить, что объект науки, как было сказано, представля­ет собой систему реальных индивидуальных, конкретных пред­метов, явлений и процессов, а предметом науки является систе­ма абстрактных, отвлеченных, мысленно вычленяемых сторон совокупности этих предметов, явлений, процессов. Выше было показано, что предметом экономической науки выступают эко­номические отношения людей, предметом технической эстети­ки – красота техники, прекрасное в рабочей среде, т. е. нечто отвлеченное, мысленно выделяемое, общее для совокупности элементов, составляющих объект научной дисциплины.

Выявить предмет науки – не значит привести перечень исследуемых предметов, явлений, процессов, как это до недавне­го времени имело место в литературе в отношении стандартиза­ции. Чтобы выявить предмет стандартизации как науки, следует определить то специфическое, особенное, что изучается теорией стандартизации в объекте исследования народного хозяйства1.

Анализ современного этапа развития науки, техники, про­изводства позволяет высказать следующие три важных для оп­ределения предмета стандартизации суждения.

Во-первых, на современном этапе четко обозначился пре­дел экстенсивных форм развития народного хозяйства, что, естественно, ставит вопрос о дальнейшем его прогрессе за счет роста эффективности производства и повышения качества про­дукции и труда.

Во-вторых, многочисленные структуры, составляющие на­родное хозяйство, стали крайне зависимыми друг от друга, тес­но взаимодействуют между собой, оказывая влияние на общий уровень развития. Иначе говоря, при принятии решения в на-
1 Приводя термин «народное хозяйство», будем иметь в виду и меж­дународный аспект.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


Басаков М.И
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации