Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза в вопросах и ответах - файл n1.doc

приобрести
Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза в вопросах и ответах
скачать (1453.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2880kb.20.12.2006 22:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И. НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Ответственный редактор

доктор юридических наук, профессор С.Ю. Кашкин

ПРОСПЕКТ-

МОСКВА 2005

УДК 341.176.2(4)(075.8) ББК 67.412(4)я73

П68 .

Авторы: ' . С.Ю. Кашкии (руководитель), д-р юрид. наук — предисловие, вопросы № 10-14, 29-32, 43, 124-125, 128, 174, 176, совместно с А.О. Четверико­вым № 1—6, 18—23, 78—88, 160, совместно с П.А. Калиниченко № 119—120, 136—141; канд. юрид. наук, доц. А.О. Четвериков — вопросы № 8-9, 14-15, 17, 24-28, 33-36, 38-39, 41-42, 44-69, 77, 151—157, 161—163, 170—171, совместно с С.Ю. Кашкиным №.. 1—6, 18—23, 29—32, 78—88, 160, совместно с Е.А.Чегринцом №37, 40; канд. юрид. наук П.А. Калиниченко — вопросы № 16, 70—77, 121-123, 126—127, 129-135, 169, 172-173, 175, совместно с С.Ю. Кашкиным № 119-120, 136-141;

канд. юрид. наук Е.А. Чегринец — вопросы № 89—102, 106—108, 164—168, совместно с А.О. Четвериковым № 37, 40; канд. юрид. наук, доц. О.В. Еф-ремкина - № 7, 142-150; А.В. Жупанов - № 103-105, 109-114, 158-159, совместно с А.В. Кондратьевым № 116—118; А.В. Кондратьев — № 115, со­вместно с А.В. Жупановым № 116—118.

Ответственный редактор — заведующий кафедрой права Европейского Союза Московской государственной юридической академии, д-р юрид. наук, проф. С.Ю. Кашкин.

Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. по-П68 собие / С.Ю. Кашкин [и др.]; отв. ред. С.Ю. Кашкин. — М. :

ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 304 с.

ISBN 5-98032-771-1

В пособии раскрыты основные темы программы курса «Право Евро­пейского Союза» («Европейское право»), учтены поправки, внесенные Ниццким договором 2001 г.. Договором о присоединении 2003 г., и основ­ные положения Проекта Конституции для Европы.

Предназначено для изучения учебного курса «Право Европейского Союза» («Европейское право».), «Международное публичное право», «Кон­ституционное право». .

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, препода­вателей, научных работников и юристов-практиков, а также всех заинтере­сованных читателей. ,

УДК 341.176.2(4)(075.8) . ББК 67.412(4)я73

Издание осуществлено при поддержке «Международного центра парт­нерства и развития РусЕС» («Россия — Европейский Союз»).

© Коллектив авторов, 2005 ISBN 5-98032-771-1 © 000 «Издательство Проспект», 2005

К ЧИТАТЕЛЮ

Из некогда мало известного регионального сугубо, экономиче­ского явления Европейские сообщества выросли в Европейский Союз, уверенно утверждающий себя в качестве растущего геополи­тического центра экономического, политического, финансового и военного влияния.

С 1 мая 2004 г. Союз включает в себя уже 25 стран с совокупным населением около 500 млн человек и территорией, превышающей 5 млн кв. км. Эта уникальная надгосударственная интеграционная организация политической власти представляет собой принципиаль­но новый компонент мирового развития, требующий всестороннего изучения и учета.

С вступлением в Союз ряда бывших республик СССР и наших прежних социалистических союзников у России появилась стратеги­чески важная протяженная общая граница с ним, не говоря уже о том, что он является нашим главным внешнеэкономическим и очень перспективным политическим партнером. Улучшается взаимопони­мание между руководством России и Евросоюза, расширяется со­трудничество в борьбе с международным терроризмом, преступно­стью и во многих других сферах.

Для достижения оптимального сотрудничества и взаимодействия России с Европейским Союзом имеются все необходимые предпо­сылки: исторические судьбы наших народов традиционно взаимно переплетались, культуры взаимообогащались, экономики взаимодо-полнялись. В будущем эта многоплановая и цивилизационко зако­номерная взаимозависимость и взаимовыгодность с неизбежностью будет развиваться и принимать новые формы.

Чрезвычайно велико в этом процессе значение права — важного практического инструмента интеграции и взаимодействия. В рамках Европейского Союза в ходе всеобъемлющей интеграции сформиро­валось качественно новое наднациональное право. В нем интегриро­вались элементы систем как международного, так и национального права, права наиболее передовых европейских стран с устоявшимися демократическими традициями, права, вобравшего в себя опыт как континентальной, так и англо-саксонской правовых семей, богатую г-'-- 3

практику регулирования рыночных отношений, учета социальных факторов и умения согласовывать позиции самых различных участ­ников общественных отношений.

Вот почему право Европейского Союза накопило ценный опыт и в значительной степени стало примером для других интеграционных группировок, в том числе и тех, в которых участвует Российская Фе­дерация.

В рамках уникальной правовой системы Европейского Союза формируются механизмы защиты прав человека не только от лиц, органов и государств, их нарушающих, но и от наднациональных ин­ститутов и органов, создаются демократические правовые инстру­менты, позволяющие согласовывать динамику процессов интегра­ции и глобализации с интересами государств, регионов, а глав­ное — человека, который все более выдвигается в качестве определяющего критерия оценки прогресса нашей цивилизации.

Поскольку многие мировые достижения в сфере права нашли свое концентрированное выражение в праве Европейского Союза, изучение этого качественно нового, наднационального права имеет большое значение для совершенствования системы высшего юриди­ческого образования в России. Оно в определенной степени подво­дит итог развития современного права, его принципов, приемов и методов регулирования общественных отношений и формирует тен­денции его дальнейшего совершенствования.

Одной из первых в России кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии опубликовала почти все виды научных, методических и учебных изданий по праву Европейского Союза. Это и фундаментальный учебник «Право Ев­ропейского Союза» (2002 и 2003 гг., «Юристь», 925 с.), единственный на сегодня учитывающий изменения, внесенные Ниццким догово­ром, и сборники документов с комментариями, и учебное пособие «Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии» (2002 г., «Инфра-М», 136 с.).

До сих пор в нашей стране не было популярного краткого, но достаточно полного издания по праву Европейского Союза в вопро­сах и ответах, к которым уже привыкли российские студенты, осо­бенно заочной и вечерней форм обучения. Представляемая вашему вниманию книга ликвидирует этот пробел.

«Право Европейского Союза в вопросах и ответах», однако, не получилось упрощенной и сокращенной версией большого учебни­ка. Это иное по жанру, но вполне обстоятельное и самостоятельное издание.-

Прежде всего, оно принципиально дополняет фундаментальный учебник по содержанию. Так, Европейский Союз планирует в самое ближайшее время принять свою Конституцию. Это первая в истории 4

планеты наднациональная Конституция, которая потребует обстоя­тельного осмысления с теоретической и практической точек зрения. Ее принятие приведет к существенному изменению как основ, так и конкретных сфер права Европейского Союза. В предлагаемой книге весь материал излагается с учетом новелл, вносимых Конституцией Европейского Союза. С момента издания последнего учебника был также принят целый ряд регламентов директив, и других документов, внесших существенные изменения в отдельные отрасли права Евро­пейского Союза, например транспортного, корпоративного, эколо­гического права и т.д. Все это по возможности учтено в этом концен­трированном издании.

Нельзя не отметить учебно-методические достоинства книги, по­зволяющей в доходчивой форме изложить непростые основы надна­циональной системы права, складывающейся в Европейском Союзе. В этом смысле книга оказалась очень полезным средством популяри­зации достижений права Европейского Союза, анализа тенденций его развития и способов решения возникающих проблем.


О.Е. Кутафин

Ректор

Московской государственной юридической академии, академик РАН

ПРЕДИСЛОВИЕ

Большая часть учебных дисциплин, изучаемых в юридических ву­зах нашей страны, связана с российским правом, несколько — с пра­вом международным, и лишь один-единственный предмет — право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) — представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права — наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как эле­менты международного, так и внутригосударственного права, все бо­лее приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обога­щая при этом как правовую науку, так и практику.

Право Европейского Союза — это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Евро­пы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и сис­тем. Это в определенной степени прообраз «права будущего», права, построенного на максимальном согласии, сотрудничестве, координа­ции, со всесторонним учетом интересов каждого государства-члена, региона, а в конечном счете — каждого отдельного человека, который рассматривается в качестве центрального элемента этого права. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 25 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов.

Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европей­ского Союза представляет несомненный теоретический и практиче­ский интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране.

Вот почему с конца 90-х гг. новый предмет «Право Европейского Союза» стал все шире включаться в учебную программу российских вузов. В нашей стране возникли серьезные научные школы, появи­лись первые учебные пособия и учебники по этому предмету. Кафед-6

pa права Европейского Союза Московской государственной юриди­ческой академии явилась одной из первых, освоивших при творче­ском сотрудничестве с рядом европейских вузов преподавание этого предмета в России. Ее авторский коллектив помимо прочих книг из­дал на сегодня наиболее полный и учитывающий новеллы вступив­шего в силу 1 февраля 2003 г. Ниццкого договора учебник (925 с.) и столь же современное, но совсем иное — краткое учебное пособие v схемах и комментариях (135 с.), вместе позволяющие на любом уров­не освоить этот непростой предмет. Учебный материал подкрепляет­ся рядом серьезных сборников документов' по праву Европейского Союза, в основном переведенных преподавателями ка4)едры, а также методических материалов.

Чрезвычайно динамичное право Европейского Союза, однако, не стоит на месте. В июле 2003 г. созданным Европейским Союзом спе­циальным Конвентом принят официальный проект Конституции для Европы. Его утверждение приведет к созданию первой надна­циональной Конституции и возникновению наднационального кон­ституционного права.

Учесть это новое явление в учебном процессе необходимо. В то же время разные формы обучения, разные цели изучения этого предмета студентами требуют использования новых и разнообразных методик обучения и видов учебной литературы. Поэтому, имея опыт создания всеобъемлющего базового учебника и более визуально ориентирован­ного краткого пособия, сочетающего текст со схемами, авторский коллектив решил предложить читателю ставшее в последнее время по­пулярным издание в форме вопросов и ответов. По праву Европейско­го Союза такое пособие издается в нашей стране впервые.

Настоящее пособие подготовлено с учетом учредительных, нор­мативных и иных правовых актов Европейского Союза и Сообществ по состоянию на 10 апреля 2004 г., включая проект будущей Консти­туции Союза, вступление которой в силу ожидается не ранее 2006 г.

Предлагаемое читателю издание органично вписывается в имею­щуюся систему учебных и методических материалов по праву Евро­пейского Союза. Оно написано в соответствии с обновленной учеб­ной программой курса «Право Европейского Союза» и четко и с дос-

' Право Европейского Союза: документы и комментарии / отв. ред. С.Ю. Каш­кин. М.: Терра, 1999. 640 с.

Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юриспруденция, 2001. 208 с. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М.:

ИНФРА-М, 2002. 137 с.

Шенгенские соглашения / вступ. статья и сост. С.Ю. Кашкин, А.О. Четве­риков. М:. Профобразование, 2000. 192 с. Россия и Европейский Союз: докумен­ты и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003. 560 с.

7

таточной полнотой раскрывает все основные темы учебной программы.

В сочетании с вышеупомянутым учебником и учебным пособием в схемах и комментариях предлагаемое издание обеспечивает глубо­кие и качественные знания предмета.

В то же время предлагаемое пособие занимает свое, только ему принадлежащее место в списке рекомендованных по этому предмету изданий. С учетом особого дефицита учебного времени, отводимого в учебных планах этой непростой дисциплине, и времени, выделяе­мого на подготовку к зачету или экзамену (особенно для заочной и вечерней форм обучения), предлагаемое пособие позволяет наиболее эффективно освоить прежде всего минимально достаточные основы знаний права Европейского Союза. Особенно оно методически удоб­но для повторения и обобщения материала после изучения фунда­ментального учебника и рекомендованных первоисточников.

Пособие обладает рядом присущих ему дидактических и методи­ческих особенностей:

— авторы стремились логично изложить в нем всю совокупность требуемых учебной программой знаний, но в максимально сжатой и лаконичной форме;

— книга написана просто, но не упрощенно — это вполне серь­езное издание, снабженное солидным научным аппаратом;

— по объему содержания и глубине анализа книга носит одно­временно дополнительный к базовому учебнику характер — она так­же знакомит с новейшими документами и событиями, определяю­щими современное положение и перспективы развития предмета. В частности, это единственное пока учебное пособие, которое учи­тывает проект будущей Конституции для Европы, знание которого необходимо почти по всем разделам изучаемого предмета.

Здесь помещены не только те вопросы, которые традиционно присутствуют в экзаменационных билетах, но и те, которые вероят­нее всего могут задать экзаменаторы, стремящиеся объективно оце­нить знания студента.

Пособие рассчитано не столько и не только на сдачу экзамена, но ставит своей целью понимание предмета, получение системных, упо­рядоченных знаний, умений ими пользоваться на практике, а также ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития права Европейского Союза.

Методически многие ответы представляют собой, прежде всего, добротную канву, базовую модель ответа, его схематический «ске­лет», который необходимо конкретизировать правовыми нормами, аргументами, фактами, комментариями, иллюстрациями, и собствен­ными выводами, проявив инициативу и самостоятельность для полу­чения высшей оценки своего ответа. Поставленные вопросы застав-8

ляют задуматься о сути и проблемах права Европейского Союза, а структура и характер ответов — научиться выделять главное и пред­ставлять, что к нему необходимо добавить для достижения студентом полноты и глубины изложения материала.

В книге учитывается полезный отечественный и зарубежный опыт по созданию учебников и учебных пособий. Использованию зарубеж­ного опыта способствовала продолжительная и плодотворная работа с Центром международного правового сотрудничества (г. Лейден, Ни­дерланды), рядом голландских и бельгийских университетов.

Предлагаемое вашему вниманию пособие является многоцеле­вым. Оно раскрывает основные темы учебного курса «Право Евро­пейского Союза» («Европейское право»), охватывает ряд тем между­народного публичного права, а в институционной части предлагае­мый материал тесно связан с конституционным правом. Настоящее издание окажется полезным для студентов, аспирантов, преподава­телей, научных работников и юристов-практиков, занятых во всех упомянутых сферах правовой деятельности.

В конце пособия помещен список литературы, рекомендованной для углубленного изучения всего курса и его отдельных разделов.

Одновременно вопросы и ответы рассчитаны отнюдь не только на формальную успешную сдачу экзамена — они определенно содер­жательны для любого человека, интересующегося правом Европей­ского Союза. Это, пожалуй, самая удобная для любого юриста, осо­бенно не изучавшего этот предмет ранее, книга. Она дает достаточно широкий и вполне профессиональный обзор состояния права Евро­пейского Союза не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу.

Силами сотрудников кафедры создан интернет-сайт', на котором находится большой объем информации по праву Европейского Сою­за, в том числе и на английском языке. Им пользуются граждане бо­лее 20 стран мира. Это наш своего рода дистанционный помощник в процессе изучения права Европейского Союза. Там вы найдете мно­гое из того, что нам не удалось «вместить» в скромные рамки этого небольшого издания. На этом сайте вы также можете высказать свои пожелания и замечания по поводу этой книги.

Заведующий кафедрой

права Европейского Союза,

профессор Кашкин С.Ю.

' eulaw.edu.ru

Раздел I. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

1. Что такое «право Европейского Союза»?

Право Европейского Союза (англ. European Union Law; франц. droit de 1'Union europeenne) — самостоятельная правовая система, возникшая в результате усилий по строительству «единой Европы».

Будучи интеграционным по своему характеру, право Европейского Союза вводит единые (единообразные) правила поведения граждан и организаций во многих областях их жизни, закладывая тем самым юридические основы для создания «как можно более тесного союза народов Европы» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Именно в нормах данной правовой системы закреплены принципы единого внутреннего рынка ЕС и правовой режим единой валюты евро; статус «европейских» институтов (Европейский парламент, Совет Европей­ского Союза и др.) и «европейских» юридических лиц («европейское акционерное общество» и др.); условия и порядок выдачи «европей­ского ордера на арест», единой (шенгенской) визы и т.д.

В отличие от правовых систем отдельных государств (националь­ного, или внутригосударственного, права) право Европейского Союза распространяет свое действие на территорию свыше 20 госу­дарств — членов Европейского Союза (см. вопрос № 2).

Право Европейского Союза занимает самостоятельное положе­ние и по отношению к международному (публичному) праву, в частно­сти, потому, что оно создается в рамках единой политической орга­низации (Европейский Союз), наделенной властными полномочия­ми и обладающей рядом общих признаков с федеративным государством (федерацией).

С целью подчеркнуть своеобразие права Европейского Союза и его отличия от классических правовых систем (внутригосударствен­ного и международного права) в научной литературе оно часто харак­теризуется как наднациональное (надгосударственное) право. В совре­менной западной доктрине получил также распространение термин транснациональное право1, который делает акцент на способности норм Европейского Союза действовать «через» государственные гра­ницы, не ограничиваясь территорией одной-единственной страны.

2. Какова географическая сфера действия права Европейского Союза?

Действие права Европейского Союза распространяется на терри­торию стран, входящих в состав организации Европейский Союз. Эти страны официально именуются государствами-членами, и их количество постоянно возрастает:

' См.: Conseil d'Etat. I/influence internationale du droit francais. Paris: La documentation francaise, 2001. P. 13.

10

— Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ — госу­дарства-основатели, начавшие в 1950-е гг. процесс строительстве. Союза;

— Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.);

— Греция (с 1981 г.);

— Испания, Португалия (с 1986 г.);

— Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.);

— Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 1 мая 2004 г.).

В качестве государств-кандидатов на вступление в Европейский Союз признаны Болгария, Румыния и Турция. Вступление первых двух стран намечено на 2007 г.; сроки присоединения Турции не оп­ределены. В начале 2003 г. руководители государств — членов Евро­пейского Союза на встрече в верхах в Афинах заявили о готовности в будущем принять в состав Союза страны Балканского полуострова.

Из принципа общеобязательности права Европейского Союза на всей его территории существуют отдельные исключения. Наиболее важные из них касаются норм, регулирующих единую валюту — евро (см. вопрос № 107), и Шенгенских соглашений (см. вопросы № 153-154).

Постепенное расширение состава Европейского Союза и терри­тории, на которой действует его правовая система, привело к тому, что право Европейского Союза все чаще называют сегодня европей­ским правом, а сам Союз — Европой. Подобная терминология явля­ется более лаконичной, но фактически неточной, так как «исключа­ет» из Европы. страны, не являющиеся государствами — членами Союза (Россия, Украина, Швейцария и др.).

3. Кто выступает субъектами права Европейского Союза?

Субъекты права Европейского Союза — это носители прав и обя­занностей, установленных нормами данной правовой системы.

Отличительная особенность права Европейского Союза — спо­собность его норм иметь прямое действие, т.е. устанавливать субъек­тивные права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц (см. вопрос № 19). Принцип прямого действия права Европейского Союза послужил предпосылкой для введения в 1992 г. гражданства Союза.

Таким образом, в качестве основных субъектов данной правовой системы сегодня выступают:

— граждане Союза, в качестве которых автоматически призна­ются граждане всех его государств-членов (см. вопрос № 86);

— юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории Союза, в том числе «европейские» юридические лица (организации, учреждаемые согласно законодательству Союза);

11

— государства — члены Союза и их компетентные органы (пра­вительства, парламенты, национальные суды, прокуратуры и т.д.);

— Европейский Союз в целом и его структурные подразделения. В качестве субъектов права Европейского Союза также могут вы­ступать третьи страны (государства, не входящие в состав Союза), иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства) и ино­странные юридические лица, проживающие, находящиеся или осу­ществляющие свою деятельность в пределах Союза.

Соблюдение норм права Европейского Союза обязательно для всех, кто находится на его территории (т.е. на территории любого из государств-членов). В отдельных случаях подобная обязанность рас­пространяется и на иностранцев, находящихся за пределами Союза (например, соблюдение условий, требуемых для получения шенген-ской визы).

4. Каковы предмет и содержание права Европейского Союза?

Предмет права Европейского Союза — это общественные отно­шения, которые оно регулирует. Содержание права Европейского Союза складывается из отдельных правил поведения — юридических норм, среди которых особое место занимают нормы-принципы (см. раздел III).

В западной доктрине содержание права Европейского Союза принято делить на две части: институционное и материальное право'.

Предметом институционного права является сам Европейский Союз как интеграционная организация, статус его руководящих ор­ганов (институтов). Например, правила, регулирующие порядок формирования Европейского парламента или юрисдикцию судов Союза, — это нормы его институционного права.

Материальное право — право, создаваемое Европейским Сою­зом в целях регулирования общественных отношений, которые скла­дываются на его территории между гражданами, юридическими ли­цами, государствами-членами и другими субъектами. Например, та­моженное или уголовное законодательство Союза выступают источниками его материального права.

Материальное право Европейского Союза неоднородно по сво­ему характеру и включает нормы разных отраслей, в том числе отно­симых традиционно к процессуальному праву (конституционное, ад­министративное, гражданское, трудовое, гражданское процессуаль­ное и уголовно-процессуальное, аграрное и т.д.).

' См., напр.: Rideaii J. Droit institutionnel de 1'Union et des Cornmunautes europeennes. Paris: LGDJ, 1999; Dubouis L., Blumann C. Droit materiel de 1'Union europeenne. Paris: Montchrestien, 2001.

12

5. Какие методы использует право Европейского Союза ?

В праве Европейского Союза используются те же методы регули­рования общественных отношений, какие характерны для современ­ных государств: методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диапозитивный методы; коллизионный метод.

В то же время, поскольку формирование права Европейского Союза осуществляется путем интеграции правовых систем разных государств, наряду с указанными выше для него характерны специ­фические методы воздействия — методы унификации и гармонизации.

Метод унификации предполагает установление Союзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют обществен­ные отношения на всей его территории. Инструментом унификации служат регламенты (англ. regulation; франц. reglement) — нормативные правовые акты, сходные по своим признакам с федеральными зако­нами.

Метод гармонизации означает издание Союзом основ законода­тельства, в соответствие с которыми государства-члены приводят свои внутренние законы и подзаконные акты. Посредством гармони­зации Союз «сближает» правовые системы государств-членов друг с другом, но не вводит полное единообразие. Инструментом гармони­зации служит директива (англ., франц. directive), а в сфере уголовного и уголовно-процессуального права — рамочное решение (англ. framework decision; франц. decision-cadre).

Регламенты, директивы и рамочные решения не подлежат рати­фикации со стороны государств-членов!

Регламенты вступают в силу на 20-й день после их опубликова­ния в Официальном журнале Европейского Союза (если иное не предусмотрено самим регламентом).

Директивы и рамочные решения предусматривают так называе­мый срок трансформации — период времени, который дается госу­дарствам-членам на то, чтобы привести свое законодательство в со­ответствие с указанными актами (в среднем полтора года).

6. На скольких языках существует право Европейского Союза ?

Правовая система Европейского Союза является многоязычной. Поскольку ее нормы способны наделять правами и обязанностями непосредственно граждан, последние должны иметь возможность читать и понимать источники этих норм на своих родных языках.

В этой связи еще в 1950-е гг. было определено, что официальны­ми языками Союза призваны служить государственные языки всех его стран-участниц. После 1 мая 2004 г. у Союза 20 официальных язы­ков: английский, венгерский, датский, греческий, испанский, италь­янский, латвийский, литовский, мальтийский, немецкий, нидер-13

тандский, польский, португальский, словацкий, словенский, фин­ский, французский, чешский, шведский, эстонский. Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы также име­ют официальный текст на ирландском языке.

Официальный журнал Европейского Союза (см. следующий во­прос) издается на всех 20 языках, а тексты правовых актов, в нем опубликованных, имеют одинаковую юридическую силу (являются равно аутентичными). В случае расхождений между разными языко­выми версиями одного и того же документа суды Союза вырабатыва­ют «синтетическое» толкование, которое основывается на сопостав­лении друг с другом текстов на нескольких языках (не отдавая при­оритет какому-либо одному).

В судах Европейского Союза дела могут рассматриваться на лю­бом из 20 вышеперечисленных языков (плюс ирландский). Решение соответственно выносится на одном из этих языков, но затем офици­ально переводится на остальные. Главные правила использования языков в судопроизводстве таковы:

— язык дела выбирает истец: например, если рассматривается спор «Комиссия против Европейского центрального банка», то пра­во выбора принадлежит Комиссии (как истцу)';

— однако если ответчиком выступает государство-член или гра­жданин/юридическое лицо, то дело рассматривается на языке ответ­чика: например, в споре «Комиссия против Греции» разбирательство должно производиться на греческом языке (на нем же выносится и решение);

— в делах «преюдициальной юрисдикции», рассматриваемых по запросам судебных органов государств-членов, решение выносится на том языке, на котором поступил запрос: например, решение по за­просу суда ФРГ будет выноситься на немецком языке.

Несмотря на многообразие официальных языков, в совещатель­ной комнате процесс обсуждения между судьями в силу обычая про­исходит на французском языке. Наряду с французским в качестве ра­бочих языков институтов и органов Союза используются английский и, в меньшей степени, немецкий.

7. Где публикуются нормативные акты и иные документы Евро­пейского Союза?

Главным печатным органом Союза (аналогом российского Соб­рания законодательства) служит Официальный журнал Европейского Союза {англ. Official Journal of the European Union — OJ; франц.

1 На практике в спорах между органами Союза традиционно используется французский язык. 14

Journal officiel de Г Union europeenne — JO)', издаваемый на 20 языках (см. предыдущий вопрос). Номера Официального журнала выходят в свет по мере необходимости, как правило, ежедневно. В последнее время нередки случаи, когда в один день появляются сразу несколько номеров Официального журнала.

Помимо серии «L» — «Законодательство» (англ. Legislation;

франц. Legislation), где публикуются регламенты, директивы, рамоч­ные решения и другие юридически обязательные акты, Официаль­ный журнал Европейского Союза издается также в серии «С» — «Со­общения» {англ., франц. Communications), содержащей законопроек­ты, резолютивные части решений судов Союза и иные документы официального характера.

Решения судов публикуются в специальном Сборнике судебной практики (англ. European Court Reports — ECR; франц. Recueil de la jurisprudence de la Cour — Rec.), который выходит в свет регулярно на всех официальных языках.

В связи с развитием информационных технологий были созданы официальные компьютеризированные базы данных законодательства Союза, главной из которой является CELEX (платная). На бесплат­ной основе документация Европейского Союза может быть получена с его официальной страницы в сети Интернет http://europa.eu.int пу­тем обращения в базу данных Ведомства официальных публикаций (Eur-Lex).

Поскольку Россия не является государством — членом Европей­ского Союза, официальных текстов нормативных актов и других ис­точников права Европейского Союза на русском языке не существу­ет! В настоящее время на русский язык переведены (неофициально) учредительные документы и некоторые акты текущего законодатель­ства Союза, которые доступны через базу данных кафедры права Ев­ропейского Союза Московской государственной юридической ака­демии (http://eulaw.edu.ru) и в печатной форме (см. библиографию в конце книги).

' До 1 февраля 2003 г. назывался «Официальный журнал Европейских сооб­ществ».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации